а она на меня ноль внимания ей сосед ее шпарит есенина
А она на меня ноль внимания ей сосед ее шпарит есенина
Владимир Высоцкий родился в Москве в 1938 г.
Его артистическая деятельность известна по спектаклям, кинофильмам, по рецензиям на эти постановки. В настоящее время он ведущий актер театра на таганке. Он является одним из создателей поэтического театра. Его исполнение поэтических произведений, его манера чтения общепризнаны. их отличает современность, гражданственность и глубокое понимание авторского замысла.
Но в данном случае речь пойдет о другой стороне его творческой деятельности — о его песнях. Он сочетает в одном лице и поэта, и композитора, и исполнителя. Редкий и счастливый дар, где все трое в высшей степени профессиональны и как нельзя лучше подходят друг другу.
Началось это давно. вспомним москву 60-тых годов… московские дворики, коммунальные квартиры… амнистии… и парень с гитарой, который может не только петь и играть, но и сочинять песни. И он их пишет, пишет много. Песни подхватываются в компаниях… Сначала наивные, мальчишеские, временами под блатные, но очень самобытные и талантливые. Блатной фольклор… Он опоэтизировал его… Это юность. Но он сделала в этом жанре столько, сколько до него и сделано не было.
Годы идут. Он взрослеет, размышляет. Но он не может не петь… И появляются прекрасные песни на близкую еще военную тему, песни гражданские о жизни. Он уже выходит на эстраду. Но надо еще многое доказывать и бороться за свои песни. Время идет… И вот его уже просят написать песни по заказу для спектаклей, для кинофильмов. Его признали. На его концерты попасть не так просто.
Известность по Союзу его очень велика. Очень разнообразна и аудитория слушателей и по составу и по годам. Его творчест во да и жизнь обрастают даже мифическими наслоениями… «ведь ходят слухи…». Многие песни или отдельные выражения и слова стали приобретать «народный» характер, так как их авторство теряется.
Записи с его песнями крутятся на магнитофонах, слушаются… они вызывают и настоящий непосредственный, искренний смех (у него много комедийных песен) и заставляют задумываться…
А за песнями стоит наш современник, молодой человек, с очень здоровым чувством юмора, присущим нашей эпохе, чело век с убеждениями, размышляющий. он многое понял, ему есть, что сказать и есть силы бороться за свои убеждения.
В пору зрелости художник всегда знает цену своему искус ству. Он вполне обладает уверенностью и равновесием, той си лой над самим собой, которая необходима для создания в твор ческом напряжении произведений большой внутренней сложности и глубины.
«Мужественные, зычные интонации…» — так пишут о нем в прессе (правда, мало и редко). «Крепко поет…» — так говорят о нем. Говорят все и даже младшее поколение поющих ребят, но затихающих, как только они услышат его записи, поколение, которое в наше время избаловано целой волной и гитар, и певцов, и пр…
Принимают его и понимают многие по-разному. Одним, например, больше нравятся сказки… (мол, такие песни никто больше не пишет и не поет — только высоцкий), другим — более серьезные песни (смотрите, как прекрасно, и Высоцкий может… как все).
Он на виду. Идут вокруг разговоры и слухи о его личной жизни. но это ведь разговоры… а попробуйте написать около 250 песен. ему некогда, ему надо работать, ему еще многое надо сделать:
Он уже их раздвинул в своих песнях и своими песнями. Но никог да не надо забывать, что за ними стоит не песенная машина, а только чувствующий поэт. И к нему с полным правом можно отнести слова его старшего современника:
Вот уж восемь лет исполнилось нашему театру, в котором я работаю со дня его основания. Организовался он на месте старого театра, который назывался «Театр драмы и комедии», а сейчас он называется просто — «Театр на Таганке». Но за этим «просто» стоят многие годы нашей работы. В старое помещение пришла группа молодых актеров во главе с Юрием Петровичем Любимовым. Он бывший актер вахтанговского театра, известный актер. Он преподавал в Щукинском училище и на выпускном курсе этого училища сделал спектакль «Добрый человек из Сезуана». По тому времени, девять лет назад, это произвело впечатление разорвавшейся бомбы. Этот спектакль был без декораций, сделан в условной манере, очень интересный по пластике, там, например, очень много музыки, которую написали актеры с этого курса, там было много и так называемых «зонгов».
Первая линия и очень большая в театре — это поэтическая. Дело в том, что поэтический репертуар после 20-ых годов, когда была «Синяя блуза», «Кривое зеркало» и т. д., был забыт. И вот мы стали пионерами, чтобы возобновить этот прекрасный жанр по этического театра.
Началось это с пьесы, или лучше сказать, с поэтического пред ставления по произведениям Андрея Вознесенского. Называется это произведение «Антимиры». Мы играли его уже около 500 раз. Сдела ли мы эту работу очень быстро, за три недели. Половину спектакля играли мы, а потом сам Вознесенский, если он не был в отъезде (он все время уезжает, больше всего на периферию — в Америку, в Италию…). Но когда он возвращается оттуда, бывают такие спектакли, когда он принимает участие в наших представлениях, в основном юбилейных (100, 200, 300, 400…). Он пишет новые стихи, читает их так что, кому повезет, могут застать поэта в нашем театре.
Вообще дружба с поэтами у нас большая.
И вторым поэтическим спектаклем был спектакль «Павшие и живые» о поэтах и писателях, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Некоторые из них погибли, другие остались живы, но взяты именно те произведения, где отразилась военная тематика.
Потом был спектакль «Послушайте Маяковского» по произведениям Маяковского. Пьесу эту написал уже актер нашего театра Веня Смехов.
После этого драматическая поэма Есенина «Пугачев», которую пытались ставить многие из режиссеров, включая Мейерхольда, но как-то не получалось при живом авторе. Это было сложно. Автор не разре шал переделывать ни одного слова. Есенин был человек скандальный в смысле своего творчества. Он никогда не допускал переделывать даже… на секунду, он ничего не разрешал. И они не поставили… ну, вот, у нас этот спектакль идет уже несколько лет подряд.
Сейчас мы приступили к репетициям над пьесой по поэме Евтушенко «Послушай, Статуя Свободы». Начинаем также работу над пьесой о Пушкине, написанной нашим главным режиссером Ю. П. Любимовым в содружестве с собственной супругой Людмилой Васильевной Целиковской.
Вот видите, мы варимся в собственном соку, и когда спрашивают — уйду ли я из театра на эстраду или в кино, я могу абсолютно серьезно сказать — «нет». Этого никогда не произойдет, потому что работа в театре очень интересна и по собственному желанию из нашего театра никто никогда не уходил. Ну, если попросят, то ухо дят, но неохотно. И вторая линия, начавшаяся со спектакля Брехта, это — гражданст венная тематика. В очень яркой форме она развивалась в спектакле «10 дней, которые потрясли мир», который стал нашей классикой. Большинство знает этот спектакль, он очень известен в Москве. Начинается он еще на улице — это знамена висят на театре, выходят актеры театра в одежде революционных матросов и солдат, и перед театром многие из них с гармошками, с балалайками поют песни. У нас здесь рядом станция метро, поэтому много народа, люди останавливаются, интересуются в чем дело и, когда узнают, то создается такая атмосфера тепла, юмора и веселья около театра. Отчего это? Ленин сказал, что «революция — праздник угнетенных и эксплуатируемых», и все это представление «10 дней, которые потрясли мир» по книге Джона Рида сделаны как праздник.
День рождения лейтенанта милиции в ресторане «Берлин»
Текст и комментарии
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ЛЕЙТЕНАНТА МИЛИЦИИ В РЕСТОРАНЕ «БЕРЛИН»
Побудьте день вы в милицейской шкуре –
Вам жизнь покажется наоборот.
Давайте выпьем за тех, кто в МУРе, –
За тех, кто в МУРе, никто не пьет.
А за соседним столом – компания,
А за соседним столом – веселие, –
А она на меня – ноль внимания:
Ей сосед ее шпарит Есенина.
Побудьте день вы в милицейской шкуре –
Вам жизнь покажется наоборот.
Давайте выпьем за тех, кто в МУРе, –
За тех, кто в МУРе, никто не пьет.
Понимаю я, что в Тамаре – ум,
Что у ей – диплом и стремления, –
И я вылил водку в аквариум:
Пейте, рыбы, за мой день рождения!
Побудьте день вы в милицейской шкуре –
Вам жизнь покажется наоборот.
Давайте выпьем за тех, кто в МУРе, –
За тех, кто в МУРе, никто не пьет.
День рождения лейтенанта милиции в ресторане «Берлин» – Соч., т. 1. Вариант названия – «Как лейтенант милиции справлял день рождения в ресторане “Берлин”».
Согласно устному авторскому комментарию, предназначалась для театрального спектакля.
За тех, кто в МУРе – перефразированное «За тех, кто в море» (название пьесы Б. А. Лавренева 1945 года и одноименного кинофильма 1948 года).
Чибриков В. Ю.: Сергей Есенин и Высоцкий
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН И ВЫСОЦКИЙ
ВЛИЯНИЕ ПОЭЗИИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА
НА ТВОРЧЕСТВО ВЫСОЦКОГО
Первое конкретное упоминание имени Сергея Есенина в поэзии Владимира Высоцкого относится к 1965 году. Очевидно, что это не было случайным, то был период повального увлечения поэзией Сергея Есенина, страна отмечала 70-летие со дня его рождения. Тогда в песне «Побудьте день вы в милицейской шкуре» (на одной из фонограмм концерта песня называется «День рождения лейтенанта милиции в ресторане «Берлин») во второй строфе Высоцкий написал:
Ясно, что, уже будучи автором таких песен, как «Она на двор, — он со двора», «На братских могилах», «Корабли», Высоцкий не мог не знать, не увлечься самым читаемым в шестидесятых годах поэтом-классиком. Следующего упоминания имени великого русского поэта пришлось ждать недолго. В 1968 году Высоцкий пишет широко известную песню «О фатальных датах и цифрах», где в первой же строфе написано:
Несомненно, что на интерес Владимира Высоцкого к творчеству Есенина оказала влияние и работа над ролью Хлопуши из есенинской драмы «Пугачев», премьера которой состоялась 28 ноября 1967 года (за день до приезда барда в Куйбышев, где он дал концерты во Дворце спорта).
По словам самого Высоцкого и по воспоминаниям людей, знавших поэта, во время работы над ролью он внимательно изучал архивную фонограмму от 11 января 1922 года с монологом Хлопуши в исполнении самого Сергея Есенина. Мало того, Высоцкий (судя по сохранившейся фонограмме концерта в Дубне) читал этот монолог, повторяя манеру чтения самого автора драмы «Пугачев». В роли Хлопуши два поэта — Высоцкий и Есенин — как бы слились воедино. Высоцкий, как и Есенин, выразил неуемную силу характера бунтовщика, его разбойную удаль, выплеснул всю душевную энергию человека, связанного по рукам и ногам.
Высоцкий и Есенин выразили в Хлопуше свое отношение к современным им событиям. Образно говоря, Высоцкий и был Есениным конца 60-х — начала 70-х годов. Именно в то время, когда на сцене Театра на Таганке шел «Пугачев», в 1972 году, Владимир Высоцкий пишет «Коней привередливых». Образ коня — наиболее часто встречающийся в поэзии и у Высоцкого, и у Есенина. Различал их лишь космос: у Есенина деревенский, у Высоцкого — городской. Сергей Есенин привнес в поэзию образ коня из фольклора (конек на крыше крестьянской избы, символизирующий полет, движение), Владимир Высоцкий — из городского «жестокого» романса «Ямщик, не гони лошадей»:
Чуть помедленнее, кони,
Чуть помедленнее. 4
— преувеличение. Жеребенок, которого отпевал в «Сорокоусте» Сергей Есенин, выжил и перекочевал из умершей деревни в город, где стал иноходцем, скакавшим иначе, то есть «не как все». Чуждый городу, он уносил седока в небытие: «Мне допеть не успеть. » 5
Тема «Есенин — Высоцкий» обширна. Поэтому подробнее остановимся лишь на двух стихотворениях, в которых наиболее ярко выразилась позиция обоих поэтов: «Охота на волков» Высоцкого и «Мир таинственный, мир мой древний» Есенина (в журнале «Культура и жизнь» за 1922 год оно называлось «Волчья гибель»). «Охоту на волков» Высоцкий написал в 1968 году в свой «есенинский» период. Однако если у него с первых же аккордов изначально песне задан стремительный ритм, то у Есенина он нарастает постепенно. Начинается стихотворение с тоскливого глухого мотива отпевания усопшего мира: «Сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе». Затем идет нарастание темпа, аналогичного тому, в котором поется и песня Высоцкого. У того и у другого волк — олицетворение загоняемой в угол свободы, образ отчаянного сопротивления насилию, которое у Высоцкого является символом административно-командной системы, у Есенина — наступающего на деревню города.
А вот о том же самом у Высоцкого:
Зверь припал. и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки. 8
У Есенина загнанный волк, понимая свою обреченность, тем не менее решает погибнуть не зря:
Волк Высоцкого также бросается на прорыв, и ему удается выжить:
Есенинское стихотворение заканчивается следующими словами:
Спустя 47 лет так и вышло: другой поэт — Высоцкий — спел эту песню отмщения. Возвращаясь к «Москве кабацкой», хочется отметить, что с ней перекликались не только некоторые блатные песни Высоцкого, но и мотивы его песен на цыганские темы («В сон мне — желтые огни. »). Поскольку у Есенина кабак — это не только место, куда он уходил от горькой действительности в период крушения всех надежд и иллюзий, но и образ страны тех лет. А у Высоцкого образом страны становится дремучий лес с непроезжей дорогой, в конце которой — плаха с топорами. У Высоцкого читаем:
Вдоль дороги — лес густой
С бабами-ягами,
А в конце дороги той —
Плаха с топорами.
И не церковь, не кабак —
Ничего не свято!
Все не так, ребята. 13
Снова пьют здесь, дерутся и плачут,
Под гармоники желтую грусть.
Вспоминают московскую Русь.
Что-то всеми навеки утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
14
Сергей Есенин и Владимир Высоцкий и похоронены рядом, в нескольких метрах друг от друга на Ваганьковском кладбище в Москве.
Землей есенинской лопата, 17 —
писал в 1980 году Андрей Вознесенский сразу после смерти Высоцкого.
3 Смехов В. «Живой и только». — М. — 1990. — С. 25.
7 Собр. соч.: В. 4-х т. — Т. 2. — С. 150.
9 Высоцкий Владимир. — Т. 2. — С. 150.
11 Высоцкий Владимир. Собр. соч.: В 4-х т. — Т. 2. — С. 151.
12 Поли. собр. соч.: В 7-ми т. — Т. 1. — С. 158.
13 Высоцкий Владимир. Собр. соч.: В 4-х т. — Т. 2. — С. 64.
15 Высоцкий Владимир. Собр. соч.: В 4-х т. — Т. 4. — С. 103.
Есенин и Высоцкий: связь времен
Есенин и Высоцкий: связь времен Памятные даты
26 января 2013 02:14, severyanochka
В 2005 году в издательстве «Вересковый мед» (г. Александров) тиражом 400 экземпляров вышла книга Сергея Вдовина «Златоглавый «хулиган» и «златоустый блатарь» (Есенин и Высоцкий)», в которой автор проводит параллели между двумя великими русскими поэтами первой и последней трети ХХ столетия – С.А. Есениным и В.С. Высоцким, анализируя их жизнь и творчество.
Казалось бы, что общего между лириком Есениным – «сыном рязанских полей» – и трибуном Высоцким – «дитем московских дворов», говорившим на концертах: «Я лирических песен не пою»? Действительно, некоторые отличия в их жизни, творчестве, судьбе имеются. С. Вдовин уточняет, какие именно:
– Есенин в отличие от Высоцкого не любил кинематограф и цирк;
– для Есенина баллады – редкость, у Высоцкого они – «становой хребет» поэтического творчества, излюбленная форма стиха;
– атмосфера и термины карточной игры нередки в творчестве Высоцкого, чего не скажешь о поэзии Есенина;
– Есенин не испытывал существенных трудностей с публикацией, его книги выходили достаточно регулярно, в то время как у Высоцкого – замалчивание в СМИ, практическое отсутствие публикаций, тем более книг;
– окончание жизненного пути также было разным.
В общем-то все отличия уместились в несколько строк. Мы специально начали с перечисления моментов, в которых проявилась непохожесть поэтов, чтобы на этом фоне показать сходство, родственность жизни, творчества, судьбы Сергея Александровича Есенина и Владимира Семеновича Высоцкого.
Дадим слово С. Вдовину: «Рискну утверждать: по экспрессии, эмоциональному накалу, драматургии стиха Есенину и Высоцкому нет равных, и это их сближает, ставит рядом. Есенина и Высоцкого объединяет еще и ярко выраженное певческое, музыкальное начало…» Здесь Вдовин подчеркивает песенность поэзии Есенина и поэтичность песен Высоцкого.
«Его песни поют везде – от благонадежных наших гостиных до тюрьмы». Так в 1925 году советский классик Л. Леонов написал о Есенине. Но высказывание в полной мере можно отнести и к Высоцкому. Оба – «self made mans» – «люди, сделавшие себя сами».
В книге дается построчный сравнительный анализ некоторых произведений, в том числе песен-стилизаций (так называемых «дворовых») и песен «городского фольклора». Например, «Хороша была Танюша…» (1911) Есенина и «Правда, ведь обидно…» (1962) Высоцкого, «Сочинитель бедный, это ты ли…» (1925) Есенина и «Сколько лет, сколько лет…» (1962) Высоцкого. По мнению Вдовина, эти произведения объединены мотивами утраты надежды, разочарования, обмана ожиданий, а также элементами поэтики «жестокого романса». Но если Есенин скорее элегичен, то Высоцкий «почти на грани нервного срыва».
Исследователь А. Осипов верно указал на схожесть поэтического и жизненного темпераментов поэтов – «пропеть – выкричать душевную боль». В этом, вероятно, корни глубокой автобиографичности поэзии Есенина и Высоцкого, неразделимости творческой и жизненной судьбы у обоих.
Есенина, а за ним и Высоцкого часто критиковали: первого – за «упаднические» стихи, второго – за песни «городского фольклора».
По свидетельству Л. Абрамовой, жены В. Высоцкого, он «очень много читал и Есенина, и воспоминаний о нем. Есенин был совершенно особым этапом в жизни Володи». Видимо, поэтому в творчестве Высоцкого есть прямые и безусловные отзвуки поэзии Есенина:
…Все прошло, исчезло, словно с яблонь белый дым…
(«Красное, зеленое…», 1961)
Но лучше, если все-таки – вблизи.
(«Всему на свете выходят сроки…», 1973)
Есть и прямое упоминание Есенина:
А она на меня – ноль внимания:
Ей сосед ее шпарит Есенина.
(«День рождения лейтенанта милиции в ресторане «Берлин», 1965)
Порой некоторые, с позволения сказать, «литературоведы-рифмоплеты» упрекают Есенина и Высоцкого за введение в поэтический язык «сниженной» лексики и нарушение правил русского литературного языка.
Ю. Либединский: «Есенин жил в стихии языка, как ласточки живут в стихии воздуха, и то, что могло казаться нарушением правил языка, было виртуозным владением им…»
Ю. Карякин: «Он (Высоцкий. – С. А.) так любил Слово. Он и буквы, звуки любил, некоторые особенно: л-л-л… р-р-р… ю-у-у… Слово, звуки у него сгущаются, их не только не видишь, но они словно становятся осязаемыми… И так называемые неправильности, неверности, негладкости у него – они не от слабости, наоборот: от неподдельности, естественности, от силы…»
Кроме поэзии, Есенин и Высоцкий пробовали свои силы и в прозе. Здесь также прослеживаются параллели: судьба подростков с трудной судьбой в околокриминальной среде «дурного общества».
Кстати, для детей Есенин писал как до, так и после революции («Лебедушка» и «Сказка о пастушонке Пете, его комиссарстве и коровьем царстве»). В творчестве Высоцкого детская тема прозвучала (в прямом и переносном смыслах этого слова) в песнях для дискоспектакля «Алиса в стране чудес» и в детской поэме (тоже с рифмованным заглавием) – «Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного – Ваню Дыховичного».
Есенин работал на деревенском материале, герои Высоцкого – городские школьники, но тема у этих произведений общая – выбор, поиск своего дела в жизни. Роднит эти вещи добрая усмешка и мягкая ирония. На этом совпадения не заканчиваются: обе поэмы опубликованы в журнале «Пионер» с интервалом в 2 года! Подводя итог, можно согласиться с А. Осиповым, который считал Высоцкого «поэтом есенинской судьбы».
Не остался без внимания и период жизни поэтов за границей. Высоцкого «хорошо принимали в Америке. После Есенина больше никого из русских поэтов так не принимали». Оба поэта в расцвете таланта и известности выступали в Париже, городах Германии, США – «в этом они были счастливее Александра Пушкина, бывшего «невыездным». Есенин издал в Париже «Исповедь хулигана» на французском языке, а Высоцкий там же – свои пластинки, где звучат песни и по-французски.
Оба поэта предсказали свой ранний уход:
– И. Эренбург: «(Есенин. – С. А.) неизменно считал, что скоро умрет»;
– Л. Леонов: «Он (Есенин. – С. А.) предсказывал конец свой в каждой своей теме, кричал об этом в каждой строчке»;
– М. Шемякин: «В последние 2 года постоянно говорили (с Высоцким. – С. А.) о смерти»;
– Е. Авалдуева: «Володя, что с тобой?! – Я, наверное, скоро умру…» (о Высоцком).
Кроме анализа, Вдовин сделал прогноз, предположив реакцию поэтов на события последних лет: «Есенин и Высоцкий вряд ли испытали бы душевный подъем сегодня, глядя на позор и унижение России в конце ХХ в. Политические карлики Горбачев и Ельцин аплодисментов от поэтов, болевших бедами Отечества, уверен, не дождались бы…» Что ж, подмечено верно. С этим трудно не согласиться…
Ещё одну статью о С.Есенине и В.Высоцком можно прочесть ЗДЕСЬ
Владимиру Высоцкому 25 января исполнилось бы 75 лет.