рафаэль санти мадонна с рыбой
Мадонна с рыбой
«Мадонна с рыбой» — одна из мадонн Рафаэля, написанная им с учениками в 1513—1514 годах, на пороге эпохи маньеризма. [1]
Содержание
Описание и интерпретация
В центре картины Дева Мария, сидя на высоком троне, держит ребенка Христа на коленях. Справа трона — Святой Иероним в наряде кардинала со львом, его главным символом. Иероним читает Вульгату, сделанный им латинский перевод Библии. С другой стороны — Архангел Рафаил представляет Марии и Христу молодого Товию, что держит в руках рыбу.
Сюжет картины основан на истории в Ветхом Завете о Товии, который с помощью рыбы вылечил слепоту отца. [2] В христианском богословии поимка Товией рыбы трактовалась символически как своего рода крещение.
Использование цвета и мастерская композиция, в которой за видимой простотой кроется сложная динамика треугольной, прямоугольной и диагональной форм, напоминает фреску «Изгнание Элиодора» в станцах Рафаэля. [1]
История
Картина была написана на заказ Джеронимо дель Досе для часовни св. Розалии в доминиканском монастыре Неаполя.
В XVII веке герцог Медина-Сидония, будучи вице-королём Неаполя, приобрел ее для короля Испании Филиппа IV (1605—1665). Недолгое время она находилась в часовне дворца Алькасар в Мадриде, а в 1645 году поступила в монастырь Эскориал. С 1839 года хранится в коллекции музея Прадо.
Подготовительные рисунки к этой работе находятся в галерее Уффици (Флоренция) и в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург). [1]
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Картина представляет собой размышление над книгой Товит, стихом из второй главы Евангелия от Луки: «. ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.2:11) и житием св. Иеронима Стридонского.
Дева Мария с Младенцем на коленях сидит на резном деревянном троне, а архангел Рафаил представляет ей юного златокудрого Товия, преклонившего колено. У мальчика в руке висящая на леске рыба, которую он поймал при помощи архангела, и её печенью он собирается исцелить своего отца Товита от слепоты. Христос приветствует их полным достоинства жестом. Левой рукой Спаситель опирается на Библию, которую держит седой, немного утомленный св. Иероним, рядом с которым его неизменный спутник – кроткий львёнок с прекрасными влажными глазами. За бархатным тёмно-зелёным занавесом, занимающим всю верхнюю часть доски, видны холмы и светлое утреннее небо.
Классически уравновешенная композиция преисполнена благородства. Лёгкая асимметрия говорит о свободном обращении художника с традиционными схемами построения. Впечатляет широко написанная, мощная фигура святого с проникновенным взглядом мудреца Вульгата – составителя первой Библии, переведенной им с греческого и арамейского на латынь.
Грандиозные римские алтари Рафаэля отличает торжественный колористический строй. В отличие от ранних работ, здесь уже нет жёстких локальных цветов: множество светотеневых тональных переходов обогащают классическую схему основных цветов: красный, синий, жёлтый.
История создания
Алтарная живопись была одним из главных направлений в творческой карьере мастера. Начав писать еще в умбрийской традиции, в Риме Рафаэль превзошел себя: использовал различные форматы и масштабы, находил самые разнообразные сюжетные и композиционные решения. Практически все такие полотна он писал собственноручно, лишь в редких случаях прибегая к помощи учеников. Мастер заложил основы алтарной живописи времен католической контрреформации.
Образ «Мадонны с рыбой» был заказан дворянином из Неаполя Джанбаттиста дель Дольче. Картины на этот сюжет писали довольно часто и по разным поводам: во-первых, когда просили у Господа исцеления от слепоты для себя или своих родных, во-вторых, когда сын заказчика отправлялся в путешествие – в этом случае юноше Товию придавали черты реального человека.
Отношение автора к вере
Биография
Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. в документах упоминается о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя Перуджино. В его работах заметно также влияние Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие художники, и так же легко их превосходил.
С 1504 г. художник работает во Флоренции, а после 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.
В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников.
Художник умер в 37 лет от лихорадки, не успев обзавестись семьей. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.
Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.
Описание картины «Мадонна с рыбой» — Рафаэль Санти
Это, большое по размеру произведение, была заказана одним из аристократов для своей неаполитанской часовни. Сюжет картины основан на истории описанной в Книге Тобита. Архангел Рафаил, которого Рафаэль считал своим ангелом-хранителем, — идеал ангела как духа-хранителя, в особенности защитника молодых, а также паломников и других путников.
В ренессансной Италии было традицией в ознаменование отъезда сына в далекий город или страну заказывать картину на сюжет с присутствием Товии и ангела, причем изображение
Иероним со львом и великолепная книга.
Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес приложил немало стараний, чтобы завладеть этой работой, и когда его усилия увенчались успехом, с гордостью подарил картину Рафаэля Филиппу IV. Написанная в Риме, «Мадонна с рыбой» значительно отличается от ранних Мадонн художника. Ни в композиции, ни в цветовой гамме уже нет той умилительной лиричности, столь характерной для флорентийского периода его творчества.
Все полотно решено на контрасте теплых желтых и холодных зеленых цветов.
Единственный красный акцент в одежде Св. Иеронима смотрится как ответ более ярких одежд Товия и архангела рядом с ним. Мадонна погружена в себя, И, хотя лицо обращено к Товию, ее мысли далеки.
Маленький, не по детски серьезный Христос как бы ведет внутренний разговор с обращенным к нему архангелом Рафаилом. Несмотря на симметричность композиции и приглушенность цветовой гаммы, картина вызывает чувство тревоги.
Похожие картины:
Мадонны Рафаэля
Здесь дева юная с ребенком на руках
(Прекрасно в ней земное бытие)
С тревогою ступает в облаках –
Что ожидает первенца ее?
Она вдвойне, втройне прекрасна –
Как просто молодая мать,
Как женщина, не чуждая и страсти,
Как Богородица, где Богова печать.
И сколько нежности в чертах;
Ребенок – счастье, боль и щит.
Она идет с ним в трепетных руках,
Нет, не идет – божественно парит!
Она надеждой станет мира,
Она восславится в веках…
Не сотвори себе кумира –
Вот он – сияет в облаках!
Мадонна с младенцем
Святое семейство с агнцем
«Святое семейство с агнцем» 1507, находится в мадридском музее Прадо. На картине изображены Дева Мария, святой Иосиф и младенец Иисус, сидящий верхом на ягнёнке.
Мадонна с розой
Картина «Мадонна с розой» 1518, находится в мадридском Музее Прадо. На картине изображены дева Мария с младенцем Христом, который принимает от Иоанна Крестителя пергамент с надписью «Agnus Dei» (Агнец Божий). Позади всех — святой Иосиф. На столе лежит роза, которая и дала название картине.
Мадонна днль Пополо (Мадонна с вуалью)
«Мадонна днль Пополо» (Мадонна с вуалью, Мадонна Лорета) — одна из самых знаменитых мадонн Рафаэля, написанная им в 1508 году по заказу папы Юлия II для храма Санта-Мария дель Пополо в Риме, поэтому она и приобрела такле название. Картина висела напротив рафаэлевского портрета заказчика. Понтифик остался настолько доволен исполнением заказа, что вскоре заказал художнику более масштабную версию сюжета — «Сикстинскую мадонну».
Прогулка Мадонны
«Прогулка Мадонны» 1516-1518, находится в Национальной галерее Шотландии (Эдинбург).На картине изображены Дева Мария, Христос, Иоанн Креститель и неподалеку от них святой Иосиф.
Святое семейство под дубом
Картина «Святое семейство под дубом» 1518, находится в мадридском Музее Прадо. На ней изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф и Иоанн Креститель
Святое семейство Франциска I
Картина «Святое семейство Франциска I» 1518, названа в честь владельца короля Франции Франциска I, сейчас находится в Лувре. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом, святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем. Позади фигуры двух ангелов.
Мадонна с безбородым Иосифом
Сюжетом картины Рафаэля «Мадонна с безбородым Иосифом» (1505 год, Эрмитаж, Санкт-Петербург), послужило традиционное изображение Марии, младенца Христа и Иосифа, получившее широкое распространение в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения. Рафаэль сознательно отказывается от изображения конкретной обстановки и бытовых подробностей. Он стремится прежде всего к передаче внутренней гармонии и идеального настроения, соответствующего этому сюжету.
Святое семейство под пальмой
Картина Рафаэля «Святое семейство под пальмой» 1506, находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге. Как и на предыдущей картине, здесь изображены Дева Мария, Иисус Христос и святой Иосиф (на этот раз с традиционной бородой).
Мадонна Пасадина
«Мадонна Пасадина» 1503, названа по месту своего нахождения городу Пасадина (США) в музее искусства Нортона Саймона.
Мадонна Диоталлеви
«Мадонна Диоталлеви» 1504, названа по первоначальному владельцу Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения.
Мадонна Солли
«Мадонна Солли» 1500-1504, названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.
Мадонна с младенцем и святыми
«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском», 1502, находится в Берлинской картинной галерее.
Мадонна Конестабиле
«Мадонна Конестабиле» (около 1504 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург), небольшая картина умбрийского периода в форме тондо. Создана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. В XVIII веке перешла но наследству к графам Конестабиле. Из их собрания российским императором Александром II приобретена для Зимнего дворца в 1870 году. Здесь перед нами замечательное воплощение образа мадонны. Может быть, поэтому оно выполнено с такой трогательной тщательностью, согрето такой подкупающей искренностью, проникнуто таким чистым лиризмом. Картина считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.
Мадонна Купер (Малая)
«Мадонна Купер (Малая)» 1504, была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства). На картинеизображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. На заднем плане можно заметить серое небо, зелёный луг, водоём и церковь, которая располагается на холме. Взгляд мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Художник изобразил здесь мадонну обычной женщиной с ребёнком, не подчёркивая её божественного предназначения.
Мадонна Купер (Большая)
«Мадонна Купер (Большая)» 1508, также находится в Вашингтоне.
Мадонна дель Грандука
«Мадонна дель Грандука» 1504, была первым произведением Рафаэля во Флоренции и по сей день находится в этом городе. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался; потому-то она и получила название «Madonna del Granduka»(«Мадонна великого герцога»).
Мадонна Темпи
Мадонна на троне
На картине «Мадонна на троне» 1503-1505, изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке
Мадонна в голубой диадеме
«Мадонна в голубой диадеме» 1510-1511, находится в Парижском Лувре. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя
Мадонна с гвоздиками
«Мадонна с гвоздиками» 1506-1507, находится в Лондонской Национальной галерее. Как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи.
Мадонна Орлеанская
«Орлеанская Мадонна» 1506, называется Орлеанской, так как её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.Рафаэля заслуженно именовали «мастером мадонн». Более двадцати картин с изображением мадонны написал он: искал новые решения, свежие, проникновенные, поэтичные.
В картине «Орлеанская Мадонна» Рафаэль хочет внести в образы матери и младенца полноту жизни, добиться максимальной раскованности — и создаёт серию мадонн, где эта тема решается как жанровая сцена. Поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке. Младенец полулежит на коленях Марии и, благодаря тому, что она наклоняется к нему, получается более сплочённая группировка фигур.
Мадонна Колонна
«Мадонна Колонна» датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.
Мадонна Алдобрандини
«Мадонна Альдобрандини» 1510, названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.
Мадонна в кресле (Мадонна делла Седиа)
Обращаясь к лику Мадонны, Рафаэль ищет новые образные решения. В «Мадонне делла Седия» (Мадонна в кресле) 1513, галлерея Питти, Флоренция, фигуры юной Марии и малышей Иоанна Крестителя и Христа связаны воедино круговым движением, которое подчёркнуто круглым обрамлением. Мадонна словно стремится укрыть в своих объятиях сына, смотрящего на зрителя недетски серьёзным взглядом.
Мадонна в шатре (Мадонна делла Тенда)
Название картине «Мадонна в шатре» 1513-1514, дано из-за шатра, где находятся Дева Мария с младенцем Христом и Иоанн Креститель. Картина хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.
Мадонна под балдахином
На картине «Мадонна под балдахином» справа от Богоматери, то есть на самом главном месте, стоят Святой Бернар, которому посвящена капелла, но который был еще и дедом Пьеро, и апостол Петр, чье имя носил заказчик.
Мадонна ди Фолиньо
«Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Сам заказчик изображен на картине справа, он стоит на коленях перед Девой Марией и Христом, окруженными ангелами. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи — «Сикстинской мадонне». Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц.
Мадонна дель Импаннато
«Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Рядом с ними — святая Елизавета и святая Екатерина. Справа — Иоанн Креститель. Картина свидетельствует о дальнейшем совершенствовании стиля художника, об усложнении образов в сравнении с мягкими лирическими образами его флорентийских мадонн. В Марии больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность.Картина находится в галерее Палатина во Флоренции.
Мадонна Бельведерская (Мадонна в зелени)
«Мадонна в зелени» (1506, Музей истории искусств, Вена) выделяется красотой идеального типа Марии.
Мадонна (Прекрасная садовница)
«Мадонна-садовница» (1507, Лувр, Париж).
Мадонна со щегленком
«Мадонна со щегленком» (1506, галерея Уффици, Флоренция) — одна из любимых картин Вазари: «Рафаэль был в теснейшей дружбе с Лоренцо Нази; и когда сей последний женился, тою же порой написал ему картину, где маленький Иоанн Креститель радостно вручает птичку расположившемуся у ног Пресвятой Девы мальчику к великому удовольствию обоих».
Мадонна Террануова
Название картина «Мадонна Террануова» 1504-1505 получила по одному из владельцев, итальянскому герцогу Террануова. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.
Мадонна Эстерхази
«Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. На последней флорентийской картине мастера изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках и сидящий Иоанн Креститель. Картина не закончена, но она остаётся одним из превосходных образцов искусства Рафаэля: его мастерства композиции, соотношения масс, пластичности и ритмики движений, удивительного соединения тихой поэтической грации и скрытого драматизма.
Мадонна Альба
«Мадонна Альба» — одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил; тем же годом датирована его «Афинская школа». Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. В 1931 году картина была продана за рубеж, после чего вошла в коллекцию Национальной галереи искусства в Вашингтоне. Национальная галерея на своем сайте оценивает «Мадонну Альба» как самое значительное произведение художника из числа находящихся в США. Поистине царственными пропорциями она превосходит более ранние мадонны, созданные Рафаэлем во Флоренции. В позе Марии и в торжественно ниспадающих складках её одеяний есть нечто от античной скульптуры. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи.
Бриджуотерская мадонна
Картина Рафаэля «Бриджуотерская мадонна» 1507, названа так потому, что находилась в усадьбе Bridgewater в Великобритании. Сейчас картина хранится Эдинбурге в Национальной галерее Шотландии.
Мадонна с рыбой
«Мадонна с рыбой» 1514, находится мадридском Музее Прадо. На картине изображена Дева Мария с младенцем Христом, святой Иероним с книгой, а также Архангел Рафаил и Товия (персонаж Книги Товита, которому Архангел Рафаил даровал чудесную рыбу).
Сикстинская мадонна
«Сикстинская мадонна» (итал. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». Картина посвящена самому радостному событию в жизни человечества: рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение, идеологию людей. Его идеи жизнеутверждающи, призывают верить в великое предназначение миссии человека, верить ближнему, сострадать ему. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне.
Малое святое семейство
Картина «Малое святое семейство» 1518-1519, изображающая Деву Марию с Христом и святую Елизавету с Иоанном Крестителем, названа «Малым святым семейством», чтобы отличать её от также находящейся в Лувре картины «Большое святое семейство» («Святое семейство Франциска I»).
Мадонна на троне (Мадонна Ансидеи)
«Мадонна Ансидей» 1505-1507, изображает Деву Марию с младенцем Христом, взрослого Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца. Картина находится в Лондонской Национальной галерее.
Святое семейство (La Perla)
Картина «Святое семейство (La Perla)» 1518 хранится в мадридском музее Prado. Это произведение Рафаэлю заказал граф Каноссы. Художник успел сделать только несколько набросков и нарисовать головку женщины. Рафаэль скончался, и доделывать полотно пришлось одному из рафаэлитов — Джулио Романо.
Мадонна делла Торре
«Мадонна делла Торре» (Madonna della Torre) написана в 1509 году. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.
Святое семейство Каниджани
Картина «Святое семейство Каниджиани» 1507, находится в Мюнхене (Старая пинакотека). Она написана Рафаэлем по случаю бракосочетания благородного флорентийца Доменико Каниджани с Лукрецией Фрескобальди в 1507 году и, возможно, украшала супружескую спальню, либо домашнюю капеллу флорентийского дворца, поныне сохранившегося в квартале Санто Спирито. На картине изображены святой Иосиф, святая Елизавета с сыном Иоанном Крестителем и Дева Мария с сыном Иисусом.
Мадонна с канделябрами
«Мадонна с канделябрами» (Madonna dei Candelabri) датирована 1513-1514 годами. На картине изображены Дева Мария с младенцем Христом в окружении двух ангелов. Картина находится в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе (США).