Сумрак в ночном дозоре что такое
Как устроен Сумрак?
Многим не до конца понятно значение, устройство и необходимость присутствия такого явления, как «Сумрак» в цикле «Дозоров». Попробуем разобраться, что же это такое.
Сумрак — название собирательное, описывающее несколько параллельных измерений, связанных с нашим. Он способен поглощать остаточные эмоции людей, что и является энергетической пищей для него. Разные слои сумрака отличаются от настоящего мира яркостью красок, температурой, даже количество лун там разное.
Сумрак способны видеть, а тем более использовать, «входить» в него, только Иные. Причем от уровня силы Иного полностью зависит, до какого слоя Иной сможет дойти. Любой Иной способен попасть на 1-й слой сумрака, на третий и последующие за ним слои могут погружаться только маги 1-го уровня Силы или Высшие маги. Великий маг Мерлин мог ходить до последнего слоя, где он и спрятал «Венец всего» — амулет ужасающей силы и мощности.
Для того, чтобы погрузиться в сумрак, Иному необходимо «погрузиться в свою тень» — в восточной культуре есть понятие «погружения в себя и свою тень», что значит познание себя как личности. Чтобы прочитать Договор из сумрака — надо «поймать тень своих век».
Сумрак потребляет силы Иного, находящегося в нем, причем как магические, так и животворящие. Полная потеря Силы в сумраке грозит для Иного вечным скитанием по нему в виде бессловесного призрака. Лишившись силы Иной погибает в реальном мире. Используя кровь можно локально перенасытить сумрак и вырваться из него, если уже недостаточно магических сил.
С первого по третий слои сумрака краски блекнут, температура воздуха понижается, а после третьего слоя наоборот, например, на пятом его слое — пустыня, где обитает «дэв» — магическое существо, охраняющее вход на шестой сумрачный слой. Время в нем движется быстрее в несколько раз, чем в реальном мире. Последний слой — седьмой, являющийся нашим измерением, то есть сумрак закольцован. Перейти с шестого на седьмой слой способны только «нулевые» маги — так считал Мерлин. И еще этот Великий Маг утверждал, что слои — ни что иное как наш мир, просто при другом развитии событий.
Животные не имеют различия между сумраком и нашим миром — они способны видеть в каждом измерении.
Сумрак (Лукьяненко)
Су́мрак — в произведениях Сергея Лукьяненко: собирательное название шести параллельных измерений, существующих одновременно с нашим миром и связанных с ним.
Для входа в Сумрак нужно «натянуть на себя свою тень». Для взгляда сквозь Сумрак нужно, аналогично, «поймать глазами тень от век». Поэтому вход в Сумрак проблематичен в тех местах, где нет тени — например, в помещениях с многосторонним освещением. Однако при определённых хитростях (например, если создать тень на себе самом) вход в Сумрак осуществим даже при таких обстоятельствах. Пребывание в Сумраке требует от организма особых энергетических затрат, и потому чревато как для новообращённых Иных (так называемая сумеречная кома), так и для Иных со стажем. Сумрак не просто тянет Силу из Иного, он выкачивает жизненную энергию («и речь идёт не только о магической Силе, но и о банальном уровне глюкозы в крови»). На первом слое бушует ледяной ветер, но не такой, какой знаком людям. На остальных слоях вплоть до четвёртого включительно наблюдается подобное явление. У каждого Иного реакция на Сумрак индивидуальная — всё зависит от его силы и умения. Более сильные и опытные видят очертания предметов в Сумраке чётче, да и передвигаться им легче. Слабые же, чем глубже погружаются в Сумрак, тем более и более медлительны. На каждом слое Сумрака вплоть до третьего время течёт примерно в 3 раза быстрее, чем на предыдущем. То есть, когда на первом слое Сумрака проходит минута, в реальном мире пройдёт около 20 секунд. Энергетический барьер для преодоления каждой границы возрастает по экспоненте.
