Схизма что это такое
Значение слова «схизма»
[От греч. σχίσμα — раскол, распря]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Схи́зма (др.-греч. σχίσμα — «расщепление, раскол, распря, разделение») — раскол в Церкви или иной религиозной организации.
СХИ’ЗМА, ы, мн. нет, ж. [греч. schisma] (церк.). Церковный раскол, ересь. Католики считают православных впавшими в схизму.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
схи́зма
1. церк. раскол, отделение от ранее единой церкви какой-либо её части ◆ Он стремится показать или обнажить сам корень схизмы, показать эту основную отделяющую силу Георгий Флоровский, «Пути русского богословия», 1936 г. (цитата из НКРЯ)
2. муз. микроинтервал, примерно равный двум центам, определяемый как разница между пифагорейской и синтонической коммами, близкая по величине разнице между натуральной и равномерно темперированной чистыми квинтами ◆ Разница между ПК (пифагорейской коммой) и СК (синтонической коммой) есть схизма… Схизматическая квинта даёт примерно одно биение а середине клавиатуры и эквивалентна нашей современной темперированной квинте, что лишь случайное совпадение. Андрей Волконский, «Основы темперации», 1998 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова кропило (существительное):
Схизма
Схи́зма (от греч. σχίσμα – расщепление, раскол, распря) – то же, что раскол. «Великой схизмой» именуют отпадение католицизма от единой (единственной), святой, соборной и апостольской Церкви (1054 г.).
Что произошло в 1054 году: раскол Вселенской Церкви надвое или откол одной её части, Римской Поместной Церкви?
В богословской исторической литературе нередко встречается утверждение, что в 1054 году произошёл раскол Единой Вселенской Христовой Церкви на Восточную и Западную. Это мнение нельзя назвать убедительным. Господь Иисус Христос создал одну единую Церковь и именно об одной, а не о двух и, тем более, не о нескольких Церквях Он свидетельствовал, что она просуществует до конца времён и врата адовы не одолеют её ( Мф.16:18 ).
Более того, Мессия ясно дал понять, что «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе не устоит» ( Мф.12:25 ). Это значит, что если бы Церковь и действительно разделилась сама в себе, то, по Его уверению, не устояла бы. Но она обязательно устоит ( Мф.16:18 ). В пользу того, что Церквей Христовых не может быть две, три, тысяча три говорит и тот образ, согласно которому Церковь есть Тело Христово ( Рим.12:5 ), а Тело у Спасителя одно.
Но почему мы вправе утверждать, что именно Римская Церковь откололась в XI веке от Православной, а не наоборот? — В том, что это так, сомневаться не приходится. Подлинная Церковь Христова, по слову апостола, есть «столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Стало быть, та Церковь из двух (Западная, Восточная), которая не устояла в истине, не сохранила её в неизменности, и откололась.
Какая же не устояла? — Для того, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить, какая именно Церковь, Православная или Католическая, хранит вероучение в том непреложном виде, в каком приняла от апостолов. Разумеется, это — Вселенская Православная Церковь.
Помимо того, что Римская Церковь дерзнула исказить Символ веры, дополнив его ложной вставкой об исхождении Святого Духа «и от Сына», она исказила учение о Божьей Матери (имеем в виду догмат о непорочном зачатии Девы Марии); ввела в оборот новый догмат о главенстве и непогрешимости римского папы, назвав его наместником Христа на земле; истолковала в духе грубого юридизма учение об Искуплении человека; покушалась, в лице своих пап, не только на духовную власть, но и власть от мира сего.
Схизма
Схи́зма (др.-греч. σχίσμα — «расщепление, раскол, распря») — раскол в Церкви или иной религиозной организации.
Содержание
Расколы в христианской церкви
Акакианская схизма
Акакианская схизма — 35-летний (484—519 годы) церковный раскол между Востоком и Западом, вызванный спорами вокруг «Энотикона» императора Зенона, назван по имени Константинопольского патриарха Акакия. Акакианская схизма стала первым церковным расколом в истории христианства.
Великий раскол христианской церкви
Исторические предпосылки схизмы восходят по времени своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разгрома Рима войсками Алариха в 410 году н. э.) и обусловлены появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.
Традиционно схизму делят на два этапа. Первый имел место около 867 года в связи со взаимными претензиями папы Николая I и Константинопольского патриарха Фотия в вопросах догматики, первенства Римского епископа, а также в стремлении главенствовать над христианской церковью в Болгарии.
Второй этап относят к 1054 году (взаимное предание анафеме римского легата Гумберта и Патриарха Константинопольского Михаила Кирулария). Ухудшение отношений между Папой и Патриархом в это время некоторые историки связывают со стремлением папства подчинить своей власти церкви Южной Италии, традиционно входившей в состав сначала Великой Греции, а затем и Византии. Некоторые историки считают главной причиной разрыва претензии Константинопольского Патриарха на главенство во всей христианской Церкви. Окончательно разрыв был закреплен в 1204 году взятием крестоносцами Константинополя.
Расколы в католической церкви
В отдельные исторические моменты на папском престоле оказывалось одновременно сразу несколько пап, каждый из которых поддерживался той или иной группировкой среди светской знати или духовенства. Такое положение вещей также принято называть схизмой, но уже в более узком смысле, в применении именно к римско-католической церкви. Подробнее см. антипапа.
Схизма в православии и других христианских конфессиях и религиях
В последнее время довольно часто на страницах прессы и в Интернете можно прочитать такое, казалось бы, забытое слово, как «схизма».
Испокон века в принадлежности к ней обвиняли друг друга христиане разных конфессий. Например, для православного католик является раскольником.
Что такое схизма
Древние греки не предполагали, что термин, применяемый ими для самого обыденного действия, например, для операций с грецкими орехами, станет определением самого жесткого нестроения в религии.
Происхождение слова
Слово это происходит от древнегреческого «σχίσμα», что означает «расщепление, раскол», а самые глубокие корни лингвисты выводят от праиндоевропейского «skeid» — «раскалывать, разделять». По латыни это слово пишется «schisma» и произносится соответственно.
Значение понятия
Так называется раскол в Церкви или иной религиозной организации, например конфессии одной и той же религии. Причинами раскола могут быть разногласия в толковании канонических догматов, несогласие части клира и прихожан с решениями церковного руководства, политические и другие противоречия.
История Великой схизмы
Датой раскола христианства на Западную (Римско-Католическую) и Восточную (Греко-Кафолическую или Православную) Церкви считается 1054 год. На самом деле противоречия между ветвями Церкви Христовой проявились гораздо раньше.
Причины возникновения
Конфликты между Восточной и Западной церквами, равно как между Папой и Патриархом, начались еще в IV веке, когда император Константин сделал столицей государства Константинополь.
С падением Рима возникла ситуация, когда его епископ вынужден был выступать в роли светского владыки, чтобы своим авторитетом стабилизировать политическую ситуацию во всей Западной Европе. Патриарх же оставался лишь священником, решающим голосом в политике не обладая. Такое положение не устраивало Восточную церковь, тем более что папство провозглашало примат Римской церкви в христианстве, а право Папы на светскую власть подкрепляло поддельными документами типа «Константинова дара» и «Лжеисидоровых декреталий». Когда же в 800 году именно Папа, а не Патриарх, короновал Карла Великого, это был прямой вызов папы в отношении Константинополя, считавшего себя истинным правопреемником Рима.
Когда же в IX веке Запад единолично внес в общехристианский Символ Веры уточнение о исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, Восток это новшество категорически отверг. С тех пор вопрос filioque — исхождения Духа Святого — стал краеугольным камнем в канонических разногласиях двух конфессий. Кроме того, римских священников константинопольский Патриарший престол обвинял в брадобритии, субботнем посте, причащении верующих пресным хлебом.
Когда же Патриарх Фотий прибавил к своему титулу определение Вселенский, возмутился уже Рим, воспринявший это как посягательство на его приоритет в христианской церкви.
Но основные конфликты разгорались из-за влияния на те или иные земли, к примеру, на Болгарию. Поводом для полного разрыва стал спор о подчиненности приходов в византийских районах Южной Италии, которые Папа Лев IX принялся подчинять Риму.
Между Патриархом Михаилом Керулларием и Львом IX началась переписка, в которой они вели дискуссию о примате и канонических противоречиях. В этой переписке оба они далеко не всегда проявляли такт и уважение друг к другу как братья во Христе.
Исторические события
В основе Великого Раскола лежал конфликт духовных владык Рима и Византии — Льва и Михаила Керуллария.
Папа Лев IX появился в Риме в 1048 году после долгих уговоров со стороны клира и императора Генриха III. Он шел к престолу по улицам города босым, одетым во власяницу, и под громкие приветствия толпы, которой это весьма понравилось, на него надели тиару.
С приходом Льва IX значение папства не только как духовного, но и как политического института значительно возросло. Новый Папа провел значительные реформы, выступил активным защитником всех притесненных и униженных, чем завоевал непререкаемый авторитет.
Михаил Керулларий вступил на Патриарший престол в 1043 году. Аристократ, обвиненный в попытке дворцового переворота и постриженный в монахи, он все-таки дождался своего звездного часа. Император Константин из рода Мономахов приблизил его к себе, а затем по его рекомендации и с согласия клира Михаил был возведен в сан первоиерарха Восточной христианской церкви.
Это был весьма властный человек, обладающий качествами государственного деятеля, не терпевшего никакого посягательства на авторитет Константинопольского престола.
В тогдашней политической ситуации Риму была нужна помощь Византии. Италии угрожали норманны, захватившие Сицилию и нацелившиеся на материковые земли. Император Священной Римской империи необходимыми военными силами не обладал и помочь не мог, поэтому Лев IX был вынужден просить содействия у Константинополя.
Невзирая на необходимость помощи с Востока, Папа настаивал на том, что Римская кафедра выше Константинопольской, а весь христианский Восток должен считать Римскую Церковь матерью. Этим утверждением Папа обосновывал и введенные на Западе в одностороннем порядке канонические новшества. Но если с этими обрядовыми нововведениями Патриарх Михаил и мог примириться, то в отношениях с Римом настаивал не меньше чем на равенстве, но не на подчинении. А с этим уже категорически не соглашался Папа.
Развязка наступила в 1054 году, когда Лев IX отправил в Константинополь легатов, главой которых был епископ Гумберт. Легаты должны были провести переговоры как с императором, так и с Константинопольской Церковью.
Посланцы Папы сразу же решили поставить своих оппонентов на место, устроили диспут с ведущим византийским теологом Никитой Стифатом, признали его проигравшим и сожгли представленный им трактат. Патриарх отомстил, разместив легатов во время богослужения в соборе за спинами греческих епископов. Гумберт простить такого поругания папской чести не смог, и 15 июля 1054 года в переполненном храме святой Софии прервал литургию и принялся обличать Михаила Керуллария.
Легаты возложили к алтарю папскую буллу, отлучавшую Патриарха и его сторонников от церкви и перечислявшую обвинения их в ереси. После этого они ушли из собора. Когда же содержание переведенной с латыни буллы сообщили пастве, греки едва не разорвали легатов, которым пришлось бежать из Константинополя.
20 июля Патриарх созвал Собор архиереев, на котором предал легатов Папы и всю Западную Церковь анафеме.
Результаты и последствия
В результате раскола христианского мира образовались две церкви — Православная и Католическая. Католическая до происшедшего в ней в XVI веке лютеранского раскола оставалась единой. Православная состоит из 15 поместных церквей.
Во главе их стоят собственные предстоятели:
Разделение церквей не только внесло разлад в христианскую веру, но и стало одной из причин размежевания в мире вообще. Падение Византии, вызванное усилением ислама, произошло не в последнюю очередь из-за этого раскола. Усилиями всех христианских стран можно было остановить мусульманские орды, не позволить им даже помыслить о штурме Константинополя, но в результате раскола под властью турок на долгие столетия оказались и Греция, и Балканы, под угрозой оказалась вся Европа.
Как утверждают многие церковный историки, реальное разделение Церквей произошло после 1204 года, когда во время 4-го крестового похода крестоносцы разграбили Константинополь и перерезали тысячи его жителей. Если бы не эта пролегшая между конфессиями кровавая межа, события 1054 года вполне могли бы остаться досадным эпизодом, а грамоты с анафемами были бы только объектом изучения историков.
7 декабря 1965 года на Втором Ватиканском Соборе была обнародована совместная Декларация Православной и Католической церквей, в которой анафемы 1054 года объявлялись снятыми. Декларацию подписали Вселенский Патриарх Афинагор и Папа Павел VI.
Сегодня Рим и Константинополь поддерживают самые тесные связи.
Расколы отдельных церквей
Расколы по догматическим, историческим либо политическим мотивам не обошли ни одну мировую религию.
В католицизме
Избрание на папский престол сразу нескольких пап большинство историков расколом католицизма не считают, хотя почти целое столетие противостояние пап и антипап будоражило Католическую церковь. Но подлинный раскол в ней начался в 1517 году, когда Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям церкви в Виттенберге, чем положил начало Реформации.
Далее события развивались следующим образом:
В православии
Раскол Русской православной церкви 1666 года, вызванный протестом части прихожан и клира против реформ патриарха Никона, длится по сей день. Количество раскольников-староверов, по разным подсчетам, в современной России составляет от 300 тысяч до миллиона человек.
В иудаизме
Споры о том, было ли христианство сектой либо ответвлением иудаизма и можно ли считать христиан иудеями-раскольниками, не стихают уже почти два тысячелетия. Поэтому тут нет смысла приводить аргументы «за» или «против», что заняло бы слишком много места. Остановимся на расколах, произошедших непосредственно в иудаизме.
Отделение караимизма в VIII веке
Понятие «караим» возникло от древнееврейского слова кара́ («читать»). По мнению караимов, каждый иудей сам с точки зрения рационализма определяет применение закона Моисея. Провозглашая себя апологетами подлинного учения Торы, караимы считают, что Талмуд и прочие дополнения к Закону исказили смысл иудаизма.
В наше время в Израиле, Турции и некоторых странах Восточной Европы проживает несколько десятков тысяч караимов.
Отделение миснагдим в XVIII веке
Миснагдим, или «возражающие», являются противниками хасидизма. В основном это священники и старейшины еврейских общин.
Первым в активную оппозицию хасидизму встал Элияху бен Шломо Залман. Поскольку он жил в Вильно, Литва стала центром миснагдим, иногда называемых «литваками».
Основное противоречие — неприятие миснагдим «культа личности» авторитарных лидеров хасидских общин в противовес раввинистической учености, которую миснагдим считают единственным критерием для определения общественной ценности личности, придавая огромное значение изучению Талмуда. Для этого они в XIX веке создали на территории Литвы и Белоруссии сеть иешив — религиозных школ.
Ныне между хасидами и миснагдим достигнуто примирение при условии четкого распределения ролей в жизни общин.
Отделение прогрессивного иудаизма в XIX веке
Первые общины, ратующие за реформирование иудаизма, появилось в Германии и распространилось в Европе. Приверженцы этого течения ратуют за следование «этическим» заповедям и неприятие «ритуальных», не носящих рационального зерна.
Реформисты считают, что еврейская традиция не стоит на месте, а находится в развитии, и стремятся примирить современность с иудейским учением, отказавшись от средневековых традиций и обрядов.
В общинах прогрессивного иудаизма состоят в наше время около 2 миллионов евреев.
В исламе
Раскол ислама на две ветви произошел сразу после смерти его основателя. Смысл разделения в том, кого стоило признать главой уммы (общины) в возникшем в VII веке халифате.
Большинство мусульман посчитало, что халифов нужно избирать, те же, кто был наиболее близок к Пророку и чтил его память, начали отстаивать права его зятя Али, самого ближайшего помощника Мухаммеда в последние годы его жизни.
Шииты уверяли, что главой мусульман должны быть не выбранные людьми, а «назначенные Богом» согласно рождению имамы: Али и его прямые потомки от дочери Мухаммеда Фатимы. То есть шииты верили в божественную сущность власти халифа, в данном случае Али и его сыновей.
Их противники в качестве возражений приводили тот факт, что в Коране нет ни слова касательно имамов и особых, закрепленных святым писанием мусульман прав рода Али на управление халифатом. Не написано об этом ничего и в Сунне — книге, являющейся, по сути, жизнеописанием Пророка, сводом правил и принципов, основанных на случаях из его жизни, делах, речах, зафиксированных его соратниками. Мухаммед, по мнению противников Али, тоже никак по этому поводу не высказывался.
В ответ на эти аргументы шииты предлагали подвергнуть наследие Пророка толкованию, трактовке его осведомленными людьми, то есть учениками свидетелей жизни и деяний Мухаммеда. Оппоненты обвинили шиитов в ереси, заявив, что священную книгу, такую, как Сунна, нельзя никак «толковать», а нужно принимать так, как ее изложили авторы, соратники Пророка, а не какие-то «ученики». Противники шиитов получили наименование сунниты, то есть сторонники буквального понимания Сунны.
Основной теологический конфликт между суннитами и шиитами состоит в том, что:
В наше время подавляющее большинство последователей пророка Мухаммеда — сунниты.
Шииты (их насчитывается лишь около 10 процентов от числа всех мусульман) живут:
Есть они и в ряде арабских стран, исключая страны Магриба, являющиеся исключительно суннитским владением.
В других движениях
Буддизм, основатель которого Гаутама Будда не оставил наследников, способных повести за собой миллионы верующих, вовсе не считался им самим религией.
Тем не менее, буддизм стал мировой религией, позже разделившейся на три основные ветви:
Видео
В этом видео можно увидеть, как митрополит Волоколамский Иларион сообщает о разрыве отношений РПЦ с Константинопольским Патриархатом.
СХИЗМА
схизма ж. Церковный раскол, отделение от ранее единой церкви какой-л. ее части.
Схизма (греч. σχίσμα) — т. е. раскол. В Новом Завете это слово обозначает всякие церковные разделения и распри, но позднее С. стало называться лишь такое разделение в лоне церкви, которое не касается догматов. Этим С. и отличается от ереси. В словоупотреблении римско-католич. церкви схизматиками называются лица, отпавшие от церковного единства, но оставшиеся правоверными в догматическом отношении; а так как церковное единство поддерживается папою, то под схизматиками разумеются главным образом восточные христиане (православные). В средние века именем С. назывались случаи двойных или тройных выборов в папы. Самою замечательною из таких схизм был великий раскол католической церкви в конце XIV и начале XV в. См. Ересь, Раскол великий, Разделение церквей.
СХИ́ЗМА, и, ж., церк.
За умов сучасної подвійної схизми в українському православ’ї багато хто бачить вихід у рішучому втручанні світської влади, зокрема, президентської, у справи церкви (з газ.);
Церковна схизма привела до поділу не тільки церкви, але загалом Європи, православна й католицька частини якої почали розвиватися своїми особливими несхожими шляхами (з газ.);
// Розкол будь-якого руху, організації і т. ін.
Ця схизма в лавах ОУН, без сумніву, завдала великої шкоди справі інтегрального націоналізму (з наук.-попул. літ.).
2. Те саме, що правосла́в’я.
– Вони [хлопи] нас обох ненавидять через те, що ми оступились од схизми (І. Нечуй-Левицький);
Церквам ерекцій не давати, а де є старі – накладати на них великі оплати. Землі волинські і подільські, де люд уперто тримається схизми, віддати татарам (Г. Хоткевич);
Ваша ексцеленціє, не звинувачуйте мене в прихильності до схизми – мій шановний вітець, староста львівський, справді був у дитинстві православним, я ж вірно служу католицькій державі і її правителям. (Р. Іваничук).