как эгоцентризм моего заболевания влияет на мою жизнь и на жизнь окружающих меня людей
Эгоцентризм моей болезни
🤕 Каким образом эгоцентризм моей болезни влияет на мою жизнь и на жизнь окружающих меня людей?
Эгоцентризм – это когда я убежден, что моя точка зрения единственно правильная и/или моя точка зрения в принципе единственно верная, существующая в этом мире. Моё болезненное видение того, как должно быть. Мои желания превыше всего, главное удовлетворить мои желания, не беря в расчет потребности окружающих. Моя убежденность, что при удовлетворения моего желания я достигну счастья, спокойствия, наполненности, целостности. Это иллюзия.
Для удовлетворения эгоцентризма я добиваюсь своего, не взирая ни на что. Это ведет к конфликтам во всех сферах моей жизни и моему плохому эмоциональному состоянию. Итог эгоцентричного поведения — я изолируюсь, теряя людей, во мне возникают чувства обиды на других, обвинений их в моём состоянии. Удовлетворяя эгоцентричные желания, я разрушаю себя.
Проявления:
— мои ожидания от людей: они должны делать так, как я хочу и считаю правильным, они в принципе обязаны делать именно так (помогать мне, делать всё для меня, должны соглашаться со мной, поступать так, как я считаю правильным)
— я лучше знаю, как правильно, они не знают, я знаю и расскажу им всем
— в жизни всё должно происходить, как я хочу и как я планировал, если не так, то я злюсь на окружающих и на себя, ищу виноватого. Виноватый всегда есть. Я контролёр в этом мире и никто иной лучше меня проконтролировать не сможет
— мои желания имеют высший приоритет, и они важнее всего и всех, желания остальных я в расчёт не беру, они мне не важны. Я не даю шанс на существование желаний других.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Психологические причины болезней: как иммунитет зависит от стресса
1 ноября 2021 года
Человеческий организм — сложная саморегулирующаяся система. Для ее сбалансированного функционирования психическое состояние не менее важно, чем физическое. Как психологические аспекты влияют на наше здоровье и иммунитет, рассказывает специалист Московской службы психологической помощи Екатерина Писаренко.
Организм и его системы
Нашим организмом управляют три регуляторные системы: нервная, эндокринная и иммунная. Они находятся в тесной взаимосвязи.
В итоге возникает целостная система регуляции организма. И если работа мозга, эндокринной системы изучена достаточно хорошо, то с деятельностью иммунной системы все не так очевидно.
Как устроен иммунитет
Иммунитет — это устойчивость к инфекциям: вирусам, бактериям, чужеродному материалу. Иммунитет можно разделить на врожденный (естественный, заимствованный от матери) и приобретенный (формируется в процессе жизни человека, после перенесенных заболеваний).
Иммунная система человека включает множество элементов: костный мозг, вилочковую железу, селезенку, лимфатические узлы, лимфоидную ткань. Эти органы вырабатывают несколько видов клеток, которые и обеспечивают защиту организма, а также осуществляют надзор за постоянством клеточного состава. Среди основных — фагоциты, лимфоциты (вырабатывают антитела), Т-киллеры и др. Все клетки иммунной системы работают, как слаженная команда: одни поглощают, другие помечают, третьи связывают, четвертые воздействуют химически на чужеродные вещества и молекулы (вирусы, бактерии, клетки опухоли).
Известно, что длительный стресс или затянувшаяся депрессия негативно влияют на работу иммунных клеток: подавляют их активность, повышают подверженность инфекционным заболеваниям.
Сценарий стресса
Понятие стресса ввел канадский врач и биолог Ганс Селье в 1936 году. Он установил, что на радость и боль организм человека реагирует биохимически одинаково. Правда, некоторое отличие все же есть: негативную эмоцию человек может испытывать длительное время (тогда стресс становится хроническим), а вот большая радость проходит быстро, потому ее действие скоротечно. Именно длительное воздействие сильных эмоций отрицательно влияет на организм.
Стресс — это универсальная реакция организма на опасную или значимую ситуацию с целью поддержать его выживание. Субъективно стресс переживается как напряженность. Объективно при стрессе происходит мобилизация нервной, иммунной, эндокринной, сердечно-сосудистой, мышечной и других систем.
На гормональном уровне организм не способен отличить эмоции, вызванные возможным нападением зверя в дикой природе, от эмоций, которые мы испытываем при разговоре с начальником. Соответственно, чем больше ситуаций человек воспринимает для себя как опасные или значимые, тем больше он подвержен стрессам. Эта восприимчивость зависит от многих факторов: наследственности, физиологических и личностных особенностей, культуры, воспитания, окружения. Например, люди с чувствительной психикой будут реагировать на многие события всплеском эмоций.
«Я больше не могу!»
Эмоции материальны. У всех наших чувств есть физические последствия, обусловленные влиянием нервной, эндокринной, иммунной систем. Когда мы боимся, радуемся, злимся, восторгаемся или расстраиваемся, клетки нашего тела выделяют вещества, которые оказывают направленное влияние на весь организм. Например, при испуге надпочечники выбрасывают в кровь гормон страха — адреналин, на него организм мгновенно реагирует увеличением частоты сердечных сокращений, повышением кровяного давления и уровня сахара в крови. Кровь сгущается и приливает к мышцам, кровеносные сосуды сужаются. Все эти изменения повышают шанс на выживание, позволяют живому организму быстрее убежать и тем самым спастись от опасности.
В нашей действительности не так много ситуаций, которые напрямую угрожают жизни, однако обстоятельств, при которых человек может пребывать в постоянном напряжении, достаточно: страх перед гневом начальника или увольнением, проблемы в личных отношениях. В этих случаях мозг дает сигнал организму: «Беги, спасайся!». Эндокринная система реагирует выбросом гормонов стресса: выделяются кортизол, адреналин, норадреналин. Гормоны в свою очередь запускают резервы организма — все процессы переводятся на более высокий уровень функционирования. При этом человек никуда не убегает (как в далекие времена от тигра, например), но остается в напряженном состоянии днями, месяцами и даже годами.
В итоге наступает момент, когда неизбежен худший результат: организм истощен, все резервы исчерпаны и мобилизация сил больше невозможна. В таком состоянии человек уязвим и подвержен многим заболеваниям: простудным, обострению хронических болезней, депрессиям. Иммунная система не в состоянии справиться с болезнью, если организм истощен и у него нет ресурсов.
Можно ли заболеть «от нервов»?
Душа и тело — элементы одной системы. Любой дисбаланс в психике отражается на работе всего организма. Невыраженные или непроработанные негативные эмоции, такие как страх, вина, гнев, обида, зависть и другие, — основная причина психосоматических недугов.
По мнению всемирно известного автора бестселлеров по психосоматике Лиз Бурбо, длительно подавляемые обида или ненависть могут привести, в том числе, к возникновению онкологических заболеваний.
Известно, что раковые клетки образуются в организме человека каждый день. Т-киллеры, базирующиеся в иммунной системе, уничтожают эти клетки, не давая им развиться в опухоль. Однако случается так, что иммунная система не реагирует на появляющиеся раковые клетки, и опухоль начинает расти. Многочисленные исследования и опросы людей, заболевших раком, выявили закономерность: чаще всего заболевание возникает после перенесенных психологических потрясений, стрессов, травм (утраты близкого человека, развода), внутренних обид и разочарований, которые человек не пережил.
Также исследования подтверждают, что у людей, у которых диагностировано тяжелое соматическое заболевание (рак или диабет), значительно возрастают шансы на положительный прогноз, если они не сдаются, не опускают руки, не впадают в депрессию, а, наоборот, обращаются за помощью, активно лечат болезнь, продолжают жить полной жизнью, общаются с друзьями и близкими.
Профилактика стресса и укрепление иммунитета
К счастью, есть механизмы, которые помогают укреплять иммунитет и снижать негативное влияние стресса на собственное здоровье. Эти механизмы просты, действенны и доступны каждому человеку
Помощь рядом
Если у вас есть психосоматические заболевания, возникли сложности в отношениях или вы испытываете постоянный стресс из-за напряженной работы, можно обратиться за бесплатной помощью к психологу в одно из подразделений Московской службы психологической помощи населению. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи в Москве — 051 (с городского телефона), +7 (495) 051 (с мобильного). В круглосуточном режиме работает и чат психологической поддержки на сайте www.msph.ru.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Как эгоцентризм моего заболевания влияет на мою жизнь и на жизнь окружающих меня людей
Рекомендуется прописывать ситуации (а не просто теоретически отвечать на вопросы), три ситуации на каждый вопрос:
К 2.05.11 мы готовим вопросы:
• Что для меня означает «болезнь со-зависимость»?
• Активизировалась ли моя болезнь в последнее время? Как именно?
• Что со мной происходит, когда я впадаю в одержимость чем-либо или кем-либо? Возникает ли у меня туннельное мышление? Опишите.
К 9.05.11 мы готовим вопросы:
• Когда мне в голову приходит какая-либо мысль, начинаю ли я действовать сразу же, без обдумывания последствий моих действий? Как еще проявляется в моем поведении компульсивность?
• Каким образом эгоцентризм моей болезни влияет на мою жизнь и на жизнь окружающих меня людей?
• Как моя болезнь повредила мне в физическом плане? В психическом? В духовном? В эмоциональном?
К 16.05.11 мы готовим вопросы:
• Каким конкретно было самое недавнее проявление моей со-зависимости?
• Был(а) ли я одержим(а) мыслями о каком-либо человеке, месте или вещи? Если да, то как это отразилось на моих отношениях с другими людьми? Как еще это наваждение повредило мне психически, физически, духовно и эмоционально?
Отрицание – это часть нашей болезни, которая твердит нам, что мы не больны. Отрицание означает нашу неспособность увидеть реальность нашей болезни. Мы преуменьшаем ее влияние. Мы обвиняем других людей, ссылаясь на то, что наши семьи, друзья и работодатели слишком многого от нас ожидали. Мы сравниваем себя с другими зависимыми, чья зависимость кажется нам «хуже» нашей. Правдоподобные, но в действительности ложные, объяснения нашего поведения – это самые простые доказательства нашего отрицания.
3 ситуации на каждый вопрос
К 23.05.11 мы готовим вопросы:
• Давал(а) ли я правдоподобные, но нечестные объяснения своим поступкам? Какие именно?
• Совершал(а) ли я компульсивные поступки под влиянием наваждения, а затем делал(а) вид, будто я на самом деле планировал(а) поступить именно так? Когда это было со мной?
• Как именно я перекладывал(а) вину за свои поступки на других людей?
К 30.05.11 мы готовим вопросы:
• Сравнивал(а) ли я свою зависимость с зависимостью других людей? Если я перестаю сравнивать, то означает ли это для меня, что моя зависимость «достаточно пагубна»?
• Сравниваю ли я сегодняшнее проявление моей зависимости с тем, какой была моя жизнь до того, как я стал(а) чистой? Не преследует ли меня мысль о том, что мое сегодняшнее состояние должно было бы сильнее отличаться от прошлого?
• Не думал(а) ли я в последнее время, что у меня уже достаточно знаний о зависимости и о выздоровлении, так что я могу контролировать свое поведение и не допустить неуправляемости.
• Не уклоняюсь ли я от каких-либо действий из-за страха, что моя зависимость приведет к плачевным результатам и мне будет стыдно? Не избегаю ли я каких-либо действий из-за беспокойства о том, что другие подумают обо мне?
Дойти до дна: отчаяние и изоляция
Наша со-зависимость в итоге приводит нас к такому моменту, когда мы не можем больше отрицать природу своих проблем. Вся ложь, все оправдания и иллюзии улетучиваются, когда мы перестаем бояться увидеть то, во что превратилась наша жизнь. Мы видим, что жили без надежды. Мы обнаруживаем, что стали недружелюбными или совершенно замкнутыми, а наши отношения с семьей превратились в притворство, в пародию на любовь и близость. И хотя может показаться, что все потеряно, когда мы оказываемся в таком состоянии, тем не менее, правда состоит в том, что мы должны пройти через это, прежде чем сможем взять курс на выздоровление.
К 6.06.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Какой жизненный кризис подтолкнул меня к выздоровлению?
• Что послужило толчком к тому, чтобы я начал(а) работу по Первому Шагу?
• Когда я впервые осознал, что моя проблема – со-зависимость? Делал(а) ли я попытки исправить положение? Если да, то как именно? Если нет, то почему?
Будучи со-зависимыми, мы реагируем на слово «бессилие» по-разному. Некоторые из нас считают, что более точного описания нашей ситуации просто невозможно подобрать, и мы признаем свое бессилие с чувством облегчения. Другие с отвращением отвергают это слово, отождествляя его со слабостью или другими недостатками характера. Понимание бессилия, а также того, насколько естественно для выздоровления признание нашего собственного бессилия, поможет нам преодолеть те негативные ощущения, которые могут у нас возникнуть в связи с принятием этой концепции.
К 13.06.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Перед чем конкретно я бессилен(а)?
• Под влиянием своей зависимости я совершал(а) такие поступки, которых никогда не совершил(а) бы в выздоровлении. Что это были за поступки?
• Делал(а) ли я в угоду своей со-зависимости такие вещи, которые шли вразрез со всеми моими убеждениями и ценностями?
К 20.06.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Как меняется моя личность, когда проявляется зависимость? (Например: я становлюсь высокомерным(ой); эгоцентричным(ой); подлым(ой); позволяю обижать себя; манипулирую; занимаюсь нытьем?)
• Манипулирую ли я другими людьми в угоду моей со-зависимости? Как именно?
• Как в результате моей со-зависимости я причинял боль себе и другим людям?
Первый Шаг призывает нас признать две вещи: во-первых, что мы бессильны перед нашей со-зависимостью, а во-вторых, что наши жизни стали неуправляемы. Вообще-то трудно признавать одно, отвергая другое. Наша неуправляемость – это внешнее проявление нашего бессилия. Есть два типа неуправляемости: внешняя неуправляемость, которую замечают окружающие, и внутренняя, то есть личностная неуправляемость.
Внешняя неуправляемость отождествляется с семейными проблемами. Внутренняя или личностная неуправляемость часто отождествляется с нездоровой или ложной системой представлений о самом себе, о том мире, в котором мы живем, и о людях, которые окружают нас в нашей жизни. Мы можем думать, что мы ни на что не способны. У нас может быть уверенность в том, что мир вертится вокруг нас, то есть он не просто должен был бы вертеться вокруг нас, а именно вертится на самом деле. Эмоциональное непостоянство – это наиболее характерный признак личностной неуправляемости.
К 27.06.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Что для меня означает неуправляемость?
• Какие проблемы у меня были в семье из-за моей со-зависимости?
• Какие проблемы возникали у меня с друзьями из-за моей со-зависимости?
К 04.07.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Уважаю ли я потребности других людей? Как недостаток уважения к чужим нуждам отразился на моих отношениях с людьми?
• Принимаю ли я ответственность за свою жизнь и свои поступки? В состоянии ли я справляться со своими каждодневными обязанностями? Или ответственность меня так угнетает, что я не могу найти сил, чтобы справиться с ней? Как это отражается на моей жизни?
• Впадаю ли я в ступор, если даже какие-то небольшие мои планы срываются? Как это сказывается на моей жизни?
К 11.07.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Отношусь ли я к любому возражению как к личному оскорблению? Как это сказывается на моей жизни?
• Застреваю ли я надолго в кризисной ситуации, поскольку сразу же впадаю в панику? Как это сказывается на моей жизни?
• Игнорирую ли я признаки того, что, может быть, что-то не в порядке с моим здоровьем или детьми, думая, что как-нибудь все само обойдется? Описать.
К 18.07.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Бывало ли так, что в очень опасной ситуации я не обращал(а) внимания на опасность либо же был(а) не в состоянии избежать опасности из-за своей со-зависимости? Описать.
• Причинил(а) ли я когда-либо кому-нибудь зло из-за своей со-зависимости? Описать.
• Бывают ли у меня вспышки ярости или другие какие-то реакции, из-за которых понижается мое самоуважение и чувство собственного достоинства? Описать.
Оговорки – это то место в нашей программе, которое мы оставили для «эмоционального срыва». Они образуются вокруг идеи о том, что мы можем сохранять какой-то контроль. Мы можем думать, что какие-то разделы программы к нам не относятся. Мы можем думать, что в каких-то случаях мы просто вынуждены будем дать своей со-зависимости место в нашей жизни. Мы можем думать, что, достигнув какой-то цели, заработав определенное количество денег или прожив сколько-то лет в Программе, мы, наконец, сможем контролировать нашу жизнь и вылечиться от со-зависимости, перестать применять 12 шагов и посещать группы Ал-анон. Обычно эти оговорки прячутся на задворках нашего сознания, и мы к ним не слишком серьезно относимся. Для нас жизненно важно вытащить эти оговорки на свет и отрезать себе все отступные пути прямо здесь и сейчас.
К 25.07.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• В полной ли мере я осознал(а) степень своего заболевания?
• Не думаю ли я, что по-старому могу общаться с людьми, с которыми связана моя со-зависимость?
• Не думаю ли я, что через продолжительное время посещения групп Ал-анон или при определенных жизненных обстоятельствах я смог(ла) бы контролировать свою жизнь сам(а)?
• Какие еще оговорки я делаю в своей программе выздоровления?
Существует огромная разница между покорностью судьбе и капитуляцией. Покорность судьбе – это то, что мы испытываем, когда понимаем, что стали со-зависимыми, но еще не желаем искать решения этой проблемы. Многие из нас ловили себя на этой покорности еще задолго до того, как попали в Программу. Мы могли думать, что нам судьбой предназначено быть со-зависимыми, жить и умереть не получив выздоровления. А вот капитуляция – это именно то, что происходит с нами, когда мы понимаем, что нам просто необходимо сделать Первый Шаг, и настраиваемся на выздоровление. Мы не хотим жить так, как жили раньше. Мы не хотим больше испытывать те же чувства, что и раньше.
К 1.08.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Что меня пугает (если пугает вообще) в концепции капитуляции?
• Что убеждает меня в том, что я не могу продолжать успешно контролировать жизнь другого человека?
• Принимаю ли я тот факт, что никогда не смогу вернуть себе контроль над употреблением другого, даже после длительного периода его воздержания?
К 8.08.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Могу ли я начать выздоравливать, не признав полностью свое поражение?
• Какой могла бы стать моя жизнь после того, как я безоговорочно капитулирую?
• Могу ли я продолжать свое выздоровление без полной и безоговорочной капитуляции?
В Первом Шаге мы обращаем все свое внимание на принципы честности, непредубежденности, готовности, смирения и принятия. Применение принципа честности в Первом Шаге начинается в тот момент, когда мы соглашаемся с правдой о своей со-зависимости, и продолжается в тех честных поступках, которые мы совершаем ежедневно. Возможно, первые наши истинно честные слова за долгое время – это слова, которые мы произносим на собрании – «я со-зависимый». Мы начинаем с честности перед собой и в результате мы становимся честными перед другими людьми.
К 15.08.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Если бы я задумал проявить свою со-зависимость, то рассказал(а) бы я об этом своему спонсору или кому-либо другому?
• Отдаю ли я себе отчет в том, насколько опасна моя болезнь, независимо от того, как давно я получил(а) свободу от активной со-зависимости?
• Заметил(а) ли я, что теперь, когда мне не нужно покрывать свою со-зависимость, у меня отпала необходимость врать, как раньше? Благодарен(а) ли я за свободу, которая этому сопутствует? Каким образом я начал(а) проявлять честность в своем выздоровлении?
Принцип непредубежденности в Первом Шаге, прежде всего, предполагает готовность поверить в то, что можно жить по-другому, и желание это осуществить. Неважно, что мы не можем видеть все детали того, как это могло бы осуществиться, что это может быть абсолютно не похоже на то, о чем мы слышали раньше; давайте не будем ограничивать себя и свое воображение. Иногда на собрании мы слышим высказывания, которые звучат для нас абсолютно невероятно, например: «Сдаться, чтобы победить», или призыв молиться за того, на кого мы в обиде. Мы демонстрируем непредубежденность, если просто не отвергаем того, чего еще не попробовали сами.
К 22.08.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Что я такого услышал(а) в своем выздоровлении, во что мне трудно поверить? Просил(а) ли я своего спонсора или человека, от которого я услышал(а) это, объяснить мне смысл услышанного?
• Каким образом я практикую непредубежденность?
Принцип готовности, заложенный в Первом Шаге, можно объяснять по-разному. Когда мы впервые задумываемся о выздоровлении, многие из нас или совсем не верят, что это возможно для нас, или просто не понимают, как это будет происходить, но мы все равно приступаем к Первому Шагу – и это наш первый опыт проявления готовности. Любое действие с нашей стороны, которое поможет нашему выздоровлению, являет собой готовность: прийти на собрание пораньше и подольше там задержаться, помочь организовать собрание, найти телефоны других членов Содружества и позвонить им.
К 29.08.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Готов(а) ли я следовать руководству своего спонсора?
• Готов(а) ли я посещать собрания регулярно?
• Готов(а) ли я вложить все силы в свое выздоровление? Каким образом?
Принцип смирения, такой важный для Первого Шага, почти целиком выражается в нашем признании поражения. Смирение, проще говоря, – это принятие себя такими, какие мы есть на самом деле, не лучше и не хуже, чем по нашему мнению мы были до того как обрели Программу. Принятие того, что мы – просто люди.
К 5.09.2011 мы готовим вопросы (3 ситуации на каждый вопрос):
• Не думаю ли я, что я – монстр, отравивший весь мир своей со-зависимостью? Или я уверен(а), что обществу абсолютно безразлична моя со-зависимость? Или мне подойдет что-то среднее между этими двумя утверждениями?
• Есть ли у меня ощущение своей относительной значимости для моей семьи? А для общества в целом? Опишите это ощущение.
• Как применение принципа смирения увязывается у меня с работой по Первому Шагу?
Как эгоцентризм моего заболевания влияет на мою жизнь и на жизнь окружающих меня людей
Зависимость – это болезнь
• Что для меня означает «болезнь зависимость»?
• Активизировалась ли моя болезнь в последнее время? Как именно?
• Что со мной происходит, когда я впадаю в одержимость чем-либо? Возникает ли у меня туннельное мышление? Опишите.
• Когда мне в голову приходит какая-либо мысль, начинаю ли я действовать сразу же, без обдумывания последствий моих действий? Как еще проявляется в моем поведении компульсивность?
• Каким образом эгоцентризм моей болезни влияет на мою жизнь и на жизнь окружающих меня людей?
• Как моя болезнь повредила мне в физическом плане? В психическом? В духовном? В эмоциональном?
Наша болезнь может заявить о себе по-разному. Когда мы первый раз приходим к Анонимным Наркоманам, то у нас, конечно, есть проблема только с наркотиками. Позднее мы узнаем, что наша болезнь разрушает нашу жизнь во всех сферах.
• Каким конкретно было самое недавнее проявление моей зависимости?
• Был(а) ли я одержим(а) мыслями о каком-либо человеке, месте или вещи? Если да, то как это отразилось на моих отношениях с другими людьми? Как еще это наваждение повредило мне психически, физически, духовно и эмоционально?
3 ситуации на каждый вопрос:
• Давал(а) ли я правдоподобные, но нечестные объяснения своим поступкам? Какие именно?
• Совершал(а) ли я компульсивные поступки под влиянием наваждения, а затем делал(а) вид, будто я на самом деле планировал(а) поступить именно так? Когда это было со мной?
• Как именно я перекладывал(а) вину за свои поступки на других людей?
• Сравнивал(а) ли я свою зависимость с зависимостью других людей? Если я перестаю сравнивать, то означает ли это для меня, что моя зависимость «достаточно пагубна»?
• Сравниваю ли я сегодняшнее проявление моей зависимости с тем, какой была моя жизнь до того, как я стал(а) чистой? Не преследует ли меня мысль о том, что мое сегодняшнее состояние должно было бы сильнее отличаться от прошлого?
• Не думал(а) ли я в последнее время, что у меня уже достаточно знаний о зависимости и о выздоровлении, так что я могу контролировать свое поведение и не допустить неуправляемости.
• Не уклоняюсь ли я от каких-либо действий из-за страха, что моя зависимость приведет к плачевным результатам и мне будет стыдно? Не избегаю ли я каких-либо действий из-за беспокойства о том, что другие подумают обо мне?
3 ситуации на каждый вопрос:
Дойти до дна: отчаяние и изоляция
Наша зависимость в итоге приводит нас к такому моменту, когда мы не можем больше отрицать природу своих проблем. Вся ложь, все оправдания и иллюзии улетучиваются, когда мы перестаем бояться увидеть то, во что превратилась наша жизнь. Мы видим, что жили без надежды. Мы обнаруживаем, что стали недружелюбными или совершенно замкнутыми, а наши отношения с семьей превратились в притворство, в пародию на любовь и близость. И хотя может показаться, что все потеряно, когда мы оказываемся в таком состоянии, тем не менее, правда состоит в том, что мы должны пройти через это, прежде чем сможем взять курс на выздоровление.
• Какой жизненный кризис подтолкнул меня к выздоровлению?
• Что послужило толчком к тому, чтобы я начал(а) работу по Первому Шагу?
• Когда я впервые осознал, что моя проблема – зависимость? Делал(а) ли я попытки исправить положение? Если да, то как именно? Если нет, то почему?
3 ситуации на каждый вопрос:
Будучи зависимыми, мы реагируем на слово «бессилие» по-разному. Некоторые из нас считают, что более точного описания нашей ситуации просто невозможно подобрать, и мы признаем свое бессилие с чувством облегчения. Другие с отвращением отвергают это слово, отождествляя его со слабостью или другими недостатками характера. Понимание бессилия, а также того, насколько естественно для выздоровления признание нашего собственного бессилия, поможет нам преодолеть те негативные ощущения, которые могут у нас возникнуть в связи с принятием этой концепции.
Мы бессильны, когда наша движущая жизненная сила находится вне контроля. Наша зависимость, конечно же, квалифицируется как не подвластная контролю движущая сила. Мы не можем умерить или проконтролировать наше употребление наркотиков или другое компульсивное поведение, даже если в результате нам грозят невосполнимые потери. Мы не можем остановиться, даже если знаем наверняка, что в результате нас ждет невосстановимое физическое увечье. Мы сами видим, что делаем то, чего бы никогда не сделали, если бы не были зависимы. Осознание того, что мы совершали, наполняет нас чувством стыда. Мы даже можем решить, что не хотим употреблять, что мы не собираемся употреблять, но обнаруживаем, что просто не в состоянии остановиться, если подворачивается случай.
У нас даже могли быть попытки воздержаться от употребления наркотиков или других компульсивных поступков (возможно более или менее успешные) в течение какого-то времени и без программы, но они приводили лишь к тому, что наша зависимость при случае толкала нас обратно туда, где мы были раньше. Чтобы проработать Первый Шаг, мы должны глубоко прочувствовать свое собственное бессилие.
• Перед чем конкретно я бессилен(а)?
• Под влиянием своей зависимости я совершал(а) такие поступки, которых никогда не совершил(а) бы в выздоровлении. Что это были за поступки?
• Делал(а) ли я в угоду своей зависимости такие вещи, которые шли вразрез со всеми моими убеждениями и ценностями?
• Как меняется моя личность, когда проявляется зависимость? (Например: я становлюсь высокомерным(ой); эгоцентричным(ой); подлым(ой); позволяю обижать себя; манипулирую; занимаюсь нытьем?)
• Манипулирую ли я другими людьми в угоду моей зависимости? Как именно?
• Пытался(ась) ли я прекратить употребление самостоятельно и безуспешно? Бывало ли так, что после прекращения употребления моя жизнь становилась такой болезненной, что воздержание от наркотиков очень быстро заканчивалось? Как можно описать эти периоды моей жизни?
• Как в результате моей зависимости я причинял боль себе и другим людям?
3 ситуации на каждый вопрос:
Первый Шаг призывает нас признать две вещи: во-первых, что мы бессильны перед нашей зависимостью, а во-вторых, что наши жизни стали неуправляемы. Вообще-то трудно признавать одно, отвергая другое. Наша неуправляемость – это внешнее проявление нашего бессилия. Есть два типа неуправляемости: внешняя неуправляемость, которую замечают окружающие, и внутренняя, то есть личностная неуправляемость.
Внешняя неуправляемость отождествляется с арестами, потерей работы, семейными проблемами. Кое-кто из наших товарищей побывал в тюрьме. Некоторым никогда не удавалось поддерживать какие-то отношения дольше, чем пару месяцев. А кого-то вышвыривали из семей и велели никогда больше не появляться.
Внутренняя или личностная неуправляемость часто отождествляется с нездоровой или ложной системой представлений о самом себе, о том мире, в котором мы живем, и о людях, которые окружают нас в нашей жизни. Мы можем думать, что мы ни на что не способны. У нас может быть уверенность в том, что мир вертится вокруг нас, то есть он не просто должен был бы вертеться вокруг нас, а именно вертится на самом деле. Мы можем быть уверены, что это не наше дело – заботиться о себе, кто-то другой должен этим заниматься. Мы можем считать, что ответственность, которую берет на себя обычный человек, конечно же, слишком велика для нас. Мы можем слишком бурно или вообще не реагировать на события в нашей жизни. Эмоциональное непостоянство – это наиболее характерный признак личностной неуправляемости.
• Что для меня означает неуправляемость?
• Арестовывали ли меня когда-либо? Случались ли у меня проблемы с законом из-за моей зависимости? Совершал(а) ли я когда-либо что-нибудь такое, за что мне светил бы срок, если бы меня поймали? Что именно я совершал(а)?
• Какие проблемы у меня были на работе или в школе из-за моей зависимости?
• Какие проблемы у меня были в семье из-за моей зависимости?
• Какие проблемы возникали у меня с друзьями из-за моей зависимости?
• Настаиваю ли я на том, чтобы всегда все было по-моему? Как это отразилось на моих отношениях с людьми?
• Уважаю ли я потребности других людей? Как недостаток уважения к чужим нуждам отразился на моих отношениях с людьми?
• Принимаю ли я ответственность за свою жизнь и свои поступки? В состоянии ли я справляться со своими каждодневными обязанностями? Или ответственность меня так угнетает, что я не могу найти сил, чтобы справиться с ней? Как это отражается на моей жизни?
• Впадаю ли я в ступор, если даже какие-то небольшие мои планы срываются? Как это сказывается на моей жизни?
• Отношусь ли я к любому возражению как к личному оскорблению? Как это сказывается на моей жизни?
• Застреваю ли я надолго в кризисной ситуации, поскольку сразу же впадаю в панику? Как это сказывается на моей жизни?
• Игнорирую ли я признаки того, что, может быть, что-то не в порядке с моим здоровьем или детьми, думая, что как-нибудь все само обойдется? Описать.
• Бывало ли так, что в очень опасной ситуации я не обращал(а) внимания на опасность либо же был(а) не в состоянии избежать опасности из-за своей зависимости? Описать.
• Причинил(а) ли я когда-либо кому-нибудь зло из-за своей зависимости? Описать.
• Бывают ли у меня вспышки ярости или другие какие-то реакции, из-за которых понижается мое самоуважение и чувство собственного достоинства? Описать.
• Употреблял(а) ли я наркотики с целью изменить или подавить мои чувства? Что именно я пытался(ась) изменить или подавить?
3 ситуации на каждый вопрос:
Оговорки – это то место в нашей программе, которое мы оставили для срыва. Они образуются вокруг идеи о том, что мы можем сохранять какой-то контроль, например: «Ну ладно, я согласен, что не могу контролировать употребление наркотиков, но продавать-то их я могу?». Или нам приходит в голову мысль о том, что мы можем продолжать дружить с теми людьми, с кем вместе употребляли или у кого покупали наркотики. Мы можем думать, что какие-то разделы программы к нам не относятся. Мы можем думать, что в каких-то случаях мы просто вынуждены будем употребить, например, если серьезно заболеем или любимый человек умрет; на эти случаи у нас даже есть план употребления. Мы можем думать, что, достигнув какой-то цели, заработав определенное количество денег или прожив сколько-то лет в чистоте, мы, наконец, сможем контролировать наше употребление наркотиков. Обычно эти оговорки прячутся на задворках нашего сознания, и мы к ним не слишком серьезно относимся. Для нас жизненно важно вытащить эти оговорки на свет и отрезать себе все отступные пути прямо здесь и сейчас.
• В полной ли мере я осознал(а) степень своего заболевания?
• Не думаю ли я, что по-прежнему могу общаться с людьми, с которыми связана моя зависимость? Могу ли я по-прежнему посещать места, где я употреблял(а)? Будет ли это мудрым решением – хранить при себе наркотики и принадлежности для их употребления просто на всякий случай, чтобы «напоминать себе» и проверять свое выздоровление на прочность? Если да, то почему?
• Что, по моему мнению, может случиться такого, с чем я не смогу справиться в чистоте? Какое событие может быть настолько болезненным, что я не смогу пережить боль без помощи наркотиков?
• Не думаю ли я, что на большом сроке чистоты или при определенных жизненных обстоятельствах я смог(ла) бы контролировать употребление наркотиков?
• Какие еще оговорки я делаю в своей программе выздоровления?
3 ситуации на каждый вопрос:
Существует огромная разница между покорностью судьбе и капитуляцией. Покорность судьбе – это то, что мы испытываем, когда понимаем, что стали зависимыми, но еще не желаем искать решения этой проблемы. Многие из нас ловили себя на этой покорности еще задолго до того, как попали к Анонимным Наркоманам. Мы могли думать, что нам судьбой предназначено быть зависимыми, жить и умереть от своей зависимости. А вот капитуляция – это именно то, что происходит с нами, когда мы понимаем, что нам просто необходимо сделать Первый Шаг, и настраиваемся на выздоровление. Мы не хотим жить так, как жили раньше. Мы не хотим больше испытывать те же чувства, что и раньше.
• Что меня пугает (если пугает вообще) в концепции капитуляции?
• Что убеждает меня в том, что я не могу продолжать успешно употреблять наркотики?
• Принимаю ли я тот факт, что никогда не смогу вернуть себе контроль над употреблением, даже после длительного периода воздержания?
• Могу ли я начать выздоравливать, не признав полностью свое поражение?
• Какой могла бы стать моя жизнь после того, как я безоговорочно капитулирую?
• Могу ли я продолжать свое выздоровление без полной и безоговорочной капитуляции?
В Первом Шаге мы обращаем все свое внимание на принципы честности, непредубежденности, готовности, смирения и принятия. Применение принципа честности в Первом Шаге начинается в тот момент, когда мы соглашаемся с правдой о своей зависимости, и продолжается в тех честных поступках, которые мы совершаем ежедневно. Возможно, первые наши истинно честные слова за долгое время – это слова, которые мы произносим на собрании – «я зависимый». Мы начинаем с честности перед собой и в результате мы становимся честными перед другими людьми.
• Если бы я задумал употребить наркотики или как-то иначе проявить свою зависимость, то рассказал(а) бы я об этом своему спонсору или кому-либо другому?
• Отдаю ли я себе отчет в том, насколько опасна моя болезнь, независимо от того, как давно я получил(а) свободу от активной зависимости?
• Заметил(а) ли я, что теперь, когда мне не нужно покрывать свою зависимость, у меня отпала необходимость врать, как раньше? Благодарен(а) ли я за свободу, которая этому сопутствует? Каким образом я начал(а) проявлять честность в своем выздоровлении?
Принцип непредубежденности в Первом Шаге, прежде всего, предполагает готовность поверить в то, что можно жить по-другому, и желание это осуществить. Неважно, что мы не можем видеть все детали того, как это могло бы осуществиться, что это может быть абсолютно не похоже на то, о чем мы слышали раньше; давайте не будем ограничивать себя и свое воображение. Иногда от членов Анонимных Наркоманов мы слышим высказывания, которые звучат для нас абсолютно невероятно, например: «Сдаться, чтобы победить», или призыв молиться за того, на кого мы в обиде. Мы демонстрируем непредубежденность, если просто не отвергаем того, чего еще не попробовали сами.
• Что я такого услышал(а) в своем выздоровлении, во что мне трудно поверить? Просил(а) ли я своего спонсора или человека, от которого я услышал(а) это, объяснить мне смысл услышанного?
• Каким образом я практикую непредубежденность?
Принцип готовности, заложенный в Первом Шаге, можно объяснять по-разному. Когда мы впервые задумываемся о выздоровлении, многие из нас или совсем не верят, что это возможно для нас, или просто не понимают, как это будет происходить, но мы все равно приступаем к Первому Шагу – и это наш первый опыт проявления готовности. Любое действие с нашей стороны, которое поможет нашему выздоровлению, являет собой готовность: прийти на собрание пораньше и подольше там задержаться, помочь организовать собрание, найти телефоны других членов Анонимных Наркоманов и позвонить им.
• Готов(а) ли я следовать руководству своего спонсора?
• Готов(а) ли я посещать собрания регулярно?
• Готов(а) ли я вложить все силы в свое выздоровление? Каким образом?
Принцип смирения, такой важный для Первого Шага, почти целиком выражается в нашем признании поражения. Смирение, проще говоря, – это принятие себя такими, какие мы есть на самом деле, не лучше и не хуже, чем по нашему мнению мы были в употреблении. Принятие того, что мы – просто люди.
• Не думаю ли я, что я – монстр, отравивший весь мир своей зависимостью? Или я уверен(а), что обществу абсолютно безразлична моя зависимость? Или мне подойдет что-то среднее между этими двумя утверждениями?
• Есть ли у меня ощущение своей относительной значимости для моей семьи? А для общества в целом? Опишите это ощущение.
• Как применение принципа смирения увязывается у меня с работой по Первому Шагу?