рафаэль хабиров еда на колесах
Еда на колёсах – не только еда, но и баня!
САТАНОВСКИЙ : На самом деле, когда ты можешь где-то перекусить, выпить и еще и сходить в баню, это – гениальная задумка! Но там, где это нужнее всего, вообще-то говоря, черта с два доберешься.
ХАБИРОВ : Но здесь есть смысл, что если вы не идете к нам, она приедет к вам, мы вас попарим! И вот сейчас мы с Игорем Олеговичем.
ХАБИРОВ : Да, Бухаровым шутили, он говорит: «Извини, я не могу подойти». Я говорю: «Ну, тогда мы приедем к вам и попарим вас!».
САТАНОВСКИЙ : А как можно сделать баню на самом деле в фургончике прицепном? Его же надо к воде прицепить.
ХАБИРОВ : Группа инженеров как раз и работала над тем, чтобы сделать 800 литров.
САТАНОВСКИЙ : Свой автономный бак, что ли?
ХАБИРОВ : Свои автономные, получилось так. Потому что большой бак поставить сложно, нужно волнорезов много ставить. Во время движения он будет разбалтываться, и его может снести с дороги. Из-за этого делали переливную систему между маленькими баками. Потом надо было сделать, чтобы они все отапливались зимой, чтобы это все не разорвало.
БЕЛЯЕВ : Чтобы они замерзли и не рванули.
ХАБИРОВ : Да. Потом надо было продумать систему. В принципе, она у нас работает на дровах, а там она – мультирежимная: по-белому и по-серому. Если знаете, баня по-чёрному – это когда ты топишь, дым обволакивает полностью твою баню, потом протираешь, купаешься. Здесь этот дым тоже уходит, но через камни проходит обратно в трубу, но ощущение этой бани остается.
САТАНОВСКИЙ : Я этого не знаю. Потому что мне из-за глаз только сауну можно, сухой пар.
ХАБИРОВ : Мы поставили парогенератор, чтобы регулировать количество воды внутри фудтрака. Фудтрак – это баня, можно так сказать. И еще, более того, мы проработали «умную» баню на базе голосового помощника «Алиса». Разработчики внедрили. Он включает режим с температурой и количеством влажности. «Включи кондиционер». Включает кондиционер, и так далее. То есть полностью управление, как «умный» дом.
БЕЛЯЕВ : А сколько человек, сколько настроек он может запомнить?
ХАБИРОВ : Там – бесконечное количество. Фантазия, главное, чтобы работала – инструменты эти все привязать. Там много чего можно включить.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Популярное
Команда Зеленского уходить не собирается
«Речь идёт о постепенном вовлечении Украины в НАТО»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Вчера было заявление Министерства обороны о том, что деятельность США в Чёрном море – это изучение театра боевых действий. Это жёстко, но это малая часть. Самое главное, что речь идёт о постепенном вовлечении Украины в инфраструктуру НАТО… Дело в том, что качество, стабильность и эффективность украинской государственности никакого значения не имеет. Это в первую очередь территория, на которой осуществляется военная деятельность.
«США подталкивают Зеленского к вооружённой провокации»
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: Давайте сопоставим. Байден считает, что Россия и Китай – нехорошие страны, которые даже климат на планете не хотят защищать. Второе, скоро собирается «саммит демократий» под руководством Америки, на котором они должны какие-то всем приговоры выносить.
Кризис и перезагрузка. Станет ли мобильность главным фактором успеха в ресторанном бизнесе?
Кризис и перезагрузка. Станет ли мобильность главным фактором успеха в ресторанном бизнесе?
Федерация Рестораторов и Отельеров России (ФРиО) в режиме онлайн-конференции провела круглый стол на тему: «Это кризис или жёсткая перезагрузка? Как ресторатору пережить нелёгкие времена и что изменится в ресторанном бизнесе после карантина». Обсудили опыт Китая и США, поговорили о людях, о новых технологиях и антикризисных моделях. Как диверсифицировать свой бизнес, и как сделать его более устойчивым и сбалансированным?
Доставка не панацея, а где выход?
Александр Марков: Режим ограничений на период коронавирусного кризиса показал всю хрупкость и неустойчивость традиционных форм ведения бизнеса. Локация и трафик всегда были, чуть ли главными, а, зачастую, и единственными факторами успеха ресторанного проекта. Именно поэтому даже в докризисные времена многие рестораны и кафе работали на грани рентабельности – хороших локаций на всех не хватает. Но опытные рестораторы компенсировали этот фактор вкусной едой, атмосферой, профессионализмом команды, информационным продвижением. И вдруг всё изменилось практически мгновенно: на двери ресторанов повесили замки, гости закрылись по домам. Для большинства представителей ресторанного бизнеса, по сути, остался единственный способ выжить – доставка.
Макс Беляев: Увы, и доставка не панацея. Возможно, для решения проблем следует обратиться к опыту того же Китая, где в условиях жесткой изоляции смогли обеспечить людей качественным питанием и товарами первой необходимости, не нарушая при этом требований карантина. Во-первых, у них доставка была организована на потрясающем уровне безопасности и самодисциплины всех участников этой системы – от тех, кто готовит, упаковывает и доставляет еду, до тех, кто её получает. Это и специальные костюмы, перчатки и маски, штрих-коды на упакованных товарах, по которым можно проследить всю цепочку, и строгое следование правилам бесконтактной передачи контейнеров, и соблюдение безопасного расстояния.
Рафаэль Хабиров: Лично я нахожусь на карантине уже более 20 дней и активно пользуюсь доставкой. Я живу в коттеджном поселке. Если я буду регулярно ездить к ближайшему магазину за 7 километров, значит, мне нужно будет также заправляться и обслуживать автомобиль. Появляются лишние расходы и лишние контакты, которых следовало бы избежать в текущий период. В самом начале этой изоляции заказы из магазинов доставляли на второй день, сейчас нужно ждать неделю. Будем откровенны, большинство компаний не были готовы к курьерской доставке в таких масштабах. Да, они сейчас спешно набирают разносчиков и водителей. Но, давайте начистоту, наша культура организации доставки далека от совершенства. Во-первых, мы не можем быть уверены, что никто из курьеров не болен сам. И, даже если он здоров, мы не видим на них полностью закрытых костюмов, как в том же Китае.
Александр Марков: И все же, люди активно пользуются доставкой, но, как мы понимаем, ассортимент блюд, поставляемых из ресторанов и кафе, не очень широкий. Ведь рестораторы тщательно работают над уникальностью своих рецептов. Добрая половина из них раскрывают и сохраняют свой вкус лишь в первые минуты после готовности. На днях один петербургский ресторатор и шеф-повар отметил, что из 45 блюд его меню, в доставку годится только одно, и то – условно. А какие альтернативы доставке есть у нас сейчас?
Макс Беляев: Это торговля готовой едой на выдачу – через окошко, в тех городах и регионах, где это разрешено. Кроме того, в Китае, США и в некоторых других странах для минимизации передвижений граждан, связанных с покупкой еды и товаров первой необходимости, успешно применяется формат автолавок или фудтраков. Такие мобильные торговые объекты устанавливаются непосредственно у мест проживания людей. Они минимизируют логистические цепочки и вероятность заражения вирусом, так как в уличных условиях легче, например, соблюдать дистанцию в очереди. Кроме того, главное преимущество такой формы торговли перед доставкой заключается в сокращении нагрузки, как на курьеров, так и на людей, контролирующих весь процесс. В схеме с фудтраками работников задействуется меньше, и все они, как правило, сами сотрудники того ресторана, который закрыл свои залы на карантин и перешел на мобильную торговлю. Из этого вытекает главное преимущество – безопасность!
Александр Марков: Фудтраки – это прямой пас Рафаэлю, как производителю подобной техники!
Гречкой можно набить желудок, а хочется праздника!
Рафаэль Хабиров: Прежде, чем говорить о технике, я бы хотел остановиться на психологии, эмоциях, и чувствах тех, кто сейчас находится в режиме самоизоляции. Люди просто сходят с ума в своих кондоминиумах. Сейчас развлекательная составляющая для многих – только телевизор да интернет. Радостей в жизни становится все меньше. Фудтраки и те люди, которые работают сейчас в этом формате, являются реальной отдушиной. Поход в сетевой супермаркет около дома – сомнительное и не безопасное удовольствие. На основании проведенных исследований уже вышло несколько статей о том, что в магазине или аптеке наивысший риск поймать похожую на COVID-19 инфекцию. Наличие гречки в магазине – это не панацея и не показатель того, что все будет хорошо. Гречкой можно набить желудок, а хочется праздника! Иногда от простого бургера или обычного супа том-ям становится чуть более радостно. Однако такую еду ты не всегда можешь приготовить сам. Получив ее от профессионального шеф-повара, семья не только вкусно поест, но и будет счастлива – один день пережили, осталось потерпеть еще недели три-четыре.
Александр Марков: Мне кажется, составляющая развлечений, все-таки, не основная. Кризис и угроза жизни предполагает определенные самоограничения и добровольный отказ от каких-то привычных радостей.
Макс Беляев: Ага! Именно поэтому многие наши сограждане в первые дни «нерабочей недели» дружно ломанулись в парки жарить шашлыки! В порядке самодисциплины и самоограничения, так сказать… Здесь речь идет о сохранении некого нормального образа жизни. Мы приняли условия карантина, но не готовы смириться с тем, что нужно сидеть по бункерам в противогазах. Еда из любимого ресторана – это возможность не переходить рамки ограничений, но сохранить привычный уклад жизни. Это не то чтобы развлечения, это глубоко эмоциональная история.
Рафаэль Хабиров: Так вот, что дают фудтраки с этой точки зрения? Как правило, в фудраке оборудована полноценная кухня, которая может работать как по полному циклу, так и в режиме доготовки. Если фудтрак стоит рядом с вашим домом, то фактически, это то расстояние, на которое в обычном ресторане официант несет еду от кухни до столика. Плюс-минус какие-то метры… Блюдо не успевает испортиться, оно сохраняет внешний вид, свежесть и вкус. Покупатель сам становится официантом, который несет для своей семьи блюдо на стол. Да и его самого при этом переполняют эмоции! Добытчик принес классную еду своим родным. Если посмотреть на некоторые уже работающие на фудтраках концепции – например, BlackStarBurger, – то они, в том числе, предлагают забирать укомплектованные наборы, и уже дома самостоятельно сделать бургер своими руками.
Александр Марков: Как относятся люди к появлению фуд-трейлера около своего дома? Что показывает опыт там, где фудтраки уже работают?
Кризис – это шанс для предпринимателей.
Александр Марков: С потребителями понятно. Что с бизнес-моделью?
Макс Беляев: Конечно, ограничительные меры, которые вводит Правительство РФ для борьбы с коронавирусом – это всё правильно, это гасит скорость распространения вируса, но это также гасит и все бизнес процессы, ведёт предпринимателей к краху и банкротству. Более половины существующих на данный момент кафе, баров и ресторанов – могут уже никогда не открыться, а люди уже привыкли ходить в рестораны, и после карантина они захотят вернуться к привычному образу своей жизни. Так что любой кризис – это и шанс для предпринимателей, резко перестроить свои бизнес-процессы и вырваться вперёд. Мобильность и гибкость становятся главными факторами успеха. Я считаю, что фудтраки могли бы уже сейчас стать спасением для многих предприятий питания. Но, в отличие от сервисов доставки, этот комбинированный формат ещё только предстоит осваивать.
Рафаэль Хабиров: На данный момент, мобильная торговля показала, что рестораторы, которые до этого вкладывались в фудтраки, своё сохранили. Даже если им пришлось временно приостановить работу или искать новые места для локации, фудтраки продолжают функционировать и к ним стоят очереди, только добавилась разметка для соблюдения дистанции. Это самое главное. Это бизнес, который сохранил почти все свои позиции на данный момент, наравне с теми, кто работал на доставку. Но, даже с доставкой, если в ресторане сейчас фактически работает только dark kitchen, то мобильный бизнес задействован по полной программе. Как была выдача из окна, так она и сохранилась. Да, уменьшилось количество людей, но это временная история. Люди знают, что они там работают, и заказов с каждым днем будет больше и больше.
Александр Марков: А рестораторы уже обращаются, они хотят перейти на формат фудтраков?
Рафаэль Хабиров: На данный момент у рестораторов есть куча персонала, который не задействован. Их можно легко перепрофилировать. Например, предложить официанту поработать доставщиком от ресторана до фудтрака, не платя порядка 25-40% стороннему сервису доставки. Можно было бы выводить поваров на более короткие смены, но, при этом, обеспечивать не дотационной зарплатой, а реальной работой. Недавно из оперативного штаба при правительстве Москвы по громкой связи мы общались с ресторатором и вице-президентом ФРиО Сергеем Мироновым. Он сказал: «У меня 8 ресторанов. 24 фудтрака мне нужны прямо сейчас. Если бы у меня было по 3 фудтрака на каждый ресторан, это спасло бы мой бизнес. Я бы сохранил все рабочие места».
Макс Беляев: Есть два пути, которые я вижу, – они лежат на поверхности. В фудтраках можно разместить продукты первой необходимости, которые сейчас очень важны. То есть, ты знаешь, что бы ни произошло, у тебя под окнами все есть, не надо бежать куда-то – хлеб, молоко, маски, перчатки, средства гигиены, батарейки и т.д. А еще фудтрак может быть как опорный пункт доставки. Если ты не хочешь приглашать курьера к себе в квартиру или в дом, доставка осуществляется до фудтрака. Можно прийти и забрать самому. Даже если это скоропортящиеся продукты, я думаю, в фудтраке очень просто предусмотреть правильные места хранения и сделать холодильные отделения.
Нужно эффективное сотрудничество бизнеса и власти.
Рафаэль Хабиров: Что для этого нужно? Донести до предпринимателей и всего ресторанного сообщества, что это замечательная возможность сегодня сохранить и развивать свой бизнес. Чиновникам объяснить, что как раз для них это большое хорошее подспорье в решении задачи – как повысить индекс самоизоляции, чтобы люди максимально оставались дома.
Александр Марков: То есть выгодно и бизнесу и чиновникам.
Рафаэль Хабиров: В первую очередь, в качестве поддержки малого и среднего предпринимательства, должны быть созданы особые условия от Сбербанка, либо от другого гос. банка: беспроцентный лизинг (кредит) рестораторам и всем, кто занят в сфере питания вне дома. Для скорейшего запуска, например, в Москве, необходимо определить потребность по районам с неблагоприятной инфраструктурой, а таких много. Следует сформулировать основания и «узаконить» их постановлением или другим административным актом, опираясь на который фудтраки смогут размещаться в данных районах. Московская область уже начала внедрять фудтраки с продуктами первой необходимости.
Макс Беляев: Допустим, всё получилось. Дальше что?
Рафаэль Хабиров: Далее мы предлагаем начать массовое изготовление трейлеров, с целью последующей сдачи их предпринимателям в аренду. Готовность Правительства много значит для решения этих проблем. И, кажется, мы нашли отклик и понимание того, что осуществление мобильной торговли сейчас бы очень пригодилось в кризисный для страны период. В Москве уже проводились предварительные совещания. Администрация была настроена к проекту вполне положительно. Ещё будет не лишним обратиться к ТСЖ. Жители, которые сами являются собственниками земли, где стоит многоквартирный дом, могут решить вопрос с каким-то рестораном об установлении на их территории фудтрака. Если договориться, в таком случае и аренда может быть совершенно другая и заинтересованность.
После кризиса будет новый мир. Изменится и бизнес.
Макс Беляев: В принципе кризис и режим самоизоляции – это повод, но не причина нашего сегодняшнего разговора. Кризис пройдет, а бизнес должен выжить. Хотя, возможно, и не у всех. Но ведь футраки – это, прежде всего, не кризисная история, а самая настоящая и полноценная форма ведения бизнеса, ресторанного в частности.
Рафаэль Хабиров: Совершенно верно! Фудтраки были востребованы и до карантина, но после него их роль возрастёт, мне кажется. Фактически, мы будем жить в новом мире. Произошло изменение в сознании. Половина людей не вернется в офисы, кто то еще будет боятся ходит в магазины и рестораны, сократится оборот наличных денег… Все устали от замкнутого пространства – людям захочется на улицу, на летние веранды, в парки.
Макс Беляев: Точно, парки! Расскажи про проект с Васильчуком.
Александр Марков: Эта история с коронавирусом еще не закончилась, но уже преподнесла хороший урок нашему обществу. Опять же, никто не даст гарантий, что это последнее такое явление. Необходимо заранее готовиться к экстренным ситуациям, и с точки зрения общества в целом, и с точки зрения бизнеса. Фудтраки – это хорошая возможность дифференцировать свой бизнес. То есть, имея и ресторан и фудтрак, в разных ситуациях можно использовать либо то, либо другое, в качестве основного ресурса. Раньше ориентировались, так сказать, на вечные ценности, а мир очень быстро меняется. Вечные ценности, какими их видели на протяжении последних лет десяти – это огромный торговый центр, который будет работать «всегда». Где сейчас эти торговые центры? 5-7 лет назад развлечения и еда занимали до 5%, а сейчас не менее 30%.
Рафаэль Хабиров: Меняется структура ресторанного рынка. Мы реально придем к тому, что 90% займет фаст-фуд. Если сделать его легким, питательным и здоровым, то это может быть выходом для рестораторов. Еще такой момент, связанный с торговыми центрами. Будет массовая волна банкротств. Скажите, сколько фуд-кортов там заработают в течение первого месяца после открытия? Я думаю, около 30%. Я не говорю, что все можно запихнуть в 21 квадратный метр фудрака, но в рамках доготовки точно получится много что реализовать из трэйлера… Всегда есть возможность поменять локацию и сохранить вложенные средства. Даже не придется снимать двери или отрывать пол.
Макс Беляев: Ты сейчас о чём говоришь? Про фул-корты в торговых центрах или про фудтраки?
Рафаэль Хабиров: Мы сейчас устанавливаем сборно-разборные конструкции. «Рестопаркинг», про который я говорил, по сути, состоит не из фудтраков. Они выглядят, как фудтраки, но это сборно-разборная конструкция, которую можно будет потом куда-то легко переместить, если это необходимо. Конструкция мобильна. Такой формат кухни может быть организован и в торговых центрах нового формата. Это также обезопасит тех, кто вкладывает деньги. Весь концепт, в том числе и кухню, можно собрать и переместить.
Применений фудтраку в «обычной жизни» очень много, и его популярность только набирает обороты. Фудтрак может существовать, как дополнительная опция ресторана или отеля. Например, участвовать в различных фестивалях или выездных мероприятиях. Ещё один интересный момент для гостиничного бизнеса – на базе фудрака может быть реализована «баня на колёсах» или «дом на колёсах». Еще один плюс – фудтрак может быть взят в обычный лизинг, как автотранспорт. А дополнительно это и рекламный объект. С его помощью можно ярко напомнить о себе. Хорошая альтернатива аренде любого рекламного щита. В ПТС написано «многоцветный» – берешь и раскрашиваешь в любые цвета свой фудтрак. Это отличный инфоповод. На это обратят внимание журналисты, и сами жители будут постить новости о вас в соцсети.
О компании «MoBiTruck by EdaNaKolesah.com»
Компания «MobiTruck by EdaNaKolesah.com» является российским автопроизводителем полного цикла, специализирующимся на выпуске прицепов коммерческого назначения. Производимые прицепы полностью соответствуют всем требованиям РосПотребНадзора (СанПиН), МЧС (электро- и пожаробезопасность), ГИБДД (всем правилам и нормам ПДД, и в части назначения с отметкой в ПТС), а также обладают привлекательным и ярким внешним видом. Каждый наш прицеп, это еще и архитектурно-рекламный объект с индивидуальным внешним видом. В октябре 2019 года компания «MobiTruck by EdaNaKolesah.com» получила сертификат ISO 22000 и теперь производимые фудтраки сертифицированы по международной системе пищевой безопасности ХАССП, что является признанием высокого стандарта качества.
Сегодня среди Партнеров «MobiTruck by EdaNaKolesah.com» такие компании как: BlackStrarBurger, Shell, Татнефть, Neste Oil, Клинский мясокомбинат, Primebeef Bar, Магаданская креветка, У Палыча, METRO Cash and Carry, Cofix internationals, Роснефть, Vasilchuk Brothers и многие другие.
Есть регулярные поставки в такие страны как: Норвегия, Чехия, Болгария, ОАЭ, Иран, все страны СНГ.
Рафаэль хабиров еда на колесах
О выборе формата
Идею я подглядел в Америке, мне это всегда нравилось, и со временем я понял, что можно сделать что-то похожее и у нас в России. До фудтрака у меня было три ресторана с восточной кухней, первое время они работали успешно, но потом локации стали постепенно приносить все меньше прибыли, произошло это по ряду причин. Ребрендинг ресторана стоит больших денег и этот фактор также подтолкнул к покупке фудтрака – такой вариант мобилен, более свободен в плане бизнес-процессов. Кроме того, концепция фудтрака с большей легкостью поддается изменениям.
О вложениях в запуск
Фудтрак имеет свою стартовую стоимость, а дальше цена уже варьируется в зависимости от предпочтений клиента, для наших задач стоимость составляет около 4,5 млн рублей.
О доходах
Мы живем на 12%-14% от выручки, это нормально для общепита. Пандемия на нас повлияла в положительную сторону, в силу закона мы имели право работать во время карантина.
О трудностях формата
Трудность только одна – нет необходимой мобильности. К сожалению, заложенный потенциал концепции фудтраков не реализовать, мы привязаны к участку и не можем передвигаться. Сложность состоит в поиске участка для работы. К сожалению, на государственных и городских территориях мы не можем стоять из-за юридических сложностей, а частные территории не всегда подходят под наши критерии.
О конкуренции
Да, в Петербурге огромное количество заведений, которые предлагают шаверму. Я изучал рынок перед тем, как начать и понял, что у всех заведений подобной направленности примерно одинаковый набор позиций. Я же взял за основу способ приготовления швармы, который используется на Ближнем Востоке. Повара с Востока помогали нам в разработке меню, а мы его уже дорабатывали под нашего потребителя. На выходе получился эксклюзивный продукт, поэтому конкуренции мы не боялись.
О трендах в формате
Я считаю, что в тренде всегда будет разнообразие кулинарного мира. Нужно давать людям возможность попробовать разные кухни в одном месте. Я подглядел это в Америке, там рядом друг с другом могут стоять 20 заведений абсолютно разных направленностей. И это круто!
О перспективах
У нас есть планы по расширению, конечно, но пока главной проблемой является поиск подходящих мест под наши фудтраки. Очень многие интересуются нашей франшизой, но я считаю, что подход к франшизе должен быть грамотным. Просто брать деньги и пускать все на самотёк крайне глупо, ведь мы можем потерять свое лицо. Потенциальный франчайзи должен получать от нас готовый полуфабрикат, мы должны научить его правильно готовить и отдавать гостям. Сегодня имеется план увеличения мощности нашего цеха по производству полуфабрикатов, только после его модернизации можно будет думать о возможности запуска франшизы.
О вложениях для запуска
Для запуска фудтрака было вложено два с половиной миллиона рублей.
Об особенностях бизнеса
Во время пандемии бизнес шел только вверх, так как все рестораны были закрыты, но люди хотели есть вкусную и необычную еду, а гастрономическая бургерная «Янхук» предоставляла эту возможность благодаря фудтраку. Выручка в это время тоже была хорошая, – мало конкурентов и необычный формат.
Сегодня проблемы нашего формата такие же как у любого другого – высокие цены на товары, еще больше количество людей ленится и не хочет работать. Типичные проблемы для ресторанного бизнеса
О выборе формата
Я с детства люблю готовить, но никогда не занимался едой. Управлял компаниями, занимался по большей части продажами, развитием сетей. Раньше я часто посещал различные гастрономические фестивали, но никогда не мог найти то, что выделяется. Я считаю, что авторского фастфуда в России крайне мало. Есть «Макдоналдс» и «Бургер Кинг», но еда, которая хранится 7 дней, и с ней ничего не происходит, – не еда. Я считаю, что фастфуд может быть полезным. Глядя на Америку, мы видим другой уровень развития этого бизнеса, видим разнообразные и интересные вариации, маленькие семейные бизнесы или фудтраки, подъезжающие к торговым центрам на обед. Мне тоже хотелось чего-то интересного и разнообразного, поэтому я решил применить для готовки технологию сувид, которая позволяет готовить вкусные и полезные для здоровья блюда.
О вложениях для запуска
Размер моих вложений составил примерно 4,7 млн рублей. Я брал лизинг на юридическое лицо, которое идет без НДС, поэтому переплата составила 700 тысяч рублей. Еще я взял много лишней посуды, утвари и всяких мелочей. Но эта сумма включает в себя все, вплоть до проработки фартуков и блюд.
О доходах
Заработок — понятие растяжимое. За год работы мне не удалось выйти на прибыль, но были месяца, когда удавалось закрывать лизинг, который у меня составляет 160 тысяч рублей. Таким образом, можно считать, что владелец фудтрака зарабатывает 160 тысяч рублей, а также эмоции и колоссальный опыт. Получать прибыль можно, просто я запускал проект в самый неудачный момент. Фудтрак был сделан к зиме, возникли юридические сложности при получении места для размещения. В связи с этим фудтрак стоял без работы 2 месяца. Затем проходили небольшие фестивали, на смену выезжали 4-5 человек, и вся прибыль уходила на зарплату. Для сравнения, впятером нам с трудом удавалось сделать кассу в 30 тысяч рублей. А этой зимой был фестиваль «Сыр. Пир. Мир», где мы вдвоём уже делали кассу 250 тысяч рублей и справлялись отлично, потому что оптимизировали все процессы.
О трудностях формата
Самая большая трудность связана с арендой. Если бы фудтраки были утверждены на законодательном уровне, то с местами для их размещения не было бы столько сложностей. Мы совсем недавно переехали в Мурманск. Это такой резкий неожиданный поступок, который многие почему-то называют смелым. Так вот, здесь таких сложностей нет, потому что наш формат тут в диковинку, и я знал куда еду и к кому. В Москве и Московской области найти достойное место просто невозможно, с кем бы из сообщества я не общался, все испытывают колоссальные трудности с поиском хорошего места. Также играет свою роль сезонность. На севере люди к морозу относятся иначе, для них температура минус 10 градусов — это уже тепло, да и для меня самого теперь тоже. И конечно, кадры — стандартная проблема, трудно найти хорошего повара и продавца в одном лице. А так, особых трудностей нет, мы сталкиваемся больше с недоверием людей к нашему формату. Все из-за того, что 90% игроков рынка готовят из замороженных продуктов, поэтому люди думают, что все такие. Но мы не такие, моя миссия состоит в том, чтобы доказать всей России, а затем, надеюсь, и всему миру, что можно относиться к фастфуду по-другому. Фастфуд не значит «вредно», фастфуд значит «быстро».
О трендах в формате
Даже представления не имею какие есть тренды, потому что я сам хочу диктовать тренды. Могу сказать одно – нужно смотреть на Америку, через 7 лет это все может быть у нас, если мы будем делать все правильно.
Основной наш тренд пока — это покупка наиболее быстрого в приготовлении продукта, конечно, это заморозка и цель состоит в том, чтобы продать его как можно дороже.
О переезде в Мурманск
Это интересная история. Когда началась пандемия, я выложил фудтрак на авито. Денег не было, стало совсем тяжело. Когда баланс составил минус 800 тысяч рублей, я понял, что что-то идёт не так. Откликов на объявление практически не было, но зато начали звонить люди, которые тоже занимаются фудтраками. Начали появляться новые знакомства, какая-то общая информация, стали предлагать места, поэтому я решил его оставить. Таким же образом на меня вышел один из учредителей очень крупной компании в Мурманске с предложением купить фудтрак. Я понял, что это может стать для меня неким трамплином, и мы решили поехать в Мурманск.
Насчет возвращения пока не решил. Проблема в том, что бизнес в Москве не оставляет времени на личную жизнь, я чувствую это сейчас. Там (в Москве) ощущается постоянная загруженность, злость, агрессия, суета. Здесь (в Мурманске) спокойно: природа, свежий воздух и хорошие люди.
Что же касается бизнеса, то покупательская способность в принципе сохранилась такой же, но изменилась сама структура потока гостей. Люди более добрые и не привыкшие к высокому классу сервиса, поэтому проще управлять чеком. В Москве народ недоверчиво относится ко многим вещам, а здесь все строится на доверии. Средний чек вырос, здесь мы начали вводить новые позиции из местной рыбы. Аренда такая же, разрыв в доходах населения тоже такой же, как в Москве, – у кого-то совсем ничего нет, а у кого-то так много, что не знают куда тратить.