меню буфета в школе
МР 0100/8606-07-34 Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Сборник
нормативных правовых актов
по организации питания
в общеобразовательных учреждениях
Составители сборника: И.О. Бухаров, А.И. Верещагин, А.А. Иванов, Т.В. Кирилина.
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
Рекомендуемый ассортимент пищевых
продуктов для реализации в школьных буфетах
Методические рекомендации
№ 0100/8606-07-34
Разработаны: ГУ НИИ питания РАМН (академик РАМН, проф. В.А. Тутельян, проф. И.Я. Конь, к.м.н. Л.Ю. Волкова, С.А. Димитриева, к.м.н. М.В. Копытько, 3.Г. Ларионова; Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (О.И. Аксенова, Г.В. Яновская); Московским Фондом Содействия санитарно- эпидемиологическому благополучию населения (к.э.н. В.И. Тобис, М.Г. Отришко).
Реализация продуктов через школьные буфеты является, наряду с горячими школьными завтраками и обедами, одним из важнейших факторов удовлетворения индивидуальных потребностей детей в основных пищевых веществах и энергии в условиях свободного выбора и служит существенным дополнением к разработанным меню школьных завтраков и обедов. В связи с этим, одним из условий оптимизации питания детей является правильное формирование ассортимента буфетной продукции.
Настоящий ассортимент пищевых продуктов, рекомендуемый для реализации через систему школьных буфетов, разработан ГУ НИИ питания РАМН, Роспотребнадзором и Московским Фондом Содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, основан на современных представлениях об оптимальном питании и включает преимущественно продукты с наиболее высокой пищевой ценностью. Вместе с тем, перечень предусматривает деление продуктов на продукты с более высокой и менее высокой пищевой ценностью. В рекомендуемый ассортимент продуктов включены преимущественно готовые к употреблению пищевые продукты промышленного производства в индивидуальной упаковке, что обеспечивает их санитарно-эпидемиологическую безопасность.
Ассортимент является рекомендуемым и может использоваться в качестве основы для разработки ассортимента буфетной продукции в конкретных школьных учреждениях по согласованию с местными органами Роспотребнадзора.
Наряду с рекомендуемыми продуктами ассортимент включает перечень пищевых продуктов, не рекомендуемых для реализации в школьных буфетах, к которым относятся многие продукты, популярные среди школьников, но характеризующиеся низкой пищевой ценностью.
Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах
Меню буфета в школе
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Методические рекомендации № 0100/8606-07-34 «Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.08.2007 г.)
Настоящий документ разработан в соответствии с Концепцией государственной политики в области здорового питания населения РФ, указывающей, что организация питания школьников принадлежит к числу приоритетных направлений деятельности органов здравоохранения, госсанэпидслужбы и органов образования, а также в соответствии с распоряжением Президента РФ, Постановлением Правительства РФ и приказом Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 54 от 27.02.2007 «О мерах по совершенствованию санитарно-эпидемиологического, надзора за организацией питания в образовательных учреждениях».
Реализация продуктов через школьные буфеты, является, наряду с горячими школьными завтраками и обедами важнейшим фактором удовлетворения потребности детей в основных пищевых веществах и энергии. В связи с этим, одним из важных условий оптимизации питания детей является формирование ассортимента буфетной продукции.
Настоящий ассортимент пищевых продуктов, рекомендуемый для реализации через систему школьных буфетов, разработанный ГУ НИИ питания РАМН, Роспотребнадзором и Московским фондом содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, основан на современных представлениях об оптимальном питании и включает преимущественно продукты с наиболее высокой пищевой ценностью. При этом в перечне проведено деление продуктов на продукты с более высокой и менее высокой пищевой ценностью. В рекомендуемый ассортимент продуктов включены преимущественно готовые к употреблению пищевые продукты промышленного производства в индивидуальной упаковке, что обеспечивает их гигиеническую безопасность.
Ассортимент является рекомендуемым и может использоваться в качестве основы для разработки ассортимента буфетной продукции в конкретных школьных учреждениях по согласованию с местными органами Роспотребнадзора.
Наряду с рекомендуемыми продуктами ассортимент включает перечень пищевых продуктов, не рекомендуемых для реализации в школьных буфетах, к которым относятся многие продукты, популярные среди школьников, но характеризующихся низкой пищевой ценностью.
Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах.
Перечень пищевых продуктов, не рекомендуемых для реализации в школьных буфетах
2. Гамбургеры, чизбургеры.
3. Сосательные и жевательные конфеты с высоким содержанием сахара.
4. Сильногазировзнные напитки.
5. Мучные жареные кулинарные изделия.
6. Кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).
7. Безалкогольные тонизирующие налитки.
8. Натуральный кофе.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | Г.Г. Онищенко |
Методические рекомендации N 0100/8606-07-34 «Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах» (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 24.08.2007 г.)
Текст методических рекомендаций официально опубликован не был
ГУ НИИ питания РАМН
Академик РАМН, проф. Тутельян В.А., проф. Конь И.Я., к.м.н. Волкова Л.Ю., Димитриева С.А., к.м.н. Копытько М.В., Ларионова З.Г.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Аксенова О.И., Яновская Г.В.
Московским фондом содействия санитарно-эпидемиологическому благополучию населения к.э.н. Тобис В.И., Отришко М.Г.
Настоящий документ предназначен для врачей органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, врачей-педиатров, врачей-диетологов, специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора, директоров и зам.директоров по социальным вопросам образовательных учреждений, специалистов предприятий различных форм собственности, организующих питание учащихся в школах и других специалистов, участвующих в организации питания учащихся образовательных учреждений.
Школьные обеды: как узнать, что ест ребенок в столовой
Разнообразное питание необходимо для нормального развития ребенка. Поэтому в московских школах есть возможность выбора из двух видов меню. Как и прежде, по желанию родителей наименее полезные продукты — полуфабрикаты и мясные консервы — в столовых не подают, зато каждый день в рационе есть свежие овощи и фрукты. Дополнительно в буфетах можно купить различные лакомства, выпечку и полезные снеки.
Современные технологии на страже здорового питания
Узнать, как часто ребенок перекусывает, и помочь ему питаться правильно родители московских школьников могут онлайн с помощью информационной системы «Проход и питание». Она агрегирует данные о безналичных платежах с помощью карт, браслетов и других идентификаторов «Москвенок», позволяет пополнять баланс и устанавливать лимит трат. Также родители могут ставить запрет на приобретение в столовых различных видов продукции. Чаще всего под запрет попадают соленые хлебные палочки и мини-крендели.
К системе «Проход и питание» подключено более 90 процентов школ Москвы, а карты, браслеты и другие устройства есть у 935 тысяч учеников.
Проект «Проход и питание» действует в школах столицы с 2012 года и позволяет отслеживать, когда ребенок приходит в школу и уходит из нее. Чтобы подключиться к системе, одному из родителей или законному представителю школьника нужно заполнить заявление и отдать его классному руководителю. После подключения к системе получить всю необходимую информацию можно будет на странице «Посещение и питание» портала mos.ru, с помощью мобильного приложения «Госуслуги Москвы» и push-уведомлений, а также по электронной почте. Кроме того, на странице «Посещение и питание» портала mos.ru можно следить за получением горячего питания и покупками в буфете.
О том, как узнать о посещении школы ребенком и его питании, а также предоставить доступ к проекту другим членам семьи, читайте в инструкции mos.ru.
Соблюдение норм
Готовят еду для юных москвичей в основном непосредственно в пищеблоках школ. Для учреждений с буфетами-раздаточными, где пищеблока нет, обеды готовят на комбинатах питания и развозят в специальных изотермических емкостях, поддерживающих температуру блюд. Качество продуктов контролируют технические регламенты и санитарные правила (СанПиН 2.4.5.2409-08). Нормативные документы обязывают производителей обеспечивать безопасность продуктов, следить за их составом и пищевой ценностью, а также хранить и транспортировать готовые блюда и сырье так, чтобы это не влияло на их качество. Санитарные правила и нормы распространяются и непосредственно на организацию школьного питания. СанПиН содержат не только требования к помещениям и техническому оснащению столовых, но и требования к разработке меню.
Существует несколько ступеней контроля организации школьного питания. За соблюдением санитарных правил и норм следит Роспотребнадзор, который вправе выписывать предписания об устранении недочетов и штрафовать нарушителей. Ответственность за качество блюд и организацию их продажи несет директор образовательной организации.
Кроме того, в школах работают профильные комиссии по питанию при управляющих советах, в состав которых входят родители. Обычно информацию об этих советах можно узнать на сайте школы.
Члены комиссии могут проверять качество продуктов, размер порций, а также соответствие приготовленных блюд технологическим картам.
Кроме того, при городском экспертно-консультативном совете родительской общественности при Департаменте образования работает комиссия по контролю за организацией и качеством питания.
Герои мультфильмов и венские вафли
Некоторые образовательные организации принимают участие в проекте «Мой школьный ресторан». Сегодня в рестораны превратились столовые и буфеты более чем 50 столичных школ. Их интерьеры украшают изображения героев популярных мультфильмов, морские пейзажи, а также картины с достопримечательностями Москвы, других российских городов и столиц мира.
Наряду с привычными блюдами из школьного меню, в школьных ресторанах подают тематические блюда. Например, супы «Бразильский» и минестроне, запеченный шашлычок из курицы, фахитос, салат цезарь с соусом, салат «Амигос» с сырными чипсами собственного приготовления, лимонный и апельсиновый мохито и многие другие блюда. Все они, как и в обычных столовых, готовятся из продуктов, разрешенных для детского питания.
Первое, второе и компот: как должны питаться дети в школьной столовой?
Школьное питание — вопрос всегда актуальный и, зачастую, болезненный. С одной стороны, всем очевидно, что еда в столовой должна соответствовать принципам здорового питания, быть полезной и покрывать потребности растущего детского организма. С другой, она должна быть вкусной и аппетитной, нравиться детям, а с третьей — вписываться в бюджет, указанный в тендере.
Разбираемся, как закон регулирует обеспечение учеников горячим питанием и контролирует его качество, кто имеет право на льготные обеды и что делать, если ребёнок жалуется на школьную еду.
Содержание:
Питание в школьных столовых: основные законы
Согласно статье 37 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организация питания обучающихся возлагается на образовательные учреждения.
В них приведены следующие требования:
Главное новшество — СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», он же СанПиН, который содержит перечень недопустимых для школьного питания продуктов, размеры и массу порций, порядок составления меню, требования к оборудованию и гигиене помещений для приготовления пищи, хранению готовых блюд и пищевых продуктов и др.
По сути, СанПиН — это главный документ, с учётом требований которого должно быть организовано питание в школе.
Также на федеральном уровне регулируют качество питания в школах:
Дополнительно порядок обеспечения детей питанием в учебных заведениях формировать могут региональные законы.
Порядок организации питания детей в школах
Образовательное учреждение может иметь собственную столовую и штат работников либо привлечь специализированные предприятия общественного питания с помощью аутсорсинга, то есть передавая полномочия подрядчику путем заключения государственного или муниципального контракта через Госзакупки.
На основании договора компания, которая выиграла тендер, получает школьный пищеблок в аренду, занимается его оборудованием и содержанием и, в рамках установленного контрактом бюджета, обеспечивает питание учеников.
В большинстве школ сейчас действует именно такая (договорная) схема.
В зависимости от режима функционирования образовательной организации и часов нахождения в ней ученика, ему будет предусмотрено разное количество приёмов пищи:
Для приёма пищи в расписании занятий должна быть предусмотрена перемена продолжительностью не менее 20 минут.
Сколько стоит питание школьников?
Стоимость школьного рациона формируется с учётом сложившихся в регионе цен на продукты, рекомендованные для меню законодательством. Также в неё входит оплата за услуги по организации питания.
Бесплатное питание учеников начальных школ и льготников покрывают муниципальные или региональные бюджеты. Заложенные на это тарифы в разных регионах отличаются:
В зависимости от типа льготополучателя (учащийся с ОВЗ, из многодетной или малоимущей семьи, сирота и т.д.) тарифы могут отличаться в большую или меньшую сторону.
Если ребёнку не положена компенсация расходов питания, его ежемесячно должна оплачивать семья ученика. В каждой школе цена будет отличаться, и почти всегда она будет выше установленного на льготника норматива. Например, в Москве в минувшем учебном году завтрак для учеников 5-11 классов стоил порядка 100 рублей, обед — 180. В Уфе расценки начинались от 60 и 70 рублей соответственно.
Периодически возникают скандалы из-за того, что дети, обеспеченные питанием за бюджетный счёт, получали другие блюда, их порции были меньше.
По закону меню для всех школьников, независимо от их статуса и наличия льгот, должно быть одинаковым. Отличия допустимы лишь по медицинским показаниям.
Льготные обеды: кто может питаться в школе бесплатно?
1 марта 2020 года был подписан Закон об обеспечении учащихся в начальной школе бесплатным горячим питанием. Предполагается, что оно появится во всех образовательных учреждениях страны в срок до сентября 2023 года.
К этому моменту для школ вводится обязанность полностью обеспечить каждого учащегося 1-4 классов как минимум одним горячим блюдом и горячим напитком в день. Что именно это будет — каждое образовательное учреждение решит самостоятельно. Средства на обеспечение этих расходов будут выделены из бюджетов муниципального образования или региона.
Что касается предоставления бесплатного питания ученикам 5-11 классов, то на него может претендовать:
Дополнительные категории получателей социальной поддержки формируются органами местного самоуправления.
Чаще всего бесплатно или со скидкой в школе также могут питаться:
Как оформить бесплатное питание для школьника?
Чтобы получить льготное питание, нужно обратиться в службу социальной защиты населения (если вы проживаете в Москве, можно подать заявление через сайт mos.ru) либо напрямую в школу.
Для этого потребуются следующие документы:
⠀⠀
В случае оформления заявления через соцзащиту, полученную справку необходимо передать классному руководителю. Приложите к ней документы о состоянии здоровья ребёнка, чтобы школа могла сформировать ему отдельное меню, когда это требуется.
Как правило, льгота оформляется сразу на весь учебный год.
Всё про школьное меню
Важность здорового питания для детей объяснять не нужно, и в его правильной организации в образовательных учреждениях должны быть заинтересованы все.
Список разрешённых и запрещённых продуктов, требования к приготовлению блюд — всё это строго регламентируется. При этом многие родители сталкиваются с жалобами детей на невкусную еду. Разбираемся, как составляют школьное меню.
Кто составляет меню для школьников?
По действующему законодательству ученики обязательно должны получать горячее питание согласно утверждённому основному меню. Интересы детей, которым по состоянию здоровья положено лечебное и/или диетическое питание, также должны быть соблюдены школой.
Для каждой возрастной группы примерное меню разрабатывают минимум на две недели с учётом предусмотренных потребностей в белках, жирах, углеводах и микроэлементах, а также в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности.
Если еда готовится работниками школы, разработкой меню занимается образовательная организация, а утверждает его директор. Когда питание отдано на аутсорсинг, меню утверждает руководитель предприятия общественного питания либо ИП, предоставляющий услугу, и согласовывает с руководителем образовательной организации.
Раньше основное меню также было необходимо утверждать в Роспотребнадзоре, но СанПиН 2.3/2.4.3590-20, введённый с 1 января 2021 года, этого больше не требует.
Требования к пище в школьной столовой
Питание учеников должно соответствовать возрастным нормам и удовлетворять потребности детского организма в условиях интенсивного роста, быстрого метаболизма, а также высоких умственных нагрузок.
Приложение 10 к СанПин 2.3/2.4.3590-20 указывает, какое количество основных веществ должна содержать пища, но этот параметр можно корректировать с учётом климатических, национальных, конфессиональных и территориальных особенностей.
Основные требования к рациону школьника:
Формирование меню происходит в соответствии с рациональным распределением суточной калорийности по приёмам пищи. Если суточная норма калорий для школьников, в зависимости от возраста, составляет 2370-2520 ккал в сутки, то на школьный завтрак должно приходиться 20-25%, на обед 30-35%, на полдник 10-15%.
Допускается отклонение от этих норм по отдельным приёмам пищи в течение дня в пределах 5% при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать установленным требованиям.
Из чего готовят школьную еду: перечень разрешённых и запрещённых продуктов
Запрещённые продукты и блюда | Разрешённые продукты и блюда |
Окрошки и холодные супы | Говядина |
Яичница-глазунья | Мясо кролика |
Макароны по-флотски (с фаршем) | Мясо птицы (кура, цыплята-бройлеры, индейка) |
Макароны с рубленым яйцом | Конина |
Жареная во фритюре пищевая продукция | Баранина |
Блинчики с творогом | Рыба: треска, лосось |
Блинчики с мясом | Колбасные изделия, в т.ч. сосиски |
Грибы и всё, что из них приготовлено | Картофель |
Овощи и фрукты консервированные, содержащие уксус | Свёкла |
Консервы с нарушением целостности банок и признаками порчи | Капуста белокочанная, цветная |
Паштеты | Морковь |
Субпродукты, кроме говяжьих | Кабачок |
Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы | Бобы (фасоль) и зелёный горошек, в том числе консервированные |
Сырки творожные | Фрукты свежие, консервированные |
Изделия творожные более 9% жирности | Сухофрукты: курага, чернослив, изюм |
Молочная продукция и мороженое на основе растительных жиров | Макаронные изделия, крупы |
Острые соусы, кетчупы, майонез, уксус, горчица, хрен, перец острый | Яйцо |
Карамель, в том числе леденцовая | Сыр |
Кремовые пирожные и торты | Хлеб ржаной и пшеничный |
Молоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные менее 2,5% и более 3,5% жирности | Молоко, молочные и кисломолочные напитки стерилизованные 2,5-3,2% жирности |
⠀
Помимо этого запрещено приготовление блюд из мяса диких и сельскохозяйственных животных и птицы, а также рыбы, не прошедших ветеринарно-санитарную экспертизу.
Что касается напитков, то под запретом находятся морсы без термической обработки из плодово-ягодного сырья, газированные напитки, включая питьевую воду, натуральный кофе, тонизирующие и энергетические напитки, квас и соки концентрированные диффузионные, то есть сделанные на основе жмыха и воды.
Полный перечень можно посмотреть в СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Что готовят для школьников и почему им это не нравится?
В СССР школьные обеды готовили, опираясь на рекомендации «Книги о вкусной и здоровой пище». Впервые она вышла в 1939 году, и её авторы — главный диетолог СССР Мануил Певзнер и промышленник Анастас Микоян — сочли, что детям вредно всё жареное и острое. Основной упор в меню делался на отварное мясо, бульоны и молочные каши.
Спустя десятилетия рекомендации изменились не сильно — согласно действующим нормативам, блюда для детей должны готовиться с щадящими методами обработки продуктов. Приемлемы отваривание, запекание, паровая обработка, тушение и припускание. В идеале должно быть вкусно и полезно. На практике это работает не всегда. Действительно ли школьные столовые предлагают детям правильно питание?
Три основные претензии к школьному меню и с чем они связаны:
Нежелание детей есть «правильную» еду работники школьной столовой часто списывают на пищевые привычки современных детей, избалованных сладостями и фаст-фудом. Приготовленные на пару котлеты и творожные запеканки проигрывают бургерам и чизкейку. Ещё один аргумент в защиту еды в школе — ориентированность детей на домашнее меню. Если ребёнок не привык есть дома овощные гарниры, то они не будут его привлекать и в школе.
Дети часто жалуются, что в школьной столовой еда остывшая. Еле тёплый суп или постоявшая каша… Эту проблему необходимо решать со школьной администрацией и поставщиком услуг питания. По нормативам супы, соусы и напитки при раздаче должны иметь температуру не ниже 75°С, вторые блюда и гарниры — не ниже 65 °C. Еда может подаваться к столу холодной из-за нарушения температурного режима подачи, а подогревать уже приготовленное блюда нельзя. В итоге получаем голодных детей.
Частая претензия детей и родителей к школьному питанию — скудный набор блюд и продуктов, из которых они готовятся. Хотя перечень разрешённых продуктов достаточно широкий и, казалось бы, даёт пространство для манёвра, здесь нужно помнить, что нормативами разрешена замена одного вида пищевой продукции, блюд и кулинарных изделий на другой с учётом пищевой ценности. Учитывая бюджеты, которые выделяются на школьное питание, не удивительно, что вместо мяса часто у детей в тарелках сосиски, белая рыба и нелюбимая говяжья печень, а гарниры сделаны из того, что в данный момент дешевле.
Как понять, что детские претензии к невкусной еде обоснованы?
О качестве школьного питания говорит так называемый «индекс несъедаемости» – разница между детской порцией и тем, что в итоге пошло в отходы. Если на выброс отправилось более 50% предложенной еды, значит, с меню явно не всё хорошо и оно требует корректировок.
Контроль качества питания в школах
Передача на аутсорсинг услуг по предоставлению питания не освобождает школьную администрацию от контроля. Закон также разрешает участвовать в проверках и родителям учеников. Рассказываем, как это устроено.
Требования к столовой, пищеблоку и его работникам
Как и любые работники общественного питания, школьные повара должны иметь медицинские книжки. У сотрудников пищеблока, непосредственно контактирующих с пищевой продукцией и занятых в приготовлении блюд, не должно быть гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также признаков инфекционных заболеваний. Для допуска к работе проводится их ежедневный осмотр школьным медиком либо назначенным ответственным лицом.
Работники столовой обязаны использовать одноразовые перчатки при порционировании блюд, приготовлении холодных закусок, салатов и менять их согласно инструкции.
В пищеблоке для сырья и готовых к употреблению блюд должны использоваться раздельное технологическое и холодильное оборудование, производственные столы, разделочный инвентарь, упаковка и кухонная посуда.
В конце рабочего дня вся посуда, столовые приборы и подносы должны быть вымыты в посудомоечных машинах с использованием режимов обработки, обеспечивающих дезинфекцию, либо вручную с обработкой дезинфицирующими средствами. При этом для мытья кухонной, столовой посуды и разделочного инвентаря должны использоваться разные ёмкости.
Учащиеся могут допускаться к дежурству по кухне, в том числе к чистке и нарезке сырых овощей, хлеба, к сервировке и уборке столов, а также мытью посуды, но под присмотром взрослых. Все обязательно должны работать в фартуках и шапочках или косынках.
Бракераж в школьной столовой
Бракераж готовой продукции — снятие пробы с блюда для проверки его соответствия установленному внешнему виду и вкусу.
Его проведение — обязанность школы. Для этого ежегодно создаётся специальная комиссия минимум из трёх человек. Директор образовательной организации либо его заместитель — всегда в качестве председателя. Также к бакеражу могут привлекаться медицинский работник, педагоги, повара, представители родительского комитета.
Бакеражная комиссия контролирует все аспекты работы пищеблока, качество продуктов, отслеживает правильность составления ежедневного меню, сроки реализации блюд, а также снимает пробы за 30 минут до начала их реализации.
Родительский контроль
В мае 2020 года Роспотребнадзор утвердил Методические рекомендации MP 2.4.0180-20 «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях». Это совершенно новый документ, не имеющий аналогов ранее.
Он официально предусматривает допуск родителей к контролю качества питания в школах, благодаря чему можно проверить не только соответствие фактического ассортимента блюд утверждённому меню и прочие соответствия установленным нормативам, но и оценить «индекс несъедаемости», а также обсудить с учениками их удовлетворённость ассортиментом и качеством еды, уточнить вкусовые предпочтения детей.
Жалобы и предложения необходимо направить школьной администрации.
Что делать, если в школьной столовой есть явные нарушения?
В этом случае обращайтесь с жалобой в территориальное подразделение Роспотребназдора. В жалобе необходимо указать время, место, точный адрес школы, описать, в чём состоит нарушение, приложить фото и видео при наличии.
За нарушение администрации школы грозит административная ответственность согласно статье 6.6. КоАП РФ «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения».
Что делать, если качество питания в школьной столовой плохое?
Когда поставщик услуги систематически допускает нарушения в организации питания, а качество блюд стабильно неудовлетворительное, необходимо воздействовать на подрядчика, привлекая нормативы и законы, или добиваться его смены.
Для начала нужно фиксировать все факты нарушений в школьной столовой – будь то использование некачественных или запрещённых продуктов, реализация просроченных блюд, их несоответствие нормам по выходу и калорийности и т.д. При этом обязательно нужно составлять соответствующий акт в присутствии представителя поставщика услуги.
Затем директор школы должен потребовать устранить нарушения. Если недочёты сохраняются, устраняются не в полном объёме или допускаются систематически, это основание потребовать расторгнуть контракт по соглашению сторон.
С данной инициативой должна выступить администрация школы.
Поскольку это грозит комбинату питания или ИП внесением в реестр недобросовестных поставщиков, на данном этапе улучшения обычно всё же наступают. Когда этого не происходит, а юридическое лицо, осуществляющее школьное питание, отказывается от добровольного расторжения договора, необходимо обращаться в суд.
Можно ли отказаться от питания в школе?
По закону ни учителя, ни администрация школы не могут принуждать вас оплачивать питание ребёнка в школьной столовой, если он не хочет там есть.
Семья имеет право написать заявление в свободной форме на имя директора образовательного учреждения о том, что вы будете самостоятельно обеспечивать питание ребёнка в течение учебного времени. Требование справки от врача о том, что питание на общих основаниях в школе не рекомендовано ученику в связи с каким-либо заболеванием неправомерно.
Роспотребнадзор также не запрещает ребёнку питаться едой, принесённой из дома. В приложении к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 сказано, что «пищевая продукция домашнего (не промышленного) изготовления не допускается при организации питания детей», и многие ошибочно восприняли это как запрет на употребление в школе любой принесённой с собой пищи. Однако в действительности это значит, что домашние продукты нельзя использовать именно в организованном питании всей школы.
Школьное питание — тема, которая волнует всех родителей. Качество блюд порой вызывает вопросы, да и детские жалобы на эту тему не редкость. Регулируют качество пищи и порядок её предоставления, в том числе бесплатного, множество нормативов, но и сами родители могут подключиться к процессу контроля. Разобраться во всех нюансах на самом деле не так сложно. Законодательство позволяет добиться существенных улучшений в работе школьной столовой, а также вовсе отказаться от её посещения.