мишка на севере шоколад с воздушным рисом куда делся
Куда, как давно и почему исчезли «Мишки на севере»?
«Мишка на Севере» — марка шоколадных конфет, выпускаемых Кондитерской фабрикой имени Н. К. Крупской и выпускавшихся ранее другими кондитерскими фабриками СССР и России.
«Мишку на Севере» выпускают на ленинградской фабрике имени Н. К. Крупской с 1939 года.
Известно, что в 1943 году в блокадном Ленинграде было произведено 3 тонны конфет этой марки[1].
Товарным знаком продуктов фабрики им. Крупской они стали с 1997 года
Оригинальный дизайн обёртки шоколада был разработан известным художником Т. В. Лукьяновой, которая на протяжении многих лет сотрудничала с этим предприятием. Это художественное решение нашло много почитателей среди покупателей страны[2].
12 октября 2010 года Фабрика имени Н. К. Крупской закончила «редизайн» упаковки «Мишка на Севере»[3]. Покупатели активно отреагировали на предпринятое изменение традиционного оформления упаковки[4].
В СССР конфеты с таким названием выпускали несколько кондитерских фабрик.
В 1995 году право на марку «Мишка на Севере» получила «Фабрика имени Крупской»[5].
С 2006 года эта марка принадлежит норвежскому концерну «Orkla», который купил ОАО «Кондитерская Фабрика имени Н. К. Крупской». До 2008 года конфеты под таким названием продолжали производиться и на других предприятиях. После вступления в силу поправок к закону о товарных знаках многие предприятия перестали производить «Мишку на Севере»[6] под оригинальным названием и дизайном. Однако, у многих кондитерских фабрик в ассортименте можно встретить знакомые всем конфеты с видоизменённым дизайном и названием (при этом конфеты легко узнать).
Традиционно под маркой «Мишка на Севере» выпускались только шоколадные конфеты. Впоследствии стали производить и другие кондитерские изделия: шоколад, шоколадные плитки и шоколадные батончики с разной начинкой, и другим оформлением упаковки.
Ленинградский бренд: традиционная продукция фабрики им. Крупской возвращается на прилавки
Куда с магазинных полок ушел «Мишка на Севере»? Этим вопросом наверняка задаются любители продукции легендарной ленинградской кондитерской фабрики им. «Крупской». На производстве отразились сокращения. Правда, теперь политика изменилась, недавно компания объявила о наборе кадров. Нужны лишь рабочие руки. Сладкие новости с передовой от Татьяны Баженовой.
Шоколад и конфеты своим девушкам и женам работники фабрики им. Крупской не дарят — слишком устали от запаха сладостей. Он на производстве в деревне Разбегаево, пожалуй, главный хозяин.
Татьяна Баженова, корреспондент: «Производство фабрики Крупской давно вышло за пределы Петербурга. Если местные цехи переехали из центра города в область около года назад, уже несколько лет отдельные бренды изготовляют в Ульяновске и Екатеринбурге. Но любимое и узнаваемое, конечно, не ушло из Северной столицы. Например, шоколад «Мишка на Севере». Эту линию ни останавливать, ни менять не собираются».
На «родине» фабрики, в городе на Неве, остались и уникальный шоколад с солью «Особый», плитки «Летний сад» и «Тройка», а вот недосчитались в начале лета сладостей под брендом Крупской из других регионов. Из крупных торговых сетей исчезли конфеты «Мишка на Севере», «Трюфели» и «Белочка». Ретейлеры запаниковали, неужели новый хозяин, а в 2014-м «Крупскую» купила компания «Славянка», решил избавиться от истинно петербургских марок?
Оксана Евстратова, менеджер по работе с розницей кондитерского объединения «Славянка»: «Это тоже популярные конфеты. Мы выводим «Трюфели», потому что есть аналоги, мы будем пытаться их заменить. Был и филиал компании «СладКо», большая часть выводится оттуда. Это шоколад и конфеты, которые не пользовались спросом. Так что это коснется только таких продуктов, в которых мы не видим смысла продажи».
Остальные — уже упомянутые «Мишки» и «Белочки» — в магазины постепенно возвращаются. Сбой был связан с тем, что новые управленцы перераспределяли производство: некоторые линии поменяли адреса, а соответственно, и на упаковках данные пришлось корректировать. Все это заняло несколько месяцев. Сетовали покупатели и на повышение цен, а они действительно выросли с начала года на 20-50 процентов.
Ольга Шаймарданова, продавец фирменного магазина кондитерской фабрики имени Н. К. Крупской: «С утра, конечно, приходят пенсионеры. За своими любимыми конфетами. Жаловались, жаловались, что цены подросли! Но, говорят, куда деваться, покупать все равно будем — это наши любимые конфеты».
Повышение цен в Петербурге объясняют вовсе не тем, что появился новый владелец: конечно, совсем не подсластил ситуацию кризис. Сахар, орехи, изюм и карамель стали дороже. Да и поставщики какао-бобов, страны Западной Африки, теперь импортируют меньше сырья.
Наталья Ломова, директор производства кондитерской фабрики имени Н. К. Крупской: «Наши поставщики — это партнеры с длительными отношениями. С серьезными доверительными отношениями. Кроме того, поставщики какао-бобов не входят в санкционные списки, проблем с поставками не было. Но вместе с тем, мы вынуждены признать, что объемы поставляемых бобов снижаются. И связано это не с кризисом, а с урожайностью, она снизилась. Но это не отражается на производстве».
Сладкую новость о том, что Россия может ввести эмбарго еще и на шоколад, на фабрике проглотили не без удовольствия. Они и сейчас в высокий сезон, осенью и зимой, выпускают до 800 тонн «гормона радости». Это значит, производили, производят и будут производить. И обещают, что с полок надоевший рабочим, но любимый горожанами шоколад, под истинно ленинградским брендом, пропадать не будет.
Как появился «Мишка на Севере»? — Вкус детства, который ни с чем не сравнишь…
«Мишка на Севере» — самая знаменитая марка шоколадных конфет, которые выпускает Кондитерская фабрика имени Н. К. Крупской в городе на Неве ещё с 1939 года. Эти конфеты потом производили и другие кондитерские фабрики в СССР и России. Но с 1995 года право на марку «Мишка на Севере» имеет только Фабрика имени Крупской.
Как появился «Мишка на Севере»?
Марку шоколадных конфет с таким ласковым названием «Мишка на Севере» кондитеры ленинградской фабрики имени Надежды Константиновны Крупской разработали незадолго до Великой Отечественной войны, в 1939 году.
Это мягкие глазурованные конфеты с ореховой начинкой, заключенной в вафельный корпус, тающие во рту со вкусом, который трудно передать или с чем-то сравнить. И, действительно, лакомство сразу пришлось по вкусу ленинградцам, а потом и всем жителям в СССР.
Причём, эта любовь была «с первого вкуса», которая с годами не прошла, спустя больше полвека жива и поныне, даже имеет все шансы стать вечной, как поётся в знаменитой песне Шарля Азнавура. Хотя это уже из другой оперы. Вернёмся к нашим… «Мишкам на Севере». Любовь к этому вкусу конфет десятилетиями не тает, как лёд на Северном полюсе. Кстати, о последнем…
Обёртка мишки
Всем советским сластёнам сразу же полюбилась и милая обёртка конфеты, на которой изображён белый мишка-симпатяшка, пробирающийся среди живописных шапок снега, наслаждаясь жизнью, ему крепчайший мороз аж по кайфу (что видно по мордочке), конечно, он же в своей привычной среде обитания — на Северном полюсе.
Когда смотришь на обёртку и понимаешь, насколько искусно передано удовольствие во всём его виде, точно такое же испытываешь, когда ешь эту конфету. А создала такой игривый и вкусный дизайн известная художница Татьяна Лукьянова, сотрудничавшая на протяжении многих лет с ленинградской фабрикой имени Н. К. Крупской.
Обёртка реально здоровская. Такое изысканное художественное решение нашло отражение в сердцах многих покупателей страны. Буквально все дети стали собирать обёртки «Мишки на Севере». Раньше любые конфетные обёртки также называли — фантиками. Потом хвастались, у кого больше фантиков мишек, собирали огромными коллекциями и играли в одноимённую игру.
Конфеты в блокаду
Когда страшная беда пришла в город на Неве, ленинградцы не расстались с «Мишкой на Севере». В это трудно поверить, но с начала и до конца Великой Отечественной войны, во время блокады, фабрика не прекращала изготавливать эти конфеты. Хотя, когда не хватало сахара и муки, а также других компонентов, приходилось использовать заменители традиционного кондитерского сырья.
Как рассказал профессор СПбГУ, заведующий кафедрой Новейшей истории России, Михаил Ходяков, опираясь на рассекреченные документы, оказывается, несмотря на сложности изоляции, голод и бомбёжки, 6 фабрик Ленинграда продолжали работать и выпускали трюфели, «Мишку на Севере» и «Чернослив в шоколаде».
Важно отметить, что в процессе массового производства кондитерских изделий часто происходила замена дефицитных составляющих на суррогаты. В отчетах говорится, что в некоторых конфетах количество глазури снизилось на 30 %, арахис заменили кунжутными семечками, а вместо сливочного масла использовали «специальные жиры повышенного качества».
По словам учёного, после прорыва блокады производство начало расти. Так, в документе говорится, что на фабрике имени Н. К. Крупской за 1943 год сотрудники перевыполнили план и вместо заявленных 2555 тонн выпустили 2728. Известно также, что в 1943 году в блокадном Ленинграде было произведено 3 тонны конфет одной только марки «Мишка на Севере».
Рост «Мишки на Севере»
Время шло, а спрос на «Мишек на Севере» только рос. Выпускались конфеты в достаточном объёме, но производители решили пойти дальше и усовершенствовать вкус любимого лакомства. Так, в 60-е годы ХХ века включили в состав пралинового корпуса конфеты дополнительные виды орехов. Также была расширена линейка кондитерской продукции столь востребованной марки.
Сперва под маркой «Мишка на Севере» выпускались только шоколадные конфеты. Потом стали производить и другие кондитерские изделия: шоколад, шоколадные плитки и шоколадные батончики с разной начинкой и с другим оформлением упаковки.
Появился «Мишка косолапый». Хотя бытует легенда, что этот мишка родом не из СССР, а из царской России. Его история берёт начало, якобы, в мастерских «Товарищества паровой фабрики шоколада, конфет и чайных печений «Эйнемъ». Его руководитель Юлиус Гейс придумал своего мишку косолапого, взглянув на картину Ивана Шишкина и Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу». Но это уже совсем другая история…