как эвенки ловили рыбу

Как эвенки ловили рыбу

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбу

зубец, вкладываемый в специальное отверстие в ложе (аянск.). На противоположной стороне шейки крюка около зубца имелась петля для привязывания короткого ремня или веревки (сюдум), свитой из сухожилий, другой конец которой привязывали к нижнему концу древка или неподалеку от крюка. При ударе конец древка, вонзившись в дно, сотрясался, и крюк, соскочив и войдя в рыбу, цепко держал ее. От движения рыбы древко соскакивало, и ремень разматывался. Некоторые из эвенков-манегров укрепляли на древке два крюка с зубчиками для вкладывания в ложе, и каждый крюк имел свой ремень. К ремням привязывали поплавки (колбоки) в виде свернутых в трубку кусков бересты. По поплавку или по соскакивающему древку следили, когда рыба успокоится, после чего подтягивали ее к лодке или подъезжали к ней на лодке и добивали. Аянские эвенки <по записям Пекарского)

метали острогу-гарпун так, чтобы конец древка прошел ниже рыбы.

Подкаменнотунгусские и северобайкальские эвенки иногда строили на реках запор под углом в 45-60° в направлении по течению. На месте соединения крыльев запора, которые сходились и образовывали как бы коридорчик, на дне речки укрепляли ящик (подк.-тунг.) или подвешивали морду (северобайк.), которая покачивалась от движения воды. Рыба набиралась в морду, и утром ее вынимали крюком или руками.

Большинство горнотаежных охотников сетей не знало и не умело обращаться с ними. Жившие близко от русских и имевшие

Источник

Рыболовство на Севере

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбуРыболовство на Севере. Рыболовство занимает важное место в традиционном хозяйстве большинства народов Севера. Специализированной отраслью оно стало еще в неолите (в пятом — третьем тысячелетии до н.э.). В бассейнах Амура и Оби, Камчатско-Охотском регионе и на о-ве Сахалин рыболовство в значительной степени определяло материальную культуру коренных жителей. Рыба была основной пищей и кормом для упряжных собак, из рыбьей кожи шили одежду и обувь. Народы, занимавшиеся рыболовством, вели оседлый или полуоседлый образ жизни, совершая переселения на места летнего промысла. Рыбу, добываемую во время сезонного лова (особенно проходную), заготавливали на зиму в виде юколы, отходы шли на корм собакам.

Рыболовные орудия — костяные крючки, наконечники гарпунов — известны на Севере с палеолита (20—25 тыс. лет назад). Они подразделяются на простейшие (остроги, сачки, силки и т.п.), крючковые, сетные и запорные.

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбуОстрога — ударное или метательное орудие с втульчатым наконечником, имеющим от одного до шести концов с зазубринами. Преобладали остроги с тремя концами. Они были двух типов: метательные — с соскакивающим наконечником и ударные — с наконечником, наглухо прикрепленным к древку. Острогу с соскакивающим наконечником насаживали втулкой на древко. Ремень (или бечеву) от наконечника прикрепляли к колечку на противоположной части древка. Острогу бросали на 5—8 м. Попадая в рыбу, наконечник соскакивал с древка, которое становилось поплавком. Рыбак подтягивал рыбу и добивал ее специальной колотушкой. Острогой с глухим креплением наконечника били мелкую частиковую рыбу. Однозубая острога имела зазубрины, удерживающие добычу. Ею пользовались и тогда, когда надо было добить крупную рыбу, попавшую в сети. Двузубой острогой орочи кололи кету, тайменя.

Было распространено лучение — ночной лов рыбы с помощью факела и остроги. На нос лодки, плывущей в темноте вниз по течению реки, прикрепляли горящий пучок бересты или лучин. Свет привлекал рыбу, и ее били острогой. Таким же образом добывали рыбу и зимой в проруби, куда она подходила подышать.

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбуОколо заездка рыбу доставали баграми — длинными шестами с несколькими крючками.

Эвенки, нанайцы, ульчи, нивхи и др. с лодки или берега ловили мариком — крюком, привязанным или вложенным в специальный желобок на длинном (до 6 м) шесте. От пяты крюка шел ремень, также привязанный к древку. Попав в рыбу, крюк выскакивал из древка и повисал вместе с добычей на ремне. У эвенков известен марик с неподвижным крюком.

Самостоятельную роль играли и сачки: чукчи с их помощью с байдар добывали навагу, нивхи, негидальцы и ульчи — корюшку.

Чукчи, шорцы пользовались силками. Лесные ненцы, ханты, манси, селькупы, эвенки били рыбу из лука. Ханты имели специальные стрелы для щук с вильчатыми костяными, а позже — железными наконечниками.

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбуРаспространен был зимний подледный лов с удочкой. Часто над прорубью рыбак устанавливал укрытие.

К крючковым снастям относятся самоловные орудия — переметы и самоловы, заимствованные у русских: несколько десятков крючков привязывали на «поводках» к длинной веревке-«хребтине», протянутой по воде или под водой. Иногда «хребтина» удерживалась грузилами на дне, а крючки висели в воде благодаря поплавкам. Саамы укрепляли леску с крючком к шесту, вбитому в дно реки или озера (алувн). Обычно рядом ставили несколько таких шестов. Ими пользовались и при подледном лове. Народы Амура крупную рыбу добывали крючковыми ловушками: большой крючок вбивали основанием в брусок длиной до 0,5 м; иногда с магической целью бруску придавали форму рыбы. Основание крючка могло иметь на конце петлю, в которую вставляли поплавок. Крюк с поплавком привязывали к якорю из жердей с камнем-грузилом.

По принципу действия сетные орудия делятся на объячеивающие (сети) и отцеживающие (невода). В качестве приманки насаживали целую рыбу — кету или горбушу.

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбуОбъячеивающие сети опутывали рыбу. Их плели из очень тонких нитей — волокон крапивы и конопли, сухожилий оленя, у якутов, нганасан, долган, колымских эвенов — из конского волоса с помощью деревянной или костяной иглы. Требуемую величину ячеи отмеряли пальцами или меркой — четырехугольной дощечкой. Размер ячеи (от 1—1,5 до 30 см) зависел от размера рыбы, для которой предназначалась сеть. У нанайцев и ульчей сеть для ловли крупной рыбы с ячеями до 50 см достигала 50 м; поплавками ей служили бревна длиной 1,5 м.

По способу лова сети делятся на ставные и плавные, по форме — на четырехугольные и мешкообразные. На верх четырехугольной сети плотно насаживали веревку-подбор с поплавками, на низ — с грузилами. Мешкообразные сети (мережи) могли быть посажены на обручи.

Ставные сети использовали в открытой воде и подо льдом — с помощью длинного шеста. Амурские народы для подледного лова применяли мешкообразную сеть (анга), которую устанавливали специальным орудием в виде длинного крюка. От сети отходил контрольный шнур к гибкому прутику, воткнутому в снег, по колебанию которого рыбак узнавал о пойманной рыбе и выбирал ее из сети. Разновидность сети анга — хэру, длиной около 6 м, нанайцы и ульчи применяли для ловли касаток.

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбуПлавные сети сплавляли разными способами: один рыбак в лодке, два рыбака в двух лодках («поездами») или один плывет в лодке, а другой идет с сетью по берегу. У нанайцев один конец сети держал рыбак, а к противоположному концу привязывали поплавок, обычно берестяную коробку, в которую наливали воду: чем больше в ней воды, тем медленнее сплавляется по реке сеть.

Мешкообразная сеть коряков (койнынген), или черепашка, имела рукоятку, прикрепленную к ее устью. Стоя по колено в воде, рыбак держал сеть за рукоятку и, пуская по течению, вычерпывал рыбу. Мешкообразные сети более сложной конструкции образовывали особый класс сетных рыболовных ловушек (калдан, сырп, важан — у хантов).

Отцеживающие сетные орудия или невода были заимствованы у русских. У них же покупали неводное полотно, или дель, из толстых нитей. Размер ячей около 1—1,5 см. Невод состоял из центрального, большого мешка (мотни), сшитого из мелкой дели, и крыльев из дели с несколько более крупными ячеями. К верхнему краю невода пришивали поплавки, к нижнему — грузила. Обычно одно крыло — «речное» — рыбаки держали в лодке, другое — «береговое» — на берегу. Рыбаки постепенно сходились, загоняя в мотню попавшую в невод рыбу.

Ханты, манси, лесные ненцы, селькупы, все народы Дальнего Востока широко применяли заездок, или запор, — сооружение в виде изгороди или плетня из тальника с «воротами», в которые ставили плетеные ловушки (морды, верши, гимги) или мешкообразные сети. Запоры устанавливали на небольших реках (их русла перегораживали целиком), а также на озерах, в заливах. На широких реках перегораживали часть русла. Заездки имели Г-образную форму. Для Амура характерны были зимние заездки на небольших протоках, их мешкообразные сети проверяли раз в несколько дней. У края зимнего заездка нередко рыбачили с удочками-махалками.

статья из энциклопедии
«Арктика — мой дом»

Источник

Как эвенки ловили рыбу

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбу

зубец, вкладываемый в специальное отверстие в ложе (аянск.). На противоположной стороне шейки крюка около зубца имелась петля для привязывания короткого ремня или веревки (сюдум), свитой из сухожилий, другой конец которой привязывали к нижнему концу древка или неподалеку от крюка. При ударе конец древка, вонзившись в дно, сотрясался, и крюк, соскочив и войдя в рыбу, цепко держал ее. От движения рыбы древко соскакивало, и ремень разматывался. Некоторые из эвенков-манегров укрепляли на древке два крюка с зубчиками для вкладывания в ложе, и каждый крюк имел свой ремень. К ремням привязывали поплавки (колбоки) в виде свернутых в трубку кусков бересты. По поплавку или по соскакивающему древку следили, когда рыба успокоится, после чего подтягивали ее к лодке или подъезжали к ней на лодке и добивали. Аянские эвенки <по записям Пекарского)

метали острогу-гарпун так, чтобы конец древка прошел ниже рыбы.

Подкаменнотунгусские и северобайкальские эвенки иногда строили на реках запор под углом в 45-60° в направлении по течению. На месте соединения крыльев запора, которые сходились и образовывали как бы коридорчик, на дне речки укрепляли ящик (подк.-тунг.) или подвешивали морду (северобайк.), которая покачивалась от движения воды. Рыба набиралась в морду, и утром ее вынимали крюком или руками.

Большинство горнотаежных охотников сетей не знало и не умело обращаться с ними. Жившие близко от русских и имевшие

Источник

Как эвенки ловили рыбу

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбу

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбу

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбу

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбу

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбу

Способы и приемы рыболовства у селькупов и эвенков Верхнекетского района

как эвенки ловили рыбу. Смотреть фото как эвенки ловили рыбу. Смотреть картинку как эвенки ловили рыбу. Картинка про как эвенки ловили рыбу. Фото как эвенки ловили рыбу

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Введение

Селькупов и эвенков можно по праву назвать аборигенами Верхнекетского района. Они являются первыми коренными обитателями этой территории. Их предки жили здесь еще до прихода русских. Именно они первыми освоили эти земли, накопив знания о повадках зверей, о природе. Жизнь и культуру этих народов невозможно представить без реки. Поселения селькупов располагались около рек, стариц, озер. Эвенки также кочевали вдоль таежных рек. Традиционный образ жизни селькупов и эвенков – это речное рыболовство и таежная охота. Рыба зачастую являлась единственной пищей. Кроме того, с приходом русских купцов рыба стала объектом торговли. К сожалению, в последние десятилетия многое из традиций коренных народов было безвозвратно утеряно. Современным жителям нашего района сложно представить жизнь таежных охотников и рыболовов. В большинстве случаев они не знают, почему использовался тот или иной способ добычи рыбы, как действовали те или иные орудия рыбного промысла.

Актуальность

Актуальность обусловлена возрастающим в последнее время интересом к прошлому, в том числе к народам, которые населяли наш край, к их культуре и обычаям.

Сейчас многие этнографические музеи пытаются своим посетителям не просто представить предметы быта, но и показать, как они изготовлялись, как ими пользовались. Кроме того, с целью возрождения культуры часто проводятся различные фестивали, на которых, например, устраивают гонки на обласках, предлагают сварить уху по-селькупски, приготовить строганину. Малыми народами интересуются многие ученые.

Материал по данной теме представлен во многих историко-этнографических работах. В частности, по истории селькупов источником явилась работа «Происхождение селькупов» Г.И.Пелих, а также монография «Селькупы: Очерки традиционной культуры и селькупского языка», которая была написана авторским коллективом. Также источником информации по традиционной культуре народов, населявших наш край, стал сборник научно-популярных очерков «Земля Верхнекетская», под редакцией Я.А.Яковлева. Информация о лодках содержалась в «Историко-этнографическом атласе Сибири», под редакцией М.Г.Левина и Л.П.Потапова.

Гипотеза исследования

Селькупы и эвенки пользовались различными орудиями и приемами рыболовства в зависимости от времени года, от природных условий, от конкретной местности, используя опыт предыдущих поколений.

Объектом исследования определено коренное население Верхнекетского района: селькупы и эвенки.

Предметом исследования являются способы и приемы рыболовства селькупов и эвенков Верхнекетского района.

Цель работы:не только рассказать о значимости рыбного промысла в жизни коренных народов, рассмотрев основные способы и приемы рыбной ловли селькупов и эвенков, проживавших на территории Верхнекетского района, но и наглядно показать, как использовалось то или иное приспособление.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Методологическую основу работы составляют принципы историзма, объективности и системного подхода.

Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что результаты данной работы (выпуск брошюры, презентация, макет) могут быть использованы в качестве дополнительных материалов на уроках истории и краеведческой работы в школе.

Проблема исследования заключается в недостаточном количестве материала, который может быть использован в работе. С приходом цивилизации и активной ассимиляцией людей разных культур, малочисленные народы постепенно исчезают. На сегодняшний день в Верхнекетском районе проживает 152 селькупа и 17 эвенков, многие из них не знают родного языка и не занимаются традиционными видами деятельности.

Этапы исследования

На первом этапе нашего исследования мы посетили местный краеведческий музей с целью ознакомления с бытом местных селькупов и эвенков. Там я впервые увидел рыболовную ловушку – морду (Приложение 1), берестяной обласок (Приложение 2), сети (Приложение 3), крючки (Приложение 4).

На втором этапе я изучил научную литературу. Больше всего информации о нарымских селькупах и эвенках я нашел в работах Пелих Г. И., Тучковой, Дуткиной.

На третьем этапе были встречи с представителем эвенков нашего района Ивигиным В.А. (Приложение 5) и с охотником и рыболовом-промысловиком, знатоком селькупской культуры, Домниным В.В.

Четвертый этап – практический. Был изготовлен макет запора с ловушкой (Приложение 6) с целью изучения принципа действия и макет обласка (Приложение 7).

Глава I

Значение рыболовства

Значение рыбного промысла подтвердил рассказ представителя коренных народов Ивигина В. А.

Рыболовство занимало одно из главных мест в их хозяйстве. При неудачной охоте рыба была единственным спасением от голода.

Ивигин В.А. вспоминает, что рыбачить и управлять обласком они начинали с раннего детства и рыбный промысел играл важную роль в их хозяйстве.

Рыбу варили, сушили, вялили, жарили на рожне, также употребляли в сыром виде. Это была неотъемлемая часть рациона. Представить себе стол селькупов и эвенков без рыбы было также немыслимо, как русский стол без хлеба и каши.

Рыбой кормили собак, использовали в качестве приманок в охотничьих ловушках.

Промысловое значение в хозяйстве имели язь, чебак, елец, карась, окунь, щука, иногда добывали стерлядь.

Используя различные способы лова рыбы, селькупы и эвенки могли обеспечить свои хозяйства рыбой круглый год. Рыбный промысел начинался с середины мая и продолжался до начала марта, когда происходит так называемый «замор» рыбы. Летом рыбачили по заливным лугам, в «ссорах». В озерах добывали карася, щуку. В протоках рыбачили сетями, запорами. Осенью промышляли рыбу «лученьем» с помощью остроги. Практиковался подледный лов рыбы с помощью различных ловушек.

По данным нашего информанта Домнина В. В. на территории Верхнекетского района селькупы проживали и занимались рыболовством в Белом Яре в районе улиц Малышка и Береговой. Здесь была деревушка с названием Лугавка. Около Белого Яра находились поселения, где проживали селькупы: Широково, Усть-Анга (на р. Анга), Ключинка (район Карбино), Иванкино (на р. Анга), Абрамкино, Карелино, Тартарелино.

В верховье и среднем течении р. Кеть селькупы проживали в районе старого Ягодного, старого Макзыра, на Мулёшке, в районе п.Клюквинка, в деревнях Алипка, Сегондино, Максимкин Яр, Усть-Озёрное.

В низовье р. Кеть местами их проживания были Карама, Чумакай, Савка, Тяпса-Марга, Ганькино, Боркино, Карьёвка, Тайное, Мохово, Алсет, Якутан.

Эвенки кочевали в районе рек Орловка, которую они называли Лымбок, Чурбиги, по-эвенкийски Чурум, Россомахе, по-эвенкийски Ингэри.

Глава II

Орудия лова

2.1 Морда

2.2 Сети

Сеть стала самым распространенным орудием рыбного промысла у коренных народов нашего края в 20 веке. Хотя по некоторым данным до появления искусственных материалов селькупы изготавливали сети из крапивы, которую собирали осенью. По данным Г.И.Пелих селькупы называли сеть пок или понг. Процесс изготовления крапивных ниток очень трудоемкий, поэтому сети уступали по своей распространенности плетеным ловушкам. Сети часто плелись вручную. Необходимыми принадлежностями при этом были дощечка-мерка и игла-челнок.

В ходе исследования я познакомился с техникой вязания сетей с помощью рыболовной иглы. В.В. Домнин показал нитки из крапивного волокна (Приложение 7), которые применялись для вязания сетей. Величина мерки зависела от необходимого размера ячеи.

Сети бывают с мелкими и с крупными ячейками в зависимости от вида рыбы.

Грузила для сетей изготавливали из обожженной глины, которую заворачивали в кусок бересты и обтягивали саргой (Приложение 10). Различные грузила также представлены в музее.

Поплавки изготовляли из местного тополя, который называют балбера.

2.3 Невод

Невод скорее всего был заимствован у русских. Он представлял собой большую сеть, до нескольких сот метров. Невод растягивали в широких местах водоема. По мере приближения к берегу сеть «выбирали» и замыкали в круг. Рыбу вычерпывали сачком, саком. Селькупы называли невод нагыджа-пок.

В трудах Г. И. Пелих упоминается также старинный деревянный невод селькупов – мазанг. Для его изготовления применялись юнги (колья), переплетенные кедровым корнем. Из них делалось что то, наподобие щитов или решеток. Отдельные звенья деревянного невода скрепляли друг с другом, опускали в водоем и начинали «заводить», постепенно снимая с концов невода одно звено за другим. Невод становился все меньше и меньше. Когда он становился совсем маленьким, его замыкали в круг и вычерпывали рыбу черпаками.

2.4 Фитиль

Еще одной рыболовной ловушкой является так называемый фитиль или могай. Фитиль делался в виде длинного, сетяного рукава с крыльями. В основание вставлялась квадратная рама из талового прута, а в середину – деревянные обручи. Конец рукава завязывался и прикреплялся к колышку. От основания могая в разные стороны расходились сетяные крылья, которые иногда могли перегородить весь исток от берега до берега. Раньше могай вязали из дели, которую делали из конопли, или плели из ивовых прутьев. От морды он отличался своей длиной и формой. Рыба направлялась в могай с помощью крыльев. Зайдя в этот рукав, большая рыба не могла в нем повернуться и выйти.

2.5 Крючки

Использовались при рыбной ловле и крючковые снасти.

Материалом для крючка могла быть кость оленя или лося. Для этого бралась кость с верхней части морды животного. Могли использовать грудную кость крупной птицы, как правило, глухаря, косача, если рыбачили на крупную рыбу. Если же рыбачили на мелкую рыбу, то в дело шла грудная косточка рябчика. Использовали деревянные крючки. Их изготавливали только из ели, так как они были самые прочные, другая древесина не использовалась.

2.6 Чердак

Была известна ловушка типа чердак. У селькупов она называлась кожба или кожпан от селькупского кожб – мешок и па – шест палка. Это был большой сетевой мешок, который опускали на жердях под лед. Этот способ применяли ранней весной.

2.7 Жерлица

Жерлица или «пыш» применялась для ловли крупных щук. Ее изготовляли из длинного кедрового корня, к концу которого крепился крючок с наживкой, мелкой рыбешкой.

Глава Ш

Способы лова

3.1 Запорное рыболовство

Промысел рыбы запорами относится к старинным способам лова. Есть сведения в научной литературе, что раньше для селькупов этот способ являлся основным. Это объясняется отсутствием материала для изготовления сетей. Запирали обычно протоку, рукав реки, небольшую речку. Селькупы различали несколько видов запоров. Принцип их действия одинаков. Рыба натыкается на преграду, плывет вдоль нее и попадает в ловушку.

3.2 Котец

3.3 Атарма

Весенние запоры устраивали в определенных местах, в устьях притоков, которые называли атарма. Отсюда и вид запора называли атарма. Раньше речку перекрывали запором, а в середине устанавливали большую ловушку. Ловушка изготовлялась из прутьев или дранки. С появлением сетей ловушка стала представлять собой большой сетевой мешок, кожпан. Сейчас также существует атарменный лов. В дно реки вбивают четыре кола с кольцами, к ним крепят ловушку.

3.4Ломанье ямы

Этот способ основан на таком явлении, как залегание рыбы в так называемые «зимовальные ямы», глубокие места, где били ключи со свежей водой. Над такой «ямой» во льду пробивались цепочкой два ряда прорубей. Расстояние между ними равнялось длине невода. Подо льдом с помощью жерди от одной проруби к другой протаскивались длинные веревки. К их концам привязывался невод и проводился под водой. Опускание невода происходило по сигналу. Лед над ямой делился на участки. Количество добытой рыбы зависело от места (в центре ямы было больше рыбы), и от быстроты опускания невода. Кто начинал первый, тот добывал больше рыбы.

3.5 Самоловы

Самоловами рыбачили и селькупы, и эвенки. Самолов представлял собой веревку, длиной более 60 метров. Веревка плелась раньше из конского волоса. К ней на расстоянии 75-100 сантиметров привязывали крючки. Конец веревки раздваивали. К одному концу привязывали груз, к другому – поплавок. Затем груз с поплавком спускали с лодки в глубоком месте, выпускали веревку с крючками, второй конец закрепляли на берегу. Вся веревка вместе с крючками находилась в воде под наклоном. Рыба натыкалась на крючки, которые шевелились от движения воды. Селькупы называли самолов – карба.

3.6 Удочки

Из рассказа информанта В.В. Домнина мне стало известно, что проживающие на территории Верхнекетского района селькупы и эвенки, для рыбной ловли также использовали удочку (санак). Взрослые мужчины её использовали редко, удочкой рыбу ловили дети. Материалом для поводка мог служить конский волос (Приложение 9), который сплетали косичкой из 6 или 4 волос. Также могли использовать нить из крапивного волокна. Мог использоваться и кедровый корень после дополнительной обработки. Обычно брали корни молодых деревьев. Свежий кедровый корень расслаивали, удаляли сердцевину, а оставшуюся болонь сплетали или ссучивали (свивали).

3.7 «Глушение» рыбы

Этот способ использовался, когда реки покрывались льдом. По льду били палками. Рыба «глохла». Лед долбили и вычерпывали впавшую в оцепенение рыбу сачком.

3.8 Топтанье

В конце зимы, в случае сильного голода, применяли способ, который назывался топтанье. Г.И.Пелих в своей работе называет этот способ по-селькупски пюрманчу. Когда при заморе, нехватке кислорода, рыбы устремлялась к ключам, водоем перекрывали, устраивали плотину из снега и хвороста. В середине оставляли проход и вставляли ловушку. Это был хищнический способ добычи рыбы и его использовали редко.

3.9 Лученье

Осенью, в ночное время рыбу промышляли «лученьем» с помощью остроги.

Глава IV

Лодки

Большую роль в хозяйстве селькупов и эвенков играла лодка. Ее можно рассматривать и как средство передвижения, и как орудие рыбной ловли. Летом в нашем районе не было дорог, поэтому с ранней весны до поздней осени лодка была единственным средством передвижения. В местном краеведческом музее выставлена легкая берестяная лодка эвенков. Однако по рассказам самым распространенным типом передвижения была долбленая лодка. Долбленые лодки в нашей местности называли обласками. Селькупы изготовляли долбленые лодки из осины. С заготовленного бревна снимали кору, обрабатывали нос и корму и начинали долбить сердцевину дерева. Инструментами для изготовления обласка были тесла, лучковое сверло, топор. В заготовку ровными рядами вбивали березовые шпеньки высотой в предполагаемую толщину лодки до 200 штук. По ним определяли толщину стенок будущей лодки. Дерево стесывалось до тех пор, пока не показывались концы вбитых шпеньков. После этого обласок поднимали на козлах, наливали в него воду, а внизу разводили медленный огонь. Между стенками «распаренного» обласка вбивали «упорки», постепенно увеличивая их длину. Так лодку «разводили» до нужной ширины. После этого окончательно отделывались нос и корма, обласок смолился и был готов к употреблению. Весла к лодкам изготовлялись из ели или сосны. Весло на конце часто изготовлялось в форме лопаты. Это помагало отталкиваться, если лодка садилась на мель. В краеведческом музее находится весло, принадлежащее эвенкам. На нем можно увидеть орнамент, который показывает принадлежность к тому или иному роду (Приложение 12). Интересен тот факт, что, искусно управляя обласком, многие селькупы не умели плавать. Ивигин В.А. также рассказывал, что в лодке часто зажигали дымокур из гнилушек для защиты от гнуса.

Заключение

Способы и приемы добычи рыбы, которые применяли селькупы и эвенки, были разнообразными и эффективными. Использование природных материалов для изготовления различных приспособлений помогало выживать в суровых таежных условиях. Каждый мужчина мог сам изготовить лодку, приспособления для рыбной ловли и тем самым обеспечить свою семью всем необходимым. Сочетание различных способов лова помогало добывать рыбу практически круглый год.

Практическая часть исследования показала, что несмотря на кажущуюся простоту изготовление орудий лова требовало терпения и опыта. Так на изготовление рыболовной морды у опытного мастера уходило 1-2 дня. Обласок долбили 5-6 дней. Селькупы и эвенки передавали свой опыт и знания из поколения в поколение. К сожалению, сейчас многое уже безвозвратно утеряно.

Приложения

Приложение 1

При посещении краеведческого музея я познакомился с такими объектами как морда (рыболовная ловушка), берестяной обласок, сети многими другими.

Фото 1. Морда. Районный краеведческий музей п. Белый яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 14.02. 2018.

Фото 2. Морда Районный краеведческий музей п. Белый яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 14.02. 2018.

Приложение 2

Фото 3. Берестяной обласок. Районный краеведческий музей, п. Белый яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 14.02. 2018.

Приложение 3

Фото 4. Сети. Районный краеведческий музей п. Белый яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 14.02. 2018.

Приложение 4

Фото 5. Крючки. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 21.11 2017г.

Приложение 5

Во время встречи с Ивигиным Владимиром Александровичем, представителем коренных малочисленных народов (эвенк по происхождению), а также Домниным Владимиром Васильевичем, охотником и рыболовом промысловиком, я выяснил какие способы рыбной ловли использовались, как они назывались, в какое время года использовались те или иные приспособления.

Фото 6. Ивигин Владимир Александрович. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 26.12 2017г.

Фото 7. Ивигин Владимир Александрович. Районный краеведческий музей, п. Белый Яр, ул. ул. Гагарина 19. Снимок сделан 9.09. 2016г.

Приложение 6

С целью практического ознакомления были сделаны макеты рыболовных ловушек.

Фото 8. Макет запора. п. Белый Яр, ул. Курская 7. Снимок сделан 10.06 2017г.

Фото 9. Макет запора. п. Белый Яр, ул. Курская 7. Снимок сделан 10.06 2017г.

Приложение 7

Фото 10. Крапивная нить. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 14.02. 2018г.

Приложение 8

Фото 11. Грузило. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 14.02. 2018г.

Приложение 9

Фото 12. Конский волос. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 14.02. 2018г.

Приложение 10

Фото 13. Сарга. МБОУ «Белоярская СОШ №1», п. Белый Яр, ул. Чкалова 8. Снимок сделан 14.02. 2018г.

Приложение 11

Фото 14. Сачок для вылавливания льда. Районный краеведческий музей, п. Белый Яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 13.02. 2018г.

Фото 15. Весло. Районный краеведческий музей, п. Белый Яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 13.02. 2018г.

Приложение 12

Фото 16. Весло. Районный краеведческий музей, п. Белый Яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 13.02. 2018г.

Фото 16. Узор на весле. Районный краеведческий музей, п. Белый Яр, ул. Гагарина 19. Снимок сделан 13.02. 2018г.

Список использованной литературы

1.Дуткина В.А., Белинская М.Х. Эвенки Верхнекетья: Историко- этнографический очерк/ отв. Ред.Е.Ф. Афанасьева – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015

2. Пелих Г.И. Происхождение селькупов XVII века (очерк социально- экономической истории). – Томск: Издательство Томского университета, 1992.

3.Земля Верхнекетская : сборник научно-популярных очерков к 60-летию образования Верхнекетского района / [отв. ред. Я.А.Яковлев]; Адм. Верхнекетск. района; Том. обл. краев. музей. — Томск: Издательство Томского университета, 1997.

4. Историко- этнографический атлас Сибири, под. ред. М.Г. Левина и Л.П. Потапова – Издательство Академии наук СССР, Москва, Ленинград, 1961.

Респонденты

Ивигин Владимир Александрович, проживающий по адресу: п. Белый Яр, Томской области, Верхнекетского района, ул. Гагарина, дом 84, кв.2. (тел. 8-38-258-2-20-77)

Домнин Владимир Васильевич, проживающий по адресу: п. Белый Яр, Томской области, Верхнекетского района, ул. Береговая, дом 10, (тел. 8-38-258-2-35-50)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *