как списать мясо в столовой
Как списать мясо в столовой
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание продуктов питания, пришедших в негодность в связи с истечением срока годности, согласно принятому решению об их списании может отражаться с применением счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами». Основанием отражения выбытия продуктов питания будет Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230), оформленный по результатам инвентаризации комиссией по поступлению и выбытию активов и утвержденный руководителем учреждения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гурашвили Роман
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Союза развития государственных финансов Суховерхова Антонина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Акт утилизации продуктов питания
Если продукты питания не были реализованы до истечения их срока годности, их необходимо утилизировать. Для отражения процедуры утилизации и списания просроченной продукции в бухгалтерском учете нужно составлять соответствующий акт — об утилизации (или уничтожении) продуктов питания. Документ должны подписать члены специально созданной приказом руководителя комиссии. Рассмотрим, как должен выглядеть документ и как его правильно заполнить.
Общая информация
Акт утилизации продуктов питания — это первичный документ бухгалтерского учета. К его составлению нужно подходить со всей ответственностью. Задача акта — подтвердить, что часть продуктов находилась в испорченном состоянии, была утилизирована должным образом, а также выступить в качестве опорного документа в бухучете компании.
Применяют бумагу на предприятиях, работа которых связана с пищевой продукцией: общепит, торговля и т.д. Причины утилизации заключаются не только том, что кончился срок годности продуктов, но и в том, что может быть испорчена упаковка при транспортировке, испорчен сам товар при ненадлежащих условиях хранения или при каких-либо чрезвычайных происшествиях.
Комиссия
За составление документа отвечает специальная комиссия по утилизации продуктов питания, созданная приказом руководителя. В нее входит не менее трех сотрудников предприятия. Обычно это бухгалтер, начальники отделов, завхоз, товаровед, заведующий магазином и т.д.
Важно! Задача комиссии — присутствовать при процедуре утилизации продуктов и подтвердить этот факт проставлением своих подписей на акте.
Составляем документ
Унифицированной формы такого акта нет. Компания может разработать собственный бланк и закрепить его специальным приказом в своей учетной политике. Заполнять бланк можно от руки или на компьютере. Обязательное условие — чтобы подписи на акте были «живые», то есть набранный на компьютере документ обязателен к распечатыванию и подписанию.
Чтобы акт утилизации продуктов питания имел юридическую значимость, он должен содержать стандартные для такого документа реквизиты и информацию:
Внимание! Некоторые категории продуктов после окончания срока годности могут нести угрозу здоровью и жизни человека. В этом случае необходимо, чтобы процедура утилизации была согласована с Роспотребнадзором. Кроме того, в ведомство нужно будет направить один экземпляр акта или его заверенную по всем правилам законодательства копию. Это нужно для подтверждения факта уничтожения потенциально опасных продуктов.
Исправление ошибок, хранение документа
Акт не должен содержать орфографических и грамматических ошибок. Если в процессе заполнения были допущены фактические ошибки, например, были неправильно указаны наименования, суммы, данные о массе и количестве, то такие неточности необходимо исправить стандартным способом.
Делается это так: ошибочные сведения аккуратно зачеркивают, сверху располагают правильный вариант, а рядом ставят отметку «Исправленному верить» и подпись.
Акт утилизации продуктов питания, как и другие документы первичного учета, должны храниться в организации в течение 5 лет.
Основные правила ведения бухучета в общепите (нюансы)
Специфика бухгалтерского учета в общественном питании
Согласно ГОСТ 30389-2013 (введен в действие приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1676-ст) к предприятиям общепита относятся:
Бухучет на данных предприятиях не регламентирован отдельными нормативными актами бухгалтерского законодательства. В связи с этим компании могут самостоятельно разработать алгоритм бухгалтерского учета, используя при этом различные методики и отраслевые инструкции, которые не противоречат действующим законам (письмо Минфина от 29.04.2002 № 16-00-13/03).
О том, какие положения используются при составлении учетной политики, читайте в статье «Положение по бухгалтерскому учету и учетная политика организации».
Вместе с тем специфика отрасли такова, что ряд особенностей в учете присутствует практически на всех предприятиях общепита:
Рассмотрим основные нюансы и особенности их применения на предприятиях общественного питания.
Учет ТМЦ в общепите
Традиционно в ресторане или кафе действуют 3 основных подразделения: склад (кладовая), кухня и посетительский зал. Некоторые компании общепита дополнительно выделяют учет в баре и торговлю на вынос, а также организацию развлечений для посетителей. Для ТМЦ при этом характерны внутренние перемещения из одного подразделения в другое.
Особенностью учета ТМЦ в кладовой (на складе) на предприятиях общепита является то, что у такого предприятия одновременно имеются и товарные позиции, и позиции, которые следует относить к сырью. Например, бутилированная питьевая вода:
На практике разграничения закладываются на этапе формирования технологических карт (об этом подробнее далее) и создания списка складской номенклатуры: вода, которую планируется использовать для готовки, приходуется отдельной позицией номенклатуры и по литражу, а вода-товар учитывается поштучно, по себестоимости каждой бутылки. При этом при инвентаризации остатков допускается пересортица между счетами 41 и 10 по таким позициям. Это связано с тем, что в процессе работы кухни может происходить замена одной позиции на другую. Например, если закончилась вода, приобретенная по литражу (обычно — в более объемной таре на 2–5 литров), и для приготовления заказа открыли маленькую «товарную» бутылку.
При поступлении ТМЦ формируются типовые записи:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В подавляющем большинстве современные предприятия общепита применяют УСН (ЕНВД с 2021 года отменен). В том числе это освобождает бухгалтера от организации усложненного учета по НДС, который тоже можно отнести к нюансам отрасли, — по закупаемым продуктам наверняка встретится и 10% (на продукты питания по п. 2 ст. 164 НК) и 20% (по товарам, не вошедшим в 10%-ный список, например, деликатесной мясной и рыбной продукции). Какие нюансы нужно учесть при ведении бухучета в кафе на УСН, читайте здесь.
Согласно п. 9 ФСБУ 5/2019 «Запасы» (до 01.01.2021 — п. 5 ПБУ 5/01), ТМЦ учитываются по фактической себестоимости, то есть их стоимость складывается из цены поставщика и дополнительных накладных расходов. Последние оформляются проводкой:
Особенности учета сырья для изготовления блюд (изделий) и товаров для перепродажи по правилам нового бухстандарта подробно рассмотрены в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в материал.
Перемещения ТМЦ между подразделениями оформляются документом на внутреннее перемещение. Бланки подобных документов предприятие может разрабатывать самостоятельно. На практике часто используются аналоги лимитно-заборной карты либо заборного листа, в котором отмечается каждая позиция ТМЦ, переданная со склада на кухню или в бар под расписку материально ответственных лиц. Ответственность за сохранность ТМЦ в общепите обычно лежит на том подразделении, в котором ТМЦ находятся по ходу производственного цикла. Если есть должность кладовщика, он отвечает за приемку и сохранность в кладовой, при заборе продуктов на кухню ответственность переходит на работников кухни, при выдаче готового блюда официантам за надлежащую «доставку» блюда посетителю отвечают уже официанты. Однако заметим, что подобное деление ответственности не является обязательным, хотя часто учитывается бухгалтерией при проведении результатов инвентаризации и определении вины ответственных лиц за недостачи.
На предприятиях общепита ревизии ТМЦ проводятся значительно чаще, чем в других отраслях хозяйственной деятельности (обычно не реже раза в месяц). Связано это с несколькими причинами:
О существующих способах формирования себестоимости читайте в материале «Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)».
Нюансы учета в производстве
Сырье, отпущенное в производство (Дт 20 Кт 10) и использованное при приготовлении блюд, списывается с Кт 20 в Дт 90 на основании калькуляции. При этом формирование себестоимости продуктового набора в готовом блюде проходит обычно в несколько этапов с формированием промежуточных полуфабрикатов. Формирование себестоимости, возможно, самая главная специфика общепитовской отрасли. Рассмотрим ее подробнее на практическом примере.
Нужно скалькулировать текущую себестоимость готового блюда — порции роллов «Калифорния». Есть информация о стоимости закупки исходных продуктов (приходные накладные от поставщиков).
Особенность заключается в том, что далеко не по всем компонентам блюда можно взять себестоимость закупки по накладной и сразу включить в себестоимость готового блюда в нужной пропорции.
Разберем подробнее на таком компоненте, как авокадо. Авокадо обладает жесткой кожицей и большой косточкой. В готовке используется только мякоть, составляющая примерно половину от веса сырого плода, который закупили. Для правильного расчета себестоимости нужно сначала привести все компоненты будущего блюда к тому состоянию, в котором они фактически будут использованы (очищены, сварены и т. п.). Образно говоря, этапы приготовления на кухне должны у нас совпасть с этапами отражения в бухучете.
Поэтому начинаем калькуляцию с приготовления полуфабриката авокадо (взятого за пример). «Готовить» для бухгалтерских целей будем по технологической карте на полуфабрикат (далее техкарта). Техкарта представляет собой внутренний документ, в котором зафиксированы необходимые ингредиенты и их количество в блюде, а также рассчитаны продукты «на входе» — брутто и «на выходе» — нетто. Именно соотношение «брутто — нетто» и интересует в первую очередь при составлении калькуляции на полуфабрикаты, т. к. в процессе кулинарной обработки вес или объем исходного продукта изменяется. Здесь стоит заметить, что для целей бухучета обычно сразу устанавливаются единицы измерения для калькуляции. Обычно это килограмм и литр.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Существуют так называемые сборники рецептур, по которым можно составить техкарты. Однако на практике варианты приготовления одного и того же блюда все равно разнятся на разных предприятиях. Не говоря уже о фирменных блюдах из меню ресторанов (где техкарты вообще могут относиться к коммерческой тайне). Поэтому для составления рабочих техкарт лучше всего провести серию замеров на «своей» кухне в процессе приготовления того или иного блюда поваром и составить индивидуальный вариант техкарты для данного предприятия.
Путем предварительных замеров и завесов у нас имеется информация: при весе брутто необработанного авокадо 2 кг получается мякоти нетто 1 кг, т. е. потери при первичной обработке составляют 50%.
Зная покупную цену сырого авокадо — 325 руб./кг (по последней накладной поставщика), можно вычислить цену на 1 кг полуфабриката, который мы из него приготовим, — 650 руб./кг.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В качестве примера мы рассмотрели однокомпонентный полуфабрикат. Но они могут быть и многокомпонентными, например, тесто для выпечки или бульон для супов. Калькуляция при этом происходит по тому же принципу — сначала рассчитывается стоимость полуфабриката по техкарте на полуфабрикат, а затем уже себестоимость всего блюда, в которое входит этот полуфабрикат.
Вот как выглядит техкарта готового блюда (порции из 6 роллов):
И вот теперь, глядя в техкарту готового блюда, можно сказать, что себестоимость авокадо в одной порции роллов «Калифорния» составит: 0,015 × 650 = 9,75 руб.
Заметьте, что полуфабрикат из авокадо в карте не один. Все, что требует предварительной обработки по технологии, сначала учитывается как полуфабрикат. Значит, для окончательной калькуляции нужно «приготовить» все остальные полуфабрикаты, чтобы получить себестоимость каждого.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Некоторые продукты, по которым, на первый взгляд, полуфабрикаты не нужны (например, свежемороженая икра для японской кухни), требуют специального обращения, в т. ч. медленного оттаивания. При оттаивании вес продукта тоже изменяется. Лучше всего с такими нюансами знакомы технологи-пищевики. Поэтому при первичном составлении техкарт (например, по новому меню) целесообразно хотя бы приглашать технолога для участия в процессе, если нет возможности держать такую штатную единицу.
Итак, все участвующие в блюде полуфабрикаты скалькулированы. Зная себестоимость всех полуфабрикатов и остальных компонентов по данным последних закупок, можно сформировать актуальную себестоимость порции роллов «Калифорния» на текущий день — 78,19 руб.
В примере получился 2-этапный расчет. На практике может встречаться и 3-, и даже 4-шаговая калькуляция, когда один полуфабрикат входит не в готовое блюдо, а в другой полуфабрикат. Например, соус гуакамоле, в который входит мякоть авокадо. Сам соус является составляющей других блюд. Будет 3-шаговая цепочка: авокадо полуфабрикат — соус гуакамоле полуфабрикат (в который входит полуфабрикат авокадо) — готовое блюдо (например, начос с гуакамоле).
В отношении проводок по калькуляции с полуфабрикатами удобнее использовать промежуточный счет, например, 21:
Остатки на конец дня:
Авокадо полуфабрикат — 130 — 0,2 кг (0,5 — 0,015 × 20) по стоимости 130 (0,2 × 650).
Авокадо — 325 — 1 кг по стоимости покупки.
В завершение примера можно отметить, что процесс калькуляции и списания себестоимости ресторатору лучше автоматизировать. В настоящее время существует достаточное количество хороших программ для общепита, приобрести которые выгоднее и удобнее, чем держать штат бухгалтеров, занимающихся только ежедневной калькуляцией, так как все наши расчеты действительны именно на ту дату, на которую они произведены. Завтра поступят продукты от другого поставщика по немного другой цене или чего-то не хватит на кухне, и закупят то же авокадо поштучно в ближайшем супермаркете — и все расчеты нужно делать заново, начиная с полуфабрикатов.
О нюансах калькулирования себестоимости блюда, читайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.
Как учитывается выручка
Большинство предприятий общепита работают по меню — списку блюд, доступному к приобретению в данном заведении. Продажные цены в меню утверждаются один раз на длительный отрезок времени, и в отличие от калькуляции не пересматриваются каждый раз при изменении закупочных цен. Например, помидоры зимой стоят 150 руб., а летом 80 руб. за кг. Цена готового салата из помидоров может оставаться одинаковой вне зависимости от времени года. В данном случае изменяется маржа заведения. Но если разброс закупочных цен увеличился стабильно, то это повод пересмотреть цены в меню.
При продаже готовой продукции предприятиям общепита также следует применять ККТ, т. к. почти вся их выручка — это наличные расчеты с населением. Выручка от продаж признается доходом от обычных видов деятельности и оформляется записями:
Нюансы бухучета расходов
Учет издержек регламентирован нормами ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н). Однако они дают только общие правила учета расходов и не отражают специфику отрасли. Поэтому алгоритм учета издержек разрабатывается компанией самостоятельно и фиксируется в учетной политике.
Согласно ПБУ 10/99, расходы делятся на прямые и косвенные.
К прямым относятся все издержки, напрямую относимые на производство продукции: сырье, оплата труда, амортизация и т. д. Учет прямых издержек ведется на счете 20.
К косвенным относятся прочие затраты, не связанные с производством: оплата труда административного персонала, начисления на нее, аренда помещения и т. д. Учет косвенных расходов осуществляется при помощи счетов 25, 26.
Однако часто компании на счете 20 учитывают лишь стоимость сырья, используемого для приготовления блюд, а остальные издержки относят в дебет 44 «Коммерческие расходы». Это связано:
По итогам месяца счет 44 тоже закрывается в себестоимость продаж: Дт 90.2 Кт 44.
Помимо привычных расходов в виде, например, зарплаты штатного персонала, на счет 44 в общепите могут попадать:
Иные специфические издержки, например, списание порчи продуктов и боя посуды, учитываются следующим образом:
О правилах взыскания ущерба с виновного лица читайте в материале «Образец претензии работнику о возмещении материального ущерба».
Итоги
Бухгалтерский учет в общепите довольно специфичен. Порядок бухучета не закреплен нормативными актами на законодательном уровне. Компании разрабатывают его самостоятельно, на базе отраслевых и методических рекомендаций, а также на основе практического опыта.
Порядок списания товара с истекшим сроком годности
Нормативное регулирование списания товаров с истекшим сроком годности
Запрет на продажу товаров с истекшим сроком годности установлен ст. 472 ГК РФ. Применяя нормы данной статьи, торговым компаниям следует учитывать и то, что продавать товар нужно с таким расчетом, чтобы потребитель успел его использовать (употребить) после покупки.
Грамотно прописать условие о сроке годности товара в договоре поставки и избежать рисков вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.
Дополняют требования ГК положения закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. В частности, в ст. 5 закона № 2300-1 установлены виды товаров, на которые производитель обязан установить и указать срок годности:
Если срок годности непосредственно на таком товаре не указан, продавать его тоже нельзя.
Просроченные товары или товары без обязательного указания срока годности могут быть возвращены поставщику, утилизированы либо уничтожены.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 09.12.2018 введен запрет на договоренности торговых сетей с поставщиками о возмещении стоимости, возврате или замене качественных продовольственных товаров, срок годности которых составляет не более 30 дней. Для товаров с большим сроком годности такие условия допустимы, но только если они не были навязаны продавцу. Кроме этого, в договор поставки нельзя включать условие о возмещении продавцом расходов на утилизацию или уничтожение непроданных товаров (см. закон от 28.11.2018 № 446-ФЗ).
О нюансах учета НДС при возврате товаров поставщику читайте в статье «Какой порядок учета НДС при возврате товара поставщику?».
ВАЖНО! Если товары не возвращаются поставщику, то по ним понадобится заключение соответствующего органа госнадзора (санитарного, ветеринарного, товароведческого и т. п.) о том, что с этими товарами следует сделать. Уничтожать без экспертной оценки допускается:
Каков порядок списания товарных потерь см. здесь.
Оформление бухгалтерской первички по просроченным товарам
Порядок списания определяет руководство компании. Во внутрифирменных регламентах должен быть установлен:
По общему правилу выявление негодных к продаже товаров актируется. В акте указываются: наименования товаров (по учетной номенклатуре), количество, местонахождение на момент истечения срока годности. В отдельном разделе акта должна быть указана дальнейшая судьба просроченных товаров — утилизация, уничтожение либо возврат поставщику.
Унифицированным альбомом первичных форм (утв. Госкомстатом 25.12.1998) для подобных целей предлагается форма ТОРГ-15 для оформления факта порчи и ТОРГ-16 для фиксации изъятия из оборота и решения об уничтожении или утилизации.
Бланки и образцы заполнения форм на списание ищите в статьях:
При этом хозсубъекту разрешается разработать бланки форм на списание товарно-материальных ценностей самостоятельно, учитывая требования к оформлению первичных документов, которые указаны в ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Передача товаров на утилизацию специализированной фирме оформляется так же, как реализация (накладной, УПД и т. п.).
Типовые проводки по списанию
Для лучшего понимания принципа употребления того или иного счета лучше всего рассмотреть ситуации на примере.
31.03.2021 провели инвентаризацию на центральном складе сети супермаркетов. По итогам инвентаризации выявили:
В бухучете была сделана запись: Дт 41 / Товары с истекшим сроком годности (далее — Товары ИСГ) Кт 41 / Товары на продажу
Расходы на экспертный анализ (1 770 руб. с НДС) и стоимость переданных образцов отразили в бухучете:
Дт 91 Кт 76 — 1 500 руб. — экспертиза;
Дт 19 Кт 76 — 270 руб. — НДС по услугам экспертизы;
Дт 91 Кт 41 /Товары ИСГ — 100 руб. — стоимость образцов (от каждого продукта взяли пробу стоимостью 50 руб., 2 × 50 = 100).
3.1. Для уничтожения рисовой крупы была привлечена сторонняя организация, которая за свои услуги выставила счет на 2 360 руб. (в т. ч. 360 руб. НДС). В учете бухгалтер зафиксировал следующие проводки:
Дт 94 Кт 41 / Товары ИСГ — 11 950 руб. (12 000 – 50);
Дт 91 Кт 94 — 11 950 руб. — списана себестоимость уничтоженных товаров;
Дт 91 Кт 76 — 2 000 руб. — учтены расходы по услугам сторонней организации по уничтожению;
Дт 19 Кт 76 — 360 руб. — НДС по услугам сторонней организации.
3.2. Гречневую крупу реализовали приюту для животных за 8 000 руб. В учете были сделаны такие проводки:
Дт 62 Кт 90 — 8 000 руб. — начислена выручка от реализации;
Дт 90 Кт 68 / НДС — 1 220 руб. — НДС с реализации;
Дт 90 Кт 41 / Товары ИСГ — 15 950 руб. (16 000 – 50).
Налоговые нюансы списания товаров
Подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает включение в состав расходов для исчисления налога на прибыль прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Расходы должны отвечать критерию экономической обоснованности в соответствии со ст. 252, 265 НК РФ.
Если выявление, изъятие из оборота, утилизация или уничтожение просроченных товаров являются законной обязанностью продавца, результаты от этих операций могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Подтверждают эти выводы и письма Минфина, например от 23.04.2019 № 07-01-09/29286, от 09.07.2018 № 03-03-06/1/47374.
Из этого следует и возможность вычета по НДС, уплаченному за услуги, связанные с экспертизой, утилизацией или уничтожением товаров с истекшим сроком годности.
А как быть с НДС, который вы взяли к вычету по самому списываемому товару? Нужно ли его восстанавливать? Этот вопрос является спорным. Узнать, как складывается правоприменительная практика по нему, можно из аналитической подборки от К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.
Итоги
Порядок списания товаров с истекшим сроком годности имеет свои нюансы в части документального оформления, необходимости проведения экспертизы и учета расходов (убытков) от списания для целей налогообложения.