Суджук терапия что это такое
Упражнения с мячиком су-джок
Автор: Ольга Сахаровская
Внутри мячика находятся пружинные колечки, массаж пальчиков и ногтей путем надавливания и прокатывания специальных точек активирует и гармонизирует работу внутренних органов и систем.
Как это происходит?
В представлении аюрведической медицины все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец).
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
Весь в иголках ежик.
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
7. Использование шариков для звукового анализа слов Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
9. Использование шариков для слогового анализа слов Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983
Что такое Су Джок терапия?
Где расположены биоактивные точки по Су Джок терапии
В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «су джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). С его помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача. Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.
В основе метода Су Джок лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. В чем же заключается это подобие? Тело человека имеет 5 условно отдельных частей: голова, две руки и две ноги. И у кисти руки, и у стопы ноги — по 5 пальцев, которые соответствуют 5 частям тела. Это сходство наглядно можно представить, рассмотрев собственную кисть. Максимально отставленный большой палец — это голова, мизинец и указательный пальцы — руки, а средний и безымянный — ноги. Возвышение ладонной поверхности, расположенное под большим пальцем, — грудная клетка, остальная ее часть — брюшная полость. Тыльная сторона кисти — спина, а продольная линия, условно делящая кисть пополам, — позвоночник.
Особое место в методике Су Джок отводится большому пальцу, на котором «лицо» находится на ладонной поверхности, а «затылок», соответственно, — на тыльной стороне руки. Что касается стопы, то ее система соответствия определяется по аналогичному принципу.
И кисти, и стопы — единственные части человеческого тела, для которых такое структурное подобие характерно. Они являются, по мнению самого автора системы Су Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.
При каком-либо возникшем заболевании «сигнальная» волна из пораженного органа или участка направляется в точку соответствия и приводит ее в возбужденное состояние — точка становится резко болезненной. При стимуляции этой точки возникает ответная, лечебная волна, нормализующая деятельность пораженного органа. Визуально эту точку рассмотреть на поверхности кожи невозможно, но при надавливании на нее можно нащупать ямку, уплотнение или точечное болезненное место. И если такая точка найдена, то половину пути к выздоровлению можно счесть уже пройденной.
Су Джок — это тот метод лечения, который могут применять не только врачи, но и люди далекие от медицины, иными словами, его способен освоить абсолютно любой человек для поддержания здоровья и снятия болевых синдромов как при хронических, так и при острых формах заболевания.
Преимущества
Метод включает в себя несколько направлений: диагностику, лечение, профилактику и оздоровление. Неоспоримыми достоинствами Су Джока являются:
Альтернативные системы
Наиболее популярной среди них является Система соответствия «насекомого». При этой независимой системе, способной обеспечить хороший лечебный результат, воздействие оказывается на те точки, которые расположены только на пальцах кистей или стоп. Своим названием эта система обязана подобию человеческого пальца, имеющего 3 фаланги, телу насекомого, так же делящемуся на 3 части: голову, грудку и брюшко.
Для правильного поиска точки соответствия необходимо повернуть кисть тыльной поверхностью к себе, пальцы поднять вверх.
Ногтевая фаланга каждого отдельного пальца будет соответствовать голове, средняя — грудной клетке и органам грудной полости, нижняя — животу и органам брюшной полости. Правая сторона пальца соответствует правой стороне тела, левая, соответственно — левой. Кроме того, тыльная сторона кисти или стопы — это «двойник» задней поверхности тела, а ладонная и подошвенная — передней. Складка между ногтевой и средней фалангами является границей между головой и грудной клеткой, а складка между средней и нижней фалангами указывает на местонахождение диафрагмы. На боковых поверхностях каждого пальца в системе «насекомого» следует искать точки соответствия рук и ног.
Помимо системы «насекомого», весьма распространена также Мини-система соответствия, при которой воздействие на точки осуществляется только на ногтевой фаланге пальцев кистей и стоп, ведь согласно основной системе подобия именно они соответствуют кистям и стопам, а значит, подобны и всему телу человека в целом. Точки соответствия в мини-системе максимально чувствительны, а потому определяются без особой сложности.
Согласно преданиям история возникновения древнейшего метода лечебного воздействия на биоактивные точки такова. Во времена первого императора Фу Си, правившего в Китае в III тысячелетии до нашей эры, один крестьянин, страдавший нестерпимыми головными болями, нечаянно ударил себя по ноге мотыгой. Мучившая его боль как по мановению волшебной палочки сразу отступила. Этот удивительный случай дошел до ушей императора Фу Си, который славился своей ученостью и стремлением к новаторству. По его приказу придворные медики стали изучать этот феномен и через некоторое время представили своему правителю «отчет» о существовании на теле человека специфических точек, раздражение которых приносило благотворный терапевтический эффект.
Биоактивные точки
В одном из первых письменных документов — труде «Хуанди нэй-цзин» («Трактате о внутреннем, или о Природе жизни»), увидевшем свет в Китае примерно в 221 году до н.э., были описаны 295 биоактивных точек: 135 — парных и 25 — непарных. В III веке китайский ученый Хуан Фуми (215-282 годы) составил более подробный атлас, включающий уже 649 точек: 300 — парных и 49 — непарных. Им же было написано и пособие для целителей под названием «Чжень-цзю», что переводится как «укол и прижигание».
В 265 году труды Хуана Фуми попали в Японию, где более широкое развитие получил метод прижигания моксой — тлеющей лекарственной травой, скрученной в виде сигары. При этом точки воздействия при прижигании полностью соответствовали точкам при иглоукалывании. Из Китая и Японии оба этих метода распространились и в другие страны Востока — Корею, Индию и Монголию. У этих немедикаментозных способов лечения, которые оказались весьма эффективными даже в самых сложных и запущенных случаях, появилось множество последователей и приверженцев.
Сначала будущие врачеватели долгое время ежедневно отрабатывали методику на специально отлитых для этого статуях-муляжах, снабженных отверстиями для введения игл. Перед тем как провести «экзамен» на профессиональную пригодность, учителя заполняли эти отверстия краской, а сами муляжи покрывали тончайшей бумагой, чтобы они не были видны. При правильном введении иглы бумага мгновенно окрашивалась. Все те, кто безупречно проходил такую беспристрастную проверку, получали право заниматься самостоятельной практикой. Только доскональное знание топографии точек воздействия, анатомии и физиологии человека как в древности, так и по сей день способны принести благотворный результат. Малейшая же допущенная погрешность способна усугубить состояние больного.
Как сочетать приятное с полезным
Чувство недомогания и вялости — это первый сигнал к тому, что пора подумать о собственном самочувствии. Ведь зачастую бывает, что болезнь развивается внутри организма постепенно и дает о себе знать только тогда, когда необходимо уже принимать срочные меры. Так вот, чтобы этого не произошло, нужно время от времени подвергать свой организм тестированию. Для этого необходимо указательным или большим пальцем руки тщательно исследовать всю поверхность кистей и стоп.
Если во время этой процедуры обнаружится повышенная чувствительность или уплотнение каких-либо участков или зон, то с помощью знания принципа соответствия можно определить, какой именно орган или часть тела является причиной плохого самочувствия. Кроме того, очень полезен ежедневный массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин и кистей и стоп до состояния стойкого тепла.
Эти участки соответствуют головному мозгу, а в мини-системе — всему телу человека.
Цветотерапия
Метод нанесения краски на точки или зоны соответствия имеет стойкие положительные терапевтические результаты. Чтобы не ошибиться в выборе цвета, необходимо прежде всего изучить так называемый Закон подчинения. Согласно ему человек состоит из пяти элементов — дерева, огня, воды, земли, металла, и из пяти стихий — ветра, тепла, влажности, сухости, холода. Все они соответствуют друг другу и имеют свои цвета. Зеленый — дерево, ветер. Желтый — земля, влажность. Черный — вода, холод. Красный — тепло, огонь. Белый — металл, сухость.
Природные стимуляторы
К натуральным Су Джок-стимуляторам относятся неповрежденные и способные прорастать семена различных растений. Семена прикрепляют к лечебным точкам кисти или стопы с помощью пластыря. Подбирают семена с учетом лечебных свойств растений, их формы, размера и цвета. Так, например, если за основу отбора берется форма, то выбирают семена, внешне напоминающие пораженный орган, на который необходимо оказать лечебное воздействие. Для лечения почек лучше всего подойдут семена фасоли, сердца — калины или гречихи, глаз — гороха или черного перца, поджелудочной железы — виноградной косточки. Если же лечение основывать на цвете, то для заболевания легких лучше всего подходят коричневые семечки груши, а при атониях кишечника — темно-зеленые семена тмина.
Если же речь идет о лечебном воздействии растений, то для лечения сахарного диабета используют семена кукурузы, при болезнях печени и желчного пузыря — плоды шиповника, а при сердечной недостаточности — ландыша. Аппликации обычно накладывают или непосредственно на точку соответствия, или же покрывают ими всю зону соответствия. При таком виде лечения очень эффективным бывает воздействие на стопу, так как во время ходьбы эффект точечного массажа многократно увеличивается.
Су Джок-стимуляторы
Массажные палочки используют для нахождения болезненных точек и точечного массажа. Они могут быть сделаны из металла, дерева, кости или других прочных материалов. Массаж точки делают вращательными движениями как по часовой, так и против часовой стрелки. Разминать точку следует до тех пор, пока болевое ощущение не исчезнет совсем и не появится ощущение тепла. В том случае, если эти действия направлены на терапию хронического заболевания, эту процедуру следует производить каждые 3-4 часа, при этом сам сеанс должен длиться не менее 3-5 минут.
Су Джок-иглы применяются только специалистами точечного массажа. Это особые иглы, имеющие длину 2 см. При точном попадании в точку соответствия сначала у пациента появляется ощущение резкой боли, которое очень быстро проходит и за время сеанса уже не возвращается.
Массажеры — это эластичные кольца различных цветов и размеров, роликовые массажеры и массажеры типа «каштан». Эти приспособления не влекут за собой необходимости нахождения конкретной точки на теле. Лечебный эффект достигается интенсивной стимуляцией всей зоны соответствия или на кисти, или на стопе.
Магнитные аппликаторы и стимуляторы. Аппликаторы длительного действия фиксируются на точке соответствия с помощью пластыря. Магниты, используемые для стимуляции зон соответствия, бывают в виде колец, кругов или стрелок.
Су Джок-мокса чаще всего представляет собой полынные сигары, применяемые для прогревания точек соответствия. Моксу или устанавливают, или приклеивают на биологически активную точку с помощью чесночного сока, а затем поджигают. Прогревание продолжают до того момента, когда в соответствующем участке появляется ощущение тепла. После полного сгорания моксы ее не убирают в течение 5-6 минут. Единственным противопоказанием может быть аллергия на запах дыма, исходящего от тлеющей моксы.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Су-Джок терапия. Эффективный метод лечения восточной медицины
В наше время, в период плохой экологической обстановки, неблагоприятных и быстро меняющихся погодных условий, отсутствия правильного питания и физических нагрузок, человеческий организм начинает быстро давать сбои в работе.
Выражается это в появлении различных заболеваний, с которыми современная медицина не всегда успешно справляется, а у лекарственных препаратов больше побочных действий, чем пользы.
Здоровье – самое главное, что есть у человека. Это хорошо понимают корейцы, которые нашли «лекарство» в определённой методике воздействия на свое тело. Этот метод, способен вылечить как от простуды, так и от более серьезных заболеваний, вплоть до болезней сердечно – сосудистой системы и дыхательных путей.
Су-джок (в переводе на русский язык су – кисть, джок – стопа) – это уникальный способ лечения организма, который может освоить любой человек практически бесплатно.
Как появился такой метод лечения: история су-джок
Данный метод нетрадиционной медицины появился в 1986 году в Южной Корее, благодаря профессору одного из университетов Сеула Пак Чже Ву. Еще в годы учебы в университете будущий ученый обратил внимание на то, что строение кисти человека имеет сходство со строением всего организма.
При дальнейшем, более глубоком изучении вопросов восточной медицины, практик китайских и тибетских специалистов, профессор пришел к такому методу лечения.
Суть метода су-джок
Стопа и кисть руки человека содержат множество чувствительных рецепторов, связанных с внутренними органами и частями тела. При появлении заболевания у человека воздействие на соответствующее окончание будет вызывать неприятные, и даже болезненные ощущения.
Южно-корейский ученый назвал эти окончания «точками соответствия». Суть способа заключается в том, чтобы распознать эти точки и воздействовать на них.
Возможны различные варианты стимуляция точек имеющимися подручными предметами (спичками, иголками, карандашами, ручками), специальными средствами (магнитами, теплыми палочками, шариками) и семенами растений.
Так как семена являются биологически живыми организмами, обладающими собственной энергией, при наложении и воздействии ими на соответствующие точки кисти или стопы, начинается активное поглощение болезненной энергии, которая становится здоровой энергией.
Эффективно применяем су-джок на практике
Плюсами методики считается отсутствие каких-либо побочных действий и противопоказаний, простота использования. Разобравшись, где находятся те или иные рецепторы, дальнейшее применение методики сложностей не составит. Приступаем прямо сейчас.
Головные боли
При возникновении данного недуга необходимо любым эластичным материалом перетянуть верхнюю фалангу большого пальца на несколько минут до покраснения. После чего, быстро освободить палец.
Большой палец соответствует органам головы, при проведении процедуры в голове появится легкость за счет оттока крови. Действия нужно провести в течение 5 минут до появления результата.
Зубные боли
Рецепторы, соответствующие зубам находятся по периметру ногтевой пластины большого пальца. Переворачиваем кисть руки таким образом, чтобы палец был направлен вниз. Ноготь визуализируем как ротовая полость, при этом ближе к полу – нижняя челюсть (подстригаемая часть ногтя), ближе к руке – верхняя челюсть (откуда растет ноготь).
Любым подручным средством, можно карандашом, необходимо отыскать окончание на ногтевой пластине и начать стимуляцию. Болевые ощущения должны исчезнуть спустя 5 минут. Для закрепления эффекта нужно приложить небольшое зерно растения и перевязать.
Ринит (насморк)
Точки, отвечающие за полость носа, расположены на указательном, безымянном, среднем пальцах и мизинце. Для избавления от насморка возьмите семена гречихи и прицепите их на кончики каждого из указанных пальцев.
Периодические воздействия на семена, а соответственно и на окончания позволят облегчить ситуацию, и дышать будет гораздо легче.
Избавление от лишнего веса
Соответствующие окончания, отвечающие за снижение веса, располагаются в области пупка, ротовой полости, район пищевода, гипофиза, месторасположения толстой кишки и желудка. Воздействовать на данные точки нужно в течение 3 минут в день различными зернами.
С целью похудения также рекомендуется перед каждым приемом пищи массировать конец мизинца. Это поможет не переедать и снизит аппетит.
Критические дни
При болезненных ощущениях в период месячных распознайте окончания, которые отвечают за состояние матки и яичников. Активная стимуляция снимет неприятные симптомы.
Болезни коленей
Болезни коленных суставов – распространённая проблема, особенно у людей преклонного возраста. Для облегчения симптомов необходимо стимулировать суставы среднего и безымянных пальцев. Если боль сильная, требуется продолжительное воздействие на суставы пальцев семенами (подойдут семена красного перца, моркови и помидоров).
Помимо изложенного, су-джок помогает при повышенной утомляемости, стрессах, депрессии, избавляет от усталости.
Воспользоваться данной методикой или нет – Ваш выбор. От всех болезней су-джок, конечно не спасет, но поможет облегчить симптомы и эффективно дополнить имеющееся лечение.
Один комментарий
помощи официальной медицины нет, много слышала о су-джоке, хочется знать намного больше и помогать хотя бы себе где приобрести литературу и что именно, возможно есть какие-либо вебинары надеюсь получить ответы и помощь
Использование элементов Cу-Джок терапии в работе логопеда
учитель-логопед Прошина Наталья Николаевна
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка.
О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Поэтому су-джок терапия может быть направлена на воздействие на зоны коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Целью
использования элементов Cу-Джок терапии в работе логопеда является коррекция речевых нарушений.
Задачи:
• Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
• Стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
• Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
• Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
• Использовать элементы су-джок терапии на различных этапах работы и этапах занятий по коррекции речи.
• Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
• Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Пути реализации су-джок терапии в работе логопеда
• Работа с педагогами по знакомству с су-джок, приемами работы по его использованию.
• Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
• Работа с родителями (практикум по использованию су-джок терапии, открытое занятие)
• Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений).
Этапы
проведения су – джок терапии на логопедических занятиях
I этап. Знакомство детей с су-джок, правилами его использования.
II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.
III этап. Самостоятельное использование шарика су-джок в соответствии с потребностями и желаниями.
Форма организации работы с су-джок массажерами может быть разной: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
Используя элементы су-джок терапии, возможно использование следующих
методов и приемов работы
• Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
• Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.
• Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
• Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т. д.
В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
Все перечисленные приемы мы рекомендуем к использованию педагогам нашего д/сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью для них были проведены консультации, семинары – практикумы, презентацию.
Формы
• Совершенствование лексико-грамматических категорий
• Развитие памяти, внимания
• Звуковой анализ слов
• Совершенствование навыков употребления предлогов
• Слоговая структура слов
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми с использованием элементов су-джок терапии при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука, развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.
Развитие фонематического слуха и восприятия
• «Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди др. звуков, услышав слог или слово с ним»
• «Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет»
• «Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других слогов, слов с этим звуком»
• «Если звук услышат ушки – подними шар над макушкой»
• «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»
• «Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»
• «Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу» (см. Приложение)
Развитие звукового и слогового анализа слов • Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
• Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков су-джок.
• «По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай»
Коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков)
• «Шарик мы ладонью “стук”, повторяем в слоге (слове) звук»
• «Шарик мне назад верни, слоги (слово) верно повтори»
• «Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова»
• Поочередный массаж пальцев массажными кольцами с проговариванием стихотворений пальчиковой гимнастики (см. Приложение)
• «Шар обратно прокати, слоги (слово, фразу) измени»
• Проговаривание различных стишков, насыщенных автоматизируемыми звуками, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами (см. Приложение)
Совершенствование лексико-грамматических категорий (словоизменение; словообразование; отработка предложно-падежных конструкций; работа над словарем)
• Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов (см. Приложение)
• Игры с перекатыванием массажёра друг другу:
• Упражнение «Один-много». (см. Приложение)
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания. • Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания (см. Приложение)
• «Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай»
• «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу»
Упражнения для развития общей и мелкой моторики
• сказка «Ёжик» (см. Приложение)
• прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации
• Использование массажеров при выполнении гимнастики во время физ. пауз. (Выполнение различных упражнений с шариками в руках по инструкции взрослого, «Запрещенное движение», «Делай, как я»)
• Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом (см. Приложение)
• Массаж пальцев эластичным кольцом. (см. Приложение)
• Использование шариков при выполнении гимнастики (см. Приложение)
Это лишь некоторые примеры использования су – джок терапии в работе логопеда. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
В результате использования су-джок терапии:
• осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;
• стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
• развивается координация движений и мелкая моторика;
• развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
достоинствами
использования в логопедической практике элементов Су – Джок терапии являются:
Высокая эффективность – сокращаются сроки коррекционной работы; при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб. : Дельта, 2001.
7. Османова Г. А Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Популярная логопедия / Османова Г. А – КАРО, 2008 – С. 160
9. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72
10. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
11. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
12. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
Приложение
Сказка «Ежик на прогулке»Упражнения с шариком массажером Су – Джок
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться, и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Упражнения с шариком массажером Су – Джок:1. Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках Су Джок).
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают Су Джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(Су Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су Джок, перекладывая из руки в руку).
(дети катают Су Джок между ладоней).
Пальчиковая игра «Ёжик»Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают Су Джок между ладонями)
(массажные движения большого пальца)
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
(массажные движения мизинца)
(дети катают Су Джок между ладонями).
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
(надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
— С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил,
(надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел
(надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).
Автоматизация звуков
ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
Весь в иголках ежик.
Развитие фонематического слуха
Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”
Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Много-один», «Чей? Чья? Чьи?»
Развитие памяти и внимания
“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”: дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Массаж Су – Джок шарами. •
Дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом
Я мячом круги катаю,
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
• Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
• Использование шариков при выполнении гимнастики
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
Презентация «Формирование коммуникативных навыков на занятиях по ознакомлению с художественной литературой». Общение сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её и обогащает. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем.