Столпники в православии кто такие
Знаменитые столпники: Легко ли жить на столбах десятки лет и для чего это нужно христианам?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Индийские йоги и буддийские монахи всегда славились своими уникальными физическими способностями, обретенными в результате сочетания дисциплины, медитации и молитвы. Однако 1700 лет назад ряд христиан показали такой невероятный и, говоря современным языком, экстремальный пример дисциплины и любви к Богу, перед которым практики йогов и монахов просто меркнут. Эти люди – столпники. Жить на столбе десятки лет – это поистине непостижимо.
Первый столпник
В IV веке христианство было еще относительно молодой религией, его приверженцы испытывали немало трудностей, существуя среди множества иноверцев. Эти условия способствовали крайнему аскетизму, который показывали особенно преданные Богу верующие. Для кого-то это означало строгий пост или же вовсе голодание. Для других формой близкого общения со Всевышним и отрешения от земных искушений стало отшельничество. Столпничество – одна из наиболее удивительных форм такого аскетизма.
Понятие stylites (столпники) произошло от греческого слова stylos, что означает «столп» или «колонна». Иными словами, столпник – это житель колонны.
Если не считать древние сказания о неких отшельниках, передававшиеся из уст в уста, первым и самым известным столпником был Симеон, впоследствии причисленный к лику святых. Он родился примерно в 390 году, а умер 2 сентября 459 года. Этот уникальный человек жил недалеко от города Алеппо. Уже в 13 лет он ясно ощущал себя христианином, а в 16 ушел в монастырь – причем поначалу в течение семи дней лежал перед его воротами, пока его, наконец, не приняли в обитель.
Симеон прослыл самым аскетичным и, как казалось со стороны, самым странным из всех монахов. И он явно чувствовал, что все-таки его место – не здесь. В конце концов, он покинул монастырь и стал жить в уединенной хижине, которую сам для себя построил. Полтора года он жил в строгом посте и молитве, а в период Великого поста, как гласит предание, вообще ничего не пил и не ел. Окружающие говорили, что в этот момент он пережил чудо, и относились к нему с большим почтением.
Следующим этапом аскетизма для Симеона стало «стояние». Он стоял до тех пор, пока не падал без сил. Но и этого ему показалось мало. Симеон пробовал все новые и новые пути к святости: жил в узком колодце, жил в двадцатиметровом пространстве на склоне горы (ныне известной как Гора Симеона), также он обвивал свое тело грубыми веревками, изнуряя себя ранами. Однако достичь полного отрешения от мира не удавалось: Симеона осаждали толпы паломников. Они требовали от него, чтобы он открыл им «истину», однако как раз в поисках этой самой истины и ответов на главные вопросы он и пытался уединиться в раздумьях и молитве. Наконец, Симеон нашел кардинальный способ – жить на колонне.
Первый его столб был высотой в девять футов и венчался небольшой платформой площадью примерно один квадратный метр, по краям которой были сделаны перила (чтобы столпник случайно не упал). На этой колонне Симеон твердо решил провести остаток своей жизни.
Еду, молоко и воду ему приносили мальчики из местного монастыря: они привязывали ее к спущенным вниз веревках, и Симеон подтягивал их вверх. Подробности быта столпника (смена одежды, отправление естественных потребностей, сон и т.д.) до наших дней почти не дошли. По одной из версий, когда его одежда изнашивалась, ему передавали наверх новую. По другой – он так и оставался в лохмотьях, пока они не падали с него, и тогда он продолжал стоять без одежды.
Поначалу местные монахи решили, что подобная жизнь на столбе – ни что иное как гордыня, желание возвеличить себя над другими. И они решили его проверить. Монахи настоятельно попросили Симеона спуститься со столба. Он не стал противиться и покорно начал спускаться. В этот момент они поняли, что это вовсе не гордыня, а действительно показатель истинной веры и отрешения от всего земного.
До наших дней дошли свидетельства о том, что Симеон был способен исцелять людей от физических и душевных недугов, а также мог предсказывать будущее. Кроме того, он регулярно произносил со своего столба проповеди для верующих.
Известно, что Симеон прожил на колонне 37 лет (до самой старости) и умер на ней же – предположительно, от инфекций. Сегодня его как преподобного святого почитают и католическая, и православная церковь.
После кончины Симеона другие христиане (особенно в Сирии и Палестине) стали следовать его примеру. Один из них, живший на территории современной Турции, даже взял себе такое же имя, и его стали называть Симеоном-младшим.
В России одной из форм столпничества можно считать и христианский подвиг святого Серафима Саровского, который молился Богу, стоя на камне, каждую ночь в течение тысячи дней.
Столпничество XXI века
Уже к концу VI столетия такая форма, как столпничество, в христианском мире почти сошла на нет, и лишь единицы выбирали этот путь. И тем более удивительно, что в наше время у святого Симеона появился последователь. Современным столпником можно считать грузинского монаха Максима Кавтарадзе, который живет на столбе вот уже четверть века. Правда, он практикует более цивилизованный в бытовом плане вид столпничества.
Грузинский христианин обустроил себе жилище на вершине природного столба – узкой и высокой скалы. Этот столп расположен в глухом ущелье на западе Грузии. До ближайшего села – 10 километров.
Когда-то на вершине скалы располагалась часовня Кацхинского Спасо-Вознесенского монастыря – здесь жили древние монахи-отшельники. Отец Максим приехал в эти края в начале 1990-х. До пострига в монахи он вел совсем не праведную жизнь, даже сидел в тюрьме за продажу наркотиков, но, обретя веру, отказался от вредных привычек и решил посвятить себя Богу. С помощью братьев-монахов он постепенно восстановил эту церковь. С тех пор живет здесь один и лишь изредка спускается со своего 40-метровго столба по металлической лестнице.
В часовне, расположенной на столбе, оборудованы несколько келий. А у подножия скалы выстроен маленький монастырь, в котором служат несколько монахов и послушники.
Как и Симеон Столпник, Максим Кавтарадзе, старается не общаться с внешним миром и получает продукты, поднимая их на веревках (припасы ему приносят местные послушники). Однако он иногда находит время на общение с трудными подростками и более молодыми священниками, которые приходят к нему за советом. Кроме того, у него есть достаточно икон, книг и даже кровать.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Православная Жизнь
24 декабря Православная Церковь вспоминает преподобных Даниила Столпника и Луку Столпника. В чем заключается истинный смысл подвига столпничества, который еще при жизни святых вызывал у одних удивление, а у других – порицание.
Всякому человеку, чтобы чувствовать себя более или менее защищенным и устроенным в этой жизни, необходим свой кров, или, как принято говорить, крыша над головой. Правда, у каждого свои представления о том, какой должна быть эта самая крыша, но в любом случае стремление иметь свое удобное жилище всегда считалось вполне естественной человеческой потребностью. Потому тот, кто дерзал отказаться от нормальных условий жизни и выбирал для себя весьма суровый и достаточно странный, с точки зрения общества, способ существования, вызывал у окружения в лучшем случае удивление, а в худшем – такого самоотверженного смельчака спешили причислить к безумцам. Нам сегодня трудно представить себе, чтобы кто-то стал вдруг обустраивать место для проживания, скажем, на… столпе, дереве или в колодце (были и такие подвижники), добровольно подвергая себя всяким неудобствам, лишениям и испытаниям, мужественно претерпевая холод, зной, дождь, ветер.
Любое явление, которое кажется нам отклонением от нормы, которое мы не в силах постичь, принято называть аномальным или феноменальным. В христианстве много таких феноменальных проявлений. Одно из них – подвижничество в его различных видах. Некоторые формы подвижничества и в прежние времена, а в нынешние – тем более, воспринимаются порой даже христианами как некие крайности. Что уж говорить о неверующих! Впрочем, все это вполне закономерно. Есть люди, которые всю свою жизнь проводят у подножия гор, но им ни разу не приходит в голову штурмовать вершину. А встречаются такие, которые проникаются желанием добраться до самой высокой горной точки и, подобно альпинистам, день за днем, преодолевая препятствия, упорно идут к достижению цели. Жажда близости неба заставляет их совершать невероятные поступки. Подвижничество и есть непрестанное и упорное движение к небу, к Богу. И с этой точки зрения, каждый христианин должен быть в той или иной степени подвижником. Однако настоящее аскетическое подвижничество не может быть уделом многих, потому что оно требует огромной веры и любви к Богу, самоотречения, невероятных духовных, душевных и физических усилий, определенного внутреннего настроя.
Среди различных видов христианской аскезы самым необычным выглядит столпничество, которое очень часто ставят в один ряд с юродством, потому что оно тоже напоминает «безумство Христа ради», о котором писал апостол Павел в Послании к Коринфянам (1 Кор. 4:10). Столпничество представляет собой достаточно редкое и загадочное явление в истории христианской Церкви, да и отношение к нему у исследователей (особенно представителей западной школы) весьма неоднозначное. Среди прославленных Церковью аскетов, подвизавшихся на столпах, известно всего лишь около двух десятков имен. Хотя некоторые авторы, исследовавшие этот феномен, констатируют, что в VI веке численность столпников в Византийской империи была так велика, что государственное законодательство придало им статус особого сословия. Кто же принадлежал к этому сословию? Первоначально к столпникам причисляли всех отшельников, которые селились на высоких тесных каменных скалах, имевших естественное природное происхождение, и по форме напоминали столпы. Чтобы находиться в состоянии неусыпного бдения и постоянного бодрствования во время совершения подвига непрестанной молитвы, некоторые из аскетов, пренебрегая опасностью сорваться вниз, специально выбирали очень узкие утесы. Когда же пустыннику не удавалось найти подходящий утес, он сооружал себе на его подобие столп.
Столпничество – явление исключительно восточное, на Западе оно совсем не прижилось. Там его не одобряли и относились к нему с подозрительностью. Во всяком случае, из западных столпников известен лишь один такой отшельник, подвизавшийся в Арденнских горах, – это Вульфилаих Трирский. Этот вид подвижничества довольно древний, он возник, как полагают историографы и хронисты, сразу же по прекращении эпохи гонений на христианство и мученичества как его своеобразное продолжение. Зная, каким физическим и душевным страданиям подвергали себя эти отчаянные боголюбцы, проводившие жизнь на столпах, совершая удивительные подвиги, их действительно можно поставить в один ряд с мучениками.
Столп воспринимался отшельником как прообраз креста, на котором он распинал свою плоть, поражая ее телесную греховную природу. В то же время столп служил для каждого аскета некой лестницей, возводящей его к совершенству и приближающей к Богу. Кроме этого, стояние на столпе было одним из способов обратить внимание общества, погрязшего в грехах и уклоняющегося от выполнения заповедей Божьих, на его нравственное падение и духовную деградацию. С этого места возвышения подвижник, подобно ветхозаветным пророкам, занимался таким вот необычным миссионерским служением, прежде всего, через образ своей жизни, а затем уже и через слово – увещеванием окружающих, призывая их к покаянию и вере. Результаты такой проповеднической деятельности бывали порой настолько эффективными, что вокруг столпников собирались целые общины и создавались монастыри. Считается, что этот вид аскезы возник в противовес языческому культу гор и холмов. Из жития святых столпников известно, что одни из них селились намеренно (как, например, Даниил Столпник) в пустом языческом храме, другие (как преподобный Алипий) – на месте, где стояли прежде идольские столпы. В этом тоже был свой особенный смысл – уничтожение идолопоклонства и замена его христианским богопочитанием.
Некоторые из столпников с самого раннего возраста чувствовали тяготение к подвижнической жизни. Каждый из них, прежде чем взять на себя такой трудный подвиг, проходил сначала послушание и определенную аскетическую подготовку, как правило, либо в монастыре под руководством духовного наставника, либо в затворе, постоянно упражняясь в посте, безмолвии, молитве и созерцании, подвергая себя строгим лишениям и приучая противиться желаниям плоти. И лишь после этого, понуждаемый особым действием Промысла Божия и укрепленный благодатью, он становился на путь такого служения. Столпы, на которых подвижники проводили все свое время, были различными по виду и высоте (от 3 до 15 метров и выше). Некоторые из них представляли собой столпообразную узкую башенку с решеткой, напоминавшей балкон с навесом сверху. Но были такие мужественные столпники, которые отказывались от навеса, перенося тяготы холода и зноя, имея своим единственным покровом лишь небо над головой.
Таким добровольным страдальцем в течение 53 лет был преподобный Алипий столпник. Самое удивительное, что при таком суровом и тяжелом образе жизни почти все столпники были долгожителями. Этот факт свидетельствует о действии укрепляющей благодати Божьей в этих праведниках. Подвиги столпничества продолжались на Востоке до XII столетия, а на Руси – до второй половины XV века. Последний из прославившихся русских столпников, Савва Вишерский, почил в 1460 году.
При жизни святой совершил много разных чудес. Молитвы преподобного Даниила обладали такой силой, что Бог исцелял чрез него бесноватых. По молитвам святого у греческого царя Льва Великого родился наследник. Царь, возрадовавшись о рождении сына и в благодарность за молитвы, воздвиг ему третий столп. Святой подвижник обладал даром прозорливости и предвидения. Он предсказал большой пожар в Константинополе. Преподобный очень долго жил на столпе без крыши над головой и позволил ее устроить, уступив просьбам царя, только тогда, когда однажды после продолжительного снегопада и мороза ученики нашли столпника обледеневшим. Бог открыл ему и час его кончины. Собрав своих учеников, он дал им духовное завещание и просил похоронить с мощами трех святых отроков Вавилонских – Анании, Азарии и Мисаила для того, чтобы приходящие на его могилу христиане воздавали честь не ему, а мощам трех отроков. Таким образом, этот праведник сохранил свое смирение и уничижение пред Богом даже по смерти.
Сведений о преподобном Луке, Новом Столпнике, не очень много. Известно лишь то, что он был воином при греческом царе Романе (919–944) и при Константине Порфирородном (912–959). В 917 году на Византийскую империю напали болгары. Во время сражения погибло много воинов, но Лука по Промыслу Божию остался жив. После этого он принял монашество и был поставлен в пресвитера. Ревнуя о высоком духовном совершенстве, он взошел на столп и начал преуспевать в более суровых подвигах. Обложив свое тело железными веригами, преподобный соблюдал очень строгий пост, вкушая лишь один раз в неделю приносимую ему просфору и немного овощей. Через три года святой отшельник отправился на гору Олимп, затем в Константинополь, где, чтобы сохранить свой обет молчания, жил с камнем во рту. Наконец он обосновался в городе Халкидоне и провел там на столпе 45 лет, прославившись праведной жизнью и совершенными чудесами.
Подвижническая жизнь всех столпников представляет собой наглядный пример изречения апостола Павла о том, что: «…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Святые столпники являли миру удивительнейшие образцы торжества духа над плотью. Их очищенная подвигом телесная и духовная природа возносилась к таким небесным высотам, что еще при жизни на земле они достигали того богоподобия, к которому призывается Творцом каждый человек.
Столпничество
Столпничество и юродство представляют редкие явления в истории христианской Церкви и как таковые порой вызывают сомнения в своей целесообразности. Большинству современников такой вид подвижничества казался ненормальным, а сами столпники и юродивые — людьми безрассудными или сумасшедшими. Многим же из нас, нынешних, столпничество и юродство представляются не более, чем странными и непонятными явлениями. Однако подобные воззрения происходят от незнания самой сути этих уникальных видов подвижничества. Тема же эта интереснейшая, заслуживающая внимания христианина и одновременно требующая осторожного обращения с собой. 24 декабря (н. ст.) Православная Церковь чтит память прпп. Даниила Столпника и Луки Столпника. Эта дата послужила поводом к тому, чтобы попытаться хотя бы чуть-чуть приблизиться к пониманию столь высокого подвига, каким является столпничество.
Название столпников в Церкви дано немногим пустынникам, подвизавшимся на столпах. К их числу относятся: св. Симеон, сирийский пустынник, который назван первым столпником; уже упоминаемые выше св. Даниил и св. Лука Халкидонский, новый столпник; св. Иоанн и св. Симеон Дивногорец, называемый младшим; Антоний — столпник Марткопский; св. Алипий; св. Феодосий Эдесский, простоявший на столпе более 50 лет; св. Кирилл Туровский, хотя он только отчасти может быть назван столпником в том смысле, в каком названы остальные, поскольку имел обыкновение лишь по временам заключаться в узкую башню и стоять в ней по несколько дней; св. Савва Вишерский; св. Симеон, столпник (третий).
Столпничество возникло как раз тогда, когда прекратился подвиг мученичества, и явилось как бы его продолжением. Подвиги стояния на столпе ради благочестия появились на востоке в III веке. Продолжались они, по свидетельству Никиты Хониата, до XII века, а в России — до половины XV века. Изначально столпничество являлось противоположностью языческому почитанию гор и холмов. Столпники занимали высоты гор и ущелья, а затем устраивали там столпы, напоминавшие собой языческие священные ограды и жертвенники, чтобы ниспровергнуть культ идолопоклонства и заменить его христианским богопочтением. Это подтверждается фактами из житий святых столпников. Так, св. Даниил поначалу пребывал в пустом идольском храме в Филимпоре, а потом воздвиг там столп; св. Алипий поселился в идольском капище и построил потом на его месте церковь в честь св. мученицы Евфимии.
Однозначного ответа на вопрос, почему некоторые святые подвижники спасались на столпах, нет. Однако из истории известно, что заключение на столпы или в столпы служило некогда наказанием. Исходя из этого, некоторые исследователи делают предположение, что столпники добровольно наказывали себя как грешников по способу, существовавшему в отношении гражданских преступников. Таким образом, они фактически выражали свою преступность против Бога и в качестве добровольных узников стремились освободиться от тяжкого рабства страстей, подобно тому, как преступники стремятся вырваться из темницы или башни на свет.
Столпы делались различного вида и высоты. Например, столп св. Даниила был вышиной в два человеческих роста, столп св. Луки — в 12 локтей. Но были и более высокие — в 36 и 40 локтей (1 локоть — 38-45 см.). В основном, это была столпообразная башня с балконом на верху. Верхняя площадка, на которой стоял подвижник, была совсем небольшая. Иногда она окружалась деревянной сплошной решёткой, из-за которой видны были только голова и плечи столпника. Для защиты от солнечного зноя и непогоды иногда на столпах устраивался навес. Лестница для восхождения на столп находилась снаружи, об этом свидетельствуют жития святых. Столпы воздвигали отчасти сами подвижники или посторонние. Св. Даниилу первый столп построил его друг Марк, а второй соорудил Геласий, владелец той земли, где подвизался столпник; император Лев тоже создал столп и крышу над ним в благодарность за полезную общественную деятельность св. Даниила.
Самое первое знакомство с подвигом столпничества показывает, что вся высота христианского самоотвержения состояла и выражалась здесь по преимуществу в борьбе с внешними скорбями, которые больше всего поражали телесную природу. Столпы для святых подвижников были особого рода крестами, на которых они распинали свою плоть, подвергая её всевозможным лишениям. Восходя на столпы и переходя постепенно с низших на высшие, подвижники как по лестнице восходили от совершенства к совершенству. Служение святых столпников справедливо и в самом точном смысле слова можно назвать предстоянием пред Богом. Стоя между небом и землёй, они призывали Бога, славословили Его, от земли вознося ко Господу молитвы за всех.
Конечно, стремление к нравственному совершенству не возникало у будущих столпников враз. Они находились под особым действием Божией благодати, освятившей их на службу Богу с младенчества. С самых ранних лет они проявляли любовь к подвижнической жизни. Прежде всего, будущий столпник, который решил посвятить себя на служение Господу, должен очистить себя, приготовиться. С первых шагов своего усовершенствования он обязан противиться требованиям плоти, принуждая себя к добру, противясь злу. Самопротивление и самопринуждение и есть, по словам епископа Феофана, «форменные начала подвижничества». То и другое составляет «борение» человека с собою, или иначе подвиг. Своей целью подвижники ставили достижение нравственного совершенства в своей жизни. Первый и основной обет их жизни было иночество, с которым тесно связывалось и девство. Так как с этими обетами исключалась привязанность к земле и земным выгодам, то столпникам не было нужды искать земных благ. Отсюда — третий обет, входящий в жизнь столпников, — нестяжательность.
Готовясь к подвигу, будущие столпники селились в монастырях, где подвергали себя самым строгим лишениям. Так, св. Лука «железом себя обложил по всей плоти». Св. Даниил, поселившись в идольском капище, завалил все входы и оставил только «оконце едино мало приходящих ради». И только уже после подготовительных подвигов самоумерщвления и затворничества, испытав себя в самоотвержении и терпении, святые подвижники всходили на столпы. Мысль о столпничестве появлялась у них по призванию и откровению Божию. Из описания жизни святых столпников видно, что все они действовали под особенным водительством Духа Божия, а поэтому нельзя думать, что они решались на великий подвиг столпничества, не испросив прежде на то благословения Божия. Так, св. Симеону трижды являлся ангел Господень и призывал его к столпничеству. А его ученику, св. Даниилу, было видение столпа, «высотою превосходящего облаки, преподобного Симеона, стоящего на верху столпа и призывающего: взыди сюда, Данииле».
Столпники всячески избегали публичной жизни. Все они всходили на столпы с целью уединения и безмолвия. Молчание подвижников было выражением их глубокого самоотвержения. Для упражнения в молчании некоторые столпники употребляли и другие средства: св. Лука, например, «влагал камень в уста молчания ради». Подвиг безмолвия представляется несообразным с природой человека как существа разумно-словесного. Каждый может на собственном опыте убедиться, насколько непривычна и тяжела жизнь в изоляции от всякого человеческого сообщества, как трудно бывает удержать свой язык. Ведь посредством слова изливаются душевные наши радости и делаются от этого как бы полнее и обильнее; со словом проходит скорбь и душевная горечь, и мы чувствуем облегчение. Стало быть, безмолствовать — значит закрыть для себя один из источников земных удовольствий. Безмолвие, заключая человека в себе и сосредоточивая внутреннюю его деятельность в нём самом, даёт ему полноту внутренней жизни, особенную крепость и силу духа. «Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа», — говорит премудрый Соломон.
Тут, однако, может возникнуть противоречие: молчание святых столпников представляется несовместимым с обязанностью христианина — назидать и утешать своих братьев. Но святые столпники только временно отрекались от этой обязанности и лишь потому, что считали себя недостойными учить. Они тщательно занимались самоисправлением и заботились о том, чтобы опытом жизни самим научиться деятельному благочестию.
Уединение и молчание служили благотворным средством для богомыслия и молитвы, они подготавливали к другому виду аскетического столпнического упражнения — созерцанию. Под созерцанием понимается такая деятельность духа, вследствие которой намеренно долго мысль останавливается на предмете религиозного значения. Святые столпники «душу свою направляли к небесным, ум их витал в горнем». С мыслью о Боге у них неразлучна была мысль о своём сердце, которое они тщательно охраняли даже от всяких помыслов. Жития святых столпников не говорят подробно, как происходило у них самосозерцание, но из описания столпнических уставов можно отчасти догадываться о нём: св. Симеон с утра до девяти часов вечера молился Богу; после девяти часов до солнечного захода занимался чтением божественных книг и писанием; по заходе солнца опять начинал молитву, которую продолжал всю ночь до зари; после небольшого отдыха снова начинал своё молитвенное правило.
Со столпов подвижники не сходили, за исключением важных случаев: так, св. Даниил сошёл со столпа, чтобы преследовать императора Василиска, отвергавшего Халкидонский собор, и добиться умиротворения Церкви. Поэтому смело можно утверждать, что созерцание и самопознание святых столпников было непрерывным делом их жизни, что налагает особый отпечаток на подвиг столпничества и отличает его от всех других видов подвижничества, в которых созерцание нарушалось теми обязанностями, какие соединялись со званием инока, игумена и т. д. Постоянно изучая в себе человеческую сущность, прислушиваясь к непреложным её требованиям и наблюдая, за что, для чего и отчего она находится в вечной борьбе с самой собой, столпники лучше всех мудрецов понимали истинное достоинство и назначение человека и не приносили небесного в жертву земному, а земное не чтили, как небесное.
При помощи этой работы над собой столпники становились иногда глубокими психологами, могли подать лучший совет в затруднении, исцелить душевные язвы, разрешить сомнения, поднять падшего, очистить, успокоить. Всё это привлекало к местам столпостояния огромное количество народа. Туда, в горы и ущелья, шли и простые миряне, и монахи, и императоры, и высшие духовные лица. Император Лев так уважал св. Даниила, что неоднократно посещал его столп, прося у подвижника благословения, совета и наставлений; патриарх антиохийский Домн нарочно из Антиохии прибыл к св. Симеону, который много беседовал с ним с пользой для души. Столпники почитались мудрецами своего времени, глубокими знатоками религиозных предметов, что засвидетельствовано их современниками. Например, императоры Феодосий, Леон, Маркиан, Лев, Зенон не раз в затруднительных случаях пользовались наставлениями святых столпников.
Многие из приходивших к столпникам не хотели уходить от них и, оставляя свои дома и имения, селились рядом со столпами для того, чтобы непрестанно видеть перед собой такой подвиг и учиться из бесед святых столпников. Поэтому столпы являлись центрами, где сосредоточивалась религиозная жизнь. Возле каждого святого столпника постепенно организовывались общины. Подвижники, в свою очередь, заботились об объединении членов общины путём построения монастырей с церквами. Так, из-за огромного стечения народа к столпу св. Алипия были построены по ту и другую его стороны два монастыря — мужской и женский. Сам св. Алипий пребывал «посреде на столпе, аки свеща на свещнице стоя, оба монастыря и учением и образом ангельскаго жития своего просвещаше, и молитвами своими защищаше, и законы им и уставы иноческого жития подаваше».
Бесчисленные исцеления, совершаемые святыми столпниками, они относили единственно к благодати Божией, запрещая исцелённым говорить про них. Обид они не помнили, молились за своих врагов и исцеляли клеветников. Так, св. Даниил исцелил блудницу Вассиану от беснования, несмотря на то, что она оклеветала его в блуде с нею по наущению еретиков. Столпники часто пророчествовали, их предсказания бедствий были направлены к тому, чтобы нерадивые обратились к покаянию и исправлению. Так же и чудотворения их восстанавливали человека в его истинном достоинстве, освобождая от грехов, или приводили к истинной вере: исцелённая св. Даниилом блудница переменила образ жизни.
Таким образом, основу всей нравственной деятельности святых столпников в отношении к ближним составляла любовь. Обращая внимание на своё сердце, заботясь о своём внутреннем очищении, они понимали, как дорога душа каждого человека в очах Божиих, что она искуплена честною кровью Сына Божия, поэтому считали себя призванными к тому, чтобы из своего сердца изливать на всех добро. Любовь являлась у них чувством благорасположения, участия, снисхождения к любому человеку. Она пробуждала в святых подвижниках самое искреннее, горячее желание выполнить высокие и святые правила, заповеданные Евангелием.