Стукачи на работе что делать

Откуда берутся стукачи и как от них защититься

С моей склонностью к «раскладыванию по полочкам» озадачился я тут вчера темой стукачества. Разозлили они меня. И так жизнь не сахар, так они ещё со своими стуками…
Впрочем, клеймить их позором скучно и банально. Гораздо интереснее разобраться, откуда «ноги растут».

Ещё есть стукачи-самоучки, постепенно выросшие из любителей посплетничать, для «падения» которых была создана подходящая атмосфера. Причем подходящей атмосферой может быть не столько соответствующая политика поощрения стукачества руководством (что часто бывает), сколько общая атмосфера негласного потакания сплетням в среде обитания.
Ещё время от времени стукачи «вылупляются» из слабаков и нытиков, и вообще из слабовольных людей, которым ставят непременное условием «стучать» на ближних, иначе… (дальше идут всякие страшные запугивания).

Ну, и есть ещё одна категория. Люди, которые не склонны к жалобам и стукачеству в принципе, однако доведенные до определенного психологического состояния, в котором единственным выходом из создавшейся для них неблагоприятной ситуации является прямой донос или жалоба. Во всяком случае, другого выхода они не видят.
Впрочем, подобные «срывы» обычно бывают спровоцированы эмоциями и носят разовый характер. А настоящие стукачи обычно действуют планомерно, регулярно и продуманно…
Что самое плохое в стукачах? То, что в 99 % случаев их существование и активная деятельность становятся возможными с согласия и одобрения «хозяев». Иными словами, если рядом с вами «стучат», значит, ваша «рыба» действительно гниет с головы.
И самое обидное, что это происходит повсюду – на «зоне», в офисе, в учебной заведении, в неформальной тусовке, в семье…
Откуда их столько?! Ведь стукачество всегда претило русскому человеку…

Впрочем, вопрос этот риторический.
Гораздо интереснее (и более ценно с практической точки зрения) ответить на вопрос, как от стукачей защититься. Подумал я и об этом вчера.
Идеальный вариант — узнать, какое слабое место (или страшная тайна) есть у самого стукача. А еще лучше — накопить на него некий компромат – досье с информацией о его ошибках, просчетах, проколах и неблаговидных поступках. Однако в этом случае есть опасность самому превратиться в не очень приятного персонажа. Да и не так это просто, потому что стукачи соблюдают конспирацию.

Поэтому единственным правильным вариантом мне кажется опережающая защита. Каждый раз, когда ты совершаешь хоть сколько-нибудь значительный промах, информация о котором может просочиться в окружающую среду и стать благодатной почвой для доноса какого-нибудь стукача, надо самому пойти к начальству с повинной головой. Если он узнает неприятные новости от тебя, он вряд ли будет слишком бурно реагировать на доносы «верных людей». Да и заинтересованное лицо, описывая свои промахи, постарается смягчить эффект и не будет сгущать краски – в отличие от стукача.
Этот способ оптимален исключительно в условиях офиса (в условиях мест заключения он скорее противопоказан). Однако даже в офисе, в целях личной безопасности, следует не просто сухо сообщить боссу об ошибке, но сразу же предложить готовые решения по исправлению ошибки. А еще лучше, коротко рассказав о неприятности, тут же сообщить, что ситуация уже исправлена.
Этот способ можно назвать «стукачеством наоборот» или «стукачеством со знаком плюс», поскольку ты как бы «стучишь» сам на себя. Однако при этом ты сразу же нейтрализуешь негативную информацию позитивной. Ни один стукач такого для тебя не сделает.

Источник

Стукач на работе: как вычислить крысу в коллективе и как проучить ее?

Как ведет себя стукач и зачем он это делает?

Стукачи обычно кажутся вполне приятными людьми. Они могут расположить человека к себе, очаровать его своей добротой и умением выслушать.

Однако за этой маской прячется весьма корыстный коллега, который не прочь выслушать то, как вы изливаете душу, а затем донести до директора. Все ваши жалобы, проблемы и прочее «грязное белье» обязательно станут известны начальству.

ВАЖНО! Если в офисе ничего не происходит, он, как истинный специалист этого дела, начнет создавать инфоповоды самостоятельно, натравливая своих коллег друг против друга.

Чем больше коллектив, тем сложнее контролировать этот процесс: возникает эффект испорченного телефона, и найти первоисточник всех бед становится невозможно.

Стукачи на работе что делать. Смотреть фото Стукачи на работе что делать. Смотреть картинку Стукачи на работе что делать. Картинка про Стукачи на работе что делать. Фото Стукачи на работе что делать

«Дятел» наблюдает за искусственно созданной ситуацией со стороны и наслаждается… А потом отправляется в кабинет босса и докладывает ему обо всем.

Зачем он это делает? Причин может быть несколько, и далеко не все из них лежат на поверхности. Давайте разберемся более детально в этом неоднозначном вопросе.

КСТАТИ! Появление в коллективе такого человека — сигнал, что ваш руководитель тоже не отличается высоким профессионализмом, если подпускает к себе сотрудников, которые считают доносы нормой жизни и ценным качеством.

Стукачи на работе что делать. Смотреть фото Стукачи на работе что делать. Смотреть картинку Стукачи на работе что делать. Картинка про Стукачи на работе что делать. Фото Стукачи на работе что делать

Как вычислить стукача?

Бывает два типа крыс в коллективе. Давайте рассмотрим их более подробно, чтобы разобраться, как без труда вычислить стукача у себя на работе и принять меры.

СОВЕТ! Понаблюдайте за словоохотливыми персонами в вашем коллективе и постарайтесь больше никогда не обсуждать личную жизнь с ними.

Найти крысу в коллективе можно еще по одному признаку. Стукач никогда не высказывает своего мнения в разговоре. Он будет до последнего уворачиваться от прямого ответа, ограничиваясь общими фразами. Это похоже на нейтралитет, но на самом деле «дятел» боится, что его слова могут быть использованы против него самого.

Стукачи на работе что делать. Смотреть фото Стукачи на работе что делать. Смотреть картинку Стукачи на работе что делать. Картинка про Стукачи на работе что делать. Фото Стукачи на работе что делать

Как проучить стукача на работе?

Итак, вы уже выяснили, что в вашем коллективе завелась паршивая овца. И точно знаете, кто это. Не пора ли наказать бессовестного стукача?

КСТАТИ! Нельзя игнорировать факт того, что в вашем коллективе завелся доносчик. Это может начаться с безобидных вещей и закончиться чем-то более серьезным.

Однако люди порой теряются, когда сталкиваются с откровенным хамством и наглостью. Даем вам несколько простых рекомендаций, как избавиться от крысы или по крайней мере обезопасить себя.

ВАЖНО! Устраивать суд Линча не нужно, просто возьмите на заметку, с кем не следует делиться приватной информацией.

Полезное видео

Предлагаю посмотреть видео, где раскрывается психологический портрет стукача:

Помните, что сплетни способны разрушить вашу карьеру, навредить личной жизни и очернить доброе имя. Не откровенничайте наедине с людьми, которые могут вас подставить. Приходите на работу, чтобы выполнять прямые обязанности: это будет наилучшей иллюстрацией вашего профессионализма и личных качеств.

Источник

Стукачи на работе — специфика и методы борьбы

Сегодня мы с вами поговорим об офисных стукачах. Я уверен, многие из вас сталкивались с этим явлением и, более того, почти все волей-неволей становились стукачами. Атмосфера в офисе к этому очень располагает.

Почему психология людей такова, что они мало надеются на начальство, на то, что тот сам все увидит и поймет. Видимо, в большинстве случаев руководителю просто наплевать на то, кто и насколько выкладывается, он следить за показателями и результатами, не обращая внимания на перевес работы в сторону того или другого сотрудника. Либо обращает, но не на трудоголика, а на имитатора деятельности.

В детском саду мы называли стукачей «ябеда»

Это было страшным оскорблением. То есть как бы мы, трехлетние засранцы, находились по одну сторону баррикад, а воспитатели по другую. Думаете, психология изменилась с тех пор, как вы стали взрослыми? Не думаю. Мы точно также бежим к более влиятельному человеку и пытаемся его руками наказать неугодного Вам работника.

Офисные стукачи бывает разные

Это очень сильно зависит от того, мужчина стучит или женщина. Специфика стукачества просто напросто различается в корне.

Очень трудно доказать, что сотрудник занимается ерундой, вместо того, чтобы работать. Иногда это просто невозможно. Опытный халявщик имитирует бурную деятельность, громоздит бумаги на столе и постоянно суетится перед носом начальства, беря трубку телефона или отправляя сам себе смс-ки и тут же выбегая.

Поэтому тактика женского доноса чаще всего бьет прямо в цель и еще пара-тройка таких стукачеств, и начальник подсознательно начинает относиться к неугодному сотруднику менее лояльно.

Все, стукачок сделал свое дело, стукачок может уходить. Это менее эффективно, чем женская тактика доноса, но тоже неплохо работает. Работает тем более эффективно, чем авторитетнее выглядит стукач.

Такая форма доноса, как бы от чистого сердца и вроде как «Ну не могу уже держать в себе все это!» не слишком эффективна. Разговор по душам с начальником всегда дает эффект в несколько раз лучше.

Я не рассматриваю вариантов с женщиной-начальником. Чтобы кто ни говорил, но не бывает (или просто не удержится) женщина в начальственном кресле, если она не умеет мыслить выше своих эмоций. Так что четко разделяем эти понятия и не путаем делопроизводителя Марину и руководителя отдела продаж Ольгу Олеговну. Кресло начальника накладывает свой отпечаток, причем уже не стираемый.

Итак, в случае с женщиной просто работайте и не обращайте на нее внимания.

Кто бы что ни говорил, а метод силы и угрозы является самым эффективным. Люди придумывают новые технологии, пытаются покорить хотя бы немного космоса и что-то мутят с нанотехнологиями, но психология человека не меняется. Ребенок никогда не станет лучше, если не применять ремень, такова правда жизни. Человека никогда не поймет, что он делает что-то неправильно, пока не натолкнется на ограничитель в виде кулака.

Источник

Стукач в коллективе

Каждый руководитель хорошо знает, как относятся к своим служебным обязанностям его подчиненные, но взаимоотношения в команде и настроение личного состава не всегда очевидны. При этом именно две последние составляющие дают возможность правильно влиять на проблемные ситуации, что в разы повышает эффективность труда. Закрыть же информационные пробелы помогают доносчики.

Как стукачи предлагают свои «услуги»?

Практически всем без исключения лидерам подчиненные пытаются начать докладывать, о происходящем в кабинетах.

Существует 3 основных варианта «оферт» потенциальных осведомителей

Специалист заходит к вам по рабочим вопросам, а после уточнения своих задач начинает искренне возмущаться словами или действиями коллег. Например, об отношении к работе, о проявленном недовольстве (по любым поводам), о недоразумениях между сотрудниками, вольной трактовке ваших слов и команд, реже — передает нелицеприятные слова.

Подчиненный (бывший однокашник или коллега, с которым вы начинали служебную карьеру) на корпоративном мероприятии вдруг заявляет, что ему больно видеть, как многие только и ждут ваших ошибок, чтобы донести вышестоящему руководству.

Сотрудник открыто предлагает информацию за определенную бонусную программу. А чтобы предать больше убедительности своим словам, то добавляет об аналогичном «деловом сотрудничестве» со своим бывшим руководителем.

Правильная реакция на стукача

Однозначно: информатора, предложившего сотрудничество, скажем так, на коммерческой основе и подставляющего своего предыдущего начальника резко выпроваживайте с кабинета. Не лишним будет также позаботиться о его переводе в другое подразделение, а еще лучше — в другую компанию. Понятно, недостаточно умный авантюрист «продаст» и вас!

В двух других вариантах тоже обязательно обрывайте спич человека. Сразу категорически отрежьте, что тема вас не интересует или, что не хотите ее обсуждать. Таким образом, вы напомните потенциальному информатору о служебной иерархии и вместе с тем (если, конечно, понадобится) сможете вернуться к начатому разговору в любой момент.

Когда отклонить или принять предложение стукача?

Ответьте однозначно: «Нет», — если интересно выяснить то, как относятся к вам и к вашему стилю управления люди.

Ответьте: «Скорее всего, нет», — если держите под контролем все производственные процессы, а текущие затруднения быстро корректируете, плюс в коллективе нормальный микроклимат.

Ответьте: «Возможно, нет», — если часто и в ручном режиме приходится устранять различные недоразумения и даже сложные проблемы.

Ответьте: «Возможно, да», — если идет сокращение штата или наоборот в команду переводятся сотрудники из других структурных подразделений.

Ответьте: «Да», — если зафиксированы случаи: воровства, коррупции, утечки информации, качество работы резко упало, а лучшие специалисты увольняются.

Также надо отметить: если информация осведомителя оказалась ложной, а вы уже приняли меры, то ответственность ложится исключительно на вас. А стукачу даже на «вид нельзя будет поставить».

Виды стукачей и их психология

Обстановка сложная и вы серьезно задумались об использовании неофициальной информации? Тогда хорошо изучите отзывы о потенциальном осведомителе. Речь идет не только о служебных характеристиках с предыдущих мест работы, но и личном мнении о специалисте его бывших начальников и коллег. Кроме того, вникните в ситуацию и найдите ответ на вопрос: «Что заставляет человека решиться на подобные действия»?

Добавлю: проблематика доносов актуальная для всех компаний, поэтому психологи описали типичные портреты таких людей.

Стукач аутсайдер. Наушничает, чтобы переадресовать вину за свои постоянные ошибки на коллег. Также он может сам генерировать сплетни от имени любого сотрудника. Такой осведомитель бесполезен.

Стукач приятель. Человек, который очень старается втесаться к вам в доверие — априори ненадежный. Его цель — личная выгода от дружеских отношений с руководителем.

Стукач яппи. Нацелен на карьерный рост. Риск в том, что амбициозный сотрудник может собирать компромат не только на коллег, но и на вас, а информацию (с целью получения очередной должности) озвучит в самое удобное для себя время.

Стукач по натуре. Готов сливать любые сведения каждый день, причем в мельчайших подробностях (долго и нудно). В его потоке сознания и домыслов трудно будет найти действительно важные сведения, хотя они будут.

Стукач по обстоятельствам. Ответственность за такую роль нормального человека ложиться исключительно на руководителя. Возможно вы поставили подчиненного в очень сложную ситуацию, и он просто пытается удержаться на месте службы.

Стукач агент. Собирает доносы для вас (о коллегах) и о вас (для вышестоящего руководства). Научитесь его грамотно использовать, а именно — опосредовано доводить до сведения своего руководителя нужные вам посылы. Главное — двойной агент не должен догадаться, что вы знаете о его игре.

Стукачи, переживающие за результаты работы. Таких существует несколько типов и к их словам есть смысл прислушаться. Ведь речь идет о людях, нацеленных на достижение производственных целей, которые не задумываясь устраняют барьеры на пути к ним. Первые — это идеалисты и трудоголики. Вторые — лучшие специалисты с большим стажем работы, просчитывающие результаты любых действий (ошибок и халатности). Третьи — женщин с психологией отличниц. Названые три категории подчиненных не «стучат» руководителю на своих коллег, а переживают за показатели как структурного подразделения, так и копании в целом.

Если решитесь использовать стукача (даже из трех самых надежных категорий), то примите к сведению 5 важных моментов.

• Доносчики, как правило, корректируют факты, например, если что-то неправильно поняли или в личных интересах.

• Сотрудник, случайно услышавший ценную информацию и передав вам данные, быстро почувствует интерес и благодарность руководителя. Как результат — начнет доносить обо всем и обо всех, причем приукрашивать ситуацию.

• Доброволец осведомитель может настраивать вас против подчиненных, а команду против руководителя. Причины таких действий: конкуренция, не сложившиеся отношения, перекладывание своей работы, перевод стрелок при допущенной ошибке.

• Стукача в команде люди обязательно выявляют — это лишь дело времени. Причем не исключено, что самые находчивые будут озадачивать его и вас дезинформацией или исподволь лоббировать свои интересы.

• Рано или поздно вы обязательно попадете в щекотливую ситуацию, из которой придется выкручиваться самому.

Во время подготовки публикаций для СМИ, а именно — тренеры по менеджменту и специалисты по психологии рассказали также о том, как в коллективе можно использовать стукача.

Появилось предположение, что в команде есть доносчик? В присутствии нескольких коллег озвучьте, подчеркну, нейтральный посыл, который касается лично вас и не может отразиться на взаимоотношениях с руководителем. Подождите реакцию шефа — она, конечно, будет. Например, руководитель может при всех, но не встречаясь с вами взглядом ответить на вашу реплику или предпринять необходимые действия.

Не нужно быть аналитиком, чтобы определить доносчика! Однако если сомнения остаются, то через некоторое время «подозреваемому», но при другой группе сотрудников выдайте снова информацию о своих интересах. Опять получили ответ, но уже через кого-то из помощников босса? Что ж, один раз — случайность, два — совпадение, три — закономерность! Хотя третий раз лучше не организовывать подобной ситуации.

Будьте умнее информатора: не выясняйте отношений — это бесполезно. Продолжайте «дружить» — общайтесь, пейте вместе кофе и используйте осведомителя! За между прочим выдавайте информацию, которую необходимо о вас донести до ушей шефа.

И еще. Когда руководитель поощряет осведомителей (интересуется, что говорят в коллективе или даже в смежных структурных подразделениях), то стукачей несколько и лучше не выяснять: who is who? Это со временем станет понятным!

Источник

Стукачество на работе: как найти и обезвредить ябеду

Доносчиков никто не любит, однако встретить их можно в любом коллективе. Rjob выяснил, почему в современных компаниях процветает стукачество, по каким признакам можно вычислить ябеду и как руководителю и подчинённым реагировать на слив информации.

Кому выгодны доносы

Раз уж стукачество – явление распространённое, значит, кто-то получает от него неоспоримую пользу. Во-первых, выгоду от регулярных доносов имеют любители доверительных бесед в кабинете у начальника. Если инициатива ябеды пришлась по душе руководителю, который желает быть в курсе корпоративной жизни подчинённых, то в обмен на информацию осведомитель получает поощрения: премии, повышение, покровительство.

Во-вторых, польза от развитой системы доносов очевидна для боссов. По словам Ольги Косец, владелицы ООО «Софиано», при всём богатстве выбора иных альтернатив для информирования начальства ещё не изобретено.

«Я не знаю ни одной компании, где бы со временем не вырастили и не выпестовали собственного доносчика. А уж он, родимый, не убоясь кнута, всегда найдёт возможность нашептать из самых благих соображений чистую правду. Наверное, в женских коллективах доносчику живётся вольготней и сподручней, но и среди мужчин принято делиться с руководством большими и маленькими секретами», – комментирует эксперт.

Алексей Федулов, старший консультант Wyser (международный кадровый холдинг Gi Group), подтверждает: доносчики есть везде, но ни в государственной, ни в коммерческой структуре стукачество не приветствуется, потому что вносит в коллектив разлад и способствует снижению продуктивности всех без исключения сотрудников.

«В России стукачество – отрицательная черта. Однако на западе это считается здоровым карьеризмом и позволяет получить лучшие условия и возможности, даже ценой ущерба для другого», – отмечает Алексей Федулов.

Стукачество во благо

В большинстве случаев слежка за сотрудниками с последующим отчётом в кабинете руководителя – занятие неблаговидное. Однако бывают ситуации, когда подобные действия входят в профессиональные компетенции.

«Наша компания, специализирующаяся на аудите телефонных переговоров менеджеров по продажам, иногда вынуждена заниматься чем-то вроде стукачества. Мы прослушиваем звонки сотрудников отделов продаж, находим ошибки и сообщаем о них руководителям компаний. Такое «стукачество» однозначно помогает бизнесу развиваться и исправлять неверные алгоритмы в переговорах, – рассказывает Пётр Литвин, основатель компании X-Call. – Бывают ситуации, когда наши действия воспринимаются сотрудниками негативно. Например, на этапе диагностики мы по поручению собственника общаемся с менеджерами, выясняем проблемы в подразделении. Иногда приходится делать не лучшие заключения о работе менеджеров и сообщать их директору. Но мы преследуем главную цель собственника – заработать больше денег».

Откуда ветер дует?

Если говорить о традиционных корпоративных доносах, поступающих от чересчур инициативных работников, то важно понять их истинную цель. Чего хочет добиться информатор: насолить коллегам или восстановить справедливость? В первом случае мы имеем дело с сотрудником, чьи действия носят негативный оттенок. Во втором – с человеком, который ставит интересы компании на первое место. Обнаружить информатора не сложно, если знать его намерения.

«Для меня доносчик – это определённый психологический паттерн человека, считав который, можно безошибочно исключить тех, кто в «группу риска» не попадает, и обнаружить личностей, наиболее интересных нам в данном контексте. Мотивация, ценности и эмоции задают вектор поведения и поступков человека, и это отражается в нём, как в зеркале. По языку тела, вербальному поведению и другим психодиагностическим составляющим я определяю тех, чьи механизмы коммуникации и выживания соответствуют заданным параметрам. Всё это подкрепляется также «криминальным профилем» человека, который оценивается в рамках общей психодиагностики. На финальном этапе мистер Х будет готов сам себя обнаружить», – делится опытом Лиана Бахова, профайлер, специалист по оперативной психодиагностике, имидж-эксперт, консультант по персональному и корпоративному имиджу.

Алексей Федулов уверен, что несведущий в тонкостях психологии сотрудник до последнего момента не может понять, кто же его «сдал», ведь ябеды искусно «шифруются».

«Подозрения, как правило, падают только на очень ограниченное количество людей. Самый эффективный способ проверки – ловить на «живца». То есть нужно сообщить в узком кругу коллег якобы важную информацию и посмотреть, как быстро она дойдёт до руководителя. Точно вычислить ябеду можно только сообща, обращая внимание на поведение «подозреваемых», например, тех, кто часто ходит в кабинет к начальнику по поводу и без», – советует эксперт.

Долой сплетни и наговоры!

Очень важно, чтобы стремление некоторых корпоративных активистов открыть руководителю глаза на происходящее в компании не переходило границы разумного. Иначе не избежать скандалов, которые негативно скажутся на бизнесе.

Ольга Косец нашла выход из щекотливой ситуации. Она советует предлагать сотрудникам-ябедам соответствующий профессиональный функционал.

«На моей швейной фабрике мне регулярно рассказывают тайны: кто, что, кому и сколько. Понятно, что не следует идти на поводу у доносчика и всю информацию воспринимать за чистую монету. Но не могу не признать, что стукачи приносят много ценных сведений. Главное – правильно их использовать. Например, как-то одну особо пронырливую и разговорчивую швею пришлось повысить до должности бригадира. Незначительная надбавка оказалась оправданной – новому бригадиру практически некогда стало шпионить и подслушивать, в основном приходилось следить за общим порядком и ликвидировать локальные эксцессы».

Чтобы структурировать поток доносов, мудрый руководитель просит сотрудников письменно формулировать суть ситуации. Такой метод помогает отсеивать сплетни и повышать ответственность работников за предоставляемую ими информацию.

«Всегда и всем советую использовать стукаческие таланты в мирных целях. Да, многие руководители пытаются публично удалять доносчика из здорового тела коллектива, что, на мой взгляд, неразумно и безыдейно. Любые пресечения подобных инициатив просто переформируют потоки – докладывать будут не вам, а вашему заму, который примется использовать сведения на своё усмотрение. Собственник бизнеса должен быть самым информированным, то есть предупреждённым и, соответственно, вооруженным», – комментирует Ольга Косец.

Снизить стремление коллег «стучать» друг на друга поможет система контроля: от видеонаблюдения до прослушивания корпоративных звонков. Такого мнения придерживается Пётр Литвин.

«Незачем доносить на коллег руководителю, которому и так всё известно. И никто не будет обсуждать то, о чём не сказал бы лично начальнику, поскольку все понимают: с помощью системы контроля он и так всё узнает, – отмечает Пётр Литвин. – Кроме того, стукачество – не очень дальновидная стратегия: принять меры без обнаружения источника информации руководитель не сможет, если он захочет наказать виновных, ему придётся выдать «стукача».

В заключение добавим, что у каждого руководителя и его подчинённых свои корпоративные устои, однако это не отменяет единых моральных норм и правил поведения в обществе. Относитесь к коллегам с уважением, не критикуйте начальника за его спиной и не стремитесь выслужиться любой ценой – пожалуй, это основные рекомендации для тех, кто хочет держаться подальше от сплетен и доносов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *