Стропы общего назначения следует выбирать так чтобы
Билет № 5
1.Порядок аттестации стропальщиков.
Первичная аттестация проводиться после обучения по соответствующей программе в квалификационной комиссии предприятия с участием инспектора Ростехнадзора. По билетам. Результаты оформляются протоколом с выдачей удостоверения.
2.Схемы строповки грузов (труб, строительных деталей и конструкций).
На схемах строповки изображается груз, подвешенный с помощью съемного грузозахватного приспособления (строп, траверс и т.п.) к крюку крана. Особенно четко должен быть изображен узел сопряжения съемного грузозахватного приспособления с грузом. При необходимости этот узел изображается отдельно. При строповке груза стропами учитываются масса поднимаемого груза, его габариты, число ветвей стропов и угол их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90.
Схемы графического изображения строповки должны вывешиваться в местах производства работ или выдаваться на руки.
Способы строповки: за петли и отверстия, в обхват.
Многоветвевым стропом поднимают детали и конструкции с большой опорной поверхностью и имеющие несколько петель в ряду а также материалы уложенные в тару.
2-х ветвевым балки, ригели, сваи, блоки, стеновые панели.
4-х ветв. Лестничные марши, площадки, тару
Трубы и др длинномеры зацепляют в двух точках в обхват универсальным или облегченным стропом, либо применяют траверсу.
Объемные элементы траверсой.
3.Меры пожарной безопасности и средства тушения пожаров.
При возникновении пожара на участке, либо ГПМ стропальщик должен отключить источник питания, вызвать пожарную охрану и доложить администрации. Приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися средствами пожаротушения.
Углекислотные оу-2 для тушения жидких и твердых веществ а также для тушения пожара в электроустановках, находящихся под напряжением не более 1000 В.. Горящие смазочные материалы необходимо засыпать песком либо накрыть брезентом. Огнетушитель порошковый ОП-5 предназначен для тушения загораний при воспламенении различных предметов, веществ и оборудования транспортных средств, электроустановок и приборов, находящихся под напряжением до 1000В. Запрещается тушение горящей одежды на человеке всеми видами огнетушителей.. Не допускается струю воды для тушения эл.установок, находящихся под напряжением, т.к. это может привести к поражению эл.током
4.Порядок складирования грузов на открытых площадках баз и складов.
Согласно карте складирования. На предварительно подготовленную площадку ( ровную, грунт утрамбован) в зимнее время очищена от снега. Площадка должна быть оснащена дополнительными приспособлениями (кассеты, стеллажами, если не предусмотрены такие приспособления, то груз следует укладывать на прочные подкладки одного размера по высоте.
При укладке груза в штабель между грузами применяться прокладки,чтобы свободно извлечь стропы из-под груза, либо наоборот застропить груз.
Должны быть предусмотрены проходы около 1 м и проезды в соответствии с габаритом транспорта. При складировании груза вблизи ж\д путей расстояние до рельса не менее 2 м при высоте штабеля до 1,2 м, при высоте штабеля более 1,2 метра расстояние должно быть увеличено до 2, 5 метров.В случае складирования груза около козлового крана расстояние по горизонтали от выступающих частей крана до штабелей грузов должно быть не менее 700 мм
Прислонять опирать материалы и изделия к заборам, деревьям, элементам временных и капитальных сооружениям не допускается.
5. Классификация грузов.
Все грузы делятся на группы:
По свойствам грузы делятся на штучные, насыпные или сыпучие, жидкие или наливные.
К насыпным грузам относятся гравий, уголь, песок, колотая стружка, глина, цемент, руда.
Жидкие грузы подразделяются на: опасные и неопасные.
К опасным грузам относятся расплавленный металл, шлак;
К неопасным грузам относятся масла, вода.
По складированию штучные грузы делятся на штабелируемые и не штабелируемые.
К штабелируемым грузам относятся грузы в ящиках, прокат различного профиля, пиломатериалы, железобетонная продукция, строительные материалы.
К не штабелируемым грузам относятся узлы машин, оборудование.
Стропы общего назначения следует выбирать так чтобы
СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ*
* Для удобства чтения по просьбе руководителей и специалистов предприятий текст изменения N 1 приводится курсивом
Дата введения 1994-06-01*
________________
* См. ярлык Примечания.
УТВЕРЖДЕН Госгортехнадзором России от 20.10.93 г. с изменением N 1, утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 08.09.98 N 57.
Настоящий руководящий документ (РД) распространяется на стропы из стальных канатов и цепные стропы, используемые для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенные для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий климатического исполнения ТУ и У по ГОСТ 15150
1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. Стропы должны изготавливаться:
ветвевыми со звеньями (элементами) для навески на крюк крана и подсоединения груза;
кольцевыми в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза
1.2. Грузоподъемность стропов должна выбираться из следующего ряда: 0,5; 0,63; 1,0*; 1,6; 2,0*; 3,2*; 5,0*; 6,3; 8,0; 10*; 12,5*; 16*; 20*; 25; 32*; 40 и 50 т (звездочкой отмечены стропы, рекомендуемые для преимущественного применения).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Общие требования
2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
Проектирование и изготовление грузовых стропов должны проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими проектирование и изготовление стропов в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.
Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы госгортехнадзора документы, указанные в п.2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 N 20.
технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;
рабочие чертежи стропов;
описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты);
сертификаты на канаты и цепи;
справка о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).
Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом (форма Паспорта стропа приведена в приложении 4).
2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.
2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис.1).
Рис.1. Строповка груза двух- ( ), трех- ( ) и четырехветвевыми ( ) стропами
2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.
2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.
Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25%; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.
2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1% длины ветви.
2.2. Требования к конструкции стропов
2.2.1. В цепных стропах должны применяться круглозвенные грузовые цепи по ТУ 12.0173856.009 типов 1 и 3, а также цепи по ТУ 12.0173856.015 типа А исполнения 2.
Применение цепей других типов допускается по согласованию с ВНИИПТМАШ.
2.2.2. Для сращивания цепей допускается использовать электро- или кузнечно-горновую сварку или специальные соединительные звенья.
2.2.3. В канатных стропах должны применяться круглопрядные канаты двойной свивки, изготавливаемые по техническим условиям ГОСТ 3241.
Рекомендуется применять канат крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля и хлопчатобумажной пряжи. Допустимо применение канатов с сердечниками из других материалов с учетом температурного режима использования стропов.
2.2.4. Соединение концов канатов следует выполнять заплеткой или опрессовкой алюминиевыми втулками.
Применение соединений других видов допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.
Соединение, выполненное путем оковки каната кольцами, не допускается.
2.2.5. Для подсоединения ветвей канатных стропов к звеньям должны применяться коуши. Рекомендуется применять коуши по ГОСТ Р 50090.
2.2.7. Рекомендуемые конструкции стропов и их элементов приведены в приложении 1.
2.3. Требования к материалам
2.3.1. Элементы стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.
2.3.4. Втулки для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.
2.3.5. Применение материалов, не указанных в пп.2.3.1-2.3.4, допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.
2.4. Требования к элементам стропов
Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» или техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.
2.4.2. Ветви канатных стропов должны изготавливаться из цельного каната. Наращивание канатов не допускается.
2.4.3. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не меньше указанного в табл.1.
Зависимость числа проколов каната каждой прядью от его диаметра
Число проколов каждой прядью, не менее
«Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации. РД-10-33-93» (утв. Госгортехнадзором РФ 20.10.1993) (ред. от 08.09.1998)
20 октября 1993 года
СТРОПЫ ГРУЗОВЫЕ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ.
ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Руководящий документ разработан на основе ОСТ 24.090.48-79 и ОСТ 24.090.49-79 в Государственном российском научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте подъемно-транспортного машиностроения (ВНИИПТМАШ) совместно с Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями Госгортехнадзора России.
Срок введения в действие 1 июня 1994 г.
Настоящий руководящий (РД) документ распространяется на стропы из стальных канатов и цепные стропы, используемые для подвески грузов к крюкам грузоподъемных машин, предназначенные для применения на промышленных предприятиях, а также на транспортных и складских объектах, выпускаемые в виде отдельных единиц или мелких партий климатического исполнения ТУ и У по ГОСТ 15150.
1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. Стропы должны изготавливаться:
ветвевыми со звеньями (элементами) для навески на крюк крана и подсоединения груза;
кольцевыми в виде замкнутой петли для непосредственной обвязки груза.
Здесь и далее рисунки не приводятся.
1.2. Грузоподъемность стропов должна выбираться из следующего ряда: 0,5, 0,63, 1,0*, 1,6, 2,0*, 3,2*, 5,0*, 6,3, 8,0, 10*, 12,5*, 16*, 20*, 25, 32*, 40 и 50 т (звездочкой отмечены стропы, рекомендуемые для преимущественного применения).
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Общие требования
2.1.1. Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего РД, «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке.
Проектирование и изготовление грузовых стропов должно проводиться в организациях и на предприятиях, имеющих лицензию (разрешение) органов Госгортехнадзора России и располагающих квалифицированными специалистами и техническими средствами, обеспечивающими их проектирование и изготовление в полном соответствии с требованиями настоящего нормативного документа.
Для получения разрешения (лицензии) на изготовление стропов предприятие-изготовитель должно представить в территориальные органы госгортехнадзора документы, указанные в п. 2.1 Положения о порядке выдачи специальных разрешений (лицензий) на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, утвержденного Постановлением Госгортехнадзора России от 03.07.93 N 20.
— технические условия на изготовление, утвержденные в установленном порядке;
— рабочие чертежи стропов;
— описание технологического процесса изготовления стропов (технологические карты);
— сертификаты на канаты и цепи;
— справку о наличии аттестованных специалистов (при необходимости выполнения сварочных работ).
Разрешение (лицензия) на изготовление стропов выдается территориальными органами Госгортехнадзора России на основании результатов проверки предприятия-изготовителя и рассмотрения представленной им документации. Стропы, изготавливаемые для сторонних организаций, должны быть снабжены паспортом; форма паспорта приведена в Приложении 4.
2.1.2. Расчет канатов и цепей стропов, используемых как для непосредственной обвязки груза, так и для захвата последнего с помощью концевых звеньев, производят на растяжение.
2.1.3. Определение усилий в канатах и цепях двух-, трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии дополнительных требований производят исходя из условия, что углы между ветвями не превышают 90° (рис. 1).
2.1.4. Расчет трех- и четырехветвевых стропов при отсутствии гарантии равномерности распределения нагрузок между ветвями производят исходя из условия, что груз удерживается только двумя ветвями.
2.1.5. При расчете на действие номинальной нагрузки запас прочности для канатов и цепей по отношению к разрушающей нагрузке, указанной в их сертификате, должен быть не менее 6,0 и 5,0 соответственно.
Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400 °С, снижают на 25%; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400 °С, не допускается.
2.1.10. Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1% от длины ветви.
2.2. Требования к конструкции стропов
2.2.1. В цепных стропах должны применяться круглозвенные грузовые цепи по ТУ 12.0173856.009 типов 1 и 3, а также цепи по ТУ 12.0173856.015 типа А исполнения 2.
Применение цепей других типов допускается по согласованию с ВНИИПТМАШ.
2.2.2. Для сращивания цепей допускается использовать электро- или кузнечно-горновую сварку или специальные соединительные звенья.
2.2.3. В канатных стропах должны применяться круглопрядные канаты двойной свивки, изготавливаемые по техническим условиям ГОСТ 3241.
Рекомендуется применять канат крестовой свивки с сердечником из пеньки, сизаля и хлопчатобумажной пряжи. Допустимо применение канатов с сердечниками из других материалов с учетом температурного режима использования стропов.
2.2.4. Соединение концов канатов следует выполнять заплеткой или опрессовкой алюминиевыми втулками.
Применение соединений других видов допускается только по согласованию с ВНИИПТМАШ.
Соединение, выполненное путем оковки каната кольцами, не допускается.
2.2.5. Для подсоединения ветвей канатных стропов к звеньям должны применяться коуши. Рекомендуется применять коуши по ГОСТ Р 50090.
2.2.7. Рекомендуемые конструкции стропов и их элементов приведены в Приложении 1.
2.3. Требования к материалам
2.3.1. Элементы стропов, подвергающиеся сварке при изготовлении, должны изготавливаться из сталей, предусмотренных в РД 24.090.52, с учетом температурных условий эксплуатации стропов.
2.3.4. Втулки для соединения канатов опрессовкой следует выполнять из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31 и АМЦ по ГОСТ 4784.
2.4. Требования к элементам стропов
Круглозвенные сварные и штампованные цепи, применяемые для грузовых стропов, должны соответствовать ГОСТ 228 «Цепи якорные» или техническими условиям, утвержденным в установленном порядке. Цепи должны иметь сертификат.
2.4.2. Ветви канатных стропов должны изготавливаться из цельного каната. Наращивание канатов не допускается.
2.4.3. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не меньше указанного в табл. 1.
ЗАВИСИМОСТЬ ЧИСЛА ПРОКОЛОВ КАНАТА
КАЖДОЙ ПРЯДЬЮ ОТ ЕГО ДИАМЕТРА
Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).
2.4.4. При заделке концов каната заплеткой места сплетения проволок должны обкатываться обжимными роликами или протягиваться через обжимную втулку. Разрешается при индивидуальном изготовлении место заплетки стропа уплотнять простукиванием молотком.
2.4.5. После отрезки технологических припусков концы прядей должны быть заделаны способом, исключающим их разматывание и повреждение рук стропальщика.
2.4.6. Место сплетения не должно иметь выступающих концов проволок. Рекомендуется обматывать место сплетения проволокой или снабжать его защитной оболочкой другого вида.
2.4.7. Требования к выполнению заделки концов канатов опрессовкой алюминиевыми втулками приведены в Приложении 1.
2.4.8. Крюки должны изготавливаться ковкой или штамповкой. Допускается изготовление крюков из листовой или полосовой стали при условии направления волокон вдоль вертикальной оси крюка. Крюки грузоподъемностью до 1 т допускается изготовлять гибкой из прутков по технологии, согласованной со специализированной организацией по кранам.
При изготовлении кованых и штампованных крюков сварка не допускается.
Крюки, изготовленные из листовой стали и круглого прутка, после сварки должны подвергаться нормализации.
Крюки должны снабжаться предохранительными замками.
2.4.9. Петли и скобы должны изготавливаться гибкой; допускается изготовление их ковкой, штамповкой или плазменной резкой из листового или полосового материала.
Применение других способов резки допускается при согласовании технологического процесса резки со специализированной организацией по кранам.
2.4.10. При изготовлении элементов, указанных в п. п. 2.4.8 и 2.4.9, холодной гибкой относительные радиусы гибки (по внутренней поверхности) не могут быть меньше значений, приведенных в табл. 2.
ЗАВИСИМОСТЬ РАДИУСА ГИБКИ (R) ОТ ТОЛЩИНЫ ЭЛЕМЕНТА
2.4.11. Качество поковок для кованых и штампованных крюков (захватов) должно соответствовать группе II по ГОСТ 8479.
2.4.12. На поверхности крюков, звеньев и других элементов стропов не допускаются трещины, плены, расслоения, волосины и надрывы.
Заваривать и заделывать указанные дефекты не разрешается.
Допускаются отдельные вмятины глубиной в пределах допуска на размеры материала, из которого изготовлены элементы.
Для элементов, изготовленных из низколегированных сталей, твердость после нормализации не должна превышать НВ 140.
2.5. Требования к выполнению сварных соединений
2.5.1. При изготовлении неразъемных звеньев рекомендуется применять электрическую контактную сварку оплавлением; допускается применять электрическую дуговую сварку и кузнечно-горновую сварку.
Другие виды сварки могут быть применены по согласованию со специализированной организацией по кранам.
2.5.2. Конструкция шва, сварочные материалы, технология выполнения сварного соединения и методы контроля должны обеспечить прочность соединения не ниже прочности основного металла.
2.5.3. При применении контактной сварки увеличение диаметра сечения (d) в месте сварки не должно превышать 0,1d. Образовавшийся в месте стыка грат должен быть зачищен заподлицо с основным металлом.
Смещение свариваемых концов в месте стыка не должно превышать значений, указанных в табл. 3.
ДОПУСКАЕМОЕ СМЕЩЕНИЕ КОНЦОВ
СВАРИВАЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В МЕСТЕ СТЫКА
В местах сварки не должно быть непроваров и подрезов. Глубина местных выжигов и пригаров при контактной электросварке не должна превышать 0,7 мм.
2.5.4. При выполнении сварных швов ручной дуговой сваркой по ГОСТ 5264 на концах заготовок из круглого прутка производится разделка кромок (рис. 2).
Сварка звеньев всех типов производится после гибки заготовок. При сварке необходимо выдержать размеры сварного соединения в соответствии с рис. 3.
2.5.5. Дуговая электросварка должна выполняться в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
К сварке должны допускаться сварщики, выдержавшие испытания в соответствии с Правилами аттестации сварщиков.
2.6. Требования к покрытиям
2.6.1. Звенья и цепи стропов рекомендуется окрашивать в два слоя эмалью красного цвета марки ПФ 115 по ГОСТ 6465; для окраски цепей и захватных элементов стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру выше 100 °С, рекомендуется применять эмаль красного цвета марки КО-811 по ГОСТ 23122.
3.1. В комплект поставки стропа входят:
— строп с маркировочной биркой;
4.1. Для проверки соответствия стропов требованиям настоящего РД предприятие должно проводить приемо-сдаточные испытания.
4.2. При испытаниях каждый строп проверяют на соответствие требованиям п. п. 2.1.1, 2.2.6, 2.6.1, 2.6.2 и 3.1.
4.3. Каждый строп должен быть испытан статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность этого стропа на 25%.
4.4. Элементы стропов (крюки, соединительные звенья, ветви стропов и др.) при их серийном изготовлении для поставки на предприятия, производящие стропы, подлежат испытанию статической нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность элемента на 75%, на предприятии-изготовителе. Испытанию подвергают не менее 2% от каждой партии изготавливаемых элементов, но не менее 2 единиц.
Допускается испытывать указанные элементы непосредственно в составе стропа соответствующей грузоподъемности.
