почему меня всегда во всем обвиняют

4 причины, почему ты все время чувствуешь себя виноватым

почему меня всегда во всем обвиняют. Смотреть фото почему меня всегда во всем обвиняют. Смотреть картинку почему меня всегда во всем обвиняют. Картинка про почему меня всегда во всем обвиняют. Фото почему меня всегда во всем обвиняют

Так быть не должно, и, чтобы это решить, прежде всего необходимо избавиться от внутренних страхов и причин, которые сидят в голове. Как, например, эти.

1. Берешь на себя ответственность за чужое настроение

Бывают моменты, когда наши близкие переживают не самые лучшие дни. Естественно, выглядят они мрачно, настроение их испорчено, а нам трудно с этим что-то сделать. Поэтому обычно в таких случаях мы чувствуем себя довольно беспомощно, и один из самых приемлемых вариантов для нас — взвалить вину за их настроение на себя. Простой пример. Ты живешь вместе со своей девушкой. Она возвращается вечером с работы, отказывается от еды, отвечает тебе невпопад или односложно, о чем-то думает и выглядит совсем не так, как обычно. Ты же начинаешь ломать голову над тем, что произошло, пытаясь прокрутить в голове все варианты того, где ты поступил неправильно и мог ее обидеть. А дело вовсе и не в тебе. Поэтому, чтобы не чувствовать себя в подобных ситуациях виноватым, перестань накручивать себя таким образом. Просто прими тот факт, что у любого человека свои тараканы в голове и своя зона жизни, которой он управляет самостоятельно. Ты не сможешь поднять настроение всем и каждому — это не твоя работа. Если не получилось с первого раза, лучше оставь как есть. Пускай человек борется сам. Когда ему понадобится твоя помощь, он обязательно к тебе обратится.

2. Пытаешься контролировать свою жизнь

Самоконтроль и контроль вообще — штука важная, но иногда все-таки стоит немного отпустить тормоза. Однако почему-то многим людям проще навесить на себя их несуществующие или преувеличенные недостатки, чем признать это. Но нужно понимать, что, если ты обвиняешь себя в чем-то, это еще не гарантирует решение возникших вокруг тебя проблем. Постоянное беспокойство и мысли о том, как лучше было бы поступить здесь, что нужно было сделать там и как бы все от этого поменялось, являются попыткой взять под контроль свою жизнь целиком и полностью. Правда, никакого удовольствия это нам не приносит — только сильнее усугубляет ситуацию и угнетает нас. Поэтому нужно признаться самому себе, что есть вещи, которые неподвластны твоей воле и железной хватке. Что-то все равно мы упускаем из виду, поскольку оно не находится в поле нашего зрения. Пускай жизнь идет своим чередом — тебе лишь остается подстраивать обстоятельства наиболее благоприятным образом. А если она подложила тебе свинью, не спеши принимать на свой счет. Ведь это за пределами твоей власти.

3. Стараешься быть идеальным

Еще одна причина, из-за которой жизнь многих превращается в бесконечный самоанализ и самобичевание. Люди пытаются не допустить в своей жизни ни одной ошибки, делая все в совершенстве. Они думают, что, стремясь выполнять все на 100 %, будут вознаграждены чем-то свыше, но получают сплошной геморрой и тотальную нехватку времени, которая мешает выполнить следующую задачу так, как они задумывали. Если ты подвержен такому мышлению, стараешься жить по таким принципам, лучше избавляйся от них прямо сейчас. Во-первых, ты сможешь сохранить свое душевное здоровье (вернее, то, что от него осталось после такого типа существования). Во-вторых, получишь большее наслаждение от жизни. Лучше самому совершить ошибку и абсолютно оправданно повиниться в этом, чем постоянно обвинять себя в своей несостоятельности в каком-то деле, просто потому что ты не успеваешь выполнить все в срок или на 100 %. Мы не спорим, к идеалу следует стремиться, но со временем, оттачивая и отрабатывая свои навыки. С первого раза редко у кого что-то получается.

4. Сидишь в зоне комфорта

И ты прекрасно понимаешь это. А главным обвинением самому себе является то, что ты уже давно не можешь сдвинуться с мертвой точки. И каждый раз перед сном или в свободное время ты постоянно анализируешь сложившуюся ситуацию. Пытаясь понять, как так вышло, человек перебирает в своей памяти чуть ли не всю свою жизнь, подробнее останавливаясь на моментах, которые этому поспособствовали, таким образом тормозя самого себя. А вместо всего этого нужно просто поднять свою пятую точку и начать что-то делать. Прошлое следует оставить в прошлом, ведь изменить можно только настоящее. Но ты не ищешь новую работу, не заводишь новых знакомств и связей (необязательно полезных), а каждый следующий день очень становится похож на предыдущий. Вокруг тебя разворачиваются одни и те же картины и действия —меняются только времена года. В этом случае винить себя ты можешь только в одном — в том, что ты ничего с этим не делаешь. И это полностью твоя вина. Но если тебе не хочется испытывать это тяжелое чувство, начни менять свою жизнь, и оно сразу уйдет.

Источник

Как перестать обвинять и начать общаться

Ната­лья Яра­со­ва для «Азбу­ки супружества»

Профилактика ссор: «Я‑высказывания»

Отно­ше­ния меж­ду людь­ми зача­стую напо­ми­на­ют про­ти­во­бор­ство. Даже супру­ги – каза­лось бы, любя­щие друг дру­га люди – вме­сто парт­нер­ства слов­но ведут непре­кра­ща­ю­щу­ю­ся вой­ну – за свои пра­ва, за свои пра­ви­ла, за свою правоту.

При воз­ник­но­ве­нии спор­ных вопро­сов мож­но дей­ство­вать по-раз­но­му: узна­вать, обсуж­дать, про­щать, не оце­ни­вать, не осуж­дать и т.д.

Одна­ко часто в про­блем­ных ситу­а­ци­ях люди выби­ра­ют совер­шен­но некон­струк­тив­ную двой­ствен­ную стра­те­гию пове­де­ния: защи­щать­ся и обви­нять. Они слов­но руко­вод­ству­ют­ся иро­нич­ным деви­зом «луч­шая защи­та – нападение».

При­чем, подоб­ная реак­ция неред­ко вовсе не явля­ет­ся отве­том на чужую агрес­сию. Наобо­рот, обыч­но это пер­во­на­чаль­ный посыл, кото­рый слов­но исхо­дит из како­го-то глу­бин­но­го ожи­да­ния уда­ра, обвинения.

Но что же лежит в осно­ве подоб­ной реак­ции? От чего и поче­му вме­сто «раз­го­во­ра по суще­ству» люди защи­ща­ют­ся? Поче­му вооб­ще в отно­ше­ни­ях воз­ни­ка­ет эта потреб­ность защититься?

Война амбиций: «лучшая защита – нападение»?

На самом деле, на про­тя­же­нии жиз­ни у чело­ве­ка накап­ли­ва­ет­ся мно­же­ство пере­жи­ва­ний, свя­зан­ных с ситу­а­ци­я­ми, где тво­ри­лась несправедливость.

И не все­гда чело­век в этих ситу­а­ци­ях жерт­ва. Ино­гда у ребен­ка с ран­не­го дет­ства неосо­знан­но поощ­ря­ют хит­рое пове­де­ние, когда в слож­ных ситу­а­ци­ях он сва­ли­ва­ет вину на дру­гих, изво­ра­чи­ва­ет­ся. Это такая внут­рен­няя лжи­вость и трусость.

И даже если ребе­нок не сва­ли­ва­ет вину на дру­гих, то он может быть вос­пи­тан в чрез­мер­ном само­мне­нии. Роди­те­ли неред­ко иде­а­ли­зи­ру­ют сво­их детей и раз­ви­ва­ют в них ощу­ще­ние соб­ствен­но­го пре­вос­ход­ства и пра­ва на агрес­сию и капри­зы. В ито­ге чело­век несет через свою жизнь потреб­ность ощу­щать соб­ствен­ную правоту.

Одна­ко совесть, даже если она силь­но замут­не­на стра­стя­ми, испод­воль посы­ла­ет сиг­на­лы непра­виль­но­сти. Чело­век испы­ты­ва­ет непо­нят­ное бес­по­кой­ство и под­спуд­ный страх того, что ста­нет вид­на его внут­рен­няя ущерб­ность. Это тре­вож­ное чув­ство вынуж­да­ет чело­ве­ка все­ми сила­ми защи­щать соб­ствен­ный образ пра­во­го чело­ве­ка. В том чис­ле, защи­щать агрессивно.

Чаще же жизнь чело­ве­ка скла­ды­ва­ет­ся так, что он боит­ся ока­зать­ся вино­ва­тым или пло­хим из-за стра­ха осуж­де­ния в чужих гла­зах. Созда­ние и сохра­не­ние обра­за бла­го­по­луч­но­го, пра­виль­но­го, «хоро­ше­го чело­ве­ка» – имен­но обра­за, ими­джа, – при­чи­ня­ет серьез­ное бес­по­кой­ство, кото­рое воз­рас­та­ет тем боль­ше, чем мень­ше чело­век в соб­ствен­ных гла­зах соот­вет­ству­ет это­му образу.

Но боять­ся чело­век может не толь­ко кру­ше­ния соб­ствен­но­го обра­за. У мно­гих людей есть сво­е­го рода трав­ма­ти­че­ский опыт. Напри­мер, если ребе­нок был жерт­вой непо­мер­ных роди­тель­ских нака­за­ний в ран­нем дет­стве, то этот страх перед нака­за­ни­ем глу­бо­ко уко­ре­ня­ет­ся в созна­нии, и чисто физио­ло­ги­че­ски в про­блем­ных ситу­а­ци­ях мозг чело­ве­ка акти­ви­зи­ру­ет этот страх. А посколь­ку страх подав­ля­ет рас­су­доч­ность, то, несмот­ря на отсут­ствие насто­я­щей угро­зы, чело­век боит­ся и защищается.

Страх нака­за­ния (пусть это и ирра­ци­о­наль­ный страх из про­шло­го), страх перед кру­ше­ни­ем соб­ствен­но­го «обра­за Я» перед дру­ги­ми людь­ми (страх осуж­де­ния) и защи­та соб­ствен­ной непо­гре­ши­мо­сти в ито­ге при­во­дят к одной и той же стра­те­гии – защи­щать­ся, нападая.

Для хри­сти­а­ни­на все эти стра­хи побеж­да­ют­ся Стра­хом Божи­им – бла­го­го­вей­ным отно­ше­ни­ем к Богу, верой в Его Любовь и Милость. Но по мало­ве­рию чело­век под­да­ет­ся житей­ским стра­хам, поз­во­ляя им пол­но­стью управ­лять сво­ей жизнью.

В повсе­днев­ных кон­флик­тах пове­де­ние, бази­ру­ю­ще­е­ся на бес­по­кой­стве, на стра­хе, часто выра­жа­ет­ся в том, что чело­век не хочет быть вино­ва­тым и ста­ра­ет­ся изба­вить­ся от сво­ей реаль­ной или пред­по­ла­га­е­мой вины не пока­я­ни­ем и надеж­дой на любовь, а пере­не­се­ни­ем этой вины на дру­го­го, назна­че­ни­ем виноватого.

Это может быть, когда чело­век дей­стви­тель­но вино­ват и испы­ты­ва­ет непе­ре­но­си­мое чув­ство вины, с кото­рым не может спра­вить­ся, или про­сто не хочет чув­ство­вать себя хоть в чем-то вино­ва­тым. Тогда сра­ба­ты­ва­ют защит­ные меха­низ­мы его пси­хи­ки. Напри­мер, чело­век может слов­но пере­не­сти образ той самой вино­ва­той части себя на дру­го­го чело­ве­ка (обыч­но само­го близ­ко­го) и начать обви­нять уже его. Или не обви­нять откры­то, но при этом подо­зре­вать в нега­тив­ном отно­ше­нии. В таком слу­чае он не ждет и не про­сит про­ще­ния, а начи­на­ет защи­щать­ся. И посколь­ку под­спуд­но ожи­да­ет пло­хо­го отно­ше­ния, то защи­ща­ет­ся агрессивно.

Но дале­ко не все­гда чело­век вино­ват в кон­крет­ной ситу­а­ции. Про­сто его багаж про­шлой, накоп­лен­ной на про­тя­же­нии жиз­ни нерас­ка­ян­ной вины отя­го­ща­ет его душу слож­ны­ми нега­тив­ны­ми эмо­ци­я­ми. При­чи­ны внут­рен­не­го бес­по­кой­ства чело­век не осо­зна­ет, его совесть под­чи­не­на пра­ви­лам совре­мен­ной жиз­ни и не при­вык­ла к само­уко­ре­нию. Поэто­му и боль­шую часть соб­ствен­ных гре­хов чело­век не заме­ча­ет. Одна­ко его душа пора­же­на стра­стя­ми, и поэто­му отно­ше­ние к ближ­не­му услож­ня­ет­ся предубеждением.

И если чело­век не зна­ет за собой вины в кон­крет­ной ситу­а­ции, то он может в сво­ем «пра­вед­ном» стрем­ле­нии «най­ти вино­ва­то­го» взва­лить всю ответ­ствен­ность за про­бле­мы на дру­го­го чело­ве­ка. Тогда в его пове­де­нии будет пре­об­ла­дать имен­но напа­де­ние, а защит­ная часть стра­те­гии будет реа­ли­зо­вы­вать­ся про­фи­лак­ти­че­ски – как спо­соб улуч­шить свое само­ощу­ще­ние. Ведь «если вино­ват дру­гой, я точ­но не вино­ват». Вдо­ба­вок осо­зна­ние себя напа­да­ю­щей сто­ро­ной дис­ком­форт­но для мно­гих, и для спо­кой­ствия необ­хо­ди­мо самооправдание.

Обви­не­ние (напа­де­ние) может быть не толь­ко по адре­су непо­сред­ствен­но парт­не­ра по вза­и­мо­дей­ствию, но и в отно­ше­нии дру­гих лиц и даже внеш­них обсто­я­тельств. Одна­ко само содер­жа­ние обще­ния при этом ста­но­вит­ся деструк­тив­ным, атмо­сфе­ра вза­и­мо­дей­ствия про­пи­ты­ва­ет­ся нега­ти­вом и отя­го­ща­ет эмо­ци­о­наль­ное само­чув­ствие общающихся.

Подоб­ная уста­нов­ка «если я не вино­ват, то обя­за­тель­но вино­ват дру­гой» осно­ва­на на одной из иллю­зий, воз­ни­ка­ю­щих в кон­фликт­ных ситу­а­ци­ях: иллю­зии «выиг­ры­ша-про­иг­ры­ша», суть кото­рой в том, что одна сто­ро­на обя­за­тель­но выиг­ры­ва­ет, а вто­рая про­иг­ры­ва­ет. Одна­ко в любой про­блем­ной ситу­а­ции могут быть и дру­гие исхо­ды: “про­иг­рыш-про­иг­рыш”, или же самый бла­го­при­ят­ный “выиг­рыш-выиг­рыш”. А забы­вая об этом, чело­век соб­ствен­ны­ми уси­ли­я­ми обост­ря­ет про­ти­во­сто­я­ние, и порой даже выиг­рыш (успеш­ное отста­и­ва­ние соб­ствен­ной право­ты) уже не при­но­сит удо­вле­тво­ре­ния, вызы­вая ирра­ци­о­наль­ное жела­ние реванша.

Есть и дру­гие иллю­зии, пре­пят­ству­ю­щие пози­тив­но­му обще­нию, напри­мер, иллю­зия кам­ня пре­ткно­ве­ния. Это ощу­ще­ние, что при­ми­ре­ние невоз­мож­но, при­чем, кажет­ся, что это дру­гой не хочет идти на уступки.

Весь­ма инте­рес­но в подоб­ных ситу­а­ци­ях попро­бо­вать понять – а где же тут любовь?

Пси­хо­ло­ги неред­ко реко­мен­ду­ют свои кли­ен­там отве­тить на вопрос: вы хоти­те быть пра­вым или счаст­ли­вым? И, к сожа­ле­нию, все чаще в ответ слы­шит­ся: я не могу быть счаст­лив, если попи­ра­ют мою правоту.

Насто­я­тель­ная потреб­ность быть пра­вым, неспо­соб­ность при­нять даже воз­мож­ность соб­ствен­ной неправо­ты, иска­жен­ный, болез­нен­ный образ соб­ствен­но­го иде­аль­но­го «Я», жаж­да «быть хоро­шим», потреб­ность най­ти или назна­чить вино­ва­то­го (непра­во­го) во внеш­нем про­стран­стве и снять ответ­ствен­ность с себя само­го при­во­дят к серьез­ным слож­но­стям в отношениях.

Эти стра­те­гии пове­де­ния, кото­рые пред­став­ля­ют собой борь­бу болез­нен­ных амби­ций, спо­соб­ны не толь­ко услож­нить семей­ную жизнь, но и при­ве­сти к пол­но­му кра­ху супру­же­ства. Или же к раз­ры­ву дру­гих отношений.

Одна­жды я услы­ша­ла от одной кли­ент­ки страш­ную в сво­ем жесто­ко­сер­дии фра­зу: «Если он не согла­сит­ся, что я пра­ва, зачем мне нужен такой муж?».

Принципы бесконфликтного общения

Зна­ние о том, что наше мыш­ле­ние под­вер­же­но раз­лич­ным иллю­зи­ям, спо­соб­ность допу­стить воз­мож­ность соб­ствен­ной неправо­ты, навык разум­но­го само­уко­ре­ния могут зна­чи­тель­но улуч­шить общение.

Вооб­ще, для того, что­бы усо­вер­шен­ство­вать соб­ствен­ные стра­те­гии пове­де­ния в кон­фликт­ных ситу­а­ци­ях, нуж­но про­ве­сти серьез­ную «пере­оцен­ку цен­но­стей» в сво­ем внут­рен­нем мире.

Мож­но пред­ло­жить несколь­ко дей­ствий, неко­то­рые из кото­рых тре­бу­ют духов­ной рабо­ты, а дру­гие явля­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ски­ми, пове­ден­че­ски­ми тактиками.

«Я‑высказывания» – конструктивная «обратная связь»

Под обрат­ной свя­зью в пси­хо­ло­гии пони­ма­ют сооб­ще­ние о том, как чело­век вос­при­ни­ма­ет инфор­ма­цию, ситу­а­цию или какие-то дей­ствия. В част­но­сти – как один чело­век вос­при­ни­ма­ет дру­го­го чело­ве­ка, какую реак­цию (чув­ства, мыс­ли) вызы­ва­ют его сло­ва, его поведение.

Обрат­ную связь мож­но давать по-раз­но­му. Чаще в быту вни­ма­ние скон­цен­три­ро­ва­но на дей­стви­ях и пове­де­нии дру­го­го. При­выч­ным обра­зом дей­ствия, неволь­но поощ­ря­е­мым в нашем само­лю­би­вом обще­стве, явля­ет­ся оце­ноч­ное сооб­ще­ние, в кото­ром опи­сы­ва­ет­ся, интер­пре­ти­ру­ет­ся и даже осуж­да­ет­ся пове­де­ние дру­го­го чело­ве­ка. Это так назы­ва­е­мое «ты-сооб­ще­ние». Одна­ко для про­дук­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия реко­мен­ду­ет­ся поль­зо­вать­ся фор­му­лой «Я‑высказываний».

«Я‑высказывание» – это прин­цип постро­е­ния фраз, при кото­ром вни­ма­ние сфо­ку­си­ро­ва­но на соб­ствен­ных пере­жи­ва­ни­ях и жела­ни­ях чело­ве­ка. Для того что­бы гово­рить в сти­ле «я‑высказываний», необходимо:

Глав­ное пра­ви­ло обрат­ной свя­зи – доб­ро­та. «Голос долж­но сораз­ме­рять с потреб­но­стию. Не долж­но отве­чать кому-либо, или делать что-нибудь, дерз­ко или пре­зри­тель­но, но надоб­но пока­зы­вать во всем скром­ность, и ко всем почти­тель­ность» (свт. Васи­лий Вели­кий).

Фор­му­лу «я‑высказывания» мож­но изло­жить сле­ду­ю­щим образом:

Вооб­ще, заме­на тре­бо­ва­ний прось­ба­ми очень про­дук­тив­на для дости­же­ния жела­е­мо­го резуль­та­та. Ведь часто про­бле­ма вызва­на не жела­ни­ем сде­лать вам непри­ят­но, а забыв­чи­во­стью, или же недо­оцен­кой важ­но­сти ситу­а­ции для вас (исполь­зу­ем уже опи­сан­ную «брит­ву Хэнлона»).

В при­ве­ден­ном при­ме­ре рас­смат­ри­ва­ет­ся свет в ван­ной. Не менее часты­ми пово­да­ми для семей­ных сты­чек явля­ют­ся немы­тая и раз­бро­сан­ная обувь, немы­тая посу­да, крош­ки на сто­ле, неуб­ран­ная постель. И «гвоз­дем про­грам­мы», дово­дя­щим неко­то­рых жен­щин «до бело­го кале­ния», явля­ет­ся неопу­щен­ная крыш­ка уни­та­за. Подоб­ные быто­вые пово­ды для недо­воль­ства лишь отра­жа­ют скры­тые внут­рен­ние пре­тен­зии по пово­ду неоправ­дан­ных ожи­да­ний, ответ­ствен­ным за кото­рые назна­ча­ет­ся дру­гой член семьи.

Фор­му­ла «я‑высказывания» помо­га­ет про­яс­нить про­блем­ные ситу­а­ции, най­ти, в чем на самом деле повод для недо­воль­ства. Пото­му что если про­бле­ма лишь в самом быто­вом дис­ком­фор­те, то она реша­ет­ся про­стым дей­стви­ем по при­ве­де­нию места в поря­док. Одна извест­ная писа­тель­ни­ца как-то ска­за­ла, что ее муж посто­ян­но раз­бра­сы­ва­ет обувь, а ей тре­бу­ет­ся поря­док, что­бы все сто­я­ло по полоч­кам. И она при­зна­ет за ним пра­во на его «меня так устра­и­ва­ет». Она пони­ма­ет, что поря­док в обу­ви – не тре­бо­ва­ние семей­ной жиз­ни, обя­за­тель­ное для всех, а про­сто ее лич­ная потреб­ность, и имен­но она как взрос­лый ответ­ствен­ный чело­век несет ответ­ствен­ность за реа­ли­за­цию сво­ей потреб­но­сти. Поэто­му, когда она видит раз­бро­сан­ную обувь, она не злит­ся, а про­сто наво­дит поря­док, полу­чая удо­воль­ствие от того, что сде­ла­ла так, как ей нравится.

При­ве­ден­ная подроб­ная фор­му­ла «Я‑высказывания» реко­мен­ду­ет­ся для исполь­зо­ва­ния в слож­ных ситу­а­ци­ях – кон­фликт­ных или же тре­бу­ю­щих глу­бо­ко­го погру­же­ния в соб­ствен­ные эмо­ци­о­наль­ные реак­ции. Мож­но ска­зать, что она под­хо­дит для выяс­не­ния отно­ше­ний в целом – нега­тив­но­го или же позитивного.

В оби­хо­де же реко­мен­ду­ет­ся поль­зо­вать­ся более про­стой фор­му­лой, ее чаще назы­ва­ют «я‑сообщение». Суть «я‑сообщений» в той же кон­цен­тра­ции на соб­ствен­ных ощу­ще­ни­ях, одна­ко при этом зна­чи­тель­но мень­ше вни­ма­ния уде­ля­ет­ся поис­ку при­чин эмо­ци­о­наль­ных реак­ций. А ино­гда и вовсе игно­ри­ру­ет­ся этот пункт. В «я‑сообщениях» мож­но менять места­ми опи­са­ние соб­ствен­ных чувств.

Напри­мер: «Меня злит не выклю­чен­ный тобой в ван­ной свет. Выклю­чи его, пожалуйста».

«Я‑сообщения» – это кон­струк­тив­ный спо­соб обрат­ной свя­зи (изве­ще­ния о ваших чув­ствах и реак­ци­ях на жиз­нен­ные ситу­а­ции). Они долж­ны стать частью сти­ля пове­де­ния – если вы хоти­те ком­форт­но­го обще­ния с мини­му­мом кон­флик­тов. А «ты-сооб­ще­ния» явля­ют­ся одним из кон­флик­то­ге­нов, кото­рых сле­ду­ет избегать.

Одна­ко для того, что­бы «я‑сообщения» ста­ли при­выч­ной стра­те­ги­ей пове­де­ния, необ­хо­ди­мо при­ло­жить усилия.

Для нача­ла нуж­но вооб­ще разо­брать­ся с тем, какие быва­ют эмо­ции. Как ни стран­но, но мно­гие люди затруд­ня­ют­ся назвать что-то, кро­ме радо­сти, боли, оби­ды и горя. Для того, что­бы сфор­му­ли­ро­вать свои чув­ства, нуж­но знать, какие чув­ства бывают.

Мож­но поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим списком:

радость, вос­торг, смех, удо­вле­тво­рен­ность («тихая радость»), изум­ле­ние, удив­ле­ние, сомне­ние, недо­уме­ние, скорбь/горе, тос­ка, уны­ние, печаль, грусть, ярость, злость/гнев, воз­му­ще­ние, оби­да (мяг­кая фор­ма гне­ва), отвра­ще­ние, пре­зре­ние, ужас, страх, тревога/беспокойство, вина, совесть, стыд, зависть (часто мас­ки­ру­ет­ся под пло­хое настро­е­ние, раз­дра­жи­тель­ность, пре­зре­ние, гнев), ауто­агрес­сия (злость на себя).

Затем сле­ду­ет наедине с собой попро­бо­вать сфор­му­ли­ро­вать в пись­мен­ном виде несколь­ко «я‑сообщений» или даже «я‑высказываний» на вол­ну­ю­щие вас темы. Через день-два вер­нуть­ся к запи­сям и оце­нить их с точ­ки зре­ния удач­но­сти – нет ли в них упре­ков, интер­пре­та­ций, обви­не­ний, оце­нок, мани­пу­ля­ций. В иде­а­ле – хоро­шо бы полу­чить кон­суль­та­цию пси­хо­ло­га по это­му пово­ду, но это воз­мож­но не все­гда. Одна­ко у мно­гих людей есть дру­зья, кото­рых мож­но попро­сить оце­нить свой труд – поза­бо­тив­шись о том, что­бы там не было инфор­ма­ции, кото­рую вы не хоте­ли бы откры­вать. Посте­пен­но отта­чи­вая свое мастер­ство, мож­но сде­лать «я‑сообщения» при­выч­ны­ми для себя.

Одна­ко для того, что­бы без­оце­ноч­ные «я‑сообщения» ста­ли есте­ствен­ной частью ваше­го обще­ния, соеди­ня­ясь с при­выч­кой не осуж­дать, нуж­но разо­брать этот вопрос с духов­ной точ­ки зрения.

Поче­му же вооб­ще имен­но «ты-сооб­ще­ния» явля­ют­ся неосо­знан­ным выбо­ром боль­шин­ства людей? Поче­му нам так при­выч­но защи­щать­ся, обвиняя?

Истоки привычки самооправдания

Вспом­ним исто­рию Гре­хо­па­де­ния. Ева соблаз­ни­лась сло­ва­ми змия, и, в свою оче­редь, соблаз­ни­ла на нару­ше­ние запо­ве­ди Адама.

«Пагуб­ные след­ствия пре­ступ­ле­ния Божи­ей запо­ве­ди не замед­ли­ли обна­ру­жить­ся. Пред­ска­за­ние змия сбы­лось: у пре­ступ­ни­ков дей­стви­тель­но откры­лись очи, но не для свой­ствен­но­го Богу разу­ме­ния добра и зла без порабоще­ния злу, а для горь­ко­го ура­зу­ме­ния сво­ей нрав­ствен­ной пор­чи» (епи­скоп Вис­са­ри­он (Неча­ев)).

В резуль­та­те Адам и Ева впер­вые испы­та­ли неве­до­мый им досе­ле стыд. В этом мучи­тель­ном, непе­ре­но­си­мом сты­де соче­та­лись ощу­ще­ние наго­ты внеш­ней, тре­бу­ю­щей одеж­ды, и внут­рен­ней, кото­рая «соеди­не­на была со стра­хом и жела­ни­ем скрыть­ся от Бога» (свт. Фила­рет (Дроз­дов)).

Когда они «услы­ша­ли голос Гос­по­да Бога, ходя­ще­го в раю во вре­мя про­хла­ды дня» ( Быт.3:8 ), то испу­га­лись. «Поели­ку ощу­ще­нию наго­ты сопут­ству­ет страх Бога, то сие ощу­ще­ние отно­сить мож­но непо­сред­ствен­но к дей­ствию сове­сти» (свт. Фила­рет (Дроз­дов)).

Там, где начи­на­ет дей­ство­вать совесть, у чело­ве­ка есть выбор: в первую оче­редь, быть ли чест­ным перед Богом и с самим собой, после­до­вать веле­нию души, при­не­сти пока­я­ние, упо­вая на Любовь Божию, – или же увяз­нуть в сво­ем грехе.

«Пад­шие наши пра­ро­ди­те­ли не доволь­ны были собою и спо­соб­ны были к рас­ка­я­нию, кото­рое впро­чем, как уви­дим, не вдруг и не с пол­ною искрен­но­стию обна­ру­жи­ли» (епи­скоп Вис­са­ри­он (Неча­ев)).

Адам и Ева вме­сто пока­я­ния ста­ли защи­щать­ся перед Гос­по­дом – защи­щать­ся, обви­няя дру­го­го вме­сто себя. Ева ска­за­ла, что ее обо­льстил змий, поэто­му она нару­ши­ла запо­ведь, Адам же ска­зал, что его соблаз­ни­ла на нару­ше­ние запо­ве­ди жена.

То есть уже у пер­вых людей мы видим эту вот реак­цию – ощу­ще­ние бес­по­кой­ства и скор­би, свя­зан­ное с соб­ствен­ным пре­ступ­ле­ни­ем запо­ве­ди, вызы­ва­ет жела­ние изба­вить­ся от них. Но вме­сто един­ствен­но вер­но­го, исце­ля­ю­ще­го душу пока­я­ния наши пра­ро­ди­те­ли не при­зна­ют в тот момент свою вину. Пове­рив иску­ше­ни­ям змия, они пока­за­ли тем самым свое неве­рие сло­вам Бога. А укло­нив­шись от само­уко­ре­ния, они усу­гу­би­ли свое богоотступничество.

«Укло­нив­шись от мыс­лен­на­го устрем­ле­ния к Еди­но­му и Суще­му (разу­мею Бога) и от люб­ви к Нему, вда­лись уже в раз­лич­ныя и част­ныя поже­ла­ния тела. Потом, как обык­но­вен­но быва­ет, допу­стив в себя вожде­ле­ние каж­дой вещи и вдруг мно­гих вещей, нача­ли иметь при­вя­зан­ность и к самым вожде­ле­ни­ям; а пото­му ста­ли боять­ся оста­вить их. Отсе­го про­изо­шли в душе и боязнь, и страх, и удо­воль­ствие, и мыс­ли свой­ствен­ныя смерт­но­му. Душа, не желая оста­вить вожде­ле­ний, боит­ся смер­ти и раз­лу­че­ния с телом; сно­ва же вожде­ле­вая и не дости­гая подоб­на­го преж­не­му, науча­ет­ся уби­вать и делать неправ­ду» (свт. Афа­на­сий Вели­кий).

Полу­ча­ет­ся, что при­чи­ной агрес­сив­ных реак­ций, при­чи­ной оску­де­ния люб­ви явля­ет­ся не что иное, как ощу­ще­ние соб­ствен­ной нрав­ствен­ной пор­чи, сво­е­го богоотступничества.

«Поги­бель наша совер­ши­лась через уни­что­же­ние обще­ния наше­го с Богом и через вступ­ле­ние в обще­ние с пад­ши­ми и отвер­жен­ны­ми духа­ми. Спа­се­ние наше заклю­ча­ет­ся в рас­тор­же­нии обще­ния с сата­ной и в вос­ста­нов­ле­нии обще­ния с Богом» (свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)).

Таким обра­зом, истин­ной осно­вой кон­струк­тив­но­го обще­ния – обще­ния, в осно­ве кото­ро­го лежит Любовь, – явля­ет­ся рабо­та над собой, стрем­ле­ние сле­до­вать веле­ни­ям сове­сти, борь­ба со стра­стя­ми, избе­га­ние гре­ха, соблю­де­ние Заповедей.

Повсе­днев­ное вза­и­мо­дей­ствие с дру­ги­ми людь­ми со все­ми его быто­вы­ми про­бле­ма­ми – часть нашей жиз­ни. И если вести жизнь духов­ную, то обще­ние ста­но­вит­ся важ­ней­шим про­стран­ством, в кото­ром про­яв­ля­ют­ся и пре­об­ра­зу­ют­ся наши душев­ные каче­ства, – про­стран­ством само­вос­пи­та­ния, само­со­вер­шен­ство­ва­ния, полем борь­бы с гре­хов­ны­ми стра­стя­ми и путём Спасения.

Ната­лья Ярасова,
пси­хо­лог-кон­суль­тант Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии РПЦ МП

Источник

Вечно сама виноватая: психолог объясняет, зачем ты себя винишь и что делать

почему меня всегда во всем обвиняют. Смотреть фото почему меня всегда во всем обвиняют. Смотреть картинку почему меня всегда во всем обвиняют. Картинка про почему меня всегда во всем обвиняют. Фото почему меня всегда во всем обвиняют

почему меня всегда во всем обвиняют. Смотреть фото почему меня всегда во всем обвиняют. Смотреть картинку почему меня всегда во всем обвиняют. Картинка про почему меня всегда во всем обвиняют. Фото почему меня всегда во всем обвиняют

почему меня всегда во всем обвиняют. Смотреть фото почему меня всегда во всем обвиняют. Смотреть картинку почему меня всегда во всем обвиняют. Картинка про почему меня всегда во всем обвиняют. Фото почему меня всегда во всем обвиняют

В любой ситуации, каким бы ни был результат, вы всегда виноваты. Не успели на поезд – долго собиралась. Успели – ну вот, хорошо, что заставил вас выйти пораньше, иначе точно бы опоздали. Знакомая песня? Ну, конечно же. И представьте, знакома она не только вам.

Если бы кто-то действительно вел такой учет, беспристрастные цифры статистики ужаснули бы нас. Из моего личного опыта, не менее 75% женщин либо регулярно слышат эти слова в свой адрес, либо, что гораздо хуже, думают так сами. Итак, знакомьтесь: Мисс СамаВиновата.

Как правило, это умная, часто красивая, успешная женщина с потухшим взором, привыкшая нести ответственность не только за свои поступки, но и за действия окружающих. Она тащит на себе детей, родителей, работу и часто партнера. Она сама чинит диван и покупает корм коту. Это она вызывает сантехника и оплачивает счета. И, несмотря на то, что именно она в одиночку решает тысячу проблем, она всегда #самавиновата.

При этом надо понимать, что Мисс СамаВиновата – это вовсе не «мамочка», превращающая любые отношения с окружающими в попытку накормить «детку» манной кашей. Она не получает удовольствия от объема ответственности и не «тащится» от чувства собственной значимости. Она ВЫНУЖДЕНА все это делать, потому что. да, верно: сама виновата: не за того вышла, не от того родила, не на ту училась, не там работает. Продолжите сами?

Если она в отношениях, то это она пишет мужчине «с добрым утром» и «как дела?». Это она пытается создать уют и привнести в отношения романтику. В чем-то она переносит на себя функции мужчины в отношениях – дарит подарки, говорит комплименты. Нет, она не навязывается. Просто она привыкла брать всю ответственность на себя и серьезно относиться к любому проекту. Кто же, если не она? А когда мужчина теряет интерес и начинает, позевывая, смотреть сквозь нее. Правильно! Сама виновата.

Так что же делать с этим всепоглощающим чувством вины, от которого никуда не деться? Давайте разбираться. На самом деле, проблем несколько: неумение выстраивать границы, страх перед будущим, отсутствие любви к себе и потребность все контролировать.

Личные границы: женщины с повышенным чувством ответственности часто имеют размытые личные границы, не умеют говорить «нет» и не понимают, как важно вовремя остановиться даже в самом благом и нужном деле.

Страх перед будущим присущ всем без исключения. Это биологически встроенный в нас спидометр, на который иногда полезно поглядывать. Но у Мисс СамаВиновата будущее ассоциируется исключительно с последствиями ее собственных действий. Это в корне неверно. Не стоит брать на себя роль Бога – простым смертным это не по плечу. «Делай что должно, и будь что будет», — сказал умница Гарри Бардин. Прислушайтесь к этому совету.

Потребность все контролировать: как ни странно, в некотором роде вечно виноватые люди испытывают потребность все контролировать. Они не могут отпустить поводья и позволить править кому-то другому. А лошадей-то напоили? А колеса закрепили? А повозку помыли? Проще сделать самой – ведь если что-то пойдет не так. Ну, вы поняли.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *