аллах акбар после еды
Аллах акбар после еды
Несомненно, Аллах доволен тем рабом, который после еды или питья напитков прославляет Его
Абу Айюб аль-Ансари (радыйаллаху анху) рассказывал: «Однажды мы были рядом с Пророком Мухаммадом (саллаллаху алейхи ва саллям). Принесли пищу. Я не видел такой пищи, которая бы вначале была столь благодатной, а в конце – мало благодатной.
– О Посланник Аллаха! Как это получается?
– Когда мы начинали есть, то произнесли имя Аллаха. Но затем кто-то сел и не произнес имени Аллаха, и шайтан стал есть вместе с ним».
Айша (радыйаллаху анха) рассказывала: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто начнет принимать пищу и забудет над ней произнести имя Всевышнего Аллаха, пусть скажет «бисмилляхи аваллаху ва ахираху» (с именем Аллаха как вначале, так и в конце)».
Умар ибн Абу Саляма (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Я отправился к Посланнику Аллаху (саллаллаху алейхи ва саллям). Перед ним была еда. Он сказал мне: «Сынок, подойди сюда, произнеси имя Всевышнего Аллаха и ешь правой рукой и перед собой».
Абу Саид аль-Худри (радыйаллаху анху) рассказывал: «Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) принимал пищу, он говорил: «АльхамдулиЛляхиллязи ат’амана ва сакана ва джа’аляна муслимина» (Хвала Аллаху, который накормил, напоил и сделал нас мусульманами)».
Абу Умама (радыйаллаху анху) рассказывал: «Когда перед Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) убирали посуду, он говорил: «АльхамдулиЛляхи хамдан касиран тайибан мубаракан фихи гайри мафийин ва ла мувадда ва ля мустагни анху Раббана азза ва джал» (Хвала Аллаху частая, чистая, благая. Он тот, кто Самодостаточен, Кто кормит и не кушает, Кто Извечный, и вечность с Ним, и Тот, в Ком нуждаются).
Айша (радыйаллаху анха) рассказывала: «Мы с шестью асхабами Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) принимали пищу. Пришел бедуин и съел два куска. И тогда Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) промолвил: «Если он произнесет имя Всевышнего Аллаха, этой еды хватит вам».
Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывал: «Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Несомненно, Аллах доволен тем рабом, который после еды или питья напитков прославляет Его».
Дуа после еды и перед приемом пищи
Мусульманину следует читать дуа после еды, а также перед едой. Тот, кто истинно верует, обращается со своей молитвой к Господу не только в жизненных трудностях и невзгодах, но и тогда, когда просто доволен и благодарен. Это говорит об истинной вере.
Почему всегда нужно помнить о Всевышнем
Когда мусульманин читает дуа, он молится Аллаху о благе. Сунна Пророка Мухаммада (мир Ему) содержит много дуа, которые можно читать в самых разных жизненных обстоятельствах. Это мольбы, посвященные тому или иному событию в течение года, а также молитвы на каждый день. К последним можно отнести дуа, которые читаются до и после еды.
Перед тем как начать трапезу, верующий должен подумать о том, что Аллах – создатель всех земных благ. Именно ему принадлежит все сущее. Творец сумел напоить и накормить всех верующих, обеспечил их кровом и пропитанием, поэтому нужно поблагодарить его за посланные дары.
В наши дни, наполненные суетой и борьбой за земные ценности, особенно трудно развивать и сохранять в себе подобные качества. В своем стремлении к обеспеченной жизни мы часто теряем голову в погоне за материальными благами. А вот духовность и искренность мы теряем из виду, забывая об этих подлинных сокровищах. Вот почему всегда нужно помнить о Всевышнем. Даже трапезу можно превратить в поклонение, если все время помнить о бесценных дарах Аллаха.
Дуа после еды текст на русском языке
Дуа (молитва) читаемая после еды, приведем текст на русском языке:
«Альхамдулилляхи-ллязи атъ-амана уа сакъана ва джа-’аляна миналь-муслимин»
Смысл: «Вся хвала Всевышнему Аллаху, Который даёт нам еду и питье, и сделал нас мусульманами» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Чтение дуа, мытье рук до и после еды — сунна. В хадисе сказано: «Баракатом еды принято считать мытьё рук до и после приема пищи» (Абу Давуд и ат-Тирмизи).
Дуа перед едой (молитва перед едой по Исламу)
Трапезу всегда нужно начинать словом:
«БисмиЛлях! (Именем Аллаха)».
А если кто забудет сказать это перед едой, если вспомнит что забыл, то пусть скажет:
«БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!»
Смысл: «С именем Аллаха в начале и конце еды!»
Дуа перед едой
«Аллахумма, барик ляна фихи ва ат’ымна хайран минху»
Перевод смысла на русский: «О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого»
Дуа после приема пищи на арабском
الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي أَطْعَمَنَا وَسَقَانَا وَجَعَلَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ
Дуа после еды на татарском языке
“Әл-хәмдү лилләәһилләзии әтъгамәнәә үә сәкаанәә үә җәгаләнәә минәл мүслимиин. Үәл-хәмдү лилләәһи раббил гааләмиин”.
Аш догасы, татарча мәгънәсе:
(Алла һыга мактау булсын. Безне ашаткан, эчерткән һәм мөселман булуыбызны насыйп әйләгән Аллаһыга мактау булсын. Мактау булсын Галәмнәрнең Раббысы – Аллаһыга).
Пусть Всевышний Аллах примет наши молитвы и запишет нас в список своих благодарных рабов.
Аллах акбар после еды
Сунны застолья. Часть 2 (Источник фото: freepik.com).
Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада ﷺ!
Безгранична милость Того, Кто дарует пропитание, и Того, Кто дает возможность получать награду даже во время еды.
Следуя за Пророком (ﷺ) мы не только добиваемся пользы в этом мире, но и зарабатываем саваб за оживление сунны, а самое главное – довольство Аллаха.
Всевышний говорит Своему любимцу (ﷺ): «Поистине, ты – человек превосходного нрава» (аль-Калям, 4).
Продолжаем перечислять адабы, которые совершал во время еды посланник Аллаха (ﷺ). Среди них то, чему обычно уделяется очень мало внимания и то, что несмотря на это, служит показателем высокой культуры человека во время приема пищи. Эти мелкие детали говорят о воспитании человека в духе ислама.
Во время еды следует:
– начинать прием пищи с фруктов, затем приступать к мясным блюдам, а завершить трапезу можно сладким, если, конечно, все это присутствует на столе;
– перед тем, как съесть мясо, съесть пару ломтиков хлеба;
– брать, отдавать и есть правой рукой;
– не ставить над хлебом ничего, кроме того, что едят вместе с хлебом;
– не класть в рот большие куски еды;
– жевать как следует;
– жевать пищу, закрыв рот;
– не протягивать руку к другой еде, пока не будет проглочено то, что во рту;
– вести разговор во время трапезы о том, в чем нет греха, с теми, кто разделяет трапезу, но не с набитым ртом.
Адабы после принятия пищи:
1. После еды вымойте руки и высушите их.
«Если с тем, кто лег спать, так и не помыв руки после приема пищи, случится что-либо неприятное, пусть винит в этом только себя!» (Абу Дауд). Существует предание, что если после еды вымыть руки и протереть влажными руками глаза, то это сотрет мелкие грехи и оздоровит глаза.
2. Соберите и съешьте крошки хлеба, оставшиеся на столе.
«Кто съест оставшиеся крошки хлеба, тот будет избавлен от проблем, связанных с детьми и будет жить в достатке» (Ибн Асакир).
3. Не оставляйте упавшие остатки еды и те, что на пальцах.
Как передает Анас бин Малик (р.а.), когда пророк Мухаммад (ﷺ) принимал пищу, он облизывал три своих пальца (когда употреблял пищу руками, без ложки). И при этом он (ﷺ) говорил: «Если у кого-нибудь из вас упадёт кусок еды, пусть он возьмёт его, очистит от всего лишнего и съест, не оставляя его шайтану, и пусть не вытирает руку свою платком, пока не оближет пальцы, ибо, поистине, не знает он, в каком куске его пищи скрыта благодать» (Муслим).
4. Не оставляйте остатки еды на дне тарелки.
Пророк (ﷺ) сказал: «Кто поест из тарелки и очистит ее (от остатков пищи), то тарелка ему скажет: «Да освободит тебя Аллах от огня, как ты меня освободил от шайтана»; а в риваяте от имама Ахмада говорится «Тарелка будет просить для него прощения».
5. Доедая остатки еды после мусульман, знайте, что в этом кроется благо и баракат.
6. Не ложитесь спать, пока съеденная пища не переварится, потому что это вредно для здоровья.
7. После еды почистите зубы мисваком или зубной щеткой.
При этом не проглатывайте остатки пищи между зубов. Это увеличит пропитание. Аиша (р.а.) передала слова посланника Аллаха (ﷺ): «Использование мисвака приносит чистоту рта и довольство Господа» (Бухари).
8. После еды прочитайте дуа.
الْحَمْدُ للهِ الَّذِىْ اَطْعَمَنَا وَسَقَاناَ وَجَعَلَناَ مِنَ الْمُسْلِمِينَ
«Аль-хамду лил-ляяхи ллязии ат‘аманаа ва сакаанаа ва джа‘алянаа миналь-муслимиин».
«Хвала Всевышнему, Который накормил, напоил нас и сделал мусульманами» (Абу Дауд).
Дуа муфтия четырех мазхабов – Али Хайдара Ахисхави (куддиса сирруху):
اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ ثُمَّ وَ ثُمَّ اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ الّٰذِي أَطْعَمَنَا وَ سَقَانَا وَ أَشْبَعَنَا وَ أَرْوَانَا وَ كَفَنَا وَاٰوَانَا مِنْ غَيْرِ حَوْلٍ وَ لَا قُوَّةٍ مِنَّا، وَ كَمْ مِمَّنْ لَا كَافِي لَهُ وَ لَا مَأْوٰى، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ الّٰذِي أَنْعَمَ عَلَيْنَا وَأَفْضَلَ وَجَعَلَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ الّٰذِي أَسْبَغٰ عَلَيْنا نِعَمَهُ ظَاهِرَةً وَ بَاطِنَةً، اَلْحَمْدُ لِللّٰهِ حَمْدُ يُوَافِي نِعَمَهُ وَ يُكَافِئُ مَزِيدَهُ، اَللّٰهُمَّ أَخِرْنَا مِنَ النَّارِ، وَاحْفَظْنَا عَنْ شُرُورِ الْأَشْرَارِ، وَأَلْحِقْنَا بِعِبَادِكَ الْأَبْرَارِ بِجَاهِ الْمُجْتَارِ عِنْدَكَ وَ اٰلِهِ الْأَخْيَارِ، اَللّٰهُمَّ أِنَّا نَسْأَلُكَ تَمَامَ النِّعْمَةِ، وَ دَوَامَ الْعَافِيَةِ، وَحُسْنَ الْجَاتِمَةِ، وَإِلٰى شَرَفِ النَّبِيِّ وَ اٰلِهِ وَأَصْحَابِهِ وَ مَشَايِخِنَا الْفَاتِحَةْ
«Альхамдулиллях сумма уа сумма альхамдулиллях. Альхамдулилляхил-лязи ат’амана ва сакана ва ашба’ана ва арвана ва кафана ва авана мин гайри хавлин ва ля кувватин минна ва кам мимман ля кафийа лаху ва ля ма’ва. Альхамдулилляхиль-лязи ан’ама ’аляйна ва афдала ва джа’аляна миналь-муслимин. Альхамдулилляхиль-лязи асбага ’аляйна ни’амаху захиратан ва батинатан. Альхамдулилляхи хамдан увафи ни’амаху ва укафи мазидаху. Аллахумма аджирна минан-нари ва-хфазна ан шуруриль-ашрар. Ва алхикна би ’ибадикаль-арбар. Би джахин-набийиль-мухтар ’индака ва алихиль-ахйар. Аллахумма инна наc’алука тамаман-ни’мати ва дауамаль-ав’ийати ва хусналь-хатимати. Ва иля шарафин-набийи ва алихи ва асхабихи ва машайиналь-фатиха»
«Все блага принадлежат Всевышнему Творцу. Снова и снова благодарю Всевышнего Творца за то, что Он нас накормил, напоил, утолил голод, удостоил нас благами, дал нам достаток и крышу над головой. И ведь у нас нет ни сил, ни мощи. (Это означает, что мы достигли этих благ, не имея в действительности никакого влияния, лишь милостью Всевышнего Творца). Ведь сколько тех, у кого нет ни крова, ни достатка. Слава Аллаху, который дарует нам различные блага, одаривает нас добродетелью и делает нас мусульманами. Слава Богу, который щедро одаривает нас явными и скрытыми благами. Слава Всевышнему Творцу за все блага, которыми Он одаривает нас соответствующими и приумноженными благами. О, мой Господь! Убереги нас от адского пламени, защити нас от злодеяний тех, кто преисполнен злобой. Сделай нас обладателями хороших нравов. Восхваляю Господа и избранного Им Пророка (ﷺ). О, мой Господь! Даруй нам достаток благого, продолжительное здоровье и благой конец на смертном одре (смерть со словами шахады). Молюсь за упокой души Пророка (ﷺ), достопочтенных ученых и сподвижников». Далее читается сура «Фатиха».
Дуа, которое Пророк Мухаммад ﷺ всегда произносил перед едой
Употребление еды является обязательным действием для каждого человека и физически необходимой потребностью тела. Принятие пищи в зависимости от намерения и благодаря молитвам и дуа перед трапезой и после может стать поклонением.
Следовательно, мы можем провести время трапезы с пользой для себя и заработать довольство Всевышнего Аллаха. Крайне желательно делать дуа перед едой. Ведь произносить перед едой Бисмиллях, и совершать дуа с испрашиванием благодати является одной из сунн и адабов принятия пищи.
Следуя этой сунне, начинать процесс принятия пищи, как и все другие одобряемые дела, следует с поминания Всевышнего Аллаха. То есть перед началом трапезы желательно произнести:
بسم الله الرحمن الرحيم
«Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим».
От Хузайфы (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كنّا إذا حضرْنَا مع رسولِ اللّه صلى اللّه عليه وسلم طعاماً لم نضعْ أيدينا حتى يبدأ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم فيضعُ يدَه، وإنّا حضرنا معه مرّة طعاماً فجاءت جارية كأنها تُدفعُ، فذهبتْ لتضعَ يدَها في الطعام فأخذَ رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم بيدها، ثم جاءَ أعرابيٌّ كأنما يُدْفَعُ، فأخذَ بيدِه، فقال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم: إنَّ الشَّيْطانَ يَسْتَحِلُّ الطَّعامَ أنْ لا يُذْكَرَ اسْمُ اللّه عَلَيْه، وأنَّهُ جاءَ بهَذِهِ الجارِيَةِ لِيَسْتَحِلَّ بِهَا، فأخَذْتُ بِيَدِها، فَجاءَ بهذا الأعْرابِيّ لِيَسْتَحِلَّ بِهِ، فأخَذْتُ بِيَدِهِ، وَالَّذي نَفْسِي بِيَدِه إنَّ يَدَهُ في يَدِي مَعَ يَدِهِما ثم ذكر اسم اللّه تعالى وأكل
«Когда нам доводилось есть вместе с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), мы никогда ничего не брали первыми, пока не начинал есть Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Однажды, когда мы разделяли с ним трапезу, появилась какая-то девочка, спешившая так, будто её подгоняли. Она сразу подошла к еде и протянула к ней руку, но Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) схватил её за руку. А потом явился какой-то бедуин, также будто подгоняемый кем-то. Схватив за руку и его, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине, шайтан считает дозволенной для себя ту пищу, над которой не поминают имя Аллаха Всевышнего, и он привёл сюда эту девочку, чтобы с её помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил её за руку. А потом он привёл сюда этого бедуина, чтобы с его помощью сделать пищу дозволенной для себя, но я схватил за руку и его. Клянусь Тем, в Чьей власти душа моя, поистине, когда я держал за руки этих двоих, в моей руке была рука шайтана«. После этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнёс имя Аллаха Всевышнего (БисмиЛлях) и приступил к еде». (Муслим, 201)
Если же кто-то забыл сказать БисмиЛлях, приступая к еде, то ему следует упомянуть имя Всевышнего сразу же, как только он вспомнит о нём. Однако БисмиЛлях в таком случае следует произносит чуть по-другому: «Бисмилляхи авваляху ва ахираху».
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا أَكَلَ أَحَدُكُمْ فَلْيَذْكُرِ اسْمَ اللهِ تَعَالَى، فَإِنْ نَسِيَ أَنْ يَذْكُرَ اسْمَ اللهِ تَعَالَى فِي أَوَّلِهِ، فَلْيَقُلْ: بِسْمِ اللهِ أَوَّلَهُ وَآخِرَهُ
«Принимаясь за еду, пусть каждый из вас помянет имя Всевышнего Аллаха (произнесёт БисмиЛлях), если же он забудет помянуть имя Аллаха Всевышнего в начале, пусть скажет: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху» (С именем Аллаха в начале и конце её)». (Абу Дауд, 3767; Тирмизи, 1858)
Как было выше сказано, сунной является и дуа перед едой. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда перед ним ставили еду, всегда читал дуа.
От ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что, когда к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) придвигали еду, он обычно говорил:
اللَّهُمَّ بارِكْ لَنا فِيما رَزَقْتَنا، وَقِنا عَذَابَ النَّارِ، باسْمِ الله
«Аллахумма, барик ля-на фи-ма разакта-на ва ки-на ‘азаба-н-нар (О Аллах, сделай для нас благословенным то, чем Ты наделил нас, и упаси нас от мук огня)». (Ибн Ас-Сунни, 459)
Тому, кто забыл произнести имя Всевышнего перед едой или в процессе принятия пищи, желательно прочитать суру Аль-Ихляс после завершения своей трапезы.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
مَنْ نَسِيَ أنْ يُسَمِّيَ على طَعامِهِ، فَلْيَقْرأ: قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ إذَا فَرَغَ
«Пусть тот, кто забудет помянуть Аллаха (произнести Бисмиллях) над своей едой, прочтёт суру Аль-Ихляс (Куль хува Ллаху Ахад) после того, как закончит есть». (Ибн Ас-Сунни, 462)
Из всего вышеприведённого явствует, что желательно поминать имя Аллаха (произнести Бисмиллях) и делать дуа в начале трапезы. Если же человек намеренно, по забывчивости, вынужденно или по какой-нибудь иной причине не произнесёт Бисмиллях в начале, но в процессе трапезы вспомнит об этом, ему желательно сразу произнести: «Би-сми-Лляхи авваляху ва ахираху».
Тому, кто пьёт воду, молоко или любой другой напиток, так же, как и перед едой, желательно поминать Аллаха и делать дуа. Поминать Всевышнего перед принятием пищи, во время еды или питья желательно всем, в том числе тем, кто находится в состоянии большого осквернения, и женщинам, у которых начались месячные или послеродовые выделения.
Учёные-богословы утверждают, что произносить Бисмиллях перед едой или во время трапезы желательно вслух, чтобы побудить окружающих последовать его примеру. Если несколько человек вместе принимают пищу, поминать Аллаха и делать дуа следует каждому из участников трапезы. Однако если это сделает один из них, этого будет достаточно и для остальных.
В этом отношении поминание Аллаха во время еды подобно ответу на приветствие и благопожелание чихнувшему, поскольку во всех этих случаях будет достаточно, если нужные слова произнесёт один из присутствующих.
В тот момент, когда человек приступает к принятию пищи, он наиболее подвержен беспечности и забывчивости. Если человек в это время не читает дуа и поминает имя Всевышнего, еда может стать и причиной того, что голодный нафс во время еды забудет обо всём остальном, а всё, что он съел, станет пищей для шайтана.
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Татарская молитва после еды
Татарская молитва после еды
Перевод: С именем Аллаха!
Если же кто забудет сказать это в начале, пусть скажет
بِسْمِ اللهِ في أَوَّلِهِ وَآخِـرِه
Перевод: С именем Аллаха в начале и конце еды!
Транслит: БисмиЛляхи фи аввали-хи ва ахыри-хи!
Дуа перед едой
اللّهُـمَّ بارِكْ لَنا فيهِ وَأَطْـعِمْنا خَـيْراً مِنْـه
Перевод смысла: О Аллах, сделай это благословенным для нас и накорми нас тем, что лучше этого!
Транслит: Аллахумма, барик ля-на фи-хи ва ат’ым-на хайран мин-ху!
Дуа после еды
الْحَمْـدُ للهِ الَّذي أَطْعَمَنـي هـذا وَرَزَقَنـيهِ مِنْ غَـيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلا قُوَّة
Перевод смысла: Хвала Аллаху, который накормил меня этим и наделил меня этим, тогда как сам я ни силой, ни мощью не обладаю.
Транслит: АльхамдулиЛляхи ллязи ат’ама-ни хаза ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин
Дуа после еды
الْحَمْـدُ للهِ حَمْـداً كَثـيراً طَيِّـباً مُبـارَكاً فيه، غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلا مُوَدَّعٍ وَلا مُسْتَغْـنىً عَنْـهُ رَبُّـنا
Перевод смысла: Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!
Транслит: АльхамдулиЛляхи хамдан кясиран, тайибан, мубаракян фи-хи, гайра макфиййин, ва ля мувадда’ин ва ля мус-тагнан ‘ан-ху! Рабба-на!
Дуа за того, кто угостил
اللّهُـمَّ بارِكْ لَهُمْ فيما رَزَقْـتَهُم، وَاغْفِـرْ لَهُـمْ وَارْحَمْهُمْ
Перевод смысла: O Аллах, благослови их в том, чем Ты наделил их, и прости их и помилуй!
Транслит: Аллахумма, барик ля-хум фи-ма разакта-хум, ва-гфир ля-хум ва-рхам-хум!
Дуа за того, кто накормил / напоил человека
اللّهُـمَّ أَطْعِمْ مَن أَطْعَمَني، وَاسْقِ مَن سقاني
Перевод смысла: O Аллах, накорми того, кто накормил меня, и напои того, кто напоил меня!
Транслит: Аллахумма, ат’ым май ат’ама-ни, ва-скы ман сака-ни!
Татарская молитва после еды
Дуа в Курбан байрам (дуа при жертвоприношении)
При жертвоприношении обязательно надо произнести имя Аллаха (например, сказать: «Бисмиллях» или «Бисмилляхи Р-рахмани Р-рахим», «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного»).
Читать какую либо молитву не обязательно, это желательное деяние.
Дуа при жертвоприношении
بِسْمِ اللهِ واللهُ أَكْبَرُ اللَّهُمَّ مِنْكَ ولَكَ اللَّهُمَّ تَقَبَّلْ مِنِّي على كلّ شيءٍ قدير
Транслит: Би-сми-Лляхи, ва-Ллаху акбару, Аллахумма, мин-кя ва ля-кя, Аллахумма, такаббаль минни
Перевод смысла: С именем Аллаха, Аллах велик, о Аллах, от Тебя и Тебе, о Аллах, прими от меня!
Дуа при закалывании курбана (жертвенного животного)
Транслит: Ваджахту ваджхийа лиллази фатарас-самавати Валь-арза ханифан муслиман ва ма анна миналь-мушрикин. Инна салат ива нусуки ва махйайа ва мамати лилляхи раббиль-алямин. Ля шарикя ляху ва бизалика умирту ва анна миналь-муслимин. Аллахумма минка вял як. Бисмилляхи Валлаху акбар!
Дуа после жертвоприношения
Транслит: Аллахумма тагаббал минни
Перевод смысла: О Аллах, прими от меня эту жертву!
Дуа при жертвоприношении
Стоя рядом с жертвенным животным 3 раза произносят следующий такбир: “Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха иллялаху валлаху акбар, Аллаху акбар ва лилляхиль хамд”.
Перевод смысла: Аллах Велик, Аллах Велик, нет Бога, кроме Аллаха, и Аллах Велик. Аллах Велик, хвала Аллаху!
Затем, подняв руки, возносят мольбу:
Аллахумма иння саляти ва нусуки ва махйяйя ва мямяти лилляхи раббиль алямин, ля шяриикя лях. Аллахумма тякаббял минни хязихи-ль-удхыйятя
Татарские молитвы
Основой ислама является Священная Книга Коран. Именно в ней собраны все молитвы, которые в повседневной жизни должен читать правоверный. Мусульманские молитвы должны стать основой жизни, только в этом случае человек может иметь надежду, что он после смерти попадет в рай.
Самым главным и обязательным религиозным обрядом в исламе считается намаз. Именно он позволяет мусульманину сохранять связь с Аллахом. Намаз должен читаться правоверным пять раз в день. Это позволяет укрепить веру и очистится от свершенных прегрешений.
Намаз определяет дневной ритм верующего человека. Молитвы возносятся:
Для совершения намаза нужно провести омовение, одеть чистую одежду и выбрать чистое место. По возможности каждый мусульманин стремиться совершить обязательное моление в мечети.
Намаз — это очень сложный обряд, в котором предусмотрено не только чтение большого количества молитв, но и выполнения точных ритуальных движений. Для тех, кто недавно принял ислам, предусмотрен упрощенный ритуал, который также может использоваться, когда имеется нехватка времени.
Кроме молитв, которые используются в намазе, существует ряд специальных молитвенных обращений — дуа, которые могут использоваться в самых различных жизненных ситуациях.
Читать любую исламскую молитву нужно искренне. Это главное условие того, что она будет услышана Аллахом. Дуа должно произноситься уверенно, это подчеркивает, что для вас очень важна помощь свыше в настоящий жизненный период.
Читать татарскую молитву на удачу
Желание привлечь удачу в жизнь естественно для каждого человека. В мусульманском мире удача и материальное благополучие взаимосвязаны. Именно этим объясняется то, что перед чтением данного вида молитв обязательно раздать милостыню нищим. Дуа на привлечение удачи и денег разрешается читать только раз в день. Возносить молитву можно в любое время.
Звучит сильная молитва так:
Татарская молитва на здоровье
Татарская молитва на здоровье позволяет обрести душевное спокойствие. А это значит, что у человека появятся силы успешно бороться с любыми болезнями, причинами которых, как правило, является неблагополучное нервное состояние человека. Кроме этого такая молитва успешно помогает справиться с порчей и сглазом. Такие негативные чужеродные воздействия, также часто, провоцируют развитие серьезных болезней.
Звучать молитва на русском языке может следующим образом:
Молитвы для очищения дома
В мусульманском мире считается обязательным ритуал для очищения дома от негативных энергий. В Коране имеется много таких молитв. Священнослужители считают, что такие молитвы нужно произносить на арабском языке, читая их непосредственно из Корана. Безусловно, не все это могут сделать. Поэтому ислам предлагает очень простой обряд со свечами. С его помощью можно очистить от негативной энергетики пространство собственного дома. Все, что нужно так это обойти все жилые комнаты по периметру с зажженной свечой в руке.
В процессе этого проговаривается короткая молитва, которая на русском языке звучит так:
После этого нужно обязательно прочесть такую молитву, стоя на коленях в одной из комнат, повернувшись лицом на восток:
Татарская молитва перед сном
Для того чтобы сон был спокойным и удалось полноценно отдохнуть перед сном следует читать специальные дуа: Ихлас, Фаляк, Нас.
Сура Ихлас на русском языке звучит так:
Сура Фаляк является защитной и звучит следующим образом:
Сура Нас звучит на русском языке так:
Также правоверные могут читать перед сном аят «Аль-Курси», на русском языке он звучит так:
Слушать онлайн татарские молитвы на татарском языке
Очень полезно слушать мусульманские молитвы на татарском языке. Но очень важно это делать правильно. Включать аудио запись нужно, только когда вы правильно настроитесь и отбросите все сторонние мысли. Нельзя во время прослушивания молитв кушать или заниматься какими-либо попутными бытовыми делами.
Молитва перед едой
В православном быту перед едой обязательно читается специальная молитва. Именно она считается напоминанием верующему человеку, что не хлебом единым живет человек и душевные ценности имеют для него большее значение. В молитвенном обращении перед едой люди благодарят Господа за то, что он послал им пищу, и за то, что они могут разделить ее с домочадцами.
Православная вера подразумевает, что пища не должна использоваться для чревоугодия, которое является грехом. Но если она благословлена молитвой, то она даст достаточное количество энергии для здоровья тела и разума. А это значит, что человек научится правильно расставлять жизненные приоритеты и жить праведно.
Православные молитвы перед едой и после еды на русском языке
Как правило, в христианских семьях, домочадцы собираются за столом, и произносится молитва в виде простого и понятного благословения. При этом в столовой обязательно должна быть установлена икона. Молитву, обычно, проговаривает один человек, а все остальные члены семьи проговаривают ее слова про себя или вполголоса. Но в каждой семье могут устанавливаться свои правила. К примеру, часто моление проводится в виде песнопений.
Святые отцы, почитаемые в христианстве, утверждают, что молитвы до и после трапезы очень важны. Многие из них считают, что причиной многих недугов человека является то, что обычай благословлять пищу утрачен. В современном мире многие люди садятся за стол в плохом настроении с негативными мыслями и злобой в душе. Пища впитывает отрицательную энергетику и негативно влияет на состояние организма человека. Негативное воздействие на качество пищи оказывают также ссоры и конфликты в кухне.
Молитва перед вкушением пищи
Для молитвы перед вкушением пищи существуют особые правила, которых следует придерживаться. Все участники трапезы должны взяться за руки или сложить руки перед собой, склонив голову. Перед началом молитвенного чтения необходимо некоторое время посидеть в тишине, для правильного настроя.
Текст молитвы перед едой может звучать так:
Также может использоваться и другой вариант молитвы перед едой:
После проговаривания молитвенных слов можно приступать к трапезе. Но следует помнить о том, что если за столом присутствуют приглашенные гости, то молитву следует произносить про себя. Это позволит избежать неудобной ситуации, если за столом находятся люди другого вероисповедания.
Молитва для благословения еды и питья
Пища и питье нужны человеку для полноценной жизни. Но, чтобы не поддаться чревоугодию и получить максимальную отдачу от потребляемой пищи требуется ее благословить. После прочтения такой молитвы пища обязательно перекрещивается. Очень важно, чтобы в этом случае молитвенный текст произносился искренне и в хорошем настроении.
Молитва для благословения еды и питья звучит так:
Молитва после вкушения пищи
Молитва после вкушения пищи также должна читаться обязательно. После того как все потрапезничали, глава семьи негромко проговаривает специальный молитвенный текст. Все остальные домочадцы должны повторять его шепотом. Допускается также сидеть в молчании, наклонив голову и сложив перед собой руки.
Молитва после еды звучит так:
Мусульманская молитва перед едой
В исламе требования к приему пищи очень жесткие. К примеру, за столом должна использоваться только та посуда, которая принадлежит мусульманину. В противном случае ее следует долго и тщательно мыть под проточной водой. Мусульманство требует соблюдение чистоты, аккуратности и умеренности во время трапезы. Кроме этого молитва перед едой является обязательным ритуалом.
Перед едой мусульмане произносят на арабском языке специальные дуа.
В переводе на русский язык они означают следующее:
Причем первая фраза, то есть дуа «Биссмилях» произносится перед каждой переменой блюд. Если случилось так, что в силу каких-то причин мусульманин забыл произнести специальные дуа перед приемом пищи, то после еды он должен сказать фразу на арабском языке.
В переводе на русский язык она означает:
До и после еды мусульмане должны обязательно тщательно омывать руки. Причем примечательно то, что выполняется мытье руку непосредственно за столом. Самые младшие члены семьи подносят к домочадцу тазик и кувшин, из которого льют воду на руки. После этого предлагается полотенце. Если за столом присутствуют почетные гости, то кувшин с тазом для омовения рук подносит непосредственно хозяин дома.
Какую молитву нужно обязательно читать перед едой
Молитва перед вкушением пищи для каждого верующего человека должна стать обязательным обычаем. Большую роль играет данный ритуал и при воспитании детей. Издавна отмечается, кода в семье было принято произносить молитвы перед трапезой, то дети начинали уважительно относиться к труду родителей и продуктам питания. Кроме того, важность молитвенного обращения к Богу перед едой состоит в том, что такой ритуал обеспечивает сохранение цельности семьи. Ведь молитва подразумевает, что все домочадцы должны собраться хотя бы один раз в день за общим столом.
Молитва перед приемом пищи должна быть понятна и проста, ее смысл должны понимать все, собравшиеся за столом вне зависимости от возраста. По своей сути такая молитва представляет благодарственное обращение к Высшим силам. Допускается не использовать стандартные тексты, а произносить пару строк от себя. Тем более что в таком варианте молитвы звучат более искренне, в то время, как предложенные в молитвословах тексты могут создавать впечатление наигранности. В каждой семье могут быть придуманы свои благодарственные слова, которые будут понятны всем. Иногда молитва перед едой заменяется чтением очень сильной молитвы, известной каждому верующему человеку «Отче наш».
Важно понимать, что молитва перед едой не должна звучать «между прочим», ее нужно читать в полном сосредоточении. Для этого в столовой обязательно должна находиться икона Спасителя или Пресвятой Богородицы. При этом очень важно садится за стол в хорошем настроении. Если в жизни произошли неприятные события, которые нарушили душевное равновесие, то нужно усилием воли отбросить негативные мысли. Если не получается это сделать, то лучше на некоторое время перенести прием пищи. Причем все домочадцы должны постараться вернуть близкому человеку спокойствие духа.
Адабы принятия пищи
Существует множество действий, которые практиковал Пророк (мир ему и благословение Аллаха), и совершение которых считается для нас сунной. Среди этих действий есть и такие, о которых многие позабыли и больше не практикуют. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не делал что-либо беспричинно. И даже если мы не знаем или не понимаем мудрость того или иного действия, мы всё равно получим пользу от подражания Любимцу Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха). И самая великая польза – это любовь Аллаха, Свят Он и Велик, к нам.
﴿قُلْ إِنْ كُنْتُمْ تُحِبُّونَ اللَّهَ فَاتَّبِعُونِي يُحْبِبْكُمُ اللَّهُ وَيَغْفِرْ لَكُمْ ذُنُوبَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَحِيمٌ (31) ﴾ سورة آل عمران
«Ты скажи (о Мухаммад): «Если вы любите Аллаха, следуйте за мной и Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи. Аллах Прощающий, Милосердный» (сура Али Имран, 31).
У каждого есть шанс стать любимцем Аллаха, совершая лёгкие и полезные поступки. Каждый человек ежедневно по несколько раз принимает пищу. А если начать трапезу с мытья рук и с произнесения слов «Бисмилляхи-ррахмани-ррахим», мы получим дополнительную пользу. Эти сунны известны практически всем мусульманам, и большинство из них соблюдает их. Есть и другие сунны, связанные с принятием пищи.
Один человек пришел к Ибн Сирину и сказал:
— Не научишь ли ты меня адабам поклонения?
Ибн Сирин спросил у него:
— А знаешь ли ты адабы принятия пищи?
— Получается, что ты ешь и пьешь, как животное. Прежде всего, тебе следует узнать адабы приема пищи, а затем приходи ко мне, и я научу тебя адабам поклонения.
Избранник Всевышнего (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ قَالَ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِنَّ اللَّهَ لَيَرْضَى عَنْ الْعَبْدِ أَنْ يَأْكُلَ الْأَكْلَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا أَوْ يَشْرَبَ الشَّرْبَةَ فَيَحْمَدَهُ عَلَيْهَا. رواه مسلم 2734
Видео (кликните для воспроизведения). |
«Поистине, Всевышний Аллах бывает доволен рабом, когда тот, приняв пищу, воздаёт благодарность Ему, или когда воздаёт Ему благодарность после того, как выпьет напиток» (Муслим, 2734).
Имам аль-Бухари приводит следующий дуа, как один из вариантов выражения благодарности Всевышнему после принятия пищи:
الْحَمْـدُ للهِ حَمْـداً كَثـيراً طَيِّـباً مُبـارَكاً فيه، غَيْرَ مَكْفِيٍّ وَلا مُوَدَّعٍ وَلا مُسْتَغْـنىً عَنْـهُ رَبُّـنا
«Хвала Аллаху, хвала многая, благая и благословенная, хвала, которую следует произносить чаще, хвала непрерывная, хвала, в которой мы нуждаемся постоянно! Господь наш!» (Бухари, 5458). Есть и другие варианты проявления благодарности и дуа после еды, поэтому можно читать те, что вы знаете. Если не знаете ни одного дуа, достаточно своими словами поблагодарить Аллаха за пищу и возможность её принять.
Выпивая напиток или воду, желательно присесть. От Анаса (да будет доволен им Аллах)передаётся:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерегал от питья стоя». (Муслим, 5275).
От Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) полоскал рот после питья молока и говорил: «Поистине, в нём содержится жир» (Бухари и Муслим, 798, 5609).
В другом хадисе сказано:
«Выпивмолока, прополощите рот [водой], поистине в нём (то есть в молоке) содержится жир» (Ибн Хиббан, 404). Также этот хадис указывает на то, что после принятия любой пищи, содержащей жир, желательно прополоснуть рот.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не критиковал еду. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают:
عن أبي هريرة ـ رضي الله عنه ـ قال: (( ما عاب رسول الله ـ صلى الله عليه وسلم ـ طعامًا قط ، كان إذا اشتهاه أكله ، وإن كرهه تركه )) [ متفق عليه:5409 — 5380
«Посланник Аллаха никогда не критиковал еду. Если ему еда понравилась, он её ел, если не понравилась, оставлял». (Бухари, Муслим, 5380, 5409).
Принимая пищу, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал три пальца правой руки. От Кааба ибн Мала передаётся:
«Посланник Аллаха брал пищу тремя пальцами, а прежде чем вытереть их [после еды], облизывал». (Муслим, 5297).
Кого-то может смутить то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) облизывал пальцы, однако, если учесть, что перед едой сунной является помыть руки и не вытирать их, то очевидно, что на руке после еды будут лишь остатки еды иникакой грязи. Мудрость этой привычки можно понять из другого хадиса:
وقد روى ابن أبي شيبة في «المصنف» (24934) عن جابر قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : ( إذا طعم أحدكم فلا يمسح يده حتى يمصها ، فإنه لا يدري في أي طعامه يبارك له فيه)
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Когда кто-либо из вас примет пищу, пусть не вытирает свою руку, пока не оближет, потому что он не знает, в каком куске еды будет для него благодать» (аль-Мусаннаф, 24934).
Из этого хадиса можно понять, что если мы едим не руками, а ложкой или вилкой, то желательно облизать и их после завершения трапезы.
Если мы хотим в Судный день встретиться с Посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), нам необходимо следовать его сунне и стараться походить на него нравом и во всеми поступками. Да сделает нас Всевышний истинными последователями пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Татарская молитва после еды
от Замиль · Апрель 12, 2017
Чтение дуа перед едой и после еды является сунной. Перед едой читается следующее дуа:
اَللَّهُمَّ باَرِكْ لَنَا فِيماَ رَزَقْتَناَ وَ قِناَ عَذاَبَ النَّارِ بِسْمِ اللهِ
«О, Аллах! Благослови то, что Ты даровал нам в качестве удела и защити нас от мучений в огне. Бисмиллях» (Аллахумма барик ляна фима разактана ва кына азабан-нар. Бисмиллях).
После еды читается следующее дуа:
«Хвала Аллаху, который накормил меня этим, сделав это моим уделом, тогда как у меня нет ни сил ни могущества на это» (Альхамдулилляхиллязи ат`амани хаза ва разаканихи мин гайри хаулин валя кувватин).
Если несколько человек ели вместе, то в этом случае делается следующее дуа:
«Хвала Аллаху, который накормил и напоил нас, и сделал нас из числа мусульман» (Альхамдулилляхиллязи ат`амана ва сакана ва джааляна миналь-муслимин).
Во Имя Того, кто дал мне пропитание
Этикет приема пищи.
Люди невоспитанные и не обученные исламской этике, не обращают внимания на правила приема пищи. Они не вспоминают Аллаха, Который обеспечил их едой и другими благами, они не произносят «Бисмиллах» – во Имя Аллаха – перед едой, не благодарят Его после еды, не читают молитву, ночью едят, чтобы работать утром, утром работают, чтобы вечером есть; если подать то, что им не нравится, то выказывают недовольство; едят много, порой левой рукой, а силу, приобретенную посредством питания, тратят на греховные деяния; едят что попало, не различая, добыто оно запретным или дозволенным путем; пьют спиртное; сытый не заботится о голодных.
«Аллахумма барик ляна фима разактана ва кина азаба-ннар».
Смысл: «О мой Аллах, вложи благодать в то, что Ты дал нам как благо, и защити нас от огня ада!».
Намерение и цель при приеме пищи должны заключаться в приобретении силы для поклонения Аллаху и оказания помощи мусульманам. Если в начале еды забыли произнести имя Всевышнего, то, как только вспомните, скажите: «Бисмилляхи аввалаху ва ахираху». Если соблюдаете пост, то перед разговением произнесите следующую мольбу:
«Аллахумма ляка сумту ва аля ризкика афтарту, захаба- ззамау вабталлятиль-уруку ва сабаталь-аджру иншаАллах». Затем произнесите «Бисмиллях» и приступайте к еде.
Смысл: «О мой Аллах, я соблюдал пост ради Тебя и ради Тебя разговляюсь, утолена жажда, увлажнились кровеносные сосуды, и я получу вознаграждение, если есть на то воля Аллаха».
Восславьте Аллаха после еды. В хадисе говорится: «Если кто-либо после приема пищи скажет:
«Аль-хамду лилляхи-ллязи атамани хаза ва разаканихи мин гайри хавлин минни ва ля кувватин», то прощаются его предыдущие грехи» (Ат-Тирмизи).
Смысл: «Вся хвала Аллаху, Который дал мне во благо эту пищу и накормил меня без каких-либо усилий и возможностей с моей стороны».
В другой версии хадиса предлагается следующая молитва:
«Аль-хамду лилляхи-ллязи атамана ва сакана ва джааляна миналь-муслимина» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).
Смысл: «Вся хвала Аллаху, Который дал нам пищу и питье и сделал нас мусульманами».
Если вас пригласили на свадьбу или в гости, то следует прочитать эту молитву:
«Акаля таамакумуль-абрару ва афтара индакуму-ссаимуна ва саллят алайкумуль-маляикату»(Абу Давуд).
Смысл: «Да отведают вашу пищу лучшие, праведные люди, да разговятся у вас постящиеся, и да благословят вас ангелы».
В хадисе говорится: «Благодатью потребления пищи считается мытье рук до и после приема пищи» (Абу Давуд, ат-Тирмизи).
До начала и после еды следует тремя пальцами правой руки положить щепотку соли в рот.
Брать пищу следует только правой рукой. В хадисе говорится: «Вы ешьте и пейте правой рукой, также берите и отдавайте правой рукой, поистине, шайтан ест, пьет, берет и отдает только левой рукой» (ибн Маджа).
В хадисе, рассказанном Анасом, говорится: «Пророк (мир ему и благословение) повелел нам есть то, что в тарелке, до конца, и очистить тарелку. Он говорил: «Вы не знаете, какой кусок, какая часть пищи для вас во благо» (Ахмад, Муслим).
Если крошка хлеба или кусочек пищи упал на пол, то следует его подобрать, очистить и съесть.
Следует есть пищу маленькими кусками и тщательно пережевывать, ибо мы обязаны сохранять здоровье. Нежелательно во время еды дуть на нее, брать еду, находящуюся перед другими людьми, таким образом, вызывая к себе неприятное или брезгливое отношение.
Соблюдайте умеренность в еде. Нельзя есть много и бросаться на пищу жадно, но и отказываться от пищи, если чувствуете голод, не следует.
В хадисе говорится: «Человек не заполнит мешочка сквернее желудка, человеку достаточно несколько кусков пищи, чтобы он мог выпрямить спину, если этого недостаточно, то одну треть желудка следует заполнить пищей, другую треть – водой, и одну треть оставить для воздуха» (ибн Маджа, ат-Тирмизи).
Услышав этот хадис, некий врач-немусульманин сказал: «Ваш Пророк (мир ему и благословение) хочет лишить работы всех врачей».
Соблюдением этикета считается не приступать к еде до тех пор, пока все не подошли и не сели. Если те, которые сели за стол раньше, начнут сразу же есть, то уменьшится доля опоздавших. Ислам требует от нас заботиться о других, так как вера не считается совершенной, если мы не желаем своему брату по вере того же, чего желаем себе.
Ибн Аббас рассказал, что Пророк (мир ему и благословение) запретил смотреть на кусок, который ест брат по вере. Хозяину дома следует заботиться о гостях или есть с ними, не вставая из-за стола до тех пор, пока все не насытятся, а если придется встать, то следует просить прощения и говорить о причине отлучки.
Нарушением этикета считается просить у хозяина подать другую еду, к уже поданному блюду. Если гость болен и ему предписана определенная еда, а хозяин может подать ее, не выходя из дома, то гостю разрешается попросить об этом хозяина.
В хадисе говорится: «Когда Пророку (мир ему и благословение) предлагали выбрать одно из двух, он всегда выбирал более простой вариант, если в этом не было греха» (Аль-Бухари, ат- Тирмизи, ат-Табрани).
Однажды друзья посетили пророка Юнуса (мир ему), и он предложил хлеба и зелень, сказав: «Ешьте, если бы Аллах не проклял тех, кто обременяет себя, я бы обременил себя ради гостей».
Сидеть за трапезой следует скромно, без гордости, так, как позволяет человеку здоровье. Не следует есть, опираясь спиной или боком на что-либо, полулежа или лежа. «Я не ем в такой позе», – сказал Пророк (мир ему и благословение).
Во время еды можно вести спокойный, тихий и полезный разговор, можно шутить. Муавия положил перед сыном Али-асхаба, Хасаном вареную курицу. Хасан разделил ее на две части. Муавия пошутил: «Неужели между тобой и ее матерью была вражда, что так беспощадно разделил ее на две части?». Хасан ответил: «Неужели вы были так дружны с ее матерью, что так усердно заступаетесь за нее?».
Стеснительного человека, предлагая ему поесть, следует ободрить. Но следует помнить, что Пророк (мир ему и благословение) не повторял предложение более трех раз. Нельзя просить есть ради Аллаха – это не является почитанием.
Этикет приема пищи требует принятия приглашения поесть, как от богатого, так и от бедного. Это объединяет мусульман и усиливает любовь между ними.
Неприлично посещать людей во время еды или разговения, заранее выяснив время приема пищи.
На свадьбе или на званом ужине неприлично долго задерживаться, а после еды желательно встать и уйти, чтобы хозяевам осталось время навести дома порядок, помыть посуду, разложить все по местам, для того, чтобы домочадцы и те, кто обслуживал мероприятие, могли поесть.