Струп тест что делать
Что представляет собой тест, основанный на эффекте Струпа?
Эффект Струпа — довольно интересное явление, причина которого кроется в особенностях работы нашего мозга. Кто-то определенно что-то слышал об упражнениях, основанных на эффекте Струпа, кто-то — сталкивался с этим эффектом в жизни. Но не многие по-настоящему хорошо знакомы с эффектом Струпа и тестами, основанными на нем.
Тестирование заключается в том, чтобы посмотреть на картинку с цветом и назвать цвет. Но под цветом написаны слова, обозначающие другие цвета. Смотря на слово, мы на подсознании читаем его. В результате когда нас просят назвать цвет, в голову первым приходит именно то, что мы только что прочитали.
Чтобы пройти тест правильно, необходима предельная концентрация. Нам нужно сосредоточиться на задаче, чтобы дать правильный ответ.
Все дело именно в противоречии информации прочитанной и визуальной. Попробуйте найти цветной квадрат и назвать его цвет. Легко, неправда ли? А теперь найдите задание, основанное на эффекте Струпа, где под красным квадратом будет написано слово «синий». Та же задача будет усложнена в несколько раз.
Почему возникают подобные сложности?
На данный момент у ученых нет однозначного ответа на этот вопрос. Но уже достоверно установлено, что за чтение и распознавание разных цветов отвечают разные доли мозга. То, почему из двух вариантов выбирается именно прочитанный — неизвестно. Впрочем, есть одна доминирующая версия, которая заключается в том, что мозг, экономя свои ресурсы, выдает самый очевидный ответ.
Человеческий мозг быстрее воспринимает текстовую информацию, нежели воспринимает и называет подходящий цвет. «Прочитать и назвать» — хорошо отработанный механизм, поэтому мозг идет по проторенной дорожке, опять же, по причине экономии ресурсов.
Почему тест Струпа активно применяется в психологии?
В первую очередь он позволяет определить уровень гибкости когнитивного мышления. Чем быстрее человек переключается с чтения слов именно на визуальную информацию, тем лучше работают такие когнитивные его функции, как гибкость мышления, переключение и избирательность внимания.
Задания, на основе эффекта Струпа часто включают во всевозможные программы для развития и тренировки мозга, поскольку нашему мозгу крайне полезно формировать новые синаптические связи для развития основных когнитивных функций. Некоторые наши тренажеры также основаны на тестировании Струпа: посмотрите их прямо сейчас!
Любопытный факт: пару десятков лет назад тестирование на основе эффекта Струпа активно использовали спецслужбы. С помощью него они выявляли шпионов. В качестве тестирования им предлагались цветные картинки с названиями цветов, написанными на том языке, которого по легенде человек не должен знать. Если задача вызывала трудности у человека, который проходит тест — то это вызывало серьезные вопросы у тех, кто проверял его.
Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции
Тест предназначен для диагностики когнитивного стиля гибкость/ригидность когнитивного контроля. Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорноперцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.
Классический тест Струпа
Показателем эффективности выполнения задания служило среднее значение (по группе испытуемых) времени воспроизведения вслух всех стимулов карты (которых было обычно 100): t(ЧНЦч), t(НЦ), t(ЧНЦо) и t(НЦСо). Была обнаружена значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цветов шрифта этих слов (t(НЦСо)>>t(НЦ)) — она носит теперь название эффекта Струпа (Stroop Effect).
Интерференционное влияние цветов шрифта на чтение слов, напротив, было незначительным (t(ЧНЦо)—t(ЧНЦч)). Струп также отмечал, что многодневная тренировка называния цветов шрифта слов снижает интерференционное влияние значения слова на цвет шрифта в соответствии с кривой обучения, однако увеличивает интерференционное влияние цвета шрифта на значение слова.
Модификации теста Струпа
В дальнейшем классический вариант эксперимента Струпа стал применяться уже в несколько преобразованных формах. Так, Терстоун (1944) для изучения восприятия использовал четыре слова и цвета («красный», «зеленый», «синий» и «желтый»), черный фон карт, круги вместо квадратов на цветовых картах; Смит (1959) отказался от использования карты слов, а цветовую карту предложил заполнять не сплошными пятнами, а ‘X’-символами; Дженсен (1965) располагал стимулы на картах в случайном порядке, избегая повторений; Фрейзер (1963) создал дополнительную карту, на которой слова «черный», «желтый», «розовый» и «зеленый» были напечатаны шрифтом несоответствующих, но не конфликтных цветов: красного, коричневого, оранжевого и синего.
Объяснения эффекта Струпа
Сам Струп, анализируя полученные результаты, дал им следующее объяснение. «Те ассоциативные связи, которые были сформированы между словесными стимулами и реакцией чтения, являются, очевидно, более устойчивыми, чем те, которые были сформированы между цветовыми стимулами и реакцией называния. И если эти ассоциативные связи являются результатом тренировки, а различие в их силе примерно соответствует разнице в практическом использовании чтения слов и называния цветов, то вполне обоснованным выглядит заключение, согласно которому разница между скоростью чтения слов-названий цветов и скоростью называния цветов может быть весьма удовлетворительно объяснена различием степени тренированности этих двух действий. Словесный стимул ассоциативно связан с разнообразными реакциями: восхищением, называнием, достижением, избеганием и другими». Основанием для подобного заключения явились как результаты собственных экспериментов Струпа, так и те теоретические позиции, с которых проводились попытки дать объяснение факту доминирования в скорости процесса чтения слов над процессом называния соответствующих словам объектов. Джеймс МакКин Кеттелл, отметив этот интересный факт в 1886 году, дал ему удивительно современную и для сегодняшнего дня интерпретацию: «Это происходит потому, что в случае слов и букв ассоциация между идеей и названием имеет место настолько часто, что этот процесс происходит автоматически, тогда как в случае цветов и картинок мы должны произвольно и с усилием выбирать название». Интерпретация Кеттелла, апеллирующая к понятиям автоматичности и произвольности оказала сильное влияние в разное время на многих психологов, среди которых можно отметить В. Джеймса (1890), М. Познера и К. Снайдера (1975), В. Шнейдера и Р. Шиффрина (1977).
Были и другие альтернативные взгляды на затронутую Кеттеллом проблему наряду с представлением об автоматическом характере процесса чтения слов и позицией о различии в тренированности чтения слов и называния цветов. Холлингворт (1915) предположил, что чтение слов требует только артикуляции, а называние цветов наряду с артикуляцией нуждается еще и в использовании ассоциаций. Гарретт и Леммон (1924) выражали мнение, что называние цвета происходит дольше из-за фактора интерференции, обусловленного множеством возможных вариантов ответа.
Существуют и более узкие объяснения интерференции, возникающие в основном в рамках тех частных исследований, где активно используется задача Струпа. Выше уже говорилось о том широком диапазоне проблем из различных областей психологии, для решения которых используется и эта задача. Однако ее применение наряду с методической составляющей часто несет в себе еще и попытку выявления лежащих в самой порождаемом задачей эффекте механизмов.
В 1965 году Дженсен подверг многочисленные показатели выполнения задачи Струпа, предложенные разными исследователями, факторному анализу. Результаты этого факторного анализа, основанные на тестировании 436 испытуемых, были вполне определенными, так что вращение основных осей по методу варимакс не внесло существенных изменений. Из всех показателей были выделены только три фактора, которые охватили почти 99% различий всех показателей. Первый фактор лучше всего обозначить как фактор цветовой трудности (color difficulty). Он наилучшим образом отражается такими показателями, как t(НЦ)/t(ЧНЦч), t(ЧНЦч)/t(НЦ), t(НЦ)+t(ЧНЦч), которые связаны с ним очень тесно (r = 0,99), а с другими двумя факторами не имеют значимой связи (r
Тест Струпа
Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.
Предлагаем и вам пройти данный тест.
Тест Струпа. Часть 1.
Часть 1 из 3. Названия цветов напечатанные чёрным цветом (Т1)
Выберите цвет, который написан. Чем быстрее тем лучше. (Нажмите на картинку для увеличения)
Часть 2 из 3. Многоугольники выбранных цветов (Т2)
Перед вами — цветные многоугольники. Вам необходимо выбрать название цвета фона прямоугольника. Засекайте время, которое на это потребуется. (Нажмите на картинку для увеличения)
Часть 3 из 3. Названия цветов, напечатанных цветом отличным от значения слова (Т3)
Теперь более сложное задание. Вам нужно выбрать только цвет слова, которым оно напечатано. Старайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок. Время также фиксируется. (Нажмите на картинку для увеличения)
Расшифровка, трактовка, обработка и интерпретация результатов теста Струпа
Ваше время:
Часть 1. Названия цветов напечатанные чёрным цветом T1 = ваш результат Т1
Часть 2. Многоугольники выбранных цветов T2 = ваш результат Т2
Часть 3. Названия цветов напечатанных цветом отличным от значения слова T3 = ваш результат Т3
Струп тест что делать
Сидоренко Г.И, Комиссарова С.М. Фролов А.В, Воробьёв А.П.
Республиканский научно-практический центр «Кардиология», Беларусь
В большом арсенале методов функциональной кардиологической диагностики значительную роль играют так называемые нагрузочные тесты, позволяющие определить выносливость в условиях, приближенных к трудовым процессам. В современных условиях трудовой деятельности это нередко связано с информационными нагрузками. Нам представлялось целесообразным изучить возможности психоэмоционального тестирования при помощи метода Струпа, компьютеризированный вариант которого разработан нами [1].
Данный тест фигурирует с 1935 года как «Золотой стандарт» при изучении внимания и когнитивной сферы [2]. За период 1980-2003 г.г. было опубликовано более 41600 публикаций, посвященных этому методу. Stroop-color word test основан на предъявлении изображений или карточек с надписями двух видов. Один вариант представленной информации сделан так, что, совпадают слова и цвета (конгруэнтная информация). При другом варианте представленной информации – слова и цвета не совпадают (неконгруэнтная информация). Струп-эффект основан на способности человека читать слова более быстро и автоматически, чем различать наименования цветов. Оценка скорости переработки информации и количества допущенных ошибок позволяет судить о концентрации внимания в условиях информационных нагрузок.
В компьютерном варианте теста определяется время (t, c), скорость (V, бит/с ) выполнения теста, а также число ошибок (n) при выполнении конгруэнтного (Vср.) и неконгруэнтного (V3) варианта информации. При одновременной оценке в процессе выполнения теста уровня повышения систолического артериального давления (САД) можно рассчитать показатель (F), отражающий «физиологическую плату» за переработку информации по формуле: F = ΔСАД / V3, мм рт.ст./ бит/с.
Струп-эффект заключается в том, что продуктивность переработки информации различна в нейтральных и конфликтных условиях. Метод Струпа позволяет не только реализовать психоэмоциональное нагрузочное тестирование, но и количественно оценивать процесс переработки информации. Нам казалось целесообразным в ходе проведения психоэмоционального тестирования определять уровень нейровегетативной реакции напряжения организма. С этой целью было использовано определение вариабельности сердечного ритма (ВСР), которое проводилось как перед, так и после теста Струпа у 48 больных с нейроциркуляторной дистонией (НЦД) в возрасте от 25 до 48 лет (средний возраст 36,1±2,5 лет). При этом определялись временные, спектральные показатели ВСР, предложенные Европейской и Североамериканской кардиологической Ассоциацией [3], а также индекс напряжения ИН = Амо / 2ΔXМо, предложенный Р.М. Баевским и соавт.[4].
Результаты
Результаты тестирования представлены в таблице: у 24 (50%) испытуемых при проведении психоэмоционального тестирования наблюдалось состояние напряжения (фаза тревоги) нейровегетативной системы, характеризующееся активацией симпатического тонуса (LF>55%, LF/HF>2,5, ИН>150 усл.ед.) при хорошо сохраненной активности парасимпатического тонуса (HF>30%) и показателя общей вариабельности ритма (SDNN>50%). При оценке теста Струпа у этой категории испытуемых снижалась скорость переработки неконгруэнтной информации (V3 1,34±0,02 бит/с), сохранялось качество переработанной информации (n=0), наблюдалась высокая скорость переработки конгруэнтной информации (Vср.2,32±1,12 бит/с), а также высокая физиологическая плата за переработку информации (F 5,2±0,04 мм рт.ст./бит/с).
Таблица. Показатели ВСР до и после выполнения Струп-теста в различные фазы психоэмоционального напряжения (M±m)
Эффект Струпа
Пробовали ли вы когда-нибудь смотреть на картинку одного цвета, а называть другой? Если пробовали, то, скорее всего, знаете, что это довольно-таки непросто, ну а если не пробовали, то попробуйте – наверняка будете немало удивлены результатом. Ещё сложнее читать слова, означающие один цвет, но написанные другим, или же называть тот цвет, которым написано слово, а не само слово. Попробуйте сами (в форме игры позаниматься с тестом Струпа можно в нашем бесплатном курсе развития мышления «Нейробика»):
Дело в том, что отвлечься от значений слов трудно, учитывая то, что с самого детства мы учимся воспринимать информацию конкретным образом. Кстати говоря, провести небольшой словесно-цветовой опыт с восприятием мы решили далеко не случайно, а первые это и вовсе было сделано очень давно.
Эффект Струпа
Джон Ридли Струп (John Ridley Stroop; 21 марта 1897 года – 1 сентября 1973 года) – американский психолог, преподаватель психологии и богословия. Работал в области экспериментальной психологии, изучал познавательные процессы, в первую очередь внимание. Его статья «Исследование интерференции в серии вербальных реакций» является одной из самых цитируемых публикаций «Journal of Experimental Psychology», а различные модификации созданного им теста Струпа широко используются и в XXI веке.
При этом называть только Струпа автором теста – неправильно. Им разработан классический вариант, известный сегодня. Но идея использования словесно-цветовых сочетаний относится еще к разработкам немецкого психолога и физиолога Вильгельма Вундта и его ученика, американского психолога Джеймса Кеттела. Кеттел впоследствии станет родоначальником методов тестирования, одним из первых специалистов по психометрии и психодиагностике.
Как раз об этом классическом тесте мы и поговорим. Стандартное исполнение подразумевало предложение испытуемым трёх карт:
Исходя из этого, перед испытуемым выдвигались четыре варианта заданий:
Во время проведения эксперимента исследователи заметили, что самым трудным для тестируемых оказывалось именно четвёртое задание, а вот третье вызывало минимум затруднений.
Наложение информации
Феномен, характеризующийся тем, что один тип информации накладывается на другой, называется в науке термином «интерференция». Но более интересно то, что на первом месте для восприятия человека находится именно текст, а не цветовая составляющая, чем, собственно, и объясняются сложности с тем, чтобы назвать цвет.
И здесь начинает действовать та самая ловушка, которую всем мы знаем как когнитивное искажение. Другими словами, в сам процесс произнесения человеком текстовых данных включается их значение, тем самым инициируя «сбой системы» и искажая человеческое восприятие. Естественно, в конечном счёте, задание человеком выполняется, и он преодолевает возникшие перед ним трудности, однако это требует некоторых ментальных усилий и времени.
В чём же суть?
Речь представляет собой одно из самых великих «открытий» человечества. Учёные полагают, что именно этот факт является определяющим, когда мы говорим о выделении человеческого мозга из животного мира, ведь он самым прямым образом взаимосвязан с сознанием и мышлением.
После того как появилась устная речь, появилась письменная, и они, следует полагать, являются двумя сторонами одной «медали». Если говорить более конкретно, то формированием и распознаванием речи управляют конкретные отделы головного мозга, которые не совпадают с теми отделами, что ответственны за распознавание цветов. И именно на данной стадии, когда человек произносит цвет, он и сталкивается с наиболее серьёзными препятствиями в эксперименте, ведь его уже на «автомате» тянет прочитать и произнести то, что написано.
Изменение условий
Несмотря на всё вышеизложенное, представленный эффект можно наблюдать только тогда, когда под «цветными» словами людям предлагаются лишь названия цветов, причём на знакомом для них языке.
Так что же будет, если изменить условия эксперимента и предложить его участникам произнести цвета других слов, т.е. не названий цветов? А будет вот что – они совершенно легко, без каких бы то ни было затруднений выполнят задание.
Так, чтобы «запутать» человека и вызвать тот самый когнитивный диссонанс, применяя наложение информации, экспериментатор должен вызвать у него одновременно два цветовых образа, первый из которых должен активизировать память посредством значения слова и актуализировать образ цвета при помощи написанного понятия, а второй образ создаётся уже непосредственно самим цветом. Т.е. если по какой-либо из причин человек перестанет воспринимать смысл написанного, или же слово просто не создаст у него цветового образа, «запутывания» добиться не удастся и, следовательно, эффекта Струпа не возникнет.
Как синхронизировать разные области мозга?
Но есть ли возможность сделать так, чтобы отделы головного мозга, соперничающие друг с другом при выполнении задания, работали сообща?
В некотором смысле на этот вопрос можно ответить положительно. Дело в том, что если множество раз проделывать четвёртое задание эксперимента, т.е. называть цвета, которые не соответствуют словам, скорость правильного его выполнения увеличится.
Тем не менее, есть информация о том, что по истечении некоторого периода времени цвет начинает преобладать и забирать всё внимание человека на себя, что оказывает воздействие на скорость выполнения противоположного – третьего задания. Но волноваться по этому поводу не стоит, т.к., опять же, через некоторое время баланс восстанавливается, и человек становится способен с каждым разом переключаться всё быстрее.
Значение и применение эффекта Струпа
Довольно много времени прошло после того как впервые был проведён эксперимент Струпа, и исследователи имели прекрасную возможность рассмотреть его под совершенно разными углами. Они сравнивали результаты проходивших данный тест людей разных психических и физиологических состояний, возрастов и полов, вследствие чего смогли обнаружить определённые закономерности.
Мы же не станем приводить довольно объёмные результаты изысканий учёных или же их разные интерпретации, т.к. этому можно посвятить целую научную работу. Но всё же считаем нужным заметить, что эффект Струпа оказался феноменом очень неоднозначным, т.к. задействует немалое количество когнитивных механизмов.
Огромное внимание уделяется учёными уровню автоматизации некоторых простейших процессов, таких, к примеру, как прочтение слов. Вполне вероятно, что человек даже не вникает в суть текста, когда делает ошибку и произносит слово вместо того чтобы произнести цвет. Получается, что для максимально объективного описания эффекта Струпа все когнитивные процессы должны быть рассмотрены в комплексе, а это задача не из лёгких.
Учитывая также многомерность рассматриваемого нами эффекта, сфера, в которой он может применяться, довольно обширна. В настоящее время он взят за основу во множестве тренажёров и тестов, ставящих перед собой самые разные цели и направленных на решение задач различного характера. Например, в определённых ситуациях тренажёры и тесты могут быть направлены на отслеживание психофизического состояния испытуемых, а в других ситуациях – на отслеживание относительной степени их внимания.
С ростом популярности игр для мозга эффект Струпа стал использоваться в качестве основы для тренажёров развития когнитивной мобильности. Специалисты, использующие его, помогают людям учиться быстрее переключаться с выполнения одних функций на выполнение других, задействуя в порядке очерёдности разные отделы головного мозга, благодаря чему повышается его адаптивность и обеспечивается более эффективное выполнение задач разного характера. Кроме того, решение задач теста требует внимательности и включает память. Правда, в данном отношении все не так просто, ведь доказательств положительного влияния подобных тренировок на способности мозга здорового человека пока не так много. Но если вы стремитесь к развитию познавательных процессов, то как один из вариантов упражнения на основе теста Струпа можно рассмотреть. Они включены в наш бесплатный курс «Нейробика: тренировка и развитие мозга», присоединяйтесь.