мясо жертвенного животного шашлык можно или нет
The Council of Muslim Theologians
Исламский информационно-образовательный портал
فَلَمَّا بَلَغَ مَعَهُ السَّعْيَ قَالَ يَا بُنَيَّ إِنِّي أَرَى فِي الْمَنَامِ أَنِّي أَذْبَحُكَ فَانظُرْ مَاذَا تَرَى قَالَ يَا أَبَتِ افْعَلْ مَا تُؤْمَرُ سَتَجِدُنِي إِن شَاء اللَّهُ مِنَ الصَّابِرِينَ
Истинный смысл курбана
Самое любимое для Аллаха деяние в день Ид аль-Адха
«В десятый день зуль-хиджжа (день Курбана) нет более любимого и дорогого для Аллаха деяния, которое могут совершить дети Адама, чем курбан (жертвоприношение животных) Пожертвованное животное явится в Судный день со своими рогами, шерстью и копытами. Жертва достигает Аллаха прежде, чем кровь животного упадет на землю. Поэтому приносите жертву с открытым и чистым сердцем» (Тирмизи, 1493).
Серьезные предупреждения для тех, что пренебрегает обязательностью курбана
«У кого есть возможность принести жертву в праздник Ид, но он не сделает этого (несмотря на то, что она становится ваджибом для него), такой человек пусть не приближается к нам (к местам поклонения) в день Ид» (т.е. такой человек не должен отмечать это радостное событие вместе с другими верующими) (Ат-Таргыб ва т-тархиб, 1667).
Суннаты и адабы курбана
«Инна саляти уа нусуки уа махъяия уа мамати лилляхи Рабби-ль-алямин ля шарика лях»
«Нет более достойного деяния, чем пролитие крови (курбана) в этот день, кроме соединения уз родства (если они были разорваны)» (ат-Таргыб ва т-тархиб, 1661).
Ответы на вопросы относительно курбана
Приближается мусульманский праздник Ид аль-Адха (Курбан айт). Что означает слово «курбан»?
На какой день в этом году выпадает Курбан айт?
Я слышал о посте перед Курбан-айтом, расскажите о нем
«(Пост в этот день) служит искуплением (грехов) прошлого и будущего года».
Десять наивных вопросов о Курбан-байраме: можно ли приносить в жертву барана за другого человека
Челнинский хазрат рассказал о тонкостях процесса жертвоприношения
В преддверии праздника мусульман Курбан-байрам «Челнинские известия» от имени читателей попросили почетного члена Международной академии наук Малика хазрата Ибрагимова ответить на ряд вопросов по теме жертвоприношения. Кому-то они могут показаться наивными, но многие, наверняка, ищут на них ответы.
— Могут ли жертвоприношение совершать мусульмане, имеющие долги?
— Первым делом, человек должен решить все свои проблемы – выплатить долги. А потом уже, если остались деньги, купить барана. Но в современном мире трудно найти того, кто не имеет долгов – например, кредитов. В подобном случае человек попадает в кабалу и выплачивает большую сумму, чем оформил. Подобное делать запрещено.
— Можно ли заказывать животное конкретно для себя?
— Если финансы позволяют это делать, то человек не только может, но и обязан совершать жертвоприношение для себя.
— Если муж не просил и не дал денег, то жена не вправе проводить жертвоприношение для него?
— В этом случае надо определиться: если женщина сама работает, то по канонам ислама она имеет право распоряжаться ими по своему желанию и может сама совершить жертвоприношение. В этом плане нет запрета. Если жена – иждивенка и муж заказал барана для себя, а денег у него на другое жертвенное животное больше нет, тогда жертвоприношение не входит в обязанности супруги. Если же у мужчины есть возможность, то он делает жертвоприношение и за жену, и за других членов семьи.
— У одной женщины умерла 19-летняя дочь. Чтобы в раю ей было хорошо, она хочет заказать священного барана. Как ей правильно это сделать: от своего имени или от имени дочери?
— Если усопшая девушка еще при жизни оставила деньги для священного ритуала, то это надо делать обязательно. Если же этого не было, и кто-то из родственников решил сделать доброе, полезное дело, то нужно иметь в виду – это будет выполнено за себя. Будут еще деньги, тогда можно приносить жертвоприношение и за других.
— Можно ли из священного мяса крутить фарш, жарить шашлыки? Что разрешается готовить?
— Никаких ограничений в приготовлении блюд нет. Но желательно, чтобы часть мяса была отдана малоимущим, чтобы было больше вознаграждения.
— Некоторые считают, что косточки надо собрать и утопить в воде или закопать в землю. Но это все суеверия, не имеющие ничего общего с религией. Если отдать кости собаке или кошке, то это лучший вариант, чем все сгниет в земле.
— А могут в Курбан-байраме участвовать люди другой веры, не мусульмане?
Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа
Как не попасть в Курбан на «ароматного» барана и еще шесть секретов от Сталика Ханкишиева
Накануне праздника мы узнали о том, как правильно выбрать барана на Курбан-байрам, на какие моменты обратить внимание на рынке и что делать, если мясо все-таки имеет специфический запах. Об этом в интервью «ЕдаКазанда» — проекту «БИЗНЕС Online» — рассказал кулинар, которого знает каждый ценитель восточной кухни, — Сталик Ханкишиев.
Сталик Ханкишиев знает о баранине и восточной кухне все Фото: ©Андрей Рудаков, РИА «Новости»
О ПРАЗДНИКЕ, ТРАДИЦИЯХ И БАРАНИНЕ ИЗ КАЛМЫКИИ
Сегодня весь мусульманский мир отмечает Курбан-байрам. В этот день в мечетях совершается праздничная молитва, а одной из ключевых традиций является жертвоприношение. Традиционно речь идет о баране, мясом которого можно накормить свою семью, нуждающихся или же запастись им на будущее.
Найти хорошую баранину — целое искусство. Так, далеко не всегда то, что мы пробуем в ресторанах Казани, является местным мясом. Достаточно большое его количество привозится в Татарстан извне, например из Калмыкии и Дагестана. И дело не в стоимости, а в том, что там бараны пасутся на пастбищах, а не содержатся в тесных загонах. Они имеют возможность пить родниковую воду и употреблять целое разнообразие полезных ароматных трав, к примеру, тот же чабрец, одну из лучших специй для баранины. Но и в Татарстане можно найти хорошее мясо, достаточно знать несколько правил.
Редакция «ЕдаКазанда» решила узнать, как выбрать барана на Курбан-байрам, на что обратить внимание при покупке мяса на рынке и почему важно правильно зарезать барана. Мы поговорили со Сталиком Ханкишиевым, известным российским кулинаром, телеведущим, автором нескольких книг (вы наверняка слышали про «Казан, баран и дастархан»), который знает о баранине и восточной кухне все.
«Неаккуратное свежевание туши барана — главная причина неприятного запаха» Фото: «БИЗНЕС Online»
ЗАЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ КАСТРИРУЮТ БАРАНОВ И ДВЕ ПРИЧИНЫ, ПОЧЕМУ ВЫ СЛУЧАЙНО КУПИЛИ МЯСО, КОТОРОЕ НЕПРИЯТНО ПАХНЕТ
— Многие опасаются покупать баранину, потому что порой попадается мясо, от которого неприятно пахнет. Есть способы, как избежать этого?
— Те, для кого запах бараньего мяса неприемлем, пусть едят другое мясо. Это первый совет. Вообще есть несколько причин. Иногда неприятный запах может появиться даже на свежем мясе, если тушу неправильно разделывали при забое. Когда барана постоянно держат в стойле, он пачкается в собственном навозе — он вынужден ложиться в этот навоз. Если часть мяса при разделывании задевает эту шерсть, то запах прямиком от шерсти попадает на мясо. Все попытки помыть такое мясо приводят к тому же эффекту, как при попытках стереть запах одеколона с кожи: будет только хуже. Барана ведь никто не моет, не купает. Мой папа купал баранов: они были чистенькие и красивые, их целовать можно было. Обычно так никто не делает, поэтому бараны пахнут своим потом, навозом и мочой. И если этот запах попадет на мясо, то оно, конечно, будет пахнуть. Неаккуратное свежевание туши барана — главная причина неприятного запаха.
Вторая главная причина — неаккуратное хранение. Некоторые говорят, что от курдюка пахнет неприятно. От него не может пахнуть неприятно! Пахнет от испорченного курдюка, от того, что вот-вот начал портиться (если он весь день лежит на витрине в теплых помещениях, а люди ходят и дышат на него).
Если мясо лежит на витрине, то в том месте, где оно лежит, образуется повышенная влажность: там достаточно тепло, это хорошее место для развития всевозможных бактерий. Вот мясо и начинает портиться. Мясо, которое висит на крюке, сохраняется свежим дольше. Даже если в помещении тепло, то оно проветривается и не портится так быстро.
— Некоторые считают, что от запаха избавляет кастрация. Правда ли это?
— К запаху это не имеет отношения. Кастрированный баран быстрее поправляется. Даже из бараньих яиц делают шашлык, он ничем не пахнет.
«Любой баран, курица или корова, вообще любое животное, должно быть достаточно упитанным и крепким, но не с избытком жира»
Фото: «БИЗНЕС Online»
«ХУДЫМИ БЫВАЮТ БОЛЬНЫЕ БАРАНЫ, СЛАБЫЕ ОСОБИ. ЗАЧЕМ ТАКИХ ЕСТЬ? ИХ ПОЖАЛЕТЬ НАДО»
— Есть мнение, что нужно выбирать небольших худых баранов. Это правда?
— Почему баран должен быть худым? Есть баран здоровый, сильный — ему всегда достается больше всех еды. Худыми бывают больные бараны, слабые особи. Зачем таких есть? Их пожалеть надо.
— Значит, лучше выбирать более упитанных?
«Если мясо лежит на витрине, то в том месте, где оно лежит, образуется повышенная влажность: там достаточно тепло, это хорошее место для развития всевозможных бактерий» Фото: «БИЗНЕС Online»
КАК РАЗМЯГЧИТЬ ЖЕСТКОЕ МЯСО И ПОЧЕМУ В ЭТОМ ПОМОГАЕТ ВОВСЕ НЕ МАРИНОВАНИЕ
— Нужно ли мариновать баранину? Или достаточно просто приправить солью?
— Если мясо хорошее и молодое, оно само по себе достаточно мягкое. Изначально первая цель маринования у человечества — это сохранение мяса. Когда не было холодильников, брали соленую морскую воду, выпаривали ее (чтобы концентрация соли стала выше), а далее в эту воду опускали мясо. Слово «марина» означает «море». Со временем люди заметили, что при таком способе улучшается вкус мяса, а спустя несколько дней при содержании в комнатной или уличной температуре (именно дней, а не часов) оно становится более мягким. Размягчала не соль, не маринад — размягчало время. За счет него связи между мясными волокнами ослабевают, и оно становится мягче. Это первая и вторая причина мариновки. Третья причина, когда мариновка идет с помощью специй, приправ, фруктов, молочно-кислых продуктов, — это попытка придать мясу какой-то новый вкус. Кроме этого, некоторые специи обладают бактерицидными свойствами, например куркума, зира, отчасти перец. В древней Европе (когда люди столетиями питались тухлым мясом) специи стали решением проблемы. Во-первых, можно избавиться от запаха, во-вторых, предотвратить порчу. Именно поэтому специи стали такими дорогими. Именно поэтому на Великом Шелковом пути, на пути из Индии в Европу через арабские страны, возникла великая цивилизация — появились деньги благодаря торговле специями.
— Сколько времени нужно мариновать баранину?
— Христиане солят сало: оно хранится сколько угодно. У тюркских народов были другие принципы сохранения мяса — его засушивали (понижается влажность, бактериям нечем питаться). В современных условиях лучше не рисковать: если мясо жесткое, лучше замариновать его и подержать в холодильнике три дня, чтобы оно размягчилось. Если оно уже мягкое, то его достаточно посолить, присыпать специями для украшения вкуса и все — можно готовить.
— Какие части подходят для шашлыка?
— Не все части мяса подходят для шашлыка: преимущественно берется корейка (обязательно молодое мясо, не старого барана). Остальные части баранины лучше замариновать, сделать из них фарш для люля-кебаба, потушить, отварить или запекать продолжительное время. Есть принцип: чем дольше жарим, тем жестче становится мясо. Самым мягким будет розоватый шашлык, а не пережаренный.
— На что обратить внимание, когда ты приходишь на рынок? Что должно насторожить?
— На мясника. Надо выбирать не мясо, а мясника. Вы ходите на рынок раз в неделю, а таких, как вы, мясник видит сотни раз в день. Если он захочет обмануть, он обманет. У нормальной женщины есть свой парикмахер, у человека в возрасте — свой врач. То же самое касается мясника.
Мясо жертвенного животного шашлык можно или нет
«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка»
Вопрос: Как распорядиться мясом курбана?
Ответ: Мясо жертвенного животного следует разделить на три части. Одну часть следует оставить для своей семьи, вторую часть раздать родственникам, а третью часть раздать бедным и нуждающимся. Подобное разделение мяса жертвенного животного является мандубом (поощряемым и одобряемым делом).
Об этом же говорится в следующем аяте:
«Пусть они засвидетельствуют то, что приносит им пользу, и поминают имя Аллаха в установленные дни над скотиной, которой Он наделил их. Ешьте от них и кормите несчастного бедняка» (аль-Хадж 22/28).
В то же самое время посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) побуждал мусульман к тому, чтобы мясо жертвенного животного ел и его хозяин, и чтобы он угощал этим мясом других людей. Считается мандубом, чтобы раздаваемая другим людям часть жертвенного животного была не меньше 1/3. Наряду с этим, если у человека, совершившего жертвоприношение, большая семья, и сам он не богат, то в этом случае лучше оставить себе все мясо жертвенного животного, так как нужды и потребности семьи имеют первостепенное значение по сравнению с нуждами других людей. Обращая внимание на этот момент, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил, что малоимущий человек должен в первую очередь заботиться о нуждах своей семьи.
Смотрите также:
Читайте также:
Что о депрессии говорит Ислам?
Иногда приходиться слышать, что депрессия несовместима с верой. Однако всем людям
10 главных признаков наступления Конца света
Перед тем, как начнется жизнь в ахирате, на земле произойдет конец света. Конец света наступит сразу же после события, которое известно как «Наухатуль-Уля» (первый звук трубы). Исрафиль (алейхи салям) подует в трубу, известную как «Сур», сущность которой известна только Аллаху Всевышнему.
Есть ли грехи, которые Всевышний Аллах не прощает?
Милосердие и Прощение Аллаха безгранична, для рабов совершающих тауба, то есть искреннее покаяние, раскаявшись в содеянных ими грехах. Будет ли прощен тот или иной грех после покаяния человека пред Всевышним, решает только сам Всемогущий Создатель, и никто не вправе говорить, что будет он прощен или нет, кроме Него самого.
Можно ли мусульманам отмечать День матери?
Вопрос: можно ли мусульманам отмечать день матери? Можно ли поздравить маму и подарить ей подарок? Не хочется обделять ее вниманием, когда все отмечают этот день.
Чего так сильно испугался Пророк (мир ему) во время встречи с Аллахом?
Пророк (мир ему) рассказывал: «взяв за руку, ангел посадил меня на престол из белого жемчуга, стоявший на рубиновых ножках. Внезапно я услышал голос: «О, Мухаммад!» Меня охватил ужас. Я не мог соображать, и мне показалось, что падаю с престола».
4 доказательства существования загробного мира
Исламские богословы на протяжении многих веков приводили различные доказательства существования Загробного мира. Вот некоторые из них.
Дуа (молитва) для решения финансовых проблем
Коронавирус загнал нас по домам. А если добрая половина человечества сидит дома, то, значит, сфера услуг осталась без клиентов. И это и некоторые другие финансовые затруднения могут грозить нам кризисом.
4 дуа, которые следует читать после смерти близкого человека
Когда человек умирает, все его деяния прекращаются, за исключением трех деяний, награда за которые не прекращается даже после смерти: непрерывная милостыня (садака джария), знания, от которых люди получают пользу, и праведные дети, которые молятся за родителей.
©2021 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»
Жертвоприношение Курбан-Байрам | В вопросах и ответах
1. Что такое жертвоприношение (Удхия)?
Удхия, мн. число «адахи», языковое значение: “Жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа)”. См. “аль-Мисбах аль-мунир” 359.
В определении факихов слово «удхия» означает: животное, закалываемое с целью приближения к Аллагьу в определенное время. Название пришло от первого дня времени, кода начинают жертвоприношение – «ад-духа» (когда солнце чуть приподнялось).
Основой того, что жертвоприношение установлено Шариатом, являются Коран, сунна и единогласное подтверждение всех ученых исламской уммы. Всевышний Аллагь в Коране говорит: «Жертвенных верблюдов (также крупный рогатый и мелкий рогатый скот) Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллагьа» [1] . Также Всевышний в Коране говорит: «Посему, совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» [2] .
Аиша, да будет доволен ею Аллагь, рассказывает, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны» [3] .
2. Принести в жертву животное в дни Курбан-байрама – это обязанность или желательное действие (фард или сунна)?
Закалывание животного на Курбан является «суннату муаккад» (настоятельно рекомендуемая к исполнению сунна) по отношению ко всем людям, помимо Пророка, мир ему и благословение, для него это являлось обязанностью, ссылаясь на его слова: «Мне повелели закалывать жертву, а для вас это является сунной» [4] . В другом риваяте говорится: «Меня обязали совершать жертвоприношение, а на вас нет такой обязанности» [5] . Также передается, что «Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллагь, не закалывали жертву на Курбан, боясь того, что люди подумают, что это является обязанностью» [6] .
Жертвоприношение на Курбан не является обязательным, кроме того случая, когда человек взял на себя его совершение, т.е., дал обет (сделал назру) на закалывание животного на Курбан.
3. Для кого жертвоприношение является сунной?
Жертвоприношение является сунной для свободного (от рабства), совершеннолетнего, разумного мусульманина, который в состоянии совершить жертвоприношение, имея на это средства, сверх тех средств, которые должны идти на обеспечение семьи и самого себя на этот день, будь он в сафаре, на хадже в местности Мина или жителем пустыни – кочевником. Доводом этому приводится то, что «Пророк, мир ему и благословение, во время хаджа в местности Мина принес в жертву корову от своих жен» [7] .
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
4. Какие действия являются желательными для намеревающегося сделать жертвоприношение?
Для того, кто намеревается принести в дни Курбана животное в жертву, суннатом является – если, конечно, он в это время не совершает Хадж — не удалять ни волосы, ни ногти со своего тела в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, пока он не заколет жертвенное животное. Совершение этого является макрухом (нежелательным). Доводом для этого являются слова Пророка, мир ему и благословение: «Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, пусть тот, кто желает совершить Жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!» [8] . Тут под словом «волос» подразумеваются все волосы на теле человека, а также части его тела, кроме тех, которые обязательно или желательно удалять, например, обрезание совершеннолетнему (обязательное) или несовершеннолетнему (желательное) и отрубание руки вору. Если человек хочет принести в жертву нескольких животных, то нежелательность данных действий спадает с него с принесением в жертву первого животного, но все-таки будет лучше, если он воздержится от этих действий, пока не принесет в жертву всех животных.
Также желательно, заколоть свою жертву именно в день праздника Ид аль-Адха (10 Зуль-хиджа), не откладывая на последующие три дня (Аям ат-ташрик).
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
5. Дозволяется ли поручить закалывание жертвенного животного другому?
Наилучшим является поручить закалывание жертвенного животного мусульманину, разбирающемуся в вопросах жертвоприношения. Нежелательно поручать его детям и слепому человеку. Также не подобает поручать жертвоприношение женщине, у которой идет менструальный цикл или послеродовые выделения.
6. Получает ли вознаграждение вся семья, если один из членов семьи совершит жертвоприношение?
Если в семье находится несколько человек, то для каждого из них жертвоприношение является суннат аль-кифаят (суннат, который совершением одного человека спадает с других, как и фард аль-кифаят), если с одного члена семьи заколоть жертвенного барана, то вознаграждение получит вся семья. ‘Ата ибн Ясар рассказывал: «Однажды Абу Айуба спросили: «Как совершалось жертвоприношение во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Он ответил: «Во времена Посланника Аллагьа, мир ему и благословение, человек приносил в жертву овцу за себя и членов своей семьи, и они ели ее мясо и раздавали некоторое его количество другим, пока не стали люди тем самым хвастаться, и не произошло то, что вы видите» [10] ”.
Но это не означает, что остальные члены семьи получат вознаграждение, которое получил тот, с кого принесли в жертву это животное.
7. Какие животные могут быть использованы в качестве праздничного жертвоприношения?
Для праздничного жертвоприношения пригодны только восемь парных животных, а это: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза. Что касается иных видов животных, то они не приемлемы для Удхия.
Всевышний Аллагь в Коране говорит: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» [11] . Ни от Пророка, мир ему и благословение, ни от его сподвижников не передали, что они приносили в жертву других животных, кроме перечисленных.
8. Должно ли животное достигать определенного возраста?
Что касается верблюдов, то им должно быть от 5 лет, крупнорогатому скоту (коровам и быкам) и козам (козлам) от 2 лет, а баранам и овцам от 1 года.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
9. Сколько человек может совместно приносить в жертву одно животное?
Верблюда и корову (и быка) можно принести в жертву с семерых, ссылаясь на тот хадис, что передал Муслим от Джабира, да будет доволен им Аллагь, где сказано: «Мы вышли вместе с Посланником Аллагьа, мир ему и благословение, на совершение хаджа и он повелел нам, чтобы мы совместно поучаствовали всемером в закалывании одного верблюда, а также коровы, каждый из семи человек в одном верблюде» [12] .
С данного хадиса можно понять, что они не были членами одной семьи, что объясняет дозволенность совместного жертвоприношения не только членами одной семьи, но также в нем может участвовать и любой посторонний человек.
Не рассматриваются намерения членов коллективного жертвоприношения, одинаковое у них намерение или разное, в том смысле, что один может намереваться на праздничное жертвоприношение, а другой на жертвоприношение, которым выплачивается штраф хаджа или же один может намереваться на получение мяса, а другие на праздничное жертвоприношение.
Примечание: верблюд и крупный рогатый скот не обособлены именно праздничным жертвоприношением, т.е., если у одного человека семь штрафов, связанных с хаджем, с каждого из которых он должен принести в жертву одного барана, то он может со всех принести в жертву одного верблюда или корову (быка).
А одного барана (овца, козел, коза) можно принести в жертву только с одного человека. Если же зарезать его за самого себя со своей семьи, или сделать намерение на участие постореннего человека в воздаянии (жертвоприношения), то это разрешается. Доводом тому приводится, что Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, принес в жертву двух баранов и сказал: «О, Аллагь, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада, и от общины Мухаммада» [13] .
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
10. Какое животное является наилучшим для праздничного Жертвоприношения?
Наилучшим для жертвоприношения животным является, верблюд (верблюдица), так как мяса в нем больше, чем в других, пригодных для жертвоприношения, животных. Ведь сутью этого обряда является возможность помочь как можно большим беднякам.
После верблюда идет крупный рогатый скот, так как мяса верблюда больше, чем мяса крупного рогатого скота, а также опираясь на хадис Пророка, где говорится: «Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение (гъусль), какое следует совершать после большого осквернения, а затем отправляется на молитву в мечеть в первый час, подобен принесшему в жертву верблюда. Отправляющийся на молитву позднее, подобен принесшему в жертву корову. Отправляющийся еще позднее подобен, принесшему в жертву рогатого барана» [14] .
После крупного рогатого скота идут овцы (и бараны), а потом козы (и козлы), так как мясо овец приятнее.
Принести в жертву семь голов мелкого рогатого скота (бараны, овцы, козы) лучше, чем один верблюд или одна корова (бык), по той причине, что мясо мелкого рогатого скота приятнее, чем у крупных и кровь на жертвоприношение проливается больше. Также, принести в жертву одного барана (овца, коза, козел) лучше, чем входить в число семерых, за которых режут верблюда или крупный рогатый скот, так как он отдельно проливает жертвенную кровь и мясо тоже приятнее.
11. Если баран, то какого цвета?
Самый предпочтительный цвет для жертвенного барана – это белый (чисто белый, без смешивания других цветов, белоснежный), потом желтоватого цвета, а потом цвета пыли (не чисто белый), потом красноватого цвета, потом пестрый, а после черный. Имам Ахмад передает хадис, где говорится: «Поистине, кровь барана пыльного цвета (нечисто белого) любимее для Аллагьа, чем кровь двух черных» [15] .
12. Каким условиям должно отвечать жертвенное животное?
Условием действительного Удхия является отсутствие дефектов, из-за которых у жертвенного животного может уменьшиться мясо или же оно может испортиться. Если у животного есть очевидный в настоящее время недостаток или отсутствует большой кусок мяса, например, на бедре, или есть недостаток, который даст последствия только в будущем, например, слепота, которая приведет к тому, что животное будет плохо пастись и похудеет, то такое животное не пригодно к жертвоприношению.
А если человек сделает назру (даст обет) принести определенное животное в жертву, которое непригодно для этого, например, человек сделал назру принести в жертву Удхия животное с недостатком или не достигшее нужных лет или же он скажет «Я делаю это животное жертвой удхия (курбаном)», то он обязан зарезать его в дни удхия, но оно не будет у него засчитано действительным жертвоприношением, даже если он вынужден зарезать его в дни праздника, и если даже израсходует его мясо куда положено. Если же он сделает назру на определенное, пригодное для жертвоприношения животное и после этого оно получит недостаток, который делает его непригодным для удхия, то он должен принести его в жертву, и это будет считаться действительным жертвоприношением.
Примечание: беременное животное не пригодно для жертвоприношения, так как беременность приводит животное к похуданию и к потере качества мяса.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
13. Какие дефекты делают жертвенное животное непригодным или же нежелательным для Жертвоприношения?
Для жертвоприношения не пригодны животные со следующими недостатками:
Стоит отметить, что все четыре вышеперечисленных дефекта (истощенность, хромота, слепота, болезнь) допустимы в малом количестве, так как это не влияет на мясо животного.
Пригодно безрогое животное или с поломанными рогами, если это не нанесло ущерб мясу животного. Но рогатое животное является предпочтительным, ссылаясь на хадис: «Лучшая жертва – это рогатый баран» [17] . Также пригодно животное, у которого отсутствуют некоторые зубы, но не разрешается резать животное, у которого отсутствуют большинство или все зубы, так как это влияет на состояние животного. Если отсутствие небольшого количества зубов также плохо влияет на него, то такое животное тоже является непригодным.
Также, пригодно животное, у которого ухо порвано, рассечено или проколото так, что от уха не отделилось ничего, даже малая его часть.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж», «Хашият Ширвани»]
14. Когда наступает время праздничного жертвоприношения?
Время праздничного жертвоприношения наступает после того, как взошло солнце первого праздничного дня (10 Зуль-хиджа) и прошло время, достаточное для совершения двухракаатного намаза и чтения двух коротких проповедей (хутба).
Если человек совершит жертвоприношение до этого времени, то оно у него не засчитывается, ссылаясь на хадис Пророка, мир ему и благословение: «Первое, с чего мы начинаем этот наш день — молитва. Затем, возвращаемся и режем (скот). Кто сделает именно так — поступит по нашему Суннату. Ну, а кто зарежет до этого, то оно — (просто) мясо, которое он поднёс своей семье, и оно не является жертвой ни в чём» [18] .
Предпочтительное время начинается тогда, когда, после восхода первого праздничного дня (10 Зуль-хиджа), солнце поднимется на высоту копья и пройдет время, достаточное для совершения двухракаатного намаза и чтения двух коротких проповедей (хутба).
И продолжается оно до захода солнца последнего дня из «Аям ат-ташрик» (11, 12, 13 зуль-хиджа), так как Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал: «Вся местность горы Арафа пригодна для стояния и все Аям ат-ташрики тоже пригодны для жертвоприношения» [19] .
Нежелательно резать жертву ночью.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
15. Как сделать намерение на Удхия?
Одним из условий жертвоприношения является намерение. Сделать намерение нужно вместе с началом закалывания животного. Делается оно следующим образом: «Я намерился совершить желательное (сунна) жертвоприношение от себя (или от сделавшего меня вакилем), во имя Аллаха». В случае, когда сделали назру (обязали себя), намерение будет таким: «Я намерился совершить обязательное (назру) жертвоприношение, во имя Аллаха».
16. Как делать намерение, когда уполномочил кого-то?
Если человек сделает кого-то вакилем, чтоб он зарезал с него Удхия, то тот (за кого закалывают животное) обязан сделать намерение, когда он будет передавать к нему (к вакилю) жертвенное животное, или когда вакиль будет закалывать животное.
В том случае, если дали полномочия и в намерении, тогда достаточно намерение, сделанное им (вакилем) во время закалывания.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
17. Как поступить с мясом жертвенного животного?
Что касается мяса жертвенного животного, которого человек обязал себя (сделал назру) заколоть на Удхия, то он обязан раздать его беднякам и нуждающимся (факирам и мискинам) полностью, ему не разрешается оставлять себе что-либо из этого.
Также, мясом жертвы Удхия можно угостить состоятельных людей, если они являются мусульманами, но нельзя им его отдать или продать, кроме как отправить им его в виде подарка. И в этом случае они тоже имеют право только употребить его, не более (нельзя продать или отдать его другому человеку).
Желательно, чтобы мясо, которое человек оставляет себе на употребление, не превышало треть от жертвенного животного.
Достоверным является то, что человек от суннат-жертвенного животного обязан отдать кусок мяса куда положено (мискины и факиры), а остальное может оставить себе на употребление. При этом необходимо, чтобы мясо было в сыром виде (не жареным, не вареным и т.д.), чтобы тот, кто его получит, мог сделать с ним все, что пожелает (продать, отдать, пожарить, сварить и т.д.).
Недостаточно приготовить это мясо и позвать бедных и нуждающихся на трапезу, так как они должны иметь право поступить с этим мясом так, как они пожелают, а не только поесть его. Также, человек не выполнит обязанность Удхия, если он отдаст беднякам внутренности своего жертвенного животного. Обязанность выполнится, когда он отдаст чистое сырое мясо, в не вареном и не сушеном виде. Также недостаточно, если человек отдаст слишком маленький кусок мяса.
Наилучшим из того, что человек может сделать с мясом своего жертвенного животного – полностью раздать его беднякам и нуждающимся (факирам и мискинам), кроме маленьких кусочков, которые он оставит на употребление, чтобы получить баракат (благодать) от мяса Удхия.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
18. Можно ли оставить мясо Удхия про запас?
Дозволяется оставить мясо Удхия про запас, после того, как отдали кусок мяса в положенное место, и при этом желательно, чтобы оно также не превышало трети всего мяса.
19. Что делать со шкурой жертвенного животного?
Шкуру жертвенного животного желательно отдать на садака, также как и мясо, если это желательное Удхия, а если обязательное, то, как мы указывали выше, обязательно раздать его полностью.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
20. Дозволено ли продать какую-либо часть жертвенного животного?
Харамом является продавать шкуру или какую-либо другую часть жертвенного животного, или отдавать как плату тому, кто зарезал животное. Доводом этому приводятся слова Пророка, мир ему и благословение: «Кто продаст шкуру своего жертвенного животного, тот не совершил жертвоприношение» [22] . А рога животного подобны его шкуре, т.е., хукм (решение) для них одинаковое.
21. Можно ли совершить жертвоприношение с другого человека или за ребенка, который все еще находится в утробе матери?
Не будет считаться действительным жертва, принесенная с другого человека без его разрешения. Также, жертва, принесенная за ребенка в утробе матери.
22. Разрешается ли опекуну маленького ребенка или душевнобольного совершить с них жертвоприношение?
Опекуну разрешается совершить жертвоприношение со своего маленького ребенка, который еще не является мумайизом [23] или душевнобольного, если он совершает его со своего имущества. Но опекуну не разрешается совершать за них жертвоприношение с их же имущества.
23. Можно ли совершить жертвоприношение с покойного?
Не засчитывается жертва, принесенная с умершего человека, опираясь на слова Всевышнего: «Человек получит только то, к чему он стремился» [24] . Считается она в том случае, если он завещал это (сделал васият) и в этом случае исполнитель его завещания должен раздать жертвенное животное полностью, как положено.
24. Перечислите желательные действия во время закалывания животного?
— Милосердие и жалость к животному.
— Не тащить его сурово к месту закалывания.
— Не валить на землю жестоким образом.
В хадисе говорится:
«Когда вы закалываете животное, то делайте это красиво, аккуратно…» (Муслим 1955)
— Завязать ноги, кроме правой задней ноги, её оставляют свободной.
— Не закалывать животное перед другим животным, особенно детеныша перед его матерью или мать перед детенышем.
Имам ан-Навави сказал: «Не следует закалывать одно животное в присутствии другого». См. “Шарх Сахих Муслим” 13/93.
— Провести ножом по месту закалывания, чуть надавив, двигая его вперёд и назад.
— Перерезать обе шейные (яремные) вены.
— Отложить сдирание кожи до полного остывания туши.
В это время человеку подобает признавать и благодарить Аллаха за его огромное благо, за то, что сделал для нас это животное дозволенным и подчинил его нам, ведь Он мог бы его сделать запретным и направить его против нас.
— Также, является желательным человеку самому закалывать свою жертву.
В хадисе говорится:
Женщине же является желательным уполномочить человека, чтобы он заколол с нее жертву. Если человек по каким-то обстоятельствам сам не в состоянии заколоть жертву, то ему желательно присутствовать при совершении жертвоприношения уполномоченным им человеком, в том числе и женщине. Доводом этому является хадис, переданный Хакимом, что Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал своей дочери Фатима, да будет доволен ею Аллагь: «Совершай жертвоприношение и присутствуй при его закалывании, поистине, оно с первой же каплей крови смоет все твои предыдущие грехи» [28] .
— Произнести такбир трижды следующим образом:
«Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар ва лиЛлаhиль хlамд».
Смысл: «Аллах велик и вся хвала Ему».
В хадисе от Анаса ибн Малика говорится:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принес в жертву двух белых баранов с черными пятнами, которых он зарезал их своими руками, то произнес: «Бисми-Лляхи Аллаху Акбар», и поставил ногу на их бока» (Аль-Бухари, 5558; Муслим, 1966)
— Потом желательно произнести «БисмиЛлаh».
Даже в нашем мазхабе его оставление является нежелательным, а в трёх остальных мазхабах намеренное оставление «бисмиЛлях» является харамом и мясо животного, заколотого без его произношения, не дозволяется. Учитывая слова имамов других мазхабов, нам не подобает оставлять это без внимания.
«Инна салати ва нусуки ва махIйайя ва мамати лиЛлаhи раббиль гIаламин ля шарика ляhу ва бизалика умирту ва ана миналь-муслимин»
— После, прочитать салават (благословение) Пророка:
«Аллаhумма салли гIала саййидина МухIаммадин ва гIала али саййидина МухIаммадин ва саллим»
— Затем такбир, как и в предыдущий раз, трижды.
Но произнесение краткой формы: «БисмиЛляhи Аллаhу акбар» будет считаться исполнением сунны, как об этом пишется в книге «Бажжури» 418/2
— Далее, желательно тому, кто закалывает животное, повернуться в сторону киблы.
— Затем, повернуть и жертвенное животное в сторону киблы, и прочитать: «Аллаhумма hаза минка ва иляйка фатакаббаль минни» («Сунануль кубра ли Байхаки» 286/9)
Самым предпочтительным является раздать все мясо, кроме малого его количества, оставленного себе и своей семье. Лучше всего оставить печень, следуя за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ибо Он ел от жертвы курбана печень.
В хадисе говорится:
«Пророк, мир ему и благословения, в Ид уль-фитр (ураза байрам) не выходил, пока не съест что-нибудь, а в день Ид уль-Адха (курбан байрам) не ел ничего, пока не возвращался (с намаза), а при возвращении ел печень» («Сунануль кубра лиль Байхаки» 283/3)
— Сунной является не оставлять себе больше 1/3 жертвенного мяса, чтоб можно было его раздать как милостыню беднякам и как подарок состоятельным людям.
— И также сунной является, чтоб его садака (милостыня) не оказалась меньше 1/3 части.
Хвала Аллаху — Господу миров!
[1] «Аль-Хадж», аят 36
[2] «Аль-Кавсар», аят 2
[3] Ат-Тирмизи, №1493; Хаким, 4\222
[4] Ат-Тирмизи, №15020
[5] Дарукутни, 4\282
[6] Этот асар передает Аль-Байхаки, 9\264,265
[7] Бухари, №294
[8] Муслим, №5041
[9] Муслим, №2941, Абу Давуд, №1905
[10] Ибн Маджах № 3147; ат-Тирмизи №1541
[11] аль-Хадж, аят 34
[12] Муслим, №2932
[13] Муслим №2932
[14] Бухари №881, Муслим №1921
[15] Ахмад 2\417, Хаким 4\227
[16] Ат-Тирмизи №1497
[17] Хаким, 4\228
[18] Бухари №951, Муслим №5046
[19] Аль-Байхаки, 5\239; Ибн Хибан №3854
[20] «Аль-Хадж», аят 28
[21] Аль-Байхаки, 10\7
[22] Хаким, 2\390
[23] Мумайиз ( المميّز ) – это ребёнок, не достигший совершеннолетия. Он назван мумайизом (различающим), потому что в состоянии уже различать, понимать речь и отвечать на вопросы. Некоторые ученые сказали, что момент становление ребёнка мумайизом зависит не от возраста, а от приобретения им соответствующих качеств.
[24] «Ан-Наджм», аят 39
[25] Бухари 381
[26] Ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/140/1 и “аль-Аусат” 1/31.
[27] Муслим, №2941, Абу Давуд, №1905
[28] Хаким, 4\222