Струп тест что это такое
Струп тест что это такое
многие наши проекты отмечены различными государственными премиями и наградами
Мысли о здоровье
Тот, кто лечится по медицинской энциклопедии, рискует заболеть от опечатки
Психоэмоциональное тестирование с помощью Струп-теста для оценки стрессовой реакции у человека
Сидоренко Г.И, Комиссарова С.М. Фролов А.В, Воробьёв А.П.
Республиканский научно-практический центр «Кардиология», Беларусь
В большом арсенале методов функциональной кардиологической диагностики значительную роль играют так называемые нагрузочные тесты, позволяющие определить выносливость в условиях, приближенных к трудовым процессам. В современных условиях трудовой деятельности это нередко связано с информационными нагрузками. Нам представлялось целесообразным изучить возможности психоэмоционального тестирования при помощи метода Струпа, компьютеризированный вариант которого разработан нами [1].
Данный тест фигурирует с 1935 года как «Золотой стандарт» при изучении внимания и когнитивной сферы [2]. За период 1980-2003 г.г. было опубликовано более 41600 публикаций, посвященных этому методу. Stroop-color word test основан на предъявлении изображений или карточек с надписями двух видов. Один вариант представленной информации сделан так, что, совпадают слова и цвета (конгруэнтная информация). При другом варианте представленной информации – слова и цвета не совпадают (неконгруэнтная информация). Струп-эффект основан на способности человека читать слова более быстро и автоматически, чем различать наименования цветов. Оценка скорости переработки информации и количества допущенных ошибок позволяет судить о концентрации внимания в условиях информационных нагрузок.
В компьютерном варианте теста определяется время (t, c), скорость (V, бит/с ) выполнения теста, а также число ошибок (n) при выполнении конгруэнтного (Vср.) и неконгруэнтного (V3) варианта информации. При одновременной оценке в процессе выполнения теста уровня повышения систолического артериального давления (САД) можно рассчитать показатель (F), отражающий «физиологическую плату» за переработку информации по формуле: F = ΔСАД / V3, мм рт.ст./ бит/с.
Струп-эффект заключается в том, что продуктивность переработки информации различна в нейтральных и конфликтных условиях. Метод Струпа позволяет не только реализовать психоэмоциональное нагрузочное тестирование, но и количественно оценивать процесс переработки информации. Нам казалось целесообразным в ходе проведения психоэмоционального тестирования определять уровень нейровегетативной реакции напряжения организма. С этой целью было использовано определение вариабельности сердечного ритма (ВСР), которое проводилось как перед, так и после теста Струпа у 48 больных с нейроциркуляторной дистонией (НЦД) в возрасте от 25 до 48 лет (средний возраст 36,1±2,5 лет). При этом определялись временные, спектральные показатели ВСР, предложенные Европейской и Североамериканской кардиологической Ассоциацией [3], а также индекс напряжения ИН = Амо / 2ΔXМо, предложенный Р.М. Баевским и соавт.[4].
Результаты
Результаты тестирования представлены в таблице: у 24 (50%) испытуемых при проведении психоэмоционального тестирования наблюдалось состояние напряжения (фаза тревоги) нейровегетативной системы, характеризующееся активацией симпатического тонуса (LF>55%, LF/HF>2,5, ИН>150 усл.ед.) при хорошо сохраненной активности парасимпатического тонуса (HF>30%) и показателя общей вариабельности ритма (SDNN>50%). При оценке теста Струпа у этой категории испытуемых снижалась скорость переработки неконгруэнтной информации (V3 1,34±0,02 бит/с), сохранялось качество переработанной информации (n=0), наблюдалась высокая скорость переработки конгруэнтной информации (Vср.2,32±1,12 бит/с), а также высокая физиологическая плата за переработку информации (F 5,2±0,04 мм рт.ст./бит/с).
Таблица. Показатели ВСР до и после выполнения Струп-теста в различные фазы психоэмоционального напряжения (M±m)
Тест Струпа
В чем заключается тест Струпа
Чтобы понять, что такое тест Струпа, посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово. Трудно, не правда ли? Смотря на слово, мы – вольно или невольно – читаем его, и, когда нас просят назвать цвет, первым в голову приходит именно прочитанный, а вовсе не фактический. Лишь сконцентрировавшись и мысленно отбросив то, что просится на язык первым, мы называем требуемое (причем не всегда с первого раза). Именно в этом и заключается эффект Струпа, а на данном эффекте в свою очередь построен тест Струпа.
Тот факт, что дело именно в противоречии между прочитанной информацией и увиденной, доказать достаточно легко. Посмотрите на иллюстрацию ниже – здесь нет каких-либо узнаваемых слов, поэтому вряд ли у вас возникнут проблемы с тем, чтобы назвать цвета, которыми напечатаны буквы алфавита. Тот же эффект был бы, если бы слова были написаны на незнакомом вам языке (и к этому мы вернемся чуть позже).
Почему так происходит? На самом деле у ученых пока нет однозначного ответа. Точно установлено, что за распознавание цветов и за чтение отвечают разные доли мозга, но почему из двух вариантов (прочитанный и фактический) выбирается именно первый – здесь мнения специалистов расходятся. Существует теория, связанная с экономией ресурсов, – видя слово на знакомом языке, мы автоматически его читаем, поэтому в голове появляется некий готовый ответ, и наш мозг решает: «Зачем тогда думать еще?»
Согласно другой теории (и ее придерживался сам Струп): мы прочитываем слово быстрее, чем можем распознать, вспомнить и назвать цвет. То есть реакция между прочитыванием и называнием проходит быстрее, чем между распознаванием цветов и называнием. Кроме того (и это можно считать третьим вариантом), для нашего мозга алгоритм «прочитать и назвать» более привычен, так как в жизни он используется явно чаще, и мозг просто идет проторенной дорожкой.
Эффект Струпа как психологический тест
Тест Струпа активно используется в психологии для определения гибкости когнитивного мышления. Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.
Помимо прочего, тест Струпа расскажет о возможности сосредоточиться и сконцентрировать внимание в данный конкретный момент. Высокий уровень стресса, наличие каких-либо нерешенных проблем, которые никак не выходят из головы, явная сонливость и т.д. мешают прохождению теста Струпа. Однако если у человека вроде бы все в порядке, а тест все равно дается ему с явным трудом из-за невозможности сосредоточиться, то, возможно, испытуемому стоит обратить внимание на способности к концентрации.
Также задачи на основе теста Струпа часто включают в различные программы по саморазвитию и тренировке мозга, так как для нашего разума в принципе полезно устанавливать новые связи и уметь переключаться между ними (подробнее мы о этом и о различных вариантах тренировок говорим в материале, посвященном нейробике, или гимнастике для мозга).
Интересный факт об эффекте Струпа: он нашел применение и в контрразведке – его использовали для вычисления шпионов. Лица, жившие под прикрытием в другой стране, могли прекрасно знать свою легенду, но их выдавала неконтролируемая реакция на эффект Струпа. Человеку, которого подозревали в шпионаже в пользу другого государства, давали лист с перечислением цветов на том языке, который он, согласно легенде, знать не должен. Если называние цветов, которыми написаны слова, вызывало сложности, это, в свою очередь, вызывало вопросы у проверяющих органов. Ведь, как мы говорили, эффект Струпа работает, только если вы в состоянии прочитать слова и они вам хорошо знакомы.
Тест Струпа: немного истории
Американский психолог Джон Ридли Струп опубликовал статью об эффекте, названном в его честь, в 1935 году. Также аналогичные исследования были описаны в немецком журнале 6 годами ранее, а первые подобные наработки были известны еще с XIX века. Струп провел следующий эксперимент. Он давал испытуемым три списка: в первом названия цветов были напечатаны черными чернилами; во втором цвет слова и его значение не совпадали (как в нашем примере); в третьем были просто группы квадратов разных цветов.
Сначала участников просили назвать цвета, которые обозначают слова первого и второго списка, а также назвать цвета геометрических фигур. С этим практически ни у кого не было проблем. А вот обратная задача – назвать цвет чернил, которыми напечатаны слова, – в случае со вторым списком вызывала явные затруднения. Испытуемые выдавали ответы с задержкой, часто путали написанные и фактические цвета. Этот эксперимент и стал основой для написания статьи, затем теста и вообще дальнейшего изучения данного вопроса.
Модифицированный онлайн-тест Струпа
Для тех, кто хочет проверить, отражается ли на нем эффект Струпа и как именно, мы составили соответствующий тест. Наш вариант отличается от оригинального эксперимента и модифицирован таким образом, чтобы быть показательным при прохождении его онлайн. Как и все наши тесты, он бесплатен и доступен для прохождения без регистрации.
Тест состоит из двух частей и в общей сложности включает 30 вопросов. Инструкция для обеих частей теста Струпа одинакова: постарайтесь давать ответы как можно быстрее. Первая часть (10 вопросов) – контрольная, для разминки. Заранее скажем, что здесь фактический и прочитанный цвета будут совпадать. Во второй части (20 вопросов) используется эффект Струпа. Сравните точность и время прохождения обеих частей.
Что представляет собой тест, основанный на эффекте Струпа?
Эффект Струпа — довольно интересное явление, причина которого кроется в особенностях работы нашего мозга. Кто-то определенно что-то слышал об упражнениях, основанных на эффекте Струпа, кто-то — сталкивался с этим эффектом в жизни. Но не многие по-настоящему хорошо знакомы с эффектом Струпа и тестами, основанными на нем.
Тестирование заключается в том, чтобы посмотреть на картинку с цветом и назвать цвет. Но под цветом написаны слова, обозначающие другие цвета. Смотря на слово, мы на подсознании читаем его. В результате когда нас просят назвать цвет, в голову первым приходит именно то, что мы только что прочитали.
Чтобы пройти тест правильно, необходима предельная концентрация. Нам нужно сосредоточиться на задаче, чтобы дать правильный ответ.
Все дело именно в противоречии информации прочитанной и визуальной. Попробуйте найти цветной квадрат и назвать его цвет. Легко, неправда ли? А теперь найдите задание, основанное на эффекте Струпа, где под красным квадратом будет написано слово «синий». Та же задача будет усложнена в несколько раз.
Почему возникают подобные сложности?
На данный момент у ученых нет однозначного ответа на этот вопрос. Но уже достоверно установлено, что за чтение и распознавание разных цветов отвечают разные доли мозга. То, почему из двух вариантов выбирается именно прочитанный — неизвестно. Впрочем, есть одна доминирующая версия, которая заключается в том, что мозг, экономя свои ресурсы, выдает самый очевидный ответ.
Человеческий мозг быстрее воспринимает текстовую информацию, нежели воспринимает и называет подходящий цвет. «Прочитать и назвать» — хорошо отработанный механизм, поэтому мозг идет по проторенной дорожке, опять же, по причине экономии ресурсов.
Почему тест Струпа активно применяется в психологии?
В первую очередь он позволяет определить уровень гибкости когнитивного мышления. Чем быстрее человек переключается с чтения слов именно на визуальную информацию, тем лучше работают такие когнитивные его функции, как гибкость мышления, переключение и избирательность внимания.
Задания, на основе эффекта Струпа часто включают во всевозможные программы для развития и тренировки мозга, поскольку нашему мозгу крайне полезно формировать новые синаптические связи для развития основных когнитивных функций. Некоторые наши тренажеры также основаны на тестировании Струпа: посмотрите их прямо сейчас!
Любопытный факт: пару десятков лет назад тестирование на основе эффекта Струпа активно использовали спецслужбы. С помощью него они выявляли шпионов. В качестве тестирования им предлагались цветные картинки с названиями цветов, написанными на том языке, которого по легенде человек не должен знать. Если задача вызывала трудности у человека, который проходит тест — то это вызывало серьезные вопросы у тех, кто проверял его.
Тест Струпа
Если человек может быстро переключиться с чтения слов на называние цветов, значит, его когнитивное мышление достаточно гибкое. В тесте замеряют время, которое необходимо для обычного называния цветов и для аналогичного действия с применением эффекта Струпа. Кроме того, отслеживают число ошибок.
Предлагаем и вам пройти данный тест.
Тест Струпа. Часть 1.
Часть 1 из 3. Названия цветов напечатанные чёрным цветом (Т1)
Выберите цвет, который написан. Чем быстрее тем лучше. (Нажмите на картинку для увеличения)
Часть 2 из 3. Многоугольники выбранных цветов (Т2)
Перед вами — цветные многоугольники. Вам необходимо выбрать название цвета фона прямоугольника. Засекайте время, которое на это потребуется. (Нажмите на картинку для увеличения)
Часть 3 из 3. Названия цветов, напечатанных цветом отличным от значения слова (Т3)
Теперь более сложное задание. Вам нужно выбрать только цвет слова, которым оно напечатано. Старайтесь делать это как можно быстрее и без ошибок. Время также фиксируется. (Нажмите на картинку для увеличения)
Расшифровка, трактовка, обработка и интерпретация результатов теста Струпа
Ваше время:
Часть 1. Названия цветов напечатанные чёрным цветом T1 = ваш результат Т1
Часть 2. Многоугольники выбранных цветов T2 = ваш результат Т2
Часть 3. Названия цветов напечатанных цветом отличным от значения слова T3 = ваш результат Т3
Тест Струпа. Методика словесно-цветовой интерференции
Тест предназначен для диагностики когнитивного стиля гибкость/ригидность когнитивного контроля. Этот когнитивный стиль характеризует степень субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта. Ригидный контроль свидетельствует о трудностях в переходе от вербальных функций к сенсорноперцептивным в силу низкой степени их автоматизации, тогда как гибкий — об относительной легкости такого перехода в силу высокой степени их автоматизации.
Классический тест Струпа
Показателем эффективности выполнения задания служило среднее значение (по группе испытуемых) времени воспроизведения вслух всех стимулов карты (которых было обычно 100): t(ЧНЦч), t(НЦ), t(ЧНЦо) и t(НЦСо). Была обнаружена значительная интерференция, оказываемая несоответствующими значениями слов на называние цветов шрифта этих слов (t(НЦСо)>>t(НЦ)) — она носит теперь название эффекта Струпа (Stroop Effect).
Интерференционное влияние цветов шрифта на чтение слов, напротив, было незначительным (t(ЧНЦо)—t(ЧНЦч)). Струп также отмечал, что многодневная тренировка называния цветов шрифта слов снижает интерференционное влияние значения слова на цвет шрифта в соответствии с кривой обучения, однако увеличивает интерференционное влияние цвета шрифта на значение слова.
Модификации теста Струпа
В дальнейшем классический вариант эксперимента Струпа стал применяться уже в несколько преобразованных формах. Так, Терстоун (1944) для изучения восприятия использовал четыре слова и цвета («красный», «зеленый», «синий» и «желтый»), черный фон карт, круги вместо квадратов на цветовых картах; Смит (1959) отказался от использования карты слов, а цветовую карту предложил заполнять не сплошными пятнами, а ‘X’-символами; Дженсен (1965) располагал стимулы на картах в случайном порядке, избегая повторений; Фрейзер (1963) создал дополнительную карту, на которой слова «черный», «желтый», «розовый» и «зеленый» были напечатаны шрифтом несоответствующих, но не конфликтных цветов: красного, коричневого, оранжевого и синего.
Объяснения эффекта Струпа
Сам Струп, анализируя полученные результаты, дал им следующее объяснение. «Те ассоциативные связи, которые были сформированы между словесными стимулами и реакцией чтения, являются, очевидно, более устойчивыми, чем те, которые были сформированы между цветовыми стимулами и реакцией называния. И если эти ассоциативные связи являются результатом тренировки, а различие в их силе примерно соответствует разнице в практическом использовании чтения слов и называния цветов, то вполне обоснованным выглядит заключение, согласно которому разница между скоростью чтения слов-названий цветов и скоростью называния цветов может быть весьма удовлетворительно объяснена различием степени тренированности этих двух действий. Словесный стимул ассоциативно связан с разнообразными реакциями: восхищением, называнием, достижением, избеганием и другими». Основанием для подобного заключения явились как результаты собственных экспериментов Струпа, так и те теоретические позиции, с которых проводились попытки дать объяснение факту доминирования в скорости процесса чтения слов над процессом называния соответствующих словам объектов. Джеймс МакКин Кеттелл, отметив этот интересный факт в 1886 году, дал ему удивительно современную и для сегодняшнего дня интерпретацию: «Это происходит потому, что в случае слов и букв ассоциация между идеей и названием имеет место настолько часто, что этот процесс происходит автоматически, тогда как в случае цветов и картинок мы должны произвольно и с усилием выбирать название». Интерпретация Кеттелла, апеллирующая к понятиям автоматичности и произвольности оказала сильное влияние в разное время на многих психологов, среди которых можно отметить В. Джеймса (1890), М. Познера и К. Снайдера (1975), В. Шнейдера и Р. Шиффрина (1977).
Были и другие альтернативные взгляды на затронутую Кеттеллом проблему наряду с представлением об автоматическом характере процесса чтения слов и позицией о различии в тренированности чтения слов и называния цветов. Холлингворт (1915) предположил, что чтение слов требует только артикуляции, а называние цветов наряду с артикуляцией нуждается еще и в использовании ассоциаций. Гарретт и Леммон (1924) выражали мнение, что называние цвета происходит дольше из-за фактора интерференции, обусловленного множеством возможных вариантов ответа.
Существуют и более узкие объяснения интерференции, возникающие в основном в рамках тех частных исследований, где активно используется задача Струпа. Выше уже говорилось о том широком диапазоне проблем из различных областей психологии, для решения которых используется и эта задача. Однако ее применение наряду с методической составляющей часто несет в себе еще и попытку выявления лежащих в самой порождаемом задачей эффекте механизмов.
В 1965 году Дженсен подверг многочисленные показатели выполнения задачи Струпа, предложенные разными исследователями, факторному анализу. Результаты этого факторного анализа, основанные на тестировании 436 испытуемых, были вполне определенными, так что вращение основных осей по методу варимакс не внесло существенных изменений. Из всех показателей были выделены только три фактора, которые охватили почти 99% различий всех показателей. Первый фактор лучше всего обозначить как фактор цветовой трудности (color difficulty). Он наилучшим образом отражается такими показателями, как t(НЦ)/t(ЧНЦч), t(ЧНЦч)/t(НЦ), t(НЦ)+t(ЧНЦч), которые связаны с ним очень тесно (r = 0,99), а с другими двумя факторами не имеют значимой связи (r