Строп стп что значит стп
Текстильные стропы. Маркировка и грузоподъёмность
Цепные стропы, при всех своих положительных качествах (касающихся, прежде всего, грузоподъёмности) всё же недостаточно мобильны, и отличаются заметным собственным весом. Вместе с тем во многих случаях от строп требуется удобство фиксации грузов, причём весьма различных конфигураций. Такими качествами обладают текстильные стропы.
Материалы текстильных строп
Современные текстильные стропы производятся из прочных искусственных тканевых композиций, которые нечувствительны к перепадам температуры, обладают высокой эластичностью и достаточными значениями сопротивления на разрыв. Выбор тканевых химических композиций для изготовления строп основан на безусловном выполнении требований РД 24-СЗК-01-01, в котором указываются механические требования к данным изделиям. Исходным материалом является лента, которая производится из химических волокон одного из трёх видов – полиамида (РА), полиэстера (PES), полипропилена (ПП). Основные требования к вышеперечисленным материалам состоят в следующем:
Использование иных материалов для производства текстильных строп – в частности, капрона, полипропилена, лавсана и т. д. – допускается лишь тогда, когда фактические значения вышеприведённых параметров заведомо ниже расчётных на 20…30%. Полипропиленовые волокна не рекомендуются к использованию в стропах, которые предназначены для операций с огнеопасными грузами.
Отраслевые правила безопасной эксплуатации эластичных грузоподъёмных приспособлений устанавливают также требования, касающиеся механической прочности и целостности текстильных строп. Не допускается наличие на поверхности таких дефектов, как частичный срез отдельных волокон, их истирание, прожог, скручивание и остаточная деформация выше предельно допустимой. Нельзя использовать для соединения строп нити из другого материала, а принцип плетения ленты должен минимизировать её механический износ.
Для повышения долговечности текстильные стропы иногда покрываются защитными лентами. Такие ленты не должны снижать установленный предел растягивающих нагрузок, обеспечивать плотное прилегание к основному материалу стропа, независимо от характера груза, а также снижать трение между стропом и грузом при его фиксации на транспортном средстве.
Виды и классификация
Текстильная стропа состоит из двух петель и ленты – свободного отрезка материала между петлями. Длина лент определяет технологические возможности строповки груза. Практическое применение нашли два вида текстильных строп – петлевые и кольцевые. Технологически они различаются разным способом присоединения петлевой части к ленточной.
Петлевые стропы (обозначаются СТП) могут изготавливаться тремя способами:
Поскольку петли воспринимают на себя всю нагрузку, а также непосредственно контактируют с крановым крюком, то сдвоенная петля будет обладать наибольшей долговечностью, а плоская – наименьшей.
Текстильные кольцевые стропы (обозначаются СТК) имеют овальное поперечное сечение, и отличаются повышенной жёсткостью. Однако их прилегание к поверхности груза хуже, чем у ленточных строп. Такие стропы применяются для фиксирования длинномерных грузов. Их цена превышает цену ленточных строп на 10…20%. Для более мягкого охвата кольцевые стропы производятся круглопрядными, и маркируются обозначением СТКК.
Текстильные стропы часто комплектуются овальными стальными кольцами, которые при помощи соединительных скоб навешивают стропы на крюк крана. Применение таких колец снижает износ петли. Для изготовления колец используют строительные среднеуглеродистые стали марок 30ГС или 40Г2, которые подвергаются закалке. В зависимости от количества таких колец различают одно- и многоветвевые стропы. Грузоподъёмность последних при той же ширине, толщине и способе присоединения концов всегда выше. Кроме того, многоветвевые текстильные стропы более равномерно распределяют нагрузку по контактной поверхности крюка, и способствуют более надёжной фиксации кольца в зеве крюка.
Классификацию текстильных строп выполняют не только по их исполнению, но и по допускаемой грузоподъёмности. В частности, одноветвевые текстильные стропы выпускаются в диапазоне ширины от 30 до 3000 мм, при длине от 0,8 до 3 м. Они позволяют безопасно фиксировать грузы массой от 500 кг до 20 тонн. Допускаемая высота прогиба таких строп в нагруженном состоянии не должна быть менее 2 м, поскольку в этом случае угол охвата груза выходит за безопасные пределы (допускается не более 120º). Количество ветвей указывается в маркировке стропы: например обозначение 1СТК указывает на одноветвевую кольцевую текстильную стропу, 4СТП – на четырёхветвевую ленточную и т. д. С увеличением количества ветвей длина стропы уменьшается, что связано с улучшением условий охвата крюка одновременно несколькими кольцами.
Текстильные стропы классифицируются также и по количеству слоёв ленты: при повышенных нагрузках они могут быть двух- и даже трёхслойными. В результате допускаемая нагрузка может быть увеличена на 40…50%.
Важным элементом маркировки текстильных строп является их цвет. Он указывает на предельную грузоподъёмность приспособления:
Хотите знать всё про цепные стропы?
Правила осмотра и выбраковки текстильных строп
Периодичность осмотров зависит от интенсивности применения текстильных строп. При редком их использовании достаточно визуальным путём убедиться в отсутствии поверхностных дефектов. Однако если рассматриваемые приспособления применяются ежедневно, их ревизия должна выполняться не реже трёх раз в месяц, что регламентируется отраслевыми нормативными документами.
Каждая стропа снабжается бирками, в которых указывается срок предыдущей проверки и допускаемое испытательное усилие (оно должно превышать номинальное не менее чем в 7 раз). В ходе проверки устанавливают:
Не должны допускаться к использованию стропы, имеющие порезы (как продольные, так и поперечные), узлы и разрывы, длина которых превышает 100 мм. На лентах должны отсутствовать любые прожоги и отверстия.
На бирках текстильных строп указывается значение проверочной нагрузки, ГОСТ или ТУ, по которым изготовлено изделие, материал, температурные пределы применения, фактическая длина стропы и её марка. Может указываться и дополнительная информация, например, об особенностях строповки отдельных грузов.
Приобретение текстильных строп должно производиться только у проверенных производителей, систематически занимающихся выпуском подобной продукции. Цена на такие изделия колеблется в пределах от 400 до 1000 руб. — для простых одноветвевых строп, от 1500 до 5000 руб. – для многоветвевых и многослойных.
Полное руководство по текстильным стропам
Вы устали от громоздких подъемных строп, которые тяжелы и трудны для маневрирования при зацепе и подъеме груза? Вы обеспокоены тем, что цепь или трос повредят, царапают или раздавят ваш хрупкий груз? – Синтетическая стропа может быть лучшим выбором для вашего подъемного оборудования, так как способна обеспечить необходимую гибкость, безопасную строповку и надежную поддержку любого предмета для его перемещения по рабочей площадке или погрузке на транспорт.
Текстильные стропы бывают двух основных видов: плоские (ленточные) и круглые (круглопрядные). Они могут быть сделаны из самых разных материалов, но чаще всего они изготавливаются нейлона или полиэстера. Эти два материала очень похожи по внешнему виду, и любому, кроме самого опытного человека, сложно отличить их визуально. Это одна из причин, из-за которой вы всегда должны проверять маркировку стропы перед использованием.
Такелажные ленточные стропы из синтетических волокон обладают следующими общими свойствами:
Выбор ленточной стропы по материалу
Первый шаг к выбору грузоподъемной оснастки – это определение материала ленты, подходящего для конкретных условий эксплуатации и характера работ. На выбор предлагается несколько вариантов: нейлон (полиамид), полиэстер (полиэфир), полипропилен. Изучив их свойства, вы сможете понять, какой из них лучше подходит для вашего применения.
При выборе материала для синтетической стропы рекомендуется учитывать устойчивость к определенным химическим веществам, термостойкость и растяжение.
Ниже мы рассмотрим некоторые особенности и характеристики полиэфирных и нейлоновых строп, чтобы помочь вам принять более обоснованное решение.
Особенности строп из полиэстера
Особенности нейлоновых строп
Выводы:
Полиамидные (нейлоновые) стропы более эластичны, они лучше сопротивляются передаче ударных нагрузок на кран. Но при этом они теряют более 15% грузоподъемности во влажном состоянии и их нельзя использовать рядом с кислотами или отбеливателями.
Стропы из полиэстера мягче и лучше прилегают к поверхности грузов. Они имеют низкое удлинение и, следовательно, при возникновении ударной нагрузки передают на кран немного больше мгновенной нагрузки. Их нельзя использовать вблизи эфиров и щелочей, но они устойчивы к воздействию кислот.
И нейлоновые и полиэфирные стропы подходят для легкоповреждаемых грузов, но если вам интересно, какие из них лучше использовать для самых деликатных грузов, та это полиэстер. Химическое покрытие нейлоновой ленты придает ей более грубую текстуру.
Если стропа используется в химически активной среде, обязательно выбирайте материал, который не пострадает. Химические вещества могут быть обнаружены в воздухе или на любой поверхности, с которой может контактировать приспособление. Было бы неразумно поднимать поддон свинцово-кислотных аккумуляторов с помощью нейлоновых строп, а резервуары со щелочью для промышленной очистки с помощью полиэфирных строп. Любой синтетический материал может быть поврежден определенными химическими веществами. Перед использованием строп в химически активных средах следует всегда учитывать их стойкость к агрессивным веществам. При работе с горячими материалами или в очень жарких или холодных условиях нейлоновые или полиэфирные стропы могут быть не лучшим выбором.
Идентифицирующая маркировка
Так как же убедиться, что вы используете правильный строп для работы? Каждое изделие имеет бирку или другую идентифицирующую маркировку, в которой указан, как минимум, синтетический материал и номинальная нагрузка, а также название производителя, товарный знак или логотип. Причем, цвет бирки соответствует определенному материалу:
Если какая-либо часть бирки отсутствует или неразборчива, оснастка не подходит для использования и должна быть выведена из эксплуатации.
Определение грузоподъемности текстильных строп по цвету
Система цветового кодирования является частью многочисленных правил, принятых в области подъемных работ с использованием текстильных грузозахватных приспособлений. Правила требуют, чтобы для визуальной идентификации предела безопасной рабочей нагрузки текстильных стропов использовались разные цветовые коды.
Цвет | Максимальная нагрузка, т |
Фиолетовый | 1 |
Зеленый | 2 |
Желтый | 3 |
Серый | 4 |
Красный | 5 |
Коричневый | 6 |
Синий | 8 |
Оранжевый | более 10 |
Варианты исполнения текстильных строп
Требования к конструкции, материалам и безопасности грузовых строп общего назначения из текстильной ленты определены в документах РД и ТУ, которые разработаны специалистами компаний-производителей.
Расшифровка некоторых обозначений текстильных строп:
Виды строп и обозначение
Петлевые часто называют «тряпичными чалками», их окончания (петли) обернуты дополнительным материалом, чтобы предотвратить быстрый износ и повреждение в точках контакта.
Грузозахватные приспособления 1СТ, 2СТ, 3СТ, 4СТ позволяют организовать подъем груза за одну, две, три или четыре такелажные точки захвата. Их ветви объединены верхним силовым кольцом для навески на крановый крюк и могут иметь различные исполнения по металлическим концевым элементам (крюки, кольца, скобы).
Кольцевой строп СТК
Какая минимальная и максимальная ширина лент для стропов?
Плоские ленточные стропы бывают разной ширины в диапазоне от 30 до 300 мм. Модели грузоподъемность до 1 тонны обычно имеют ширину 30-50 мм, двухтонные – 60-65 мм, трехтонные – 85-100 мм и т. д. Большинство типов стропов имеют от 1 до 4 слоев, сшитых вместе. Изготовление многослойных моделей позволило увеличить грузоподъемность, не увеличив при этом ширину ленты. Их максимальная гибкость и прочность определяется количеством сшитых вместе слоев.
Что такое круглопрядный строп?
Круглый (круглопрядный) строп представляет собой ветвь с петлями (СТПК) или замкнутое кольцо (СТКК), состоящее из внутреннего несущего сердечника из полиэстера, покрытого износостойкой тканой бесшовной оболочкой из полиэфирной или нейлоновой пряжи. Поскольку основа состоит из пучка полиэфирных нитей, то его тело получается мягким, эластичным и очень прочным.
Каковы преимущества круглопрядных строп?
Круглые стропы превосходят ленточные в пластичности и грузоподъемности, они способны перекручиваться и сгибаться в любых направлениях, легко заводятся под груз и лучше переносят продолжительные динамические нагрузки.
Тканевый внешний рукав защищает внутренние несущие волокна от механических повреждений, истирания, грязи, замасливания, а также от ультрафиолетового излучения, поэтому срок службы круглопрядных на порядок выше, чем ленточных плоских аналогов.
Круглопрядные кольцевые стропы позволяют организовать практически любой способ строповки, они особенно полезны при подъеме труб, столбов, бревен, цилиндрических предметов и грузов с неровными контурами.
Форма в виде замкнутого кольца позволяет менять места соприкосновения с грузом и продлить срок службы приспособления, а поскольку сердцевинные нити не контактируют напрямую с грузом, нет потери прочности из-за истирания.
Меньшее растяжение (около 3%) при номинальной грузоподъемности предотвращает «отскок» при подъеме. После снятия нагрузки изделие возвращается к исходной длине.
Какой запас прочности у текстильных строп?
Понятие номинальная грузоподъемность относится к предельной рабочей нагрузке, которую по утверждению производителя строп может выдержать. Ленточные и круглопрядные грузозахватные приспособления из высокопрочных синтетических волокон изготавливаются с коэффициентом запаса прочности 6:1, 7:1 и даже 8:1, что означает, что их прочность на разрыв в шесть/семь/восемь раз превышает номинальный предел рабочей нагрузки. Но это не значит, что их можно загружать сверх номинальной грузоподъемности. Ударная и боковая нагрузка отрицательно сказываются на их прочности.
Как влияет угол наклона стропы на грузоподъемность?
Когда стропы используются под углом во время подъема, их грузоподъемность снижается, так как создается дополнительное натяжение ветвей. По мере увеличения угла между стропами, разрывное усилие на каждую ногу растет. Допустимыми являются углы до 90° и не более 120°.
К примеру, если угол α равен 90°, то каждая нога стропы испытывает нагрузку, равную 71% от веса груза. А при α равном 120° на каждую ногу уже приходится усилие равное весу груза. В любом случае, стропальщик должен учитывать угловое напряжение ветвей и использовать понижающие коэффициенты для грузоподъемности.
При прямом подъеме (вертикальное расположение сцепного устройства) коэффициент равен 1, значит можно использовать полную грузоподъемность стропы.
При строповке «на удавку» коэффициент равен 0,8, то есть грузоподъемность чалки снижается на 20%.
При способе строповки «корзина», если ветви располагаются вертикально под углом 90° к горизонтали, применяется коэффициент 2, и грузоподъемность стропа удваивается.
Какой срок годности синтетических строп?
Вы всегда должны минимизировать перемещение стропы по любой поверхности во время подъема, волочение по земле и никогда не вытаскивайте ленту из-под груза. Избегайте теплового воздействия и сварочных брызг, а также использование крюков, скоб и других такелажных элементов с заусенцами и шероховатостями. Не допускайте наезда на ремни транспортными средствами.
Было бы упущением, если бы мы не приняли во внимание возможное истирание синтетических строп. Они могут иметь абразивные повреждения или даже плавиться при комнатной температуре из-за трения, вызванного движением по поверхности под нагрузкой. Всегда учитывайте последствия истирания и различные способы защиты стропы во время использования. Например, вы можете надеть угловые протекторы или накладки (рукава), в местах предполагаемого износа, особенно там, где груз имеет острые края.
Условия хранения также влияют на общую целостность и прочность оснастки, что побуждает потребителей обеспечить оптимальные условия хранения – прохладное сухое место, защищенное от воздействия ультрафиолета, находящееся вдали от химикатов и источников тепла.
Подлежат ли ремонту синтетические стропы?
СТП строп порванный, не подлежит ремонту
К сожалению, подъемные текстильные стропы не являются ремонтопригодными. Они должны быть проверены перед использованием и сняты с эксплуатации, если обнаружены кислотные или щелочные ожоги, плавление или обугливание любой части поверхности, заедания, разрывы или порезы, рваные стежки, деформация фурнитуры, износ или удлинение за пределами спецификаций производителя.
Ленточные и круглые стропы из искусственных материалов – хороший выбор для ценных, хрупких, легко продавливаемых предметов и грузов с высокой степенью обработки поверхности. Они легкие и очень удобные в обращении, а их растяжение и гибкость помогают приспосабливаться к форме груза, при этом надежно удерживать его, амортизировать и поглощать удары в отличие от троса или цепи.
Если вам нужна дополнительная информация или совет по выбору стропы для вашего применения, наши консультанты всегда готовы помочь. Дайте нам краткий обзор предстоящих операций, и мы предложим вам подходящие варианты. Размер, форма, вес груза и условия подъема повлияют на ваш выбор подъемного стропа, поэтому внимательно проверьте, какая грузоподъемность и длина вам потребуются для безопасного выполнения работы, и нужны ли вам дополнительные приспособления, такие как такелажные точки подъема.
Стропы типа СТП и СТПО: в чем разница?
Из этой статьи вы узнаете, чем отличаются текстильные стропы СТП и СТПО. Мы описали конструкцию приспособлений, материал,используемый для их изготовления, а также варианты применения строп при грузоподъемных работах.
Для перевозки и перемещения хрупких, деликатных грузов, а также окрашенных предметов лучше использовать не канатные или цепные, а текстильные стропы. Мягкая и в то же время прочная лента из полиэстера не повредит поверхность груза и не деформирует его во время транспортировки. Текстильные стропы могут иметь несколько вариантов конструкции. В этой статье мы сравним типы СТП и СТПО.
Характеристика текстильных строп СТП
Аббревиатура «СТП» означает «строп текстильный петлевой». Приспособление представляет собой многослойную ленту, изготовленную из прочных синтетических волокон. В качестве материала чаще всего используют полиэстер, полипропилен или полиамид.
Стропы типа СТП не оснащаются грузозахватными приспособлениями. Концы ленты замкнуты в петли. В таком стропе всего одна ветвь. Приспособления пришли на смену традиционным канатным и цепным стропам, которые не годятся для работ с хрупкими грузами.
Стропы с петлями на концах используются для обхватывания грузов при их перемещении. Петли смыкаются сверху и цепляются на крюк подъемного крана или соединяются при помощи монтажной скобы. Есть и другие варианты использования данного приспособления:
Лента, из которой изготовлены стропы СТП, состоит из нескольких спрессованных слоев синтетического материала. Такая технология позволяет не только повысить прочность ленты, но и продлить срок ее службы. При этом строп остается достаточно мягким, чтобы не повреждать груз.
Цвет ленты зависит от грузоподъемности стропа СТП, которая может составлять от 0,5 до 25 тонн.
Чем отличаются стропы СТПО?
СТПО означает «строп текстильный петлевой однослойный». Из названия сразу понятно основное отличие этого стропа от СТП – лента, состоящая только из одного слоя синтетического материала. Такое решение имеет как преимущества, так и недостатки. Сначала перечислим плюсы:
Что касается минусов, то их не так много. Грузоподъемность однослойных строп будет меньше, чем многослойных. Более тонкая лента быстрее перетрется об острые кромки грузов, поэтому работать с приспособлением нужно аккуратно.
Что касается стойкости к многократным механическим деформациям и воздействию химических веществ, то здесь стропы СТП и СТПО проявляют себя одинаково хорошо.
На сайте компании «Чалка» можно заказать текстильные стропы СТП, СТПО, а также другие типы грузоподъемных приспособлений. Полную информацию о грузоподъемности, а также других характеристиках товаров предоставят наши менеджеры.
Текстильный полиэстеровый петлевой строп – СТП
Стропы текстильные – это современное оборудование, предназначенное для того, чтобы поднять и переместить грузы, требующие деликатного обращения. Это хрупкие материалы, предметы с мягкой кромкой или специальным образом подготовленные поверхности.
Текстильные стропы отличаются от тех же канатных петлевых строп по нескольким параметрам: малый вес и размеры, безопасность во время транспортировки багажа и способность работать дольше.
Все стропы из текстиля бывают: петлевыми (СТП), кольцевыми или ветвевыми. Сегодня мы поговорим о петлевых стропах, рассмотрим их достоинства, основные технические параметры.
Достоинства, отличие от других видов
СТП изготовляют из отрезка ленты, изготовленного из импортного материала полиэстера, с петлями на концах. Кроме петель, на одном конце таких строп могут быть стальные крюки или скобы.
В чём же преимущество таких строп перед другими?
Область применения и технические характеристики
СТП применяют, если надо поднять и закрепить груз на автотранспорте, грузовых платформах, во время перевозок по железной дороге, во время палубного и трюмного крепления на морских и речных судах, используют его также во время спасательных работ в горах. Пользуются СПТ также и службы МЧС.
Текстильные стропы выполнены из полиэстера, а этот материал сохраняет свои технические показатели даже в мокром виде. К тому же полиэстер не взаимодействует с растворителями и кислотами, устойчив к воздействию ультрафиолетовых лучей.
Вот поэтому СТП применяют:
Технические характеристики
Для удобства все стропы принято окрашивать в разные цвета, что соответствует международным нормам. Каждый цвет указывает на определённый вес, который способна поднять эта стропа.
Цвет | Наименьшая длина | Ширина | Вес груза |
фиолетовый | 1 метр | 30 миллиметров | 500 кг |
фиолетовый | 1 метр | 30 миллиметров | 1 т |
зеленый | 1 метр | 60 миллиметров | 1 т |
желтый | 1 метр | 90 миллиметров | 3 т |
серый | 2 метра | 120 миллиметров | 4 т |
красный | 2 метра | 150 миллиметров | 5 т |
коричневый | 2 метра | 180 миллиметров | 6 т |
синий | 2 метра | 240 миллиметров | 8 т |
оранжевый | 2 метра | 300 миллиметров | 10 т |
коричневый | 2 метра | 360 миллиметров | 12 т |
синий | 2 метра | 480 миллиметров | 16 т |
оранжевый | 2 метра | 600 миллиметров | 20 т |
Длина петли варьируется от 300 мм до 750 мм.
Соответствие стандартам
Материалы, из которых изготовляют стропы, способы их изготовления и другие немаловажные моменты регулируются законодательно.
Так, в официальном документе ГОСТ в числе прочих моментов прописаны основные технические требования к стропам:
Итоги
Существуют правила по использованию СТП: