Супрематизм что это такое кратко
Супрематизм — искусство за гранью реальности
Супрематизм — это стиль и направление авангардного искусства первой трети XX века, основанное на философской концепции Казимира Малевича. Художник считал анахронизмом любую предметную живопись, а задачу творца видел в умении запечатлеть на полотне саму сущность искусства, не прибегая к помощи конкретных образов. Яркие конструкции приверженцев супрематизма отражали эстетические переживания, которые дает энергетика окружающего мира художнику, сумевшему подняться над действительностью.
Супрематизм получил свое название от латинского слова supremus, что значит наивысший. В самом начале существования новой художественной системы под этим термином понималось превосходство цвета над всеми остальными компонентами живописи как лучшего средства передачи энергетики. Парящие супрематические композиции из геометрических фигур уводят зрителя в параллельные пространства, в которых господствует духовное начало и нет ничего материального.
Философия супрематизма
Супрематизм понимался Малевичем как высшая форма искусства, сущность которого — беспредметность, осмысленная через ощущения. Концепция новаторского направления заключалась в отказе художников от рационального, разумного восприятия мира, что давало им возможность шагнуть в «четвертое измерение», а открывшиеся перед ними картины запечатлеть с помощью супрематических знаков.
Идея о том, что материальные образы не имеют ничего общего с сущностью мироздания, сама по себе была далеко не новой. Во многом представления Малевича о параллельном пространстве были схожи с индийским верованием в Абсолют — безликую эманацию, сотворившую некий феноменальный мир, на слияние с которым были направлены духовные практики брахманов. Адепты восточной религии искали путь туда через медитацию, супрематисты — через искусство.
Идея основывалась на том, что внешняя оболочка предмета — это скорлупа, скрывающая его суть, а цель художника — увидеть эту суть и донести ее до зрителя. Прежний подход к живописи объявлялся устаревшим, а картины с материальными образами — не соответствующими требованиям современности. Предметное искусство вторично, поскольку содержит лишь образы ощущений, тогда как супрематизм передает сами ощущения в их чистом виде.
«Черный квадрат» как вершина абстрактной живописи
Квадрат Казимир Малевич считал первоосновой и самым главным своим открытием. В изображении геометрической фигуры художник мог выразить любые чувства, которые он испытывал, пребывая в разных эмоциональных состояниях — покой, движение, мистические переживания. Картина «Черный супрематический квадрат», как никакая другая, передает ощущение метафизической бездны, той «пустыни небытия», где нет объектов и отсутствуют границы.
Полотно «Черный квадрат», представленное на выставке футуристов «0,10» в 1915 году, за свою историю не раз критиковалось скептиками и вызывало непонимание неискушенной публики. В немалой степени это объясняется тем, что ни одна репродукция не способна в полной мере передать чувства, которые вкладывал художник в свое творение. Между тем, ни у кого из присутствовавших на выставке не было сомнений в значении произведения для изобразительного искусства, и реакцию «Черный квадрат» вызывал самую разную — от искреннего восторга до полного неприятия.
Супрематизм Малевича: художники и картины
После выставки Казимир Малевич собрал вокруг себя сообщество художников-авангардистов, поддержавших его идеи. В объединение под названием «Супремус» входили:
Просуществовала группа недолго. Отец-основатель требовал от своих последователей неукоснительного соблюдения принципов супрематизма, изложенных им в теоретических трудах. Однако никто из художников не обладал такой же способностью чувствовать энергетику окружающего пространства, и тем более не мог с той же внутренней силой живописным языком рассказать о своих ощущениях. Супрематизм воспринимался ими как направление, по которому каждый мог идти своим путем. Через два года объединение прекратило свое существование, а Казимир Малевич сосредоточил свои усилия на теоретических трудах и преподавательской деятельности.
В теоретических работах он выделял три этапа развития супрематизма:
Идеи Казимира Малевича нашли свое применение в интерьере, внешнем облике зданий и даже в разработке моделей одежды. Объемные супрематические символы легли в основу «архитектонов» художника, над которыми он работал вместе с участниками объединения «Уновис» (Утвердители нового искусства) во время работы в училище города Витебска. По его замыслу, материалами для строений будущего должны были стать бетон, стекло, сталь и железо. Влияние супрематизма прослеживается в архетипе объемных объектов 1920-х годов, построенных в стиле «современного движения».
