Страна нкр что такое
Общие сведения о Нагорном Карабахе
Географическое положение
Нагорно–Карабахская республика расположена в юго-восточной части Малого Кавказа, в восточной части Карабахского плато и на Арцахской долине, составляющей большую часть Куро-Араксской низменности. Большая часть территории Нагорного Карабаха характеризуется сильно изрезанным горным рельефом, относительно низменными являются только восточные части Мартакертского и Мартунинского районов. Средняя высота над уровнем моря составляет 1100 метров.
С севера на юг по всей западной границе Нагорного Карабаха тянется Карабахский хребет, с которого берут начало простирающиеся по территории края с запада на восток несколько ветвей хребта. По северной части тянется Мравский хребет, где находятся самые высокие горные вершины – Гомшасар (3724 метра) и Мрав (3343 метра), которые расположены на северо-западе Мартакерского района.
Население
По результатам переписи населения Нагорного Карабаха 2005 года, его численность составила 137 737 человек, из них:
Административное деление
История
Согласно общепринятой истории Закавказья, Нагорный Карабах (Арцах) входил в древнеармянское государство Урарту (VIII—V вв. до н.э.). После раздела древней Армении между Византией и Персией в 387 г. территория Восточного Закавказья (включая Арцах) перешла к Персии. В начале VIII в. Арцах был завоеван арабами, которые принесли с собой ислам (до этого среди населения области получило распространение христианство григорианского обряда). В середине XI в. территория подверглась нашествию турок-сельджуков, освобождение от которых произошло спустя столетие. В 30-х годах XIII в. Арцах был завоеван монголами; большая часть его территории стала именоваться Карабах (от тюркских слов кара — «черный» и баг — «сад»).
В середине XVIII в. было основано Карабахское ханство, столицей которого стала Шуша. В 1805 году территория Карабахского ханства вместе с обширными районами Восточного Закавказья «на веки вечные» перешла к Российской империи, что было закреплено Гюлистанским (1813 г.) и Туркманчайским (1828 г.) договорами России с Персией.
После революции 1917 года, в процессе формирования в Закавказье национальных государств, Нагорный Карабах в 1918-1920 гадах превратился в арену жестокой войны между получившими независимость Арменией и Азербайджаном. В июне 1921 года, уже после установления на всей территории Закавказья Советской власти, Армения объявила Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью. Однако вновь образованная Азербайджанская ССР отказала в передаче этого региона соседней республике. Вооруженные столкновения между армянами и азербайджанцами в Карабахе продлились до 1923 года, когда по настоянию московских властей власти Азербайджана были вынуждены предоставить части исторической области Нагорного Карабаха – с наибольшей концентрацией армянского населения – автономный статус и общую границу с Советской Арменией.
Попытки армянской и карабахской элиты поднять проблему Нагорного Карабаха перед центральными органами СССР предпринимались в 1930, 1945, 1965, 1967 и 1977 годы, но все они были жестоко подавлены. Причиной недовольства являлась политика азербайджанских властей по ассимиляции карабахских армян, что достигалось поощрением миграции азербайджанцев в Нагорный Карабах, в то время как жителей Армении принимали крайне неохотно. В результате этническая структура населения автономной области претерпела изменения: если в 1970 году доля азербайджанцев в населении составляла 18%, то в 1989 году — превысила 21%.
В феврале 1988 года внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО приняла обращение о выходе из состава Азербайджана и присоединении к Армении. Этот шаг привел к массовым межэтническим столкновениям, завершившимся изгнанием армян из большинства городов и районов Азербайджана. К началу 1989 года Армению были вынуждены покинуть почти все азербайджанцы; в свою очередь почти все армяне покинули сельские районы Азербайджана (кроме территории НКАО). Армянское население Азербайджанской ССР сконцентрировалось в НКАО, Шаумяновском районе, четырёх сёлах Ханларского района (Чайкенд, Мартунашен, Азад и Камо) и в Баку (где оно в течение года сократилось более чем в четыре раза, до 50 тысяч человек).
2 сентября 1991 года армянские депутаты советов разных уровней от Карабаха провозгласили независимую Нагорно-Карабахскую Республику (НКР). В ответ 26 ноября того же года Верховный Совет Азербайджана принял закон об упразднении Нагорно-Карабахской автономии.
10 декабря 1991 года в населенной преимущественно армянами Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО) Азербайджана был проведён референдум о независимости. Результаты референдум не были признаны международным сообществом.
6 января 1992 года Верховный Совет Нагорного Карабаха принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики».
В результате широкомасштабной войны 1991-1994 годов между Нагорным Карабахом и Азербайджаном силы самообороны Нагорного Карабаха установили контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, что в 1993 году было квалифицировано Советом безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана. Азербайджанские войска в свою очередь вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Мартакертского и Мартунинского районов Нагорного Карабаха.
Военное столкновение в апреле 2016 года
В декабре 2015 года началось новое обострение конфликта, которое привело 2 апреля 2016 года к боевому столкновению азербайджанских вооруженных сил с Армией обороны Нагорного Карабаха. В ночь на 2 апреля, по данным Минобороны Нагорного Карабаха, азербайджанская сторона предприняла наступательные операции в южном, юго-восточном и северо-восточном направлениях, использовав артиллерию, бронетехнику и военно-воздушные силы. На протяжении 2-5 апреля Азербайджан, Армения и Нагорный Карабах сообщали о потерях среди военнослужащих и мирного населения, зачастую давая противоречивую информацию, опровергая заявления друг друга.
3 апреля Минобороны Азербайджана заявило, что «в одностороннем порядке» приостановило военные операции на линии соприкоснования, на что Минобороны Нагорного Карабаха ответило, что заявление Азербайджана о прекращении огня «не соответствует действительности». 4 апреля Минобороны Азербайджана заявило об уничтожении армянских командно-штабных пунктов в Нагорном Карабахе, сообщив, что было убито большое количество армянских военнослужащих, в том числе в звании полковников и генералов. В Минобороны Армении в свою очередь опровергли это заявление. 5 апреля представители военных ведомств Азербайджана и Нагорного Карабаха заявили, что Армения и Азербайджан достигли соглашения о прекращении огня в зоне карабахского конфликта.
Нагорный Карабах заявил, что потери за время боев на линии соприкосновения с Азербайджаном составляют 29 убитых и 72 раненых. Еще 28 военнослужащих считаются пропавшими без вести. Азербайджан сообщил о гибели 31 солдата и ранении 9-ти. Обе стороны дали информацию о погибших и раненых среди гражданского населения. 6 апреля Минобороны Азербайджана и Нагорного Карабаха сообщили о сохранении перемирия в зоне конфликта.
Военные действия осенью 2020 года
В конце сентября 2020 года вновь обострился. Азербайджанская армия приступила к наступательной операции по всей линии фронта в Нагорном Карабахе. Помимо тяжелой наземной военной техники используется авиация, в том числе беспилотная. По оценкам президента НКР Араика Арутюняна, происходящее в зоне карабахского конфликта является «полномасштабной войной» по всей линии соприкосновения, «которой ранее еще не было».
Конфликт на границе Армении и Азербайджана обострился еще 12 июля. Азербайджан обвинил Армению в попытке атаки своих позиций. По версии армянской стороны, причиной стала попытка прорыва со стороны Азербайджана. По официальной информации, с 12 по 27 июля с армянской стороны погибли шесть военных, ранения получили 38 человек: 35 военнослужащих, двое полицейских и один мирный житель. Власти Азербайджана сообщили о 13 убитых (из них 12 военных и один мирный житель) и четырех раненых военных, сказано в справке «Кавказского узла» «Июльское обострение: главное о новых боях между Ереваном и Баку».
После инцидента со сбитым азербайджанскими ПВО российским военным вертолетом на границе с Арменией лидеры Азербайджана, Армении и России 9 ноября подписали заявление о перемирии в зоне карабахского конфликта, Минобороны России приступило к развертыванию миротворческого контингента в Нагорном Карабахе.
Современный статус
В настоящий момент независимость Нагорного Карабаха не получила признания со стороны государств-членов ООН. Согласно международным правовым нормам территория самого Нагорного Карабаха и контролируемых силами самообороны Нагорного Карабаха районов Азербайджана юридически продолжает считаться частью Азербайджана.
ООН, НАТО, Евросоюз, Совет Европы, ОБСЕ, ОИК и ГУАМ не считают легитимными проводимые в Карабахе выборы в органы власти. Вместе с тем выборы в парламент Нагорного Карабаха в мае 2015 года мониторили наблюдатели из США и Франции. Некоторые парламентарии Франции также выступали с призывами признать независимость Карабаха. Об истории признания независимости рассказывается в справке «Кавказского узла» «Кто же все-таки признал Карабах?».
Политическая система и государственное устройство
Де-факто НКР является независимым государством, имеющим все атрибуты государственности: конституцию и законы, органы управления, вооруженные и полицейские силы, государственную символику, представительства в других странах мира.
По своему государственному устройству Нагорный Карабах – президентская республика. Президент НКР избирается прямым всеобщим голосованием на пятилетний срок. Одно и то же лицо не может быть избрано более чем на два срока подряд. Согласно действующему законодательству, президент является главой исполнительной власти. Он назначает премьер-министра, утверждает структуру и состав правительства.
Первым президентом НКР был Роберт Кочарян (1994-1997). После его добровольного ухода с поста и переезда в Ереван президентом стал Аркадий Гукасян (1997-2007). Бако Саакян занимал президентский пост 13 лет (2007-2020). В настоящее время президентский пост занимает, победивший на выборах с результатом 88% во втором туре, Араик Арутюнян.
Экономика
Экономика Нагорно-Карабахской Республики сильно пострадала во время Карабахской войны в 1991-1994 годах.
На сегодняшний день в Арцахе действуют предприятия лесопереработки, изготовления ювелирной продукции, пищевой промышленности, легкой промышленности и др. Развивается туризм, в частности, экологический туризм, строятся новые туристические центры, гостиницы, маршруты и т. д.
Одним из самых успешных предприятий на территории республики является Дрмбонский комбинат, находящийся в селе Дрмбон. Комбинат занимается добычей и переработкой золота и меди.
В советский период главенствующими отраслями промышленности считались легкая и пищевая. Крупнейшими предприятиями легкой промышленности были Карабахский шелковый комбинат, Степанакертская обувная фабрика, ковровые фабрики Степанакерта и Шуши. В настоящее время эти предприятия работают не на полную мощность из-за произошедшего сильного сужения рынка сбыта. Основу пищевой промышленности составляют предприятия по производству алкогольных напитков (вина, водки, коньяка), хлеба и мучных изделий, плодоовощных консервов.
Сельское хозяйство Нагорного Карабаха специализируется на производстве твердой пшеницы, садовых культур, винограда, овощей. Развитие животноводства в НКР связывают с поддержкой небольших фермерских хозяйств. В поголовье преобладают крупный рогатый скот, овцы, свиньи (в Нагорно-Карабахской Автономной области было больше свиней, чем во всех остальных районах Азербайджана). Нагорный Карабах традиционно считается одним из центров шелководства в Закавказье.
Спектр внешнеэкономических связей НКР узко направлен и ориентирован главным образом на Армению — главного спонсора карабахской государственности. В этой стране карабахские товары становятся армянскими и могут без ограничений выходить на мировой рынок. Из НКР вывозится продукция пищевой промышленности (вино и винопродукты, соки, табак, плоды), предметы искусства (ковры, ювелирные изделия), медная руда Дрмбонского месторождения.
Примечания:
Автор: Кавказский Узел
Республика Нагорный Карабах
Республика Нагорный Карабах
| |||||
Гимн: «Свободный и независимый Арцах» | |||||
Основана | 2 сентября 1991 | ||||
Провозглашение независимости | 6 января 1992 [2] (от Азербайджана) | ||||
Дипломатическое признание | Независимость НКР признана частично признанными государствами Абхазия и Южная Осетия и непризнанной ПМР [3] | ||||
Официальный язык | армянский | ||||
Столица | Степанакерт | ||||
Крупнейший город | Степанакерт | ||||
Форма правления | Президентская республика | ||||
Президент Премьер-министр | Бако Саакян Араик Арутюнян | ||||
Территория • Всего | задекларированная — 5 000 [4] факт. контролируемая — 11 700 [5] км² | ||||
Население • Всего (2005) • Плотность | 137 380 [6] чел. 29 чел./км² | ||||
Валюта | армянский драм, выпускаются сувенирные карабахские драмы | ||||
Телефонный код | +37447 | ||||
Часовой пояс | UTC +4 [7] |
Под контролем вооружённых формирований НКР и Республики Армения находится бо́льшая часть бывшей НКАО, а также, полностью либо частично, семь прилегающих районов Азербайджана (включая территорию между НКАО и Арменией — «Лачинский коридор»).
Под контролем армии Азербайджана находятся незначительные части территорий Мартакертского, Мартунинского, а также примерно половины Шаумяновского районов НКР.
Нагорно-Карабахская Республика является членом СНГ-2.
Содержание
Статус
Статус НКР не урегулирован. НКР не получила дипломатического признания со стороны других государств и не является членом ООН; поэтому в официальных документах международно-правового характера по отношению к ней не употребляются некоторые политические категории («президент», «премьер-министр», «выборы», «правительство», «парламент», «флаг», «герб», «столица»). Так, в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, для обозначения НКР как стороны конфликта употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» («Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчеркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона. [10]
Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…». [11]
По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться «непризнанным государством». [12] [13] [14]
По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном. [15] По заявлению президента Армении Роберта Кочаряна его страна признает независимость Нагорного Карабаха, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик.
Международные организации указывают, что в процессе волеизъявления не учитывалось мнение этнического азербайджанского меньшинства в Нагорном Карабахе, которое было вынуждено покинуть его вследствие вооружённого конфликта, и считают незаконными выборы, проводимые в регионе армянскими властями; в ответ армянская сторона отмечает, что во время референдума 1991 г. азербайджанскому меньшинству была предоставлена полная возможность высказать своё отношение к самоопределению Нагорного Карабаха, каковой возможностью оно, однако, воспользоваться не пожелало. Кроме того, по мнению армянской стороны, несогласие меньшинства не может быть законным основанием для воспрепятствования реализации воли большинства. Из Баку и других регионов Азербайджана были выселены не менее 300 тыс. армян, которые также в последние 20 лет не принимают участие в любых выборах, проходящих в Азербайджане.
Административное деление
Территориально НКР разделена на 7 районов. [16]
Район | центр |
---|---|
Аскеранский | г. Аскеран |
Гадрутский | г. Гадрут |
Мартакертский | г. Мартакерт |
Мартунинский | г. Мартуни |
Шаумяновский | г. Карвачар (пос. Шаумяновск под контролем Азербайджана) |
Шушинский | г. Шуши |
Кашатагский | г. Бердзор |
Пять из них — Аскеранский, Гадрутcкий, Мартакертский, Мартунинский и Шушинский располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за её пределами, заявленные земли Шаумяновского района располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского Азербайджанской ССР, а также части Ханларского района АзССР, Кашатагский район располагается на части территории бывшего Лачинского района АзССР.
Части Мартакертского, Мартунинского и Шаумяновского районов находятся под контролем Азербайджана и считаются властями НКР оккупированными территориями.
Территории НКР, расположенные за пределами границ заявленных в 1991 году как НКР территорий бывшей НКАО, Шаумяновского и части Ханларского районов АзССР, называются поясом или зоной безопасности НКР.
Территориальные изменения
Население
По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года, численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек. [17]
История
География
Область Арцахской Республики характеризуется сильно изрезанным горным рельефом. Отнoсительно низменными являются восточные части Мартакертского и Маpтунинского районов.
Достопримечательности Карабаха
Политическая жизнь
Нагорно-Карабахская Республика является президентской республикой.
Президент НКР
Национальное Собрание
Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.
В июне 2005 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР. В них приняли участие политические партии и объединения:
На выборах присутствовали зарубежные наблюдатели, приглашённые властями НКР. Из России были приглашены, в частности, депутаты Госдумы Виктор Шейнис, Константин Затулин и Сергей Григорьев, а также председатель Академии духовного единства Георгий Трапезников, которые присутствовали на выборах в качестве частных лиц. В своём заявлении, сделанном по окончании выборов, российские наблюдатели назвали их «демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам» (более подробно см. сообщение информационного агентства Регнум). Однако МИД России заявило, что «граждане Российской Федерации, выступавшие на этих выборах в качестве наблюдателей, находились в Нагорном Карабахе по собственной инициативе и исключительно в личном качестве». МИД РФ также отметило, что «Москва последовательно поддерживает принцип территориальной целостности Азербайджана, равно как и другие основополагающие нормы и принципы международного права, и не признает Нагорный Карабах в качестве независимого государства». [18]
Международное сообщество не признаёт результатов проводимых в Нагорном Карабахе выборов, и ни одна страна или международная организация не направляют на них официальных наблюдателей. Совет Европы, в частности, неоднократно выступал с критикой проведения выборов в Нагорном Карабахе, заявляя, что «эти так называемые „выборы“ не могут быть легитимными, так как в результате вооружённого конфликта между Арменией и Азербайджаном в 1991—1994 годах значительная часть населения региона вынуждена была его покинуть, проживая в настоящее время как перемещённые лица или беженцы в своих странах или за рубежом». [2], [3] [4]
Страна нкр что такое
факт. контролируемая — 11 700 [5] км²
• Всего (2005)
• Плотность
29 чел./км²
Под контролем вооружённых формирований НКР и Республики Армения находится бо́льшая часть бывшей НКАО, а также, полностью либо частично, семь прилегающих районов Азербайджана (включая территорию между НКАО и Арменией — «Лачинский коридор»).
Под контролем армии Азербайджана находятся незначительные части территорий Мартакертского, Мартунинского, а также примерно половины Шаумяновского районов НКР.
Нагорно-Карабахская Республика является членом СНГ-2.
Содержание
Статус
Статус НКР не урегулирован. НКР не получила дипломатического признания со стороны других государств и не является членом ООН; поэтому в официальных документах международно-правового характера по отношению к ней не употребляются некоторые политические категории («президент», «премьер-министр», «выборы», «правительство», «парламент», «флаг», «герб», «столица»). Так, в документах ООН и ОБСЕ, связанных с конфликтом, для обозначения НКР как стороны конфликта употребляется выражение «руководство Нагорного Карабаха» («Leadership of Nagorny Karabakh»), что, как подчеркивают дипломаты, не рассматривается как формальное признание какого-либо дипломатического или политического статуса региона. [10]
Мнения политологов относительно статуса НКР расходятся. Так, по мнению немецкого правоведа О. Лухтерханда, «В исключительных случаях, то есть когда национальное меньшинство дискриминируется в невыносимой форме, тогда право самоопределения в форме права на сецессию имеет первенство над суверенитетом государства, которого оно касается. В рассматриваемом случае право Азербайджана на суверенитет теряет вес по сравнению с правом на самоопределение (право сецессии)…». [11]
По мнению российских политологов Сергея Маркедонова и Андрея Арешева, невозможно отрицать тот факт, что НКР обладает собственной территорией, особой организацией власти и фактическим суверенитетом, то есть вполне подходит под формальное определение государства. С их точки зрения, НКР, не отличаясь от других существующих на свете государств ничем, кроме отсутствия её признания, может именоваться «непризнанным государством». [12] [13] [14]
По мнению же западного политолога Дава Линча, в случае Нагорного Карабаха независимость в действительности является ширмой, которая едва скрывает тот факт, что он является регионом Армении, — «независимость» Карабаха лишь позволяет недавно возникшему армянскому государству избежать международного клейма агрессора, несмотря на тот факт, что армянские войска принимали участие в войне в 1991—1994 годах и продолжают занимать линию фронта между Карабахом и Азербайджаном. [15] По заявлению президента Армении Роберта Кочаряна его страна признает независимость Нагорного Карабаха, если переговоры с Азербайджаном зайдут в тупик.
Международные организации указывают, что в процессе волеизъявления не учитывалось мнение этнического азербайджанского меньшинства в Нагорном Карабахе, которое было вынуждено покинуть его вследствие вооружённого конфликта, и считают незаконными выборы, проводимые в регионе армянскими властями; в ответ армянская сторона отмечает, что во время референдума 1991 г. азербайджанскому меньшинству была предоставлена полная возможность высказать своё отношение к самоопределению Нагорного Карабаха, каковой возможностью оно, однако, воспользоваться не пожелало. Кроме того, по мнению армянской стороны, несогласие меньшинства не может быть законным основанием для воспрепятствования реализации воли большинства. Из Баку и других регионов Азербайджана были выселены не менее 300 тыс. армян, которые также в последние 20 лет не принимают участие в любых выборах, проходящих в Азербайджане.
Административное деление
Территориально НКР разделена на 7 районов. [16]
Район | центр |
---|---|
Аскеранский | г. Аскеран |
Гадрутский | г. Гадрут |
Мартакертский | г. Мартакерт |
Мартунинский | г. Мартуни |
Шаумяновский | г. Карвачар (пос. Шаумяновск под контролем Азербайджана) |
Шушинский | г. Шуши |
Кашатагский | г. Бердзор |
Пять из них — Аскеранский, Гадрутcкий, Мартакертский, Мартунинский и Шушинский располагаются как на территории бывшей НКАО, так и за её пределами, заявленные земли Шаумяновского района располагаются на территории бывших Шаумяновского и Кельбаджарского Азербайджанской ССР, а также части Ханларского района АзССР, Кашатагский район располагается на части территории бывшего Лачинского района АзССР.
Части Мартакертского, Мартунинского и Шаумяновского районов находятся под контролем Азербайджана и считаются властями НКР оккупированными территориями.
Территории НКР, расположенные за пределами границ заявленных в 1991 году как НКР территорий бывшей НКАО, Шаумяновского и части Ханларского районов АзССР, называются поясом или зоной безопасности НКР.
Территориальные изменения
Население
По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года, численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян — 137 380 человек. [17]
История
География
Область Арцахской Республики характеризуется сильно изрезанным горным рельефом. Отнoсительно низменными являются восточные части Мартакертского и Маpтунинского районов.
Достопримечательности Карабаха
Политическая жизнь
Нагорно-Карабахская Республика является президентской республикой.
Президент НКР
Национальное Собрание
Законодательный орган — Национальное Собрание, 33 места.
В июне 2005 года состоялись выборы депутатов Национального Собрания НКР. В них приняли участие политические партии и объединения:
На выборах присутствовали зарубежные наблюдатели, приглашённые властями НКР. Из России были приглашены, в частности, депутаты Госдумы Виктор Шейнис, Константин Затулин и Сергей Григорьев, а также председатель Академии духовного единства Георгий Трапезников, которые присутствовали на выборах в качестве частных лиц. В своём заявлении, сделанном по окончании выборов, российские наблюдатели назвали их «демократичными, прозрачными, свободными, независимыми, легитимными, отвечающими Избирательному кодексу НКР и всем высоким международным стандартам» (более подробно см. сообщение информационного агентства Регнум). Однако МИД России заявило, что «граждане Российской Федерации, выступавшие на этих выборах в качестве наблюдателей, находились в Нагорном Карабахе по собственной инициативе и исключительно в личном качестве». МИД РФ также отметило, что «Москва последовательно поддерживает принцип территориальной целостности Азербайджана, равно как и другие основополагающие нормы и принципы международного права, и не признает Нагорный Карабах в качестве независимого государства». [18]
Международное сообщество не признаёт результатов проводимых в Нагорном Карабахе выборов, и ни одна страна или международная организация не направляют на них официальных наблюдателей. Совет Европы, в частности, неоднократно выступал с критикой проведения выборов в Нагорном Карабахе, заявляя, что «эти так называемые „выборы“ не могут быть легитимными, так как в результате вооружённого конфликта между Арменией и Азербайджаном в 1991—1994 годах значительная часть населения региона вынуждена была его покинуть, проживая в настоящее время как перемещённые лица или беженцы в своих странах или за рубежом». [2], [3] [4]