рассказ как друзья спасали рыбу читать рассказ
На рыбалке. Рассказы детям
На рыбалке. Рассказ 3.
Было раннее утро. Будильник разбудил в 6.00. Мы собрались на рыбалку. Решили взять на прогулку Алису, Каплю и Сереброка. Пруд был недалеко. Шли минут десять. Но за это время нашим питомцам надоело сидеть в переносной коробке. Зато как они обрадовались, когда их выпустили на волю, и сразу разбрелись по траве. А мы стали подготавливаться к рыбной ловле: достали удочки, наживку, подкормку, говорят, на кукурузу «Бондюэль» хорошо клюёт, банку под рыбу. Забросили удочки и замерли в ожидании. Клёва не было. Стояла необыкновенная тишина. И только было слышно, как мини-тигры что-то пытаются поймать в траве. Через несколько минут поплавок дёрнулся, ещё раз и ещё. Удалось выловить маленькую рыбку. Алиса и Капля сразу переключили внимание на улов. Сереброк где-то затерялся среди кустов.
Шло время, рыбалка пока не удавалась. Вдруг какая-то птица с громким криком вылетела из кустов. Сереброк от неожиданности залетел на дерево. То ли ветка оказалась тонкой, то ли он не удержался, но резко полетел вниз и плюхнулся в воду прямо на поплавок. С перепугу начал грести лапами, запутываясь в леске. Неизвестно, сколько бы ему пришлось барахтаться, но, к счастью, у нас был сачок, и мы выловили горе-рыболова на берег. Сереброк не сопротивлялся. С хвоста свисали водоросли, он был весь мокрый. Нужно было его согреть, и я закутала котика в свитер. Через некоторое время он заснул.
Началась рыбалка. В трёхлитровой банке с водой было уже несколько рыбёшек. Алиса и Капля не отходили от банки, наблюдая, как плавают рыбки. Им было очень любопытно смотреть на них. Алиса попыталась выловить окунька, но не тут-то было! Банка перевернулась, вода из неё вытекла вместе с рыбками, которые стали быстро прыгать по траве. Алиса и Капля стали их ловить. От шума проснулся Сереброк. Не решаясь сразу выпрыгнуть из свитера, он всё же присоединился к своим друзьям по рыбной ловле. Невозможно было без смеха смотреть на представителей кошачьей породы, когда рыбки, добравшись до воды, исчезали в речке. Сереброк даже пытался лапой достать водоросли.
О рыбалке не могло быть и речи. Вернулись домой. Обиженные котики улеглись в углу, на ковре, отказавшись от обеда, потому что в меню было рыбное ассорти.
Урок по литературе
для 3 класса.
Тема: «Как друзья спасали рыбу»
У. Канахин.
Подготовила: Куанышпаева Р. Ж.
Тема: «Как друзья спасали рыбу» У. Канахин.
Цель: В ходе работы над текстом дети усвоят идею рассказа, поймут, что каждый может
стать другом и защитником природы.
Задачи: 1. Поймут в ходе рассказа главную мысль, смогут сделать вывод и определить тему
рассказа.
2. научатся анализировать, находить главное, выражать главную мысль отношению к
рыбам и окружающему миру, совершенствовать навык беглого и выразительного
чтения.
3. развивать любовь к окружающему миру, бережное отношение к природе.
Метод: объяснительно – иллюстративный.
Форма урока: изготовление аквариума, благоприятная среда обитания.
Содержание урока.
I. Организация класса.
1. Вступительная часть (на доске: друзья, спасали, рыбу)
— Что вы цените в друзьях, какие качества?
— среда обитания рыб, где обитают?
— кого можно спасти?
честные
открытые взаимоотношения
Вывод: кто может спасти в данной ситуации?
Тема: как друзья спасали рыбу?
II. Основная часть
1. Вступительное слово об авторе.
Утебай Канахин родился в Актюбинской области. Учился в Актюбинском институте. Когда началась Великая Отечественная Война, он ушел на фронт, после окончания войны продолжил институт, затем поступил на филфак КазГу. Выпустил сборник рассказов для детей.
2. Первичное чтение (учителем, слушают внимательно)
— понравился вам рассказ, чем?
— встречались ли вам на слух новые слова?
— определите тему? Соответствует ли названию?
— как еще можно озаглавить? (спасение рыб, помощь)
— кто является главным героем? (Мырзабек, Ербол, Кулимжан, Дуйсен)
— кто вам понравился из друзей? Почему?
— Можно ли их назвать друзьями? Почему?
3. Вторичное чтение (детьми)
— встречались ли вам новые слова?
Нещадно – не жалея, жестоко, сильно
Мираж – что, чего нет на самом деле (испарение, видимость)
Кишмя – кишела – очень много
Кирка – род молотка, тяпка
4. Ребята, нам сейчас нужно выполнить ряд заданий. Будьте очень внимательны.
1 задание.
— найдите описание полудня, как автор описывает?
— почему попряталось все живое?
— как автор описывает горячий воздух?
2 задание.
— куда пошли мальчики? Зачем?
— как автор описывает фигуры мальчиков?
Мырзабек – длинный (высокий)
Ербол – худой
Кулимхан – крепыш (здоровый, сильный, крепкий)
Дуйсен – светлолицый (Светлый, толстенький)
Работа по иллюстрации
— найти по описанию
— что у Дуйсена? Ведро как они одеты?
— Ербола Кирка что у них на голове?
— Кулимхана Лопата что они делают?
5. Физминутка
6.
3 задание.
— что друзья обнаружили?
— прочему рыбы разевали рты?
— кто из друзей обрадовал рыб? Почему?
— почему поверхность воды запестрела?
— как можно оценить этот поступок?
— правильно ли он поступил?
— характер
— но он ведь хотел накормить кошку?
— Это тоже хорошо?
4 задание.
— кто остановил мальчиков?
— какой он был?
— найдите, как он смело выступил против своих товарищей?
— что Мырзабеку не понравилось?
— как он скомандовал?
— кто из друзей почувствовал вину?
— кому пришла идея соорудить канал?
5 задание.
— найдите, как друзья соорудили канал?
— какое было настроение вначале? Почему?
— почему они повеселели?
— найдите последнюю строчку.
7.
— Что я собрала? Где еще обитают рыбки?
— зачем нужен аквариум?
— уход за рыбками?
— из скольких частей состоит аквариум?
— на сколько частей мы разделили.
8. Экологическая страничка
Из поймы Иртыша в крупные водоемы Павлодара переселено 4 млн. мальков рыб. Весной в пойме Иртыша образуются тысячи мелких озер, там рыба получает свое рождение, а уже осенью переселяют в Иртыш и крупные озера. Если этого не делать, озера высохнут, а рыба просто погибнет.
Рыбинспекции удалось переселить в Иртыш и крупные озера 24 млн. мальков, карпа, судака и карася весом 10 – 15 граммов. Работа по переселению мальков будет продолжаться до второй половины ноября.
10. Рефлексия
На каждой рыбке напишите пожелание людям.
Рассказ как друзья спасали рыбу читать рассказ
Горячий воздух растекался над землёю, становясь видимым, обретал причудливые формы и дразнил воображение миражом* глубокого синего озера.
Сюда, в этот знойный степной уголок, забрели из ча-
Обманувшись миражом, ребята со всех ног бросились к воде, но вместо озера обнаружили большую, наполовину пересохшую лужу. Поверхность её кишмя кишела мелкими рыбёшками, которые беспомощно разевали рты, изнывая от недостатка воды.
Толстяк Дуйсен, самый младший из четвёрки, радостно заявил:
Поверхность её тут же запестрела от светлых рыбьих брю- шек.
Мырзабек, соображая, отошёл в сторону, бросил взгляд
на лужу и решительно объявил:
— Соорудим канал и соединим эту лужу с озером.
— А когда рыть начнем?
— Не хватало ещё в такое пекло в земле копаться!
Выслушав всех, Мырзабек скомандовал:
— Ну, чего стоим? Айда в аул за лопатами и вёдрами! Тех рыбок, которые не сумеют сами выплыть, перетащим вместе с илом. Пошли!
. Они обливались потом, натруженные ладони нестерпимо горели, а коленки дрожали от напряжения. Особенно страдал Дуйсен: утром он проглотил натощак несколько кусочков солёного курта и теперь умирал от жажды. Мальчишки работали из последних сил, и вскоре по новому руслу устремилась, весело журча, тонкая струйка воды. Глядя на оживших рыбок, которые запрыгали над поверхностью озера, повеселели и ребята и радостно понеслись вдоль берега с громкими криками.
Тех рыбёшек, что без сил остались лежать на дне, мальчишки перетащили в озеро прямо вместе с чёрной густой жижей. Потом посбрасывали с себя одежду и с разбегу плюхнулись в воду. Усталость как рукой сняло.
. Счастливые и довольные, с лопатами и кирками* в руках, друзья в обнимку возвращались домой и пели добрые, хорошие песни.
1. Определи тему и идею рассказа.
2. Придумай к рассказу такое название, чтобы в нём была выражена основная мысль, идея произведения.
3. Найди в тексте описание полудня. С какой целью автор ввёл его? Какие образные средства использовал для описания летнего зноя?
4. Нарисуй словесные портреты героев рассказа. Кто больше всего тебе понравился и почему?
5. Прочитай последние строчки рассказа. Объясни, почему ребята были счастливые и довольные.
Тема: У. Канахин «Как друзья спасали рыбу»
Тема: У. Канахин «Как друзья спасали рыбу».
Цели: 1. Создать условия для осмысления темы и идеи произведения; совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения.
2. Содействовать развитию интеллектуальных умений (анализировать, выражать свои мысли, сопоставлять и строить свое отношение к прочитанному).
3. Способствовать воспитанию коммуникативных качеств личности, гуманного отношения к природе, общечеловеческих качеств (доброты), чувства товарищества.
1. Орг. момент (пожелания друг другу удачи).
В качестве девиза на уроке было взято следующее высказывание: Мы в ответе за все живое на планете. (Сент-Экзюпери).
— Найдите ключевые слова.
— Что включает в себя слово «живое»?
— Как вы понимаете данное высказывание?
3. Сообщение темы урока.
— У. Канахин «Как друзья спасали рыбу».
— Предположите, в результате какой сложившейся ситуации друзьям пришлось спасать рыбу.
— Давайте выясним, верны ли наши предположения.
А) Словарная работа. Выброс слов на доску: нещадно, мираж, одуряющая жара, кишмя кишит, кирка.
— Как вы их понимаете?
— Экспертная группа даст нам толкование со словаря Ожегова.
Б) Чтение 1 части (учителем).
— В какое время года и где происходят события?
— Каково состояние природы в данный момент?
— На основе каких слов вы делаете вывод, что было очень жарко?
— С какой целью автор ввел описание полудня?
— Что бы вы делали в такую жару?
— Давайте назовем героев рассказа.
— Предположите действия ребят при виде пересохшей лужи с рыбами?
В) Чтение 2 части( учителем).
— Совпали ли наши предположения с тестом?
— Как хотели распорядиться рыбой Дуйсен и другие ребята?
— Почему действия ребят рассердили Мырзабека?
— Выявите моральные качества, которые проявились у ребят в данной ситуации? (работа проходит в парах с оценочными карточками).
— Проверка: какие моральные качества проявились у ребят в данной ситуации.
— Что подтолкнуло Мырзабека осудить поступок ребят и остановить их действия.
— Как вы думаете, что будет дальше?
Г) Чтение3 части (учителем).
— Какой выход из сложившейся ситуации нашли ребята?
— Дополните словесный портрет героев рассказа. Какие изменения произошли с ребятами и в чем их причина.
— Кто понравился? Почему?
— Заполнение дискуссионной карты.
Да, потому что ….. Вопрос. Нет, потому что………..
Кеулимжая и Дуйсена
— Откройте книгу на стр. 118, найдите последнее предложение. Объясните, почему ребята были счастливые и радостные.
— Как бы вы поступили в такой же ситуации?
— Если бы Мырзабек не остановил друзей то, что бы случилось?
— А если бы они не пошли сегодня спасать, а, например, завтра?
— Прочитайте первую часть, вслушивайтесь в звуки природы, в то, что и как говорят рыбки?
— Закройте глаза, представьте себя на месте рыбок, что чувствуете, расскажите.
— С каким настроением заканчиваем урок?
— Какие эмоции овладевали вами во время урока?
— Были ли у вас в жизни такие ситуации, где вам было стыдно за свои поступки, действия?
В подводном лесу. Сборник рассказов — Сладков Н.И.
Интересные и познавательные рассказы о жизни рыб. У каждого вида рыб свои привычки и повадки и очень интересно наблюдать за ними.
Под водой
В подводном мире всё не так, как у нас на земле.
Передвигаться там нужно не стоя, а лёжа. Там очень трудно шагать, но зато просто летать. А прыгать там можно даже вниз головой.
Руки и ноги в этом мире становятся на треть короче, а рыбы, раковины и водоросли — на треть своего роста длинней. Вода сплющивает расстояния и увеличивает предметы.
В подводном мире никогда не бывает дождя и снега. На небе там не звёзды, не тучи, а волны. Между волн перекатываются пузырьки воздуха — блестящие, как звёздочки!
Зимой там не бело, а черно: всю зиму непроглядная ночь.
Там нет горизонта — черты, где земля сходится с небом.
По земле подводного мира не скачут весёлые солнечные зайчики. Там колышутся широкие солнечные ленты — отсветы волн и солнца. Лиловые тени от красных кустов лежат на зыбкой серой земле. Мягкая зелёная дымка заволокла всё вокруг —- нет ни резких теней, ни острых углов.
Всё неверно, призрачно и таинственно.
Всё не так, как у нас на земле.
Я еле дождался лета: так не терпелось спуститься под воду и увидеть рыб.
Наши озёрные рыбы — не диковина. Ерши, плотва, окуни, щуки — кто их в руках не держал?
Но одно дело — рыба в руке, а другое — в воде. В воде рыба дома, там она живёт. А в руке рыба снёт — умирает.
У снулой рыбы даже цвет неживой—блёклый.
Рыбаки говорят, что снулая рыба вянет.
А то ли дело рыбы живые! Яркие, быстрые, резвые.
Кому на таких посмотреть не охота!
На лицо я надел водолазную маску.
Ноги сунул в резиновые ласты.
Стал я похож на одноглазую лягушку. И, как лягушка, нырнул в воду.
Пятое имя
Плотвицы совсем как ласточки: стройны, быстры, непоседливы. Но цветом они на ласточек не похожи.
В воде плотвицы кажутся серыми, и рыбаки иногда называют их за это серянками. Или краснопёрками— за красные плавнички.
Плотвицы всегда в движении. То серыми тенями шныряют между водорослей, то разом взметнутся, блеснут, как солнечные зайчики. За этот блеск плотву зовут ещё серебрянкой.
Есть у плотвы и ещё одно имя — четвёртое.
Как-то пробирался я сквозь заросли и выплыл на подводную поляну. Пусто на полянке. Одни пузырьки, будто белые мотыльки, взлетели вверх.
И вдруг вокруг меня вихрем закружили красные искры!
Я даже вздрогнул — глаза!
Красные, блестящие, как огоньки.
Мимо таких глаз не проплывёшь, остановишься: не глаза, а настоящие стоп-сигналы!
За красные глаза многие рыбаки зовут плотву красноглазкой.
Сколько имён у плотвы: серянка, краснопёрка, серебрянка, красноглазка! И все хороши.
Но будь моя воля, дал бы я плотвицам пятое имя — водяная ласточка. Уж очень они резвы и ловки. И хвост, как у ласточки, вилочкой.
Подводные ежи
В ерше, как и в еже, заметнее всего — колючки.
Голова, хвост, посредине колючки — вот и весь ёрш.
И ещё глаза: лилово-синие, большие, как у лягушки.
Ростом ёрш—с мизинчик. А если с указательный палец, то это уже ершовый старик.
Напугали меня эти старики. Плыву и вижу: дно зашевелилось! Зашевелилось и уставилось на меня точками тёмных глаз.
Это ерши—старик к старику! Сами-то незаметны: хвосты, головы, колючки — всё такое же пятнистое, как дно. Видны одни глаза. Я повис над ершами, свесив ласты.
Ерши насторожились. Пугливые вдруг стали падать на дно, выгибаться и нарочно поднимать облачка мути.
А сердитые и отважные взъерошили на горбу колючки— не подступись!
Как ястреб над воробьями, стал я кружить над ершовой стаей.
Я стал похрипывать в дыхательную трубку.
Ерши не испугались.
Я вытаращил глаза — им хоть бы что!
Тогда я… чуть не сказал: «Плюнул на ершей»… Нет, я не плюнул, под водой ведь не плюнешь, — а махнул на ершей ластом и поплыл прочь.
От резкого взмаха ластом со дна взмыла и завихрилась муть. Все ерши устремились к ней: ведь вместе с мутью поднялись со дна вкусные червячки и личинки!
Чем быстрее я работал ластами, торопясь уплыть, тем больше поднимал со дна ила.
Тучи ила клубились за мной, как тёмные грозовые облака. За тучами тянулись стаи ершей.
Отстали ерши только тогда, когда я выплыл на глубину. Но на глубине мне стало не по себе. Я ещё не привык к глубине, — это были ведь ещё мои первые шаги под водой.
Дно опускалось всё глубже и глубже. А мне казалось, что я лечу над землёй и взмываю всё выше и выше. Так и хотелось за что-нибудь ухватиться, чтобы не грохнуться с этакой высоты!
Вот опять заросли. В зарослях ерши. Вроде и веселей: всё живые души!
Ерши-мизинчики плавают в полводы, а старики— на дне. Теперь я нарочно поднял ластами муть. «Старики» и «мизинчики», как воробьи на просо, кинулись на неё.
Я уже больше не пугаю ершей: не хриплю в трубку, не таращу на них глаза.
И потому даже самые пугливые больше не падают на бок, чтобы поднять со дна муть и спрятаться в ней. А самые сердитые не топорщат колючки на горбах.
Покладистые ребята. Колючки в ершах хоть и самое заметное, но не самое главное!
Рыбята
Светло и весело под водой в солнечный день!
Особенно на мелководье. Там на песчаных полянках растут длинные и тонкие водоросли, похожие на зелёные волосы.
На эти полянки из холодной и сумрачной глубины выплывают мальки — принять солнечную ванну. Мальки толкутся на поляне, как комары- толкуны.
Проплывёшь сквозь мальковый рой—будто под грибным дождиком пробежишь. Всё вокруг сверкает, и тело щекочут лёгкие «дождинки». Мальки заглядывают в маску, виляют хвостишками у самого носа. Но поймать их так же невозможно, как и схватить падающие капли дождя.
Мальки всегда очень заняты. То они сосут листики — зелёные соски. То подвешиваются на губах к водорослям — и висят как блестящие росинки.
Жадные хватают комаров с водяного неба, а любопытные даже высовывают свои носы в наш мир.
Пронеслась однажды над водой мотыльковая метель. Легкокрылые подёнки устлали воду белыми крылышками. Мальки сейчас же высунули носы из воды. Но тут вдруг страшная чёрная тень пронеслась над их головами. Мальки в ужасе брызнули вниз.
Я вынырнул и успел увидеть чёрное чудовище. Это была… ласточка! Она подхватывала упавших на воду мотыльков.
Вот натерпелись мальки страху!
Но рыбята, как и все ребята, не любят унывать. Унеслась ласточка — все сразу за дело. Кто нос в небо, хвостик вниз; кто листик сосёт; кто мотылька за крыло тянет.
Катят по небу серые волны. Колышутся по дну широкие жёлтые ленты-блики.
Между волн перекатываются шарики воздуха, а между жёлтых лент покачиваются мальки. Блестящие, как капельки солнца.
Светло и весело под водой!
Рыцарь
Никто и никогда не нападал на меня в воде. Даже большие зубатые щуки. И вдруг накинулся малыш, ростом с палец! Тело его защищено широкими блестящими пластинками. Как у рыцаря, закованного в латы. На горбу трезубец — три колючки. На груди ещё две, как два кинжала.
Рыцарь грозно растопырил все свои пять колючек и бесстрашно встал на моём пути. Он прямо весь потемнел от гнева, и глаза его позеленели от злости.
Рыцарь был смел и красив. Спина у него была синего цвета, бока — как серебро, а щёки малиновые.
Я протянул к нему палец. Он кинулся вперёд, ткнул палец трезубцем, и из пальца вязкой струйкой потянулась вверх кровь.
Я попятился назад, поднимая ластами тучи ила. Скорей укрылся за кустом пушистого роголистника и стал смотреть.
И тут открылась мне тайна маленького смелого рыцаря: оказывается, он сторожил свой дом!
Дом его был размером с кулак и похож на кулак, неплотно сжатый: с одной стороны вход, с другой — выход. А в домике была икра.
Никто не мог безнаказанно приблизиться к его дому. Грозя колючками, он бросался даже на больших рыб. Вот проплыла над домиком, извиваясь, как чёрная лента, пиявка. Рыцарь весь побагровел, вцепился в пиявку зубами и стал трепать её, как треплет собака крысу. Водяного скорпиона он схватил за клешню, уволок под широкий лист кувшинки и там выплюнул.
Ни на миг он не забывал о врагах. Даже проплывающий листик и шевелящаяся тень выводили его из себя. Он сразу «менялся в лице», глаза его зеленели, и на скулах выступали красные пятна. Даже белый живот краснел от гнева.
По цвету живота можно было сразу узнать его настроение.
Блестели латы: рыцарь готов был к бою и с крохотным жучком-гладышем, и с великаном-человеком.
Кто бы мог подумать, что даже простая колюшка становится рыцарем, если угрожать её дому!
Колюшка-папа сторожил свой дом.
Колюшка-папа очень заботливая рыбка — не то что колюшка-мама. Колюшка-мама отложит икру— и поминай как звали. А колюшка-папа икру стережёт. А потом пасёт своих непоседливых колюшат. Самых бойких и непослушных, убегающих из дома, он хватает ртом, тащит назад и выплёвывает прямо в дверь.
Говорят, что если разорить колюшкин дом, то колюшка-папа от горя бледнеет — совсем теряет свою яркую боевую окраску. И даже перестаёт есть.
Мне совсем не хотелось, чтоб такая красивая и бойкая рыбка стала бледной и скучной. Я выбрался из куста роголистника и поплыл в сторону от рыбьего домика.
Голубой рак
Всем известно, что рак красный. Даже говорят: «Красный как рак!» Но красным рак становится только в кипятке. Живой рак бурого цвета. Это тоже всем известно.
Но вот известно ли кому, что среди обыкновенных раков встречаются голубые?
Однажды летом я поймал такого в Грязной речке. Всё у него, как у бурого рака: клешни, глаза на стебельках, раковая шейка. А цвет — голубой!
Панцири обыкновенных раков всегда под цвет тёмного дна, а этот голубой, как весеннее небо. А что, если и его в кипяток, каким тогда станет? Неплохо бы сварить. Ракоеды говорят, что в те месяцы, в которых нет буквы «р» — летом — раки особенно вкусны!
И всё-таки я голубого рака не сварил, пожалел. Выбросил обратно в речку. Ведь может, это всем ракам рак. Может, от него вся порода рачья переменится. Может, не будут они, как водяные крысы, прятаться по тёмным норам, не станут пятиться задом. Может, поднимутся с тёмного дна к подводному небу и заживут среди ярких и красивых рыб. И может, нашу Грязную речку все назовут тогда — речка Голубых раков!
Так что вот: не все раки бурые.
Да будет и вам это известно!
Рыбьи пляски
До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солнце поднялось багровое, и всё — земля и небо — окрасилось в красный цвет. Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крыльями утки, и крылья у них розовые.
Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной.
Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплёскивая снопы искр.
Всё ближе чайки, всё резче их крики.
И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в красную воду. Вот вылетел целый косячок и рассыпался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной.
Гляжу во все глаза.
Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это удивительное красное утро?
А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятнышко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой. Выдра! Вот нырнула, будто растаяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и заплясали: вверх-вниз, вверх-вниз!
Чайки увидали—упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.
Всё сразу стало обыкновенным.
Солнце поднялось, и чёрные чайки стали белыми, чёрные рыбки—серебристыми, красная вода— серой. Лиловое облачко на горизонте шевельнулось и растаяло.
Хищники—чайки и выдра — вслед за пляшущими рыбками скрылись за поворотом реки.
Осень под водой
Вы купаетесь — раздеваетесь, а я купаюсь— одеваюсь. Надеваю тёплое бельё, тёплые брюки и тёплую куртку. На ноги натягиваю шерстяные носки, а на руки—шерстяные перчатки.
Поверх всего—резиновый костюм.
На лицо маску, на ноги ласты — и в воду.
Вы купаетесь летом, а я купаюсь и поздней осенью. Смотрю, какая осень под водой.
Холодно осенью в подводном лесу. Бешеный ветер гонит поверху злые волны. Жёлтые тростники клонятся над водой, будто заглядывают в глубину.
А в глубине всё в движении. Ёрзают по дну утонувшие листья. Покачиваются обомшелые тростники. Набухшие брёвна-топляки переваливаются с боку на бок, как поросята.
Над озером высокое синее небо. На берегах берёзки — горящие свечи. Чёрные строгие ели. Трепетные красные осинки. Золотая осень.
А в подводном лесу золотой осени не бывает. Осень под водой всегда хмурая. Стынет от воды лицо. Не шуршат листья, не посвистывает ветер. Вокруг пустынно и глухо.
Ветви водорослей поломались, поникли, обвисли. Всё поблёкло и покрылось густым слоем мути.
Не играют быстрые блестящие рыбки. Рыбы опустились в тёмную глубину. Лягушки сбились в кучу и зарылись в густой ил. Одни зеленоглазые щуки быстро уходят, поднимая хвостами муть. Длинные тонкие водоросли шевелятся, как ленивые сонные змеи…
Землю скоро укутает снег—наступит белая зима. А воду затянет лёд. И под водой настанет долгая ночь — чёрная зима. И на земле и под водой все с нетерпением будут ждать прихода зелёной весны.
Шепот рыб
Когда первый раз заглянешь под воду, то хочется только смотреть и смотреть. Но оглядишься — и уже хочется вмешиваться в жизнь подводного мира: хочется рисовать, фотографировать. Но больше всего хочется узнавать. К тебе подплывают рыбы, рты их открываются и закрываются, будто они что-то шепчут…
Чтобы приучить к себе рыб и понять их язык, я устроил под водой сад. Я опустил на дно ёлочки и укрепил их большими камнями. Расчистил песчаные аллейки и обсадил их деревьями- водорослями. Под водорослями разложил большие раковины.
Ночью я зажигал в саду фонарь, рыбы заворачивали ко мне на огонёк и танцевали, и порхали вокруг фонаря, как ночные бабочки.
На песчаной полянке я вбил кол и к колу прикрепил полочку. На полочку сыпал пареное зерно и крупу, клал червяков и кузнечиков. Это была кормовая полочка, совсем такая, как и для птиц. И, словно птицы, на полочку слетались яркие рыбы: окуньки, плотвички, уклейки. Начиналась возня, суматоха, догонялки и отнималки. Точь-в- точь как у птиц! Только не слышно было птичьего чириканья и писка. И не потому, что чириканья и писка не было: крику было даже больше, чем у птиц. Но человеческое ухо так устроено, что не может слышать рыбьего голоса. Для этого нужно иметь особый, сложный прибор.
У меня не было такого прибора, и я не слышал, что говорят рыбы. Но, кроме хитрых приборов, есть на свете простой и верный способ услышать бессловесных животных. И не только услышать, но и понять, что они говорят. Для этого нужно их полюбить…
Мне очень понравились живые рыбы, и потому, наверное, я понял, что они хотели мне сказать.
Рыбы оказались большими хвастунишками! Они хвастали, что люди об их жизни знают совсем мало: куда меньше, чем о жизни зверюшек и птиц. Что вот только теперь, когда даже ребята смогут пользоваться водолазной маской и наблюдать рыб под водой, они расскажут людям кое-что интересное.
Рыбы хвастались, что они спасают людей от комаров и малярии: ведь они так много поедают комариных личинок!
Рыбы говорили, что если они покинут озёра и реки, то ребятам придётся выбросить свои удочки. А озёра и реки станут пустынны и неинтересны, как леса, из которых улетели птицы.
Рыбы жаловались. Они жаловались на жадных рыбаков, которые вылавливали их сетью с мелкой ячейкой. В такой сети запутываются даже мальки, не успевшие пожить и нагулять рыбьего жирку. Они жаловались на бесхозяйственных людей, которые сваливают в озёра и реки всякий хлам и спускают туда загрязнённую воду. От этого гибнут все рыбы: старые и малые.
Щуки и форели жаловались на охотников, которые стреляют в них из ружей во время нереста.
Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, а то от застоя в них начинает портиться вода. Жители мелких озёр очень просили пробивать зимой лунки во льду—чтобы не задохнуться.
И за всё это рыбы обещали — все в один голос! — не покидать водоёмов и веселее клевать летом на ребячьи удочки. Даже если приманка на крючке будет невкусная, а поплавок будет такой огромный, что его и под воду-то нелегко окунуть.
Это уже известно: там, где рыба хорошо живёт, всегда веселее клёв!
Вот сколько дел тем, кто захочет не только рыб ловить, но и помочь им.