аллах всевышний говорит я буду таким каким считает меня раб мой
Аллах всевышний говорит я буду таким каким считает меня раб мой
Латифа Жозистоф запись закреплена
Хадис Кудси: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой»
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой,[1] и Я нахожусь вместе с ним,[2] когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их[3]. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”»[4].
Этот хадис передали Ахмад 2/413, 482, 524, 534, аль-Бухари 7405, Муслим 2675, ат-Тирмизи 3603, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра 7730, Ибн Маджах 3822, Ибн Хиббан 811 и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 9/27.
Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8137, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1487, «Мишкатуль-масабих» 2264.
[1] Имеется в виду, что Аллах сделает для человека именно то, чего он будет от Него ожидать.
[2] Эти слова означают: в этот момент Я оказываю ему Свою милость в виде помощи и содействия.
[3] Здесь речь идёт об ангелах, приближенных к Аллаху.
[4] Ахмад (3/138) передал похожий хадис с достоверным иснадом, дополнив в конце: «Къатада сказал: “И Аллах спешит простить (его)”».
«Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним, когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”» (Бухари)
Читая эти слова, мы ощущаем, с какой любовью Аллах относится к Своим рабам, и понимаем, что они могут рассчитывать на особое отношение с Его стороны. Как утешительно и радостно знать, что в любой момент, когда мы поминаем Всевышнего, моментально устанавливается связь с небесами, так как в ту же секунду и Он поминает нас. Если мы упомянем Его имя среди людей, Он упомянет наше имя среди ангелов.
«Я буду таким, каким считает Меня раб Мой…», — сказано в хадисе. Если мы полагаемся на милосердие и прощение Аллаха, и верим, что Он смилуется над нами и простит грехи, то Господь действительно с лихвой ответит на наши ожидания.
Важно не допускать, чтобы наш страх перед Аллахом затмевал эту надежду, потому что Он таков, каким мы считаем Его.
Стремясь угодить Всевышнему, ничем не разгневать, страшась Его кары и надеясь на вознаграждение, мы должны находить утешение в повторении Его прекрасных имен и качеств, и возрадоваться Его милосердию.
Одни из нас могут поминать Аллаха только устами, другие хотят уверенно идти прямым путем к любви Господа, но умеют делать только маленькие шажки. Некоторые же из людей способны на огромные скачки, могут даже бежать к Нему. Аллах протянет руку каждому из нас – каждому на своем уровне. И неважно, на каком уровне вы сейчас находитесь, нужно только сделать первый шаг.
Если задуматься, то мудрость этого хадиса дает нам великую уверенность. Вам может казаться, что нет сил, воли, или даже времени на достижение каких-то целей. Возможно, это правда, и у вас, действительно, ничего этого нет. Но просто составьте план и начните движение, потому что Аллах встретит вас на этом пути и поможет двигаться вперед.
Если вы считаете, что изучить весь Коран, изменить жизнь, улучшить работу, начать собственное дело, простить кого-то, изобрести лекарство от рака или бросить курить – все это слишком сложно и вам не по плечу, то пусть эти слова придадут вам сил. Тогда действительно не придется идти всю дорогу одному. Вам нужно только сделать первый шаг, благодаря которому Аллах приблизится к вам и поможет идти дальше.
Мы часто оцениваем свои возможности, рассчитывая только на личные таланты, и не принимаем во внимание помощь Аллаха. Он будет с нами, когда мы помянем Его, поможет нам, если только сделаем первые шаги.
Его присутствие и помощь могут дать нам невообразимую силу. Только от искренности нашего желания и упорства в достижении цели зависит, как сильна будет помощь Аллаха – идите к нему шагом, и Он побежит вам навстречу.
Источник: OnIslam (перевод «Ислам для всех!»)
5 шагов, которые приблизят вас к Аллаху
Довольство Аллаха и близость к Всевышнему Аллаху – основная цель каждого верующего. Стремление к этому принесёт нашей душе исцеление от болезней и поможет обрести внутренний покой.
Стремление обрести довольство Аллаха заключается в стремлении приблизиться к Нему, для чего требуются: искреннее намерение стать ближе к Аллаху, терпение, постоянство во всём благом.
Как стать ближе к Всевышнему Аллаху?
Самым лучшим из того, что приближает раба к своему Создателю, является исполнение того, что Он вменил ему в обязанность. Всевышний Аллах в хадисе Аль-Кудси говорит:
وما تقرب إلي عبدي بشيء أحب إلي مما افترضت عليه. الحديث رواه البخاري
«Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного навафиль (дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно), пока Яне полюблю его…». (Бухари)
Всего того, что перечислено в вышеприведенном хадисе, вы можете добиться, выполняя предписания Всевышнего Аллаха явно и скрытно и отдаляясь от Его запретов – также явно и скрытно. И всё это будет итогом богобоязненности, за которую Всевышний Аллах обещал своим рабам рай.
Как сказано выше, к Всевышнему нас приближает выполнение того, что он предписал, и отказ от того, что Он запретил. Мы перечислим в этой статье некоторые шаги, приближающие нас к Всевышнему Аллаху:
1. Совершайте обязательный намаз в начале отрезка времени, отведённого для намаза
Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили:
أي الأعمال أحب إلى الله ؟ » الصلاة على وقتها «
«Какое деяние больше всего любит Аллах?» Он ответил: «Своевременно совершённый намаз». (Бухари 527, Муслим 85)
Здесь подразумевается совершение обязательного намаза сразу после азана. Если у вас есть возможность, вы можете совершить намаз в мечети, а если у вас по болезни, по работе или по другим причинам нет возможности совершить его в мечети, можете совершить его в том месте, в котором находитесь. Но никогда не забывайте, что за коллективный намаз, совершённый в мечети, воздаётся как минимум в 27 раз больше, чем за намаз, совершённый одним человеком.
2. Поминайте Аллаха каждый день, хотя бы пять минут
В принципе, нет разницы, каким именно зикром вы будете поминать Аллаха, главное, чтобы вы поминали Его. Однако все мы знаем, что если прочитать более предпочтительные зикры и в наибольшем количестве, то воздаяния за это будет больше, и это, соответственно, больше приблизит вас к Аллаху. Также одним из важных условий поминания Аллаха для получения большего вознаграждения и быстрого приближения к Нему является постоянство и систематичность выполнения разных Азкаров.
3. Делайте дуа
Делайте дуа – просите Аллаха каждый день, каждый час, каждую минуту. Делайте дуа как минимум две минуты в день. Просите Аллаха обо всём, чего желаете. Прежде всего, просите «тавфик» (помощи в благих деяниях). Делайте дуа за себя, за свою семью, родных и близких, друзей, знакомых и всю Умму. Вы можете делать дуа своими словами, но лучше всего будет, если сделаете те дуа, которые передаются от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и праведных предшественников (да будет доволен ими Аллах). Делайте дуа всегда, но лучше всего делать его в определённое время, когда есть надежда на ответ, особенно ночью, рано утром, после намазов… Делайте дуа во всех местах, где бы вы ни находились, особенно там, где лучше всего принимается просьба. Просите Аллаха обо всём благом, ибо Он обещает ответить. Аллах в Коране сказал:
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ
«И сказал ваш Господь, Всевышний Аллах: «Взывайте ко Мне (обращайтесь с мольбой ко Мне), и Я отвечу вам (дам то, что вы просите»». (сура Гафир; 60)
4. Читайте Коран
Читайте Коран и, самое главное, научитесь читать его правильно, соблюдая все правила таджвида. Читайте каждый день, сколько сможете.
От Ибн Масуда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«من قرأ حرفاً من كتاب الله فله به حسنة و الحسنة بعشر أمثالها»
«Прочитавший хотя бы одну букву из Корана получит за неё вознаграждение, помноженное на десять». (Тирмизи)
5. Остерегайтесь всего запретного
Отдаляйтесь от всего, что запретил Аллах, и от тех, кто совершает запретные деяния. Отдаляйтесь от плохой компании и неблагочестивых друзей, приближайте к себе хороших людей с благим нравом, посещайте хорошие собрания и маджлисы, в которых участвуют только хорошие люди. Хороший человек с благим нравом подобен продавцу миска, как об этом говорится в хадисе. От Абу Мусы Аль-Ашари передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِنَّمَا مَثَلُ الجَلِيسِ الصَّالحِ والجَلِيسِ السّوءِ كَحَامِلِ الْمِسْكِ وَنَافِخِ الْكِير، فَحَامِلُ الْمِسْكِ إمَّا أنْ يُحْذِيَكَ وَإِمَّا أنْ تَبْتَاعَ مِنْهُ وَإِمَّا أَنْ تَجِدَ مِنْهُ رِيحًا طَيِّبَةً، وَنَافِخُ الكِيرِ إِمَّا أَنْ يُحْرِقَ ثِيَابَكَ وَإِمَّا أَنْ تَجِدَ رِيحًا خَبِيثَةً
«Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и (человеку), раздувающему кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние». (Бухари, Муслим)
Делайте шаги, приближающие вас к Всевышнему Аллаху, и Он Сам ещё больше приблизится к вам.
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
يَقُولُ اللَّهُ تَعَالَى أَنَا عِنْدَ ظَنِّ عَبْدِى بِى ، وَأَنَا مَعَهُ إِذَا ذَكَرَنِى ، فَإِنْ ذَكَرَنِى فِى نَفْسِهِ ذَكَرْتُهُ فِى نَفْسِى ، وَإِنْ ذَكَرَنِى فِى مَلأٍ ذَكَرْتُهُ فِى مَلأٍ خَيْرٍ مِنْهُمْ ، وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَىَّ بِشِبْرٍ تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ ذِرَاعًا ، وَإِنْ تَقَرَّبَ إِلَىَّ ذِرَاعًا تَقَرَّبْتُ إِلَيْهِ بَاعًا ، وَإِنْ أَتَانِى يَمْشِى أَتَيْتُهُ هَرْوَلَةً
«Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним,когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”». (Бухари 7405, Муслим 2675)
Хадис Кудси: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой»
عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ — رضى الله عنه — قَالَ: قَالَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم –
قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 8137 : صحيح
قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 1487 : صحيح
قال الشيخ الألباني في « مشكاة المصابيح » 2264 : متفق عليه
— Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой,[1] и Я нахожусь вместе с ним,[2] когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их[3]. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”» [4] Этот хадис передали Ахмад 2/413, 482, 524, 534, аль-Бухари 7405, Муслим 2675, ат-Тирмизи 3603, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра 7730, Ибн Маджах 3822, Ибн Хиббан 811 и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 9/27.
Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8137, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1487, «Мишкатуль-масабих» 2264.
В версии этого хадиса которую приводит имам Муслим сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним там, где он поминает Меня. Клянусь Аллахом, поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас (радуется, когда) находит своего верблюда, потерявшегося в пустыне! К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень, а если кто-нибудь направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!»
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо”». Этот хадис передали Ахмад 3/491, 4/106, Ибн Хиббан 633, 634, 635, 641, Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 99, а от него ад-Дарими 2731, ад-Дуляби в «аль-Куна» 2/137-138, аль-Хаким 4/240, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 401, 7951 и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 9/306 со слов Василя ибн аль-Аскъа’. Аль-Хаким назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1905, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3386, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1663.
В версии этого хадиса которую приводит Абу Ну’айм аль-Асбахани, сообщается, что Юнус ибн Майсара[5] сказал: «(Однажды) мы, навещая Язида ибн аль-Асвада, зашли к нему и туда же вошёл Василя ибн аль-Аскъа’. Когда он посмотрел на него, тот протянул свою руку и он взяв её начал протирать ею своё лицо и грудь, так как он присягал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Василя) спросил у него: “О Язид, какое у тебя мнение о твоём Господе?” Он ответил: “Хорошее”. (Василя) сказал: “Тогда радуйся, ибо, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо”».
Имам аш-Шаукани по поводу слов Всевышнего Аллаха в священном хадисе: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой», сказал: «В этом хадисе Аллах побуждает Своих рабов хорошо думать о Нём. Он также сообщает, что будет обращаться с ними в соответствии об их представлении о Нём. Тому, кто думает хорошо о Нём, Он воздаст наилучшим образом, прольёт на Него из Своей милости и щедрости, озолотит его Своими дарами. С тем, у кого не было таких представлений, Аллах не будет обращаться таким образом. Это и есть смысл слов Аллаха: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой”. Поэтому раб должен иметь хорошее мнение об Аллахе во всех ситуациях. Чтобы достичь такого состояния, он должен обращаться за помощью к доказательствам, указывающим на широту милости Аллаха Всевышнего[6]».
Этот хадис, как и другие священные тексты, в которых упоминаются божественные деяния, свидетельствует о том, что Всевышний Аллах делает то, что пожелает. И это неоднократно подтверждается в Коране и Сунне. Всевышний сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне».[7] Всевышний также сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придёт вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут Ад».[8] Он также сказал: «Неужели они ждут, когда к ним явятся ангелы, или твой Господь, или некоторые из знамений твоего Господа?»[9] Он также сказал: «Он – Милостивый, Который вознесся на Трон».[10] А пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наш Господь спускается на ближайшее небо».[11] Он также сказал: «Аллах не принимает ничего, кроме благого. И если человек раздал пожертвование из благого удела, то Милостивый непременно примет его Своей Десницей».[12] Существует много других аятов и хадисов о божественных деяниях, которые Аллах совершает по собственному желанию.
Одним из таких священных текстов является высказывание Всевышнего «А если кто-нибудь пойдёт ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом». Ранние мусульманские богословы из числа приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины признавали очевидный смысл этих священных текстов в том подлинном виде, который полностью соответствует совершенству Великого и Могучего Аллаха. При этом они не придавали божественным качествам форму и не отождествляли их с качествами творений. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, комментируя хадис о нисхождении Аллаха, писал: «Что же касается приближения Аллаха к некоторым из творений, то об этом сообщается наряду с божественными деяниями, которые Аллах совершает по собственной воле. К ним относится пришествие Аллаха в День воскрешения, Его нисхождение и вознесение на Трон. Этих воззрений придерживались ранние мусульмане, известные мусульманские богословы и знатоки хадисов, что подтверждается многочисленными преданиями».[13]
Что же мешает нам верить в то, что Аллах приближается к Своему рабу так, как Ему угодно, находясь при этом над Троном? Что мешает нам верить в это, не воплощая божественные деяния в форму и не отождествляя их с деяниями творений? Разве способность Аллаха совершать то, что Ему угодно, самым совершенным образом не является свидетельством Его божественного совершенства?
Некоторые богословы считают, что под высказыванием Всевышнего «А если кто-нибудь пойдет ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом» имеется в виду то, что если раб Божий стремится приблизиться к Аллаху и устремляется к Нему душой и телом, то Всевышний Аллах устремляется к нему еще быстрее и одаряет его гораздо более прекрасным вознаграждением. Причиной такого толкования стала первая часть обсуждаемого нами предложения. Хорошо известно, что человек, который стремится приблизиться ко Всевышнему Аллаху, не делает этого только шагом. Иногда он действительно шагает в мечеть, шагает при совершении обрядов паломничества, шагает на пути Аллаха и т.п. Но вместе с тем он кланяется, падает ниц и совершает многое другое. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Раб оказывается ближе всего к своему Господу во время земного поклона».[14] Более того, человек может приближаться ко Всевышнему Аллаху, лёжа на боку, потому что Всевышний сказал: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи заключаются истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и лежа на боку».[15] А обращаясь к ‘Имрану ибн Хусайну, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молись стоя, если же ты не можешь делать этого, то молись сидя. Если же ты не можешь делать и этого, то молись лёжа».[16]
На основании этого некоторые богословы пришли к выводу, что в хадисе речь идёт о вознаграждении, которым Всевышний Аллах одаряет Своих рабов. И даже если очень медлительный человек искренне устремляется к своему Господу, Он одаряет его более прекрасным и совершенным вознаграждением. Эти богословы считают, что этот смысл хадиса является очевидным и соответствует мусульманским представлениям.
Поскольку подобное толкование действительно соответствует шариатским представлениям и не искажает очевидного смысла хадиса, оно совершенно не похоже на искажение смысла священных текстов, которым пользуются еретики, и поэтому оно не может служить доводом против приверженцев Сунны. Хвала же за это надлежит одному Аллаху!
Тем не менее, это толкование можно подвергнуть некоторой критике, и поэтому первое толкование этого хадиса является более очевидным, более правильным и более близким к воззрениям первых мусульман.
Второе толкование опирается на то, что человек приближается ко Всевышнему Аллаху не только шагом. Однако упомянутые в хадисе обстоятельства являются всего лишь примером и отнюдь не означают того, что приблизиться к Аллаху можно только шагом. Смысл этого примера состоит в том, что человек приближается к Аллаху, даже если он шагает в мечеть для совершения молитвы, совершает обход вокруг Каабы или совершает пробежку между холмами ас-Сафа и аль-Марва. А лучше всего об этом известно Аллаху! См. Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин. «Идеальные правила, относящиеся к прекрасным именам и качествам Аллаха». Пер. Э. Кулиев.
[1] Имеется в виду, что Аллах сделает для человека именно то, чего он будет от Него ожидать.
[2] Эти слова означают: в этот момент Я оказываю ему Свою милость в виде помощи и содействия.
[3] Здесь речь идёт об ангелах, приближенных к Аллаху.
[4] Ахмад (3/138) передал похожий хадис с достоверным иснадом, дополнив в конце: «Къатада сказал: “И Аллах спешит простить (его)”».
[5] Абу ‘Убайд, Абу Хальбас аль-Джубляни являлся последоветелем сподвижников/таби’ий/. Был слепым, учёным Дамаска. Он прожил долгую жизнь и передавал хадисы от Му’авии, ‘Абдуллы ибн ‘Амра, Василя ибн аль-Аскъа’а, Ибн ‘Умара, Абу Муслима аль-Хауляни, ас-Сунабихи и др. От него передавали хадисы ‘Амр ибн Вакъид, Марван ибн Джанах, аль-Ауза’и, Са’ид ибн ‘Абдуль-‘Азиз и др. Абу ‘Убайд и Абу Хассан аз-Зияди сказали: «Он дожил до ста двадцати лет. Он читал Коран в мечети и вёл полезные речи об аскетизме и мудрости». Достойным доверия его считали аль-‘Иджли и ад-Даракъутни. Аль-Хайсам ибн ‘Имран сказал: «Однажды я сидел рядом с Ибн Хальбасом и во время заката солнца он стал взывать с мольбой: “О Аллах, даруй нам шахаду на твоём пути …”. А я стал говорить: “Откуда он получит шахаду когда он слепой!?” И когда аббасиды вошли в Дамаск, его убили. До меня дошло о том, что когда его убийцам сообщили о его праведности, они стали плакать, и случилось это в сто тридцать втором году». См. «Сияру а’лями ан-нубаляъ 5/230.
[6] См. «Пособие для поминающих», стр. 12.
[7] Сура «аль-Бакъара», 2:186.
[8] Сура «аль-Фаджр», аяты 21-23.
[9] Сура «аль-Ан’ам», 6:158.
[11] Этот хадис передали аль-Бухари 6321, Муслим 758, Абу Дауд 4/4733 и Ибн Маджах 1/1366.
[12] Этот хадис передали аль-Бухари 11410, Муслим 1013, ат-Тирмизи 661-662, ан-Насаи 2525, Ибн Маджах 1842 и Ахмад 2/268 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Всевышний Аллах.
[13] См. «Маджму’уль-фатава» 5/466.
[14] Этот хадис передали Муслим 482 и другие.
[15] Сура «Али ‘Имран», 3:190-191.
[16] Этот хадис передали аль-Бухари 1117 и другие.
Войдите в ОК
Хадис Кудси: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой»
عَنْ أَبِى هُرَيْرَةَ — رضى الله عنه — قَالَ: قَالَ النَّبِىُّ — صلى الله عليه وسلم –
قال الشيخ الألباني في « صحيح الجامع الصغير » 8137 :صحيح
قال الشيخ الألباني في « صحيح الترغيب والترهيب » 1487 :صحيح
قال الشيخ الألباني في « مشكاة المصابيح » 2264 : متفق عليه
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
— Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах Всевышний говорит: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой,[1] и Я нахожусь вместе с ним,[2] когда он поминает Меня. Если он помянет Меня в душе, то и Я помяну его про Себя, а если он помянет Меня в обществе (других людей), то Я помяну его среди тех, кто лучше их[3]. Если раб приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь к нему на локоть, если Он приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь к нему на сажень, а если он направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!”»[4] Этот хадис передали Ахмад 2/413, 482, 524, 534, аль-Бухари 7405, Муслим 2675, ат-Тирмизи 3603, ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра 7730, Ибн Маджах 3822, Ибн Хиббан 811 и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 9/27.
Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис». См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 8137, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 1487, «Мишкатуль-масабих» 2264.
В версии этого хадиса которую приводит имам Муслим сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой, и Я нахожусь вместе с ним там, где он поминает Меня. Клянусь Аллахом, поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас (радуется, когда) находит своего верблюда, потерявшегося в пустыне! К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень, а если кто-нибудь направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!»
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо”». Этот хадис передали Ахмад 3/491, 4/106, Ибн Хиббан 633, 634, 635, 641, Ибн аль-Мубарак в «аз-Зухд» 99, а от него ад-Дарими 2731, ад-Дуляби в «аль-Куна» 2/137-138, аль-Хаким 4/240, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 401, 7951 и Абу Ну’айм в «Хильятуль-аулияъ» 9/306 со слов Василя ибн аль-Аскъа’. Аль-Хаким назвал хадис достоверным и с ним согласился аз-Захаби. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1905, «Сахих ат-таргъиб ва-т-тархиб» 3386, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1663.
В версии этого хадиса которую приводит Абу Ну’айм аль-Асбахани, сообщается, что Юнус ибн Майсара[5] сказал: «(Однажды) мы, навещая Язида ибн аль-Асвада, зашли к нему и туда же вошёл Василя ибн аль-Аскъа’. Когда он посмотрел на него, тот протянул свою руку и он взяв её начал протирать ею своё лицо и грудь, так как он присягал посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. (Василя) спросил у него: “О Язид, какое у тебя мнение о твоём Господе?” Он ответил: “Хорошее”. (Василя) сказал: “Тогда радуйся, ибо, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Поистине, Аллах Всевышний говорит: “Я поступлю со Своим рабом так, как раб мой думает обо Мне. Если он думает обо Мне хорошее, то поступлю с ним хорошо, а если думает обо Мне плохое, то поступлю с ним плохо”».
Имам аш-Шаукани по поводу слов Всевышнего Аллаха в священном хадисе: «Я буду таким, каким считает Меня раб Мой», сказал: «В этом хадисе Аллах побуждает Своих рабов хорошо думать о Нём. Он также сообщает, что будет обращаться с ними в соответствии об их представлении о Нём. Тому, кто думает хорошо о Нём, Он воздаст наилучшим образом, прольёт на Него из Своей милости и щедрости, озолотит его Своими дарами. С тем, у кого не было таких представлений, Аллах не будет обращаться таким образом. Это и есть смысл слов Аллаха: “Я буду таким, каким считает Меня раб Мой”. Поэтому раб должен иметь хорошее мнение об Аллахе во всех ситуациях. Чтобы достичь такого состояния, он должен обращаться за помощью к доказательствам, указывающим на широту милости Аллаха Всевышнего[6]».
Этот хадис, как и другие священные тексты, в которых упоминаются божественные деяния, свидетельствует о том, что Всевышний Аллах делает то, что пожелает. И это неоднократно подтверждается в Коране и Сунне. Всевышний сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне».[7] Всевышний также сказал: «Когда распростерта будет земля и твой Господь придёт вместе с ангелами, выстроившимися рядами, в тот день приведут Ад».[8] Он также сказал: «Неужели они ждут, когда к ним явятся ангелы, или твой Господь, или некоторые из знамений твоего Господа?»[9] Он также сказал: «Он – Милостивый, Который вознесся на Трон».[10] А пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наш Господь спускается на ближайшее небо».[11] Он также сказал: «Аллах не принимает ничего, кроме благого. И если человек раздал пожертвование из благого удела, то Милостивый непременно примет его Своей Десницей».[12] Существует много других аятов и хадисов о божественных деяниях, которые Аллах совершает по собственному желанию.
Одним из таких священных текстов является высказывание Всевышнего «А если кто-нибудь пойдёт ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом». Ранние мусульманские богословы из числа приверженцев Сунны и сторонников единой мусульманской общины признавали очевидный смысл этих священных текстов в том подлинном виде, который полностью соответствует совершенству Великого и Могучего Аллаха. При этом они не придавали божественным качествам форму и не отождествляли их с качествами творений. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа, комментируя хадис о нисхождении Аллаха, писал: «Что же касается приближения Аллаха к некоторым из творений, то об этом сообщается наряду с божественными деяниями, которые Аллах совершает по собственной воле. К ним относится пришествие Аллаха в День воскрешения, Его нисхождение и вознесение на Трон. Этих воззрений придерживались ранние мусульмане, известные мусульманские богословы и знатоки хадисов, что подтверждается многочисленными преданиями».[13]
Что же мешает нам верить в то, что Аллах приближается к Своему рабу так, как Ему угодно, находясь при этом над Троном? Что мешает нам верить в это, не воплощая божественные деяния в форму и не отождествляя их с деяниями творений? Разве способность Аллаха совершать то, что Ему угодно, самым совершенным образом не является свидетельством Его божественного совершенства?
Некоторые богословы считают, что под высказыванием Всевышнего «А если кто-нибудь пойдет ко Мне шагом, то Я устремлюсь к нему бегом» имеется в виду то, что если раб Божий стремится приблизиться к Аллаху и устремляется к Нему душой и телом, то Всевышний Аллах устремляется к нему еще быстрее и одаряет его гораздо более прекрасным вознаграждением. Причиной такого толкования стала первая часть обсуждаемого нами предложения. Хорошо известно, что человек, который стремится приблизиться ко Всевышнему Аллаху, не делает этого только шагом. Иногда он действительно шагает в мечеть, шагает при совершении обрядов паломничества, шагает на пути Аллаха и т.п. Но вместе с тем он кланяется, падает ниц и совершает многое другое. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Раб оказывается ближе всего к своему Господу во время земного поклона».[14] Более того, человек может приближаться ко Всевышнему Аллаху, лёжа на боку, потому что Всевышний сказал: «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи заключаются истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и лежа на боку».[15] А обращаясь к ‘Имрану ибн Хусайну, пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Молись стоя, если же ты не можешь делать этого, то молись сидя. Если же ты не можешь делать и этого, то молись лёжа».[16]
На основании этого некоторые богословы пришли к выводу, что в хадисе речь идёт о вознаграждении, которым Всевышний Аллах одаряет Своих рабов. И даже если очень медлительный человек искренне устремляется к своему Господу, Он одаряет его более прекрасным и совершенным вознаграждением. Эти богословы считают, что этот смысл хадиса является очевидным и соответствует мусульманским представлениям.
Поскольку подобное толкование действительно соответствует шариатским представлениям и не искажает очевидного смысла хадиса, оно совершенно не похоже на искажение смысла священных текстов, которым пользуются еретики, и поэтому оно не может служить доводом против приверженцев Сунны. Хвала же за это надлежит одному Аллаху!
Тем не менее, это толкование можно подвергнуть некоторой критике, и поэтому первое толкование этого хадиса является более очевидным, более правильным и более близким к воззрениям первых мусульман.
Второе толкование опирается на то, что человек приближается ко Всевышнему Аллаху не только шагом. Однако упомянутые в хадисе обстоятельства являются всего лишь примером и отнюдь не означают того, что приблизиться к Аллаху можно только шагом. Смысл этого примера состоит в том, что человек приближается к Аллаху, даже если он шагает в мечеть для совершения молитвы, совершает обход вокруг Каабы или совершает пробежку между холмами ас-Сафа и аль-Марва. А лучше всего об этом известно Аллаху! См. Мухаммад ибн Салих аль-‘Усаймин. «Идеальные правила, относящиеся к прекрасным именам и качествам Аллаха». Пер. Э. Кулиев.
[1] Имеется в виду, что Аллах сделает для человека именно то, чего он будет от Него ожидать.
[2] Эти слова означают: в этот момент Я оказываю ему Свою милость в виде помощи и содействия.
[3] Здесь речь идёт об ангелах, приближенных к Аллаху.
[4] Ахмад (3/138) передал похожий хадис с достоверным иснадом, дополнив в конце: «Къатада сказал: “И Аллах спешит простить (его)”».
[5] Абу ‘Убайд, Абу Хальбас аль-Джубляни являлся последоветелем сподвижников/таби’ий/. Был слепым, учёным Дамаска. Он прожил долгую жизнь и передавал хадисы от Му’авии, ‘Абдуллы ибн ‘Амра, Василя ибн аль-Аскъа’а, Ибн ‘Умара, Абу Муслима аль-Хауляни, ас-Сунабихи и др. От него передавали хадисы ‘Амр ибн Вакъид, Марван ибн Джанах, аль-Ауза’и, Са’ид ибн ‘Абдуль-‘Азиз и др. Абу ‘Убайд и Абу Хассан аз-Зияди сказали: «Он дожил до ста двадцати лет. Он читал Коран в мечети и вёл полезные речи об аскетизме и мудрости». Достойным доверия его считали аль-‘Иджли и ад-Даракъутни. Аль-Хайсам ибн ‘Имран сказал: «Однажды я сидел рядом с Ибн Хальбасом и во время заката солнца он стал взывать с мольбой: “О Аллах, даруй нам шахаду на твоём пути …”. А я стал говорить: “Откуда он получит шахаду когда он слепой!?” И когда аббасиды вошли в Дамаск, его убили. До меня дошло о том, что когда его убийцам сообщили о его праведности, они стали плакать, и случилось это в сто тридцать втором году». См. «Сияру а’лями ан-нубаляъ 5/230.
[6] См. «Пособие для поминающих», стр. 12.
[7] Сура «аль-Бакъара», 2:186.
[8] Сура «аль-Фаджр», аяты 21-23.
[9] Сура «аль-Ан’ам», 6:158.
[11] Этот хадис передали аль-Бухари 6321, Муслим 758, Абу Дауд 4/4733 и Ибн Маджах 1/1366.
[12] Этот хадис передали аль-Бухари 11410, Муслим 1013, ат-Тирмизи 661-662, ан-Насаи 2525, Ибн Маджах 1842 и Ахмад 2/268 со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Всевышний Аллах.
[13] См. «Маджму’уль-фатава» 5/466.
[14] Этот хадис передали Муслим 482 и другие.
[15] Сура «Али ‘Имран», 3:190-191.
[16] Этот хадис передали аль-Бухари 1117 и другие.