Судоку почему так называется
История судоку
Судоку – это головоломка с цифрами. Сегодня она настолько популярна, что большинство людей хорошо с ней знакомы или просто видели в печатных изданиях. В нашей статье мы расскажем, откуда появилась эта игра, а также кто придумал судоку.
Несмотря на японское название, история судоку начинается отнюдь не в Японии. Прообразом головоломки считают латинские квадраты Леонарда Эйлера – знаменитого математика, жившего в XVIII веке. Однако в таком виде, в котором она известна сегодня, ее изобрел Ховард Гарнс. Будучи по образованию архитектором, Гарнс попутно придумывал головоломки для журналов и газет. В 1979 году американское издание под названием «Dell Pencil Puzzles and Word Games» впервые напечатало на своих страницах судоку. Однако тогда головоломка не вызвала у читателей интереса.
Именно японцы первыми оценили ребус по достоинству. В 1984 году одно из японских печатных изданий впервые опубликовало головоломку. Она тут же получила широкое распространение. Тогда же головоломка и получила свое название — судоку. По-японски «су» означает «число», «доку» — «стоящее отдельно». Некоторое время спустя, этот ребус появился во многих печатных изданиях Японии. Кроме этого, выпускали отдельные сборники судоку. В 2004 году головоломку начали печатать газеты Великобритании, что положило начало распространению игры за пределами Японии.
Головоломка представляет собой квадратное поле со стороной из 9 клеток, поделенное в свою очередь на квадраты размером 3 на 3. Таким образом, большой квадрат поделен на 9 малых, общее количество ячеек которых составляет 81. В некоторых клетках изначально проставлены цифры-подсказки. Суть ребуса заключается в том, чтобы заполнить числами пустые ячейки так, чтобы ни в рядах, ни в колонках, ни в квадратах они не повторялись. В судоку используются цифры только от 1 до 9. От расположения цифр-подсказок зависит сложность головоломки. Самой сложной, конечно же, является та, которая имеет всего один вариант решения.
История судоку в наше время продолжается, причем успешно. Игра становится все более распространенной головоломкой во многом из-за того, что теперь ее можно найти не только на страницах газеты, но и в телефоне или компьютере. Кроме того, появились различные вариации этого ребуса – вместо цифр используют буквы, меняется количество ячеек и форма.
За 25 секунд родилась легенда. Как «крестный отец судоку» украл идею головоломки — и она понравилась миру
Основатель издательства Nikoli Маки Кадзи ушел из жизни в возрасте 69 лет. Его называли крестным отцом судоку — популярной головоломки с числами. Японец не придумал игру, но всего за 25 секунд придумал ей название и сделал популярной.
«Маки Кадзи, которого мы называли „крестным отцом судоку“ и который распространял в мире любовь к головоломкам, скончался в 22:54 10 августа 2021 года дома в Токио», — сообщили на сайте издательства.
Причиной смерти основателя издательства стала холангиокарцинома — рак желчных протоков.
Кадзи родился в 1951 году в Саппоро. Этот город находится на японском острове Хоккайдо. В старшей школе он увлекался теннисом, а интеллектуальными играми заинтересовался во времена студенчества. Кадзи недоучился в университете, устроившись на работу в полиграфическую компанию. В 1980 году он вместе с друзьями основал издательство Nikoli.
Немного из истории судоку
Головоломку с числами придумали не в издательстве Кадзи. Ее позаимствовали из американского журнала. В 1979 году архитектор Говард Гарнс представил судоку в издании Dell Pencil Puzzles and Word Games. Головоломку он назвал Number Place, что можно перевести как «место для цифры». На числовую игру обратил внимание Кадзи, которому такое название не понравилось.
«Я сразу увидел, что это очень интересная головоломка, решать ее — одно удовольствие. Но название Number Place меня как-то не зацепило — и я сочинил японский эквивалент», — рассказывал предприниматель в 2008-м.
Кадзи придумал фразу Suuji wa dokushin ni kagiru, означавшую «число используется только один раз». По его словам, он составил заголовок всего за 25 секунд, так как очень спешил на ипподром. Со временем длинное название сократили до судоку, где «су» означает число, а «доку» — одиночное.
В своем журнале Кадзи опубликовал судоку в 1984 году. Игра стала очень популярной в Японии. Затем новозеландец Вэйн Гулд написал программу для генерации головоломок. Несколько судоку он разместил в лондонских газетах в 2004 году.
