мясо жертвенного животного это
Основы Ислама
Жертвоприношение (Курбан)
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН)
ЗНАЧЕНИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ (КУРБАН)
Жертвоприношение в дни праздника Курбан-байрам – это поклонение (‘ибада), совершаемое имуществом, которое относится к необходимому (ваджиб). Откровение о жертвоприношении (курбан) было ниспослано во втором году хиджры.
Сам пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, в праздник Курбан-байрам совершал заклание двух животных – одного от себя, а второго – от имени своей общины (умма). Мусульмане, имеющие соответствующий достаток и желающие заслужить ещё больше благостей Создателя, также могут принести в жертву 2-х и более животных.
Обряд жертвоприношения регулирует социальные отношения в обществе, напоминает благосостоятельным людям о том, что они несут некие обязательства как перед Всевышним, так и перед обществом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не ради своего собственного обогащения. Всевышний Аллах велит обеспеченным людям заботиться о бедняках и неимущих, об их пропитании, о поддержании хороших отношений со всеми людьми.
В Священном Коране говорится:
«И служите Богу и не уподобляйте никого Ему, и будьте добры с родителями и близкими родственниками, и сиротами, и нуждающимися, и с соседом из вашей родни, и с чужаком-соседом, и со спутником в дороге, и со странником, и с теми, кем владеют ваши десницы. Воистину, Господь не любит гордых и хвастливых» [1] .
Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства и щедрости.
В масштабе всего человечества этот праздник открывает великий путь к миру, согласию и единению людей всего земного шара. Курбан-байрам учит солидарности, взаимоуважению, бескорыстию и добру. Не трудно понять предназначение жертвоприношения, в котором заключены Справедливость, Всезнание и Мудрость Господа, направленного на обеспечение голодающего, бедствующего населения во всем мире, которые также как и все остальные люди имеют право на полноценное существование. Состоятельный человек может принести радость и довольство многим людям, а самое главное – обрести довольство Всевышнего и духовное удовлетворение, которое не каждый богатый человек сможет испытать даже на протяжении всей своей жизни.
Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время.
ДЛЯ КОГО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН)
В Священном Коране говорится:
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَانْحَرْ
Жертвоприношение (курбан) является необходимым (ваджиб) для:
Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.
КАК И КОГДА ВЫПОЛНЯЕТСЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ
После вечернего намаза (аль—магриб) третьего дня праздника совершать жертвоприношение (курбан) нельзя.
Тот, кто умеет и имеет возможность, совершает жертвоприношение своими руками. Тот, кто не умеет или не имеет возможности, может поручить другому совершить жертвоприношение.
Перед закланием необходимо сформировать намерение: «О Всевышний Аллах, ради получения твоего благословения приношу жертву». Во время заклания желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы.
Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» («С именем Аллаха, Аллах велик!») надо быстро острым ножом перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены.
При этом можно также читать такбир «ат-ташрик»:
«Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, ля иляха иллял-лаху Аллаху Акбар, Аллаху Акбар ва лил-ляхиль-хамд».
اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ لاَ إِلَهَ إِلاَّاللهُ وَ اَللهُ اَكْبَرُ اَللهُ اَكْبَرُ وَ لِلهِ الْحَمْد لِله
и следующий аят Священного Корана:
قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ
«Воистину, моя молитва, мое поклонение (Аллаху), жизнь моя и смерть – во власти Аллаха, Господа (обитателей) миров, наряду с которым нет (иного) божества…» [5]
Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях», надо обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар». Если режущий сознательно не сказал этого, мясо животного становится запретным, если же не сказал по забывчивости, то это прощается.
До полного наступления смерти нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру животного.
ЧТО ДЕЛАТЬ С МЯСОМ И ШКУРОЙ ЖЕРТВЕННОГО ЖИВОТНОГО
Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше (мандуб) разделить его на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другую – родственникам и друзьям, а третью оставить себе. Допускается отдать мясо жертвенного животного (курбан) не мусульманам в качестве подарка.
Мясо и шкуру жертвенного животного (курбан) порицаемо (макрух) продавать или расплачиваться с мясником. Разрешается использовать шкуру самому, отдать бедняку или в благотворительную организацию.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ПО ОБЕТУ (НАЗР—КУРБАН)
Обет совершить жертвоприношение (назр-курбан) делает его необходимым (ваджиб). Жертвоприношение по обету (назр-курбан) бывает 2-х видов:
Мясо животного, принесенного в жертву по обету (назр), нельзя употреблять в пищу тому, кто дал обет, а также его жене, родителям, бабушкам, дедушкам, детям и внукам. Кроме того, мясо жертвенного животного, принесенного по обету (назр), нельзя есть тем, кто обладает нисабом.
ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (КУРБАН) ОТ ИМЕНИ УМЕРШЕГО
Жертвоприношение за умершего совершают в праздник Курбан-байрам. Мясо жертвенного животного совершивший жертвоприношение за умершего может раздать или оставить себе. А мясо животного, принесенного в жертву по завещанию, раздают только бедным.
РАЗРЕШЁННЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ДЛЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫЕ
Приносить в жертву можно только следующих животных: овцу, козу, корову, буйвола и верблюда. Козе или овце должно быть не менее года, корове или буйволу – не меньше двух лет, верблюду – не меньше пяти лет. Также можно принести в жертву крупную 6-ти месячную овцу, если по размеру она подобна годовалой. Для козы достижение годовалого возраста – строгое условие.
Весьма желательно купить животное за несколько дней до заклания и держать в собственном стойле. Если несколько одинаковых животных до заклания содержатся вместе, то лучше отметить свое животное особым знаком.
Одну овцу или одну козу может принести в жертву один человек. Одну корову, буйвола или верблюда могут принести в жертву от одного до семи человек (семей). Одной семье достаточно совершение одного жертвоприношения тем, кто содержит ее.
Не приносятся в жертву птицы (петух, курица, утка и т.п.), а также дикие парнокопытные животные (например, дикие буйвол, коза и т.д.).
Допустимо, если животное обладает незначительными недостатками, например, у него надломан рог, повреждено несколько зубов или оно хромает. Однако, существуют определенные недостатки, которые делают животное непригодным к жертвоприношению:
– если животное слепое на один или оба глаза;
– если один или оба рога животного сломаны до основания;
– если у животного не достает более половины уха или более половины хвоста;
– если хромое животное не в состоянии встать на ноги;
– врожденное отсутствие уха или хвоста;
– большая часть зубов повреждена так, что животное не может принимать пищу;
– если животное больное;
– если животное очень ослаблено;
– если у козы или овцы отсох один сосок, а у коровы или буйвола – два соска.
РАЗРЕШЁННОЕ И ЗАПРЕЩЁННОЕ МЯСО
Согласно канонам Ислама мусульманам разрешено (халяль) употреблять в пищу мясо домашних животных и домашних птиц, таких как мясо коровы, буйвола, верблюда, лошади, барана, козы, курицы, журавля, страуса, голубя, зайца, гуся. Также разрешено употреблять в пищу саранчу и любую рыбу. Однако необходимо отметить мнение великого имама Абу Ханифы, который оговаривал незначительную порицаемость употребления конины.
Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных и птиц стало разрешенным (халяль) необходимо соблюдение обряда убоя. Этот обряд заключается в перерезании шейных артерий, пищевода и дыхательных путей с упоминанием имени Всевышнего («Бисмиллях, Аллаху Акбар»). Человек, совершающий данный обряд, должен быть мусульманином или человеком из числа людей Писания (христиан или иудеев) и находится в здравом уме.
Мясо хищных животных, имеющих клыки и питающихся мертвечиной, является строго запрещенным для употребления в пищу. К ним относятся львы, тигры, волки, шакалы, гиены, гепарды, лисы, соболи, медведи, собаки, ящерицы и т.д. Употребление в пищу мяса диких травоядных животных (газелей, оленей, диких коров, зайцев и т.д.) разрешено при соблюдении упомянутого обряда убоя.
Мясо осла, мула, кошки, белки, слона, хищных птиц (орел, сокол, ворона, черный гриф, ястриб, коршун), летучих мышей также нельзя употреблять в пищу.
Категорически запрещено (харам) мясо свиньи.
Не употребляют в пищу мясо животных и насекомых, вызывающих брезгливость, например, мышей, лягушек, змей, мух, жуков, бабочек, скорпионов. Также несъедобным считается мясо морских животных, не относящихся к рыбам, таких как осьминогов, моллюсков, крабов и т.п. Не употребляют в пищу рептилий, которые живут на суше и в море, например, черепах и крокодилов.
Почему на Курбан-байрам режут барана: традиции и обычаи мусульманского праздника
Одно из главных мусульманских торжеств в этом году будут отмечать с 20 по 23 июля.
Фото: ТАСС / Савостьянов Сергей
Курбан-байрам — одно из главных исламских торжеств, которое отмечается мусульманами всего мира через 70 дней после Ураза-байрама — праздника по случаю завершения священного месяца Рамадана. В этом году Курбан-байрам будут отмечать с 20 по 23 июля.
Название торжества дословно переводится как «праздник жертвы ». Дело в том, что традиция связана с преданием о пророке Ибрахиме, которому Аллах повелел принести в жертву сына Исмаила. Ибрахим был готов исполнить волю Аллаха, однако тот в последний момент выбрал в качестве жертвы барана, а Исмаилу даровал жизнь за преданность и душевную чистоту его отца.
Отсюда и пошла традиция на Курбан-байрам резать барана. Также дозволяется забивать верблюда, корову или козу. Главное, чтобы жертвенному животному было не менее полугода, кроме того, оно должно быть здоровым и не иметь никаких физических недостатков. Хромых, слепых и больных в жертву приносить нельзя.
По традиции немного мяса жертвенного животного нужно оставить для себя и своей семьи, а остальное пожертвовать бедным. При этом раздать мясо необходимо сырым.
Готовить разные части жертвенного животного положено в разные дни праздника. Так, в первый день готовят блюда из печени и сердца, во второй — варят супы из ножек и головы, делают жаркое с гарниром из овощей, бобов и риса, а в третий и четвертый дни готовят супы из костей и жарят бараньи ребрышки.
К празднованию Курбан-байрама мусульмане готовятся заранее, соблюдая в течение десяти дней пост. Ночь накануне торжества правоверным положено проводить, читая намаз.
Праздновать Курбан-байрам начинают с раннего утра: после полного омовения мусульмане облачаются в опрятную одежду и отправляются на молитву в мечеть, где слушают проповедь имама о значении и происхождении обряда жертвоприношения. После мечети принято посещать кладбище и молиться за усопших.
В праздник запрещено заниматься физическим трудом, отвлекающим от молитв, а также ссориться и причинять неудобства другим людям. В дни после праздника полагается посещать родственников и друзей.
В 2021 году из-за ограничений в связи с коронавирусом в Москве молитва по случаю Курбан-байрама пройдет только в главной мечети, без присутствия прихожан. Проповедь верующие смогут прослушать в онлайн-формате.
Курбан-байрам в России является официальным праздничным днем в республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Татарстан и в Чеченской Республике.
Жертвоприношение Курбан-Байрам | В вопросах и ответах
1. Что такое жертвоприношение (Удхия)?
Удхия, мн. число «адахи», языковое значение: “Жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа)”. См. “аль-Мисбах аль-мунир” 359.
В определении факихов слово «удхия» означает: животное, закалываемое с целью приближения к Аллагьу в определенное время. Название пришло от первого дня времени, кода начинают жертвоприношение – «ад-духа» (когда солнце чуть приподнялось).
Основой того, что жертвоприношение установлено Шариатом, являются Коран, сунна и единогласное подтверждение всех ученых исламской уммы. Всевышний Аллагь в Коране говорит: «Жертвенных верблюдов (также крупный рогатый и мелкий рогатый скот) Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллагьа» [1] . Также Всевышний в Коране говорит: «Посему, совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» [2] .
Аиша, да будет доволен ею Аллагь, рассказывает, что Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День [живым свидетелем совершенного обряда]. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны» [3] .
2. Принести в жертву животное в дни Курбан-байрама – это обязанность или желательное действие (фард или сунна)?
Закалывание животного на Курбан является «суннату муаккад» (настоятельно рекомендуемая к исполнению сунна) по отношению ко всем людям, помимо Пророка, мир ему и благословение, для него это являлось обязанностью, ссылаясь на его слова: «Мне повелели закалывать жертву, а для вас это является сунной» [4] . В другом риваяте говорится: «Меня обязали совершать жертвоприношение, а на вас нет такой обязанности» [5] . Также передается, что «Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллагь, не закалывали жертву на Курбан, боясь того, что люди подумают, что это является обязанностью» [6] .
Жертвоприношение на Курбан не является обязательным, кроме того случая, когда человек взял на себя его совершение, т.е., дал обет (сделал назру) на закалывание животного на Курбан.
3. Для кого жертвоприношение является сунной?
Жертвоприношение является сунной для свободного (от рабства), совершеннолетнего, разумного мусульманина, который в состоянии совершить жертвоприношение, имея на это средства, сверх тех средств, которые должны идти на обеспечение семьи и самого себя на этот день, будь он в сафаре, на хадже в местности Мина или жителем пустыни – кочевником. Доводом этому приводится то, что «Пророк, мир ему и благословение, во время хаджа в местности Мина принес в жертву корову от своих жен» [7] .
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
4. Какие действия являются желательными для намеревающегося сделать жертвоприношение?
Для того, кто намеревается принести в дни Курбана животное в жертву, суннатом является – если, конечно, он в это время не совершает Хадж — не удалять ни волосы, ни ногти со своего тела в первые десять дней месяца Зуль-Хиджа, пока он не заколет жертвенное животное. Совершение этого является макрухом (нежелательным). Доводом для этого являются слова Пророка, мир ему и благословение: «Когда наступит месяц Зуль-Хиджа, пусть тот, кто желает совершить Жертвоприношение, ни в коем случае не подстригает ни волос, ни ногтей до тех пор, пока не принесет жертву!» [8] . Тут под словом «волос» подразумеваются все волосы на теле человека, а также части его тела, кроме тех, которые обязательно или желательно удалять, например, обрезание совершеннолетнему (обязательное) или несовершеннолетнему (желательное) и отрубание руки вору. Если человек хочет принести в жертву нескольких животных, то нежелательность данных действий спадает с него с принесением в жертву первого животного, но все-таки будет лучше, если он воздержится от этих действий, пока не принесет в жертву всех животных.
Также желательно, заколоть свою жертву именно в день праздника Ид аль-Адха (10 Зуль-хиджа), не откладывая на последующие три дня (Аям ат-ташрик).
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
5. Дозволяется ли поручить закалывание жертвенного животного другому?
Наилучшим является поручить закалывание жертвенного животного мусульманину, разбирающемуся в вопросах жертвоприношения. Нежелательно поручать его детям и слепому человеку. Также не подобает поручать жертвоприношение женщине, у которой идет менструальный цикл или послеродовые выделения.
6. Получает ли вознаграждение вся семья, если один из членов семьи совершит жертвоприношение?
Если в семье находится несколько человек, то для каждого из них жертвоприношение является суннат аль-кифаят (суннат, который совершением одного человека спадает с других, как и фард аль-кифаят), если с одного члена семьи заколоть жертвенного барана, то вознаграждение получит вся семья. ‘Ата ибн Ясар рассказывал: «Однажды Абу Айуба спросили: «Как совершалось жертвоприношение во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?» Он ответил: «Во времена Посланника Аллагьа, мир ему и благословение, человек приносил в жертву овцу за себя и членов своей семьи, и они ели ее мясо и раздавали некоторое его количество другим, пока не стали люди тем самым хвастаться, и не произошло то, что вы видите» [10] ”.
Но это не означает, что остальные члены семьи получат вознаграждение, которое получил тот, с кого принесли в жертву это животное.
7. Какие животные могут быть использованы в качестве праздничного жертвоприношения?
Для праздничного жертвоприношения пригодны только восемь парных животных, а это: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза. Что касается иных видов животных, то они не приемлемы для Удхия.
Всевышний Аллагь в Коране говорит: «Для каждой общины Мы установили обряды, чтобы они поминали имя Аллаха над скотиной, которой Он наделил их» [11] . Ни от Пророка, мир ему и благословение, ни от его сподвижников не передали, что они приносили в жертву других животных, кроме перечисленных.
8. Должно ли животное достигать определенного возраста?
Что касается верблюдов, то им должно быть от 5 лет, крупнорогатому скоту (коровам и быкам) и козам (козлам) от 2 лет, а баранам и овцам от 1 года.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
9. Сколько человек может совместно приносить в жертву одно животное?
Верблюда и корову (и быка) можно принести в жертву с семерых, ссылаясь на тот хадис, что передал Муслим от Джабира, да будет доволен им Аллагь, где сказано: «Мы вышли вместе с Посланником Аллагьа, мир ему и благословение, на совершение хаджа и он повелел нам, чтобы мы совместно поучаствовали всемером в закалывании одного верблюда, а также коровы, каждый из семи человек в одном верблюде» [12] .
С данного хадиса можно понять, что они не были членами одной семьи, что объясняет дозволенность совместного жертвоприношения не только членами одной семьи, но также в нем может участвовать и любой посторонний человек.
Не рассматриваются намерения членов коллективного жертвоприношения, одинаковое у них намерение или разное, в том смысле, что один может намереваться на праздничное жертвоприношение, а другой на жертвоприношение, которым выплачивается штраф хаджа или же один может намереваться на получение мяса, а другие на праздничное жертвоприношение.
Примечание: верблюд и крупный рогатый скот не обособлены именно праздничным жертвоприношением, т.е., если у одного человека семь штрафов, связанных с хаджем, с каждого из которых он должен принести в жертву одного барана, то он может со всех принести в жертву одного верблюда или корову (быка).
А одного барана (овца, козел, коза) можно принести в жертву только с одного человека. Если же зарезать его за самого себя со своей семьи, или сделать намерение на участие постореннего человека в воздаянии (жертвоприношения), то это разрешается. Доводом тому приводится, что Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, принес в жертву двух баранов и сказал: «О, Аллагь, прими от Мухаммада и членов семьи Мухаммада, и от общины Мухаммада» [13] .
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
10. Какое животное является наилучшим для праздничного Жертвоприношения?
Наилучшим для жертвоприношения животным является, верблюд (верблюдица), так как мяса в нем больше, чем в других, пригодных для жертвоприношения, животных. Ведь сутью этого обряда является возможность помочь как можно большим беднякам.
После верблюда идет крупный рогатый скот, так как мяса верблюда больше, чем мяса крупного рогатого скота, а также опираясь на хадис Пророка, где говорится: «Человек, который в пятницу совершает такое же полное омовение (гъусль), какое следует совершать после большого осквернения, а затем отправляется на молитву в мечеть в первый час, подобен принесшему в жертву верблюда. Отправляющийся на молитву позднее, подобен принесшему в жертву корову. Отправляющийся еще позднее подобен, принесшему в жертву рогатого барана» [14] .
После крупного рогатого скота идут овцы (и бараны), а потом козы (и козлы), так как мясо овец приятнее.
Принести в жертву семь голов мелкого рогатого скота (бараны, овцы, козы) лучше, чем один верблюд или одна корова (бык), по той причине, что мясо мелкого рогатого скота приятнее, чем у крупных и кровь на жертвоприношение проливается больше. Также, принести в жертву одного барана (овца, коза, козел) лучше, чем входить в число семерых, за которых режут верблюда или крупный рогатый скот, так как он отдельно проливает жертвенную кровь и мясо тоже приятнее.
11. Если баран, то какого цвета?
Самый предпочтительный цвет для жертвенного барана – это белый (чисто белый, без смешивания других цветов, белоснежный), потом желтоватого цвета, а потом цвета пыли (не чисто белый), потом красноватого цвета, потом пестрый, а после черный. Имам Ахмад передает хадис, где говорится: «Поистине, кровь барана пыльного цвета (нечисто белого) любимее для Аллагьа, чем кровь двух черных» [15] .
12. Каким условиям должно отвечать жертвенное животное?
Условием действительного Удхия является отсутствие дефектов, из-за которых у жертвенного животного может уменьшиться мясо или же оно может испортиться. Если у животного есть очевидный в настоящее время недостаток или отсутствует большой кусок мяса, например, на бедре, или есть недостаток, который даст последствия только в будущем, например, слепота, которая приведет к тому, что животное будет плохо пастись и похудеет, то такое животное не пригодно к жертвоприношению.
А если человек сделает назру (даст обет) принести определенное животное в жертву, которое непригодно для этого, например, человек сделал назру принести в жертву Удхия животное с недостатком или не достигшее нужных лет или же он скажет «Я делаю это животное жертвой удхия (курбаном)», то он обязан зарезать его в дни удхия, но оно не будет у него засчитано действительным жертвоприношением, даже если он вынужден зарезать его в дни праздника, и если даже израсходует его мясо куда положено. Если же он сделает назру на определенное, пригодное для жертвоприношения животное и после этого оно получит недостаток, который делает его непригодным для удхия, то он должен принести его в жертву, и это будет считаться действительным жертвоприношением.
Примечание: беременное животное не пригодно для жертвоприношения, так как беременность приводит животное к похуданию и к потере качества мяса.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
13. Какие дефекты делают жертвенное животное непригодным или же нежелательным для Жертвоприношения?
Для жертвоприношения не пригодны животные со следующими недостатками:
Стоит отметить, что все четыре вышеперечисленных дефекта (истощенность, хромота, слепота, болезнь) допустимы в малом количестве, так как это не влияет на мясо животного.
Пригодно безрогое животное или с поломанными рогами, если это не нанесло ущерб мясу животного. Но рогатое животное является предпочтительным, ссылаясь на хадис: «Лучшая жертва – это рогатый баран» [17] . Также пригодно животное, у которого отсутствуют некоторые зубы, но не разрешается резать животное, у которого отсутствуют большинство или все зубы, так как это влияет на состояние животного. Если отсутствие небольшого количества зубов также плохо влияет на него, то такое животное тоже является непригодным.
Также, пригодно животное, у которого ухо порвано, рассечено или проколото так, что от уха не отделилось ничего, даже малая его часть.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж», «Хашият Ширвани»]
14. Когда наступает время праздничного жертвоприношения?
Время праздничного жертвоприношения наступает после того, как взошло солнце первого праздничного дня (10 Зуль-хиджа) и прошло время, достаточное для совершения двухракаатного намаза и чтения двух коротких проповедей (хутба).
Если человек совершит жертвоприношение до этого времени, то оно у него не засчитывается, ссылаясь на хадис Пророка, мир ему и благословение: «Первое, с чего мы начинаем этот наш день — молитва. Затем, возвращаемся и режем (скот). Кто сделает именно так — поступит по нашему Суннату. Ну, а кто зарежет до этого, то оно — (просто) мясо, которое он поднёс своей семье, и оно не является жертвой ни в чём» [18] .
Предпочтительное время начинается тогда, когда, после восхода первого праздничного дня (10 Зуль-хиджа), солнце поднимется на высоту копья и пройдет время, достаточное для совершения двухракаатного намаза и чтения двух коротких проповедей (хутба).
И продолжается оно до захода солнца последнего дня из «Аям ат-ташрик» (11, 12, 13 зуль-хиджа), так как Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал: «Вся местность горы Арафа пригодна для стояния и все Аям ат-ташрики тоже пригодны для жертвоприношения» [19] .
Нежелательно резать жертву ночью.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
15. Как сделать намерение на Удхия?
Одним из условий жертвоприношения является намерение. Сделать намерение нужно вместе с началом закалывания животного. Делается оно следующим образом: «Я намерился совершить желательное (сунна) жертвоприношение от себя (или от сделавшего меня вакилем), во имя Аллаха». В случае, когда сделали назру (обязали себя), намерение будет таким: «Я намерился совершить обязательное (назру) жертвоприношение, во имя Аллаха».
16. Как делать намерение, когда уполномочил кого-то?
Если человек сделает кого-то вакилем, чтоб он зарезал с него Удхия, то тот (за кого закалывают животное) обязан сделать намерение, когда он будет передавать к нему (к вакилю) жертвенное животное, или когда вакиль будет закалывать животное.
В том случае, если дали полномочия и в намерении, тогда достаточно намерение, сделанное им (вакилем) во время закалывания.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
17. Как поступить с мясом жертвенного животного?
Что касается мяса жертвенного животного, которого человек обязал себя (сделал назру) заколоть на Удхия, то он обязан раздать его беднякам и нуждающимся (факирам и мискинам) полностью, ему не разрешается оставлять себе что-либо из этого.
Также, мясом жертвы Удхия можно угостить состоятельных людей, если они являются мусульманами, но нельзя им его отдать или продать, кроме как отправить им его в виде подарка. И в этом случае они тоже имеют право только употребить его, не более (нельзя продать или отдать его другому человеку).
Желательно, чтобы мясо, которое человек оставляет себе на употребление, не превышало треть от жертвенного животного.
Достоверным является то, что человек от суннат-жертвенного животного обязан отдать кусок мяса куда положено (мискины и факиры), а остальное может оставить себе на употребление. При этом необходимо, чтобы мясо было в сыром виде (не жареным, не вареным и т.д.), чтобы тот, кто его получит, мог сделать с ним все, что пожелает (продать, отдать, пожарить, сварить и т.д.).
Недостаточно приготовить это мясо и позвать бедных и нуждающихся на трапезу, так как они должны иметь право поступить с этим мясом так, как они пожелают, а не только поесть его. Также, человек не выполнит обязанность Удхия, если он отдаст беднякам внутренности своего жертвенного животного. Обязанность выполнится, когда он отдаст чистое сырое мясо, в не вареном и не сушеном виде. Также недостаточно, если человек отдаст слишком маленький кусок мяса.
Наилучшим из того, что человек может сделать с мясом своего жертвенного животного – полностью раздать его беднякам и нуждающимся (факирам и мискинам), кроме маленьких кусочков, которые он оставит на употребление, чтобы получить баракат (благодать) от мяса Удхия.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
18. Можно ли оставить мясо Удхия про запас?
Дозволяется оставить мясо Удхия про запас, после того, как отдали кусок мяса в положенное место, и при этом желательно, чтобы оно также не превышало трети всего мяса.
19. Что делать со шкурой жертвенного животного?
Шкуру жертвенного животного желательно отдать на садака, также как и мясо, если это желательное Удхия, а если обязательное, то, как мы указывали выше, обязательно раздать его полностью.
[«Мугн-иль мухтадж», «Тухфат-уль мухтадж»]
20. Дозволено ли продать какую-либо часть жертвенного животного?
Харамом является продавать шкуру или какую-либо другую часть жертвенного животного, или отдавать как плату тому, кто зарезал животное. Доводом этому приводятся слова Пророка, мир ему и благословение: «Кто продаст шкуру своего жертвенного животного, тот не совершил жертвоприношение» [22] . А рога животного подобны его шкуре, т.е., хукм (решение) для них одинаковое.
21. Можно ли совершить жертвоприношение с другого человека или за ребенка, который все еще находится в утробе матери?
Не будет считаться действительным жертва, принесенная с другого человека без его разрешения. Также, жертва, принесенная за ребенка в утробе матери.
22. Разрешается ли опекуну маленького ребенка или душевнобольного совершить с них жертвоприношение?
Опекуну разрешается совершить жертвоприношение со своего маленького ребенка, который еще не является мумайизом [23] или душевнобольного, если он совершает его со своего имущества. Но опекуну не разрешается совершать за них жертвоприношение с их же имущества.
23. Можно ли совершить жертвоприношение с покойного?
Не засчитывается жертва, принесенная с умершего человека, опираясь на слова Всевышнего: «Человек получит только то, к чему он стремился» [24] . Считается она в том случае, если он завещал это (сделал васият) и в этом случае исполнитель его завещания должен раздать жертвенное животное полностью, как положено.
24. Перечислите желательные действия во время закалывания животного?
— Милосердие и жалость к животному.
— Не тащить его сурово к месту закалывания.
— Не валить на землю жестоким образом.
В хадисе говорится:
«Когда вы закалываете животное, то делайте это красиво, аккуратно…» (Муслим 1955)
— Завязать ноги, кроме правой задней ноги, её оставляют свободной.
— Не закалывать животное перед другим животным, особенно детеныша перед его матерью или мать перед детенышем.
Имам ан-Навави сказал: «Не следует закалывать одно животное в присутствии другого». См. “Шарх Сахих Муслим” 13/93.
— Провести ножом по месту закалывания, чуть надавив, двигая его вперёд и назад.
— Перерезать обе шейные (яремные) вены.
— Отложить сдирание кожи до полного остывания туши.
В это время человеку подобает признавать и благодарить Аллаха за его огромное благо, за то, что сделал для нас это животное дозволенным и подчинил его нам, ведь Он мог бы его сделать запретным и направить его против нас.
— Также, является желательным человеку самому закалывать свою жертву.
В хадисе говорится:
Женщине же является желательным уполномочить человека, чтобы он заколол с нее жертву. Если человек по каким-то обстоятельствам сам не в состоянии заколоть жертву, то ему желательно присутствовать при совершении жертвоприношения уполномоченным им человеком, в том числе и женщине. Доводом этому является хадис, переданный Хакимом, что Посланник Аллагьа, мир ему и благословение, сказал своей дочери Фатима, да будет доволен ею Аллагь: «Совершай жертвоприношение и присутствуй при его закалывании, поистине, оно с первой же каплей крови смоет все твои предыдущие грехи» [28] .
— Произнести такбир трижды следующим образом:
«Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар, Аллагьу Акбар ва лиЛлаhиль хlамд».
Смысл: «Аллах велик и вся хвала Ему».
В хадисе от Анаса ибн Малика говорится:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, принес в жертву двух белых баранов с черными пятнами, которых он зарезал их своими руками, то произнес: «Бисми-Лляхи Аллаху Акбар», и поставил ногу на их бока» (Аль-Бухари, 5558; Муслим, 1966)
— Потом желательно произнести «БисмиЛлаh».
Даже в нашем мазхабе его оставление является нежелательным, а в трёх остальных мазхабах намеренное оставление «бисмиЛлях» является харамом и мясо животного, заколотого без его произношения, не дозволяется. Учитывая слова имамов других мазхабов, нам не подобает оставлять это без внимания.
«Инна салати ва нусуки ва махIйайя ва мамати лиЛлаhи раббиль гIаламин ля шарика ляhу ва бизалика умирту ва ана миналь-муслимин»
— После, прочитать салават (благословение) Пророка:
«Аллаhумма салли гIала саййидина МухIаммадин ва гIала али саййидина МухIаммадин ва саллим»
— Затем такбир, как и в предыдущий раз, трижды.
Но произнесение краткой формы: «БисмиЛляhи Аллаhу акбар» будет считаться исполнением сунны, как об этом пишется в книге «Бажжури» 418/2
— Далее, желательно тому, кто закалывает животное, повернуться в сторону киблы.
— Затем, повернуть и жертвенное животное в сторону киблы, и прочитать: «Аллаhумма hаза минка ва иляйка фатакаббаль минни» («Сунануль кубра ли Байхаки» 286/9)
Самым предпочтительным является раздать все мясо, кроме малого его количества, оставленного себе и своей семье. Лучше всего оставить печень, следуя за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, ибо Он ел от жертвы курбана печень.
В хадисе говорится:
«Пророк, мир ему и благословения, в Ид уль-фитр (ураза байрам) не выходил, пока не съест что-нибудь, а в день Ид уль-Адха (курбан байрам) не ел ничего, пока не возвращался (с намаза), а при возвращении ел печень» («Сунануль кубра лиль Байхаки» 283/3)
— Сунной является не оставлять себе больше 1/3 жертвенного мяса, чтоб можно было его раздать как милостыню беднякам и как подарок состоятельным людям.
— И также сунной является, чтоб его садака (милостыня) не оказалась меньше 1/3 части.
Хвала Аллаху — Господу миров!
[1] «Аль-Хадж», аят 36
[2] «Аль-Кавсар», аят 2
[3] Ат-Тирмизи, №1493; Хаким, 4\222
[4] Ат-Тирмизи, №15020
[5] Дарукутни, 4\282
[6] Этот асар передает Аль-Байхаки, 9\264,265
[7] Бухари, №294
[8] Муслим, №5041
[9] Муслим, №2941, Абу Давуд, №1905
[10] Ибн Маджах № 3147; ат-Тирмизи №1541
[11] аль-Хадж, аят 34
[12] Муслим, №2932
[13] Муслим №2932
[14] Бухари №881, Муслим №1921
[15] Ахмад 2\417, Хаким 4\227
[16] Ат-Тирмизи №1497
[17] Хаким, 4\228
[18] Бухари №951, Муслим №5046
[19] Аль-Байхаки, 5\239; Ибн Хибан №3854
[20] «Аль-Хадж», аят 28
[21] Аль-Байхаки, 10\7
[22] Хаким, 2\390
[23] Мумайиз ( المميّز ) – это ребёнок, не достигший совершеннолетия. Он назван мумайизом (различающим), потому что в состоянии уже различать, понимать речь и отвечать на вопросы. Некоторые ученые сказали, что момент становление ребёнка мумайизом зависит не от возраста, а от приобретения им соответствующих качеств.
[24] «Ан-Наджм», аят 39
[25] Бухари 381
[26] Ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/140/1 и “аль-Аусат” 1/31.
[27] Муслим, №2941, Абу Давуд, №1905
[28] Хаким, 4\222