Структура библиотеки что это такое
Структура, функции библиотеки
Структура библиотеки – совокупность её подразделений, установление их соподчиненности и взаимоотношений, распределение между ними функций и полномочий. Структура зависит от типа библиотеки, её задач, величины книжного фонда, объема и характера работы по обслуживанию читателей.
В библиотечной практике встречается сочетание лингвистической, видовой, отраслевой, функциональной (или технологической) структур. Чаще всего используется сочетание функциональных структур с отраслевой, в частности, создание читальных залов, отделов по отраслевому признаку; с лингвистической – создание отделов иностранной и национальной литературы; с видовой – создание отделов редких книг и рукописей.
Структура библиотек одного типа, за исключением крупнейших, унифицирована. В библиотеках выделяется абонемент, читальный зал, детское отделение, библиографический отдел. В зависимости от групп системы в библиотеках выделяются следующие отделы:
1) отдел обслуживания,
2) отдел комплектования и обработки литературы,
3) организационно- методический отдел,
4) сектор обслуживания работников сельского хозяйства,
5) нотно-музыкальный отдел,
6) информационно – библиографический отдел,
8) административно – хозяйственный отдел.
Основными функциями библиотеки являются:
1) Кумулятивная функция библиотеки реализуется посредством сбора и концентрации разнообразных по форме, содержанию и целевому назначению документов независимо от времени и места их создания.
2) Мемориальная. Суть мемориальной функции заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи во времени и пространстве.
2) Коммуникативная. Коммуникативная функция библиотеки реализуется посредством удовлетворения информационных и социально-культурных потребностей пользователей
5) Производственно-вспомогательная. Научно-вспомогательные и производственно-вспомогательные функции реализуются путем создания условий для информационного содействия науке, экономике и производству.
6) содействие систематическому образованию, самообразованию;
7) обеспечение возможности для творческого развития личности;
приобщение людей к культурному наследию, развитие в них способности воспринимать искусство, научные достижения;
8) Досуговая. Досуговая функция библиотеки реализуется путем создания условий для организации интеллектуального досуга.
Новое на сайте
Обращение к первичным формам искусства вполне понятно в наше время. Интерес к далекому прошлому тем сильнее, чем больше желание заглянуть в будущее и понять настоящее.
Организационная структура библиотеки
Организационную структуру библиотеки можно определить как целостную, упорядоченную совокупность относительно самостоятельных подразделений, реализующих закрепленные за ними функции и цели, наделенных соответствующей
32 компетенцией2 и находящихся в определенных отношениях между собой. Выделяют производственную и управленческую структуру. Они взаимосвязаны и составляют единую комплексную структуру библиотеки, в рамках которой осуществляется конкретная деятельность, позволяющая достигать конкретных результатов.
Формирование организационной структуры библиотеки в общем плане есть процесс выявления и группирования родственных и функционально связанных между собой видов работ и распределение их по соответствующим структурным подразделениям. Виды работ (операций) объединяются в блоки, которые затем соединяются в логической последовательности. Первичным звеном, с которого начинается создание производственной структуры библиотеки, выступает рабочее место, определяемое дифференциацией и обособлением особенных (специфических) видов библиотечного труда. Интеграция рабочих мест дает более сложные структурные образования библиотечного процесса: участки, группы, секторы, отделы.
Наибольшее распространение в практике получила функционально-технологическая структура. Ее основу составляют три главных цикла (раздела) библиотечного труда: комплектование фондов, организация обслуживания читателей и библиографическая деятельность.
В крупных библиотеках одной функциональной структуры недостаточно. Применяются отраслевая, лингвистическая структуры, структура, ориентированная по виду информационных источников, и др. Если, например, определяющим фактором производственной структуры библиотеки являются специальные (отраслевые) области обслуживания читателей, то выделяются отраслевые читальные залы и отделы. В библиотеках с фондами на многих языках часто используется лингвистическая структура. Приобретение и обработка литературы, организация обслуживания осуществляются в таких случаях раздельно по языковому принципу на базе соответствующих самостоятельных подразделений.
Организационная структура по видам источников информации предусматривает создание особых отделов для работы с книгами и периодикой, аудиовизуальными средствами, микроформами и др. (картографические, нотно-музыкальные материалы). Важное место в структуре публичных и некоторых специальных библиотек занимают подразделения, работающие с литературой о крае. Этой группе структурных подразделений свойственны как комплексный характер построения, так и обособление от подразделений, занятых обслуживанием читателей. Такие отделы самостоятельно приобретают, обрабатывают, используют и организуют хранение своих фондов, образуя своего рода «библиотеку в библиотеке». Крупные библиотеки, выполняющие функции центральных, создают специальные структурные подразделения по координационнометодическому обеспечению деятельности библиотек ведомственной, отраслевой или территориальной библиотечной сети (системы).
Ни одну из названных форм организационной структуры нельзя признать рациональной. Современным требованиям наиболее соответствует комбинированная структура, в каждом отдельном случае учитывающая совокупность различных факторов, оказывающих влияние на формирование организационной структуры библиотеки.
В библиотеке выделяют управляемую (или объект управления) и управляющую подсистемы. Первая осуществляет библиотечный процесс во всем его многообразии; вторая — управляет библиотечной и хозяйственной деятельностью, а также занимается совершенствованием организации деятельности библиотеки. Управленческая структура библиотеки призвана способствовать выполнению функций управления всеми процессами в библиотеке, правильному и четкому распределению обязанностей между структурными подразделениями и работниками и обеспечивать согласованную и эффективную работу структурных подразделений. Организационноуправленческая структура является производной от производственной структуры. Однако, будучи таковой, она существенно влияет на построение и изменение производственной структуры. Чрезмерное усложнение управленческой структуры влечет за собой усложнение и производственной, создание новых от-
34 делов, секторов, групп и т. д., что отрицательно влияет на гибкость подразделений. В управленческую структуру входят руководители библиотеки и ее структурных подразделений, а также специальные подразделения (бухгалтерия, плановоэкономический, организационно-технологический отделы, отдел кадров, канцелярия и др.) или отдельные специалисты, выполняющие управленческие функции.
Организационная структура библиотеки не является чем-то застывшим, раз и навсегда определенным. Ее совершенствование,
упорядочение (укрепление мелких и ликвидация излишних структурных подразделений путем централизации и совмещения выполняемых ими функций, упрощение самой организации процесса, распределение обязанностей внутри структурных подразделений и согласование их деятельности в целом) происходят во многом индивидуально в зависимости от типа библиотеки, масштабов ее деятельности, объема и структуры библиотечных услуг и продукции, сложности и разнообразия технологического процесса, численности библиотечного персонала и других факторов. Организационная структура динамична, она реагирует на изменяющиеся технологии, новые методы работы, функциональные задачи. Вместе с тем она должна быть достаточно устойчивой, поскольку частые реорганизации так же нежелательны, как и десятилетиями неизменные, сдерживающие развитие библиотеки организационные формы.
Грачев В. И. Библиотекарь в системе социально-коммуникационной деятельности библиотек // Научно-технические библиотеки. 1992, Ms 6.С. 11—20.
Каптерев А. И. Документ в библиотеке: ресурс и продукт // Научно-технические библиотеки. 1992. Ms 7. С. 4—15.
Карташов Н. С. Анализ и пути обеспечения соответствия библиотечных фондов читательским потребностям // Теоретико-методологические проблемы библиотечно-библнографической науки и практики. Межвуз. сб. науч. тр. М., 1992. С. 28—45.
Петрова Л. Г. Некоторые проблемы развития и совершенствования организационно-функциональной структуры крупных универсальных научных библиотек // Научно-технические библиотеки СССР. 1990.
Столяров Ю. Н. Библиотека как система // Книга. Исследования и материалы. Сб. 49. М., 1984. С. 59—79.
Федеральный закон о библиотечном деле // Библиотековедение. 1995. Ms 1. С. 3—17.
Реферат «Структура управления библиотекой.»
Выбранный для просмотра документ 1. Структура управления библиотекой.docx
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
по дополнительной профессиональной образовательной программе
____ ____ «Структура управления библиотекой.» ____________
Енова Фаина Афанасьевна
__ секретарь учебной части ______
__ МОУ «Социокультурный центр» ___
Номер и дата договора:
_____ № 2016/03-804-11 от 14 ноября 2016г. _____
п. Лопхари, Тюменская область
I. Организация структуры управления
В этом контексте стоит отметить, что современное развитие информационных систем приводит к формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе получили название «виртуальных» компаний (организаций). Под ними понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам) предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети, обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями становятся «прозрачными», и каждая из них может рассматриваться представителем компании в целом.
3. Виды бюрократических структур управления организацией
5. Тенденции эволюции организационных структур
В заключении важно подчеркнуть, что экспериментирование с разработкой и введением новых структур управления стало характерной чертой последнего десятилетия XX в. В ходе этих экспериментов нередко используются самые разнообразные комбинации известных видов и типов структур, приспосабливаемых организациями к конкретным условиям их функционирования. Но все же главная тенденция состоит в том, чт о каждая последующая структура становится более простой и гибкой по сравнению с ранее действовавшими. При этом называются следующие десять требований и характеристик формирования эффективных структур управления: 1) сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом; 2) уменьшение числа уровней управления; 3) групповая организация труда как основа новой структуры управления; 4) ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей; 5) создание условий для гибкой комплектации продукции; 6) минимизация запасов; 7) быстрая реакция на изменения; 8) гибко переналаживаемое оборудование; 9) высокая производительность и низкие затраты; 10) безупречное качество продукции и ориентация на прочные связи с потребителем.
Можно не сомневаться в том, что в ближайшем будущем мы столкнемся с большим разнообразием структур, каждая из которых будет отвечать потребностям конкретной организации.
Организационная структура библиотеки
Совокупность протекающих в библиотеке частных процессов, приводящих к получению конечных результатов деятельности (предоставление услуг, выпуск и реализация продукции), представляет собой единый процесс. Именно в этом процессе происходит объединение сотрудников библиотеки, а его содержание оказывает определяющее воздействие на организационное построение (структуру) библиотеки и ее структурных единиц (подразделений).
Организационную структуру библиотеки можно определить как целостную, упорядоченную совокупность относительно самостоятельных подразделений, реализующих закрепленные за ними функции и цели, наделенных соответствующей
компетенцией1 и находящихся в определенных отношениях между собой Выделяют производственную и управленческую структуру. Они взаимосвязаны и составляют единую комплексную структуру библиотеки, в рамках которой осуществляется конкретная деятельность, позволяющая достигать конкретных результатов.
Формирование организационной структуры библиотеки в общем плане есть процесс выявления и группирования родственных и функционально связанных между собой видов работ и распределение их по соответствующим структурным подразделениям. Виды работ (операций) объединяются в блоки, которые затем соединяются в логической последовательности. Первичным звеном, с которого начинается создание производственной структуры библиотеки, выступает рабочее место, определяемое дифференциацией и обособлением особенных (специфических) видов библиотечного труда. Интеграция рабочих мест дает более сложные структурные образования библиотечного процесса: участки, группы, секторы, отделы.
Наибольшее распространение в практике получила функционально-технологическая структура. Ее основу составляют три главных цикла (раздела) библиотечного труда: комплектование фондов, организация обслуживания читателей и библиографическая деятельность. Персонал библиотеки, занятый в этих циклах библиотечной работы, объединяется в трех соответственно именуемых отделах. С расширением задач и объема деятельности библиотеки и увеличением численности персонала появляется необходимость деления отделов на секторы, участки, службы.
В крупных библиотеках одной функциональной структуры недостаточно. Применяются отраслевая, лингвистическая структуры, структура, ориентированная по виду информационных источников, и др. Если, например, определяющим фактором производственной структуры библиотеки являются специальные (отраслевые) области обслуживания читателей, то выделяются отраслевые читальные залы и отделы. В библиотеках с фондами на многих языках часто используется лингвистическая структура. Приобретение и обработка литературы, организация обслуживания осуществляются в таких случаях
‘ Компетенция, или совокупность полномочий (прав, обязанностей и ответственности) структурного подразделения устанавливается в Положении (Уставе) о данной библиотеке и представляет собой формальное описание выполняемых подразделением функций и т. д
раздельно по языковому принципу на базе соответствующих самостоятельных подразделений.
Организационная структура по видам источников информации предусматривает создание особых отделов для работы с книгами и периодикой, аудиовизуальными средствами, микроформами и др. (картографические, нотно-музыкальные материалы). Важное место в структуре публичных и некоторых специальных библиотек занимают подразделения, работающие с литературой о крае. Этой группе структурных подразделений свойственны как комплексный характер построения, так и обособление от подразделений, занятых обслуживанием читателей. Такие отделы самостоятельно приобретают, обрабатывают, используют и организуют хранение своих фондов, образуя своего рода «библиотеку в библиотеке». Крупные библиотеки, выполняющие функции центральных, создают специальные структурные подразделения по координационно-методическому обеспечению деятельности библиотек ведомственной, отраслевой или территориальной библиотечной сети (системы).
Ни одну из названных форм организационной структуры нельзя признать рациональной. Современным требованиям наиболее соответствует комбинированная структура, в каждом отдельном случае учитывающая совокупность различных факторов, оказывающих влияние на формирование организационной структуры библиотеки. Состав подразделений может варьироваться в зависимости от особенностей, условий работы, традиций конкретных библиотек.
делов, секторов, групп и т. д., что отрицательно влияет на гибкость подразделений.. В управленческую структуру входят руководители библиотеки и ее структурных подразделений, а также специальные подразделения (бухгалтерия, планово-экономический, организационно-технологический отделы, отдел кадров, канцелярия и др.) или отдельные специалисты, выполняющие управленческие функции.
Построение рациональной организационной структуры — одна из наиболее сложных проблем, связанных с эффективностью деятельности библиотеки. Основной объективный критерий структуры — логика библиотечного процесса и выполняемые библиотекой функции. Кажется, что для решения проблемы достаточно определить ведущие процессы (а это сделать нетрудно) и на этой базе выделить первичные подразделения библиотеки. Однако на практике разработка структуры не так уж проста. Взять хотя бы комплектование и обработку литературы. Сразу возникает ряд вопросов: сколько отделов должно заниматься этим процессом — один, два или больше? каковы принципы дальнейшего структурного деления— отрасль, вид, язык литературы, источник комплектования? Те же вопросы возникают при рассмотрении процессов обслуживания читателей и т. д.
Структура библиотеки, как и всякая организационная форма, более консервативна, чем: определяющее ее содержание (функции). Поэтому не всякие изменения того или иного библиотечного процесса приводят к изменениям в структуре. Анализ библиотечной практики показывает, что, с одной стороны, учет логической структуры библиотечного процесса и функций в структуре библиотеки — непременное условие их рациональной организации. Но, с другой стороны, форма организации библиотечного процесса (какой является структура библиотеки) — не простое отображение его логической структуры. Сама реализация процесса большим коллективом вызывает к жизни такие виды деятельности, непосредственно не связанные с библиотечным процессом, которые необходимы для его выполнения. Назовем, например, диспетчеризацию, а также координацию библиотечного процесса, методическое руководство, нормирование, учет, отчетность, финансирование, материально-техническое обеспечение и др. Как видим, организационная структура библиотек в некотором отношении сложнее, чем логическая структура библиотечного процесса.
Организационная структура библиотеки не является чем-то застывшим, раз и навсегда определенным. Ее совершенствование,
упорядочение (укрепление мелких и ликвидация излишних структурных подразделений путем централизации и совмещения выполняемых ими функций, упрощение самой организации процесса, распределение обязанностей внутри структурных подразделений и согласование их деятельности в целом) происходят во многом индивидуально в зависимости от типа библиотеки, масштабов ее деятельности, объема и структуры библиотечных услуг и продукции, сложности и разнообразия технологического процесса, численности библиотечного персонала и других факторов. Организационная структура динамична, она реагирует на изменяющиеся технологии, новые методы работы, функциональные задачи. Вместе с тем она должна быть достаточно устойчивой, поскольку частые реорганизации так же нежелательны, как и десятилетиями неизменные, сдерживающие развитие библиотеки организационные формы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амлинский Л. 3. Композиционно-планировочные решения и техническое оснащение научных библиотек: библиотековедческий аспект. Киев, 1988. 296 с.
Грачев В. И. Библиотекарь в системе социально-коммуникационной деятельности библиотек // Научно-технические библиотеки. 1992, № 6.С. 11—20.
Каптерев А. И. Документ в библиотеке: ресурс и продукт // Научно-технические библиотеки. 1992. № 7. С. 4—15.
Карташов Н. С. Анализ и пути обеспечения соответствия библиотечных фондов читательским потребностям // Теоретико-методологические проблемы библиотечно-библиографической науки и практики. Межвуз. сб. науч. тр. М., 1992. С, 28-45.
Петрова Л. Г. Некоторые проблемы развития и совершенствования организационно-функциональной структуры крупных универсальных научных библиотек // Научно-технические библиотеки СССР. 1990. №8. С. 3—9.
Столяров Ю. Н. Библиотека как система // Книга. Исследования и материалы. Сб. 49. М„ 1984. С. 59—79.
Федеральный закон о библиотечном деле // Библиотековедение. 1995. № 1.С. 3—17.
БИБЛИОТЕКИ
БИБЛИОТЕКИ, особым образом организованные собрания книг, журналов, видеозаписей и т.п. Хотя библиотеки традиционно считались хранилищами книг, библиотечные собрания всегда состояли из самых разнообразных материалов. Наряду с поддержанием в сохранности традиционных материалов накапливались и документы новых форматов. Древнейшие библиотеки были собраниями глиняных табличек и папирусов. В более поздние периоды наиболее типичным форматом стали рукописи. После изобретения печатного станка стандартной формой хранения информации стали книги, библиотеки превратились в хранилища главным образом печатных изданий, однако не отмерли и старые форматы. Точно так же и современные библиотеки, на глазах меняющие облик благодаря внедрению цифровых способов хранения информации, по-прежнему остаются хранилищами крупных книжных собраний.
Фонды современных библиотек обычно включают рукописи, книги и прочие печатные издания, различные аудиовизуальные материалы (кинофильмы, грампластинки) и многочисленные виды электронных носителей информации (компьютерные дискеты, CD-ROMы, видеодиски). Помимо собственных фондов хранения, современная библиотека, подключенная к телекоммуникационным сетям, имеет доступ к материалам в других хранилищах.
Функции.
С самого начала своей истории библиотеки были предназначены для сбора, хранения, организации и поиска информации. В структуре библиотеки можно выделить два подразделения – технические службы и читательские службы. Технические службы связаны главным образом с внутренней деятельностью библиотеки и обеспечивают такие функции, как комплектование и развитие фонда, каталогизация и хранение. Читательские службы заняты справочной деятельностью и обеспечением доступа читателей к фондам хранения.
Комплектование
– приобретение материалов для пополнения собрания. Служащие отдела комплектования находят, заказывают и получают требуемые материалы. Эти материалы могут быть в любом формате.
Развитие фонда
предполагает принятие решений относительно состава и структуры книгохранения. Это основное направление деятельности библиотечных работников. В условиях роста популярности электронных средств хранения информации сотрудники отдела развития принимают решения о распределении бюджета на приобретение как традиционных книжных, так и электронных материалов.
Каталогизация
предоставляет информацию о библиотечном фонде и обеспечивает доступ к собранию. Обычно каталог состоит из двух подразделений – алфавитный каталог, упорядочивающий все единицы хранения по алфавиту фамилий авторов (или названий коллективных произведений), и предметный каталог, позволяющий отыскать все источники по данной теме (предмету исследования). Во многих современных библиотеках традиционный каталог-картотека вытесняется компьютерным каталогом, выполняющим аналогичные справочно-библиографические и поисковые функции.
Хранение
предполагает обеспечение сохранности библиотечного собрания. Значение этой функции в последнее время существенно повысилось в связи с необходимостью сохранить имеющиеся материалы для будущих поколений. Одна из серьезнейших проблем, с которой приходится сегодня сталкиваться – это проблема т.н. «ломких книг», которые печатались на бумаге с повышенным содержанием кислот. Такая бумага со временем становится чрезвычайно сухой и ломкой, что приводит к разрушению книг. Вдобавок, в связи с быстрым прогрессом в области компьютерной технологии, существует опасность, что информацией, хранящейся в компьютерном формате, в будущем станет невозможно пользоваться не только из-за физических дефектов носителей, но в связи с моральным старением оборудования, использованного для ее записи.
Справочные службы
помогают читателям в поиске библиотечных материалов. Помимо этого сотрудники справочных служб составляют библиографические указатели для облегчения доступа к фонду и проводят ознакомительные занятия с новыми читателями. Компьютеры, полностью изменившие работу отделов каталогизации, изменили и работу справочных служб. В наше время работники этих служб, помимо помощи читателям в обращении с традиционными библиотечными материалами, все чаще используют электронные базы данных и компьютерные каталоги.
Служба выдачи
предоставляет читателям библиотечные материалы. Каждая библиотека определяет круг пользователей, имеющих право брать на дом единицы хранения. Многие библиотеки предоставляют услуги межбиблиотечного абонемента, дающего читателям доступ к отсутствующим в данной библиотеке материалам.
Помимо сотрудников технических и читательских служб, в каждой библиотеке есть сотрудники, занимающиеся управленческими, или административными, функциями. Это стратегические вопросы деятельности библиотеки, планирование, составление бюджета, работа с персоналом. Общее руководство библиотекой осуществляет ее директор или главный библиотекарь.
Типы библиотек.
Библиотеки существенно отличаются друг от друга размерами фонда хранения, бюджетом, назначением и национальной спецификой. Основные трудности в работе библиотек стран «третьего мира» связаны с недостатком финансирования, скудостью комплектации книжных фондов, дефицитом квалифицированного персонала. Библиотечные учреждения наименее развитых стран до сих пор не вкусили плодов технологической революции. И все же основные типы библиотек существуют во всех регионах мира.
Научные библиотеки
располагаются главным образом в высших учебных заведениях. Эти библиотеки обслуживают преподавателей и студентов и обеспечивают процесс обучения и научно-исследовательскую работу в университетах и колледжах. Они располагают далеко не одинаковыми фондами – от скромных книгохранилищ в небольших колледжах до колоссальных библиотек в крупнейших учебных и научных центрах вроде Гарварда и Оксфорда.
Государственные библиотеки
включают как национальные библиотеки вроде Библиотеки Конгресса в США или Национальной библиотеки во Франции, где аккумулируется вся значимая печатная продукция данной страны, так и библиотеки, финансируемые соответствующими местными органами, например библиотеки штатов в США.
Публичные библиотеки
обслуживают широкий круг читателей, предлагая многочисленные услуги – от проведения «часов сказок» для детей до консультирования граждан по правовым вопросам. Публичные библиотеки финансируются, как правило, из местных бюджетов и предоставляют бесплатные услуги читателям. Они удовлетворяют потребности граждан в информации и обеспечивают свободный доступ к культурным ценностям.
Школьные библиотеки
финансируются отдельными школами или местными органами образования и обеспечивают учащихся и учителей необходимыми материалами по школьной программе.
Специализированные библиотеки
обслуживают запросы специалистов или соответствующих организаций. В эту категорию входят медицинские и юридические библиотеки, библиотеки крупных корпораций и т.п. Специализированные библиотеки финансируются организациями-учредителями. Их сотрудниками обычно являются специалисты в конкретной области знаний, овладевшие навыками библиотечных работников.
Среди прочих видов библиотек можно назвать частные научные библиотеки вроде Хантингтонской или Ньюберрийской, библиотеки для специальных групп читателей (к примеру, заключенных или инвалидов), библиотеки для военнослужащих, а также частные собрания редких и ценных книг, как правило, закрытые для посторонних.
Большинство библиотек связаны друг с другом в крупные библиотечные сети, позволяющие производить обмен информацией. Рост объема информации и увеличение стоимости современных технологий вызвали потребность в новых видах сотрудничества между библиотеками. Большинство из них по-прежнему являются автономными единицами, однако теперь их уже можно рассматривать как звенья разветвленной национальной или даже международной библиотечной сети. Такая координация библиотек обеспечивает быстрый и, как правило, бесплатный доступ читателей к информации.
Библиотечные системы.
В Европе имеется широкий спектр различных типов библиотек – публичных, частных, университетских и др., каждый из которых отличается уникальными особенностями и историей.
Великобритания.
Английская библиотечная система, одна из самых развитых в мире, оказала большое влияние на библиотеки всех континентов, особенно в бывших колониях. Современному периоду библиотечной истории в Англии предшествовало, однако, почти полное уничтожение средневекового книжного наследия – результат акций Оливера Кромвеля (1598–1658) и последующих решений английского парламента. Собирателям книг удалось уберечь кое-какие материалы, которые впоследствии перекочевали в национальные библиотеки. В 17 в. Великобритания стала одной из ведущих мировых держав, в стране возник широкий круг читателей, и в следующем веке библиотеки стали неотъемлемой частью культурного ландшафта страны. В наши дни англичане имеют доступ практически к любой книге, находящейся на территории страны, благодаря единой национальной библиотечной системе, возникшей одновременно с образованием Британской библиотеки (1973).
Абонемент Британской библиотеки создан на базе четырех национальных институтов: библиотеки Британского музея, Национальной центральной библиотеки, Национальной абонементной библиотеки науки и техники и Британской национальной библиографии. В Великобритании до недавних пор существовали еще две национальные библиотечные системы – Национальная библиотека Шотландии и Национальная библиотека Уэльса. Библиотеки Оксфордского, Кембриджского, Лондонского и Эдинбургского университетов являются одними из лучших в мире.
Германия.
Возникшие в эпоху Средневековья, германские библиотеки богато представлены во всех исторических типах библиотек. Многим книгохранилищам был нанесен невосполнимый урон в годы Второй мировой войны. После 1945 разделение Германии на зоны оккупации имело серьезные последствия для развития немецких библиотек. Вплоть до 1990 развитие библиотечного дела в Западной и Восточной Германии шло различными путями. В 1990 страна воссоединилась, и на востоке утвердилась западная модель организации библиотек.
Франция.
Имея более 1000 публичных библиотек и одни из лучших университетских и специализированных библиотек, Франция может похвастаться великолепной библиотечной традицией. Деятельность французских библиотек, чья история восходит к 7 в., традиционно находится под сильным административным и законодательным контролем. Важнейшим книжным собранием Франции является фонд Национальной библиотеки, основой которого послужили книжные собрания королей (первое из них – библиотека Карла V, 1386).
Россия.
Российские библиотеки ведут свою родословную от церковных и монастырских собраний Киевской Руси 11 в. На протяжении всей истории они испытывали сильное влияние политических сил и государственной власти. Библиотечный персонал и книжные фонды стали жертвами сталинских чисток. Правительство финансировало создание внушительной Библиотеки имени Ленина в 1925, а впоследствии и многих других крупных книжных собраний. Последовавший за крахом коммунистического режима экономический кризис имел разрушительные последствия и для библиотек.
Италия.
Итальянские библиотеки – одни из старейших на Западе, они играли важную роль в различные периоды национальной истории, особенно в эпохи Средневековья и Возрождения. Однако только в 1990-е годы государство занялось профессиональной подготовкой библиотечных работников.
Швейцария.
Идея организации национальной библиотеки возникла в конце 18 в., но ей так и не суждено было реализоваться. Большинство университетских библиотек, за исключением Базельской, были созданы в 19 в. В условиях конфедеративного устройства страны публичные библиотеки находятся в ведении 26 автономных кантонов.
Норвегия.
Норвежская библиотечная система, еще в начале 20 в. считавшаяся одной из передовых, ныне устарела. Библиотека университета Осло исполняла функции национальной библиотеки с 1815, и лишь в последнее время были предприняты шаги по созданию собственно национальной библиотеки.
Бельгия.
Страна гордится давней историей развития своих библиотек. Первая публичная библиотека, к примеру, возникла здесь еще в 1608, несколько веков существуют и специализированные библиотеки. Однако сложившаяся в стране сложная библиотечная система является препятствием для модернизации и налаживания межбиблиотечного сотрудничества. К 1990-м годам Бельгия располагала отличной Королевской национальной библиотекой, а также рядом крупных университетских библиотек, в их числе – известные библиотеки в Лувене и Брюсселе.
Швеция.
Стране удается поддерживать развитие библиотечного дела на высоком уровне в основном благодаря местному финансированию. Во второй половине 20 в. в Швеции возникли новые университеты с научными библиотеками, а библиотеки старых университетов были модернизированы.
Дания.
Датская библиотечная история характеризуется бурным ростом публичных библиотек и тенденциями к децентрализации библиотечной системы. Закон 1964 повысил размер государственных библиотечных субсидий, вменив в обязанность местным органам власти создание публичных библиотек. В 1983 новый библиотечный закон передал почти все библиотеки в ведение муниципалитетов.
Финляндия.
Первые в стране библиотеки возникли в 15 в., но лишь с 1921, спустя 4 года после обретения независимости от России, публичные библиотеки стали получать финансовую помощь государства. Первый закон о библиотеках, принятый в 1928, обеспечил поддержку сельским библиотекам, а закон 1962 повысил финансирование библиотек и способствовал развитию библиотечной системы в целом.
Испания.
До 1910-х годов испанские библиотеки обслуживали только научное сообщество. Ситуация изменилась с открытием первых публичных библиотек в Мадриде и ряде городов Каталонии. Каталонская библиотека в Барселоне была первой в стране, где книги выдавались на дом и существовал зал открытого доступа. Королевская и Национальная библиотеки, а также библиотека Эскориала располагают внушительными собраниями инкунабул, редких книг и рукописей, свидетельствующих о богатой библиотечной традиции страны.
ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕК
Огромная масса хранящихся в библиотеках материалов организована в единую систему с помощью специальных приемов описания, упорядочения и размещения. Для самих читателей наибольшее значение имеют каталогизация и классификация библиотечных материалов.
Библиотеки похожи на огромные книжные магазины, с той лишь разницей, что если в магазинах ограниченный круг книг наличествует в большом количестве экземпляров, библиотеки, охватывая куда более широкий круг тем по разным уровнях сложности, часто имеют книги в единственном экземпляре. В магазинах книги классифицируются по крупным тематическим разделам, а внутри каждого раздела расставляются по алфавиту. Сложность классификации и организации библиотечных фондов потребовала выработать иной подход, когда каждая единица каталога представляет соответствующую единицу хранения. Тем самым читатели могут определить, какими материалами располагает данная библиотека, просматривая ее каталоги. Более того, по каталожному описанию можно предварительно определить, насколько та или иная книга подойдет читателю. В каталоге обычно фиксируется список лиц и организаций, принявших участие в создании книги (автор, редактор, составитель, издатель, типография и т.д.), название книги и тематика, к которой относится данное издание. Каталог обычно содержит информацию о классификации издания. Библиотечные каталоги могут ограничиваться только перечнем наличествующих изданий, но могут и содержать списки материалов других библиотек. Каталоги существуют в форме книг, картотек, микрофильмов, компакт-дисков и компьютерных файлов.
Каталог-книга.
Впервые библиотечный каталог появился в виде инвентарной книги. Такой каталог содержит сведения о фонде данной библиотеки, с подробной информацией о каждой единице в списке, упорядоченном по фамилиям авторов. В дополнительных перечнях по названиям, тематике и т.п. дается более краткая информация о каждой единице. Главное преимущество такого каталога в том, что он переносной и может быть размножен. Главный же недостаток в том, что его трудно обновлять: для описания новых поступлений библиотеке приходится издавать дополнительные тома. Книжные каталоги появились в конце 16 в. и были распространены в последующие три века. Они пережили второе рождение в 1960-е, а затем в 1980-е годы, когда началось печатание библиографий на компьютере. Компьютерный микрофишный каталог (КМК) по организации аналогичен книге. В отличие от книжного каталога здесь все описания (не только оформленные на автора) обычно содержат полную информацию о единице хранения.
Каталог-картотека.
Информация в нем фиксируется на карточках, каждая из которых содержит сведения об одной единице хранения – ее авторе, других участниках издания, издательстве, названии произведения, его тематике. Достоинством картотеки является то, что ею могут пользоваться сразу несколько человек и ее легко пополнять за счет добавления карточек, описывающих новые поступления. К недостаткам картотеки можно отнести довольно высокие расходы по обслуживанию такого каталога и значительный процент ошибок при расстановке. Каталоги-картотеки получили широкое распространение с конца 19 в., чему способствовало и решение Библиотеки Конгресса США в 1901 начать продажу копий своих карточек другим библиотекам. Картотеки до сих пор широко используются, хотя их постепенно вытесняют компьютерные каталоги.
Компьютерный каталог.
Часто называемые интерактивными каталогами общего доступа или просто «он-лайн каталогами», компьютерные каталоги были впервые внедрены в начале 1980-х и по мере снижения стоимости компьютерных услуг взяты на вооружение библиотеками всех типов. Он-лайн каталоги создают большие возможности, облегчая и расширяя доступ к библиотечным фондам, позволяя проводить более глубокие и сложные поисковые операции. Каталог легко пополняется и доступен для пользователя, находящегося вне библиотеки. По сетям Интернета можно получить доступ к каталогам сотен библиотек разных стран мира. Основным препятствием для повсеместного перехода библиотек на компьютерный каталог является высокая стоимость преобразования книжных, КМК и картотечных каталогов в компьютерные версии. Подобное преобразование – «ретроспективная конверсия» – может быть выполнено сотрудниками библиотек или специальными фирмами.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Основная цель классификации – упорядочить издания по их тематике и облегчить поиск. В США двумя наиболее распространенными системами библиотечной классификации являются десятичная классификация Дьюи (ДКД), используемая главным образом в публичных и школьных библиотеках, и классификация Библиотеки Конгресса (КБК), используемая большинством научных и специализированных библиотек.
Десятичная классификация Дьюи.
В середине 19 в. большинство библиотек пользовались собственными классификационными системами для организации своих собраний. При этом классификация, как правило, позволяла лишь самую общую характеристику тематики книги, закреплявшую за ней постоянное место на полке. Ситуация резко изменилась с внедрением десятичной системы, разработанной в 1873 Мелвилом Дьюи, когда он был еще студентом Амхерстского колледжа. В 1876 новая система была впервые опубликована им в книге Классификация и предметный указатель для каталогизации и расположения книг и брошюр в библиотеке.
Разрабатывая свою систему, Дьюи использовал десятичные индексы для обозначения тематики издания. Такой подход позволил представить иерархические отношения разделов, а также дать возможность введения новых делений. Хотя наименование основных разделов с течением времени менялось, их суть осталась неизменной. Вот десять основных разделов классификации Дьюи:
000–090 Общий раздел
100–190 Философия и психология
–390 Общественные науки
–590 Естественные науки и математика
–690 Технология (прикладные науки)
–890 Литература и риторика
–990 География и история
Как явствует из названия системы Дьюи, основой классификации является десятичный принцип. Так, каждый из 10 основных разделов может быть разбит на 10 подразделов, те еще на 10 и т. д. Например, раздел 500 (естественные науки и математика) имеет следующие подразделы:
–509 Естественные науки
–549 Химия и прикладные науки
–569 Палеонтология; палеозоология
–579 Науки о жизни; биология
Каждый из этих подразделов может быть разбит на десять подгрупп. Так, подраздел 540 имеет следующие деления:
Химия и прикладные науки
Физическая и теоретическая химия
Технология, оборудование и материалы
Каждую из этих подгрупп можно разбить еще на 10 делений и т.д. На каждой ступени иерархии добавляется тематическая группа от 1 до 9. Так, раздел 500 (естественные науки и математика) имеет подраздел 540 (химия и прикладные науки), делением которого является 541 (физическая и теоретическая химия), в свою очередь имеющий деление 541.3 (физическая химия) и т.д.
Поскольку такая система обозначений отражает положение того или иного раздела внутри иерархической структуры понятий, ДКД позволяет библиотекам варьировать ее применение в соответствии с их книжными фондами и запросами своих читателей. Библиотека, располагающая обширной литературой о кошках, может классифицировать ее детально. Так, книгу о сиамских кошках можно занести в раздел 636.82 (короткошерстные кошки) или даже в еще более узкий раздел 636.825 (азиатские короткошерстные кошки), а книга о мэнской енотовой кошке будет стоять в разделе 636.83 (длинношерстные кошки). Такая детальная классификация называется «узкой». Однако библиотека, располагающая скудной подборкой литературы о кошках, может разместить все эти книги в общем «кошачьем» подразделе 636.8 вне зависимости от конкретного содержания каждого издания. Такая классификация называется «широкой».
Возможность видоизменять классификацию в зависимости от возможностей каждой библиотеки считается важным преимуществом ДКД. Но это одновременно и один из серьезных недостатков системы, так как различие классификационных индексов в библиотеках создает путаницу. В идеале все библиотеки должны использовать одинаковые индексы для одних и тех же книг. К сожалению, чаще случается так, что одна библиотека использует «узкую» классификацию, тогда как другая предпочитает индексы «широкой» классификации.
Цифровые и буквенные обозначения, выставляемые на корешке книги, называются инвентарным номером. В библиотеке, использующей ДКД, инвентарный номер представляет собой комбинацию шифра в ДКД и буквенно-цифрового индекса, обозначающего фамилию автора и начальную букву первого слова в названии книги. Этот индекс, именуемый либо книжным номером, либо каттеровским номером, был предложен в конце 19 в. бостонским библиотекарем Чарлзом Каттером. Так, для книги Мир античного искусства (The World of Antiques) Ричарда Лэндона шифр будет иметь следующий вид:
L259 соответствует фамилии автора (Landon), а w (первая буква слова «World») определяет место данной книги в алфавитном списке работ Лэндона об античном искусстве. Для небольших книжных собраний каттеровский номер упрощается путем использования первых трех букв фамилии автора:
В первую половину 20 в. ДКД наиболее широко использовалась в американских библиотеках. Начиная с 1960-х годов многие библиотеки, главным образом академические, начали отказываться от ДКД в пользу классификационной системы Библиотеки Конгресса. Это было связано с двумя причинами: неадекватностью ДКД для межбиблиотечного поиска информации и ее неспособностью осваивать новую тематику без радикального пересмотра системы в целом. Суть последней проблемы заключалась в том, что, когда Дьюи создавал свою систему, он описал основные разделы и подразделы, оставив мало вакантных мест для обновления. Новые разделы приходилось «втискивать» в существующую иерархию, что приводило к усложнению шифров или, даже к необходимости полной переклассификации значительной части библиотечных собраний. Начиная с 1960-х годов новые тенденции в науке вызвали необходимость пересмотра классификации книг по психологии (150), социологии (301), праву (340), государственному управлению (350), образованию (370), математике (510) и науках о жизни (570–579). Кроме того, каждое переиздание ДКД сопровождалось сотнями небольших изменений в индексах.
Несмотря на недостатки, ДКД остается краеугольным камнем организации библиотечных материалов. Помимо широкого использования в США, эта система была переведена на многие языки, в том числе французский, испанский, немецкий, арабский, русский, и получила распространение во всем мире. Кроме того, принятие ДКД Компьютерным библиотечным центром в конце 1980-х послужило дополнительным импульсом совершенствования этой классификации для поиска информации в Интернете.
Классификация Библиотеки Конгресса.
КБК с самого начала была плодом коллективной работы под руководством Дж.Хэнсона, заведующего каталогом, и Чарлза Мартела, главного классификатора. В 1898 был разработан раздел по библиографии и библиотековедению. В последующие годы над классификацией работали многие специалисты различных отраслей знания.
В отличие от ДКД, исходившей из абстрактного упорядочения знаний, КБК основана на конкретном материале, т.е. отражает реальные потребности организации фондов Библиотеки Конгресса. С течением времени, однако, КБК была принята и многими другими библиотеками.
Классификация содержит 21 основную категорию с буквенными обозначениями:
B Философия; психология; религия
Вспомогательные исторические дисциплины
География; карты; антропология
Филология и лингвистика; языки; литература
Естествознание и математика
Библиография; библиотечное дело
Буквы I, O, W, X и Y не используются. Для выделения подразделов используется вторая буква: так, HF обозначает торговлю. Раздел К (право) – единственный в классификации, где для обозначения подразделов применяются три буквы. Для дальнейшей разбивки подразделов используются числа, так что шифр КБК является смешанным, буквенно-цифровым.
Кроме этих шифров, в КБК применяются каттеровские номера для более узкой классификации тематики издания. Например, если ДКД обозначает иерархические взаимосвязи топографических объектов (полушарие, страна, регион и т.д.), то в КБК применяется каттеровская система записи этих объектов в алфавитном порядке.
Аналогичным образом, при упорядочении конкретных предметов можно располагать их в алфавитном порядке. Так, для обозначения разновидностей кошек КБК шифрует названия пород:
Каттеровский номер используется также для расположения произведений в алфавитном порядке. Книга Тори Уильямса Бирманские кошки (Williams T. Burmese Cats, 1993), получит следующий шифр:
Хотя КБК, как и ДКД, имеет иерархическую структуру, это не всегда представлено в ее шифрах. При классификации кошек как домашних животных получится следующая разбивка:
446 Иллюстративные издания
В данном случае в шифрах используются десятичные знаки для введения новых предметных рубрик. Если бы КБК была аналогична ДКД, тогда при переходе от шифра SF 447.5 (разведение) к SF 447, можно было бы предположить, что последний обозначает более общий раздел, частью которого является кормление кошек. Однако при неиерархической шифровке в КБК это переход к равноправному подразделу. Невозможность сокращения, или «урезания», индексов для перехода к более широкому классу, как это делается в ДКД, не позволяет библиотекам варьировать шифры в соответствии с объемом и тематическим профилем своих книжных собраний, но именно это и обеспечивает важное преимущество КБК: возможность сотрудничества с другими библиотеками, не опасаясь расхождений в индексах. Единообразие классификационных шифров в основном и побудило многие научные библиотеки отказаться от ДКД в пользу КБК.
Универсальная десятичная классификация.
Другой классификационной системой, получившей широкое распространение в Европе, Латинской Америке, России и Японии, является Универсальная десятичная классификация (УДК). Разработанная в 1895 в Бельгии Полем Отле и Анри Лафонтеном на основе пятого издания ДКД, она использовала комбинированные шифры для многостороннего отражения тематики издания. Так, шифр 940:395 обозначает в УДК книгу по истории викингов в Европе. В отличие от систем Дьюи и Библиотеки Конгресса, основное назначение УДК – определить содержание данной единицы хранения, а не ее местоположение на книжной полке. Если же библиотека применяет УДК для организации книжного фонда, то для этой цели обычно используется первая часть шифра. Возможность многостороннего отражения содержания издания и его тематических связей сделала УДК ценным инструментом поиска информации в компьютерных базах данных. УДК издается Международной федерацией документации в Гааге, осуществляющей постоянную ее модернизацию.
Другие классификационные системы.
Помимо вышеописанных трех основных систем классификации, существуют многочисленные системы, созданные для специализированных библиотек. Классификация Национальной медицинской библиотеки, например, была принята большинством медицинских библиотек США. Эта система, выстроенная по образцу КБК, использует букву W (отсутствующую в КБК) для шифрования работ по медицине. Она применяет также неиспользованные деления раздела Q (наука). В остальном остаются неизменными шифры КБК.
Узкоспециализированные библиотеки часто применяют собственные классификационные системы, поскольку универсальные схемы не позволяют адекватно отразить тематику данного собрания.
НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Электронные источники информации и персональные компьютеры существенно изменили характер деятельности современных библиотек. Бум компьютерных технологий, начавшийся в 1980-е годы, обеспечил возможность экономичного хранения и быстрой передачи данных по компьютерным сетям, а также сложной обработки документов и информации на электронных носителях. Эти перемены сильно преобразили экономические параметры распространения информации, что привело к радикальным сдвигам в издательском деле. Развитие коммуникационных технологий и издательских систем, в свою очередь, породило новые направления в исследовании и поиске информации. В условиях непрерывно растущего потока информации и технологического прогресса библиотеки ищут новые, и нередко революционные, пути решения традиционных задач отбора, организации, хранения и доставки информации.
Автоматизация внутренних библиотечных функций.
Ее начало восходит к 1960-м годам. Проект МАРК, начатый в 1966 году 16 американскими библиотеками для установления стандартного формата каталога машинного считывания, ускорил этот процесс. Стандарт МАРК обеспечил переход к электронным версиям картотечного каталога, что способствовало эффективной организации компьютерных баз данных. Внедрение стандартного каталожного формата позволило библиотекам объединить усилия в работе сначала над картотеками, а позднее и над электронными каталогами. К 1972 модернизированный стандарт МАРК-2 получил международное признание.
Сотрудничество в области каталогизации вызвало к жизни и другие межбиблиотечные проекты. Так, на этой основе возникло несколько региональных организаций, в том числе Библиотечный центр колледжей Огайо, Информационная сеть научных библиотек, Вашингтонская библиотечная сеть и Автоматизированная библиотечная система Торонто. Подобные учреждения библиографического сервиса, располагающие обширными каталогами, представляют ценнейшие источники информации как для библиотечных работников, так и для ученых. К 1990-м годам каталог Огайского центра превысил 35 млн. единиц. Помимо доступа к объединенному каталогу, региональные организации предоставляют библиотекам широкий спектр услуг, в том числе компьютерную связь с издательствами с автоматизированным оформлением закупок, а также межбиблиотечный обмен. На этой основе в 1996 Огайский центр, преобразованный в Компьютерный библиотечный центр, обслуживал уже 22 тыс. библиотек и имел пользователей в 63 странах мира.
Современные библиотечные информационные системы располагают компьютерными программами, обеспечивающими доступ к фондам и информационным ресурсам многих библиотек. С помощью дополнительных модулей можно расширить основные операции – каталогизацию, учет выдачи материалов и доступ к каталогу – набором дополнительных функций. В основу сетевого компьютерного каталога в 1990-х годах была положена библиографическая база данных МАРК с дополнительным программным обеспечением, позволявшим вносить изменения в эту базу данных. Контролю за выдачей материалов способствовало внедрение сканируемых штрих-кодов на обложках изданий.
К середине 1980-х годов автоматизированные библиотечные системы из единичных экспериментов превратились в массовое явление. Крупные провайдеры информационных услуг, такие как Компьютерный библиотечный центр, предлагают системы, адаптированные к книжным фондам и запросам конкретных библиотек. Автоматизированные системы быстро развиваются, идя в ногу с прогрессом компьютерной технологии.
Поиск и доступ к информации.
Печатные указатели, содержащие выходные данные книг и статей, веками служили важным инструментом распространения информации. Начиная с 1960-х годов, издатели стали переводить эти библиографические справочники в электронный формат. В начале 1970-х годов коммерческие компьютерные службы, такие как Диалоговая служба поиска информации, предоставляли возможность интерактивного поиска в тематических базах данных, к примеру, Национальной медицинской библиотеки или Министерства образования США. Разработанная корпорацией «Локхид» в 1972 коллекция ДИАЛОГ, позднее включенная в систему «Найт-Ридер информейшн», к концу 20 в. обеспечила своим клиентам доступ через стандартный интерфейс к сотням базам данных. Успешно развиваются и другие крупные автоматизированные системы.
Появление подобных систем поначалу вызвало спрос на компетентных специалистов, которые могли бы служить посредниками для потребителей. Нужда в таких специалистах была обусловлена высокой стоимостью систем, а также техническими сложностями в их использовании. В середине 1980-х годов начался выпуск баз данных на компакт-дисках, что вызвало революцию потребительского спроса. Библиотека приобретала диск, и время, затрачиваемое на поиск, перестало быть экономической проблемой. Интерфейсы для пользователей существенно облегчают поиск, хотя отсутствие должных навыков подчас снижает его эффективность.
Интернет, международная система передачи данных, в частности Всемирная Паутина, дающая доступ к мультимедийной информации, оказали огромное воздействие на работу библиотек. Библиотечные работники используют Паутину для справочных целей и обеспечения доступа к любым материалам. Постоянно совершенствуясь, Паутина облегчает издательский процесс и быстрое распространение информации.
С ростом числа пользователей базами данных в них все чаще стали включать полнотекстовые материалы. Так, появились электронные версии многих ведущих американских и международных газет, а также цифровые базы данных, графические информационные материалы, отраслевая информация (например, по составу и распространению химических продуктов). Впечатляет и прогресс информации в области гуманитарных наук. Так, сотрудники Калифорнийского университета создали базу данных на компакт-диске, где содержатся практически все сохранившиеся тексты греческой литературы от Гомера до 600 н.э., снабженные научными комментариями.
Стандарты технологий, применяемых для обработки информации, постоянно модернизируются. Важный международный стандарт Z39.50 был разработан в середине 1990-х годов для унификации информационных систем. В 1994 университет Джорджии запустил пилотный проект ГАЛИЛЕЙ с использованием «Сайт-Серч» – пакета программ Огайского центра в стандарте Z39.50. «Сайт-Серч» был создан для обеспечения доступа библиотек к удаленным базам данных (как коммерческим, так и бесплатным), а также для построения уникальных локальных баз данных. Аннотации и полные тексты из более чем 1000 журналов аккумулируются посредством ГАЛИЛЕЯ в базе данных, к которой имеют доступ все высшие учебные заведения Джорджии.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ
Термин «редкие книги» употребляется довольно широко, без четко фиксированного значения. Традиционно его применяли к отдельным книгам или книжным собраниям, отличающимся исторической значимостью, эстетическими достоинствами и большой ценой. Такие книги, часто являющиеся памятниками культуры, могли иметь ценность как ввиду особенностей изготовления и оформления, так и содержательной значимости. В библиотеках их, как правило, выделяют из общего фонда в отделы редких книг, где они сохраняются для потомков.
После Второй мировой войны выросли как число, так и объемы подобных собраний. Они стали и более разнообразными по содержанию. Учитывая материальную ценность, уникальность и историческую значимость отдельных книг, библиотеки пересматривают само понятие «специальных собраний». Эти собрания по-прежнему включают редкие издания, однако больший акцент теперь делается на ценность коллекции в целом, а не только ее отдельных экземпляров. Обычно специальные собрания группируются вокруг конкретной тематики, и их стараются сделать как можно более полными по охвату материала. Для исчерпывающей полноты в тематические собрания включают как весьма редкие, так и достаточно обычные материалы – к примеру, с первым изданием пьес Шекспира могут соседствовать новейшие исследования этих пьес. С той же целью книжные издания могут дополняться другими материалами – рукописями, фотографиями, грамзаписями, компьютерными файлами и бытовыми объектами (такими, как пишущая машинка автора, локон его волос или его любимая трость).
Диапазон возможной тематики собраний практически неограничен. Одни специальные собрания могут быть посвящены культурному или историческому феномену (например, колдовству или европейскому социализму), другие – различным историческим персонажам (таким, как Наполеон, Линкольн или Индира Ганди), третьи – целым историческим эпохам (например, эпохе Французской революции). Литературные собрания могут фокусироваться на великих писателях прошлого и их шедеврах. Однако в последнее время они все чаще посвящены широким литературным течениям и включают произведения малоизвестных писателей, чтобы представить литературный контекст, позволяющий лучше понять и оценить достижения известных авторов. Специальные собрания могут быть посвящены и современным течения и писателям.
Хотя почти любую тематическую подборку в библиотечном фонде можно назвать специальным собранием, обычно этот термин обозначает особым образом организованную коллекцию, под которую выделено специальное помещение и хранение которой поручено компетентному персоналу. Небольшие собрания можно разместить в одном из помещений библиотеки (как это делают в публичных или университетских библиотеках), другие могут быть настолько обширными, что для них отводят отдельное здание. Специальные собрания могут иметь статус независимой научной библиотеки или подразделений публичных или университетских библиотек.
Доступ.
Читатели большинства библиотек обычно имеют свободный доступ к книжным собраниям на открытых полках. Однако по причине уникальности и ценности материалов специальных собраний их использование жестко регламентировано и ограничено. Здесь нет открытых полок для свободного доступа, и пользоваться материалами можно лишь в особых читальных залах под контролем библиотечных работников. В разных библиотеках правила оформления допуска к специальным собраниям различны, так что читателям приходится узнавать о них заблаговременно. В европейских библиотеках действуют в целом более жесткие ограничения – требуются, в частности, рекомендательные письма с указанием статуса читателя и цели его работы со специальным собранием.
Библиотека Конгресса (Вашингтон, США).
Отдел редких книг и специальных собраний содержит обширные подборки первых печатных изданий и документов по ранней истории США. Фонд инкунабул (книг, напечатанных до 1501) является крупнейшим в Северной Америке. Многочисленные специальные собрания охватывают широкий круг тем: Реформация, анархизм, воспоминания бывших рабов, Бенджамин Франклин, Зигмунд Фрейд, Томас Джефферсон, Редьярд Киплинг, Жюль Верн, Уолт Уитмен и др.
Ватиканская библиотека (Италия).
Созданная в 1451 папой Николаем V «для общего блага ученых», библиотека является хранилищем ценнейших собраний редких книг и рукописей. Гордость ее фондов – ранние печатные издания, в том числе 8 тыс. инкунабул. Здесь хранится более 150 тыс. рукописей, датируемых от 2 в. н.э. до эпохи Возрождения, в том числе некоторые из самых ранних списков сочинений Аристотеля, Данте, Евклида, Гомера и Вергилия. В библиотеке также хранятся гравюры, карты, рисунки и ок. 300 тыс. греческих, римских и папских монет и медалей.
Британская библиотека (Лондон, Англия).
Британская библиотека (ранее – Библиотека Британского музея) была создана в 1753. Здесь хранится обширная коллекция инкунабул и крупнейшее в мире собрание британских печатных изданий. Богатые собрания отдела рукописей включают греческие и латинские папирусы, рукописные кодексы поздней античности и Средневековья (например, знаменитые Линдисфарнские Евангелия 7 в.), рукописные архивы крупных писателей (в том числе Джейн Остин, Чарлза Диккенса, Джеймса Джойса), а также колоссальные собрания нот и географических карт.
Национальная библиотека (Париж, Франция).
Специальные собрания библиотеки распределены между несколькими отделами. Отдел редких книг содержит тысячи изданий, в том числе инкунабул, а также подборку наиболее значительных книг от 16 в. до наших дней. Среди раритетов этого собрания – корейские печатные издания, на десятилетия опередившие Гутенберга, и изумительные шедевры французской полиграфии 20 в. Критерием отбора редких книг является не только содержание, но и полиграфическое исполнение – уникальные особенности переплета, шрифта, иллюстраций. Некоторые книги содержат интересные пометки и являются не только литературными, но и культурными памятниками эпохи.
В Европе специальными собраниями располагают также многие национальные, региональные и университетские библиотеки. Среди последних крупнейшие собрания, представляющие научный интерес, хранятся в библиотеках Оксфорда и Кембриджа.