Вскоре числовые головоломки стали разгадывать по всей Англии. Затем судоку стали публиковать в США и других странах. Головоломку до сих пор разгадывают по всему миру.
Чем интересна головоломка судоку?
Многие из нас любят коротать время за разгадыванием кроссвордов и головоломок, например судоку. Этот числовой ребус ещё с середины 80-х активно набирает популярность. Сегодня судоку публикуют во всевозможных периодических изданиях. А сборники этих головоломок различных вариаций и уровней сложности раскупают огромными тиражами. Чем же привлекает судоку?
История появления судоку
Судоку ошибочно называют «японской головоломкой» или «магическим квадратом». Хотя, на самом деле, изобретение судоку не имеет никакого отношения ни к магии, ни к Японии. Основу данной головоломки — игру «Латинский квадрат» — придумал Леонард Эйлер. Этот знаменитый математик родился в Швейцарии, но трудился многие годы в Петербургской академии на благо российской науки.
После, спустя почти два столетия, к «латинским квадратам» приложил руку Ховард Гарнс, американский архитектор, который подрабатывал, придумывая головоломки для газет. В 1979 году он модернизировал игру Эйлера и опубликовал в американском журнале головоломок и кроссвордов.
Хоть первое появление судоку и не вызвало фурора, чуть позже этот числовой ребус оценили японцы. И даже дали ему своё название, которое дословно переводится как «число, стоящее отдельно». Именно японцы и посодействовали судоку в развитии её популярности. Фото: fuzyonblog.com
Основа поиска решения
Судоку, на первый взгляд, чрезвычайно простой и понятный ребус. Для его решения не требуются определенные знания или словарный запас. Основа головоломки — квадрат, разделенный на 9 меньших квадратов (3 на 3), каждый из которых также разделен на 9 ячеек — по 3 в строке и столбце. То есть основное поле судоку представлено 81 ячейкой. Их необходимо заполнить цифрами от 1 до 9 так, чтобы ни в строке, ни в столбике, ни в отдельных 9-ти квадратах они не повторялись.
При этом в каждом судоку изначально проставлены некоторые цифры-подсказки. Их порядок, месторасположение предопределяет решение ребуса. Чем больше подсказок — тем легче уровень судоку. Максимально сложные судоку (в классическом варианте) могут иметь всего 17−16 подсказок.
Чтобы решить судоку, можно использовать многочисленные правила и стратегии, выведенные почитателями этой головоломки. Например, наиболее очевидное из них: просматривать изначально наиболее заполненные строки и столбцы. Или же полагаться исключительно на собственную логику и память. Чтобы решить судоку, можно использовать многочисленные правила и стратегии
Фото: Depositphotos
Разные вариации судоку
Свидетельство популярности
Кроме этого, о большой популярности судоку свидетельствует выпуск разнообразных настольных игр судоку, компьютерных, мобильных приложений По решению этой головоломки даже проводят международные соревнования, устанавливают рекорды Книги Гиннесса.
А ещё многие математики, ученые «ломают голову» над судоку. К примеру, подсчитывают, сколько есть вариантов расстановки, комбинаций цифр для стандартного размера судоку 9×9 (23-значное число!). Или устанавливают, сколько, как минимум, должно быть подсказок, чтобы головоломка имела одно единственно правильное решение. Фото: mag-cosmo-prod-s3.s3.amazonaws.com
Польза разгадывания судоку
И конечно, нельзя не отметить, что судоку не только интересно решать, но ещё и полезно. Многочисленными исследованиями доказано благотворное влияние разгадывания этой головоломки на работу головного мозга. Ведь в данном процессе задействуется память, активизируется логическое мышление, стимулируется умственная деятельность в целом.
Решение судоку развивает внимание, стратегическое мышление и многое другое. И самое главное, каждая разгаданная собственными усилиями головоломка — это маленькая победа, и она делает человека счастливее. Ради этого стоит уделить время судоку!
Судоку почему так называется
История Судоку проистекает от игры швейцарского математика 18-го века под названием «Латинские квадраты» (согласно этой статье от Economist), а некоторые из первых пазлов, появившихся в газетах, были опубликованы во Франции в 1895 году. Но современная игра Судоку, какой мы ее видим сегодня, была создана Говардом Гарнсом (Howard Garns), независимым разработчиком головоломок из Коннерсвилла, штат Индиана, США, в 1979 году, когда она была опубликована в журналах «Dell Pencil Puzzles» и «Word Games». Эта головоломка была известна под названием «Number Place», поскольку в ней требовалось размещать недостающие числа в пустые места на сетке, состоящей из 9 x 9 клеток.
Человек, вернувший Судоку «назад» в западный мир, был судьей из Новой Зеландии по имени Уэйн Гулд (Wayne Gould), который обнаружил Судоку в книжном магазине, когда проводил свой отпуск в Токио в марте 1997 года. Он быстро стал преданным энтузиастом Судоку и потратил следующие шесть лет на разработку компьютерной программы, которая могла бы создавать головоломки Судоку.
Издательство «The Times of London» начало публиковать головоломки Судоку в 2004 году, а первой американской газетой, в которой пазлы Судоку были опубликованы, было издательство «The Conway (New Hampshire) Daily Sun» в 2004 году. За последние 10 лет головоломки Судоку распространились по всему миру. Первый чемпионат мира по Судоку был проведен в Италии в 2006 году, а чемпионат мира по Судоку 2013 года проходил в Пекине.
Почему сегодня Судоку с нами в этом современном, быстро развивающемся мире? Одна из возможных причин заключается в том, что эта головоломка обращается к врожденному чувству порядка у людей. Есть что-то очень приятное в логическом заполнении пустых квадратов на сетке Судоку. Другая причина в том, что правила игры очень просты и понятны. Люди всех возрастов могут быстро научиться правилам игры и начать решать занимательные пазлы. Как свидетельствует уровень глобальной популярности Судоку, игрой легко делиться с друзьями по всему миру, потому что она основана только на числах и не требует знания языков.
Пока людям нравится проверять свои умственные способности, весело проводя время, Судоку будет оставаться популярной и любимой частью повседневной жизни для миллионов людей во всем мире!
Судоку
Содержание
Правила
Игровое поле представляет собой квадрат размером 9×9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9), называемые подсказками. От игрока требуется заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3×3 каждая цифра встречалась бы только один раз.
Сложность судоку зависит не от количества изначально заполненных клеток, а от методов, которые нужно применять для её решения. Самые простые решаются дедуктивно: всегда есть хотя бы одна клетка, куда подходит только одно число. Некоторые головоломки можно решить за несколько минут, на другие можно потратить часы.
Правильно составленная головоломка имеет только одно решение. Тем не менее, на некоторых сайтах в интернете под видом усложнённых головоломок пользователю предлагаются варианты судоку с несколькими вариантами решения, а также с ветвлениями самого хода решения.
Происхождение
Математическая основа
Задача обобщённого судоку на поле N²×N² является NP-полной, так как к ней сводится задача о заполнении латинского квадрата. [3]
Долгое время оставался открытым вопрос о минимальном количестве подсказок, необходимых для однозначного решения судоку. В частности, не было известно, существует ли однозначно решаемая судоку с 16 подсказками. Проект распределённых вычислений Sudoku@vtaiwan на платформе BOINC занимался поиском такой судоку. [4] В январе 2012 года появилось доказательство того, что однозначно решаемых судоку с 16 подсказками не существует. [5]
Методы поиска решения
Для решения судоку рекомендуется использовать карандаш, поскольку карандаш можно легко стереть в случае ошибки. Навыки решения головоломки приходят с практикой постепенно.
Лучший метод решения — записывать числа-кандидаты в вершине левого угла ячейки, а затем вычёркивать невозможные по правилам игры числа из данной ячейки. После этого можно увидеть именно те числа, которые могут занимать данную ячейку. Играть в судоку рекомендуется медленно, так как это расслабляющая игра. Некоторые головоломки можно решить за несколько минут, но на другие можно потратить часы или, в отдельных случаях, даже дни. Правильно составленная головоломка имеет единственное решение. (Однако существуют случаи, когда возможны циклические перестановки среди некоторых чисел, при которых решение переходит в другое решение, отличное от первого. Это связано с тем, что в исходной головоломке может быть задано недостаточное количество чисел.)
Сначала смотрят на ряды, столбцы и блоки 3×3 с наиболее заполненными квадратами: легче решить там, где вариантов меньше. При заполнении ячейки нужно проверить столбец, ряд и блок 3×3. Нужно проверить, что все другие 8 чисел не дублируются. Легче избежать ошибок в начале игры, чем когда в решённой загадке обнаружится противоречие. Если колонка и ряд имеют одну незаполненную ячейку, то заполняйте её. При заполнении рядов и столбцов исключать числа, которые уже вписаны.
Когда в судоку осталось несколько открытых ячеек в блоке 3×3 и только одна ячейка подходит для данного числа, то именно это число нужно записать в данную ячейку. Перед заполнением следует удостовериться, что вписываемое в ячейку число не будет встречаться в другой ячейке в том же столбце, строке или в блоке 3×3.
Когда в одном столбце, строке, или блоке 3×3 три любых ячейки имеют числа-кандидаты <1,2; 1,2; 1,3>, то число для третьей ячейки должно быть 3. Потому что, если бы это было число 1, то в одной из первых двух ячеек было бы число 2, а в другой не было бы ничего, но такого быть не может, поскольку все клетки должны быть заполнены.
Имеются две стратегии, используемые для увеличения скорости решения головоломки.
Выбрать число, которое было найдено для большинства строк, столбцов или блоков 3×3 в судоку. Для каждого блока 3×3, который не содержит это число, ищутся другие блоки 3×3 в том же самом ряду и столбце блоков 3×3, которые содержат это «наиболее решённое число» и в решаемом блоке, исключаются места, где это число, не может быть вписано в ячейку. Таким образом найдётся единственная ячейка для этого числа.
Число 9 встречается 6 раз в шести блоках 3×3. Таким образом, число 9 можно смело ставить в центральном нижнем блоке 3×3 в верхнем левом углу, а также во втором сверху правом блоке 3×3 в первой ячейке первого ряда. В центральном блоке 3×3 число 9 может стоять только в третьей ячейке второго ряда.
Середина верхнего ряда блоков 3×3 и середина нижнего ряда блоков 3×3 почти полностью заполнены. В середине верхнего блока три нерешённых числа — 1, 4, и 9. Анализируя такую ситуацию, можно вписать число 4 в центр блока, число 1 в правый верхний угол, а число 9 — в левый верхний угол. Аналогично можно поступить с нижним центральным блоком 3×3: в нём отсутствуют числа 6, 8 и 9. Ячейки заполняются последовательно: число 6 ставим в центр, число 9 в нижний правый угол, а число 8 в нижний левый угол.
Наиболее сложные судоку можно решать методом исключения («нить Ариадны»), для этого на отдельном листе в клеточку записывается текущее положение дел, выбирается поле, в котором могут стоять только два числа, при подстановке которых определяется как можно большее число пар в других клетках. Выбирается одно из чисел пары и подставляется в черновик. С вероятностью 50 % решение заведёт в тупик — что означает, что выбранное число было неправильным. В таком случае нужно «смотать нить» — вернуться к «развилке» и выбрать и подставить другое число. Если не было допущено ошибок в решении, подставленное число будет единственным верным.
Разновидности
Существует множество вариаций судоку:
Настольная игра судоку
Компьютерные игры
Версии для мобильных телефонов
Существуют несколько версий игры для мобильных телефонов, а также для смартфонов. Эти версии удобны тем, что могут сами создавать условие головоломки. Также они указывают на ошибки (противоречащие цифры подсвечиваются) или могут дать подсказку в решении. 9 цифр в стандартных судоку, назначенные на 9 цифровых кнопок на мобильном телефоне, делают процесс игры очень удобным.
Соревнования по решению судоку
Во многих странах проводятся различные турниры и соревнования по решению судоку. Чемпионаты мира по решению судоку проводит Международная федерация пазлспорта, с 2007 года в них определяется и команда-победительница.
Год | Место проведения | Чемпион | 2-й призёр | 3-й призёр | Команда-победительница |
---|---|---|---|---|---|
2006 | Лукка | Jana Tylova (Чехия) | Thomas Snyder (США) | Wei-Hwa Huang (США) | |
2007 | Прага | Thomas Snyder (США) | Yuhei Kusui (Япония) | Peter Hudak (Словакия) | Япония |
2008 | Гоа | Thomas Snyder (США) | Yuhei Kusui (Япония) | Jakub Ondrousek (Чехия) | Чехия |
2009 | Жилина | Jan Mrozowski (Польша) | Branko Ceranic (Сербия) | Robert Babilon (Чехия) | Словакия |
2010 | Филадельфия | Jan Mrozowski (Польша) | Jakub Ondrousek (Чехия) | Hideaki Jo (Япония) | Германия |
2011 | Эгер | Thomas Snyder (США) | Kota Morinishi (Япония) | Tiit Vunk (Эстония) | Германия |