аз есмь господь бог твой да не будут тебе бози инии разве мене

Десять заповедей Закона Божия

1. Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене.

2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

7. Не прелюбы сотвори.

9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.

Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» ( Мф.22:37–40 ).

Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель, – «Им мы живем, и движемся, и существуем» ( Деян.17:28 ).

Любя Бога и ближних, мы этим обнаруживаем и истинную любовь к самим себе, потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей к Богу и ближним. Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. Мы должны беречь свое здоровье и заботиться о развитии своих душевных сил и способностей, чтобы лучше проявлять свою любовь к Богу и ближним.

Таким образом, любовь к себе не должна быть проявляена в ущерб любви к ближнему. Напротив того. Мы должны любовь к себе приносить в жертву любви к ближним. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т. е. пожертвует жизнью своей) за друзей своих (ближних своих) ( Ин.15:13 ). А любовь к себе и любовь к ближним должна приноситься в жертву любви к Богу. Господь Иисус Христос об этом говорит так: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего (т. е. кто отказывается от всех жизненных тягот-лишений, страданий и испытаний, которые посылает Господь, а идет легким беззаконным путем) и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:37–38 ).

Если человек прежде всего любит Бога, то естественно он не может не любить, и отца, и мать, и детей, и всех ближних своих; и любовь эта будет освящена божественною благодатью. Если же человек будет любить кого-либо из них, без любви к Богу, то такая любовь его может быть даже преступной, например, такой человек для благополучия любимого друга может лишить благополучия других, быть к ним несправедливым, жестоким и т. п.

Итак, хотя весь Закон Божий и заключается в двух заповедях любви, но для того, чтобы нам яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему, они разделены на 10 заповедей. Обязанности наши к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним – в последних шести заповедях.

Источник

Да не будут тебе бози инии!

Слово в день празднования 95-й годовщины основания Московской Духовной Академии

Жизнь полна идолов; на каждом шагу встречаем теперь и идолов, и идолопоклонников. Правда, вы не увидите идолов каменных, золотых и серебряных. Грубого идолопоклонства в наш просвещенный век и странно было бы искать. Но идолопоклонство тонкое, часто бессознательное, прикрывающееся именем служения истинному Богу, – такое даже более опасное идолопоклонство снова грязной волной разлилось по лицу земли. Проявления этого идолопоклонства весьма различны, но все они равно печальны и горестны для мира христианского.

Апостол Павел в послании к римлянам говорит о древнем идолопоклонстве. «Язычники, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце» ( Рим. 1, 21 ). Язычники имели знание о Боге, но знание это не затрагивало их жизни; в жизни своей они не славили и не благодарили познанного умом Бога. Жизнь не руководилась богопознанием; произошел разрыв между верой и жизнью. Не то же ли самое следует буквально сказать и о нашем времени? Как редко встречаются ныне люди, жившие только для Бога и Богом! Многие ли могут в наши дни искренно повторить эти великие слова великого Апостола: «уж не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 )? Теперь-то именно и не прославляется Бог жизнью христиан. Спросите нашего современника: чем он живет, ради чего живет? Что самое главное у него в жизни? Вам укажут семью, должность, общественную деятельность, торговлю; немногие – науку, а некоторые назовут удовольствия, личное благополучие. Но скажет ли кто, что для него самое главное в жизни – Бог, Церковь, спасение души, жизнь вечная? Нет, обо всем этом едином на потребу, почти никто не вспомнит. Христос совершенно удален из человеческой жизни, хотя многие и не решаются гнать Его открыто. Людям как бы жалко бросить Христа совершенно, но они и не любят Его настолько, чтобы ради Него отказаться от всех других богов. И вот, приложены все усилия к тому, чтобы сохранить всех идолов мира, чтобы вместе покланяться Христу и Велиару. Жизнь свою поделили люди между многими богами. Самая большая часть жизни отдается на сердечное служение всевозможным идолам, и только самая ничтожная ее часть уделяется на спешное и торопливое поклонение истинному Богу. Представьте себе большой дом занятого человека. В этом доме громадные конторы, кабинеты. В них проводит хозяин почти целые дни. Но где-то в углу дома маленькая комнатка с иконами. Редко-редко торопливо заглянет туда хозяин, но тотчас выбегает оттуда и спешит к своим «делам». Так построена вся жизнь современного христианина. Он совершенно осуетился. Целый день он занят, изо дня в день его время поглощено все без остатка. Очень редко, раз в неделю, в месяц, даже в год заглянет он в Божий храм. Его там ничто не занимает, и он спешит к своим «делам».

Что такое в наши дни жизнь во Христе? Да и кто говорит теперь о такой жизни? Теперь можно слышать речь лишь об «удовлетворении религиозных потребностей» или об «отправлении религиозных обязанностей», причем и потребностей, и обязанностей этих оказывается удивительно мало, сравнительно со всякими другими потребностями и обязанностями. «Удовлетворение религиозных потребностей». «Отправление религиозных обязанностей». Скажите, как иначе можно назвать эти слова, как не богохульством? Разве неясно, разве не понятно, какое ужасное отступление от Бога скрывается под ними? Вера христианская не может занимать лишь ничтожный уголок в жизни человеческой; нет, она может быть только самою жизнью. Приведите вы себе на память всех святых угодников Божиих. Возможны ли, мыслимы ли подобные слова в их святых устах? Разве для них вся жизнь не была одним хождением пред Богом ( Быт. 5, 24, 6:9 )? Говорят о том, что вера Христова вовсе не влияет на жизнь людей. Да она и не может влиять, потому что ей не дают места в жизни. Ведь наполняла же Христова вера радостью неизреченной, блаженством и миром сердца святых угодников Божиих, которые жили для одного Бога. Всем, кто служит единому Богу, дух, живущий в них, «бо́льшую дает благодать» ( Иак. 4:6 ), пред которой жалки и ничтожны все призрачные мира дары. Кто всего себя отдал Богу, тот приобретает вечное сокровище, которого «ни моль, ни ржа не истребляют, которого воры не крадут» ( Мф. 6, 20 ), которое и за гробом остается. А наш современник, ревностно служащий идолам земным, с утра до ночи мудрствующий о земном, забывший о горнем, – что он приобретает? Что дают ему его идолы? Что он имеет? Правда, внешняя его жизнь может поразить легкомысленного ценителя своим богатством, удобствами, внешним блеском. Но какое внутреннее убожество души скрывается подо всем этим внешним, временным и мимолетным блеском! Как мрачна и смятенна душа нашего современника! И это не я говорю, желая осуждать идолопоклонническую жизнь мира. Нет, писатели, Богу и св. Церкви враждебные, и те – прочтите! – какими до ужаса мрачными красками изображают они «дни нашей жизни». А лучшие писатели, не говорят ли они о мире, что о жизни искренней, о цели выспренней там мысль смешна?

С гордостью часто говорит наш современник: «богат есмь и обогатихся и ни в чем не имею нужды» ; но не знает он того, что он «несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» ( Апок. 3, 17 ). И все это потому, что вера Христова перестала быть жизнью, что не единому Богу покланяются люди, а натворили себе неисчетное множество кумиров, кумиров бездушных, которые не могут одухотворить жизни и сделать ее содержательной.

Идолы все больше и больше вытесняют Христа из жизни людской. Все, касающееся веры, более и более становится в наши дни «частным делом», даже таким, которое постоянно нужно прятать в самой сокровенной «клети», которому нет и быть не должно никакого места в жизни. В наши дни христианство проявляется только как личное потаенное благочестие, но совсем оскудела христианская жизнь. Христианская жизнь возможна только в Церкви; только Церковь живет Христовой жизнью. Церковь, это то святое общество, в котором земля до неба возвышается, где люди настолько объединяются в любви и единомыслии, что бывает у них «одно сердце и одна душа» ( Деян. 4,32 ). Все тело Церкви, «посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» ( Еф. 4,16 ), «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4, 13 ), и будет «во всем Христос» ( Кол. 3, 11 ; 1Кор. 15, 28 ). Вот истинная Христова жизнь! Но причастие церковной Христовой жизни доступно только любящему сердцу, которое способно на отвержение греховного себялюбия, которому дорог единый Бог любви и противны холодные, бездушные идолы мира. Служение же идолам всегда связано с себялюбием, и потому для бедного любовию сердца наших современников непонятна и недоступна вся глубокая содержательность, радость и красота церковной жизни. Наше общество готово поэтому всю церковную жизнь предоставить только одним монахам и священникам; для себя же жизнь по уставам церковным считает вовсе не обязательной. Заветы Христовы, жизнь христианская, по мнению нашего общества, обязательны и нужны одним монахам да, пожалуй, иногда, священникам, а мирянам все можно, все хорошо и похвально. Богослужение должны посещать монахи, а миряне могут для себя заменить его ночными и всенощными бдениями в увеселительных заведениях. Братолюбие тоже не для мирян – для них достаточно вежливости. Общество предпочитает идти на торжище скучного мира, мечется там в потемках от одного блуждающего огонька к другому, гибнет духовным гладом, питается от рожец, приличных лишь свиньям, и не хочет избыточествовать хлебы в дому небесного Отца, который есть святая Церковь православная. А если и говорят некоторые об участии в жизни церковной, то под этой жизнью разумеют не созидание тела Христова в общем братолюбии и духовных подвигах; нет, под жизнью Христовой Церкви разумеют ведение хозяйства, заведывание столами торжников ( Мф. 21, 12 ) да борьбу за какие-то права. И на месте святе хотят поставить свой бездушный мирской кумир!

В отношениях Церкви больше всего проявляется современное идолопоклонство. Многие ожесточились, злословя единственный путь Христов ( Деян. 19, 9 ), путь церковный. Создаются «новые пути» с именем Христовым, но без Церкви, «около стен церковных». Эти «новые пути» оказываются очень удобными именно для того, чтобы сохранить имя Христово, а кланяться своим любезным идолам. Потому и привлекательны все эти «новые пути». Они легки и потворствуют страстям. От действительной Христовой веры, содержащейся в св. Церкви, на этих путях остаются только иногда благочестивые, а чаще уродливые мечты, не имеющие никакого отношения к жизни. Церковь преподает людям полное Христово учение. Учение это оказывается мало снисходительным для страстей, для себялюбия человеческого. А на «новых путях» можно выбрать из учения Христова только то, что понравится, что не помешает поклоняться идолам. Повторяется вечно одно и то же печальное событие, так ярко описанное в книге деяний апостольских. Вельможа Феликс слушает св. апостола Павла, пока тот проповедует о вере во Христа Иисуса, но когда Апостол начинает говорить о воздержании и о будущем суде, вельможа приходит в ужас и говорит: «Теперь пойди, а когда найду время, позову тебя» ( Деян. 24,25 ). Разве не буквально повторяется это обычное, но прискорбное событие в наши дни? Теперь тоже многие готовы принять ни к чему не обязывающее «чистое», «евангельское», «свободное» христианство, но с ожесточением отвергают св. Церковь, потому что она-то и говорит о воздержании, самоотречении, об извержении идолов.

Для того, чтобы на досуге помечтать о Христе, для этого нет особенной нужды в Церкви, можно обойтись и без нее. Без Церкви невозможна только жизнь христианская, а ревнителей этой жизни находится очень мало; большинству более приятна жизнь полуязыческая. Современное идолопоклонство и проявляется в отрицании св. Церкви.

Такое противление Церкви, даже по видимому принадлежащих к ней, в основе своей имеет то же идолопоклонство. Оттого и противление Церкви, что не хотят служить люди единому Богу. Если бы служили единому Богу, то ни о каком противлении Церкви, даже о безразличии в делах веры не было бы и помина. Но в наш идолопоклоннический век противление Церкви достигло громадных размеров и составляет величайшее несчастие нашего времени. «Оттого, – говорит св. священномученик Киприан, – и все ереси, и расколы, что все не церковное, даже враждебное Церкви находит поддержку и одобрение в недрах самой Церкви!» (Письмо к Помпею).

Но в нынешний день праздника нашего пусть глас Господень прежде всего и громче всего раздастся для нас, братья мои, родные сыны одной духовной матери-кормилицы – Московской Духовной Академии. Разве не слышим мы, как особенно звучит для нас первое слово синайского Десятословия? Разве трудно узнать те размышления, на которые наводит оно нас? Прежде всего оно заставляет нас подумать о нашем настоящем. Благодарение Господу Богу, мы в школе духовной. Самая наука наша не обращает взоров наших долу и только долу; нет, она проповедует о горнем, зовет горе. Ведь в наше время очень много наук, которые наполняют людей множеством знаний, но о всех этих знаниях всегда можно спросить: нужны ли они для спасения души и для жизни вечной? А если не нужны, то какая в них польза? Правда, эти знания дают много житейских удобств: без них мы и прожить теперь не можем. Нам нужны железные дороги, пароходы, телеграфы и телефоны, электрический свет и многое другое. Все это так. Говорить против всего этого – значит быть смешным. Но суждение с точки зрения житейской пользы не есть высшее для человека, особенно для христианина, ибо он слышит слово Христово: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душу свою погубит» ( Лк. 9, 25 )? Мы все «верою ходим, а не видением» ( 2Кор. 5, 7 ), не наукой. Наука сама по себе еще не есть жизнь; в вопросах жизни и смерти наука служить может только Христу или антихристу. Вся беда нашего времени в том, что гордая полунаука, – настоящая наука всегда смиренна, – берется не за свое дело, хочет учить людей жить. Ведь из истин естественнонаучных, математических и технических ровно ничего нельзя получить для решения вопросов спасения и погибели. Есть Бог или Его нет, будет ли жизнь вечная или нет – ответа на эти вопросы не найдешь, если будешь изучать звезды, деревья и травы, камни и металлы. Не найдешь их, если будешь изучать и судьбы народов, их войны, торговлю, общественную жизнь. Когда же наука начинает все же обсуждать подобные вопросы, то, взирая только долу, она легко и скоро начинает служить антихристу. Она, как древний человекоубийца, коварно внушает людям: «отверзутся очи ваши, и будете, как боги, знающие доброе и лукавое» ( Быт. 3, 5 ). И не напрасно св. ап. Иаков такую мудрость называет земной, душевной, бесовской ( Иак. 3, 15 ). Эта бесовская мудрость нередко в наши дни все дело спасения нашего объявляет юродством. Не ведет такая мудрость ко спасению, а вечная жизнь ей совсем незнакома: она знает одну только могилу, глухо, недовольно и мрачно ропщет перед гробом. Но кто может о нашей науке сказать, что она по существу своему не нужна для спасения души и жизни вечной? Изучать св. Писания, духоносные творения св. отцов, узнавать жизнь и подвиги угодников Божиих, исследовать дивные судьбы Христовой Церкви – неужели можно сравнивать все это с постройкой фабричных труб, с изучением писаний греховных, со всем вообще строительством современной башни Вавилонской? Конечно, нет! И в наше время, когда так умножается земная мудрость, особенно велика нужда в мудрости небесной, божественной. Истина, «свыше сходящая» ( Иак. 3, 17 ), нужна людям; без нее они прожить не могут, сколько бы ни зарывались в суету земную. «Вся земля истину призывает, и небо оную благословляет и вся дела трясутся и трепещут ея» ( 2Ездр. 4, 36 ). Со всех сторон и в наши дни идут бесчисленные запросы на ту именно мудрость, которой посвящена наша Академия. На поприще земной мудрости избыток работников, но их мало, их очень мало на благодатной ниве богословской науки. А потому служение богословской науке и обогащение себя ее вечными и нетленными сокровищами – вот наше призвание в настоящем! Вот чему единому должны мы служить, чему покланяться; не преклоняя в то же время колен пред Ваалом знания чуждого и малоспасительного!

К счастью нашему, мы имеем здесь все лучшие пособия для занятий именно таким богословием. Здесь у нас русская православная святыня, где, как чистый пламень свечи, целые столетия горят верующие души огнем священного вдохновения и согреваются теплотой сердечного умиления. Посмотрите со вне и на нашу дорогую Академию! Много можно поучительного найти здесь для души, преданной любомудрию. Обращали ли вы внимание на то, что в средине всех зданий Божий храм стоит? И не напоминают ли все эти здания тех строений близ Иерусалимского храма, где воспитывалась небесная Покровительница нашего храма, простирающая свой честный омофор и на всю Академию? А все сие не проповедует ли той непреложной истины, что подлинное христианское православное богословие должно стоять в самой тесной и неразрывной связи с церковной жизнью? Царица Небесная, сама при храме воспитавшаяся, да поможет и нам воспитатися Господу (см. стихиру на Введение) при храме ее имени посвященном!

Пора бы ввести слово в пристань молчания, но как не бросить взора на будущее? Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене! Неужели можно после этого идти на сторону далече, иным богам покланяться, иным богам служить, иным богам отдать жизнь свою! Оставить Бога и св. Церковь православную в то время, когда такая великая нужда в делателях на ниве Христовой!

Говоришь о слабости, о недостоинстве? Да, мы знаем, что Моисей отрекался ( Исх. 3,11 – 4,17 ), Иона бежал в Фарсис, страшились Григории и Златоусты, по смирению преп. Сергий отрекался. Но ты-то, так ревниво оберегающий свое мелочное самолюбие в другое время, ты-то искренно ли говоришь о своем недостоинстве? Не желаешь ли ты под предлогом смирения предаться беспечности, как говорит св. Златоуст, и твои слова смирения не пустая ли только отговорка, которой ты думаешь успокоить и себя, и других? Словами смирения не готовишь ли ты только покойную постель, на которой мог бы безмятежным сном почить твой дремлющий дух? Лицемерное малодушие не скрывает ли под собою окамененного нечувствия к делу Христову? Не потому ли только избегают церковного служения, что «славу человеческую больше возлюбили, нежели Божию славу» ( Ин. 12, 43 )? Будь хоть с самим собой на минуту искренним и ответь себе, брат мой, без боязни, смело и правдиво на все эти вопросы.

Надеяться на себя только не следует, но отдай все свои силы, способности, знания, которыми благословил тебя Господь, в руку Божию, как вдовица две лепты, и скажи с Апостолом: «вся могу о укрепляющем мя Иисусе» ( Филип. 4,13 )! «Благо есть мужу, егда возмет ярем Христов в юности своей» ( Плч.3,27 ). Здесь на земле, в Церкви воинствующей, он «злопостраждет, как добрый воин. Христов» ( 2Тим. 2,3 ), но Господь Бог венчает его победным венцом в Церкви. Торжествующей на небесах, где готовится венец правды всем возлюбившим Христа ( 2Тим. 4, 8 ).

Вменить в уметы всех пустых и бездушных идолов суетного мира. все сором счесть и только единому Богу и Его св. Церкви служить – выше этого нет и быть ничего не может! А кто ради земных кумиров отрекается от жребия Христова, тот знай, что скучные, бессодержательные и некрасивые песни земли никогда заменить не могли сладчайших звуков небес для души боголюбивой, и на распутьях мира, на кривых и развращенных путях идолослужения ( Суд. 5, 6 ) не найдешь ты душе своей отрады.

Источник

Первая заповедь

Поучение 40. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене

Вот первая заповедь десятословия. Она повелеваем познавать и почитать единого истинного Бога, и запре­щает всякое ложное Богопочтение и всякий грех, про­тивный истинному Богопочтению. Следующие потом три заповеди объясняют сию заповедь, показывая, как она должна быть понимаема и исполняема.

Аз есмь Господь Бог твой. «Я Господь Бог твой». Среди великих и страшных явлений, какие видел народ еврейский на горе Синае, стоя у подножия горы, Бог свидетельствовал о Себе человеческим языком; указывал на Самого Себя, чтобы люди знали Его, единого истинного Бога, который создал весь мир и управляет небом и землею, манию которого повинуются молнии и громы и все стихии мира и, зная Его единого Господа До­га, Ему единому воздавали Божеское почтение, и не чтили никаких других богов.

Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли египетския, от дому работы, говорил Бог Моисею. Указывая на великое благодеяние Свое, которое так не­давно получили евреи от Бога, Бог напоминал им вместе и все те великие знамения, которые совершил Моисей именем Божиим, чтобы показать величие Бога Израилева и победить упорство царя египетского. Да помянеши, сказано в закона Моисеевом, яко раб был еси в земли египетстей и изведе тя Господь Бог твой оттуду рукою крепкою и мышцею высокою ( Втор.5:15 ). Так и прежде многократно Бог открывал свое имя праведным патриархам, и напоминал о Своих благодеяниях, чтобы внушить истинное ведение о Себе и не­поколебимое повиновение Своим повелениям. Явившись патриарху Иакову, в видении, говорил ему: Аз есмь Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака, не бойся ( Быт.28:13 ). Также: Аз есмь Бог отцев твоих, не убойся изыти во Египет ( Быт.46:3 ). Как бы так говорил: Я тот Бог, в которого веровали и которому повиновались отцы твои; Я тот Бог, который покровительствовал Аврааму и Исааку, и хранил их: так храню и тебя, не бойся, уповай на Меня.

Аз есмь Господь Бог твой. А нам, братия, что напоминают сии Божественные слова? Напоминают все то, что мы знаем о величии Божием, о Его безпредельных совершенствах и великих делах. Напоминают, что Бог создал небо и землю; Бог даровал и нам бытие; Бог хранит нашу жизнь и промышляет о нас; Бог назначил нас к вечной жизни; Бог избавил нас от рабства греховного, как древле евреев освободил от рабства египетского; Бог питает нас, верующих во Христа, дарами благодати Своей, подобно тому, как древле евреев питал небесным хлебом – манною в пустыне Аравийской, доколе не пришли в землю обето­ванную.

Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. Как Бог есть Существо всесовер­шенное, есть Творец мира видимого и невидимого, есть первый Виновник всех совершенств, которые усматриваем в существах сотворенных, есть Царь времени и вечности и Податель всех благ временных и вечных, обещанных нам в будущей жизни: потому мы должны Ему единому покланяться и служить, в Него ве­ровать, на Него надеяться, Его любить всею крепостью нашего существа, Ему повиноваться с сыновним благоговением, Его благодарить за неисчислимые дары, Его призывать на помощь во всех нуждах и опасностях, Его прославлять и исповедовать словами и делами, не удерживаясь от сего ни ложным стыдом, ни насмеш­ками или угрозами, ни страданиями, ни самою смертью.

Да не будут тебе бози инии, разве Мене. Питая в душе мысли и чувствования, достойные Божеского величия, мы должны отвергать всякую мысль, всякое чувство, всякое дело, противное истинной вере и истинному благочестию и богослужению. Явно, противно сей заповеди не верить тому, что Бог открывает нам, не любить Его, не повиноваться воле Его, не уповать на Его благость. Ничто не должно нас отвлекать от Бога. Ему принадлежим мы всем существом своим и всеми нашими силами: потому к Нему всецело и всегда мы должны стре­миться умом и сердцем.

Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. Как бы так вещал Господь Бог: «Человек! Я, вечный и беспредельный, весь мир из небытия призвал к бытию, и сохраняю его в бытии: потому ты должен почитать Меня и повиноваться Мне. Я сотворил тебя, даровал тебе бессмертную душу и пре­мудро устроенное тело, храню твое бытие, питаю и оде­ваю тебя; Я даю тебе все, что есть в тебе и чем поль­зуешься ты: потому ты должен любить Меня, благого­веть предо Мною, благодарить Меня. Я открыл тебе ведение о Мне Самом; показал тебе дела Моего попечения о тебе; когда ты согрешил, не отверг, но призвал тебя к покаянию, открыл тебе путь ко спасению чрез единородного Сына Моего: потому ты должен ве­ровать в Меня, и ненарушимо хранить закон Мой; дол­жен всем твоим существом любить Меня и служить Мне, благодарить Меня, всю надежду возлагать на Меня, как на твоего Отца и Бога».

Сего требует и от нас первая заповедь Божия: Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене. Она кратка, но многознаменательна. Чтобы яснее и раздельнее показать вам, какие обязанности благочестия внушаются сею заповедью, и какие грехи запре­щаются, предложу еще два поучения о сей заповеди: в одной кратко показаны будут обязанности благочестия, предписываемые первою заповедью, а в другой раскрыты будут грехи против сей заповеди. Аминь.

Поучение 41. Обязанности, предписываемые первою заповедью: Аз есмь Господь Бог твой

Бог наш есть Бог вечный, всесовершенный, безпредельный; Творец и Правитель всего мира, Творец, Промыслитель и Спаситель всего рода человеческого. Это напоминают нам слова заповеди: Аз есмь Господь Бог твой. Бог свидетельствует о Самом Себе, о своем величии, и призывает человека к Самому Себе, чтобы человек, верою созерцая Бога, всегда исполнял свои обязанности к Нему, и чрез то достигал своего назначения, временного и вечного; чтобы, как созданный для славы Божией и для вечной жизни, и на земле прославлял Бога, и чрез то достигал вечного блаженства.

Какие обязанности предписывает нам Сия заповедь? Краткий ответ на это вы уже слышали в предыдущем поучении; ныне покажу вам сии обязанности несколько подробнее, чтобы и сами вы лучше могли вспоминать их, и удобнее могли напоминать их другим. Вот сии обя­занности.

1) Веровать в Бога. Чтобы вера наша была истин­ная, мы должны, более всего, заботиться о том, чтобы познавать Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Се есть живот вечный, говорит Спаситель, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал ecu, Иисус Христа ( Ин.17:3 ). – Для этого необходимо со вниманием слушать поучения о Боге и делах Его в Церкви; кто может, должен читать, или слушать Священное Писание и писания святых отцов и учителей Церкви; сколь­ко можно чаще размышлять о Боге, благоговейно рассматривая Дела Его промышления о мире, и особенно о человеке, и беседовать об этом с другими.

2) Ходить пред Богом, то есть всегда помнить о Боге, помнить, что Он присущ на всяком месте, видит все, что мы делаем, что мыслим, чувствуем, чего желаем, и, представляя вездеприсутствие и всеведение Божие, стараться все делать так, как должно делать пред очами Божиими, по чистой совести, удаляясь всякого греха. Древле Бог Аврааму говорил: «ходи пред лицом Моим, и будь непорочен» ( Быт.17:1 ). Представление присутствия Божия внушает внимание к себе и к своим делам и охраняет от грехов. Псалмопевец говорит: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся ( Пс.15:8 ). Так и каждому из нас должно всегда ходить пред Богом – всегда помнить о Боге и все делать как пред очами Божиими, следуя заповедям Божиим.

3) Бояться Бога, и благоговеть пред Богом. Пред­ставляя величие Бога и Его присутствие, человек, если живет не по заповедям Божиим, – страшится гнева Божия; а если ходит пред Богом, исполняя заповеди Его, то, помышляя о Боге, всегда бодрствует над собою, и всемерно заботится, чтобы не сделать что неугодное Богу, чтобы не оскорбить чем Его святость, и ревностно исполняет заповеди Божии: ибо нарушение воли Божией и гнев Божии он почитает величайшим для себя несчастьем.

4) Надеяться на Бога. Помышляя о благости Божией, о Его промысле, простирающемся на все и на каждого человека, и о Его великих обетованиях, мы должны пи­тать в себе непоколебимую надежду на Бога, как на всеблагого и человеколюбивого Отца и Спасителя человеков. Об этой обязанности прежде довольно было сказа­но, когда говорили мы о христианской надежде, потому теперь только напоминаем, чтобы удобнее вам видеть совокупность обязанностей благочестия.

5) Любить Бога, как всесовершенного, и как величайшего Благодетеля: ибо в Нем источник нашей жиз­ни, нашего временного счастья и вечного блаженства. Лю­бовь к Богу, как искреннее стремление души к Всесо­вершенному и духовное общение с Подателем всех даров, есть истинная жизнь бессмертной души и будет источником ее вечного блаженства, когда в жизни будущего века любовь достигнет совершенства чрез не­посредственное созерцание славы Божией. Об этой любви вы довольно слышали прежде.

6) Повиноваться Богу, усердно исполнять заповеди Божии, как волю всеблагого Отца Небесного; во всех обстоятельствах жизни предаваться Божию управлению и быть довольным своим состоянием. Благонравные дети повинуются своим родителям: несравненно более все мы – люди должны повиноваться Отцу Небесному – Богу, своему Творцу, Промыслителю и Спасителю. Зная, что премудрый и всеблагой Бог всем управляет согласно со Своею премудростью и благостью мы должны безропотно переносить все скорби, трудности и несчастья, какие Божий промысл посылает нам, питая в душе несомнен­ную уверенность в том, что премудрый и всеблагой Бог все устрояет для нашего блага, по слову апостола: любящим Бога вся поспешествуют во благое ( Рим.8:28 ).

Покланяться Богу. Помышляя о том, что небо и земля получили бытие от Бога и Его мановением содер­жатся в бытии и в стройном порядке, – о том, что мы Им живем и движемся, и приемлем от Него не­исчислимые дары, помышляя так о совершенствах и делах Божиих, о беспредельном величии Божием, мы должны душою и телом покланяться Господу Богу: душою – сознавая и чувствуя свое ничтожество и недостоин­ство пред Беспредельным и Всесвятым, телом – сми­ренно повергаясь на землю пред Ним, вездеприсущим и всевидящим Вседержителем. Естественно нам, пи­тая в душе смиренное благоговение пред Всевышним, телом преклоняться на землю, и таким образом душою и телом повседневно служить и покланяться Богу.

8) Призывать Бога. Веруя в Бога, как всемогуще­го и всеблагого, и сознавая свою немощь и во всем за­висимость от Него, мы должны всегда призывать Бога на помощь, начинаем ли благое дело, встречаем ли трудность в исполнении наших обязанностей, или под­вергаемся скорбям и несчастьям. Бог чрез пророка говорит: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя ( Пс.44:15 ). Господь Спаситель учит: просите, и дастся ваш; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзет­ся вам ( Мф.7:7 ). Не потому необходимо это, будто Богу неизвестны наши нужды, – нет, – весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех ( Мф.6:32 ), учит Христос Спаситель; но это необходимо для нас самих, чтобы нам питать в себе дух благочестия, питать надежду на Бога, любовь и преданность к Нему, всегда сознавать и чувствовать свою безусловную зависи­мость от Бога: о Нем бо живем и движемся и есмы ( Деян.17:28 ).

9) Благодарить Бога, как всеблагого Творца, Промысли­теля и Спасителя. О всем благодарите: сия бо есть воля Божия о Христе, Иисусе в вас ( 1Фес.5:18 ), учит апостол. За все мы должны благодарить Бога: должны благодарить за то, что из небытия воззвал нас к бытию, и сотворил нас разумными и бессмертными; должны благодарить Бога за то, что хранит нашу жизнь, и подает все необходимое для продолжения жизни: пищу, пи­тие, воздух, жилище, одежду, все удобства жизни; должны благодарить Отца Небесного за то, что Он, по Сво­ему великому человеколюбию, чрез единородного Сына Своего Господа Иисуса Христа, совершил спасение рода человеческого и всех нас призывает ко спасению, воз­вещая нам спасительное слово Свое и подавая Своей Церкви благодатные дары, необходимые для жизни духов­ной. Должны мы благодарить Бога не только за те дары Его благости, которыми сами пользуемся, но и за дары, подаваемые ближним нашим, которых, по заповеди Господа, должны мы любить, как себя. И эта благодар­ность наша нужна не Богу, который, как вседовольный и всеблаженный, ни в чем нашем не имеет нужды, но самим нам необходима, чтобы мы всегда свидетель­ствовали свою признательность пред величайшим на­шим Благодетелем, и чтобы мы всегда питали свою лю­бовь к Нему, и тем исполняли главную свою обязан­ность и достигали своего истинного счастья. Непризнатель­ный и неблагодарный не может быть счастлив.

10) Прославлять Бога. Должны мы прославлять Бо­га, как всесовершенного, размышляя о Его Божеских свойствах: о вечности, беспредельном величии, вездеприсутствии, всемогуществе, премудрости, святости, пра­ведности, благости, блаженстве, также – о великих делах мироздания, промышления о мире, особенно о челове­ке, о спасении рода человеческого. Должны мы прослав­лять Бога внутренне, так размышляя в душе о величии Его, питая чувства удивления и благоговения, и воз­нося к Нему благоговейные молитвы; должны прослав­лять Бога и внешне, восхваляя Его устами, в молитвах и песнопениях, в беседах, возвещая другим о делах Божиих и располагая их к прославлению Бога, усердно исполняя заповеди Его и охраняя себя от всякого греха и от всяких пороков. Куплени бо есте ценою, учит апостол Павел; – прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия ( 1Кор.6:20 ).

Вот обязанности, предписываемые нам первою запо­ведаю, или свидетельством Господа Бога о Самом Себе: Аз есмь Господь Бог твой. Братия! Да будут сии слова всегда в душе нашей: все, что ни есть около нас и в нас самих, все напоминает нам о Боге, ибо все от Бога и Его силою существует. Верою созерцая Господа Бога, нашего Творца, Промыслителя и Спасителя, мы, по внушению самой природы, побуждаемся исполнять исчисленные обязанности благочестия. Основание их начертано в природе нашего духа. От нас зависит внимать вну­шению природы и гласу Божественного откровения, кото­рое раскрывает нам самих нас, – и стараться усовершать себя исполнением святых обязанностей благочестия.

Отцы и матери семейств! Вы не только для себя, но и для детей ваших должны помнить слышанное, чтобы повторять это среди семейств ваших. Храните и пи­тайте в детях ваших живую веру в Бога. Учите их ходить пред Богом, то есть всегда помнить о Бо­ге и все делать так, как должно делать пред очами Божиими, по руководству заповедей Божиих. Внушайте им страх Божий, который есть начало премудрости. Приучайте их всегда уповать на Бога, любить Бога более всего, повиноваться Богу усердно и безропотно, по­кланяться Ему, призывать Его во всех нуждах, благо­дарить Его за все благодеяния, прославлять Его душою и телом, и исповедовать Бога, когда только это нужно для славы Божией, исповедовать Его, не взирая ни на какие препятствия. Повторяйте им внушения сих обязан­ностей: ибо ничего нет важнее и необходимее для нас, как исполнение своих обязанностей к Богу. Будьте живым примером благочестия для ваших детей. Когда словами будете внушать детям вашим сии обязанности, и в тоже время своим благочестием будете показывать ваше искреннее уважение к сим обязанностям: тогда дети охотно будут внимать вашим словам и последо­вать примеру вашего благочестия. Аминь.

Поучение 42. Грехи против первой заповеди: да не будут тебе бози инии, разве Мене

Слова заповеди запрещают все противное предложенным в предыдущем поучении обязанностям благочестия. Воздавая Божеское почтение единому истинному Богу, надобно удаляться грехов, нарушающих заповедь о почтении единого Бога – заповедь об истинном благочестии, содержимом и проповедуемом Православною Церковью. Какие же грехи, противные первой заповеди?

Скажу вам, братия, о грехах противных первой за­поведи, или истинному благочестию, для того, чтобы вы избегали сих грехов сами, если встретится искушение, и предохраняли других, когда это будем нужно.

Грехи против первой заповеди, нарушавшие истин­ное служение Богу, суть следующие:

Многобожие, или почитание многих мнимых богов. Это заблуждение господствует между язычниками. Непросвещенные Божественным откровением и, по глу­бокой слепоте ума и сердца, ни из начал здравого ра­зума, ни из рассматривания мира не постигшие единого Виновника всех тварей, они обоготворили разные сотво­ренные предметы, как солнце, луну, звезды, стихии мира, силы природы, людей и неразумных животных. По­мышляя, братия, о сем заблуждении, столь обыкновенном между язычниками, мы должны благодарить Бога, призвавшего нас в чудный Свой свет ( 1Пет.2:9 ), в котором пребывая, ясно видим мы темноту и безобразие языческих заблуждений.

Неверие, или непризнание Божественного откровения и промысла Божия. Сему греху, как и безбожию, подвергаются люди порочные умом и сердцем. Отвергающие Божественное откровение отвергают необходимо и все попечение Отца Небесного о спасении рода человеческого чрез единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа; они предаются слепоте своего ума, и ходят во тьме своих лжеумствований, удаляясь света ис­тины. Над ними исполняется суд правды Божией, по словам Господа: не веруяй уже осужден есть, яко не верова во имя единороднаго Сына Божия, Сей же есть суд, яко свет прииде в мир и возлюбиша человецы паче тму, нежели свет: быша бо их дела зла ( Ин.3:18,19 ). Отвергающие провидение Божие походят на безбожников: хотя они признают бытие Божие, но имеют понятие о Боге недостойное Бога, который, как всесо­вершенный и Виновник всех тварей, не может оста­вить их без Своего попечения; и все творения, как су­ществующие силою Творца своего, не могут продолжать своего бытия без содействия Божеской силы и Божественного управления. Псалмопевец говорит: отвращшу Тебе лице, возмятутся; отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся ( Пс.103:29 ). Так близок Бог ко всем Своим тварям!

Ересь. Сим именем называется лжеучение, про­тивное какому-либо догмату православной Церкви, с упорством удерживаемое. Удерживающие такое лжеучение называются еретиками. Так Арий называется еретиком, потому что нечестиво учил об Иисусе Христе, отвергая Божество Его; Македоний называется еретиком, потому что нечестиво учил о Св. Духе. Тот и другой упорно стояли за свое лжеучение, противное догматам Право­славной Церкви. Еретики, как упорные в своем заблуждении, и нераскаянные грешники, вредные для других своим лжеучением, отлучаются от Церкви, как отлучены были Арий, Македоний и другие лжеучители, не принимавшие вразумления Церкви и нераскаянно остававшиеся в своем нечестии.

Раскол. Расколом называется лжеучение, хотя не отвергающее догматического учения православной веры, но отделяющее лжеумствующих от единства православ­ной кафолической Церкви. Примером сему могут слу­жить старообрядцы, приемлющие все таинства, но чуж­дающиеся единения с Церковью из-за мнимо старых обрядов, которых не видят они в Православной Церк­ви, и которых хотят держаться, как бы необходимых для спасения.

Отпадете от веры, когда или по лжеумствованию, или из страха человеческого, или из-за мирских выгод отрекаются от православной веры. Как велико благо и счастье быть в недрах Православной Церкви, и содер­жать православную веру; так велико несчастье, когда человек отпадает от сей веры и отторгается от Церкви.

Отчаяние, или безнадежность, когда не надеются получить от Бога милость и спасение. Как без веры невозможно благочестие, невозможно и достижение спасения: так и без надежды не может быть благочестия или истинного служения Богу, и нельзя получить спасения. Отчаивающийся не верует в беспредельную бла­гость и человеколюбие Божие; так оскорбляет Бога, ду­мая о Нем, как не должно думать о Беспредельном. «Сомневающийся, говорит апостол, подобен волне мор­ской, ветром поднимаемой и разбиваемой. Такой чело­век не думай получить что-нибудь от Господа» ( Иак.1:6,7 ). Отчаяние есть грех, противный надежде, о кото­рой вы слышали прежде.

Волшебство, колдовство, ворожба, гадание. Сии и подобные действия противны истинному благочестию, и весьма оскорбляют Бога: ибо сими действиями, прене­брегая Богом установленный порядок, хотят или уз­навать тайны, или производит тайные, либо неестественные действия для мнимой своей славы, или для корысти, или для вреда другим, помощью непозволенных средств, или даже прямо прибегают к темным силам злых духов. Должно внимать путям промысла Божия и пови­новаться воле Божией; пользоваться теми дарами, кото­рые можно приобретать законными средствами, и не долж­но прибегать к таким средствам, которых Промысл Божий не открыл нам. Должны мы благоговейно веро­вать тому, что открыто нам; но не должны искать незаконных средств к познанию сокрытых от нас тайн. Делать зло ближнему всегда есть грех, нарушающей за­поведь Божию; которая повелевает нам любить ближнего, как себя; но верх нечестия есть, когда, чтобы сделать вред другим, для этого прибегают к волхвованию, к колдовству, к ворожбе, или намеренно ищут таким образом помощи у злых духов, исконных врагов рода человеческого. Древле чрез Моисея Бог заповедал еврейскому народу: да не обрящется в тебеволхвуя волхвованием, и чаруяй, и птицеволшебствуяй, чародей обавая обаванием, утробоволхвуяй, и знаменосмотритель, и вопрошаяй мертвых: есть бо мерзость Господеви Богу твоему всяк творяй сия ( Втор.18:10,11 ). Все виды изображаемого нечестия были в обычае у языческих народов земли ханаанской; и за это нечестие сии народы предопределены были к истреблению, как сказано: сих бо ради мерзостей потребит я Господь Бог твой от лица твоего ( Втор.18:12 ). Если это нечестие и в непросвещенных откровением язычниках так бы­ло противно Богу и так пагубно для них; то, судите, как оно недостойно христиан, призванных в чудный свет Боговедения? Премудрый обличает гадающих по снам: якоже емляйся за стен, и гоняй ветры, такожде емляй веру сном. Волшебства и обаяния и сония суетна суть. Аще не от Вышняго послана будут на посещение, не вдаждь в нея сердца твоего: многих бо прельстиша сония, и отпадоша нидеющеся на ня ( Сир.34:2,5,6,7 ).

Суеверие, или слепая привязанность к некоторым обрядам или вещам, как будто важным и необходимым для спасения, а в самом деле не составляющим необходимой принадлежности истинного Богопочтения. Так, например, раскольники думают, что по старым книгам лучше можно спастись, чем по новым, хотя новые книги содержат те же спасительные истины, и многие другие, подобные сим мнения.

Леность и нерадение о спасении, или частное, нерадение о познании спасительного учения, невнимание к церковным поучениям, нерадение к чтению слова Божия и других благочестивых и душеспасительных писаний, к благоговейному размышлению и собеседованию с другими об истинах веры и благочестия, леность к молитве и Богослужению. Этот порок, противоположный усердию и ревности к благочестию, обыкновенно показывает в ленивом, или нерадивом христианине, недостаток истинной, то есть живой и деятельной любви к Богу; кто носит в своей душе горячую любовь к Бо­гу, тот не может быть нерадивым к делам благоче­стия и служения Богу.

Любление твари паче Бога. Кто любить что-либо, из сотворенных вещей более Творца Бога, тот нарушает первую заповедь, повелевающую любить Бога всем сердцем и всею душою. Если человек своим сердцем, вместо Бога, прилепляется к сотворенному благу, например, к чести, к богатству, к чувственным удовольствиям, то сии предметы делаются для него как бы бога­ми, коим он приносит в жертву свое сердце: идеже бо сокровище ваше, сказал Господь, ту будет и сердце вате ( Мф.6:21 ). О сих божествах или кумирах скажем в изъяснении второй заповеди. Этому гре­ху подвергаются и те родители, которые детей своих любят более Бога, подобно древнему Илию, подвергше­муся за этот порок страшному гневу Божию ( 1Цар.2 ). Это бывает, когда родители, по слепой привя­занности к детям, равнодушно позволяют им своими пороками оскорблять Бога, и не хотят их удержать от сего зла мерами отеческой строгости, потому что слепо любят их, и забывают слова Господа, предопределенного Судия живых и мертвых: иже любить сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоит ( Мф.10:37 ).

12. Человекоугодие, когда из угождения людям нарушают обязанности к Богу; когда, например, чтобы угодить порочным людям, пользующимся в обществе значением, позволяют себе, в общении с ними, не­скромно или даже нечестиво рассуждать о священных предметах веры, или об обязанностях христианских; ког­да, для угождения им, принимают участие в их пороках, или оставляют без исполнения обязанности благочестия. Спаситель, предостерегая от сего греха, говорит: иже бо аще постыдится Мене, и Моих словес, в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Сво­его, со Ангелы святыми ( Мк.8:38 ). Апостол Павел пишет: аще бо бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был ( Гал.1:10 ).

13. Человеконадеяние, когда кто надеется на себя или на других людей, а не на Бога; думает быть счастливым при помощи своих сил и способностей, а не при помощи и благословении Божием. Кто так надеется на себя или на других, тот забывает о Боге и о сво­ей зависимости от Него; забывает, что, как продолжение нашего бытия, так и деятельность сил и способ­ностей наших без содействия Божеской силы не может продолжаться ни на одно мгновение. О нем бо живем и движемся и есьмы ( Деян.17:28 ). Спаситель говорит Своим ученикам, то есть всем верующим в Него: якоже розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе; тако и вы, аще во Мне не пре­будете. Яко без Мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:4,5 ). Отселе явно, как нечестиво – надеять­ся на свои силы и способности, или на других людей, забывая о Боге. У пророка написано: сия глаголет Гос­подь: проклят человек, иже надеется на человека, и утвердит плоть мышцы свое я на нем (и плоть делает своею опорою), и от Господа отступит сердце его ( Иер.17:5 ).

Братия! Видите, какие грехи нарушают первую запо­ведь. Все они крайне опасны и пагубны: ибо каждый из показанных грехов может удалить человека от Бога, и подвергнуть его вечному осуждению. Положим, что не­которые из показанных грехов не опасны нам, пото­му что, при свете Божественного откровения и при ру­ководстве Православной Церкви, они явно обличаются, как противные здравому смыслу и Божественному учению Священного Писания: но другие неприметным образом могут овладевать человеком, если не будет внимать себе и строго последовать учению слова Божия и руко­водству Православной Церкви; таковы, например, грехи: леность или нерадивое о своем спасении, любление твари паче Бога, человекоугодие и человеконадеяние.

Родители, попечители и воспитатели детей! Заботясь внушать детям обязанности благочестия, предписываемые первою заповедью, старайтесь предохранять их и от грехов, противных первой заповеди. Берегите их от со­общества с заблуждающими в вере. Внушайте им, что учение веры и благочестия они должны слушать и принимать только от законных пастырей и учителей Церкви; и должны принимать только то учение, которое содержит и проповедует Православная Церковь. Бере­гите их от лжеучителей, которые нередко тайно подходят и развращают неопытных, совращая их с пути истины. Охраняйте детей от суеверий; говорите им, что верить надобно только тому, чему учит верить слово Божие, правила Церкви и здравый смысл, под руководством Святой Церкви, а не надобно верить пустым вымыслам, например: колдовству, ворожбе, разным противным здравому смыслу приметам, не основанным ни на слове Божием, ни на законах природы. Берегите ваших детей от холодности к вере, от лености и нерадения о спасении. Горе им, если из детства при­выкнуть они не уважать святые обязанности благочестия! Это неуважение или нерадение с летами будет расти и усиливаться. Берегите их от порока человекоугодия, противного благочестию. Учите их угождать людям из любви к Богу и столько, сколько согласно с этою лю­бовно; а никак не должно угождать в том, что про­тивно заповедям Божиим. Учите их надеяться на лю­дей не более, как сколько можно; а всю надежду возла­гать на Бога, и без этой надежды все почитать безнадежным: ибо если что не будет угодно Богу, и чему Бог не велит быть, того никто не может сделать. И за все мы должны благодарить Бога, ибо все получаем от Него; человек ничего не имеет своего.

Братия! И в этом попечении о воспитании детей и научению их святым обязанностям надобно просить по­мощи Божией, и надеяться на благодать Божию, а не на свою только опытность и благоразумие. Если Господь не благословит и не поможет, то мы не достигнем желаемого. Аминь.

Поучение 43. О том, что почитание и призывание Ангелов и святых не нарушают первой заповеди

Ныне буду говорит вам, братия, о том, о чем не стал бы говорить, если бы мог предположить, что вы никогда не встретитесь с людьми чуждыми православной вере, которые не внимают учению вселенской Церкви и не покоряют своего разума в послушание истинной веры. Между таковыми есть люди, которые говорят, что почи­тать святых Ангелов и святых человеков, от земли переселившихся на небо, и призывать их в молитвах противно первой заповеди, предписывающей почитать од­ного Бога.

Чтобы, услышав такие лжеумствования, не подверг­нуться вам смущению или недоумению, ныне раскрою вам ту истину, что почитание и молитвенное призывание святых Ангелов и святых угодников Божиих, от земли переселившихся на небо, не противно первой запо­веди – о почитании единого Бога.

1) Богу принадлежит Божеское почтение, или такое почтение, какого не должно оказывать никакому сотво­ренному существу. Бог есть верховное, беспредельное Существо, есть Творец и Владыка или Правитель мира видимого и невидимого, – есть Господь всех тварей и Спаситель рода человеческого; а благие Ангелы и Святые Божии суть творения Божии, по своей природе и по своим нравственным совершенствам преимущественно приближенные к Богу. Потому благим Ангелам и святым, от земли пришедшим на небо, воздается почтение не Божеское, а приличное им, как превосходнейшим созданиям Божиим, на коих преимущественно отражается слава Божия. Такое почтение Ангелам и святым согла­сно с учением слова Божия, и в нем воздается почтение Самому Богу, от коего получают свои совершен­ства все благие Ангелы и все святые Божии.

а) Сам Бог являет особенное Свое благоволение к истинным Своим служителям. Аще кто Мне слу­жит, говорит Иисус Христос, почтит его Отец Мой ( Ин.12:26 ). И древле Бог говорил чрез про­рока: прославляющия Мл прославлю ( 1Цар.2:30 ). Также Господь Спаситель учит: любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим, – к нему приидем, и обитель у него сотворим ( Ин.14:21,23 ). Вы друзи Мои есте, аще творите, елика Аз заповедаю вам ( Ин.15:14 ). Если Бог являет такое благоволение к верным Своим рабам, так приближает их к Себе, и Господь Спаси­тель верных учеников Своих благоволит именовать Своими друзьями: как же мы можем не почитать святых Божиих?

Послушайте, как прославляет древних праведников премудрый сын Сирахов: восхвалим убо мужи славны. Многу славу созда Господь в них величием Своим от века. Сии мужи милостивии, ихже правды незабвены быша. До века пребудет семя их, и слава их не потребится: телеса их в мире погребена быша, а име­на их живут в роды. Премудрость их поведят людие, и похвалу их исповесть Церковь ( Сир.44:1,13 ), и далее прославляет праведных патриархов: Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, великого пророка Моисея и других. Так почтение святым воздавалось и в вет­хозаветной Церкви.

в) Почитая святых Ангелов и праведных человеков, мы, тем самым воздаем почтение единому Богу: ибо чтим святых ради Бога и ради той славы Божией, которая раскрывается в них. Прославляя благих Ангелов и святых человеков, мы прославляем всесвятого Бога, как первого Виновника всякой святости и всякого совершенства. Святые Ангелы и человеки растут в совершенствах, цветут и приносят плоды благих дел в тесном единении с Богом, как ветви на лозе ( Ин.15:1–5 ): «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» ( Иак.1:17 ). «В прославленных святых мы чтим единого Бога, который, будучи богат милостью, по великой Сво­ей любви, посадил их в небесах во Христе Иисус, дабы в грядущих веках явить преизобильное богат­ство благодати Своей к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью мы спасены чрез веру, и это Божии дар» ( Еф.2:4–8 ). Почитая святых, мы прославляем безпредельные Божии совершенства: всемогущество, премуд­рость, святость, благость, человеколюбие.

г) Почитая св. Ангелов и святых праведников, мы не только не уменьшаем чрез то своего почтения к Богу, но напротив сим почтением питаем и совершенствуем свое благочестие и благоговение к Богу: помы­шляя о светлых Ангелах и святых, от земли пришедших на небо, мы возносимся мыслями к Тому, кто их возвеличил Своими дарами, подобно тому, как ви­дя благоукрашенных и благонравных слуг, естествен­но питаем в себе уважение к их господину. Размы­шляя о совершенствах святых, мы питаем в себе благоговение к Освящающему. Как благочестиво любя ближних, мы питаем любовь к Богу; так и почитая святых, почитаем Всесвятого, дающего святость Своим созданиям. Как почитая окружающих царя, мы чрез то не уменьшаем, но возвышаем почтение к царю; так и чрез почтение святых небожителей, возвышается почтение Господа Бога Владыки неба и земли: ибо раз­мышляя о совершенствах и доблестных подвигах свя­тых, мы стараемся подражать их совершенствам, и, при помощи благодати Божией, усовершаемся в вере, надежде и любви к Богу и в соблюдении заповедей Божиих.

2) Молитвенное призывание благих Ангелов и свя­тых Божиих также не противно первой заповеди, но согласно с духом ее.

а) Молимся мы св. Ангелам и святым человекам, и просим ходатайства их пред Богом, дабы Он, Всеблагой, по молитвам их, оказал нам Свою милость. Таковы обыкновенно бывают наши молитвенные призывания их: св. Ангелы и Архангелы, молите Бога о нас. Св. Апостолы, молите Бога о нас. Святые пророки, мо­лите Бога о нас. Святые мученики, преподобные, молите Бога о нас. Святой апостоле и евангелисте Иоанне Бо­гослове, моли Бога о нас. Святой пророче Илие, моли Бога о нас, и сему подобно. Так обращаемся мы к Святым, не как к первоначальным виновникам благ, но как к посредникам и ходатаям нашим пред Богом. Это делаем, сознавая свое недостоинство пред Богом, высоту и величие праведного и всесвятого Бога. Такое призывание Святых не может оскорблять Бога: оно показывает в человеке чувство смирения и благоговея пред Богом; оно утверждается на союзе Церкви земной и небесной; оно свидетельствуете о нашей вере в беспредельную благость Божию, которая проливает дары свои на всех по мере приемлемости каждого, и согласно с премудростью Божьею, сообщает или умножает оные одним чрез других ( Еф.4:15 ).

б) В Священном Писании Ветхого Завета читаем о том, как к святым Божиим, еще пребывающим в этой жизни, обращались с молениями о ходатайстве пред Богом, и Бог принимал те ходатайство святых, и оказывал милость по их предстательству. Так, когда израильтяне в пустыни были угрызаемы смертоно­сными змеями, они обратились к Моисею, и просили его: согрешихом, яко роптахом на Господа и на тя: помолися убо ко Господу, да отженет от нас змие ( Чис.21:7 ). Моисей помолился, и Бог, вняв молитве про­рока, показал чудесное средство к избавлению от бе­ды. Также просили Самуила ходатайствовать пред Бо­гом об освобождении их от рабства филистимлян, и Бог, по молитве пророка, даровал им победу над врагами ( 1Цар.7:8–11 ). Апостол Павел в своих посланиях многократно обращается к верным, прося их молитв о себе пред Богом; так в послании к Римлянам пишет: молю вы, братие, Господем нашим Иисус Христом, и любовию Духа, споспешствуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим.15:30 ). О самом себе говорит: молимся всегда о вас, да вы сподобит званию Бог наш, и исполнит всяко благоволение благо­сти и дело веры в силе, яко да прославится имя Го­спода нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем ( 2Фес.1:11,12 ). Завещает молиться за других: молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения, за вся человеки: за царя, и за всех, иже во власти суть ( 1Тим.2:1,2 ).

Если так действительны молитвы праведных, еще не окончивших поприще земных подвигов, еще не получивших венца славы, и если Божественный апостол сам просит у христиан молитв себе, и заповедует им молиться о других: то ясно, что ходатайственные молитвы за других угодны Богу. Иначе Бог не принял бы их, и не благословил бы их Своим благоволением и дарами своей милости, и апостол не стал бы просить у других молитв за себя, и не стал бы внушать молиться за царя и других. Если же молитвы земных праведников, еще не окончивших своего попри­ща, и молитвы христиан вообще действительны пред Богом: то не могут быть недействительны молитвы тех, которые уже наследовали Царство Небесное, по обетованию Христа Спасителя, говорящего: вы есте пребывше со Мною в напастех Моих: и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, царство ( Лк.22:28,29 ), и молитвы тех избранников, к которым отно­сятся слова апостола Павла: верно слово: аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем; аще терпим, с Ним и воцаримся ( 2Тим.2:11,12 ).

в) Есть в слове Божием свидетельства и о том, что Ангелы и святые молят Бога. Так у пророка Захарии говорится, что Ангел Господень молил Бога об осво­бождении Израиля из плена вавилонского. Сказано: Отвеща Ангел Господень и рече: Господи Вседержителю, доколе не имаши помиловати Иерусалима, и грады Иудовы, яже презрел ecu, сие седмьдесятое лето, – И отвеща Господь Вседержитель глаголы добры и словеса утешна ( Зах.1:12,13 ). В откровении апостола Иоанна также читаем: четыре животна и двадесят и четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли, и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы Святых ( Откр.5:8 ). Фимиам изображаешь молитвы, возносимые святыми к Богу.

г) Молитвенные призывания св. Ангелов и праведников, с земли приселившихся на небо, нимало не про­тивны учению апостола, говорящего: един бо есть Бог, и един Ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех ( 1Тим.2:5,6 ). Мы исповедуем, что Иисус Христос есть единый Посредник между Богом и человеками; Он совершил Спасение рода человеческого; и нет другого имени под небом, данного человекам, которым бы надлежало нам спастись, кроме имени Христа Иисуса ( Деян.4:12 ). Он, как Богочеловек, принес умилостивительную жертву за грехи всего мира: «Он Святым Духом принес Богу Себя непорочного, чтобы очистить совесть нашу от мертвых дел, дабы мы служили Богу живому и истинному» ( Евр.9:14 ). Святые все, от земли приселившиеся на небо, сами получили спасение по заслугам Христа Спа­сителя; и все их совершенства и их прославление суть плоды спасения, которое совершил на земле Иисус Хри­стос. Потому, когда мы обращаемся к святым, как молитвенникам, ходатаям или посредникам, разумеем посредство или ходатайство их совершенно подчиненное посредству Христа Спасителя; просим их ходатайства или посредства пред единым Ходатаем Иисусом Христом. Без посредства Христа Спасителя нет спасения; а святые Божии наши помощники на пути спасения: они содействуют нам на пути ко спасению, как благоугодившие Господу Спасителю, как приближенные к Нему, как имеющие дерзновение пред Ним испрашивать дары Его благодати ищущим спасения.

В заключение скажу вам, братия: когда кто будет говорить, что почитание и призывание благих Ангелов и святых Божиих противно первой заповеди, не слу­шайте такового лжеучителя. Святая Церковь от апостольских времен содержит это учение; она ничему не учит такому, что не согласно с Божественным учением. Напротив, она содержит в учении и действиях только то, что угодно Богу и согласно с Его Божествен­ным учением. А предания апостольские и предания Святой Соборной и Апостольской Церкви должны мы свято хранить, по наставлению апостола Павла, завещающего так: темже убо, братие, стойте, и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим ( 2Фес.215 ). Аминь.

Источник: О православной вере : поучения, предложенные по порядку пространного катехизиса Православной Церкви. В 2 книгах, 3-е изд. / Книга 2. О христианской надежде и любви. / Евсевий (Орлинский). СПб.: Тип. Уделова. 1877. 494 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *