аллах говорит просите у меня
Просите Аллаха, и Он вам ответит!
Всевышний в Коране говорит: «Вы просите Меня, и я отвечу Вашим мольбам» (сура «Гафир», аят 60).
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ
Этот аят нам поясняет, что мольба к Создателю не просто дозволена, но и желательна, ибо когда мы молим Аллаха о чём-либо, мы следуем Его же велению, ведь Он сам говорит нам «просите Меня». Это означает, что мольба есть один из видов поклонения, ибо поклонением является исполнение любого веления Творца. К сожалению, среди мусульман находятся такие, которые в силу своего невежества не просят Аллаха, стыдясь этого, мол Аллах ведь мне и так всё даёт и мне стыдно просить его о большем, чем Он мне дал. Однако так может сказать только невежа, поскольку Аллах любит, когда его просят. Потому что просящий демонстрирует свою немощность и нуждаемость в своём Создателе, выказывает таким образом своё рабство, низменность перед Аллахом и признаёт Его власть и господство!
الدعاء سلاح المؤمن وعماد الدين ونور السموات والأرض
Здесь будет уместным привести одну историю, в которой говорится, что некий человек увидел во сне, как Аллах спрашивает его. Он увидел во сне, что наступил Судный день, и что он спасся, и Аллах спрашивает его: «Знаешь ли ты, почему ты спасся, по какой причине?». Он отвечает: «Не знаю, о Аллах! Наверное, потому, что я молился, постился». Аллах ему говорит: «Намаз, что ты совершал – Я не принял, пост, что ты соблюдал – тоже не принял. Я не принял ничего из твоих деяний. Помнишь ли ты, в такую-то ночь, вы собрались на маджлис у некоего человека?». «Помню», – ответил он. «Там тебя попросили сделать дуа?». «Попросили», – ответил он. Его действительно просили делать дуа. «Эту твою мольбу Я тоже не принял», – сказал Аллах. «Когда в ту ночь на маджлисе ты делал дуа, все собравшиеся говорили «Амин!», и среди них был человек, мольбу, которого Я принял. И его «Амин!» на твою мольбу спасло тебя».
В целом о понятии и сущности мольбы можно прочитать в статье: «Как просить Всевышнего, чтобы мольба была принята». А в этом материале хочется обратить внимание на некоторые моменты:
1. Очень важно просить Всевышнего после обязательной молитвы, ибо дуа, совершённое в это время, принимается Аллахом. Доводом тому служит хадис, переданный от Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), который рассказал: «Пророка (мир ему и благословение) спросили: « О, Посланник Аллаха! Какое дуа самое слышимое (принимаемое)?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Дуа, посреди ночи, и дуа после каждой обязательной молитвы» (имам ат-Тирмизи в книге «Сунан»188 /5).
Некоторые под словом дуа понимают только поднятие руки, просьбы, и по своему невежеству, не читая азкаров (молитвы, которые читал Пророк (мир ему и благословение)), выбегают из мечетей, тогда как Пророк (мир ему и благословение) читал очень много разных азкаров. Авторитетный учёный Ислама имам ан-Навави сказал: «…очень много азкаров, которых читают после обязательных молитв…» (книга «аль-Азкар» имама ан-Навави).
2. Также крайне желательно делать дуа коллективно, как это делают последователи всех четырёх мазхабов, после всех азкаров. Одному верующему предоставляют слово для дуа, а остальные говорят: «Амин!», что означает «Ответь, Прими» доводом же является то, что рассказали сподвижники:
Хабиб ибн Масляма аль-Фихри (да будет доволен им Аллах), который считался тем, чьё дуа принималось Аллахом, сказал: «Я слышал, как и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда соберутся мусульмане и, кто-то из них будет делать дуа, а другие говорить: «Амин», то Аллах примет их мольбу» (ат-Табарани в книге «аль-Муджма аль-Кабир» №3536; Хайсам сказал: «цепочка передатчиков достоверная»; имам аш-Шавкани в книге «тухфату аз-Закирин»; имам Хаким сказал: «хадис с достоверным иснадом»).
В этом хадисе ясно и чётко Пророк (мир ему и благословение), сам сказал, что если один совершает дуа, а другие говорят: «Амин!», то Аллах принимает их дуа. Потому, что тот, кто делает дуа и тот, кто говорит «Амин», наравне перед Аллахом, ибо по сути оба просят у Аллаха. Такой вывод можно сделать из Корана, в котором говорится:
Когда, пророк Муса (мир ему) делал дуа, то Хаман говорил: «Амин», Аллах ответил им, как в Коране сказано: «Сказал (Аллах): Поистине, их (Мусы и Хамана) дуа принята» (сура «Юнус», аят89»).
قَالَ قَدْ أُجِيبَتْ دَعْوَتُكُمَا
В этом аяте видно, что Аллах не только принял дуа, но и посчитал их (Мусу и Харуна) обоих, совершающими дуа.
Также говорят, что Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару бин аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «Ты пришел на путь истины потому, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил: «Амин», когда я делал дуа». Даже аналогии (киясу) противоречат, те, кто отрицают, что коллективное дуа было во время Пророка (мир ему и благословение), как рассказали сподвижники:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда, имам (руководитель) говорит: «Амин!», то, и вы говорите «Амин!» ибо, если ваш «Амин!» совпадёт с «Амин!» ангелов, то прощаются ему предыдущие грехи» (имам аль-Бухари в его книге «Сахих» №609). В этом хадисе даётся понять, что если один, в данном случае имам, сказал «Амин», и другие также будут говорить «Амин», то при совпадении с ангелами прощаются их грехи.
Поэтому, когда кого-либо просят сделать дуа, он не должен отказываться и перепоручать это другому. Потому что делающими дуа считаются и те, кто говорят «Амин», и вдобавок к этому в Исламе есть одно основополагающее правило, суть которого заключается в том, чтобы в земных делах предпочитать других, а в ахиратских – прежде всего самого себя! А дуа несомненно является ахиратским делом, поскольку оно является одним из видов поклонения Всевышнему и поэтому не подобает отказываться от его совершения.
Еще одной важной сунной является просить в своих мольбах для своих братьев по вере. Такая желательность обусловлена тем, что во-первых, мольба, в которой просят за своих братьев по вере принимается Всевышним, а во-вторых, просящий получает подобное тому, что просит для своего брата по вере. Об этом говорится в одном из изречений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). «Когда мусульманин просит в своих мольбах за своего брата по вере в его отсутствии – его мольба бывает принимаемой Всевышним. И каждый раз, когда человек просит [благое] за своего брата по вере у его изголовья объявляется ангел, которому поручено Всевышним говорить «о Аллах, прими его мольбу» и дай ему подобное тому, что он просит для брата своего единоверца» («Канзуль-уммаль фи сунаниль-аквали валь-афъаль» № 3310).
دعاء المرء المسلم مستجاب لأخيه بظهر الغيب، عند رأسه ملك موكل به كلما دعا لأخيه بخير قال الملك آمين، ولك مثل ذلك
Пусть Всевышний примет мольбу каждого из нас и сделает нас из числа тех, кем Он доволен! Амин.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Просите Аллаха, и Он вам ответит!
Всевышний в Коране говорит: «Вы просите Меня, и я отвечу Вашим мольбам» (сура «Гафир», аят 60).
وَقَالَ رَبُّكُمُ ادْعُونِي أَسْتَجِبْ لَكُمْ
Этот аят нам поясняет, что мольба к Создателю не просто дозволена, но и желательна, ибо когда мы молим Аллаха о чём-либо, мы следуем Его же велению, ведь Он сам говорит нам «просите Меня». Это означает, что мольба есть один из видов поклонения, ибо поклонением является исполнение любого веления Творца. К сожалению, среди мусульман находятся такие, которые в силу своего невежества не просят Аллаха, стыдясь этого, мол Аллах ведь мне и так всё даёт и мне стыдно просить его о большем, чем Он мне дал. Однако так может сказать только невежда, поскольку Аллах любит, когда его просят. Потому что просящий демонстрирует свою немощность и нуждаемость в своём Создателе, выказывает таким образом своё рабство, низменность перед Аллахом и признаёт Его власть и господство!
الدعاء سلاح المؤمن وعماد الدين ونور السموات والأرض
Здесь будет уместным привести одну историю, в которой говорится, что некий человек увидел во сне, как Аллах спрашивает его. Он увидел во сне, что наступил Судный день, и что он спасся, и Аллах спрашивает его: «Знаешь ли ты, почему ты спасся, по какой причине?». Он отвечает: «Не знаю, о Аллах! Наверное, потому, что я молился, постился». Аллах ему говорит: «Намаз, что ты совершал – Я не принял, пост, что ты соблюдал – тоже не принял. Я не принял ничего из твоих деяний. Помнишь ли ты, в такую-то ночь, вы собрались на маджлис у некоего человека?». «Помню», – ответил он. «Там тебя попросили сделать дуа?». «Попросили», – ответил он. Его действительно просили делать дуа. «Эту твою мольбу Я тоже не принял», – сказал Аллах. «Когда в ту ночь на маджлисе ты делал дуа, все собравшиеся говорили «Амин!», и среди них был человек, мольбу, которого Я принял. И его «Амин!» на твою мольбу спасло тебя».
В целом о понятии и сущности мольбы можно прочитать в статье: «Как просить Всевышнего, чтобы мольба была принята». А в этом материале хочется обратить внимание на некоторые моменты:
1. Очень важно просить Всевышнего после обязательной молитвы, ибо дуа, совершённое в это время, принимается Аллахом. Доводом тому служит хадис, переданный от Абу Умама аль-Бахили (да будет доволен им Аллах), который рассказал: «Пророка (мир ему и благословение) спросили: « О, Посланник Аллаха! Какое дуа самое слышимое (принимаемое)?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Дуа, посреди ночи, и дуа после каждой обязательной молитвы» (имам ат-Тирмизи в книге «Сунан»188 /5).
Некоторые под словом дуа понимают только поднятие руки, просьбы, и по своему невежеству, не читая азкаров (молитвы, которые читал Пророк (мир ему и благословение)), выбегают из мечетей, тогда как Пророк (мир ему и благословение) читал очень много разных азкаров. Авторитетный учёный Ислама имам ан-Навави сказал: «…очень много азкаров, которых читают после обязательных молитв…» (книга «аль-Азкар» имама ан-Навави).
2. Также крайне желательно делать дуа коллективно, как это делают последователи всех четырёх мазхабов, после всех азкаров. Одному верующему предоставляют слово для дуа, а остальные говорят: «Амин!», что означает «Ответь, Прими» доводом же является то, что рассказали сподвижники:
Хабиб ибн Масляма аль-Фихри (да будет доволен им Аллах), который считался тем, чьё дуа принималось Аллахом, сказал: «Я слышал, как и Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда соберутся мусульмане и, кто-то из них будет делать дуа, а другие говорить: «Амин», то Аллах примет их мольбу» (ат-Табарани в книге «аль-Муджма аль-Кабир» №3536; Хайсам сказал: «цепочка передатчиков достоверная»; имам аш-Шавкани в книге «тухфату аз-Закирин»; имам Хаким сказал: «хадис с достоверным иснадом»).
В этом хадисе ясно и чётко Пророк (мир ему и благословение), сам сказал, что если один совершает дуа, а другие говорят: «Амин!», то Аллах принимает их дуа. Потому, что тот, кто делает дуа и тот, кто говорит «Амин», наравне перед Аллахом, ибо по сути оба просят у Аллаха. Такой вывод можно сделать из Корана, в котором говорится:
Когда, пророк Муса (мир ему) делал дуа, то Харун говорил: «Амин», Аллах ответил им, как в Коране сказано: «Сказал (Аллах): Поистине, их (Мусы и Харуна) мольба принята» (сура «Юнус», аят89»).
قَالَ قَدْ أُجِيبَتْ دَعْوَتُكُمَا
В этом аяте видно, что Аллах не только принял дуа, но и посчитал их (Мусу и Харуна) обоих, совершающими дуа.
Также говорят, что Пророк (мир ему и благословение) сказал Умару бин аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «Ты пришел на путь истины потому, что Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) говорил: «Амин», когда я делал дуа». Даже аналогии (киясу) противоречат, те, кто отрицают, что коллективное дуа было во время Пророка (мир ему и благословение), как рассказали сподвижники:
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сообщил, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда, имам (руководитель) говорит: «Амин!», то, и вы говорите «Амин!» ибо, если ваш «Амин!» совпадёт с «Амин!» ангелов, то прощаются ему предыдущие грехи» (имам аль-Бухари в его книге «Сахих» №609). В этом хадисе даётся понять, что если один, в данном случае имам, сказал «Амин», и другие также будут говорить «Амин», то при совпадении с ангелами прощаются их грехи.
Поэтому, когда кого-либо просят сделать дуа, он не должен отказываться и перепоручать это другому. Потому что делающими дуа считаются и те, кто говорят «Амин», и вдобавок к этому в Исламе есть одно основополагающее правило, суть которого заключается в том, чтобы в земных делах предпочитать других, а в ахиратских – прежде всего самого себя! А дуа несомненно является ахиратским делом, поскольку оно является одним из видов поклонения Всевышнему и поэтому не подобает отказываться от его совершения.
Еще одной важной сунной является просить в своих мольбах для своих братьев по вере. Такая желательность обусловлена тем, что во-первых, мольба, в которой просят за своих братьев по вере принимается Всевышним, а во-вторых, просящий получает подобное тому, что просит для своего брата по вере. Об этом говорится в одном из изречений Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). «Когда мусульманин просит в своих мольбах за своего брата по вере в его отсутствии – его мольба бывает принимаемой Всевышним. И каждый раз, когда человек просит за своего брата по вере у его изголовья объявляется ангел, которому поручено Всевышним говорить «о Аллах, прими его мольбу» и дай ему подобное тому, что он просит для брата своего единоверца» («Канзуль-уммаль фи сунаниль-аквали валь-афъаль» № 3310).
دعاء المرء المسلم مستجاب لأخيه بظهر الغيب، عند رأسه ملك موكل به كلما دعا لأخيه بخير قال الملك آمين، ولك مثل ذلك
Пусть Всевышний примет мольбу каждого из нас и сделает нас из числа тех, кем Он доволен! Амин.
Аллах говорит просите у меня
Почему мы иногда не получаем ответа на свои дуа?
Статья обьясняющая типы дуа и причину, по которым мы иногда не получаем ответ
Показать полностью.
Сказал имам Ибн аль-Каййим:
«Точно также и дуа, являестся одной из самых сильных причин в отталкивании неприятного, и притяжении требуемого.
Однако влияние этой причины может задержаться
И это либо по причине слабости в самом дуа – как например, человек делает какое то дуа, которое не любит Аллах, так как в нем просьба о несправедливости и враждебности к кому то
Либо же по причине слабости сердца при совершении дуа, и того что сердце не обращается к Аллаху и не сосредотачивается на этом во время дуа, и это будет подобно непрочному луку – стрела вылетает из него очень слабо
Либо же по причине препятствия для его принятия – как например поедание запретной пищи, или же тому, что грехи окружили сердце, или же беспечность, страсти, пустые игры одолели сердце.
И пришло в «Мустадраке» аль Хакима от Абу Хурейры, что Пророк мир ему сказал: «Взывайте к Аллаху, будучи уверенными в ответе, и знайте, что Аллах не принимает дуа от беспечного играющего сердца»
И это – полезное лекарство, устраняющее болезнь – однако беспечность сердца от поминания Аллаха аннулирует его силу, точно также, как поедание запретного аннулирует и ослабляет его силу – как пришло в «Сахихе» Муслима от Абу Хурейры, что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха, мир ему: «О люди! Воистину Аллах прекрасен, и не принимает ничего кроме прекрасного! И Аллах приказал верующим то же, что приказал Посланникам, сказав: «О Посланники! Ешьте из благого, и совершайте праведные деяния, а я ведаю о том, что вы делаете» (Аль-Му’минун, 51), и сказал: «О те которые уверовали! Ешьте из благого, которым мы вас наделили» (Аль Бакара, 172)». И затем упомянул: «Человека, который был долго в пути, и весь в пыли, растепан, протягивает свои ладони к небесам и говорит: «О Господь, о Господь», в то время как его питье, еда и одежда из харама, так как же будет отвечено такому?»
И передал Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль в дополнениях к книге его отца «Аз Зухд» что сынов Исраиля постигло несчастье, и они собрались в одно место и стали делать дуа, и Аллах ниспослал их Пророку: «Вы собрались в этой долине с нечистыми телами, и протягивайте ко мне руки, которыми проливали кровь, и которыми заполнили ваши дома харамом, а теперь, когда стал силен мой Гнев на вас – вы лишь отдалитесь от меня!»
Источник: «Аль Джаваб аль Кафи»
Был спрошен имам Ибн Кутейба ад Динури (213-276 г.х.): «Аллах сказал: «Если ты будешь спрашивать обо Мне, то Я близок, и отвечаю на мольбы молящего, когда он взывает ко мне. Так молите же Меня, и веруйте в Меня, и вы пойдете верным путем» (Аль Бакара, 186). И в то же время, иногда можно видеть как человек искренне и усердно взывает, но нет ответа»
Имам ответил: «То, в чем я убежден – что Аллах не имел ввиду здесь, что Он ответил на абсолютно любое дуа каждого взывающего.
Ведь если бы на каждое дуа отвечалось – то никто бы не умер, и никто бы не состарился, и не заболел, и никого не постигло бы несчастье – а наш мир не был заложен для этого
Однако Аллах имел ввилу: «Я отвечу на дуа тех, кому пожелаю ответить, и кому предопределил получить то, о чем он взывает». И подкрепляет это аят: «Однако к Нему взывайте, и Он откроет вам то, о чем вы взываете, если пожелает» (Аль-Ан’ам, 41)
И дуа есть трёх видов:
1. Дуа о вещах, которые и так случатся, и наше дуа о них не увеличит их и не уменьшит – подобно нашему салавату на Пророков и Посланников, и приближенных ангелов – они уже благословлены
И также нашей просьбе о прощении грехов верующим мужчинам и женщинам которым они уже прощены, и наше проклятие иудеям, которые уже прокляты, и наше дуа о мучении Ада для наших мертвых врагов, а они уже мучаются. И эти вещи – наши дуа не изменяют в них ничего, однако мы поклоняемся Аллаху посредством этих дуа, точно также как поклоняемся Ему посредством моливы, поста, хаджжа, и подобного этому.
3. Дуа о здоровье и благополучии, безопасности и довольстве, избавлении от бедствий, и подобном этому – ответ на которые заложен в устройство этого мира
И Аллах отвечает из этих дуа на то, на что пожелает, и кому пожелает – и не отвечает, кому пожелает – либо ради блага, которое лучше для просящего чем то, о чем он просит, либо же по причине греха, которым просящий заслужил лишения ответа»
Источник: «Аль-Масаиль уаль Аджвиба», 266-267
Сказал Ибрахим аль-Баджури (да простит его Аллах): «Ученые сказали, что на все мольбы дается ответ, однако проявляется это по-разному: иногда человеку дается то, что он попросил, иногда дается нечто лучшее, иногда ответ дается сразу, иногда чуть позже. Или же ответом служит та награда, которую получает человек за совершенную им мольбу, ведь Господь говорит (примерный перевод): «Взывайте ко Мне, и я отвечу вам»».
См.: «Хашия аля шарх ибн Касим» 1/39.
Почему же ду’а (мольба) человека иногда остается без ответа?
Вопрос: Аллах говорит: “И сказал ваш Господь: “Зовите Меня, Я отвечу вам”. (Сура Гафир, 40:60)
Почему же ду’а (мольба) человека иногда остается без ответа?
Показать полностью.
Ответ: Вся хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, его семейству и его сподвижникам. Я прошу Аллаха даровать способность быть правильным в вере, речи и действиях, мне и для моим братьям.
Аллах говорит:
И сказал ваш Господь: “Зовите Меня, Я отвечу вам; поистине, которые превозносятся над поклонением Мне – войдут они в геенну на вечное пребывание!”Сура Гафир 40:60
Вопрошающий говорит, что он делал ду’а (мольба, взывание) Аллаху, Всемогущему и Великому, но на нее не ответил Аллах. Поэтому он сомневается в понимании этого благородного аята, в котором Аллах обещает ответить тому, кто взывает к Нему, и, поистине, Аллах Совершенный никогда не нарушает Своего обещания.
Разъяснение этого состоит в том, что существуют определенные условия, которые должны быть выполнены, чтобы на мольбу был получен ответ.
Эти условия:
Во-первых: Искренность пред Аллахом, Всемогущим и Великим. Нужно быть искренним в своем ду’а, чтобы человек обратился к Аллаху, свободному от всякого несовершенства, со внимательным сердцем, будучи правдивым в своем обращении к Нему, зная, что Аллах Совершенный и Всевышний – способен ответить на мольбу, и, надеясь, что на мольбу будет получен ответ.
Во-вторых: Во время мольбы, взывающий должен чувствовать, что он нуждается в Аллахе, Совершенном и Всевышнем, в крайней нужде; и что только один Аллах отвечает на мольбу того, кто в бедствии и Он – единственный, кто удаляет зло.
В-третьих: Тот, кто взывает с мольбой должен воздержаться от харам (запретных) дел, поскольку эти дела подобны преграде между человеком и его мольбой, на которую отвечают. Это устанавливается в достоверном хадисе от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: “Поистине, Аллах Всевышний – благ и принимает только благое”. Аллах повелел верующим делать то, что Он повелевал посланниками. Аллах Всевышний сказал:
O посланники, ешьте приятное и творите благое… Сура Аль-му’минун, 3:51
Эти факторы:
[1]: Воздевание рук к небу, обращаясь к Аллаху, Всемогущему и Великому, так как Аллах – превыше небес, превыше Своего ‘арша (трон). Воздевание рук к Аллаху, Всемогущему и Великому – среди причин того, что на мольбу будет дан ответ, как это указывается в повествовании от Пророка (мир ему и благословение Аллаха): “Поистине, ваш Господь – Живой, Великодушный. Он чувствует стеснение, когда Его раб поднимает свои руки к Нему, взывая к Нему, чтобы возвратить их пустыми, без ничего” [Сахих: передано Ахмадом, 5/438, и Абу Даудом, № 1488. Заверено Аль-хафизом Ибн Хаджар в Фатху-ль-Бари, 11/143].
[2]: Этот человек призывал Аллаха Всевышнего, используя имя Ар-Рабб (Господь). Поиск тавассуль (средство приближения к Аллаху) при помощи этого имени также считается одной из причин того, что на мольбу будет дан ответ. Так как Ар-Рабб – Творец, Владыка, Управитель всех дел и господство над небесами и землей находится в Его Руках. Поэтому вы найдете, что большинство взываний, упомянутых в благородном Коране, обращены посредством этого имени.
Господи наш! Мы слышали взывающего, который звал к вере: “Уверуйте в Господа вашего!” И мы уверовали. Господи наш! Прости же нам наши грехи и очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас c праведниками. Господи наш! И даруй нам то, что Ты обещал через Своих посланников, и не посрами нас в день воскресения. Ведь Ты не нарушаешь обещания”. И ответил им Господь их: “Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей – ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других”. Сура Али ‘Имран 3:193-195
Тавассуль посредством этого имени – одна из причин того, что мольбу не останется без ответа.
[3]: Этот человек – путешественник, а путешествие – частая причина того, что на мольбу будет дан ответ, потому что человек в походе чувствует более сильную нужду в Аллахе, Всемогущем и Великом, чем когда он находится дома со своим семейством. Он был запылен и растрепан, ощущая себя ничтожным, как если бы самым важным для него была мольба к Аллаху и взывание к нему, в любом состоянии, хоть запыленным и растрепанным, хоть в облегчении и безукоризненной чистоте. Запыленность и растрепанность также могут быть причиной, как упомянуто в хадисе, приписываемом Пророку (мир ему и благословение Аллаха), в котором он сказал: “Поистине, Аллах гордится перед обитателями небес за людей, стоящих в ‘Арафа, говоря: “Смотрите на Моих рабов, которые пришли ко Мне запыленные и растрепанные”[Сахих: передано Ибн Хиббаном, № 1006, от Абдуллы ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах). Заверено Аль-Албани в Сахиху-ль-Джами’, № 1868]. Однако, эти факторы не привели ни к чему, потому что пища, питье и одеяние этого человека – харам. Потому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Как же он получит ответ!”
Поэтому, если эти условия не соблюдены, то вопрос о мольбе, на которую может быть получен ответ, отдаляется. Однако, если условия соблюдены, а молящему все же не отвечают, то это из мудрости Аллаха. Аллах, Всемогущий и Великий, знает, а молящий не знает то, в чем состоит эта мудрость; и возможно, вы любите вещь, а она – зло для вас.
Когда эти условия соблюдены и молящий не получил ответа, тогда либо он был защищен от зла, которое больше того, чем то, о чем он просил, либо Аллах сохранит просимое для него до Дня Воскрешения, и он тогда получит великую награду. Это потому что тот, кто обращается с призывом к одному Аллаху, соблюдая условия и не получает ответа, а скорее бывает сохранен от большего зла, – находится в положении соблюдшего необходимые причины и все же оставшегося без ответа, и потому получает двойную награду. Одна награда за обращение с мольбой, а другая награда за то, что он перенес испытание тем, что не получил ответа. Поэтому то, что больше и более совершенно сохранено для него Аллахом, Всемогущим и Великим.
Также важно, чтобы молящий не выражал неудовлетворенность, если на его мольбу не получено очевидного ответа, потому что это само по себе – причина отвержения его мольбы. Поскольку Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “На мольбы раба продолжают отвечать до тех пор, пока он не просит о чем-то греховном или разрывает родственные связи, и пока не становится нетерпеливым”. Было сказано: “Как человек становится нетерпеливым, о посланник Аллаха?” Он сказал: “Он говорит: “Я молил, я молил, и все-таки не получил ответа”[Передано Аль-Бухари, 11/140, и Муслимом, № 2735, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах)]. Следовательно он отчаялся и отказался от мольбы. Поэтому не приличествует, чтобы молящий стал нетерпеливым, ожидая ответа, затем разочаровался и отчаялся, и таким образом отказался от мольбы. Напротив, нужно взывать к Аллаху, так как всякая мольба, с которой вы обращаетесь к Аллаху – акт поклонения, который приближает вас к Нему и увеличивает вашу награду.
Поэтому, мой брат, ты должен обращаться с мольбой (ду’а) во всех делах, будь это общие или частные, в тяготе или в легкости. И если это была та мольба, которая является только средством поклонения Аллаху, свободному от всякого несовершенства, Всевышнему, тогда ее будет достаточно. Наилучшее, чтобы человек усердствовал в мольбе, и Аллах дарует успех и способность”.
Мухаммад ибн Салих Аль-’Усаймин (Рахимаху Ллах)
Аль-Истикама
Маджму’у-ль-фатава уа-р-раса’иль, № 155
Не паникуйте, если ваши дуа остаются без ответа
Я бы хотел задать вам вопрос и я надеюсь вы найдете время, чтобы ответить мне. Я обычный мусульманин, у меня нет сильного имана или слабого имана, я выполняю обязательное с некоторыми недостатками – я надеюсь, что Аллах простит меня – и я совершаю кое-что из Сунны.
Показать полностью. Я верю в божественную волю и предопределение, как в хорошее, так и плохое. Около семи лет назад я пострадал от большего горя из-за беды- я не хочу вас утруждать этим. Но я хочу признаться откровенно, что сначала я был в панике и был полон отчания, но приблизительно после года, Аллах направил меня и хорошие люди указали мне на то, что в этом было и что-то хорошее по воле Аллаха. Они сказали, что эте беда случилась со мной либо из-за греха, который я совершил, либо это было испытанием от Аллаха. Они посоветовали мне взывать к Аллаху (дуа) и просить у Него прощения, просить из Его щедрости и стараться приблизиться к Нему посредством Его прекрасных имен и совершенных качеств, совершать много добрых дел и что по воле Аллаха мои дуа никогда не будет отвергнуто и что Аллах ответил на мои молитвы. Я выполнял все это, хотя не могу сказать, что все было выполнено идеально, но я делал, все, что мог. Я делал много дуа и совершал много хороших дел, и я покаялся искренне перед Аллахом за все свои грехи, и я просил Аллах рассеять мою печаль и беспокойство. Я просил Аллаха, чтобы он направил меня (истихара) до того, как совершать что-либо, чтобы Аллах сделал мои дела прямыми, но после всего этого моя печаль и беспокойство только увеличились, а бедствия и горе усилились. Все вещи, о которых я молился в истихаре провалились и принесли мне проблемы. Все двери закрылись перед моим лицом. Аллах запретил жаловаться на Него, скорее я должен жаловаться на свою печаль и горе Аллаху. Но я хочу знать почему Аллах не ответил мне? И почему я не преуспел в мирских делах, хотя я сделал все необходимое и доверился Аллаху, я не совершал ни одного дела, не совершив истихару до этого, а Аллах помогает кяфиру в его мирских делах, если он совершает все необходимое. Я не ем запретное и не намериваюсь причинить кому-либо зло, я молюсь за всех, чтобы Аллах всех вел прямым путем. Я слышал, как один Шейх рассказывал историю о Фараоне и он сказал, что Аллах сказал Мусе : “Клянусь Моим Мощью и Величеством, если бы он попросил меня спасти Его, то Я бы спас его”. Некоторые вопросы начали появляться в моей глове. Я менее значим для Аллаха, чем этот Фараон, хотя я не совершил таких грехов, как он? Если дело не в этом, то почему Аллах испытывает меня, хотя у меня нет сильной веры? Если дело в моих грехах, то я раскаляся во всех грехах и я делал много дуа. Если Аллах хочет повысить мой статус в Раю, то как это может быть, раз Аллах знает, что я не способен вынести эти испытания. Много вопросов крутятся в моей голове и мучают меня, а я не могу найти ответ. В действительности моя решимость начала рассеиваться, а моя вера уже слабеет, все в этом мире терзает меня. Я больше не могу нести это бремя. Это длится слишком долго и я полон отчаяния и сомнения подкардываются в мое сердце. Если бы Аллах не запретил самоубийство, то я бы совершил его и дал себе паузу. Я извиняюсь, что вопрос получился таким длинным.
Вся хвала принадлежит Аллаху.
Во-перых,
Мы просим Аллаха принять ваше покаяние и простить ваш грех и помочь вам совершать то, что Он любит и то, чем Он доволен.
Во-вторых,
Несомненно, есть ошибка в вашем понимании сущности дуа, ответа на него и бедствий. Тот факт, что вы страдаете – это естественно, если у вас нет должного понимания таких вещей. Мы сочувствуем вам и чувствуем вашу боль. Мы надеемся, что вы обратите внимание на то, что мы попытаемся объяснить вам и последуете этому. По вашему письму мы видим, что вы готовы принять то, что мы сообщим вам и это побудило нас ответить вам и сообщить вам, что будет хорошим для вас в этом мире и в Последней Жизни.
В-третьих,
Многие люди думают, что все что им нужно сделать-это заявить о своем раскаивании Господу, что тут же им станет легче и они избавятся от проблемы, и богатство придет к ним и они будут жить роскошной жизнью! Однако это не так. А наоборот, есть проверка и испытание покаяния человека: искреннее оно или нет? Ради Аллаха оно или нет? Все это означает, что он столкнется с новым испытанием.
На самом деле, цель и мудрость этой жизни-это то, что она является проверкой и испытанием.
Аллах говорит (интерпретация смысла):
“Мы создали человека из смешанной капли, подвергая его испытанию, и сделали его слышащим и зрячим”
[аль-Инсан 76:2]
Если он понимает это, то он должен отдать свое сердце Аллаху и принять это, но если он не понимает, тогда он не сможет покориться в сердце Аллаху, даже если внешне кажется, что он сделал это. Было передано, что один из саляфов сказал: “Если бы короли и сыновья королей узнали бы какую радость мы испытываем, то они боролись с нами за это своими мечами”. О какой радости может идти речь? Это радость сердца, в котором имеется вера в Господа, Слава Ему, и радость в послушании Ему, и счастье в приближении к Нему, даже если надо пройти через трудности. Вот чем измеряется хорошая жизнь, как об этом сообщает Аллах в Своей Священной Книге, где он говорит (интерпретация смысла):
“Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали”
[Ан-Нахль 16:97]
Шейх `Абд Ар-Рахман Ас-Са`ади (да помилует его Аллах) сказал:
“Того, кто объединяет в себе веру и хорошие дела “Мы непременно одарим прекрасной жизнью”, даруя ему спокойствие в сердце и в мыслях, и делая так, чтобы он не обращал внимания на то, что может потревожить его сердце. Аллах одарит его чистым пропитанием оттуда, откуда он даже не ожидает и ” вознаградим за лучшее из того, что они совершали”, то есть всеми видами удовольствий, такими, каких не видовал взор, не слышали уши и о чем даже не помышляла человеческая душа. Аллах вознаградит его прекрасным образом как при жизни не земле, так и после смерти”
(Тафсир Ас-Са`ади, стр 448)
Что касается остальных, таких как кяфиры и грешники, то послушайте, что говорит о них Аллах (интепретация смысла):
“А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым».
[Ta-Хa 20:124]
Ибн Кясир (да помилует его Аллах) говорит:
“А кто отвернется от Моего Напоминания” имеется ввиду пойдет против Мего Веления и того, что я ниспослал Моему Посланнику, и отворачивается от него, и игнорирует его, и следует чему-то другому, а не этому руководству “того ожидает тяжкая жизнь”, то есть в этом мире у него не будет спокойствия в сердце и в мыслях, скорее он будет пребывать в состоянии тревоги из-за неправильного руководства, даже если он внешне живет роскошной жизнью, ест, что хочет, носит, что хочет, живет, как хочет. Но пока в его сердце нет твердой веры и он не следует прямым путем, то он будет пребывать в состоянии тревоги и замешательста и сомнения, и он останется в сомнении и замешательстве. Это часть тяжкой жизни”
Тафсир Ибн Кясир (5/322, 323)
Разумно и мудро ли это, отказываться от того, что Аллах дал вам из разного вида поклонения и почтил верой в это, потому что вы обмануты беззаботностью и изобилием пропитания, которыми наслаждается кяфир в этом мире?
“Неужели они думают, что Мы поддерживаем их богатством и сыновьями,
потому что спешим одарить их благами? О нет! Однако они не ощущают этого!”
[аль-Му’минун 23:55-56]
Более того, вы игнорируете ясное доказательство в Книге Аллаха и в Сунее Его Посланника о положении дуа, его великом значении, и причин, из-за которых на дуа дается ответ, вы же сфокусировались на фразе “Клянусь Моим Мощью и Величеством, если бы он попросил меня спасти Его, то Я бы спас его”, которая более схожа со словами тех, кто передает истории и сообщения о Сынах Израиля.
Даже если мы предположим, что это достоверно, является ли легкое получение того, чего хочет человек из хорошей жизни и изобилие пропитания знаком того, что Господь принял его?
Аллах говорит (интерпретация смысла):
Когда Господь испытывает человека, оказывая ему милость и одаряя его благами, тот говорит: «Господь мой почтил меня!».
Когда же Он испытывает его, ограничивая его в пропитании, тот говорит: «Господь мой унизил меня!».
Но нет! Вы же сами не почитаете сироту,
не побуждаете друг друга кормить бедняка,
жадно (или целиком) пожираете наследство
и страстно любите богатство.
Но нет! Когда земля разобьется и превратится в песок.
и твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами,
в тот день приведут Геенну, и тогда человек помянет назидание. Но к чему такое поминание?
Он скажет: «Эх, если бы я заранее позаботился о своей жизни!».
В тот день никто не причинит таких мучений, как Он,
и никто не наложит таких оков, как Он.
[аль-Фаджр 89:15-26]
Даже если мы предположим, что эти блага пришли к нему после многих дуа, означает ли это, что этот человек, кого принимает и кем доволен Аллах?
“Он — Тот, Кто предоставил вам возможность путешествовать по суше и по морю. Вы путешествуете на кораблях, плывущих вместе с ними при благоприятном ветре, которому они рады. Но вдруг подует ураганный ветер, и волны подступят к ним со всех сторон. Они решат, что они окружены, и станут взывать к Аллаху, очищая перед Ним веру: «Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!».
Когда же Он спасает их, они бесчинствуют на земле без всякого права на то. О люди! Ваши бесчинства обернутся против вас самих. Это — преходящее наслаждение мирской жизнью. Потом Вы возвратитесь к Нам, и Мы поведаем вам о том, что вы совершали”
[Йунус 10:22-23]
Шейх `Абд Ар-Рахман Ас-Са`ади (да помилует его Аллах) сказал:
“Когда они поняли, что обречены на неудачу, тогда они прерывают все связи с творениями и они понимают, что никто не может спасти их от такого бедственного положения, кроме одного Аллаха, поэтому они взывают к нему, очищают свою веру только перед Ним и обещают придерживаться этого. Они говорят «Если Ты спасешь нас отсюда, то мы будем одними из благодарных!», но “когда же Он спасает их, они бесчинствуют на земле без всякого права на то”, то есть они забывают об этой беде, молитвах и о том, чем они обязали себя и они придают сотоварищей Аллаху, хотя им прекрасно известно, что только Он способен избавить их от бедствих и напастей. Почему же они не искренны к Аллаху в благодентсвии, как они были искренны к Ему в беде?!
Но они вкусят последствия своего бесчинства, поэтому Аллах говорит: “Ваши бесчинства обернутся против вас самих. Это — преходящее наслаждение мирской жизнью”, то есть все, о чем вы мечтатет, творя бесчинства и отворачиваясь от Аллаха, это добиться каких-то мирских целей, которые скоро закончатся и вы оставите их позади себя. “Потом Вы возвратитесь к Нам, и Мы поведаем вам о том, что вы совершали”. Это окончательное предупреждение им для того, чтобы они перестали делать то, в чем упорствуют”
Тафсир АС-Са`ади (361)
Подумайте о значении слов Аллаха (интерпретация смысла):
“Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем. А потом Мы предоставим ему Геенну, где он будет гореть презренным и отверженным.
А если кто возлюбит Последнюю жизнь и устремится к ней надлежащим образом, будучи верующим, то его старания будут отблагодарены.
Каждого из тех и других Мы наделяем дарами твоего Господа, и дары Его не являются запрещенными.
Посмотри, как одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Но Последняя жизнь, несомненно, выше по достоинству и преимуществу”
[Аль-Исра’ 17:18-21]