мозаика рыбы и хлеба
Почему рыба — символ Христа?
Рыбы и хлеба. Мозаика. Табха. Израиль. IV в. н. э.
Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбками служило не только примером милосердия, но и широко употреблялось как метафора Евхаристии
Как известно, в Римской империи в первые века Церковь подвергалась жестоким гонениям. В этих условиях нельзя было не только открыто исповедывать себя христианином, но и создавать изображения, напрямую рассказывающие о вере. Поэтому в раннехристианском изобразительном искусстве появились различные символические изображения. Они были своего рода тайнописью, по которой единоверцы могли опознавать друг друга. Пример подобной тайнописи приводит польский писатель Генрик Сенкевич в своей замечательной книге «Камо грядеши». Роман начинается с того, что один знатный римлянин влюбился в молодую красивую девушку, оказавшуюся христианкой. И вот он рассказывает, как застал эту девушку что-то чертящей на песке:
– А что она чертила на песке? Не имя ли Амура, не сердце ли, пронзенное стрелой, или что другое, из чего ты мог бы понять, что сатиры уже нашептывали этой нимфе на ухо некие тайны жизни? Как можно было не посмотреть на эти знаки!
– Я надел тогу раньше, чем ты думаешь, — сказал Виниций. — Пока не прибежал маленький Авл, я внимательно рассматривал эти знаки. Я ведь знаю, что и в Греции и в Риме девушки часто чертят на песке признания, которые отказываются произнести их уста. Но угадай, что она начертила?
– Если что другое, я, пожалуй, не угадаю.
Девушка была христианка, и этот рисунок она начертила неслучайно.
Действительно, рыба – один из самых распространенных рисунков в раннехристианской живописи. И символизировала она не кого-нибудь, а самого Господа Иисуса Христа. А причина этого – древнегреческий язык. Дело в том, что по-древнегречески рыба ὁ ἰχθύς (ihthys). Христиане увидели в этом слове своего рода акростих (стихотворение, в котором первые буквы каждой строки составляют осмысленный текст), рассказывающий о Христе. Каждая буква «древнегреческой рыбы» была для них соответственно первой буквой других, очень важных слов, выражающих исповедание христианской веры: Ἰησοῦς Χριστός Jεοῦ Uἱός Sωτήρ. С древнегреческого на русский это переводится так: Иисус Христос Сын Божий Спаситель. Т.е. древние читали древнегреческое слово ἰχθύς (рыба) как аббревиатуру этой фразы.
Катакомбы Домициллы. Рим. Христианские символы: рыбы и якорь. 4 век.
Вообще в Новом Завете часто используется символика рыбы. Например, Господь говорит: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф 7: 9–11). Как считают многие толкователи Священного Писания, образ рыбы здесь символизирует Христа как истинный Хлеб Жизни, а змея символизирует диавола. Поэтому, например, иногда рыбу в раннехристианской живописи рисовали вместе с корзинами, наполненными хлебами и вином. Т.е. этот образ имел евхаристическое значение.
«Тайная вечеря», фреска XIII в. в пещерной церкви, Каппадокия. Тело Христово в Граале изображено в виде рыбы
Также Христос насыщает множество народа, взяв семь хлебов и «немного рыбок»: «И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились» (Мф 15: 36–37). При другом таком же чуде было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф 14: 17–21).
Кроме того, Христос называет апостолов, бывших рыбаков, «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное – «неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода» (Мф 13:47).
Интересно еще и то, что Отцы Церкви сравнивали с рыбой и самих христиан, последовавших за Спасителем в «воду вечной жизни». Вот что, например, писал раннехристианский писатель Тертуллиан (II-III в. после Р.Х.): «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» («О крещении». 1.1).
Найдено место, где Иисус накормил голодных
По всей видимости, археологи, ведущие раскопки возле Галилейского моря, обнаружили место, где Иисус чудесным образом накормил пятью хлебами и двумя рыбами толпу из пяти тысяч человек. Это чудо упомянуто во всех четырех канонических Евангелиях.
Во время раскопок византийской «Сгоревшей церкви» (названной так потому, что она была одной из семи церквей, разрушенных в результате осады и захвата Иерусалима в 614 году н. э. армией Сасанидской империи) сотрудники из университета Хайфы обнаружили на полу храма выложенную 1 400 лет тому назад мозаику, изображающую чудо кормления. На первой изображен совершающий чудо Иисус, на другой — двенадцать корзин с хлебом и фруктами.
Согласно Евангелию от Марка, после смерти Иоанна Крестителя Иисус с учениками удалился в «пустынное место» в Галилее, чтобы немного отдохнуть. Поскольку туда они отправились на лодке, это место должно было находиться относительно близко от берега Галилейского моря. Когда они сошли на берег, их окружила толпа. Ученики просили Иисуса: «отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть» (Марк 6:31).
В ответ Иисус велел своим ученикам дать им есть. Узнав, что у них пять хлебов и две рыбы, Иисус посмотрел на небо, «благословил и преломил хлебы», раздал ученикам, чтобы они разделили на всех. «И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей» (Марк 6: 42-44). Эта история изложена у других евангелистов: Матфея, Марка и Иоанна. У Марка и Матфея от кормления четырех тысяч человек осталось даже еще больше еды.
Традиционно считалось, что кормление пяти тысяч происходило на северо-западном берегу Галилейского моря — в Табхе (Ейн-Шева). Здесь, на месте руин византийской церкви, разрушенной в 7-м веке, имеется католическая Церковь Умножения хлебов и рыб. Наиболее раннее свидетельство об отправлении христианских обрядов в Табхе датируется серединой 4-го века, но мозаика, относящаяся к кормлению пяти тысяч человек, датируется примерно 480-м годом н. э.
Место новейшего открытия находится на юго-восточном берегу Галилейского моря, где располагался древний город восточной Галилеи — Сусита, или по-гречески Гиппос. Основанный при Селевкидах как эллинистический полис Антиохия-Гиппос, город расцвел под римским владычеством, подвергся христианизации в византийский период.
По осторожному предположению Майкла Эйзенберга (Michael Eisenberg) из университета Хайфы, возможно, Гиппос был тем местом, где предположительно произошло чудо. В беседе с корреспондентом Jerusalem Post ученый сказал: «В настоящее время мы склонны рассматривать Церковь Умножения в Табхе как место совершения чуда, но при внимательном чтении Нового Завета становится очевидным, что оно произошло в пределах городской черты к северу от Гиппоса».
Как в Табхе, так и в Гиппосе имеются мозаики с изображением чуда умножения хлебов и рыб. Эти мозаики, как и оба храма, где они располагаются, относятся к пятому веку.
Одна из первых христианок, писательница Эгерия (Egeria), которая путешествовала по Святой земле примерно в 381 году, в своем дневника записала, что место, «где Господь накормил людей пятью хлебами и двумя рыбами», было недалеко от Капернаума. Даже если Церковь Умножения и была тем самым местом, которое посетила Эгерия, паломница пришла сюда спустя 350 лет после того, как Иисус совершил это чудо.
Оба эти храма были возведены в тот период, когда христиане совершали паломничество по святым местам в поисках облегчения физических страданий. Как правило, чтобы излечиться от недугов или попросить помощи в случае неурожаев, голода, непосильных поборов и войн. Возможно, оба эти места представляли собой различные религиозные центры, которые были охвачены желанием привлечь к себе как можно больше паломников.
Обе церкви могли быть одинаково привлекательными для местных рыбаков, которые молились о хороших уловах. Любопытный факт, художник, создававший мозаику в Табхе, не был местным рыбаком: на мозаиках изображена рыба с двумя спинными плавниками, а у рыб Галилейского моря только один спинной плавник. Хлеб и рыба — символы первых христиан, имели большое практическое значение для всех живущих у Галилейского моря, будь то рыбаки или крестьяне.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Умножение мозаичных рыб
М ногофигурная мозаика, найденная на полу церкви на берегу озера Кинерет, судя по всему, изображает евангельское чудо преумножения рыб, когда Иисус накормил 5 тысяч человек двумя рыбами и пятью хлебами.
По византийским стандартам, мозаичный пол т.н. Сожженной церкви, найденной археологами в Сусите (Гиппосе), является вполне заурядной работой с точки зрения как техники, так и сюжета. Тем не менее, стоя среди руин на продуваемом всеми ветрами холме, легко можно представить, что чувствовали первые христиане, совершавшие богослужение в этой церкви, откуда открывался прекрасный вид практически на все Генисаретское (Тевериадское) озеро.
«Глядя вниз, они, возможно, думали о чудесах, которые Иисус творил на этом озере, расстилавшемся внизу», – говорит др. Михаэль Айзенберг, руководящий раскопками в Сусите вместе со своей коллегой по Хайфскому университету др. Арлетой Ковалевской. А взглянув на церковный пол, верующие видели изображение одного конкретного чуда.
Сожженная церковь – один из, по меньшей мере, семи христианских храмов города, который римляне называли Антиохия Гиппос, а евреи, на арамейском, Суситой. Церковь была раскопана в июле. Керамика и другие признаки позволили датировать ее V веком. Свое название церковь получила, поскольку погибла во время пожара, когда обрушилась церковная крыша. Образовавшийся слой пепла на несколько веков защитил мозаичный пол от палящего ближневосточного солнца. В результате сохранилась большая часть мозаик, украшавших неф, апсиды и боковые притворы. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
В течение нескольких недель после обнаружения 90 процентов мозаик Сожженной церкви были очищены и законсервированы Яной Виткаловой, специалистом Управления древностей. Впервые за 1600 лет ставший доступный зрителям, мозаичный пол радует яркими красками, а изображенный сюжет не оставляет никаких сомнений. Неф украшают две композиции из трех рыбин: маленькой, средней и большой и жирной. Большая рыбина словно улыбается. Мозаика в апсиде, напротив, изображает двух рыб – в точном соответствие с евангельским сюжетом. Эти рыбины изображены в геральдической позиции, мордами друг к другу – в отличие от рыб в нефе.
Не забыт и хлеб. На мозаичном полу Сожженной церкви художник изобразил корзины, в каждой из которых пять хлебов. «Их ровно пять – не три и не шесть. Их цвет, возможно, связан с разными сортами муки, пшеничной и ячменной» – говорит Айзенберг.
Археологи, раскопавшие Сожженную церковь, так же обнаружили греческие надписи с таким количеством ошибок, что исследователи предположили, что к тому времени местные жители уже плохо знали греческий. Им удалось расшифровать одну надпись, согласно которой церковь была построена в память о Феодосии. Что это за Феодосий, неизвестно.
Раскопками в северо-западной части Суситы, где была найдена Сожженная церковь, руководит сотрудница Хайфского университета Джессика Рентц. «Похоже, ей улыбнулась Тихе, греческая богиня удачи. Найти в византийской церкви многоцветный мозаичный «ковер» в первый же сезон раскопок – невероятное везение! А уж найти мозаику, непосредственно связанную с чудом, сотворенным Иисусом – воистину, подлинное чудо», – улыбается Айзенберг.
«Надеюсь, что найденные надписи позволят получить важную информацию о местной общине, ее верованиях и благочестии», – говорит Рентц.
Художник, украшавший Сожженную церковь (или его заказчик), похоже, испытывал отвращение к пустому пространству. Поэтому пол усеян изображениям всевозможных птиц, рыб (древнейший христианский символ), а так же двенадцати корзин с хлебами и фруктами, в числе которых этроги и гранаты.