При индивидуальном изготовлении подлежат испытанию элементы каждого стропа или каждый строп.
4.5. При статических испытаниях стропов и их элементов визуально проверяют отсутствие остаточных деформаций и трещин на внешних поверхностях элементов, повреждений канатных ветвей, а также смещения канатов в креплениях.
4.6. Каждый цепной строп должен быть проверен на соответствие требованиям п. п. 2.2.1, 2.2.2 и 2.4.1.
4.8. Крюки должны проверяться на соответствие требованиям п. п. 2.4.8, 2.4.11 и 2.4.12.
На соответствие требованиям п. 2.4.11 должны проверяться все заготовки крюков, изготовленные свободной ковкой, и первая и последняя заготовки из партии, изготовленной горячей штамповкой.
Партия заготовок должна состоять из изделий одного типоразмера, изготовленных из металла одной плавки, на одном штампе и совместно прошедших термообработку.
4.9. При изготовлении крюков свободной ковкой или штамповкой материалы должны проверяться на соответствие предела текучести и относительного удлинения нормативным значениям в объеме, установленном в табл. 4.
ЗАВИСИМОСТЬ ЧИСЛА ПРОВЕРЯЕМЫХ ЗАГОТОВОК
КРЮКОВ ОТ РАЗМЕРА ПАРТИИ
Временное сопротивление разрыву и ударную вязкость стали следует проверять по требованию потребителя.
4.10. На соответствие требованиям п. 2.5.3 должно проверяться не менее 2% от партии подвергающихся сварке элементов.
4.11. На соответствие требованиям п. п. 2.4.10 и 2.4.14 следует проверять не менее 10% деталей.
4.12. На соответствие требованиям п. 2.4.12 следует проверять все детали.
4.13. Алюминиевые втулки проверяют на соответствие требованиям п. 2.3.4.
4.14. Для элементов, подвергающихся выборочной проверке, при получении неудовлетворительных результатов по какому-либо из показателей должна производиться повторная проверка по этому показателю удвоенного числа образцов, взятых из той же партии.
При неудовлетворительных результатах повторной проверки партию бракуют.
5. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ И ИСПЫТАНИЙ
5.1. При испытаниях стропов статической нагрузкой по п. 4.3 их ветви должны быть расположены под углом 90° друг к другу.
Допускаются испытания под другим углом с соответствующим пересчетом действующих нагрузок.
Испытательную нагрузку создают с помощью тарировочных грузов или нагрузочных приспособлений с контролем величины нагрузки посредством измерительных приборов.
5.2. Элементы стропов (соединительные звенья, крюки) испытывают на соответствие требованиям п. 4.4 с помощью нагрузочных устройств или стендов, снабженных приборами, контролирующими величину действующей нагрузки.
Качество материалов проверяют по сертификатам или результатам лабораторного анализа.
5.5. Отклонение длин ветвей по п. 2.1.10, размеры алюминиевых втулок по п. 2.4.7, радиус гибки по п. 2.4.10, глубину вмятин по п. 2.4.12, увеличение диаметра сечения элемента и относительное смещение концов элемента по п. 2.5.3, размеры сварных швов по п. 2.5.4 проверяют с помощью универсального мерительного инструмента.
5.6. Качество сварных соединений, выполненных контактной сваркой, по п. 2.5.3 проверяют путем их осмотра, обмера и механических испытаний звеньев на статическое растяжение по ГОСТ 6996.
6. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
6.1. Каждый строп должен быть снабжен маркировочной биркой (ст. 3.30 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов), на которой указывают:
наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;
порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;
дату испытаний (месяц, год).
Способ крепления маркировочной бирки должен обеспечивать ее сохранность до конца эксплуатации стропа.
Рекомендуемые размеры маркировочных бирок и способы их крепления приведены в Приложении 2.
6.2. На каждом элементе и захвате стропа на установленном для маркировки месте методом штамповки или ударным способом должно быть нанесено:
наименование или товарный знак предприятия-изготовителя;
условное обозначение элемента или захвата по системе предприятия-изготовителя;
порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя или номер партии.
6.3. Стропы одного типа, длины и одинаковой грузоподъемности свертывают кольцом, комплектуют в одну общую бухту, которую завязывают по периметру не менее чем в трех местах.
Канатные стропы диаметром до 11,5 мм и длиной до 3,5 м могут быть связаны в пачки или уложены в контейнеры.
Масса пачки не должна превышать 100 кг.
6.4. Цепные стропы упаковывают в дощатые ящики по ГОСТ 2991 и ГОСТ 10198.
6.8. Сведения об изготовленных стропах должны заноситься в журнал.
7. УКАЗАНИЯ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
7.1. Общие требования
7.1.1. В процессе эксплуатации грузовых стропов должен периодически проводиться их осмотр.
Осмотр стропов должен проводиться в соответствии с требованиями инструкции, разработанной специализированной организацией, определяющей порядок и методы осмотра, браковочные показатели, а также методы устранения обнаруженных повреждений.
7.1.2. При составлении инструкций по эксплуатации для стропов должны учитываться также требования, включенные в настоящий раздел РД.
7.2. Требования к перемещению грузов
с зацепкой их крюками стропов
7.2.1. Размеры рым-болтов, скоб и других элементов, предусмотренных на грузе для подсоединения стропа, должны соответствовать размерам крюков последнего (Приложение 3, п. 2.1).
7.2.2. Запрещается поднимать груз при канате или цепи, отклоняющихся от плоскости крюка (при крюке, испытывающем боковой изгиб), а также при крюке, зацепленном за груз только концом рога.
7.2.3. Рекомендации по строповке грузов приведены в Приложении 3.
7.3. Контроль состояния стропов при эксплуатации
7.3.2. Применяемые при ремонте материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также используемые технологические процессы и методы контроля должны соответствовать требованиям настоящего РД.
После ремонта стропы подлежат техническому освидетельствованию на предприятии, на котором они ремонтировались.
При техническом освидетельствовании стропы должны подвергаться внешнему осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность, в соответствии с требованиями настоящего РД.
7.3.3. Стропы, прошедшие после изготовления приемо-сдаточные испытания на предприятии-изготовителе, не подлежат первичному техническому освидетельствованию.
7.3.5. Браковка канатов и цепей стропов должна производиться в соответствии с требованиями ст. 7.3.28 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
7.3.6. Браковка колец, петель и крюков производится:
при наличии трещин;
при износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;
при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
7.3.7. Выявленные в процессе осмотра или технического освидетельствования поврежденные стропы изымаются из работы до проведения ремонта.
7.3.8. Не допускаются к эксплуатации стропы:
при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;
с деформированными коушами или при износе последних с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%;
с трещинами на опрессовочных втулках или при изменении размера последних более чем на 10% от первоначального;
с признаками смещения каната в заплетке или втулках;
с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
с крюками, не имеющими предохранительных замков.
8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
8.1. Изготовитель должен гарантировать соответствие стропов требованиям настоящего РД при соблюдении потребителем условий хранения и эксплуатации.
КОНСТРУКЦИИ И РАЗМЕРЫ КАНАТНЫХ И ЦЕПНЫХ СТРОПОВ
ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ И ИХ ТИПОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
При использовании стропов для перемещения нагретых свыше 150 °С грузов их грузоподъемность снижается в соответствии с указаниями, приведенными в п. п. 2.1.8, 2.1.9 настоящего РД.
1. ЭЛЕМЕНТЫ СТРОПОВ
УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ, ТАБЛИЦ
И РИСУНКОВ ЭЛЕМЕНТОВ СТРОПОВ
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КАНАТНЫХ ВЕТВЕЙ
Примечание. Допускается применять канаты других маркировочных групп; при этом расчетное разрывное усилие ветви каната, указанное в настоящей таблице, должно быть меньше разрывного усилия каната в целом, указанного в ГОСТ 3071, ГОСТ 3079, ГОСТ 7668 и ГОСТ 2688.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕПНОЙ ВЕТВИ
Примечание. Выбор варианта зависит от возможности комплектации.
КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И РАЗМЕРЫ ЗВЕНА ТИПА РТ1
ОГРАНИЧИТЕЛЬ ТИПА ОГ
ЗВЕНО ТИПА Т, ИСПОЛНЕНИЕ С ОДНИМ УПОРОМ
ЗВЕНО ТИПА Т, ИСПОЛНЕНИЕ С ДВУМЯ УПОРАМИ
КОНСТРУКЦИЯ КРЮКОВ ТИПА К1 И К2
КРЮК СТРОПА, ИСПОЛНЕНИЕ 1
КРЮК СТРОПА, ИСПОЛНЕНИЕ 2
ЗАМКИ ДЛЯ КРЮКОВ СТРОПОВ, ИСПОЛНЕНИЕ 1
ЗАМКИ ДЛЯ КРЮКОВ СТРОПОВ, ИСПОЛНЕНИЕ 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРОПОВ С ОВАЛЬНЫМИ ЗВЕНЬЯМИ ТИПА
ОВ2 ДЛЯ КРЮКОВ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ ОТ 3,2 ДО 25 Т
Длину каната принимают равной сумме длины ветви (L, см. рис. П.1.1 «а») и длины каната, необходимого для образования крепления.
Цепная ветвь (см. табл. П.1.1 и рис. П.1.1 «б») состоит из отрезка цепи и концевых звеньев.
В принятых обозначениях элементов цифровое обозначение соответствует грузоподъемности стропа.
ХАРАКТЕРИСТИКИ КАНАТОВ (ГОСТ 2688)
ХАРАКТЕРИСТИКИ КАНАТОВ (ГОСТ 3071)
ХАРАКТЕРИСТИКИ КАНАТОВ (ГОСТ 3079)
ХАРАКТЕРИСТИКИ КАНАТОВ (ГОСТ 7668)
ХАРАКТЕРИСТИКИ КАНАТОВ (ГОСТ 7669)
1.3. Характеристики цепей, рекомендуемых для использования в цепных стропах, приведены в табл. П.1.26.
1.4. Возможность использования стропов с овальными звеньями типа Ов2 для навешивания на крюки грузоподъемных машин грузоподъемностью от 3,2 до 25 т отражена в табл. П.1.20.
1.5. Способы заделки концов стропов
Заделка концов каната может быть выполнена следующими способами:
заплеткой с последующей обмоткой концов прядей проволокой;
опрессовкой алюминиевой втулкой.
Элементы заделок концов канатов приведены в табл. П.1.27.
ЭЛЕМЕНТЫ ЗАДЕЛОК КОНЦОВ КАНАТОВ
1.5.1. Заделка концов каната заплеткой
Способ заплетки заключается в том, что пряди распущенного конца каната вплетают между прядями нераспущенного каната.
После обрезки каната от его свободных концов отмеряют отрезок, необходимый для заплетки (рис. П.1.15), и в конце его накладывают новую обвязку, до которой концы каната распускают на пряди (см. рис. П.1.15 «а»). Концы прядей обматывают мягкой проволокой или изоляционной лентой (для канатов диаметром до 17 мм).
В образовавшемся жгуте каждая свободная прядь должна проходить под соответствующую прядь основного каната, за исключением пряди 3 при первом способе и пряди 1 при втором способе, идущих совместно с жестким сердечником. Петля каната должна плотно огибать коуш.
Процесс заплетки начинается после сращивания и затяжки концов и заключается в продевании каждой свободной пряди через одну (против направления свивки) под две (по направлению свивки) пряди основного каната.
После заплетки каждого ряда пряди отгибают на коуши и проверяют правильность пропуска их между прядями основного каната.
Для получения плавного перехода узла заплетки в основной канат последний ряд заплетки осуществляется всеми прядями с половинным числом проволок в каждой пряди. После калибровки заплетенного участка концы свободных прядей обрезают заподлицо с основным канатом, сращенный участок (рис. П.1.17) обматывают мягкой проволокой или другим материалом, пригодным для этой цели.
1.5.2. Заделка концов канатов опрессовкой алюминиевой втулкой
Заделка концов канатов втулочным соединением представляет собой опрессованную конструкцию алюминиевой втулки с прядями соединяемых канатов, которые прочно сцеплены между собой металлом втулки, образуя однородное тело в сечении (рис. П.1.18 «а»).
Овальную алюминиевую втулку надевают на ветвь каната, образующую петлю вокруг коуша, таким образом, чтобы конец вспомогательной ветви каната выходил из втулки после опрессовки не менее чем на 2 мм.
Собранную заготовку соединения помещают в матрицу и сдавливают пуансоном до получения круглого поперечного сечения втулки.
Существует два способа опрессовки алюминиевой втулки: в открытой (рис. П.1.18 «б») и закрытой (рис. П.1.18 «в») матрицах.
Допускается использовать данный способ заделки при изготовлении кольцевых стропов.
Усилие опрессовки алюминиевых втулок должно соответствовать табл. П.1.28.
УСИЛИЕ ОПРЕССОВКИ АЛЮМИНИЕВЫХ ВТУЛОК
Перед опрессовкой канат необходимо очистить от смазки. Он должен пропариваться в горячей воде (90 °С) до прекращения выделения смазки. Затем канат просушивают.
Втулки должны изготавливаться из алюминиевых сплавов марок АД0, АД1, АД31, АМц по ГОСТ 4784. Поверхность втулок не должна иметь забоин, вмятин и других механических повреждений.
Конструкция и размеры втулки приведены в табл. П.1.29 и на рис. П.1.19.
КОНСТРУКЦИЯ И РАЗМЕРЫ ВТУЛКИ
1.6. Сращивание каната
Сращивание каната на прямом участке производят согласно схеме соединения 6, представленной на рис. П.1.20 «а».
Концы прядей, прилегающие вплотную к канату, обрубают; концы, выступающие наружу, должны быть изолированы способом, исключающим повреждение рук стропальщика.
2.1. Типы и основные параметры
УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ,
ТАБЛИЦ И РИСУНКОВ КАНАТНЫХ СТРОПОВ
КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОДНОВЕТВЕВОГО КАНАТНОГО СТРОПА
КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДВУХВЕТВЕВОГО КАНАТНОГО СТРОПА
ТРЕХВЕТВЕВОГО КАНАТНОГО СТРОПА (РАВНОМЕРНАЯ
НАГРУЗКА НА ТРИ ВЕТВИ СТРОПА)
ТРЕХВЕТВЕВОГО КАНАТНОГО СТРОПА (НАГРУЗКА НА ДВЕ
ВЕТВИ С МАКСИМАЛЬНЫМ УГЛОМ МЕЖДУ НИМИ 45°)
ЧЕТЫРЕХВЕТВЕВОГО КАНАТНОГО СТРОПА (РАВНОМЕРНАЯ
НАГРУЗКА НА ЧЕТЫРЕ ВЕТВИ)
ЧЕТЫРЕХВЕТВЕВОГО КАНАТНОГО СТРОПА (НАГРУЗКА НА ДВЕ
ВЕТВИ С МАКСИМАЛЬНЫМ УГЛОМ МЕЖДУ НИМИ 45°)
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ СТРОПА
УНИВЕРСАЛЬНОГО, ИСПОЛНЕНИЕ 1
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ СТРОПА
УНИВЕРСАЛЬНОГО, ИСПОЛНЕНИЕ 2
В принятых обозначениях всех видов цифровое обозначение соответствует грузоподъемности в тоннах.
3.1. Типы и основные параметры
УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ, ТАБЛИЦ
И РИСУНКОВ ЦЕПНЫХ СТРОПОВ
КОНСТРУКТИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОДНОВЕТВЕВОГО ЦЕПНОГО СТРОПА
ДВУХВЕТВЕВОГО ЦЕПНОГО СТРОПА
ТРЕХВЕТВЕВОГО ЦЕПНОГО СТРОПА (РАВНОМЕРНАЯ
НАГРУЗКА НА ТРИ ВЕТВИ СТРОПА)
ТРЕХВЕТВЕВОГО ЦЕПНОГО СТРОПА (НАГРУЗКА НА ДВЕ
ВЕТВИ С МАКСИМАЛЬНЫМ УГЛОМ МЕЖДУ НИМИ 45°)
Все стропы, согласно п. 6.1 настоящего РД, должны иметь маркировочные бирки.
Бирки рекомендуется крепить к звену стропа, навешиваемому на крюк крана, при помощи крепежного кольца или вплетать в канат универсального стропа.
Если бирка утрачена и необходимая информация не нанесена на концевом звене, то строп должен быть изъят из эксплуатации.
К ПЕРЕМЕЩЕНИЮ ГРУЗОВ С ПОМОЩЬЮ СТРОПОВ
1. Перемещение грузов с непосредственной
обвязкой их стропами
1.1. При перемещении грузов, имеющих острые ребра, с помощью канатных стропов между ребрами и канатами следует размещать проставки, предохраняющие последние от повреждений (рис. П.3.1).
1.2. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза (рис. П.3.2).
1.3. При регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната (рис. П.3.3), рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа в соответствии с табл. П.3.1.
ДОПУСКАЕМОЙ НАГРУЗКИ НА ВЕТВИ СТРОПА
1.4. При строповке груза с его затяжкой петлей канатного стропа (рис. П.3.4) рекомендуется снижать его грузоподъемность на 20%.
1.5. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы (рис. П.3.5) вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.
2. Перемещение груза с помощью чалочных крюков
2.1. Для правильного зацепления рым-болтов, скоб и других элементов, предусмотренных на грузе для подсоединения стропа (рис. П.3.6), зазоры ДЕЛЬТА 1 и ДЕЛЬТА 2 должны соответствовать:
ДЕЛЬТА 1 >= 0,07h, но не менее 3 мм;
ДЕЛЬТА 2 >= 0,1В, но не менее 3 мм.
ФОРМА ПАСПОРТА СТРОПА
Номер нормативного документа (технологической карты).
Обозначение стропа по РД-10-33-93 или по нормативной документации изготовителя.
Наименование изготовителя, его адрес.
Чертеж стропа с указанием длины стропа.
Порядковый номер стропа по системе изготовителя.
Год и месяц выпуска стропа.
Дата испытаний стропа.
Условия, при которых может эксплуатироваться строп:
наименьшая температура окружающего воздуха, °C ___;
наибольшая температура перемещаемого груза, °C ___.