Для котов и большинства других животных не существует обычного мира и Сумрака — они живут во всех мирах сразу. Единственная известная форма жизни, обитающая в Сумраке — это синий мох. Он питается человеческими эмоциями (так же, как и Иные).
Так описывается вход в Сумрак в книге «Ночной дозор»:
Мир вздохнул, расступаясь. Будто ударили по мне со спины аэродромные прожекторы, высекая длинную тонкую тень. Тень клубилась и обретала объём, тень глянула в себя — в пространство, где вообще нет теней. Тень отрывалась от грязного асфальта, вставала, пружинила, будто столб тяжёлого дыма. Тень бежала передо мной… Ускорив бег, я пробил серый силуэт и вошёл в Сумрак. Краски мира стали тусклее, а машины на проспекте будто замедлились, завязли. Прохожие стали призрачной дымкой, машины поползли как черепахи, свет фонарей потемнел, стал давящим, тяжелым. Тишина, звуки сместились в глухой, едва уловимый рокот. Стрелка на часах еле ползет. Здесь медленнее идет время, здесь все иное.
Также подобное описание имеет место в книге «Дневной дозор»:
В подъезде никого не было, да это меня бы и не остановило. Я обернулась к двери, и посмотрела — по-особому, слегка прищурившись… так, чтобы увидеть свою тень.
Настоящую тень. Ту, что рождена Сумраком.
Это выглядит так, будто впереди сгущается мрак. До самой пронзительной темноты, до такого черного цвета, рядом с которым беззвёздная ночь станет днём.
И на фоне этой темноты — вздрагивает сероватый, клубящийся, и не объёмный, и не плоский силуэт. Будто его вырезали из грязной ваты. А может, наоборот — прорезали великую Тьму, и оставили в ней дверь в Сумрак.
Я шагнула, наступая на тень, та скользнула вверх, принимая мое тело.
И мир изменился.
Краски почти исчезли. Все застыло в сероватой, смазанной мгле — такая бывает, если у телевизора убрать до минимума цветность и контрастность. Звуки замедлились, и наступила тишина, остался лишь едва уловимый рокот… слабый, будто шум далекого моря.
Я была в Сумраке.
Сумрак – не просто среда, не просто энергия… это личность.
Если руководство Дозоров приходит к обоснованному подозрению, что Сумрак является активно действующей силой, что он обладает волей и желаниями – что прикажешь делать? На контакт Сумрак не идет, самое реальное его проявление – Тигр… а он не из разговорчивых.
Сумраку нужна Сила. Силу дают люди, обычные люди, и чем сильнее их радость или горе – тем больше Силы. Сумрак не жесток, но он требует свое.
В романе «Новый Дозор» Сумрак — живая субстанция, обладающая разумом, а также инстинктом самосохранения. Когда Пророки предсказывают возможность уничтожения Сумрака, последний появляется в человеческом воплощении («Тигр») и начинает охотиться на Пророков.
Содержание
Слои Сумрака
Первый слой
Рельеф: Совпадает с реальным, но его можно проходить насквозь.
Небо: Днём из-под облаков пробивается мёртвый свет, а ночью небо смоляно-чёрное. Вместо Луны пояс серой пыли.
Обитатели: Синий мох.
Краски: Оттенки серого, смазанные черты.
Движения: Замедленные.
Ощущения: Холод, тяжесть, бушует ледяной ветер.
Доступ: Все Иные.
Первый слой Сумрака похож на наш мир. Но он мёртв и высушен. Краски серые и смазанные. Время в нём течёт медленнее, чем в обычном мире. Но такой ход времени имеет место только для физических процессов. Все движения здесь замедлены. Очень трудно говорить, дышать, двигаться. Изо рта идёт пар. Слышен низкий отдалённый гул, похожий на звуки моря. Люди из этого слоя видны, как неясные тени.
Сознание Иного и его тело в Сумраке живут по тому же времени, что и в обычном мире. На первом слое рельеф местности почти совпадает с земным. Практически все объекты из нашего мира там сохраняются.
В этом слое видна истинная суть вещей, видны места давних сражений, можно увидеть следы смерти (смерть вообще очень сильная магия — оставляет след на всех слоях Сумрака). Если, например, кто-то написал газетную статью, то, взглянув на неё из Сумрака, можно прочитать то, о чём на самом деле думал или что подразумевал автор.
Единственный обитатель — синий мох, питающийся человеческими эмоциями. Но если на него направить слишком много энергии, то мох не успевает её переварить и сгорает (если уничтожает его Светлый) или замерзает (если Тёмный).
Второй слой
Рельеф: Может не совпадать с реальным, но обычно близок к нему.
Небо: Днём затянуто густыми облаками, призрачный мёртвый свет, часто идет дождь. Ночью мутными пятнами светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая.
Обитатели: Отсутствуют.
Краски: Отсутствуют.
Движения: Ещё более замедлены.
Ощущения: Холод, тяжесть, сильное давление.
Доступ: Начиная с четвертого уровня Силы.
Второй слой выглядит куда более уныло, но чуть живее, чем первый. Красок вообще нет. Повсюду тяжёлый, свинцовый туман. Здесь движение ещё более заторможено. Небо затянуто густыми облаками. Из-под них прорывается призрачный мёртвый свет. Из туч часто идёт дождь, пахнущий аммиаком и гарью (но здесь запах не ощущается). Ночью высоко в небе, мутными пятнами пробивая облачную завесу, светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая. Если в обычном мире подняться на высокую башню и из неё войти во второй слой, то падение вниз будет чрезвычайно медленным.
Третий слой
В третьем слое вместо зданий — каменные плиты, опутанные сухими стеблями. Встречаются некрупные изогнутые растения, напоминающие деревья без листьев, с причудливо переплетёнными сучьями.
В небе плывут сверкающие облака («будто взвесь стальных опилок в глицерине»). Очень высоко в небе висит багровое огненное облако, заменяющее Солнце — единственное цветное пятно в сером мареве.
Пространство «высокой плотности атмосферы».
Четвёртый слой
Рельеф: Песчаная земля, чёрные валуны.
Небо: Розово-белое, солнца нет.
Обитатели: Отсутствуют.
Краски: Появляется намёк на них.
Движения: Замедлены, но приближены к реальным.
Ощущения: Индивидуальны — либо жар, либо холод.
Доступ: Иные вне категорий.
В четвёртом слое тоже почти не видно цветов, но если взять песчинку и всмотреться, то угадываются зарождающиеся краски — дымный перламутр, цветные искорки, золотые крупинки. Небо розовато-белое — как-будто смешали молочные реки с кисельными берегами да и выплеснули всё это в небеса. Никакого рельефа — бескрайняя песчаная равнина. Местами встречаются разбросанные чёрные валуны. В небе нет Солнца. В этом слое, как и во всех предыдущих, очень трудно находиться. У каждого Иного на четвёртый слой индивидуальная реакция — кому-то холодно, а кому-то жарко.
Пятый слой
Рельеф: Высокая трава, деревья.
Небо: Фиолетовые облака, солнце, иногда грозы. Ночью – белое небо с чёрными звёздами.
Обитатели: В настоящее время отсутствуют (когда-то был голем – змей, оставленный Мерлином)
Краски: Присутствуют, но всё же не достаточно живые и натуральные.
Движения: Максимально приближены к реальным, почти не замедлены.
Ощущения: Холодно, но дышать и двигаться здесь легче.
Доступ: Иные вне категорий (Высшие).
В пятом слое находиться гораздо легче – он энергетически сбалансирован и почти пригоден для жизни. Здесь холодно, но нет леденящего ветра, уносящего жизненную энергию.
Есть высокая трава и деревья (хотя не слышно шелеста листьев), а на небе – Солнце и тяжёлые фиолетовые облака, похожие на снеговые. Местами проходят грозы (особенность: молнии бьют из земли в небо).
Но если всмотреться – можно заметить, что облака скорее сизые, чем фиолетовые; зелень травы – бледнее обычной земной; близкие вспышки молний не слепят глаза. Ночью небо белое, а звёзды чёрные.
Этому пространству не хватает «натуральности».
Шестой слой
Рельеф: Природный, почти натуральный.
Небо: Есть солнце и луна, но нет звёзд.
Обитатели: Развоплощённые Иные.
Краски: Яркие, хотя не вполне естественные.
Движения: Как в реальном мире.
Ощущения: Подобны реальным, но присутствует налёт некой условности. У растений есть вкус.
Доступ: Иные вне категорий.
Шестой слой Сумрака ещё более натурален и реалистичен, чем пятый.
Будучи «Магом вне категорий», Антон Городецкий понял это, и смог оказаться на нём («Последний Дозор»).
В этом слое пребывают все развоплощённые Иные. Некоторые из них способны подниматься и в более высокие слои Сумрака, вплоть до первого.
Седьмой слой
Сумрак
Су́мрак — в произведениях Сергея Лукьяненко: собирательное название шести параллельных измерений, существующих одновременно с нашим миром и связанных с ним.
Для входа в Сумрак нужно «натянуть на себя свою тень». Для взгляда сквозь Сумрак нужно, аналогично, «поймать глазами тень от век». Поэтому вход в Сумрак проблематичен в тех местах, где нет тени — например, в помещениях с многосторонним освещением. Однако при определённых хитростях (например, если создать тень на себе самом) вход в Сумрак осуществим даже при таких обстоятельствах. Пребывание в Сумраке требует от организма особых энергетических затрат, и потому чревато как для новообращённых Иных (так называемая сумеречная кома), так и для Иных со стажем. Сумрак не просто тянет Силу из Иного, он выкачивает жизненную энергию («и речь идёт не только о магической Силе, но и о банальном уровне глюкозы в крови»). На первом слое бушует ледяной ветер, но не такой, какой знаком людям. На остальных слоях вплоть до четвёртого включительно наблюдается подобное явление. У каждого Иного реакция на Сумрак индивидуальная — всё зависит от его силы и умения. Более сильные и опытные видят очертания предметов в Сумраке чётче, да и передвигаться им легче. Слабые же, чем глубже погружаются в Сумрак, тем более и более медлительны. На каждом слое Сумрака вплоть до третьего время течёт примерно в 3 раза медленнее, чем на предыдущем. То есть, когда на первом слое Сумрака проходит минута, в реальном мире пройдёт около 20 секунд. Энергетический барьер для преодоления каждой границы возрастает по экспоненте.
Для котов и большинства других животных не существует обычного мира и Сумрака — они живут во всех мирах сразу. Единственная известная форма жизни, обитающая только в Сумраке — это синий мох. Он питается человеческими эмоциями (так же, как и Иные).
Так описывается вход в Сумрак в книге «Ночной дозор»:
Также подобное описание имеет место в книге «Дневной дозор»:
В романе «Новый дозор» говорится, что Сумрак — живое существо и даже обладает собственным разумом, а эмоции людей служат ему пищей.
В романе «Новый Дозор» открывается сущность Сумрака — это живая субстанция, обладающая разумом, а также инстинктом самосохранения. Когда Пророки предсказывают возможность уничтожения Сумрака, последний появляется в человеческом воплощении («Тигр») и начинает охотиться на Пророков.
Терминология (Дозоры-verse)
Содержание
Сумрак
Седьмой слой — это реальный, человеческий мир. Сумрак, таким образом, закольцован. Сила, которую порождают люди и другие существа, опускается в Сумрак, проходит сквозь шесть его слоев и оказывается на седьмом — в мире людей, где и была порождена. Преодолеть границу между шестым слоем и реальным миром (то есть спуститься ниже на слой, а не идти обратно) могут только Нулевые Иные.
Магическая система «Дозоров»
По своей силе большинство Иных подразделяются на 7 уровней: от седьмого (низшего) до первого (самого высокого). Подавляющее большинство магов принадлежит к уровням с четвёртого по седьмой. Магов третьего уровня значительно меньше, а магов первых двух уровней единицы даже в таком большом городе, как Москва.
Есть и маги, более сильные, чем маги первого уровня. Они называются Высшими магами. Сила Высших магов, за исключением Нулевых, примерно одинакова. В Москве есть семь Светлых и четыре Тёмных Высших мага:
Гесер, глава московского Ночного Дозора
Антон Городецкий. Стал высшим в «Сумеречном дозоре».
Светлана, жена Антона, в Дозорах не работает.
Надя, дочь Антона и Светланы, нулевой маг. Инициирована в «Последнем Дозоре».
Завулон, глава Дневного Дозора
Юрий, заместитель Завулона по оперативной работе. В романе «Новый Дозор» сообщается, что он перебрался в Минск.
Николай, сотрудник Дневного Дозора. Упоминается в книгах «Дневной дозор» и «Лик черной Пальмиры». В романе «Новый Дозор» сообщается, что он «в отставке».
Эдгар, призванный маг из Таллинского дозора, впоследствии ставший Инквизитором, Высшим стал благодаря действию заклинания из книги «Фуаран»
Арина, ведьма, впоследствии стала Светлой
Самые сильные из высших магов — нулевые, или абсолютные, маги. В книгах упоминаются:
Светлый, а затем Тёмный маг Мерлин,
Вампир Константин Саушкин (стал нулевым благодаря заклинанию из книги Фуаран; умер через несколько суток),
Светлая Надежда Городецкая
«Магическая температура»
В Сумеречном Дозоре раскрывается природа силы Иных. Магическую силу производят люди и вообще все живые существа. Маги в большинстве случаев производят меньше силы, чем люди: их магическая температура ниже. Благодаря этому маги могут использовать силу, производимую людьми. Таким образом, все Иные являются паразитами, хотя большинство из них об этом не знает. Чем ниже магическая температура, тем сильнее Иной и тем выше его уровень. Самыми могущественными являются маги с нулевой температурой — Абсолютные, или Нулевые маги. За всю историю вражды Света и Тьмы известны несколько подобных иных: Надежда Городецкая (светлый маг), Мерлин (светлый, затем тёмный маг) и Костя Саушкин (тёмный маг и вампир).
Инициация и стороны Силы
Существует две стороны Силы — светлая и тёмная. Маг является Светлым или Тёмным не с рождения: он выбирает сторону Силы в момент инициации его другим действующим магом. Сторона, которую он выбирает, чаще всего зависит от душевного расположения, в котором он находится при инициации. Поэтому наставники стараются подготовить душевное состояние инициируемого, зачастую без его ведома. Но бывает так, что неинициированный Иной с самого начала склонен к какой-то стороне Силы.
До инициации будущий маг обладает лишь зачатками способности к магии. Такие маги называются неопределившимися или неинициированными. После инициации маг обычно проходит обучение и определяется его категория.
Для Светлых Иных важны такие ценности, как долг, верность, служение людям, любовь. Они питаются светлой энергией, которую выделяют люди, испытывающие «светлые», радостные переживания. При этом Светлые могут забрать все «светлые» чувства, что может пагубно повлиять на психику людей. Поэтому «тотальный» забор «светлых» эмоций используется только в самых крайних случаях. Светлый Иной, без особой причины совершивший поступок, несоответствующий этике Светлых, развоплощается, если не сумеет убедить себя, что его поступок был этически оправдан. С другой стороны, Светлые часто совершают сомнительные поступки: так, глава московского отделения Ночного Дозора Гесер часто жертвует своими подчинёнными ради победы над Тёмными.
Для Тёмных Иных важны такие ценности, как свобода, независимость, сила. Питаются Тёмные Иные тёмной энергией, которую выделяют люди, испытывающие «тёмные» переживания — страх, злобу удовольствие и т. д., что зачастую ведёт к кратковременному улучшению самочувствия людей. Затем негативные переживания возвращаются с двойной силой, в отличие от позитивных, которые не возвращаются. Тёмная сторона гораздо менее склонна к сочувствию к своим «пешкам». Так, за весь цикл Завулон успел «разыграть» огромное количество слабых тёмных, отдавая их ради различных целей (ради отвода глаз, ради устранения мешающих светлых и т. д.).
Дозоры и Инквизиция
Чтобы не уничтожить друг друга, Светлые и Тёмные Иные подписали Великий Договор о перемирии. Ночной Дозор, состоящий из Светлых магов, следит за Тёмными, а Дневной Дозор состоит из Тёмных магов и следит за Светлыми. Дозоры часто интригуют друг против друга, каждая сторона старается усилить себя и ослабить противника.
Не все маги входят в Дозоры. Часть предпочитает вести свою жизнь, не участвуя в войне между Светлыми и Тёмными.
Инквизиция, состоящая как из Тёмных, так и из Светлых магов, следит за соблюдением договора и карает магов, его нарушивших. Авторитет Инквизиции непререкаем. Хотя Инквизиция, вероятно, слабее как Ночного, так и Дневного Дозора, но при попытке Ночного Дозора взбунтоваться против Инквизиции, на сторону Инквизиции встанет Дневной Дозор и наоборот.
Большинство магов не понимают, что необходимы оба Дозора. Без Дневного Дозора Светлые (или некоторые из них) попытались бы «осчастливить» людей с катастрофическими результатами. Без Ночного Дозора Тёмные захотели бы поработить людей. Можно сказать, что оба дозора — в действительности инструменты Инквизиции.
В критических ситуациях, когда опасность угрожает всему магическому сообществу или всему миру, светлые и тёмные маги действуют совместно, иногда обмениваясь информацией и оказывая друг другу оперативную помощь, а иногда даже формируя единую группу из светлых и тёмных магов (как произошло в «Сумеречном Дозоре»).
По количеству сотрудников Инквизиция значительно уступает Дозорам, но входят в неё очень сильные маги — обычно, не ниже второго-третьего уровня, однако не обязательно. Кроме того, сотрудники Инквизиции имеют в своём арсенале сильные артефакты. Вампиров и оборотней в Инквизиции очень мало. Упоминаются только вампир Витезслав (убит Костей Саушкиным в «Сумеречном Дозоре»), и оборотень Хена, обращающийся в смилодона, один из самых старых Иных на Земле («Лик чёрной Пальмиры»).
В случае объявления открытой войны между Дозорами сотрудники Инквизиции присоединятся к одной из сторон, но в этом варианте развития событий Инквизиция скорее будет уничтожена, пытаясь предотвратить войну.
Заклинания
Артефакты/амулеты
Так же Иные способны создавать амулеты/жезлы, «заряжая» в них известные себе заклинания. Сила амулета зависит от длительности создания и «зарядки», ибо даже слабый Иной, потратив много времени и сил, может создать относительно сильный артефакт.
Артефакты/амулеты являются основным способом работы Ведьм и Целительниц с Сумраком. Для магов же всецело полагаться на амулеты/жезлы было, мягко говоря, зазорно, ибо «Сила мага — в умелом использовании Сумрака и заклинаний», однако их использовали повсеместно.
В более древние времена очень популярны были посохи — «гибрид обычного жезла и длинной дубины. Некоторые, скажем честно, владели дубинкой куда лучше, чем магией». Как рассказывается в «Последнем Дозоре», во время похода на премьеру фильма «Властелин Колец» сотрудники Ночного Дозора не смогли удержаться от смеха при виде сцены битвы посохами между Гэндальфом и Саруманом.
Сумрак
Содержание
Сумрак [ ]
Собирательное название шести параллельных измерений, существующих одновременно с нашим миром и связанных с ним.
Для входа в Сумрак нужно «натянуть на себя свою тень». Для взгляда сквозь Сумрак нужно, аналогично, «поймать глазами тень от век». Поэтому вход в Сумрак проблематичен в тех местах, где нет тени — например, в помещениях с многосторонним освещением. Однако при определённых хитростях (например, если создать тень на себе самом) вход в Сумрак осуществим даже при таких обстоятельствах. Пребывание в Сумраке требует от организма особых энергетических затрат, и потому чревато как для новообращённых Иных (так называемая сумеречная кома), так и для Иных со стажем. Сумрак не просто тянет Силу из Иного, он выкачивает жизненную энергию («и речь идёт не только о магической Силе, но и о банальном уровне глюкозы в крови»). На первом слое бушует ледяной ветер, но не такой, какой знаком людям. На остальных слоях вплоть до четвёртого включительно наблюдается подобное явление. У каждого Иного реакция на Сумрак индивидуальная — всё зависит от его силы и умения. Более сильные и опытные видят очертания предметов в Сумраке чётче, да и передвигаться им легче. Слабые же, чем глубже погружаются в Сумрак, тем более и более медлительны. На каждом слое Сумрака вплоть до третьего время течёт примерно в 3 раза быстрее, чем на предыдущем. То есть, когда на первом слое Сумрака проходит минута, в реальном мире пройдёт около 20 секунд. Энергетический барьер для преодоления каждой границы возрастает по экспоненте.
Для котов и большинства других животных не существует обычного мира и Сумрака — они живут во всех мирах сразу. Единственная известная форма жизни, обитающая в Сумраке — это синий мох. Он питается человеческими эмоциями (так же, как и Иные).
Но это лишь самая изученная форма жизни Сумрака.
Первый слой [ ]
Первый слой Сумрака похож на наш мир. Но он мёртв и высушен. Краски серые и смазанные. Время в нём течёт медленнее, чем в обычном мире. Но такой ход времени имеет место только для физических процессов. Все движения здесь замедлены. Очень трудно говорить, дышать, двигаться. Изо рта идёт пар. Слышен низкий отдалённый гул, похожий на звуки моря. Люди из этого слоя видны, как неясные тени. Сознание Иного и его тело в Сумраке живут по тому же времени, что и в обычном мире. На первом слое рельеф местности почти совпадает с земным. Практически все объекты из нашего мира там сохраняются.
В этом слое видна истинная суть вещей, видны места давних сражений, можно увидеть следы смерти (смерть вообще очень сильная магия — оставляет след на всех слоях Сумрака). К примеру, если взглянуть из Сумрака на газетную статью, можно прочитать то, о чём на самом деле думал или что подразумевал автор. Единственный обитатель — синий мох, питающийся человеческими эмоциями. Но если на него направить слишком много энергии, то мох не успевает её переварить и сгорает (если уничтожает его Светлый) или замерзает (если Тёмный).
Второй слой [ ]
Рельеф: Может не совпадать с реальным, но обычно близок к нему.
Небо: Днём затянуто густыми облаками, призрачный мёртвый свет, часто идет дождь. Ночью мутными пятнами светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая.
Второй слой выглядит куда более уныло, но чуть живее, чем первый. Красок вообще нет. Повсюду тяжёлый, свинцовый туман. Здесь движение ещё более заторможено. Небо затянуто густыми облаками. Из-под них прорывается призрачный мёртвый свет. Из туч часто идёт дождь, пахнущий аммиаком и гарью (но здесь запах не ощущается). Ночью высоко в небе, мутными пятнами пробивая облачную завесу, светят три луны — белая, жёлтая и кроваво-алая. Если в обычном мире подняться на высокую башню и из неё войти во второй слой, то падение вниз будет чрезвычайно медленным.
Третий слой [ ]
Четвёртый слой [ ]
В четвёртом слое тоже почти не видно цветов, но если взять песчинку и всмотреться, то угадываются зарождающиеся краски — дымный перламутр, цветные искорки, золотые крупинки. Небо розовато-белое — как будто смешали молочные реки с кисельными берегами да и выплеснули всё это в небеса. Никакого рельефа — бескрайняя песчаная равнина. Местами встречаются разбросанные чёрные валуны. В небе нет Солнца. В этом слое, как и во всех предыдущих, очень трудно находиться. У каждого Иного на четвёртый слой индивидуальная реакция — кому-то холодно, а кому-то жарко.
Пятый слой [ ]
На пятом слое находиться гораздо легче — он энергетически сбалансирован и почти пригоден для жизни. Здесь холодно, но нет леденящего ветра, уносящего жизненную энергию. Есть высокая трава и деревья (хотя не слышно шелеста листьев), а на небе — Солнце и тяжёлые фиолетовые облака, похожие на снеговые. Местами проходят грозы (особенность: молнии бьют из земли в небо). Но если всмотреться — можно заметить, что облака скорее сизые, чем фиолетовые; зелень травы — бледнее обычной земной; близкие вспышки молний не слепят глаза. Ночью небо белое, а звёзды чёрные. Этому пространству не хватает «натуральности».
Шестой слой [ ]
Шестой слой Сумрака ещё более натурален и реалистичен, чем пятый. Будучи «Магом вне категорий», Антон Городецкий понял это, и смог оказаться в нём, но только при помощи Мерлина. В этом слое пребывают все развоплощённые Иные. Некоторые из них способны подниматься и в более высокие слои Сумрака, вплоть до первого.
В 2006 году 6 слой Сумрака был полностью очищен от ушедших Иных. Остались только Мерлин и Галина Добронравова [1] С тех пор 6 слой вновь заселяется ушедшими Иными (со слов автора)
Седьмой слой [ ]
Венец Всего здесь скрыт. Всего лишь шаг остался.
Но он — наследие для сильных или умных,
Получишь всё и ничего, когда достать его сумеешь.
Иди вперед, коль ты силен, как я; иди назад, коль ты, как я, умён.
Начало и конец, глава и хвост, всё слито воедино
Седьмой слой — это реальный, человеческий мир. Сумрак, таким образом, закольцован. Сила, которую порождают люди и другие существа, опускается в Сумрак, проходит сквозь шесть его слоев и оказывается на седьмом — в мире людей, где и была порождена. Преодолеть границу между шестым слоем и реальным миром (то есть спуститься ниже на слой, а не идти обратно) могут только нулевые Иные.
Различные факты [ ]
Существуют сумеречные болезни. См. Сумеречные болезни Иных
Постоянная Планка для Сумрака называется Кентерберийской Константой. Может использоваться для расчете появления привидений. [3]
Высшие Иные могут находится-прятаться между слоями Сумрака так, что другой Высший ни на одном слое не сможет их увидеть. [4]
На 3 слое Сумрака растёт Шаманское дерево. Предположительно растёт только на 3 слое Сумрака Сибирской тайги, но точных данных нет. Вокруг этого дерева кружат тени упокоенных Иных, способных спуститься с 6 слоя. Общаются только с Шаманами. [5]
Есть места, где Иной может войти в Сумрак проще, чем обычно. (см. След Гермеса ) Также есть области, где Сумрак отсутствует начисто. [6]
Синий мох на первом слое Сумрака даже на чёрно-белых фотографиях остаётся синим. [7]