Рыба упоминается в истории о чудесной рыбалке, описанной у Луки и Иоанна. Будущий ученик и последователь Иисуса Симон был рыбаком из Капернаума. Как-то раз ловля оказалась неудачной. Тогда Иисус велел ему снова закинуть невод:
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
Кроме того, в Новом Завете рассказывается, как Иисус накормил множество голодных несколькими хлебами и рыбами. Первое чудо, «Насыщение 5000 людей» является единственным чудом (кроме воскресения), которое присутствует во всех четырех канонических Евангелиях (Мф. 14:13-21, Мк. 6:31-44, Лк. 9:10-17 и Ин. 6:5-15). Это чудо также известно под названием: «Чудо пяти хлебов и двух рыб». Второе чудо, «Насыщение 4000 людей» oписано в Евангелиях от Марка (Мк. 8:1-9) и Матфея (Мф. 15:32-39), однако отсутствует в Евангелиях от Луки и Иоанна. Это чудо также известно как: «Чудо семи хлебов и рыб».
Согласно Марку, Чудо пяти хлебов выглядело так:
И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много,- отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.
«С учетом женщин и детей, пяти хлебов двух рыб должно было хватить на 12 с лишним тысяч человек», – говорит Айзенберг.
Где именно произошло это чуда, евангелисты не сообщают. Однако согласно традиции, это произошло в Табхе, на противоположном от Суситы берегу озера. Однако нельзя исключить, что в те времена существовала и другая традиция, согласно которой чудо произошло именно в Гиппосе. Причем, по словам Айзенберга, помимо мозаик, найденных в Сожженной церкви, в пользу этой гипотезы так же свидетельствует следующее. Согласно евангелию от Иоанна, накормив 5 тысяч голодных Иисус отправил своих учеников на западный берег Кинерета, в Капернаум: «Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум (Ин, 6:16-17). Если, говорит Айзенберг, Капернаум находился на противоположном берегу от места, где произошло чудо, логично предположить, что оно произошло в Гиппосе – вернее, не в самом городе на вершине холма, но где-то в окрестностях.
В Табхе находится современная католическая церковь Умножения хлебов, построенная в 1982 году. Однако относительно двух других древних церквей утверждаются, что они были построены именно там, где произошло данное чудо. Старейшая из них датируется IV веком. В ней сохранился фрагмент византийской мозаики, где так же изображена корзина с хлебами, однако там их не пять, а всего четыре.
Как уже было сказано, Сожженную церковь украшают изображения двенадцати корзин с хлебами и фруктами. Это так же соответствует евангельскому сюжету: как уже было сказано, после того, как Иисус накормил всех голодных, «набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов». Таким образом, этот элемент мозаики так же связан с чудом преумножения.
С рыбами, изображенными на мозаиках Сожженной церкви, связана еще одна загадка: они совершенно не похожи на рыб, которые водятся в Кинерете!
Исконной для озера рыбой является тиляпия, которую на иврите называют амнун, на арабском мушт, а в по-английски – рыбой святого Петра. Однако, как утверждает профессор Моше Гофен, специалист по мозаичным изображениям рыб в районе Кинерета, в церкви в Гиппосе изображены совсем другие рыбы, скорее всего, выловленные в Ниле: у рыб на мозаиках два спинных плавника, тогда как у кинеретских – только один.
Возможно, предполагают исследователи, мастер, работавший в Сусите, был родом из Египта. Или же в местной мастерской были образцы с изображением египетских рыб, которые художник просто скопировал вместо того, чтобы ломать голову и интересоваться обликом местной фауны.
Богиня Тихе, возможно, улыбнулась израильским археологам, однако к самой Сусите она была не столь благосклонной: в 749 году он был разрушен землетрясением. Впрочем, к этому времени Сожженная церковь уже стала историей. Археологи убеждены, что она сгорела гораздо раньше, возможно, во время персидского вторжения, активно поддержанного местными иудеями. Согласно христианским источникам, эта кампания сопровождалась массовым разрушением церквей. В частности, тогда же была сожжена и первоначальная церковь в Табхе.
Мозаика рыбы и хлеба
Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.
Мир «иной» приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из «языческих» образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.
Символизм христианского искусства этой поры был проявлением «естественного» для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.
Отношение к непосредственному изображению Бога и «мира невидимого» было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.
Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):
Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.
Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).
К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.
Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).
В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет «ловцами человеков» (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф 13:47).
[1] Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Издательство Западно-Европейского Экзархата. Московский Патриархат, 1989, с. 11.
[3] Цит по: Граф А. С. Уваров. Древнехристианская символика. М., 1908.
[4] По слову Климента Александрийского, как лоза дает вино, так Божественное Слово дало Свою кровь; ср. Ин 15:1 («Я есмь истинная виноградная лоза»).
[5] Архим. Христофор. Древнехристианская иконография как выражение древнецерковного миросозерцания. Спб., 1886, с. 60.
[7] Gerd Heinz-Mohr. Lexikon der Symbole. Herder, 1992, S. 274.
[8] Отметим, что посох как знак пастырского достоинства вручается православным игуменам и епископам.
[9] В этом значении образу Агнца наследовало более позднее изображение Распятия.
[10] Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви, с. 64.
[11] Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике, с. 191.
[12] Цит по: Успенский Л. Там же, сс. 40-41.
Иисус Христос в Капернауме
Долина, известная под названием Табгха (Tabgha), простирается на северо-западно м побережь е озера Киннерет, на расстоянии 3 км от Капернаума. Раньше здесь было не менее семи сернистых источников, известных как средство для лечения болезней кожи. Один из них упоминается как место, где Иов был излечен от всех своих болезней. Это и определило название местности: «Семь источников».
Именно здесь произошло несколько важнейших для христианства евангелических событий.
Самое известное из них — чудо умножения хлебов и рыб. Иисус пришел сюда помолиться в одиночестве, когда узнал о смерти Иоанна Крестителя. Но за ним последовали его ученики, а за ними народ с просьбами об исцелении. Весь день он занимался исцелениями, а к вечеру проголодавшийся народ решил послать гонцов в ближайшее поселение — Капернаум — за едой, так как само место было пустынное, а провизии с собой никто не взял. Иисус сказал, что ходить не надо, еда есть — 5 хлебов и 2 рыбы. Иисус преломил еду и сказал Симону: накорми народ. Тот стал раздавать куски, хватило всем и еще 12 коробов кусков осталось. А народу было 5 тыс. человек, не считая женщин и детей (Марк 6:1-56).
Чудесное Умножение хлебов и рыб описано в Евангелиях «От Матфея» и «От Марка»: «… говорят Ему: у нас есть только пять хлебов и две рыбы. Он сказал им: принесите их Мне сюда. … воззрел на небо, благословил и преломив дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей».
«… пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зелёной траве. И сели рядами по сту и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все и насытились; и набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов; было же евших хлебы около пяти тысяч мужей».
Здесь же было совершено чудо хождения по воде. Когда штормом в море угнало лодку, Иисус отправился ее спасать пешком по воде и сказал Симону: иди за мной. Симон пошел, но начал тонуть. Иисус объяснил это недостаточной верой Симона — зачем тот усомнился (Матфей 14:25, Марк 6:48).
В этих же краях были совершены чудеса успокоения шторма и наполнения сетей. Здесь же Иисус появился в третий раз перед своими учениками после воскрешения.
Католическая ц ерковь умножения хлебов и рыб
Церковь Гептапегон, более известная как Ц ерковь умножения хлебов и рыб, представляет собой правильное греческое название слова Табгха – « С емь источников».
Она п освящена всему, что делал Иисус на Кинерете и поэтому называется «общей церковью».
Примерно в 350 г. при императоре Константине на этом месте была построена византийская базилика с мозаичным полом, большая часть которого сохранилась до сих пор, хотя некоторые куски реставрированы в наше время. Это — одна из самых известных в мире мозаик, изображающая 2 рыб и 5 хлебов. На самом деле изображены всего 4 хлеба — для того, чтобы по форме получился крест. Определенные части декора, в частности алтарь с изображением виноградных гроздей и рисунок капителей колонн, реконструированы по подобным византийским деталям, найденным при раскопках в Шифте.
В настоящее время мозаичный пол базилике находится уже в новой церкви.
Церковь Гептапегон и часть территории Капернаума вокруг синагоги, в которой проповедовал Христос, находятся на территории францисканского монастыря.