можно ли делать поминальный обед в пасхальную неделю
Поминайте усопших правильно. Особенно в дни Пасхи
Во время Страстной недели, Пасхи, а затем всей Светлой седмицы усопшие гласно не поминаются. Продолжается поминовение на Литургии: за проскомидией, на сугубой ектении («о всех прежде почивших»), а также в тайных молитвах после задостойника, – так даже на Пасху молятся об усопших.
Но сама Пасха Господня ― это праздник победы над смертью, дарование Христом жизни вечной всему роду человеческому. И в такие светлые дни поминовению усопших придается особый оттенок.
Обрядовое поминовение начинается после Фоминой недели
Понедельник Радоницы (следующая седмица после Светлой) ― это первый день, когда, собственно, совершается рядовое заупокойное поминовение.
С самой древности описана традиция, когда после Пасхальных торжеств ходили на кладбища. Но для чего? Прежде всего, для молитвы.
В наши же дни поход на кладбище ― скорее, некий повод для «маевки», «пикника на обочине», а также и для встречи с дальними родственниками, которых видишь раз в году. Ну и повод покрасоваться перед односельчанами, чтобы быть «как все», или даже «лучше всех».
Если уж речь идет о трапезе, как о древнейшем церковном установлении, то смысл ее состоит в милостыне. Как сказано в Евангелии: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лк.14:12-14).
Таких людей звали, чтобы они помолились об усопших. К примеру, мать блаженного Августина, по местному обычаю, с радостью варила кашу и кормила ею нищих, творя милостыню во благо душам усопших.
Смысл похода на кладбище, ― это, прежде всего, молитва
Ещё более важно – прийти в этот день в церковь на службу и помолиться об усопших. Даже в небольших приходских храмах богослужения все равно совершаются – пусть даже и не Литургии, а только панихиды. А придя в Радоницу на кладбище (вторник второй седмицы после Пасхи), на могилы близких, не следует делать того, что оскорбляет их память, да и Самого Бога.
Например, сейчас традиционным «атрибутом» поминовения стало распивание на могилах алкогольных напитков. Это нонсенс, такого быть не должно. Наставление рюмок, выливание водки в могилу, по большому счету, ― явное отвержение Евангельских норм. Ведь сказано, что Царство Божие ― это не пища и питие (Рим.14:17). Получается, нами руководит типичное языческое представление о том, что покойник должен есть и пить.
С другой стороны, безотказно «срабатывает» явно нехристианское понятие о том, что если мы тут пьем, едим и веселимся, значит, и покойнику «там» хорошо. Как не посмотреть, язычество, да и только.
А ведь главное на Радоницу ― это помянуть, то есть, помолиться о почивших, а не насытиться и упиться. Пьянствуя же, мы свидетельствуем о том, как не любим наших усопших.
Поминая усопших, лучше сделать все правильно – по-Евангельски
Наверняка каждый знает, где неподалеку живет старуха, для которой буханка белого хлеба ― уже лакомство, потому что она не в состоянии его себе купить. Где-то живут вдовы, сироты, инвалиды… Пойти в этот день к ним, принести им что-то покушать, убрать у них дома ― эти дела милосердия принесут и нам самим, и душам наших усопших родных гораздо больше пользы, нежели собственно турпоход на кладбище.
Ведь помолиться об усопших можно в любом месте, в любое удобное время – а уж особенно в храме Божием. Но сделать доброе дело и попросить, чтобы помолились об упокоении раба Божьего имярек ― вот самое лучшее проведение Радоницы.
Итак, смысл трапезы ― это милостыня, наш поход на кладбище ― для молитвы. А у нас получается, что такие «походы» превратились в бессмысленную традицию, когда не все понимают ее смысла и предназначения.Для чего это все? Ну другие идут, и мы идем. Не дай Бог быть хуже кого-то!
Поход на кладбище именно в пасхальные дни не имеет смысла. Церковь для всего устанавливает свое время: время поминать усопших, и время радоваться победе над смертью.
Пасхальная седмица ― это победа над смертью, и даже в церковном уставе сказано, что если на пасхальную седмицу выпадает третий, девятый или сороковой день преставления усопшего, поминание переносится.
Молитва, милостыня, воздержание от языческих обычаев ― вот это основное.
Существует традиция – приглашать на могилы священника
В селах, как правило, никто никуда не спешит, священник совершает общую панихиду, и может подойти к каждой могилочке, спеть «Со святыми упокой» или отслужить литию. В городах с этим сложнее. Огромные кладбища, и родственников зачастую приходится по тысяче на священника. Как быть?
В этом вопросе скрывается еще один немаловажный нюанс поминовения усопших. Если уж мы пришли на кладбище, главное – чтобы сердце было обращено к Богу, и в нем звучала молитва. Но не должно быть тщеславного желания, чтобы вот именно «к моей могилочке» подошел батюшка, именно у моего родственника отслужили.
Бог не считает метры близости священника до могилы усопшего, и уж тем более Бог не сочувствует нашему тщеславию. Если хочется, чтобы имя почившего сродника или близкого человека было вознесено в молитвах, для этого есть Литургия, особые дни поминовения, есть и личное чтение Псалтыри ― все это большое утешение для душ усопших.
Вспомните историю Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!», прочитать у могилки Пасхальный канон, стихиры Пасхи. Это действительно духовная радость, которой мы делимся с успошими.
К вопросу о «гробках», «красных горках», «черных неделях»
Эти дни не относятся к категории общецерковных уставных поминальных дней, но обычай имеет настолько широкое распространение, что стал практически повсеместным. Его сила велика чрезмерно, и его значение в «народном сознании» порой превосходит все обычные родительские субботы.
Сегодня Радоница становится все менее и менее церковной. Напротив: всё более наполняется языческими и просто противоцерковными обычаями и понятиями. Для большинства Радоница – малопонятный ритуал: никто толком не знает, что оно означает, но на кладбище идут практически все.
В народе его именуют «гробками», «красной горкой», а саму Радоницу «черной неделей». Региональных особенностей превеликое множество, равно как и названий поминальных дней ― «еже по обычаю».
Неосознанные обычаи
В социологии 20-25 лет ― это поколение. Советское время «выбило» из церковной традиции целых три поколения. Определенные знания можно было бы передать от бабушки к внучке, но через три поколения ― это маловероятно. Православные традиции исчезли, а что-то наносное осталось. И когда совершаются поминания, большинство современников вряд ли может четко ответить, для чего то или иное делается.
Вот, например, вспомните обычай в селе, когда несут гроб и останавливаются на перекрестках. Для чего? Дело в том, что раньше во время несения гроба с усопшим от дома к храму для отпевания на каждом перекрестке совершалась лития, читалось Евангелие за упокой (во многих местностях Украины этот добрый обычай сохранился). Это очень хорошо, очень поучительно, всё село вольно-невольно молится…
А в сознании большинства людей остался лишь фрагмент обычая: несут покойника, на перекрестке остановились, а для чего – неведомо. И такого очень много.
Дальше. Даже и в не очень верующих семьях в советские времена ставился портрет покойного, возле которого зажигалась свеча. Хотя по логике вещей ― свеча зажигалась перед иконой. И таких примеров масса…
Даже милостыня превратилась в какой-то странный ритуал раздаяния конфет: детки на Радоницу ходят по кладбищу с кулечками, а им горами складируют конфеты, печенье, фрукты. При этом щедрые «податели» ни на секунду не задумываются: зачем это? Идея хорошая, это ж милостыня! Но по большому счету это превратилось в развлечение.
Что уж говорить о бутылках, собираемых местными «тружениками тыла» после выпивания оставленных на могилках «ритуальных ста граммов»… Выходит, мы собственноручно помогаем падающим упасть?
Что подумают люди…
Представьте, сколько должно пройти лет, чтобы люди, читающие эти строки, согласились с тем, что здесь сказано, и этому научили детей.
Но в отвержении языческих традиций для многих скрывается ужасный и очень болезненный вопрос: «А что люди подумают, что скажут?»
…Умер один из моих родных. Сразу пошли расспросы, надо ли завешивать зеркала? – Нет, в этом нет смысла; зеркала не завесили. А что вилки в качестве столовых приборов нельзя класть на стол поминальной трапезы? – Можно, положили на столе вилки. И всё, проблем не было!
Итак, мы сами многое провоцируем, бездумно соглашаясь с окружающими и повторяя чужие ошибки. Все говорят: надо идти на кладбище, – пойдем и мы. Все говорят, надо поставить рюмку, – поставим и мы. Все говорят, надо раздать конфеты, – раздадим и мы…
Может, не нужно бояться стать «белой вороной» – не лить по примеру соседей водку на могилу, не осквернять память почивших попойками и обжорством, спокойно творить милостыню на фон общего нетрезвого веселья?
Так, наверное, поступать лучше, нежели устраивать пасхальные дебоши.
Зачем священник на кладбище?
Молитвы над гробом, на могиле усопшего совершались всегда. Так что сегодня Церковь ни на йоту не отходит от того, что делалось 10-15 веков назад.
В этом, кстати, может быть и миссионерский смысл. Одно дело, когда сидит прямо-таки компашка людей, выпивающих возле могилы, и другое – когда пришедший священник у могилы произносит священные слова, произносит священные песнопения. Для многих ― это живая проповедь. Без священника посещение кладбища есть следование непонятному ритуалу, а так кто-то помолится, пусть и неосознанно, а кто-то задумается о Вечном.
Присутствие священника на кладбище имеет также и некий дисциплинарный эффект, когда и выругаться стыдно будет, и голос повысить, и песню спеть – все-таки батюшка рядом. Так что наличие священнослужителя помогает облагораживать эту зачастую дикую среду.
От седой древности христиане в послепасхальные дни приходили для особенных молитв на могилы усопших христиан. И сегодня важно, чтобы из обычаев Радоницы ушло все наносное, языческое, чтобы всё, происходящее на кладбищах в эти дни, проистекало бы из христианской любви к покойным, а не из желания сделать «как у людей» или из простого тщеславия.
Чем больше будет нас, православных, тем большая вероятность того, что рано или поздно кладбища превратятся в священные места молитвы, а не превозношений и увеселений.
О поминовении усопших на Страстной и Пасхальной седмицах
Священник Валентин Уляхин, доктор экономических наук, доцент, преподаватель кафедры Священного Писания Ветхого и Нового Завета ПСТГУ, рассказал сайту «Православие и мир» о поминовении усопших на Страстной и Пасхальной седмицах.
Записал Александр Филиппов
Как молиться за усопших на пасхальной неделе?
Есть три уровня молитвы: келейная, общецерковная и молитва священника перед престолом. Что касается келейного правила, христианин может всегда молиться за усопших, даже на Пасху, сколько просит сердце. Второй уровень – общецерковные молитвы- здесь мы самоограничиваемся и в эти дни не поминаем усопших. И, наконец, священник за престолом поминает усопших и читает все записки вовремя литургии. В первые три дня Страстной седмицы совершается Литургия преждеосвященных даров, на которой не читается анафора и молитвы за усопших, поэтому не совершается поминовение усопших. Хотя после службы можно совершить краткую литию об усопших.
Если же человек умер во время Страстной седмицы, то новопредставленного можно отпевать и на Страстной, но кроме Великого Пятка.
На Пасху и Светлую седмицу действует тот же принцип: священник за литургией читает молитвы за усопших, которые находятся в чине литургии, и читает записки об усопших. Келейно христианин может помолиться за своих усопших, и совершать земные поклоны, когда хочет, даже на Пасху, священник молится за литургией за усопших, а Церковь по уставу не молится за усопших.
В советское время появился обычай на Пасху ходить на кладбище, возможно из-за того, что были гонения и пойти в храм было подвигом, а кладбище рядом с храмом и на него можно пойти. Но это не правильно, на кладбище нужно идти после светлой седмицы, потому что Пасха — праздник живых. В русской Церкви народ идет первый раз на кладбище на Радоницу. Радоница — поминовение умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели. По Иерусалимскому Уставу (Русская Церковь, как и все остальные православные Церкви, служат по Иерусалимскому уставу) в этот день не положено особых молитв за умерших. В этот день совершается поминовение усопших по обычаю Русской Церкви. Возможно, этот обычай появился сразу после крещения Руси, то есть очень древний. После вечернего богослужения служится полная панихида с Пасхальными песнопениями.
Люди иногда считают, что поминки это трапеза за столом. На самом деле главное поминовение совершается Церковью. Родные и друзья могут молиться за своих усопших, а застолье, которое считается «поминовением», усопшим не нужны, это нужно оставшимся в живых, как и надгробие, которое является памятью для живых. Главное в чем нуждается его душа, это молитва Церкви.
Что касается суеверия, что если человек умер на Пасху, то он попадет в рай, то это заблуждение. В России рождается несколько человек в минуту, а умирает больше, чем рождается. На Пасху, получается, умирает много людей. А если человек не верующий умрет, то он тоже попадет в рай? Но по молитвам Церкви, даже если человек попал в ад, то Господь может его помиловать и взять в рай.
Можно ли поминать на Светлой седмице?
Приблизительное время чтения: 2 мин.
Вопрос читателя:
Христос воскресе! Скажите, пожалуйста, можно ли поминать усопших на Светлой седмице? Спасибо.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Воистину воскресе Христос!
На Светлой неделе совершаются и отпевания, и поминовения усопших.
Самое основное поминовение – это поминовении на Проскомидии (Что такое записка «на проскомидию»?), то есть начальной части Божественной литургии. На Светлой седмице Божественная литургия совершается каждый день, так что и поминовение можно подавать ежедневно. Сейчас, в условиях ограничения на посещение храма, во многих приходах это можно сделать онлайн.
Дома Вы можете поминать покойного своими словами или читать о нем Пасхальный канон. О других вариантах я говорил здесь.
Подробнее о Радонице можно прочитать здесь: Почему на кладбище идут на Радоницу?
Про поминовение есть много вопросов, я хотел бы тут, так сказать, пользуясь случаем, сказать и о каких-то предрассудках. Так вот, поминовение – это молитвы об усопших! О чем я сказал выше. Всякая еда – это просто еда для живых, она никаким образом не влияет на то, что происходит с душою наших усопших! Так что традиции поесть на кладбище, например, или оставить что-то на могилке – это, на самом деле, пережитки языческих верований, но никакой пользы ни живым, ни усопшим факт поедания чего-то на кладбище или оставления этого там же не несет.
Еда – это чтобы силы подкрепить, например, после уборки могил. Или едой можно поделиться с нищими. Или оставить что-нибудь в храме на каноне (такой столик. где ставят свечи о упокоении), чтобы люди помолились об усопшем.
Про еду присылали так много вопросов, что в редакции сделали даже специальный материал на эту тему: Поминки: нужна ли покойнику еда?
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Пасха для усопших
Пасхальная неделя – светлое время радости и ликования, восхваления Христа и его жертвенного подвига. Это праздник победы вечной жизни и надежды над смертью. В светлую Седьмицу не принято печалиться, грустить, не рекомендует церковь в это время и ездить на кладбище. Поминовение усопших осуществляется на Литургии, на сугубой ектении, можно помолится за умерших родственников и дома. По Церковному Уставу поминки на пасхальной неделе имеют ряд ограничений. Но нет запрета на домашние молитвы или подачу священникам записок с именем покойника для прочтения во время литургии.
Почему не проводятся поминки в праздник Воскресения
Православные традиции бережно сохраняются столетиями, но определенные периоды истории вносили свои коррективы. В годы, когда большинство церквей были закрыты, люди в церковные праздники собирались на кладбище. Светлые, радостные эмоции, связанные с Воскрешением Христа и дарованием надежды на вечную жизнь, смешивались с грустью по умершим родственникам. Традиция праздновать Воскресение возле могил умерших отходит, каждый уже может побывать теперь в храме на праздничной службе. Церковный Устав запрещает идти Воскресенье к могилам родственников, отмечают великое событие в жизни верующих в Храме. Люди собираются семьями за богатым столом с традиционными блюдами, радуются жизни, вкусной трапезе, общению. Священники при чтении Литургии не проводят и пасхальное поминовение усопших, но по желанию прихожан могут провести краткую литию по ним.
Как провести поминки по умершему в праздники Пасхи
Нельзя предсказать минуту смерти, много людей умирает и в дни светлой Седмицы. Если человек преставился в дни праздника, поминки в Пасху совершаются, но по особенному Пасхальному чину. В молитвах священника по умершему, по правилам Требника, будет мало от обычного поминального пения. Отпевание включает в себя много праздничных песнопений, в которых говориться о величии Христа, его победе над смертью, о надежде на вечную жизнь.
Не рекомендуется поминать умерших родных на Пасху, в светлое воскресенье. Если день смерти одного из родственников в этом году припадает на праздник, стоит заказать поминальную службу в годовщину перед нужным числом. Переносится, по Церковному Уставу, девятый, сороковой день представления усопшего. Но родственники могут помолиться в церкви, дома об успокоении души, не забывая о том, что Христом дана надежда на вечную жизнь и встречу с умершими. Поминальная Пасха проходит с мыслями о божественном чуде. Делают ли поминки на пасхальной неделе? По всем церковным правилам Седмица предназначена для радости и ликования, ее стоит отпраздновать в приятных мыслях, на службе в храме. Когда необходимо поминание покойного, годовщина смерти и памяти которого выпадает на такую неделю, стоит поминки организовать раньше или дождаться, когда придет Радоница.
Когда Церковь рекомендует поминать усопших
Седмица, которая называется Светлой, наполнена атмосферой радости и ликования, она предназначена для особенных молитв, общения с семьей, выполнения праздничных традиций. Это дни памяти великого подвига Сына Божьего. Но когда поминают усопших после Пасхи православные? Церковь не забывает о важности поминальных молитв, выделяя в календаре Родительские субботы и другие дни для посещения могли умерших родственников. Одним из таких дней является Радоница после Пасхи для усопших. Это вторник Седмицы после Воскресения, он предназначен для посещения кладбища, для совершения поминальных молитв, панихид. Нельзя в такой день идти к месту захоронения родителей или других родственников только ради трапезы и распития спиртных напитков, это оскорбление памяти покойников. Родительская суббота или поминовение усопших на Пасху – это мысленное возвращение к тем дням, когда покойные были рядом, дарили тепло, поддержку. Поминовение не имеет ничего общего застольем и алкоголем.
По традициям православия при посещении могилки родителей, других близких усопших, можно принести с собой крашенные яйца, пасхальный кулич, цветы. Стоит провести время в молитвах о спокойствии души, воспоминаниях, светлых мыслях о покинувших этот мир.
О чем предостерегает Церковь
Пасхальная неделя – период, когда православные отмечают воскресение Христа, радуются дарованному Богом чуду вечной жизни. В праздники священники и православные славят сына Божьего, вспоминают жертвоприношение, которое он совершил ради людей, панихида на Пасху происходит после вечернего богослужения, она сопровождается пасхальными песнопениями. Что можно делать по канонам? Следует молиться с радостными мыслями и настроением. Это время для приятных событий, встреч, походов в гости, вкусного застолья по окончанию Великого поста. Такая атмосфера не сочетается с грустью и тоской по усопшим, на поминание есть другое время. Если дата смерти припадает в этом году на праздник, разрешается дома произнести молитвы за усопшего, подать священнику записку с просьбой помянуть покойника на литии после Литургии. А поездку на могилку, поминальную трапезу нужно отложить до Радоницы.
Правила относительно поминок
По Церковному Уставу поминки по усопшему в Светлую Седмицу не проводятся, а для первого посещения кладбища после пасхальных праздников предназначена Радоница – первый вторник после пасхальной недели. Когда приходит время, разрешенное для поминовения умерших родственников, нельзя сосредотачиваться на трапезе за столом. Застолье, распитие спиртных напитков покойным не нужны, родные, близкие должны молиться за души покойных. Во время посещения кладбища нужно сделать следующее – убрать могилку, вспомнить того, кто уже не может быть рядом. Можно прочитать панихиду для чтения мирян или пригласить священника, он отслужит литию. Перед поездкой к могилке оставляется записка с именем умершего в храме.
Поминальная трапеза не происходит на территории кладбища, отметить дату можно дома или в специальном заведении. На трапезу по усопшему можно позвать родных, друзей соседей, знавших покойника.
Радоница – не единственный день для поминовения и почтения памяти, есть еще и суббота, которая называется Родительской. Родительские устанавливаются несколько раз в год, в разные числа. В церкви и дома можно произнести слова молитвы за душу почившего человека.
Поминальные дни
Разделение церковью времени на радость и печаль оправдано психологически, оно позволяет прочувствовать важность грустных и светлых событий, сосредоточиться на мыслях о величии и мудрости Бога. Чтобы величие и значимость Пасхи не омрачалось печалью о мертвых, в эти числа не осуществляются поминки. А Есть множество других дней, когда можно посетить место захоронения родного человека, а прочесть на молитву о нем в храме или у иконы дома разрешается в любую секунду.