ахматова здесь все меня переживет ахматова
Анна Ахматова Приморский сонет
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда.
Там средь стволов еще светлее,
И всех походе на аллею
У царскосельского пруда.
1958 Комарово
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Приморский сонет
Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.
И голос вечности зовёт
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье лёгкий месяц льёт.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов ещё светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Анна Ахматова — Приморский сонет: Стих
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней.
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда…
Там средь стволов еще светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Анализ стихотворения «Приморский сонет» Ахматовой
Тема конечности жизни, завершения земного пути, смерти — одна из вечных тем искусства. О смерти размышляют все, в особенности писатели и поэты. И для каждого она означает что-то свое: кто-то боится смерти, кто-то спокойно следит за ее приближением, а кто-то даже ждет, устав от земных страстей, в надежде на вечный покой в ином мире.
А есть ощущение величия происходящего, по сравнению с которым все земные переживания кажутся незначительными: «И голос вечности зовет С неодолимостью нездешней». Вечность — понятие, которое неподвластно человеческому разуму. Ее нельзя ни увидеть, ни постичь, а значит, незачем беспокоиться о ней. И героиня отвечает на этот зов, принимает все безусловно, не пытаясь ни противостоять грядущему, ни приблизиться к нему. Покорность, которая не выглядит слабостью, а выглядит мудростью.
Испытания, лишения и беды заканчиваются вместе с жизнью. Предстоящая «дорога не скажу куда» не кажется трудной, поскольку все трудное уже позади. Бояться ее не нужно, но пройти по ней придется. И героине хочется видеть эту дорогу как нечто дорогое сердцу, любимое и близкое — как аллею у царскосельского пруда. Как известно, в Царском Селе Ахматова провела юность и была счастлива. И, наверное, хотела бы вновь почувствовать себя такой, какой была когда-то там. Кто знает, может быть, предстоящий путь может вернуть утраченное? Может быть, начало жизни и ее завершение связаны гораздо теснее, чем кажется на первый взгляд?
Подобное отношение к смерти — безусловное принятие ее как данности — кажется наиболее достойным и правильным. И, несомненно, требующим мудрости. Ахматова написала «Приморский сонет», будучи уже немолодой — ей было 69 лет. Она прожила трудную жизнь, полную потерь и боли. И все же нашла в себе силы переосмыслить все произошедшее с ней и сейчас говорить о пугающем вот так — просто, без страха, со спокойной уверенностью в том, что все должно быть именно так.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Метки
—
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Приложения
—Рубрики
—Статистика
Здесь всё меня переживет / Комарово,Анна Ахматова,Комаровский некрополь.
Комарово – это совершенно уникальное место.
Конечно, были места, где жили писатели, например, Переделкино, но чтобы в одном месте сошлись и Шостакович, и Соловьев-Седой, и Черкасов, и Евгений Лебедев, и Товстоногов, и Козинцев, и Лихачев, и Евгений Шварц, и Ахматова, и Бродский… Писатели, поэты, ученые, музыканты, артисты, художники, прославившие нашу культуру. Они жили здесь, приезжали сюда. Это не просто дачное место, это что-то, связанное с их биографией, с их творчеством, со всей их жизнью. И вдохновение, и утешение. Это место, где люди любили встречаться, дружили, общались, спорили…
Комарово – это единственный своего рода заповедник, вокруг которого собралось все лучшее, что было в Ленинграде в советской науке и культуре.
В поселке расположены дома творчества писателей и театральных деятелей, дачи Литфонда и театрального общества. К середине 50-х годов из разрушенного войной, он превратился в уютный и ухоженный дачный поселок, в котором отдыхала ленинградская (и не только) творческая интеллигенция. В разное время здесь жили или бывали А. Ахматова, Ю. Герман, Д. Шостакович, В. Панова, Ф. Абрамов, И. Ефремов, В. Соловьев-Седой, И. Бродский, А. Прокофьев, Г. Козинцев, И. Хейфиц и многие др.
Дом творчества писателей «Комарово».
Писатели обожали свой Дом творчества, несмотря на то, что по комфорту он напоминал провинциальную гостиницу не самого высокого пошиба. Но зато у каждого был свой отдельный номер…
Машинки стрекотали с утра и до обеда. Жители поселка, проходя мимо, автоматически понижали голос: «Авторы творят!». Жизнь в Комарово текла размеренно и спокойно. Летом катались на велосипедах. Зимой — на финских санях. Ходили друг к другу в гости. Ставили домашние спектакли. И вовсю наблюдали за жизнью известных соседей. Благо, никто тогда не строил сплошных заборов. Вся жизнь ученых и артистов была как на ладони.
Недалеко от железной дороги в санатории часто отдыхала и гениальная актриса Фаина Раневская. На вопрос: «Как вы себя чувствуете?» отвечала: «Как Анна Каренина!».
Дача Матильды Кшесинской
В 1955 году, когда стихи Ахматовой вновь стали появляться в печати, Литфонд предоставил ей в Комарове, в переулке Осипенко, 3, маленький домик, который она сама называла «Будкой». Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты, называвшие себя «волшебным хором»: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский
«Зеленая будка»
Здесь все меня переживет,
Все, даже ветхие скворешни
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелет.
И голос вечности зовет
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льет.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда.
Там средь стволов еще светлее,
И всех похоже на аллею
У царскосельского пруда.
1958 Комарово
Сегодня Комарово в значительной мере утратило тот «академический» облик, что был в 50-60-е годы. Многие дачи перешли к наследникам знаменитых хозяев, а то и вовсе к людям, далёким от науки и культуры. Кое-где вырастают «новорусские» особняки. Символами новой жизни стали устремившаяся в небо антенна сотовой связи возле станции и ресторан на берегу.
Похоронили Ахматову 10 марта 1966 года на комаровском кладбище, в окружении сосен и сказочной тишины.
Начиная с 1950-х годов на Комаровском кладбище наряду с местными жителями хоронят известнейших учёных, деятелей литературы и искусства — элиту интеллигенции (более 200 захоронений).
Так образовался «Комаровский некрополь».
Панова Вера Фёдоровна — писательница
российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН
Первый Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1993).
Хейфиц, Иосиф Ефимович — выдающийся советский кинорежиссёр, народный артист СССР
Калмановский Евгений Соломонович 1927-1996 Театральный критик, драматург
Баснер Вениамин Ефимович 1925—1996 — советский и российский композитор
Кошеверова Надежда Николаевна — кинорежиссёр-сказочник
Курёхин Сергей Анатольевич 1954—1996 — советский и российский музыкант, композитор, лидер музыкальной группы «Поп-механика»;
Черных В. А.: «Дорога не скажу куда…» (Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Приморский сонет»)
«Дорога не скажу куда…»
(Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Приморский сонет»)
Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже ветхие скворешни,
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.
И голос вечности зовёт
С неодолимостью нездешней,
И над цветущею черешней
Сиянье легкий месяц льёт.
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда …
Там средь стволов еще светлее,
И всё похоже на аллею
У царскосельского пруда.
Комарово
1958
Образ смерти замещен в «Приморском сонете» образом ВЕЧНОСТИ.
Таков философский, экзистенциальный смысл этого короткого стихотворения. С поразительным лаконизмом он высказан уже в первом стихе: «Здесь всё меня переживёт». Весь остальной текст является развитием этого тезиса. Все четыре слова, из которых состоит этот стих, несут колоссальную смысловую нагрузку, притом, что в нём отсутствует существительное, а одно за другим следуют наречие и два местоимения. О значении наречия ЗДЕСЬ мы уже говорили. Местоимение-подлежащее ВСЁ означает в данном контексте не больше и не меньше, как все вещи, предметы, явления природы, наполняющие покидаемый земной мир.
а также хрестоматийно известные строки Пушкина:
. Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Одним из доминирующих мотивов в поэтическом творчестве Ахматовой является мотив ДОРОГИ3. Нередко это слово означает дорогу к смерти: «Я гощу у смерти белой / По дороге в тьму. » (91; 1915 г.); «Мне снится, что меня ведет палач / По голубым предутренним дорогам. » (139; 1913 г.). Но только в данном стихотворении слово ДОРОГА употреблено в такой необычной синтаксической конструкции: «Дорога не скажу куда». Ахматова применяет здесь фигуру умолчания, не желая прямо сказать, куда ведет эта дорога. Вместе с тем этот оборот удивителен в стилистическом плане. Подчеркнуто разговорный, он резко контрастирует с глубоким философским содержанием стихотворения.
В «Приморском сонете» немногие слова, принадлежащие к «высокой» лексике (свершивший, вечность, неодолимость), сочетаются с обыденной лексикой, порой стоящей на грани литературной нормы (СКВОРЕШНИ вместо литературного СКВОРЕЧНИКИ). Никем из живых не пройденную дорогу к смерти Ахматова уподобляет с детства знакомой аллее у царскосельского пруда. Именно эти смысловые, лексические и синтаксические контрасты лишают тему смерти присущего ей трагизма, подчеркивают её обыденность и вместе с тем усиливают ощущение необычности, новизны «Приморского сонета».
его из четырнадцати стихотворных строк, разбитых на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета). Катрены пронизывались, как правило, двумя сквозными четверными, попеременно мужскими и женскими рифмами. Рифмовка в катренах могла быть как опоясывающей (abba, abba или abba, baab), так и перекрестной (abab, abab или abab, baba), а в терцетах самой разнообразной (cdd, ccd; cdc, ddc; ccd, ddc; cce, dde и т. п). Отсутствие в катренах сквозной четверной рифмовки, замена ее четырьмя двойными рифмами, ощущалось как нежелательное нарушение традиционной формы сонета. Что касается метрики, то сонеты в русской традиции, закрепленной поэтами-символистами на рубеже XIX-XX веков, писались почти исключительно пятистопным или шестистопным ямбом.
Анна Ахматова довольно редко обращалась к форме сонета. До «Приморского сонета» ею в разное время были созданы лишь три стихотворения в этой традиционной форме: «Тебе покорной? Ты сошел с ума. » (142; 1921 г.); «Художнику» (174; 1924 г.) и «Надпись на книге «Подорожник»» (187; 1941 г.). Все они написаны пятистопным ямбом.
О. И. Федотов в статье «Сонет в творчестве Анны Ахматовой»4 и в предисловии к составленной им антологии «Сонет Серебряного века»5 утверждает, что «в наиболее представительных собраниях её сочинений насчитывается 16 стихотворений, которые «. Но большинство из помещённых им в названной антологии стихотворений Ахматовой следует скорее отнести к категории quasi-сонетов, поскольку в них присутствует лишь какой-нибудь один из признаков сонета (например, 14-стишие), без соблюдения других (в частности, сквозной рифмовки в катренах).
катрен 1 | катрен 2 | терцет 1 | |
СЯПЯ | ЯЯПЯ | ЯПЯЯ | СЯЯЯ |
СЯПЯ | ПЯПЯ | ЯЯПЯ | ЯЯПЯ |
ЯЯЯЯ | ПЯПЯ | ЯПЯЯ | ПЯПЯ |
ЯЯПЯ | ЯЯЯЯ |
История текста рассматриваемого стихотворения может быть прослежена достаточно полно благодаря сохранившимся черновым и беловым автографам и сопровождающим их записям Анны Ахматовой. Его черновой автограф находится в одной из записных книжек (рабочих тетрадей) Ахматовой, хранящихся ныне в Российском государственном архиве литературы и искусства6. Первоначальный текст, написанный карандашом и занимающий в тетради целую страницу (л. 22), таков:
Здесь всё меня переживёт,
Всё, даже старые скворешни,
И этот воздух, воздух вешний,
Морской свершивший перелёт.
С неотразимостью нездешней,
Сиянье свежий месяц льёт.
И кажется такой нетрудной
Которая туда ведёт,
Где меж стволов еще светлее,
И все похоже на аллею,
Где в Царском тень моя живёт.
поёт заменено на зовёт; рифмующиеся 11-я и 14-я строки изменены соответственно на Где заблудились тополя и Где в Царском бродит тень моя
. Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда,
Где меж стволов еще светлее,
И всё похоже на аллею
Еще позднее над автографом стихотворения рукой Ахматовой написано заглавие: СОНЕТ и над ним, видимо, еще позднее: ПРИМОРСКИЙ.
На соседних страницах рабочей тетради записаны тексты, свидетельствующие о том, что «Приморский сонет» возник в творческом сознании Анны Ахматовой не спонтанно, а явился результатом осознанного желания облечь стихотворение в форму сонета. Работая над черновиком, она набросала на полях (видимо, в качестве образца) схему рифмовки строк стихотворения «Надпись на книге «Подорожник»». На следующей странице (лист 22 об.) запечатлена попытка Ахматовой восстановить текст «Сонета, сочинённого в Первом Цехе поэтов в 10-ых годах»: «Valère Brussov не презирал сонеты. «7. Этот «коллективный сонет», вспомнить который до конца Ахматова так и не смогла, представляет собой шуточную пародию на известный сонет Пушкина «Суровый Дант не презирал сонета. «.
Последний, может быть, на свете.
Упомянутые беловые автографы на дарственных экземплярах сборника 1958 года свидетельствуют, во-первых, о том, что текст стихотворения окончательно сложился к декабрю 1958 года, во-вторых, о том, что Ахматова высоко оценивала это своё стихотворение, была удовлетворена результатами своего настойчивого труда.
Отмечу в заключение, что в «Приморском сонете» выражено скорее должное, наиболее достойное, по мнению Анны Ахматовой, отношение к смерти, чем её бытовое, житейское отношение. Насколько можно судить по другим её стихотворениям, прозаическим высказываниям и мемуарным свидетельствам, в реальной жизни Анне Андреевне Ахматовой не были чужды страх смерти и трагическое переживание её приближения. Таким образом, в этом стихотворении существует определенная дистанция между личностью автора и лирического героя, хотя она почти не ощущается благодаря исповедальному тону стихотворения.
«Художественная литература», 1990.
8. Анна Ахматова. Стихотворения. Москва, 1958. Подписан в печать 18 июля 1958 г.