можно ли заносить мясо в храм
Православная Жизнь
«Околоцерковные» суеверия – большая проблема нашей церковной жизни. Их количество неисчислимо, их разнообразию не перестаешь удивляться.
С одной стороны, прихожане зачастую стесняются подходить к батюшке с бытовыми вопросами. С другой стороны, многие принимают суеверия за аксиому, и даже в голову не приходит поинтересоваться мнением Церкви на сей счет.
На страницах портала Pravlife иеромонах Хризостом (Грищенко), насельник Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря, разъяснит, как отличить суеверие от канона, и поможет разобраться в наших заблуждениях.
— У людей, часто даже и у воцерковленных, нередко бывают убеждения, которые иначе как «суевериями» назвать нельзя. Одно из таких убеждений – «нельзя входить в храм или монастырь с колбасой и другими мясными продуктами». Отец Хризостом, оправдано ли такое утверждение?
— Для начала, надо попробовать понять, с чего именно началось то или иное суеверие. Часто бывает, что корень заблуждений — неправильное истолкование тех или иных реально существующих правил.
Например, приходится слышать, будто человек, который причастился, не должен прикладываться к иконам, целовать руку священнику и т.д. Суть же заключается в следующем: когда человек причастился и еще не принял запивку — на губах или во рту еще может быть Кровь Христова. В таком случае, конечно же, не стоит целовать руку священнику или прикладываться к иконам, чтобы не осквернить Святыню.
Если же человек принял после причастия запивку, и уста его чисты – он, вне всякого сомнения, может прикладываться и к иконе, и к благословляющей руке священника. Все остальное – домыслы, на которых и строятся суеверия.
Что касается «запрета заходить в храм с колбасой», то у этого суеверия может быть два источника.
С одной стороны, основой могла послужить традиция, в соответствии с которой в православном храме не должно быть никакой другой крови, кроме Крови Христовой. Даже священник, который случайно порезал палец в алтаре (запиской, например, такое случается) – должен выйти из алтаря. И обратно войти в алтарь, продолжить службу — только после того, как остановит кровь. Здесь всё предельно просто. А всё остальное – это и есть те самые суеверия.
Если же данное суеверие относят к монастырскому уставу, якобы «с колбасой запрещено входить из-за того, что монашествующие не вкушают мясные продукты», — это тоже, мне кажется, перегиб. К тому же, у монахов не настолько острое обоняние, чтобы почувствовать, кто и что принес в своей сумке в храм.