far cry primal еда
Почему Far Cry Primal — лучшая часть серии
Far Cry 6 — это, конечно, хорошо, но за предыдущие 5 частей стало понятно, что в восприятии игр серии самую важную роль играет не геймплей (он одинаковый!) и не сюжет, а нечто иное. Что-то неуловимое в сеттинге: кто-то готов простить все что угодно за тибетские пагоды и песнопения буддийских монахов, кто-то — за реднековскую удаль или тропические приключения. Говорить о лучшей части можно только субъективно, и конкретно для меня это Far Cry Primal — самая трансовая, неспешная и фэнтезийная.
Ниже вас ждет тьма спойлеров, поэтому если не играли, читайте на свой страх и риск.
Едва ли не главное: музыка
Музыку для Far Cry Primal написал Джейсон Грейвс — автор саундтрека к Dead Space, Tomb Raider, Until Dawn и F.E.A.R. 3 и Might & Magic Heroes VI. И здесь она просто невероятная. Она вводит в нужное трансовое состояние, бодрит, настраивает на безумие битвы и заставляет прочувствовать атмосферу необъяснимой тайны. В общем, делает все, чтобы ощутить себя древним и неудержимым охотником и воителем. Во многом благодаря ней я позже угорел по ритуал-эмбиенту, вроде Paleowolf и даже более «научным» попыткам возродить палеолитическую музыку (Art of Primitive Sound).
Величие «Окончательной смерти»
Дополнительный параметр «Окончательная смерть» (особенно, если включить его вместе с режимом хардкора) — лучшее, что можно было придумать для подобной игры. Этот параметр, насколько я знаю, появился не сразу, так что многие умудрились его пропустить. Но, уверяю, это просто нечто. Осознание того, что можешь где-нибудь в середине игры умереть, просто на секунду потеряв бдительность и напоровшись на лося (так я умер в первый раз), превращает всю игру в нескончаемую боевую медитацию. Ты всегда настороже, ты одновременно дьявольски спокоен и готов к взрывному импульсу. Это обостряет все эмоции и делает краски ярче. Рутина никогда не захватит тебя надолго, потому что стоит поддаться ей — и ты труп.
Однажды я залез в узкую нору, в конце которой меня ждал пещерный лев (а у меня последнее копье!). Победа над ним была самым ярким игровым переживанием за всю жизнь. Я не курю, поэтому после нее пришлось пойти на кухню попить воды — бутылку минералки залпом. Режим хардкора, который заключается в том, что тебе нужно есть, ресурсы ограничены, раны затягиваются не мгновенно, а охота превращается в испытание — тоже важная часть игры. Кто не играл в хардкор с одной жизнью — считай, не играл в Primal.
Прирученные животные — гораздо круче, чем может показаться
Понимаю, многим изначально претит идея приручения животных в Primal. Дескать, это нереалистично, слишком предсказуемо и вообще, бегать по лесу с пушистой кисой — не по-мужски. Но если вы играете с одной жизнью, вы охренеть как захотите иметь на своей стороне саблезубого тигра. Тот самый пещерный лев, который заставил меня вспотеть, стал моим лучшим другом в этой игре. После такого совместного испытания мы были не разлей вода и я испытывал к нему почти родственные чувства.
К тому же, призванные животные (и их разные умения) дают игре неожиданную стратегическую глубину. Твое животное становится своего рода тотемом — олицетворением тех качеств, на которые ты делаешь ставку в своем прохождении. И, опять же эта магия работает гораздо лучше со включенной окончательной смертью.
Игра в «историческую достоверность» — создатели действительно заморочились с фактами
Само собой, Far Cry Primal — это своего рода фэнтези на псевдоисторическую тему, никто и не ждал от игры достоверности. Однако создатели не стали плыть по течению и использовать сплошные клише. Меня даже поразило, насколько много здесь вкраплений исторических фактов, хотя они и используются как основа для выдумки. Например, у многих игроков был натуральный «баттхерт» из-за того, что племя главного героя выглядит мультирасово: у них темная, почти как у мулатов, кожа, но при этом светлые глаза. Помню множество комментариев о том, что это — очередная дань sjw-повестке. Однако, судя по данным палеоантропологов и генетиков, многие населявшие доисторическую Европу племена именно так и выглядели. Даже на Британских островах мезолитические охотники запросто могли быть темнокожими и светлоглазыми.
То же с местными неандертальцами: их образ стереотипен, но обогащен необычными фактами, которые оказались взяты из реальности (правда — всегда изощреннее выдумки). К примеру, их болезнь, которую они называют «внутренний огонь» — отсылка к реальному положению дел. Неандертальцы страдали из-за близкородственных скрещиваний и наследственных болезней. Довольно многие были больны раком, а также могли нести печать уродства. Лечение болезни, заключающееся в пробитии черепа (вас об этом просит Даа) — тоже имеет параллели с реальностью. Древние люди действительно практиковали трепанацию, и, судя по последующему заживлению кости, многие после нее выживали. Помогало ли это от болезней головы — другой вопрос.
Еще один пример — однорукий мастер Вуга — отсылка к данным археологии, согласно которым даже тяжело травмированные и потерявшие конечности кроманьонцы (и более ранние гоминиды!) нередко выживали благодаря опеке племени. И так можно продолжать долго. Каирны, мегалиты, геноцид коренного охотничьего населения пришлым сельскохозяйственным — все это изображено с долей фантастики. Но ведь изображено! Ubisoft вообще могли не запариваться со всем этим (и игра бы потеряла не так много), но все же запарились. И эти отсылки считывать крайне приятно.
Тактическая глубина, которую многие предпочли проигнорировать
Иногда, в миссиях с освобождением соплеменников из рабства я даже позволял себе не спасать всех — дать умереть кому-то, чтобы получить тактическое преимущество и гарантированно выжить самому. Да, аморально, но «лучше сначала вы, а потом я». Все это позволило мне по-настоящему прочувствовать беспощадность выбранного сеттинга.
Только здесь крафт и «выживач» по-настоящему имеют смысл
Я не фанат крафта и «выживачей», но и не противник. Однако в других частях создание вещей и охота меня больше утомляли, чем радовали. Здесь же это органично вплетено в игру. Ты — буквально охотник и собиратель, так, черт возьми, охоться и собирай!
Действительно любопытные моральные и философские вопросы
Far Cry Primal можно ругать за простоватый сюжет и некоторую наивность повествования. Но ведь и времена-то примитивные. Однако мелочи, если рассмотреть их внимательно, открывают большой простор для размышлений. К примеру, нам дают некую явную наживку для основного конфликта: наше племя — люди, а наши враги — неандертальцы, и было бы хорошо их истребить (или нет? — чем ближе к концовке, тем человечнее они выглядят).
Но все еще интереснее: на самом деле, «настоящие люди» здесь — это вражеское племя изила. По иронии именно они — люди современного антропологического типа. А как же наше племя? Они — архаичные кроманьонцы, в десятом тысячелетии до нашей эры (время действия игры) — почти такой же реликт, как и неандертальцы. Итого перед нами даже не три разных племени, а почти три разных вида. Но где начинается «настоящий человек», а где кончается? Возможно ли, что все три племени — люди и братья, несмотря на сильные генетические различия, или лучше удариться в «готтентотскую мораль» и считать истинными лишь представителей своего племени (даже если их осталось 20 особей во всем мире)?
Еще одна проблема, которая подается в лоб, но содержит удивительные нюансы — это столкновение цивилизаций. Понятно, что все тут доведено до крайности, неандертальцы вообще должны были вымереть за десятки тысяч лет до событий игры, а вторжение вестников неолитической революции (племя изила) не было таким стремительным. Но мне нравится, как создатели игры играют с нашими представлениями о времени, с нашими ожиданиями.
Мы проводим первую половину игры в мире архаики и дикарства, первобытной мощи с чарующей ноткой дерьма мамонта. А потом, вдруг, оказывается, что в мире уже существуют аграрные цивилизации, религии, рабство и даже протогорода. Да что там говорить, библейский город Иерихон, стоящий до сих пор, был построен примерно в это время (в крайнем случае, на тысячу лет позже). Лично на меня первые каирны и первые деревушки изила оказали ошеломляющее действие. Именно благодаря тому, что я не знал об их существовании, я почувствовал себя озадаченным дикарем и даже захотел разломать это все, потому что мне это чуждо и непонятно.
Язык, на котором говорят персонажи (протоиндоевропейский!)
Как и любое хорошее фэнтези, Far Cry Primal имеет собственные выдуманные языки, которые отлично помогают погружению в атмосферу. И здесь создатели действительно заморочились. Они пригласили профессиональных лингвистов, которые создали примитивный, но рабочий и самобытный язык на основе праиндоевропейского. Точнее, тех знаний и догадок, которые современная наука имеет на его счет. Наверняка вас так же как и меня смешило, как соплеменники главного героя кричат «Тигри, тигри!» — но в теории именно так могли вопить далекие предки современных европейцев.
Язык племени изила также сделан на основе праиндоевропейского (хотя по лору игры они, судя по всему — выходцы из Месопотамии), но звучит иначе. Получается любопытный эффект: винджа и изила по задумке понимают друг друга достаточно хорошо, чтобы общаться, но при этом настолько плохо, чтобы почувствовать различия и испытывать ксенофобию.
К сожалению, пройти Far Cry Primal в режиме «одной жизни» мне не удалось. Погиб, провалившись в текстуры. Отправился прямиком в Нижний мир, как и подобает воину.
Вроде бы вселенная Far Cry не содержит никаких тайн для бывалых искателей приключений, но последний удивительный эпизод, где автоматы и гранаты нужно менять на копьё с сову-бомбардировщик, сбивает карты даже самым опытным геймерам, и заставляет их учиться по-новому. Речь, конечно же, о Far Cry Primal. И если вы ещё не начали играть в данный экшен, то наши 11 советов будут для вас как нельзя кстати.
Совет №1. Берите всё.
Совет №2. Дубина – наше всё.
Совет №3. Выживет сильнейший.
Совет банальный, но озвучить его не помешает: естественный отбор 10 тысяч лет назад проходил гораздо острее, нежели сейчас, поэтому вы должны не просто играть за Таккара – человека Каменного века, а научиться думать как он, а именно – держать глаза открытыми, а уши нараспашку. Жаль, что современные технологии ещё не научились синтезировать запах, иначе и принюхиваться нужно было бы. Чтобы не начать игру с возрождения у ближайшего костра, слушайте звуки, ибо смертоносный зверь может быть совсем рядом, и его проще услышать, чем увидеть. Кроме этого помните, что убежать от голодного хищника вы не сможете, если только не повезёт прыгнуть в воду или взобраться на какую-нибудь особенную возвышенность. Поэтому если на вас напали, то защищайтесь и думайте о том, что лучше в такие ситуации не попадать вовсе. Кстати, медведи умеют плавать – будьте к этому готовы.
Здесь тоже есть хедшоты. Цельтесь зверю в голову, чтобы потом не выслеживать подранка.
Совет №4. Охота – главное место для подвигов.
Охотиться Таккару придётся. Причём, придётся демонстрировать смекалку и находчивость, и если против обычного зверя хватит и одного хедшота из стрелы, то при выполнении особых заданий, к примеру, когда нужно добыть особо сильного хищника – главаря какой-то конкретной территории, то просто так с бухты-барахты это сделать не получится. Мало того, что нужно будет запастись припасами и стрелами, так ещё и продумать пути для быстрого отхода, если, конечно, отойти удастся. Ходить на зверя надо тихо и медленно. Крадитесь, и старайтесь не шуметь. Есть мнение, что вопрос стелса здесь проработан реалистичнее, чем в том же Far Cry, где «слепые» охранники вас в упор не видели. Идеальная охота – один хедшот. Но если так не получилось, но вы достаточно серьёзно ранили зверя, то включайте «Охотничье зрение» и отправляйтесь выслеживать животное. Если повезёт, то по следам крови вы найдёте его достаточно быстро. Если вам нужно какое-то конкретное животное, то приблизьте карту, и высматривайте иконки зверей. Убитый зверь будет помечен крестиком, кстати. Наведите курсор на иконку, и вы получите пару кратких советов для начинающего охотника.
Совет №5. Зажигайте!
Времена хоть и давние, но огонь человечество уже приручило. И это, по тем временам, возымело огромный эффект в плане борьбы за выживание. Поэтому не брезгуйте мудростью предков и почаще используйте огонь в корыстных целях. К примеру, стреляйте горящими стрелами во врагов. Они не так точны, но зато враги будут гореть, а это много стоит. Кроме того, такой стрелой можно поджечь костёр издалека. А ещё эти стрелы можно использовать для отвлечения охраны враждебного лагеря: обстреляйте один его край, подождите, пока разгорится, а после нападите с другого края. Ну и, конечно же, зажигайте костры, и грейтесь у них, ибо здесь главный герой запросто может обморозить себе всё своё геройство.
Строительство деревни и улучшение пещеры откроют новые миссии и умения.
Совет №6. Готовьтесь к симулятору строителя.
Как уже было сказано ранее, здесь вам нужно будет вплотную заниматься делами, более присущими симулятору выживания, в том числе и строить. Строить и производить различные работы по облагораживанию территории вам будет предложено в рамках своей собственной деревни. Стройте в деревне новые хижины. В них заселятся новые жильцы со своими умениями. Как только вы займётесь строительством, жизнь наладится: вы бурным потоком начнёте открывать новые оружейные модификации, разблокируете варианты модернизации других, не военных предметов, получите новые навыки, откроете новые миссии, и увидите новые точки на карте. Отдельное внимание уделяйте собственной пещере. Улучшайте её, и вам воздастся. Чем больше жителей заселит вашу деревню, тем больше бонусов вы получите в виде ежедневных наград в тайнике, а если вы хорошо улучшите пещеру, то в тайнике сможете находить редкие предметы. В общем, не только охотой единой.
Совет №7. Дружите со зверями.
Зверей тут можно не только убивать, но и использовать во благо. Этот навык вы получите после знакомства с шаманом. Следите за индикаторами на экране. Они будут показывать вам возможность приручения зверей. Кого-то вы уже сможете приручить, а кого-то нет. Зверь, путешествующий с вами плечом к плечу – крайне полезен. Он сможет отогнать других хищников, сможет отмечать врагов специальными метками, или просто предупреждать об их наличии. Ну, и в процессе боя не забывайте использовать очень полезное умение, отдающее приказ зверю атаковать конкретного врага, либо просто занять конкретную позицию на местности, что бывает полезно для охраны периметра, откуда вероятнее всего набегут новые враги.
Совет №8. Используйте сову.
Атака совы – штука неэффективная. Вы только встревожите врагов.
Совет №9. Стелс может быть эффективнее открытой атаки.
Иногда будет так, что устраивать тихий стелс, красться украдкой, и втихую ликвидировать дозорных – эффективнее, чем пойти на Вы, изначально заявив о себе, пущенными стрелами и натравленными зверями. Используйте метод плаща и кинжала, даже если у вас нет ещё ни того, ни другого. Тактика у вас должна быть такая: проследите траекторию перемещения охранников. Если они стоят и не двигаются – ещё лучше. Ваша цель – одиночные дозорные: подбирайтесь со спины и аккуратно нейтрализуйте врага. После этого бывает полезным оттащить тело куда-нибудь подальше. Если же подобраться к врагу незамеченным нельзя, то привлеките их внимание брошенным камнем. В такой способ охранников можно не только убрать со своего пути, пробежав туда, куда вам нужно, но и приманить в укромное место, где тут же с ним и расправиться.
Совет №10. Терроризируйте врагов ночью.
В Far Cry Primal есть чудесная система смены времени суток. Вслед за солнечным днём наступит тёмная и зловещая ночь. Вместо того, чтобы дрожать ночью у костра, используйте это время с пользой. Многие не любят играть ночью, поэтому «спят» в это время, и зря. Во-первых, только ночью можно добыть некоторых уникальных ночных зверей, и некоторые уникальные «ночные» ресурсы. Во-вторых, ночь – очень полезное время для атаки на вражеские лагеря. Сначала подожгите лагерь, а потом нападайте из темноты на вражеские патрули. Только помните, что ночью не только патрулей больше, но и опасных зверей больше также, так, что ночь в Far Cry Primal – время хардкора.
Совет №11. Спите и получайте награды.
Ну и напоследок небольшой, практически, читерский совет о том, как можно получать бесплатные, уникальные предметы как можно чаще. Для начала вам нужно развить деревню и отстроить пещеру. Тогда вы будете получать полезные вещи, наведываясь в тайник. Особо ленивые поступают так: после похода к тайнику, возвращаются в пещеру, спят до следующего утра, снова идут к тайнику, после чего снова идут в пещеру спать до утра, и так до бесконечности, или пока не надоест.
Племя грязных волос. Обзор Far Cry Primal
Близкие по духу
У нас была Far Cry про вышки и Африку, была Far Cry про вышки и тропический остров, потом Far Cry про вышки и Тибет. Теперь встречайте Far Cry про костры и кроманьонцев.
Десять тысяч лет до нашей эры. По равнинам Центральной Европы бегают полуголые пещерные люди и всевозможная доисторическая фауна. Главный герой Таккар к началу игры уже долго путешествует вместе с сородичами в поисках Уруса, заветной земли, в которой его племя винджа обретет покой, а также кров и пищу (что еще нужно для счастья?). Но во время очередной охоты все идет наперекосяк, и до Уруса Таккар добирается в одиночку, чтобы обнаружить там игру от Ubisoft.
Родное племя разбросано по всему миру (нужно спасать), Урус поделили два воинствующих племени (нужно отвоевывать, захватывая «вышки»-костры), а сам Таккар должен подняться из грязи в князи и стать полноправным предводителем своего народа.
Ледниковый период
Primal основана на тех же правилах, что и предыдущие две (а то и три) Far Cry, а в отношении сюжетной структуры и ощущения прогресса это почти полная калька четвертой части. Мы приходим в новый неизведанный мир, разрываемый на части войной, выполняем поручения и постепенно из голодранца превращаемся в народного героя. Ближе к середине сюжетная линия раздваивается, но в Primal варианты не взаимоисключающие, в отличие от Far Cry 4, где один путь вынуждал отказываться от другого.
Если в прошлых частях Ubisoft создавала хотя бы мнимое ощущение того, что ваш выбор на что-то влияет, то здесь все можно списать на одно простое обстоятельство — у нас тут доисторическая эпоха, животные инстинкты и едва зародившийся общинный строй, морали в таком мире попросту нет места. И это даже хорошо, потому что примитивный цикл «убить козлика, скушать козлика, закутаться в шкуру, поспать, заколоть врага», на котором строится игра, снимает многие ограничения и позволяет крушить, кромсать и рвать на куски без зазрения совести. К тому же выбор декораций первобытного мира позволил Ubisoft выбросить процесс превращения протагониста из запуганного туриста в Рэмбо — главный герой изначально отлично умеет охотиться, добывать пропитание и убивать.
Каменный век
Развитие общины организовано в виде элементарного градостроительного симулятора и тоже завязано на сбор ресурсов. Вы находите на карте «специалиста» — матерого охотника, кудесника, добытчика и далее в том же духе, — выполняете его задание, а он в благодарность присоединяется к племени. Вы строите для него хижину, и он открывает новые таланты и «гаджеты».
Например, эксцентричный шаман обучает Таккара приручать диких животных и призывать сову, действующую по принципу беспилотника (только сова еще и ухает): она помечает врагов, сбрасывает самопальные бомбы, пикирует вниз и разрывает цель когтями. Впрочем, эти способности обретают смысл только на высоких уровнях сложности и ближе к финалу, когда врагов ощутимо больше и жить становится тяжелее.
Еще по Урусу кочуют отбившиеся от своих дружественные винджа. Если им вовремя помочь, они тоже возвращаются на «базу» и присоединяются к общине. Чем больше в племени людей, тем больше ресурсов Таккар получает каждый день, но толку от этого немного — все необходимое не так сложно добыть самому.
Помимо первобытной экономики и найма соратников, геймплей разбавляют стелс, охота на редких зверей, появление на аванпостах новых, но не оригинальных противников (тоже полная аналогия с Far Cry 3 и 4 — вместо снайперов лучники, вместо броневиков — громилы с факелами), катание на мамонтах, использование скалолазного крюка, а также вылазки на северную часть карты, где холодно и нужно либо одеваться в более теплые шкуры, либо бегать от костра до костра, как в Battlefield: Bad Company 2.
Но все это мы уже видели.
Ключевые аспекты Primal не слишком изменяются до самого финала: нудный захват костров и мало отличающихся друг от друга вражеских поселений, обирание кустов и рудных жил и драки на дубинках к концу игры остаются такими же, как вначале. Здесь даже набор умений почти идентичен тому, что было в предыдущих играх: улучшение здоровья, «охотничьего» зрения, навыка рукопашного боя и далее по списку.
Единственное, в чем Primal по-настоящему выделяется и выигрывает на фоне как других Far Cry, так и игр в принципе, — это игровой мир. Доисторическая эпоха здесь показана предельно приземленно и естественно, без чудаческой мистики Zeno Clash и излишнего влияния шаманизма From Dust.
Но вместе с этим Ubisoft в очередной раз сделала мир, который не живет, а функционирует. Сколь бы здорово вы ни ощущали себя в роли Таккара, привычные для студии условности, механизмы и сценарные инструменты, а также мелкие, но неприятные баги портят атмосферу, напоминая о том, что вы не погружаетесь в другую реальность, а играете в игру. В четко проработанную программу из последовательностей, циклов, условий, единиц и нулей. И это печально.
У вас могло сложиться впечатление, что Far Cry Primal — плохая игра.
Точнее, это просто очередная Far Cry и по совместительству — очередная игра Ubisoft. Она большая, красивая, в ней всегда есть чем заняться. Но удовольствие вы от нее получите только если последние четыре года сидели в пещере (простите) и не видели ни третьей, ни четвертой Far Cry. Или если вы устали от огнестрела и давно мечтаете об экшене, в котором нужно пятнадцать часов дубасить врагов палкой по голове, а новая Condemned все никак не выйдет. Или если хотите почувствовать себя пещерным человеком и побегать с копьем за ошалевшим мамонтом.
При любом раскладе придется терпеть все привычные недостатки, от которых открытые миры Ubisoft пока что не готовы избавиться.