Старость не радость что значит
Старость в радость — Благотворительный фонд «Старость в радость» Год основания 2011 Расположение Москва Сфера деятельности Помощь пожилым и инвалидам Веб сайт … Википедия
Старость не радость(горб не корысть) — Старость не радость (горбъ не корысть). Ср. Старость не радость для всѣхъ, а для меня она ужъ особенно нехороша. Писемскій въ письмѣ къ Тургеневу. 1878 г. Ср. Плохое ея житье: справедливо сказано старость не радость. Тургеневъ. Затишье. 6. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Старость не радость, а молодость не корысть. — Старость не радость, а молодость не корысть. См. МОЛОДОСТЬ СТАРОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Старость не радость, а пришибить некому. — Старость не радость, а пришибить некому. См. МОЛОДОСТЬ СТАРОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Старость не радость, горб не корысть. — Старость не радость, горб не корысть. См. МОЛОДОСТЬ СТАРОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Старость не радость, не красные дни. — Старость не радость, не красные дни. См. МОЛОДОСТЬ СТАРОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
Старость не радость: либо горб, либо кила. — (а ино и оба). См. МОЛОДОСТЬ СТАРОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа
старость не радость(горб не корысть) — Ср. Старость не радость для всех, а для меня она уж особенно нехороша. Писемский в письме в Тургеневу. 1878 г. Ср. Плохое ее житье: справедливо сказано старость не радость. Тургенев. Затишье. 6. Ср. Скучно с жизнью старческой, Скучно, други, в… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Старость не радость и молодость гадость — (от посл. Старость не радость нелегко жить старому ч ку из за болезней, недомоганий 1) исходное знач.; 2) плохо быть молодым, неопытным … Живая речь. Словарь разговорных выражений
6 мифов о старости. Когда старость – в радость!
Известная фраза: «Старость – не радость», очень красноречиво говорит об отношении людей к неминуемому процессу старения.
С приближением преклонного возраста человеку начинает казаться, что впереди его ждет не самый счастливый период жизни – отсутствие прежних радостей, уйма болячек и крошечная пенсия.
На самом деле, везде не так ужасно.
Безусловно, чем старше становится человек, тем больше его одолевают хронические заболевания.
В 70 лет уже нет того молодецкого задора, который дарил незабываемые эмоции в бурной молодости.
Да и внешне, человек уже не столь привлекателен, что не может не отражаться на эмоциональном состоянии.
Тем не менее, в старости можно не просто доживать, а наслаждаться жизнью, и получать от нее максимум удовольствия!
Вы сами сможете убедиться в этом, если развенчаете для себя несколько устоявшихся заблуждений о периоде, который еще называют «осенью жизни».
6 мифов о старости, с которыми пора расстаться
1. В старости нас ожидает слабоумие
Этот миф появился неспроста. Действительно, чем старше человек, тем больше у него вероятности столкнуться со старческим слабоумием (деменцией).
Но это совсем не говорит о том, что все старики сталкиваются с синильной деменцией и болезнью Альцгеймера!
На самом деле причина развития старческого слабоумия кроется в состоянии наших сосудов.
Если мы питаемся неправильно, если едим много жирной и жареной пищи, ведем «сидячий» образ жизни и не занимаемся спортом, у нас развивается гипертония, ожирение, и коварная болезнь под названием атеросклероз.
Именно из-за поражения сосудов, холестериновыми бляшками, мозг недополучает питательных веществ, что и приводит к развитию слабоумия.
Если же вы следите за собой, стараетесь не переедать и вести подвижный образ жизни, слабоумие в старости вам не грозит!
2. Старики разваливаются на части
Почтенный возраст, представляется многим из нас как период постоянной борьбы с болезнями.
Падает зрение, ноет спина, добивает ломота в суставах.
Кажется, что человек в таком возрасте не помышляет ни о чем другом, кроме спокойствия и отсутствия болей.
Но ведь это не так, если вы не способствуете данному процессу!
Пока одни старики пьют таблетки, другие посвящают все свободное время своим внукам или занимаются любимым хобби – ходят на рыбалку, занимаются конструированием и изобретательством, путешествуют, посещают выставки, вышивают прекрасные ковры, вяжут и даже ходят на танцы!
Ваше здоровье в старости будет определяться данными вам с рождения генами, а также хорошими привычками – правильным питанием, увлечением спортом, отказом от курения и умеренностью в употреблении алкоголя.
К слову, если верить статистике, престарелые люди, гораздо реже молодых сталкиваются с простудными заболеваниями.
То есть, они занимаются своими любимыми делами, в тот момент, когда вы днями лежите с ознобом и температурой.
Тут еще вопрос, кто больше «разваливается на части»?
3. Почтенный возраст – повод забыть о сексуальной жизни
Вы все еще верите, что в старости люди не занимаются сексом? Совсем напрасно.
Безусловно, с годами, как у мужчин, так и у женщин изменяется гормональный фон, в результате которого у женщин наступает менопауза, а у мужчин ослабевает или совсем пропадает потенция.
Но ведь эти изменения, также во многом определяются нашими генами.
Только взгляните как много людей, старше 50, или даже 60 лет, становятся родителями!
Что уж говорить о полноценной сексуальной жизни?
Кроме того, миф об отсутствии интима у людей почтенного возраста, связан еще и с тем, что они чаще молодых остаются одни, без партнера.
Те же, у кого есть вторая половинка, продолжают получать радости жизни, в том числе и таким приятным способом.
4. Старики безнадежно отстают от жизни
Глядя на стариков, складывается ощущение, что они слишком консервативны, из-за чего безнадежно отстают от жизни.
Действительно, у человека, который уже прожил большую часть жизни и накопил огромный опыт, имеются свои представления, которые не так просто менять.
Но это совсем не означает, что в преклонном возрасте человек не желает развиваться и узнавать что-то новое.
Желает, и предпринимает для этого все возможное!
Сегодня мы наблюдаем совершенное другое поколение людей, вступающих в преклонный возраст. Современные пожилые, не хотят отставать от мира.
Они отлично владеют интернетом и некоторые путешествуют по миру, набивают себе тату и неплохо разбираются в моде.
А если люди, почтенного возраста, и не поддерживают некоторые модные веяния, это еще не означает, что они безнадежно отстали от мировых трендов.
Возможно, жизненный опыт подсказывает им, что мода эта временная и быстро проходящая.
5. Старость – одна сплошная депрессия
Если вы думаете, что люди на закате жизни сидят в одиночестве дома и депрессируют, вы ошибаетесь.
Во-первых, забот в старости у них не меньше, чем в былые годы.
Нужно и с внуками поиграть, и с друзьями встретиться, и заняться любимыми делами.
Жизнь стариков расписана по минутам, и им просто некогда грустить и предаваться унынию.
Во-вторых, уровень стресса у стариков заметно ниже, чем у людей среднего возраста.
Нет былых проблем, обязательств и переживаний, связанных с работой и стремлением обеспечить семью.
Нет необходимости конкурировать, биться за «место под солнцем», а значит, нет поводов для депрессии.
Единственное, в старости человек нередко остается одинок, и это может стать поводом для недовольства жизнью.
Но ведь никто не запрещает навещать друзей, заниматься любимыми делами, осваивать что-то новое и интересное.
Все зависит от самого человека, от его стремлений и интересов.
Возраст здесь абсолютно не причем!
Эрнестин Шеппард 82 года.
6. Старики – несчастные люди
Вы все еще считаете стариков самыми несчастными людьми на планете?
Возможно в нашей стране, где уровень жизни не столь высок, лица преклонного возраста и выглядят не самыми счастливыми.
Но ведь уровень жизни понемногу изменяется.
К тому же деньги, далеко не главное в жизни человека почтенного возраста!
На закате жизни человек наслаждается своим опытом, тем, что он лучше других понимает многие вещи, тем, что может делиться своими знаниями с окружающими.
Он находится на заслуженном отдыхе, а значит, свободен от обязанностей, и может посвятить свою жизнь любимому хобби, своим близким.
Как было сказано выше, в старости у человека гораздо меньше поводов для стресса.
Он все чаще предается воспоминаниям, вспоминая, преимуществено, счастливые моменты своей жизни.
К тому же в старости люди становятся еще ближе со своими вторыми половинками.
Это именно тот возраст, когда человеку удается осознать, что он любит и любим!
Наконец, у многих стариков есть любимые внуки, общение с которыми возвращается их в беззаботное детство.
Люди в старости, по-своему счастливы.
Просто нам, с высоты своего возраста, еще не понять и не ощутить их поводов для счастья!
«Старость – не радость», а что тогда?
Протоиерей Игорь Прекуп
«Знаешь, а я вот не люблю старость, – задумчиво сказала мамина подруга, глядя на нашу старенькую соседку, неподвижно и как бы безучастно к созерцаемой ею жизни застывшую в открытом окне. – Говорят, старость надо уважать. За что? Что в ней такого хорошего?» Я был несколько ошарашен такой откровенностью, разрывающей все шаблоны: в то время не принято было говорить такие вещи. Уважение к старшим, особенно к старикам, в 70-е годы прошлого века всё еще было своего рода догмой, поставить под вопрос состоятельность которой пахло ересью. «Ну прожил человек много лет, – продолжала она. – И что? Мудрость. Наоборот, соображает еще хуже, мнительность, зависть к тем, кто моложе, здоровее, да и внешний вид…»
Сколько же было маминой подруге в ту пору? Если мне тогда уже стукнуло около 17-ти, то ей – около 33-х, солидный возраст в моем тогдашнем восприятии. «Нет, саму по себе старость не люблю и не уважаю. Вот, смотрит сейчас из окна и ненавидит весь мир», – заключила она свои размышления вслух, как бы примеряя на себя сморщенную плоть перевешивающейся через подоконник старушки.
Сегодня моя собеседница не намного моложе той соседки. Мы с ней никогда не возвращались к этой теме, как-то не было повода, к тому же и старость ее – совсем другая. Она по-прежнему независима и трезва в суждениях, остроумна и жизнерадостна, словно с тех пор и не минуло без малого 40 лет. Наверное, она всё же говорила о другом. Конечно, имелся в виду и возраст, но всё же старость – это не количество лет, а состояние, и даже не организма, а души. Однако проблема в том, что тело и душа взаимосвязаны.
Взаимность как бы заранее предполагает некое равновесие и если не равноправие, то равноценность. Но душа и тело не равноценны. Причем взгляды на эту неравноценность могут быть диаметрально противоположны. Например, материалистическая философия принципиально не признает существования души. Существует лишь материя, которая, согласно бессмертному учению трупа с Красной площади, есть «объективная реальность, данная нам в ощущении», а то, что материализмом понимается под «идеальным», «духовным» – не что иное, как «продукт высокоорганизованной материи». Отсюда умозаключение Фейербаха, которым он так угодил беспощадно критиковавшему его Энгельсу: «Если у тебя от голода и по бедности нет питательных веществ в теле, то и в голове твоей, в твоих чувствах и в твоем сердце нет пищи для морали». Отсюда и последовательный моральный релятивизм, характерный для марксистско-ленинской философии.
Однако пренебрежение материальной составляющей человеческой природы приводило в истории к таким же уродствам, как и ее абсолютизация. Вспомним гностиков, противопоставлявших злую, бездуховную, ущербную, материальную Кеному (κένωμα – пустота) божественной Плироме (πλήρωμα – полнота), что приводило к взаимоисключающим практикам – изуверский аскетизм Сатурнила и Маркиона, гнушавшихся всем материальным и чувственным (в т.ч. супружеством), с одной стороны, а с другой – распущенность николаитов, офитов и карпократиан, презрительно удовлетворявших плоть чувственными наслаждениями, ибо, как они понимали, что с нее взять, с плоти – этой носительницы зла и порока, всё равно она не может связать и победить дух, стремящийся к Плироме!
Впрочем, было бы наивно считать, что ложный аскетизм – удел одних еретиков-гностиков. Гностическое гнушение сексуальной жизнью и мясной пищей оказалось настолько распространенным среди христиан, что Церковь соборно запретила это как хулу на Божие творение. 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание (выделено нами. – И.П.): или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от Церкви. Так же и мирянин» (о том же см. 53-е Апостольское правило, а также 14-е Анкирского и 1, 2, 9, 14 и 21-е правила Гангрского Поместных Соборов). Но укорененность этих настроений в церковной среде по сей день проклевывается в деятельности иных «младостарцев» и многочисленных ревнителей не по разуму.
Неравноценность души и тела не принижает телесное начало, а возвеличивает душевное, прославляя духовное. Дух, душа и тело – вот в иерархической последовательности трехсоставность человеческой природы. Наблюдая за людьми уж более полувека, особенно последнюю четверть, сколько служу в сане, замечаю, что не все люди стареют. Некоторые словно ветшают, оставаясь молодыми внутренне. В определенном смысле это относится ко всем, кто трудится, не покладая рук и извилин, придерживаясь мудрости «век живи, век учись – дураком помрешь», т.е. приходя к выводу Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю».
Данный афоризм приписывают Сократу, однако именно этих слов он не говорил. А сказал он, если верить его великому ученику Платону, следующее: «…В сущности, афиняне, мудрым-то оказывается Бог, и этим изречением Он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе даже ничего, и, кажется, при этом Он не имеет в виду именно Сократа, а пользуется моим именем ради примера, всё равно как если бы Он сказал: „Из вас, люди, всего мудрее тот, кто подобно Сократу знает, что ничего по правде не стоит его мудрость“» («Апология Сократа»).
Но в особенности это «нестарение» заметно в людях живой веры. Подчеркиваю: не просто религиозных, а живущих по вере. То есть не только исполняющих заповеди при благоприятствующих обстоятельствах и совпадении с ними собственных интересов, а старающихся любую ситуацию поверять Евангелием, и побуждать, а то и понуждать себя не только поступать с людьми по-христиански, но и относиться к ним в новозаветном духе, как бы это ни претило натуре, сложившимся в обществе моделям поведения и бытующим представлениям о морали.
Кроме того, что духовно-нравственный поиск по своей направленности уже возносит нас от временного к вечному, он сам по себе является творческим процессом, требующим интенсивной умственной деятельности в решении каждый раз новой проблемной ситуации, а это сильнейшее средство против старческого слабоумия.
Хотя, разумеется, это не главное. Важней, каков отсчет жизни. Это нам только кажется, что мы отсчитываем время своей жизни по нарастающей, поступательно, год за годом. В детстве, может быть, так оно и обстоит у всех людей, а вот уже где-то в молодости, а то и с юности включается обратный отсчет времени, когда человек начинает осознавать, что всё в этой жизни проходит, да и она сама тоже, и старается «взять от жизни всё», насладиться молодостью («чтобы было потом, что вспомнить»), сколотить состояние в зрелости, достичь своего «Олимпа» в пожилом возрасте, «заставить себя уважать» в старости – это всё ориентировано на неумолимо приближающийся конец… Человек, посмотреть со стороны, как будто живет активно и плодотворно: и наслаждаться умеет жизнью, и преуспевает в «росте», и старость себе обеспечивает так, что сводит на нет все связанные с ней скорби, а отсчет времени-то у него – обратный.
Фото: Theo Gosselin
Да, у него всё хорошо, благополучно сложилось, всё, как он хотел. Но он не жил. Он просто «грамотно» доживал. Быть может, с юности, а то и с детства. С тех пор, когда понял, что в жизни руководствоваться надо не мечтами и тем более не идеалами, а трезвым расчетом; что развиваться надо для того, чтобы иметь, а не из каких-то «абстрактных» соображений. И вот, как тонко замечает Эрих Фромм, чтобы иметь, человек отказывается быть.
Да, он успевает и преуспевает по жизни. Именно потому, что трезво осознает ее скоротечность, ловко используя преимущества каждого возрастного периода в перспективе его завершения и начала следующего: успеть! И он успевает: осваивает, получает, достигает… Успеть… потому что всему приходит конец. И вот этот планируемый конец, о котором стараются не думать и тем более не говорить даже, когда не то что дни – часы, минуты считанные остаются до смерти – именно он является реальной точкой отсчета для многих из нас. Мы считаем календарные года, считаем годы своего возрастания, а на самом деле руководствуемся обратным отсчетом, который тикает где-то у нас в подсознании, определяя иерархию наших ценностей. Мы не живем. Доживаем. Вне зависимости от физического возраста.
Мы начинаем стареть не в пожилом возрасте, а тогда, когда начинаем ориентироваться на конечное. Не когда просто начинаем трезво отдавать себе отчет в текучести жизни, в ее скоротечности, изменчивости; не когда задумываемся о конечности юности, молодости, да и жизни как таковой – это как раз нормально – а когда концентрируем свои стремления на том, чтобы «успеть пожить и обеспечить», максимально использовать возможности наслаждаться жизнью и при этом наилучшим образом обеспечить себе благополучие в тот период, когда силы уже будут не те; то есть на том, чтобы выхватить из уходящего времени максимум преходящих благ.
Безусловно, надо и уметь радоваться жизни, осознавая ее скоротечность, и разумно рассчитывать силы надо, и планировать свою жизнь, в том числе и ее закат, предусмотрительно готовиться к нему – всё это правильно. Лишь бы только конечное по своей природе не становилось приоритетом, поглощающим всё наше внимание.
Концентрируясь на конечном, мы выбираем обратный отсчет времени и уже не живем, как бы роскошно это ни казалось, а именно доживаем, ибо при таком отношении к жизни она для нас – не более чем временной промежуток между появлением на свет и исчезновением. И время истекает… Слово-то какое: «истекает». Мы чувствуем, как жизнь истекает, уменьшается, и вся забота наша – побольше успеть получить, пока время еще есть. И тут непринципиально, чего человек хочет добиться за оставшийся период: обогатиться, испытать новые удовольствия или, напротив, создать что-то значимое для современников и для будущих поколений – в контексте отсчета времени это неважно. Если человек сосредоточен на тленном, его отсчет времени – обратный. Ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16:26).
Закономерен вопрос: а почему «повредит», если не прожигает жизнь, а посвящает ее какому-то значимому для общества делу? Что в этом плохого?
В самом по себе деле всей жизни ничего плохого, быть может, и нет. Плохо, если человек весь сконцентрирован на этом деле и на всецелом посвящении ему всего времени, чтобы максимально успеть, чтобы достичь наивысшего результата в нем. Плохо, потому что дело, которое, по замыслу делателя, должно его пережить, подменило собой главную цель его жизни, став ее смыслом, подчинило его целиком себе, включив обратный отсчет, стимулировавший его предельно рационально планировать время, проживая максимально продуктивно каждую секунду, продуктивно – в контексте осознания ограниченности сил и времени, но контрпродуктивно в контексте вечности. Кстати, прекрасный образец такого сверхрационального образа жизни – в повести Даниила Гранина «Эта странная жизнь» об Александре Александровиче Любищеве.
«Помилуйте! – слышится крик негодования. – А как же memento mori (лат. помни о смерти)?» – «Прекрасно! – ответим мы. – А о чем, думаете, этот призыв?» И если негодующий скажет, что этот призыв настраивает нас на благоразумное отношение к жизни, исходя из ее конечности, то есть располагает к тому, чтобы не прожигать жизнь, но так ее спланировать, чтобы успеть в ней и нагуляться, и семью создать, и достичь своего социального и имущественного «потолка», и обеспечить себе безмятежную старость, то мы напомним, что изначально слова эти – формула приветствия католических монахов из ордена траппистов. А монашество (в данном случае не будем углубляться в специфические конфессиональные различия) – это что? – Это исключительно сосредоточенное приготовление к жизни вечной.
Аналогично и наша земная жизнь. От рождения и до самой кончины (вне зависимости от того, в каком возрасте и в каком состоянии здоровья уходит человек) – это приготовление к жизни вечной, осознанное приближение к смерти, но не как к концу, а как к началу. Или иными словами, не столько как к завершению подготовительного этапа вечной жизни, сколько как к отправной точке в ее основную часть. При всём трезвом понимании, что время земной жизни истекает, это, однако, уже не обратный отсчет времени, потому что он посвящен тому, что «после», а кончина рассматривается не как финальная точка жизненного пути, но как запланированное собеседование, от степени подготовленности к которому зависит качество дальнейшей жизни, и времени катастрофически не хватает…
Возраст — мерзкая вещь, а старость не радость
В 1884 году 22-летний Михаил Нестеров написал картину «Старый художник». Рискнул бы живописец создать картину на подобный сюжет в преклонные годы?
С большой долей вероятности можно утверждать, что нет. Потому что старость не радость.
Шутки над возрастом уже не кажутся такими остроумными, силы постепенно уходят, а в душе поселяется грусть. Характерно, что последним творением Нестерова стала картина «Осень в деревне», вдохновленная пушкинским «Уж небо осенью дышало…» и наполненная холодной ноябрьской печалью и одиночеством.
Ты порой целуешь ту, порою — эту
В папиросном голубом дыму.
Может быть, в упреках толку нету,
Да читать мораль и не к лицу поэту,
Только страшно стариться тому,
Кто любовь, как мелкую монету,
Раздавал, не зная сам кому.
От старости никуда не деться, природу не обманешь. И большинство из нас рано или поздно настигает время, когда известные стихи, цитаты и пословицы вдруг наполняются глубоким смыслом. Даже такая банальная как «Возраст — мерзкая вещь, и с каждым годом она становится все хуже» (Диана Купер). Или та же «Старость не радость, не красные дни». А вот еще варианты той же пословицы:
Старость не младость, не видишь, как подкрадется.
Старость не радость, а пришибить некому.
Старость не радость, заменушки нет.
Старость не радость: либо горб, либо кила, а ино и оба.
Все хотят дожить до старости, а когда доживают — ее же и винят в потерях и недугах. Но кто не помнит о прежнем счастье, тот сегодня уже старик, преждевременно погасшие глаза — это действительно страшно.
Кстати, почему во фразе Дианы Купер есть тире, а во второй нет?
Случай, когда легко допустить ошибку, поскольку, на первый взгляд, логика одинакова в обоих предложениях. И в том, и в другом варианте присутствует подлежащее и сказуемое, которое выражено существительным. Между этими частями предложения следует ставить тире, но кроме тех случаев, когда перед сказуемым (выраженным существительным в именительном падеже) стоит отрицание с НЕ. Именно поэтому возраст — мерзкая вещь, а старость не радость. Даже в лингвистическом смысле.
И вопрос вдогонку. Как вы считаете, до какого возраста позволительно подшучивать над старостью, вольно или невольно?