Картина Казимира Малевича «Супрематическая композиция» стала самой дорогой среди работ русских художников, когда-либо представленных на аукционе Christie’s. В 2018 году она была продана за 85 млн долларов неизвестному покупателю. Отголоски супрематизма встречаются и в работах современных авторов. Участвуйте в онлайн-аукционах и пополняйте свою коллекцию живописи на Very Important Lot.
Характеристика того, что такое супрематизм
В 1913 году К. Малевич сблизился с футуристами, которые летом проводили свой съезд. В нем участвовали всего три человека: композитор Матюшин, поэт Крученых и Казимир Северинович. Практически сразу делегаты создают манифест, главное назначение которого было преобразование устаревшего искусства.
Кроме того, авангардисты считали, что необходимо решительно преобразовать театр. Они сразу приступили к созданию оперы «Победа над солнцем», которая полностью не укладывалась в рамки логического мышления.
Супрематизм в живописи — характерные черты, представители и известные картины
Предпосылки появления супрематизма
Крученых написал футуристическое либретто, а Матюшин сочинил диссонантную музыку. На плечи Малевича легло оформление костюмов и декораций, которые стали толчком к развитию супрематизма. В том же году состоялась премьера оперы.
Только небольшое количество зрителей досмотрело представление до конца, а основная разочарованная масса покинула зал во время спектакля. Хотя потом в течение 70 лет оперу эту никто не ставил, но все же она содержала несколько революционных находок. А изображение половины черного квадрата Малевича украшало занавес.
История развития
Новое направление считалось самым ранним и радикальным изменением в абстрактной живописи. Название стиля произошло от убеждений основателя супрематизма Малевича, который утверждал, что этот вид искусства будет гораздо выше, чем прошлый опыт художников.
Он считал, что супрематическая живопись приведет к превосходству чистого чувства или понимания в художественной творческой деятельности. В тот период появились поэты-авангардисты, которые повлияли на развитие нового стиля в изобразительном искусстве.
Малевич отмечал, что и в живописи есть тесные связи между словами, знаками или объектами. В 1915 году под руководством Казимира Севериновича было решено сформировать организацию художников-супрематистов. В нее должны были войти:
В том же году была организована выставка «0,10», которая завершала развитие кубофутуризма и ознаменовала переход к супрематизму. На ней Малевич представил 35 своих работ, в том числе известную картину «Черный квадрат».
Основная особенность выставки состояла в исключении натуральных форм и художественного смысла. Вся композиция представляла собой геометрические фигуры, которые были подвешены над светлым фоном. Создавалось ощущение, что квадраты, треугольники и прямоугольники двигались в пространстве.
Понятно, что в то время большинство критиков не оценили новый эксперимент, а картину в стиле супрематизм «Черный квадрат» назвали не художественным творчеством, а политической акцией. Хотя представителей супрематизма не удалось объединить в группу, Малевич не остановился на развитии своего творчества.
Мастер в 1916 году выпускает расширенный манифест, где описывает создание беспредметного искусства, основной чертой которого будет цвет и творчество в чистом виде.
Художник считал, что венцом творчества должны стать белые фигуры на белом фоне. Поэтому после черного он рисовал, красный и белый квадраты. Последняя картина «Белое на белом» находится сейчас в Нью-Йоркском Музее современного искусства.
Супрематизм сыграл большую роль в развитии стиля конструктивизм, который стал основой абстрактного искусства и с успехом используется сейчас в разных областях культуры, современного дизайна.
Художники нового стиля
У Казимира Малевича было немало последователей, но большинство художников супрематизма не так сильно захватила эта идея. Их только объединяло характерное сходство в форме.
Лазарь Лисицкий
После Великой Октябрьской революции художник был одним из ведущих мастеров, которые старались создать новое еврейское национальное искусство. С 1919 года он преподавал в Витебском художественном училище по приглашению М. Шагала.
В этот период художник больше занимался авангардным стилем в книжной иллюстрации, поэтому в 1920 году под влиянием Малевича увлекся супрематизмом. Именно в этот период он стал оформлять книжные издания, используя новый стиль. С 1920 года художник стал выступать под новым артистическим именем — Эль.
В этот период он становится активным членом партии Малевича «Утвердители нового искусства», кратко — УНОВИС. Здесь Эль Лисицкий изобрел ПРОУНы (проекты утверждения нового), где по особому были решены проблемы взаимодействия различных объектов с пространством.
Кроме того, мастер преподавал в нескольких московских художественных институтах. В 1921 году Лисицкий уехал в Европу, работал в Германии, Швейцарии и стал членом организации «Стиль» в Голландии.
В Германии он продолжал оформлять книжные издания, но после возвращения в Советский Союз полностью отошел от этих дел. Художник стал одним из первых, кто внес супрематизм в архитектуру. Его работа в основном заключалась в решении задач выполнения городских застроек в вертикальном измерении.
В 1932 году по проекту мастера было построено уникальное здание типографии журнала «Огонек», которое отличалось интересной комбинацией больших квадратных и маленьких круглых окон. В конце творческой карьеры Лисицкий увлекся супрематизмом в создании агитационных плакатов с применением фотомонтажа.
Ольга Розанова
Хотя О. Розанова прожила недолгую жизнь, но стала одной из самых самобытных художниц авангарда в России. Она практически всегда находилась в первых рядах обновления искусства. Передовые поэты тех времен, в том числе и В. Маяковский, посвящали ей свои стихи, стараясь подчеркнуть роль мастера в становлении супрематической живописи.
Она очень хорошо разбиралась в сочетании различных тонов, поэтому и в супрематизме ставку делала на цветовые формы. В тот период она написала ряд картин, которых можно было отнести к постмодернизму, а именно:
В 1910 году она уехала в Петербург, там познакомилась с молодыми русскими поэтами и художниками. При ее активном участии была создана организация «Союз молодежи», где она продолжала рисовать в стиле, близком к супрематизму.
Совместно с поэтом А. Крученых она оформила книгу «Вселенская война», создавая абстрактные коллажи. Когда она принимала участие в выставке «0,10» и увидела впервые работы Малевича, то сначала решила, что мастер украл у нее идею супрематизма.
В 1916 году она возвращается в Москву, вступает в организацию Казимира Севериновича и начинает развивать собственный вариант нового стиля. На следующий год О. Розанова создала один из шедевров XX века — картину «Зеленая полоса».
Иван Клюн
Известный художник-авангардист Клюн (Клюнков), друг и последователь Малевича родился в 1873 году в простой семье плотника. Впервые пробовать рисовать он начал в Киеве, куда переехала семья в поисках лучшей жизни. Первые азы живописи он изучал самостоятельно, перерисовывая из журналов репродукции известных художников.
Позже Клюн переехал к дяде и поступил в Варшавскую школу рисования, но и одновременно работал бухгалтером. В 1898 году он возвращается в Москву, устраивается счетоводом и продолжает обучение живописи в частных студиях. В то время молодой художник в основном работал в традиционных стилях.
В 1907 году он впервые встретился с Малевичем в студии своего учителя Рерберга. Вскоре они стали друзьями, причем Казимир Северинович, когда перебрался в Москву, первое время жил у Ивана. Эта встреча сыграла важную роль в творческом развитии обоих художников.
Начиная с 1910 года, Клюн перепробовал практически все стили и окончательно остановился на кубизме, конечно же, не без помощи Малевича. Причем в этом жанре художник превзошел многих своих коллег, так как находил в нем некоторую логику.
В 1915 году мастер перешел к беспредметному творчеству и принял участие в ряде выставок художников-супрематистов. Правда, на следующий год после революции он разорвал отношения с Малевичем и отошел от супрематизма.
На выставке в 1919 году он показал публике 62 свои супрематические картины и официально объявил о разрыве с этим стилем. Сейчас его картин осталось совсем немного, в основном они находятся в частных коллекциях по всему миру.
Казимир Малевич: картины, об супрематизме
Казимир Малевич (1878-1935) — русский художник. Стоит назвать имя Казимира Малевича, и все, кто хотя бы немного знаком с искусством, сразу вспоминают его знаменитый, созданный в 1914 году «Чёрный квадрат«.
Это своеобразный живописный манифест супрематизма — нового направления абстрактного искусства, возникшего в России в начале XX века благодаря Малевичу.
Пронизанные внутренним движением асимметричные, но уравновешенные супрематические композиции рождались в результате сочетания самых простых, различных по величине и цвету геометрических фигур — треугольников, полос, прямоугольников, кругов и т. д.
В переводе с латинского supremus значит «наивысший». Обдумывая концепцию нового течения, Казимир Малевич делился своими планами только со своим другом М. Матюшиным. Именно с ним он задумал издавать журнал «Нуль».
В «Черном квадрате» все предметные формы, казалось бы, действительно сведены к нулю, но это не конец, а только начало нового движения, вход в новое пространство. Казимир Малевич вынашивал идею «шагнуть за нуль», в беспредметное пространство.
Изображенный на белом фоне его черный квадрат стоит воспринимать не как плоскость, а как вход в космос нового пространственного видения.
Предысторией «Чёрного квадрата», идея создания которого, по признанию Казимира Малевича, родилась на бессознательном уровне, можно считать работу художника над эскизами декораций к опере Матюшина и Крученых «Победа над солнцем».
В результате «распадения» «Черного квадрата» появились на свет 48 новых картин, которые были показаны в 1915 году на выставке «0,10». Казимир Малевич писал в одном из своих писем, что «черный квадрат — зародыш всех возможностей — принимает при своем развитии страшную силу. Он является родоначальником куба и шара, его распадения несут удивительную культуру в живописи».
Возможно, именно супрематизм Малевича, как и другие возникшие в начале XX века абстрактные течения, «окультурили» стремительное развитие цивилизации, оставили для потомков визуальную летопись того времени, времени войн, катастроф, революций, когда иногда казалось, что на отдельные элементы разлагается сама действительность.
Казимир Северинович Малевич родился 11 февраля 1878 года в Киеве. Его отец работал на свеклосахарных заводах, которые обычно строились в глуши.
Поэтому в 1890 году семья перебралась в село Пархомовка, которое находилось около Бе-лополья, а затем в Волчок.
В Пархомовке Казимир окончил пятиклассное сельскохозяйственное училище и с увлечением помогал крестьянам расписывать печи, сам рисовал, как считал, не хуже, чем художники в журналах.
Когда в 1896 году семья Малевичей переехала в Курск, Казимир вместе с другими художниками-любителями создал кружок любителей искусства. Он рисовал пейзажи и увлекался творчеством «передвижников» Шишкина и Репина, музыкой, которую помогал ему глубже понять композитор Николай Рославец.
Ради того чтобы заработать деньги на учебу в Москве, Казимир Малевич некоторое время служил чертежником в техническом отделе управления железной дороги. В 1904 году он начал посещать Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Сначала Малевич был увлечен импрессионистами, затем иконописью, которая, по его собственному признанию, помогла ему понять «эмоциональное искусство крестьян, которое любил раньше, но не уяснил всего того смысла, который открылся после изучения икон».
Впервые его имя появилось в каталоге XIV выставки Московского товарищества художников, которая проходила в 1907 году.
Тогда же в Москве состоялись выставки, организованные журналом символистов «Золотое руно», где можно было увидеть новое французское искусство — работы Боннара, Брака, Глеза, Гогена, Редона и других художников, творчество которых не могло не заинтересовать Малевича. В 1905-1910 годах он занимался в студии Рерберга, но сам позже подчеркивал, что главным в его становлении было самообразование.
В 1911 году на Первом Московском салоне были выставлены три серии работ Малевича: «Желтая серия» представляла ангелов и святых, «Белая» — отдых, «Красная» — бани, купальщиков и купальщиц.
В том же году проходила третья выставка петербургской группы «Союз молодежи», где картины Малевича экспонировались вместе с работами Д. и В. Бурлюков, Ларионова, картинами Гончаровой, Моргунова и Татлина.
Гончарова и Ларионов чуть позже отделились от объединения художников «Бубновый валет» и организовали выставку «Ослиный хвост», на которой можно было увидеть произведения Малевича, Степанова, Моргунова, Шевченко, Татлина, Шагала.
В 1913 году Малевич вступил в «Союз молодежи» и писал, что единственным правильным течением в живописи является кубофутуризм. Ларионов интерпретировал футуризм как лучизм.
В этот период Малевич в таких своих работах, как «Женщина с ведрами», «Точильщик», «Лесоруб», «Утро после вьюги в деревне» и др. изображал формы, которые, казалось, покрыты металлом.
В июле этого же года М. Матюшин предложил писателям Крученых и Хлебникову и художнику Малевичу написать по просьбе петербургского «Союза молодежи» оперу. Несколько дней в июле, которые Матюшин, Малевич и Крученых вместе провели на берегу Финского залива в Уусикиркко, они решили назвать «Первым всероссийским съездом футуристов».
После чего опубликовали манифест о том, что в результате совместной деятельности создали оперу «Победа над солнцем», и заявили, что теперь выступают за разрушение чистого русского языка, отжившего хода мысли, против легкомысленности дешевых писателей и художников.
«Победа над солнцем» была исполнена 3 и 5 декабря в Петербургском Луна-парке.
В январе 1914 года в Москву приехал вождь итальянского футуризма Ф.-Т. Маринетти. А 8 февраля на Кузнецком прошла знаменитая демонстрация футуристов. Ее участники украсили отвороты своих пальто красными деревянными ложками.
После того как 1 августа 1914 года государство Германия объявила войну России, Казимир Малевич нарисовал в стиле русского лубка несколько антинемецких плакатов.
На первой футуристической выставке «Трамвай В», которую организовали в Петрограде Иван Пуни и его жена Ксения Богуславская, Казимир Малевич выставил свои работы «Дама у афишного столба», «Авиатор», «Дама в трамвае» и «Англичанин в Москве».
Вместе с его произведениями экспонировались работы Клюна, Моргунова, Поповой, Татлина, Экстер и других. Когда открывалась выставка, ее участники уже традиционно украсили свои костюмы красными деревянными ложками.
А в своей мастерской Казимир Малевич втайне от всех уже создавал первые супрематические композиции. Правда, Пуни, который тогда готовил вторую футуристическую выставку, зашел к Малевичу и случайно узнал о готовящемся сюрпризе.
39 абсолютно беспредметных работ, в том числе и знаменитый «Черный квадрат», были выставлены на последней футуристической выставке картин, которая называлась «0,10» (ноль десять). Малевич назвал их «новым беспредметным реализмом».
Вместе с Пуни, Богуславской, Клюном, Меньковым написал декларацию, которая вошла в их совместный манифест и брошюру, где Малевич объяснял смысл своих работ. Декларация стала введением к новой брошюре — «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». В ней Казимир Малевич писал: «Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым.
Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма. В искусстве супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры». В 1916 году Казимира Малевича призвали на военную службу в Смоленск.
В августе 1917 года избрали в Московский Совет солдатских депутатов председателем художественного отдела, а после Октябрьской революции членом комиссии по охране художественных ценностей в Кремле.
Малевич писал статьи для газеты «Анархия», потом, переехав в Петроград, делал декорации для постановки пьесы «Мистерия-Буфф» Маяковского.
В Москве, куда Малевич вернулся в 1919 году, он руководил в Свободных художественных мастерских (Свомас) мастерской по живописи и вместе с Удальцовой — текстильной мастерской. На одной из выставок показал свою новую серию — «Белое на белом». Родченко тут же ответил на нее «Черным на черном».
«Цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу — в конструкцию,- утверждал Казамир Малевич,- как индивидуум коллективной системы».
В сентябре 1919 года начался новый этап в жизни и творчестве Малевича. В. Ермолаева и Л. Лисицкий пригласили его преподавать в Витебскую народную художественную школу, которую в то время возглавлял М. Шагал.
Уже весной следующего года Малевич внедрил новую форму образования, где все виды искусства рассматривались на основе супрематизма. «Уновис», который расшифровывается как «утвердители нового искусства», был новым, основанным на коллективных началах типом обучения.
1920 год для Малевича особенный: 20 апреля у него родилась дочь, которую он назвал Уна, а в декабре вышел альбом «Супрематизм. 34 рисунка».
Однако отношения с некоторыми преподавателями, да и с городскими властями у Малевича не сложились. И он вынужден был переехать в Петроград. Вместе с ним поехали Ермолаева, Чашник и некоторые его ученики.
В 1923 году вместе с другими художниками «Уновиса» и сотрудниками Петроградского государственного фарфорового завода Малевич начал разрабатывать эскизы новых форм, которые основывались на принципах супрематизма.
В это же время он попробовал исследовать возможности супрематической архитектуры и разработал чертежи-эскизы к так называемым «планитам». По предложению Павла Филонова Малевича временно назначили директором, а потом заведующим отделом живописной культуры Института художественной культуры.
«Черный квадрат», «Черный круг», «Черный крест» и шесть рисунков планит Малевича с большим успехом экспонировались на XIV Бьеннале в Венеции.
Художник-новатор очень любил участвовать в диспутах, ученики называли его не только Учителем с большой буквы, но и вождем, сравнивали его личность с личностью легендарного Чапаева.
А Малевич уже мечтал о преобразовании в духе супрематизма всего окружающего пространства и вместе с Чашником и Суэтиным начал делать модели супрематических архитектурных сооружений — «архитектонов».
Потом отправился в Варшаву и Берлин, где вместе с Пайпером посетил «Баухауз» в Дессау, познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем и даже решил снять фильм о супрематизме.
Возвратившись в Россию, Малевич вновь занялся исследовательской деятельностью, но, столкнувшись с непониманием, вынужден был переехать в Киев. В 1930 году Малевича арестовали. И пока он был в тюрьме, друзья, волнуясь за его судьбу, сожгли почти все рукописи.
В 1932 году Казимиру Малевичу предоставили возможность руководить экспериментальной лабораторией в Государственном Русском музее. В апреле 1935 года на Первой выставке ленинградских художников экспонировались пять портретов, которые Малевич создал в 1933 и 1934 годах. А потом — вплоть до 1962 года — работы Малевича в Советском Союзе больше не показывались. Умер Казимир Малевич 15 мая 1935 года.
Его творчество вобрало в себя все противоречия времени. Малевич увлекался импрессионистами, создавал кубофутуристические композиции, были в его творчестве и два так называемых крестьянских периода, когда он пытался осмыслить образы крестьян. Но главным его вкладом в историю изобразительного искусства XX века стал супрематизм.
«Черный квадрат» сделался своеобразным знаком — символом. И Малевич, и его ученики носили его на рукавах, ставили рядом с обращением к адресату на письмах. Даже похоронить себя Малевич завещал в «супрематическом» гробу, который изготовили по его собственному проекту.
На крышке должны были размещаться квадрат, круг и крест (крест, правда, согласуясь с советской символикой, делать не стали, хоть он у Малевича назывался «пересечением двух плоскостей»). Одели покойника в основные супрематические цвета — белая рубаха, черные брюки, красные туфли. Н.
Суэтин позже поставил на могиле художника в Немчиновке белый куб с черным квадратом на нем, тем самым черным квадратом, который явился выходом в новое пространство.
«Я развязал узлы мудрости и освободил сознание краски,- утверждал Казимир Малевич.- Снимайте же скорее с себя огрубевшую кожу столетий, чтобы вам легче было догнать нас. Я преодолел невозможное и пропасти сделал своим дыханием. Вы в сетях горизонта, как рабы! Мы, супрематисты, бросаем вам дорогу. Спешите! Ибо завтра не узнаете нас».
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ТВОРЧЕСТВА МАЛЕВИЧА
Казимир Малевич (23.02.1878-15.05.1935) — русский художник, основатель супрематизма — направления искусства, использующего в качестве изобразительных элементов исключительно геометрические фигуры. Малевич считается одним из пионеров абстрактного искусства.
Казимир Северинович Малевич родился в Киеве, в семье сахарозаводчика. Пройдя пятилетний курс обучения в сельскохозяйственном училище, он стал учиться живописи, а в 1900 уехал в Москву.
1903: Импрессионистский период. В начале века стиль Малевича тяготел к импрессионизму (например, «Цветочница», 1903), после февральской революции 1905 года художник вступил в контакт с символистским движением «Голубая роза».
Споря в вопросах стиля с так называемыми примитивистами, Малевич создал три серии картин, которые представил в 1911 на Первом Московском салоне: «Желтая серия» включает в себя изображения ангелов и святых, «Белая серия» — белые фигуры на цветном фоне и «Красная серия» состоит в основном из изображений купающихся натур.
1911: Кубистический период. Примерно в 1910 любимым сюжетом художника стало изображение крестьянского труда: фигуры работающих на земле людей выполнены в ярких красках и упрощенных очертаниях. С 1911 в «крестьянских» сценах стало явственно ощущаться возрастающее влияние кубизма.
Малевич создавал геометрические и блочные фигуры с металлически блестящими поверхностями. Кроме того, появлялись насыщенные красками картины, в которых он воссоздавал фигуры и пространство через шаро- и ромбовидные изображения (например, «Лесоруб», 1911/1912; «Урожай», 1912). В таких работах, как «Стол и комната» (1913) и «Англичанин в Москве» (1914), он ориентировался на французский вариант кубизма.
1913: Супрематизм. В 1913 Малевичу заказали костюмы и декорации для футуристической оперы «Победа над солнцем». Работая над этим заказом, художник сознательно отверг все известные стили искусства и создал декорацию, которая состояла из одного-единственного черного квадрата.
Эту композицию он перенес затем на холст, назвав картину «Черный квадрат на белом фоне» (около 1913). Стиль своего искусства Малевич обозначал термином «супрематизм», под которым подразумевал «постановку опыта чистой, не имеющей практического значения беспредметности».
Свои работы он поначалу компоновал преимущественно из квадратов; позже он стал работать с линиями, кругами, прямоугольниками и крестами. В художественном развитии супрематизма можно проследить три этапа. До 1915 доминирующими элементами были простые парящие формы из квадратов и широких цветных полос.
Вторым этапом было создание напряженных групп из скрещенных между собой горизонтальных и вертикальных форм. В продолжение так называемого белого, или пуристического, периода (1917/18) он сводил композицию картины к монохромным белым плоскостям с белыми же формами.
Благодаря своим теоретическим трудам по супрематизму Малевич, наряду с Владимиром Татлиным, считается наиболее выдающимся теоретиком конструктивизма (изображение фигур посредством чистых геометрических форм).
1917: Супрематизм как официальная культурная политика. После Октябрьской революции 1917 супрематизм, наряду с конструктивизмом, стал составной частью официальной культурной политики, нацеленной на научно-художественную реориентацию нового общества.
Малевич был назначен руководителем всех московских музеев. Свою картину «Супрематизм» (1921-27) он рассматривал как постулат «бесполезной беспредметности».
Художник экспериментировал не только в живописи: в течение некоторого времени он занимался дизайном помещений, а также архитектурой и прикладными искусствами.
В 20-х Сталиным пропагандировался художественный стиль социалистического реализма, и Малевич в своей живописи стал более четко ориентироваться на предметное искусство, создавая портреты, изображения людей и ландшафтов (например, «Деревенские девушки», 1928-32). В 1935 Малевич умер в Ленинграде в возрасте 57 лет.
Супрематизм, или как Малевич изобрёл беспредметное искусство
Откуда есть пошел супрематизм?
Рождение супрематизм произошло 17 декабря 1915 года на выставке 0,10 в бюро Надежды Добычиной. Там Казимир Малевича выставил 39 своих работ в жанре супрематизм, а чтобы никто не спутал — еще и табличка собственноручно сделанную поставил. Именно от этого момента принято отсчитывать историю супрематизма.
Фотография угла Малевича с той самой выставки 0,10
Хотя предпосылки к появлению были и раньше — в 1913 году Казимира Малевича пригласили к оформлению футуристической оперы «Победа над солнцем». Для этой авангардной постановки он придумал костюмы и изготовил декорации. На одной из декораций был размещен квадрат, наполовину черный, наполовину белый — разделенный косой чертой. Он символизировал победу над солнцем.
За свою недолгую жизнь супрематизм успел произвести фурор и привнести в художественный мир главную свою идею — в искусстве беспредметного возможно добиться превосходства одним лишь цветом и формой.
Отличительные черты супрематизма
Супрематизм является одним из самых узнаваемых направлений в исскустве — его сложно спутать с чем-либо ещё. Но до того, как перечислять основные отличия супрематизма от прочих абстрактных течений, давайте я очень коротко скажу, что в нём особенного.
Чтобы не ругаться на безобразие, которое вы увидите далее, давайте договоримся, что мы уважаем не только классическую живопись, но и стараемся понять, каким образом она трансформировалась в то искусство, что творят и сейчас.
Супрематизм был первым из абстрактных направлений в истории искусства. В его логику вписывались следующие тезисы: примат цвета над содержанием, примат простых форм над предметностью. А теперь к тому, как отличить супрематизм от прочих абстрактных течений.
Супрематизм за свою недолгую жизнь успел пройти 3 этапа:
Чтобы отличить супрематизм от работ Мондрианна — вы никогда не встретите решеток в работах супрематистов — это всегда именно композиции с геометрическими формами.