ахматова здесь все меня переживет ахматова

Анна Ахматова Приморский сонет

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда.

Там средь стволов еще светлее,
И всех походе на аллею
У царскосельского пруда.
1958 Комарово

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Приморский сонет

Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.

И голос вечности зовёт
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье лёгкий месяц льёт.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…

Там средь стволов ещё светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова

Статьи раздела литература

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.

Источник

Анна Ахматова — Приморский сонет: Стих

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней.
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…

Там средь стволов еще светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.

Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматовой

Тема конечности жизни, завершения земного пути, смерти — одна из вечных тем искусства. О смерти размышляют все, в особенности писатели и поэты. И для каждого она означает что-то свое: кто-то боится смерти, кто-то спокойно следит за ее приближением, а кто-то даже ждет, устав от земных страстей, в надежде на вечный покой в ином мире.

А есть ощущение величия происходящего, по сравнению с которым все земные переживания кажутся незначительными: «И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней». Вечность — понятие, которое неподвластно человеческому разуму. Ее нельзя ни увидеть, ни постичь, а значит, незачем беспокоиться о ней. И героиня отвечает на этот зов, принимает все безусловно, не пытаясь ни противостоять грядущему, ни приблизиться к нему. Покорность, которая не выглядит слабостью, а выглядит мудростью.

Испытания, лишения и беды заканчиваются вместе с жизнью. Предстоящая «дорога не скажу куда» не кажется трудной, поскольку все трудное уже позади. Бояться ее не нужно, но пройти по ней придется. И героине хочется видеть эту дорогу как нечто дорогое сердцу, любимое и близкое — как аллею у царскосельского пруда. Как известно, в Царском Селе Ахматова провела юность и была счастлива. И, наверное, хотела бы вновь почувствовать себя такой, какой была когда-то там. Кто знает, может быть, предстоящий путь может вернуть утраченное? Может быть, начало жизни и ее завершение связаны гораздо теснее, чем кажется на первый взгляд?

Подобное отношение к смерти — безусловное принятие ее как данности — кажется наиболее достойным и правильным. И, несомненно, требующим мудрости. Ахматова написала «Приморский сонет», будучи уже немолодой — ей было 69 лет. Она прожила трудную жизнь, полную потерь и боли. И все же нашла в себе силы переосмыслить все произошедшее с ней и сейчас говорить о пугающем вот так — просто, без страха, со спокойной уверенностью в том, что все должно быть именно так.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Метки

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Приложения

Рубрики

Статистика

Здесь всё меня переживет / Комарово,Анна Ахматова,Комаровский некрополь.

Комарово – это совершенно уникальное место.

Конечно, были места, где жили писатели, например, Переделкино, но чтобы в одном месте сошлись и Шостакович, и Соловьев-Седой, и Черкасов, и Евгений Лебедев, и Товстоногов, и Козинцев, и Лихачев, и Евгений Шварц, и Ахматова, и Бродский… Писатели, поэты, ученые, музыканты, артисты, художники, прославившие нашу культуру. Они жили здесь, приезжали сюда. Это не просто дачное место, это что-то, связанное с их биографией, с их творчеством, со всей их жизнью. И вдохновение, и утешение. Это место, где люди любили встречаться, дружили, общались, спорили…

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова

Комарово – это единственный своего рода заповедник, вокруг которого собралось все лучшее, что было в Ленинграде в советской науке и культуре.

В поселке расположены дома творчества писателей и театральных деятелей, дачи Литфонда и театрального общества. К середине 50-х годов из разрушенного войной, он превратился в уютный и ухоженный дачный поселок, в котором отдыхала ленинградская (и не только) творческая интеллигенция. В разное время здесь жили или бывали А. Ахматова, Ю. Герман, Д. Шостакович, В. Панова, Ф. Абрамов, И. Ефремов, В. Соловьев-Седой, И. Бродский, А. Прокофьев, Г. Козинцев, И. Хейфиц и многие др.

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова
Дом творчества писателей «Комарово».

Писатели обожали свой Дом творчества, несмотря на то, что по комфорту он напоминал провинциальную гостиницу не самого высокого пошиба. Но зато у каждого был свой отдельный номер…

Машинки стрекотали с утра и до обеда. Жители поселка, проходя мимо, автоматически понижали голос: «Авторы творят!». Жизнь в Комарово текла размеренно и спокойно. Летом катались на велосипедах. Зимой — на финских санях. Ходили друг к другу в гости. Ставили домашние спектакли. И вовсю наблюдали за жизнью известных соседей. Благо, никто тогда не строил сплошных заборов. Вся жизнь ученых и артистов была как на ладони.

Недалеко от железной дороги в санатории часто отдыхала и гениальная актриса Фаина Раневская. На вопрос: «Как вы себя чувствуете?» отвечала: «Как Анна Каренина!».

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова
Дача Матильды Кшесинской

В 1955 году, когда стихи Ахматовой вновь стали появляться в печати, Литфонд предоставил ей в Комарове, в переулке Осипенко, 3, маленький домик, который она сама называла «Будкой». Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты, называвшие себя «волшебным хором»: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова
«Зеленая будка»

Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.

И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда.

Там средь стволов еще светлее,
И всех похоже на аллею
У царскосельского пруда.
1958 Комарово

Сегодня Комарово в значительной мере утратило тот «академический» облик, что был в 50-60-е годы. Многие дачи перешли к наследникам знаменитых хозяев, а то и вовсе к людям, далёким от науки и культуры. Кое-где вырастают «новорусские» особняки. Символами новой жизни стали устремившаяся в небо антенна сотовой связи возле станции и ресторан на берегу.

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова

Похоронили Ахматову 10 марта 1966 года на комаровском кладбище, в окружении сосен и сказочной тишины.

Начиная с 1950-х годов на Комаровском кладбище наряду с местными жителями хоронят известнейших учёных, деятелей литературы и искусства — элиту интеллигенции (более 200 захоронений).
Так образовался «Комаровский некрополь».

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова
Панова Вера Фёдоровна — писательница

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова
российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН
Первый Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1993).

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова
Хейфиц, Иосиф Ефимович — выдающийся советский кинорежиссёр, народный артист СССР

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова
Калмановский Евгений Соломонович 1927-1996 Театральный критик, драматург

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова
Баснер Вениамин Ефимович 1925—1996 — советский и российский композитор

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова
Кошеверова Надежда Николаевна — кинорежиссёр-сказочник

ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть фото ахматова здесь все меня переживет ахматова. Смотреть картинку ахматова здесь все меня переживет ахматова. Картинка про ахматова здесь все меня переживет ахматова. Фото ахматова здесь все меня переживет ахматова
Курёхин Сергей Анатольевич 1954—1996 — советский и российский музыкант, композитор, лидер музыкальной группы «Поп-механика»;

Источник

Черных В. А.: «Дорога не скажу куда…» (Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Приморский сонет»)

«Дорога не скажу куда…»
(Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Приморский сонет»)

Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни,
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.

И голос вечности зовёт
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льёт.

И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда …

Там средь стволов еще светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Комарово
1958

Образ смерти замещен в «Приморском сонете» образом ВЕЧНОСТИ.

Таков философский, экзистенциальный смысл этого короткого стихотворения. С поразительным лаконизмом он высказан уже в первом стихе: «Здесь всё меня переживёт». Весь остальной текст является развитием этого тезиса. Все четыре слова, из которых состоит этот стих, несут колоссальную смысловую нагрузку, притом, что в нём отсутствует существительное, а одно за другим следуют наречие и два местоимения. О значении наречия ЗДЕСЬ мы уже говорили. Местоимение-подлежащее ВСЁ означает в данном контексте не больше и не меньше, как все вещи, предметы, явления природы, наполняющие покидаемый земной мир.

а также хрестоматийно известные строки Пушкина:

. Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,

Одним из доминирующих мотивов в поэтическом творчестве Ахматовой является мотив ДОРОГИ3. Нередко это слово означает дорогу к смерти: «Я гощу у смерти белой / По дороге в тьму. » (91; 1915 г.); «Мне снится, что меня ведет палач / По голубым предутренним дорогам. » (139; 1913 г.). Но только в данном стихотворении слово ДОРОГА употреблено в такой необычной синтаксической конструкции: «Дорога не скажу куда». Ахматова применяет здесь фигуру умолчания, не желая прямо сказать, куда ведет эта дорога. Вместе с тем этот оборот удивителен в стилистическом плане. Подчеркнуто разговорный, он резко контрастирует с глубоким философским содержанием стихотворения.

В «Приморском сонете» немногие слова, принадлежащие к «высокой» лексике (свершивший, вечность, неодолимость), сочетаются с обыденной лексикой, порой стоящей на грани литературной нормы (СКВОРЕШНИ вместо литературного СКВОРЕЧНИКИ). Никем из живых не пройденную дорогу к смерти Ахматова уподобляет с детства знакомой аллее у царскосельского пруда. Именно эти смысловые, лексические и синтаксические контрасты лишают тему смерти присущего ей трагизма, подчеркивают её обыденность и вместе с тем усиливают ощущение необычности, новизны «Приморского сонета».

его из четырнадцати стихотворных строк, разбитых на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Катрены пронизывались, как правило, двумя сквозными четверными, попеременно мужскими и женскими рифмами. Рифмовка в катренах могла быть как опоясывающей (abba, abba или abba, baab), так и перекрестной (abab, abab или abab, baba), а в терцетах самой разнообразной (cdd, ccd; cdc, ddc; ccd, ddc; cce, dde и т. п). Отсутствие в катренах сквозной четверной рифмовки, замена ее четырьмя двойными рифмами, ощущалось как нежелательное нарушение традиционной формы сонета. Что касается метрики, то сонеты в русской традиции, закрепленной поэтами-символистами на рубеже XIX-XX веков, писались почти исключительно пятистопным или шестистопным ямбом.

Анна Ахматова довольно редко обращалась к форме сонета. До «Приморского сонета» ею в разное время были созданы лишь три стихотворения в этой традиционной форме: «Тебе покорной? Ты сошел с ума. » (142; 1921 г.); «Художнику» (174; 1924 г.) и «Надпись на книге «Подорожник»» (187; 1941 г.). Все они написаны пятистопным ямбом.

О. И. Федотов в статье «Сонет в творчестве Анны Ахматовой»4 и в предисловии к составленной им антологии «Сонет Серебряного века»5 утверждает, что «в наиболее представительных собраниях её сочинений насчитывается 16 стихотворений, которые «. Но большинство из помещённых им в названной антологии стихотворений Ахматовой следует скорее отнести к категории quasi-сонетов, поскольку в них присутствует лишь какой-нибудь один из признаков сонета (например, 14-стишие), без соблюдения других (в частности, сквозной рифмовки в катренах).

катрен 1катрен 2терцет 1
СЯПЯЯЯПЯЯПЯЯСЯЯЯ
СЯПЯПЯПЯЯЯПЯЯЯПЯ
ЯЯЯЯПЯПЯЯПЯЯПЯПЯ
ЯЯПЯЯЯЯЯ

История текста рассматриваемого стихотворения может быть прослежена достаточно полно благодаря сохранившимся черновым и беловым автографам и сопровождающим их записям Анны Ахматовой. Его черновой автограф находится в одной из записных книжек (рабочих тетрадей) Ахматовой, хранящихся ныне в Российском государственном архиве литературы и искусства6. Первоначальный текст, написанный карандашом и занимающий в тетради целую страницу (л. 22), таков:

Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже старые скворешни,
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.

С неотразимостью нездешней,

Сиянье свежий месяц льёт.

И кажется такой нетрудной

Которая туда ведёт,

Где меж стволов еще светлее,
И все похоже на аллею,
Где в Царском тень моя живёт.

поёт заменено на зовёт; рифмующиеся 11-я и 14-я строки изменены соответственно на Где заблудились тополя и Где в Царском бродит тень моя

. Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда,
Где меж стволов еще светлее,
И всё похоже на аллею

Еще позднее над автографом стихотворения рукой Ахматовой написано заглавие: СОНЕТ и над ним, видимо, еще позднее: ПРИМОРСКИЙ.

На соседних страницах рабочей тетради записаны тексты, свидетельствующие о том, что «Приморский сонет» возник в творческом сознании Анны Ахматовой не спонтанно, а явился результатом осознанного желания облечь стихотворение в форму сонета. Работая над черновиком, она набросала на полях (видимо, в качестве образца) схему рифмовки строк стихотворения «Надпись на книге «Подорожник»». На следующей странице (лист 22 об.) запечатлена попытка Ахматовой восстановить текст «Сонета, сочинённого в Первом Цехе поэтов в 10-ых годах»: «Valère Brussov не презирал сонеты. «7. Этот «коллективный сонет», вспомнить который до конца Ахматова так и не смогла, представляет собой шуточную пародию на известный сонет Пушкина «Суровый Дант не презирал сонета. «.

Последний, может быть, на свете.

Упомянутые беловые автографы на дарственных экземплярах сборника 1958 года свидетельствуют, во-первых, о том, что текст стихотворения окончательно сложился к декабрю 1958 года, во-вторых, о том, что Ахматова высоко оценивала это своё стихотворение, была удовлетворена результатами своего настойчивого труда.

Отмечу в заключение, что в «Приморском сонете» выражено скорее должное, наиболее достойное, по мнению Анны Ахматовой, отношение к смерти, чем её бытовое, житейское отношение. Насколько можно судить по другим её стихотворениям, прозаическим высказываниям и мемуарным свидетельствам, в реальной жизни Анне Андреевне Ахматовой не были чужды страх смерти и трагическое переживание её приближения. Таким образом, в этом стихотворении существует определенная дистанция между личностью автора и лирического героя, хотя она почти не ощущается благодаря исповедальному тону стихотворения.

«Художественная литература», 1990.

8. Анна Ахматова. Стихотворения. Москва, 1958. Подписан в печать 18 июля 1958 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *