Столпник это кто такой

Знаменитые столпники: Легко ли жить на столбах десятки лет и для чего это нужно христианам?

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Столпник это кто такой

Индийские йоги и буддийские монахи всегда славились своими уникальными физическими способностями, обретенными в результате сочетания дисциплины, медитации и молитвы. Однако 1700 лет назад ряд христиан показали такой невероятный и, говоря современным языком, экстремальный пример дисциплины и любви к Богу, перед которым практики йогов и монахов просто меркнут. Эти люди – столпники. Жить на столбе десятки лет – это поистине непостижимо.

Первый столпник

В IV веке христианство было еще относительно молодой религией, его приверженцы испытывали немало трудностей, существуя среди множества иноверцев. Эти условия способствовали крайнему аскетизму, который показывали особенно преданные Богу верующие. Для кого-то это означало строгий пост или же вовсе голодание. Для других формой близкого общения со Всевышним и отрешения от земных искушений стало отшельничество. Столпничество – одна из наиболее удивительных форм такого аскетизма.

Понятие stylites (столпники) произошло от греческого слова stylos, что означает «столп» или «колонна». Иными словами, столпник – это житель колонны.

Столпник это кто такой

Если не считать древние сказания о неких отшельниках, передававшиеся из уст в уста, первым и самым известным столпником был Симеон, впоследствии причисленный к лику святых. Он родился примерно в 390 году, а умер 2 сентября 459 года. Этот уникальный человек жил недалеко от города Алеппо. Уже в 13 лет он ясно ощущал себя христианином, а в 16 ушел в монастырь – причем поначалу в течение семи дней лежал перед его воротами, пока его, наконец, не приняли в обитель.

Симеон прослыл самым аскетичным и, как казалось со стороны, самым странным из всех монахов. И он явно чувствовал, что все-таки его место – не здесь. В конце концов, он покинул монастырь и стал жить в уединенной хижине, которую сам для себя построил. Полтора года он жил в строгом посте и молитве, а в период Великого поста, как гласит предание, вообще ничего не пил и не ел. Окружающие говорили, что в этот момент он пережил чудо, и относились к нему с большим почтением.

Столпник это кто такой

Следующим этапом аскетизма для Симеона стало «стояние». Он стоял до тех пор, пока не падал без сил. Но и этого ему показалось мало. Симеон пробовал все новые и новые пути к святости: жил в узком колодце, жил в двадцатиметровом пространстве на склоне горы (ныне известной как Гора Симеона), также он обвивал свое тело грубыми веревками, изнуряя себя ранами. Однако достичь полного отрешения от мира не удавалось: Симеона осаждали толпы паломников. Они требовали от него, чтобы он открыл им «истину», однако как раз в поисках этой самой истины и ответов на главные вопросы он и пытался уединиться в раздумьях и молитве. Наконец, Симеон нашел кардинальный способ – жить на колонне.

Столпник это кто такой

Первый его столб был высотой в девять футов и венчался небольшой платформой площадью примерно один квадратный метр, по краям которой были сделаны перила (чтобы столпник случайно не упал). На этой колонне Симеон твердо решил провести остаток своей жизни.

Еду, молоко и воду ему приносили мальчики из местного монастыря: они привязывали ее к спущенным вниз веревках, и Симеон подтягивал их вверх. Подробности быта столпника (смена одежды, отправление естественных потребностей, сон и т.д.) до наших дней почти не дошли. По одной из версий, когда его одежда изнашивалась, ему передавали наверх новую. По другой – он так и оставался в лохмотьях, пока они не падали с него, и тогда он продолжал стоять без одежды.

Столпник это кто такой

Поначалу местные монахи решили, что подобная жизнь на столбе – ни что иное как гордыня, желание возвеличить себя над другими. И они решили его проверить. Монахи настоятельно попросили Симеона спуститься со столба. Он не стал противиться и покорно начал спускаться. В этот момент они поняли, что это вовсе не гордыня, а действительно показатель истинной веры и отрешения от всего земного.

Столпник это кто такой

До наших дней дошли свидетельства о том, что Симеон был способен исцелять людей от физических и душевных недугов, а также мог предсказывать будущее. Кроме того, он регулярно произносил со своего столба проповеди для верующих.

Известно, что Симеон прожил на колонне 37 лет (до самой старости) и умер на ней же – предположительно, от инфекций. Сегодня его как преподобного святого почитают и католическая, и православная церковь.

После кончины Симеона другие христиане (особенно в Сирии и Палестине) стали следовать его примеру. Один из них, живший на территории современной Турции, даже взял себе такое же имя, и его стали называть Симеоном-младшим.

Столпник это кто такой

В России одной из форм столпничества можно считать и христианский подвиг святого Серафима Саровского, который молился Богу, стоя на камне, каждую ночь в течение тысячи дней.

Столпник это кто такой

Столпничество XXI века

Уже к концу VI столетия такая форма, как столпничество, в христианском мире почти сошла на нет, и лишь единицы выбирали этот путь. И тем более удивительно, что в наше время у святого Симеона появился последователь. Современным столпником можно считать грузинского монаха Максима Кавтарадзе, который живет на столбе вот уже четверть века. Правда, он практикует более цивилизованный в бытовом плане вид столпничества.

Столпник это кто такой

Грузинский христианин обустроил себе жилище на вершине природного столба – узкой и высокой скалы. Этот столп расположен в глухом ущелье на западе Грузии. До ближайшего села – 10 километров.

Столпник это кто такой

Когда-то на вершине скалы располагалась часовня Кацхинского Спасо-Вознесенского монастыря – здесь жили древние монахи-отшельники. Отец Максим приехал в эти края в начале 1990-х. До пострига в монахи он вел совсем не праведную жизнь, даже сидел в тюрьме за продажу наркотиков, но, обретя веру, отказался от вредных привычек и решил посвятить себя Богу. С помощью братьев-монахов он постепенно восстановил эту церковь. С тех пор живет здесь один и лишь изредка спускается со своего 40-метровго столба по металлической лестнице.

Столпник это кто такой

В часовне, расположенной на столбе, оборудованы несколько келий. А у подножия скалы выстроен маленький монастырь, в котором служат несколько монахов и послушники.

Столпник это кто такой

Как и Симеон Столпник, Максим Кавтарадзе, старается не общаться с внешним миром и получает продукты, поднимая их на веревках (припасы ему приносят местные послушники). Однако он иногда находит время на общение с трудными подростками и более молодыми священниками, которые приходят к нему за советом. Кроме того, у него есть достаточно икон, книг и даже кровать.

Столпник это кто такой

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Столпники: кто это такие и зачем они жили на «столбах»?

В Православной Церкви есть особый и редкий вид святых подвижников, которые относятся к лику преподобных. Это столпники. Вместе с Анной Борисовной Ваньковой, научным сотрудником Института всеобщей истории, кандидатом исторических наук, мы кратко рассказываем об их подвиге.

Кто такие столпники?

Подвижники, которые постоянно или большую часть времени находятся на рукотворной башне — столпе, непрерывно молясь Богу. Очень редко столпниками называют и тех, кто нес подвиг внутри столпа, как в затворе.

Кто был первым столпником?

Считается, что первым столпником был Симеон Столпник, живший в V веке на территории современной Сирии. Он рано ушел в монастырь и стал изнурять свое тело — крепко обвивал себя веревкой, которая оставляла глубокие раны. Его попросили уйти, чтобы не быть соблазном для более немощных насельников, которые подрывали свое здоровье. Он практиковал разные виды подвигов, затем построил себе столп в уединении. Вокруг него в итоге образовался монастырь, стекалось много паломников.

Как выглядел столп подвижников?

Сведений о внешнем виде и устройстве столпов очень мало. Блаженный Феодорит Кирский, который лично видел первого Столпника Симеона, пишет, что подвижник вначале устроил себе столп высотою в 6 локтей (около 3 метров), а затем постоянно его достраивал, пока тот не достиг высоты 36 локтей (18 метров). Есть сведения, что столпники иногда сооружали небольшую хижину на вершине столпа как защиту от зноя и дождя.
Можно сказать, что самый необычный столп был у преподобного Никиты, столпника Переяславского (XII век). По преданию, он находился ниже уровня земли, то есть святой все время стоял в глубине каменной ямы.

Столпники постоянно находились на столпе? Что они там делали?

Из сообщений того же Феодорита Кирского можно узнать, что всю ночь и половину дня святой Симеон Столпник проводил в молитве, после поучал присутствующих, а около времени заката снова начинал молиться. В дни церковных праздников подвижник являл особый опыт терпения — от заката солнца до восхода он стоял всю ночь с воздетыми к небу руками, забывая о сне и об усталости. Отсюда можно сделать вывод, что в другие дни подвижник все-таки уделял время сну или отдыху, но оставаясь на столпе.
Известно, что некоторые столпники иногда сходили со своего места подвига. Например, преподобный Савва Вишерский спускался со столпа, чтобы участвовать в воскресном богослужении с братией монастыря.

В чем суть подвига столпничества?

Столпничество — это особый вид подвижничества, который включает в себя несколько подвигов. Это юродство (выглядит странно и безумно), отшельничество (столпник на столпе один), мученичество в подражание Христу (находится на некоем возвышении, на жаре, под дождем и так далее) и миссионерство (его все видят). Столпник подвергает себя добровольным мучениям и через умерщвление плоти возвышается духом. Все это приближает подвижника к Богу.

Сколько всего было столпников?

Точно нельзя сказать, столько всего было столпников. Например, в древней Сирийской Церкви это была распространенная практика. До нас же вместе с житиями дошли сведения об этих святых: преподобный Симеон Столпник (V век, память 14 сентября), преподобный Даниил Столпник (V век, память 24 декабря), Симеон Дивногорец, называемый младшим (VI век, память 6 июня), Алипий Столпник (VII век, память 9 декабря), Феодосий Едесский, столпник (VIII век, память 22 июля), преподобный Лука Новый Столпник (X век, память 24 декабря), преподобный Лазарь Галисийский (XI век, память 30 июля), преподобный Никита Переяславский (XII век, память 6 июня), преподобный Савва Вишерский (XV век, память 14 октября).
Можно сказать, что это самые выдающиеся примеры столпничества.

Источник

Православная Жизнь

24 декабря Православная Церковь вспоминает преподобных Даниила Столпника и Луку Столпника. В чем заключается истинный смысл подвига столпничества, который еще при жизни святых вызывал у одних удивление, а у других – порицание.

Всякому человеку, чтобы чувствовать себя более или менее защищенным и устроенным в этой жизни, необходим свой кров, или, как принято говорить, крыша над головой. Правда, у каждого свои представления о том, какой должна быть эта самая крыша, но в любом случае стремление иметь свое удобное жилище всегда считалось вполне естественной человеческой потребностью. Потому тот, кто дерзал отказаться от нормальных условий жизни и выбирал для себя весьма суровый и достаточно странный, с точки зрения общества, способ существования, вызывал у окружения в лучшем случае удивление, а в худшем – такого самоотверженного смельчака спешили причислить к безумцам. Нам сегодня трудно представить себе, чтобы кто-то стал вдруг обустраивать место для проживания, скажем, на… столпе, дереве или в колодце (были и такие подвижники), добровольно подвергая себя всяким неудобствам, лишениям и испытаниям, мужественно претерпевая холод, зной, дождь, ветер.

Любое явление, которое кажется нам отклонением от нормы, которое мы не в силах постичь, принято называть аномальным или феноменальным. В христианстве много таких феноменальных проявлений. Одно из них – подвижничество в его различных видах. Некоторые формы подвижничества и в прежние времена, а в нынешние – тем более, воспринимаются порой даже христианами как некие крайности. Что уж говорить о неверующих! Впрочем, все это вполне закономерно. Есть люди, которые всю свою жизнь проводят у подножия гор, но им ни разу не приходит в голову штурмовать вершину. А встречаются такие, которые проникаются желанием добраться до самой высокой горной точки и, подобно альпинистам, день за днем, преодолевая препятствия, упорно идут к достижению цели. Жажда близости неба заставляет их совершать невероятные поступки. Подвижничество и есть непрестанное и упорное движение к небу, к Богу. И с этой точки зрения, каждый христианин должен быть в той или иной степени подвижником. Однако настоящее аскетическое подвижничество не может быть уделом многих, потому что оно требует огромной веры и любви к Богу, самоотречения, невероятных духовных, душевных и физических усилий, определенного внутреннего настроя.

Среди различных видов христианской аскезы самым необычным выглядит столпничество, которое очень часто ставят в один ряд с юродством, потому что оно тоже напоминает «безумство Христа ради», о котором писал апостол Павел в Послании к Коринфянам (1 Кор. 4:10). Столпничество представляет собой достаточно редкое и загадочное явление в истории христианской Церкви, да и отношение к нему у исследователей (особенно представителей западной школы) весьма неоднозначное. Среди прославленных Церковью аскетов, подвизавшихся на столпах, известно всего лишь около двух десятков имен. Хотя некоторые авторы, исследовавшие этот феномен, констатируют, что в VI веке численность столпников в Византийской империи была так велика, что государственное законодательство придало им статус особого сословия. Кто же принадлежал к этому сословию? Первоначально к столпникам причисляли всех отшельников, которые селились на высоких тесных каменных скалах, имевших естественное природное происхождение, и по форме напоминали столпы. Чтобы находиться в состоянии неусыпного бдения и постоянного бодрствования во время совершения подвига непрестанной молитвы, некоторые из аскетов, пренебрегая опасностью сорваться вниз, специально выбирали очень узкие утесы. Когда же пустыннику не удавалось найти подходящий утес, он сооружал себе на его подобие столп.

Столпничество – явление исключительно восточное, на Западе оно совсем не прижилось. Там его не одобряли и относились к нему с подозрительностью. Во всяком случае, из западных столпников известен лишь один такой отшельник, подвизавшийся в Арденнских горах, – это Вульфилаих Трирский. Этот вид подвижничества довольно древний, он возник, как полагают историографы и хронисты, сразу же по прекращении эпохи гонений на христианство и мученичества как его своеобразное продолжение. Зная, каким физическим и душевным страданиям подвергали себя эти отчаянные боголюбцы, проводившие жизнь на столпах, совершая удивительные подвиги, их действительно можно поставить в один ряд с мучениками.

Столп воспринимался отшельником как прообраз креста, на котором он распинал свою плоть, поражая ее телесную греховную природу. В то же время столп служил для каждого аскета некой лестницей, возводящей его к совершенству и приближающей к Богу. Кроме этого, стояние на столпе было одним из способов обратить внимание общества, погрязшего в грехах и уклоняющегося от выполнения заповедей Божьих, на его нравственное падение и духовную деградацию. С этого места возвышения подвижник, подобно ветхозаветным пророкам, занимался таким вот необычным миссионерским служением, прежде всего, через образ своей жизни, а затем уже и через слово – увещеванием окружающих, призывая их к покаянию и вере. Результаты такой проповеднической деятельности бывали порой настолько эффективными, что вокруг столпников собирались целые общины и создавались монастыри. Считается, что этот вид аскезы возник в противовес языческому культу гор и холмов. Из жития святых столпников известно, что одни из них селились намеренно (как, например, Даниил Столпник) в пустом языческом храме, другие (как преподобный Алипий) – на месте, где стояли прежде идольские столпы. В этом тоже был свой особенный смысл – уничтожение идолопоклонства и замена его христианским богопочитанием.

Некоторые из столпников с самого раннего возраста чувствовали тяготение к подвижнической жизни. Каждый из них, прежде чем взять на себя такой трудный подвиг, проходил сначала послушание и определенную аскетическую подготовку, как правило, либо в монастыре под руководством духовного наставника, либо в затворе, постоянно упражняясь в посте, безмолвии, молитве и созерцании, подвергая себя строгим лишениям и приучая противиться желаниям плоти. И лишь после этого, понуждаемый особым действием Промысла Божия и укрепленный благодатью, он становился на путь такого служения. Столпы, на которых подвижники проводили все свое время, были различными по виду и высоте (от 3 до 15 метров и выше). Некоторые из них представляли собой столпообразную узкую башенку с решеткой, напоминавшей балкон с навесом сверху. Но были такие мужественные столпники, которые отказывались от навеса, перенося тяготы холода и зноя, имея своим единственным покровом лишь небо над головой.

Таким добровольным страдальцем в течение 53 лет был преподобный Алипий столпник. Самое удивительное, что при таком суровом и тяжелом образе жизни почти все столпники были долгожителями. Этот факт свидетельствует о действии укрепляющей благодати Божьей в этих праведниках. Подвиги столпничества продолжались на Востоке до XII столетия, а на Руси – до второй половины XV века. Последний из прославившихся русских столпников, Савва Вишерский, почил в 1460 году.

При жизни святой совершил много разных чудес. Молитвы преподобного Даниила обладали такой силой, что Бог исцелял чрез него бесноватых. По молитвам святого у греческого царя Льва Великого родился наследник. Царь, возрадовавшись о рождении сына и в благодарность за молитвы, воздвиг ему третий столп. Святой подвижник обладал даром прозорливости и предвидения. Он предсказал большой пожар в Константинополе. Преподобный очень долго жил на столпе без крыши над головой и позволил ее устроить, уступив просьбам царя, только тогда, когда однажды после продолжительного снегопада и мороза ученики нашли столпника обледеневшим. Бог открыл ему и час его кончины. Собрав своих учеников, он дал им духовное завещание и просил похоронить с мощами трех святых отроков Вавилонских – Анании, Азарии и Мисаила для того, чтобы приходящие на его могилу христиане воздавали честь не ему, а мощам трех отроков. Таким образом, этот праведник сохранил свое смирение и уничижение пред Богом даже по смерти.

Сведений о преподобном Луке, Новом Столпнике, не очень много. Известно лишь то, что он был воином при греческом царе Романе (919–944) и при Константине Порфирородном (912–959). В 917 году на Византийскую империю напали болгары. Во время сражения погибло много воинов, но Лука по Промыслу Божию остался жив. После этого он принял монашество и был поставлен в пресвитера. Ревнуя о высоком духовном совершенстве, он взошел на столп и начал преуспевать в более суровых подвигах. Обложив свое тело железными веригами, преподобный соблюдал очень строгий пост, вкушая лишь один раз в неделю приносимую ему просфору и немного овощей. Через три года святой отшельник отправился на гору Олимп, затем в Константинополь, где, чтобы сохранить свой обет молчания, жил с камнем во рту. Наконец он обосновался в городе Халкидоне и провел там на столпе 45 лет, прославившись праведной жизнью и совершенными чудесами.

Подвижническая жизнь всех столпников представляет собой наглядный пример изречения апостола Павла о том, что: «…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Святые столпники являли миру удивительнейшие образцы торжества духа над плотью. Их очищенная подвигом телесная и духовная природа возносилась к таким небесным высотам, что еще при жизни на земле они достигали того богоподобия, к которому призывается Творцом каждый человек.

Источник

Столпник

Столпник это кто такой

Столпник это кто такой

Подвиги стояния на столпе ради благочестия встречаются ещё ранее IV века. Святой Ефрем Сирин в 29 поучении к египетским монахам говорит, что он видел человека, который ради добродетели стоял на столпе. Однако основанием столпничества христианская традиция считает сирийского монаха Симеона Столпника, подвизавшегося на столпе более 30 лет. Симеон пользовался исключительным авторитетом в христианском мире, к нему стекались толпы верующих за советом и наставлением, писали письма императоры, почитание его как святого распространилось ещё при его жизни, особенно в сирийских общинах.

Столпник это кто такой

Столпник это кто такой

Подвигу Симеона подражали в V веке преподобный Даниил (память 11 декабря), в VI веке — преподобный Иоанн и Симеон Дивногорец, в отличие от первого Симеона (Столпника) называемый младшим (память 24 мая), в VII веке — Алипий, подвизавшийся на столпе 66 лет (память 26 ноября), в VIII веке — Феодосий, столпник едесский (память 9 июля), в Х веке — преподобный Лука Столпник новый, 45 лет пребывший на столпе (память 11 декабря), в XI веке — преподобный Лазарь Галисийский из Эфеса (память 30 июля), в XII веке — преподобный Никита Переяславский (память 24 мая), в XV веке — преподобный Савва Вишерский, скончавшийся в 1460 году (память 1 октября).

Образки с изображением столпников, которые приносили с собой паломники, возвращаясь после посещения этих подвижников (которые, видимо, могли благословлять эти образки), сыграли существенную роль в развитии иконопочитания.

В Восточной Европе одним из первых столпников был Св. Кирилл Туровский (ХІІ в.), сейчас особо почитаемый в Беларуси.

Преподобный Серафим Саровский, подражая святому Симеону, 1000 дней молитвенно предстоял Богу на камне.

Преподобный Никита Переяславский выкопал себе подземный столп-пещеру.

В литературе

Хэнк Морган (Марк Твен «Янки при дворе короля Артура») находит применение «даровой» энергии столпника для открытия фабрики по пошиву рубашек, которые сбывает всем дворянам королевства под маркой «Рубашки Св. столпника».

Источник

Столпник это кто такой

Поищем ответ в Интернете.

Захотелось мне сегодня узнать подробнее кто такие столпники. Не знаю почему, просто услышал где-то, или прочитал мельком, в общем, промелькнуло где-то и запало в голову «столпник». Сразу предупреждаю, я не верующий и прошу извинения у верующих, за несколько вольный стиль изложения. Ну как сказать? С детства я вот такой: «Хочу, всё, знать». Итак, что же я узнал? Оказывается столпники, довольно почитаемые в православной церкви святые, о чём говорят многочисленные иконы, как старинные, так и более поздние. Стоило мне только набрать в «поисковике» слово столпник.

Столпник это кто такой

Так кто же они такие, столпники? Обратимся сначала к словарям.

Толковый словарь русского языка Ушакова

СТОЛПНИК, а, м. (церк. истор.).
Религиозный фанатик-отшельник, молившийся, стоя на небольшом столпе или затворившийся в маленькой башенной келье

Столпник — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, башне и т. п.).

Обычно, их так и изображают, на столпе в виде колонны, я его для себя так и назвал «столп-колонна», или на столпе в виде башни, о чём говорят изображаемые двери на «столпах-башнях».

Столпник это кто такой

Встречаются изображения и столпов с кельями на верху

Столпник это кто такой

Поскольку «википедии» полностью доверять нельзя, а тут ещё мне встретился и столп изображённый в виде дерева, мне, естественно, захотелось узнать, почему именно дерево и кто он такой – Столпник Давид Солунский, изображённый на фреске. Я обратился к другим источникам.

Столпник это кто такой

Согласно т. н. анонимному Житию Давида Солунского созданному в 718-720 гг., преподобный родился в Фессалонике. Он удалился в монастырь св. мучеников Феодора и Меркурия, именуемый монастырем Кукуллотов или Кукуллатов, в северной части города близ стены, где предался аскезе и чтению Священного Писания. Желая, чтобы Господь открылся ему и дал ему разум и смирение, он воссел на миндальное дерево, стоявшее по правую сторону от церкви. Так он провел 3 года, перенося стужу и зной, до тех пор, пока ему не явился ангел, повелевший сойти с дерева, устроить себе келью и жить там. Архиепископ Дорофей с клириками сняли Д. С. с дерева и затворили его в приготовленной келье. Преподобному была дана благодать изгонять бесов и исцелять больных.

Действительно, сие иначе как подвигом назвать нельзя.
А что же упомянутый выше Никита Столпник?

Преподобный Никита Столпник Переславский был уроженцем города Переславля-Залесского и заведовал сбором казенных податей и налогов. В 1152 году князь Юрий Долгорукий перенес город Переславль и каменный храм во имя Всемилостивого Спаса на новое место. В связи с расходами по строительству города и храма был произведен усиленный сбор податей с жителей города. Никита, руководивший этими сборами, нещадно грабил жителей, собирая огромные суммы денег для себя. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.

Всем сердцем приняв монашеские обеты, преподобный Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых подвижников. По благословению настоятеля он возложил на себя тяжелые вериги и на местах своих монашеских подвигов ископал два глубоких колодца. Вскоре преподобный усилил свой подвиг — он выкопал глубокую круглую яму и там, возложив на главу каменную шапку, стал, подобно древним столпникам, на пламенную молитву. Только голубое небо да ночные звезды видел он со дна своего столпа-колодца, да узкий подземный ход вел под церковную стену — по нему преподобный Никита ходил в храм на Богослужение.

Столпник это кто такой

Ну что ж, кто такие столпники мне стало понятно. Вот только слово «фанатик» в словаре Ушакова смущает, как-то в современной интерпретации звучит грубовато. И вот ещё, на фреске в храме Илии пророка в Лесном, Никита столпник, изображён на столпе сложенном из брёвен, может иконописец хотел в этой фреске отобразить название посёлка – Лесное (трудно изобразить столп в виде ямы), или иконописец хотел отобразить именно русскую деревянную архитектуру?

Столпник это кто такой

А почему его не изобразили на столпе в виде колонны? Ответа я не нашёл. Но посмотрим на другие иконы и фрески. Вот уже упомянутый выше столпник Давид и Симеон. Давид на «столпе-дереве», а Симеон на «столпе-колонне»

Столпник это кто такой

В стране Каппадокийской, в селении Сисан, жили христиане Сусотион и Марфа. Бог благословил их супружество рождением сына, которого они нарекли Симеоном и, по обычаю христианскому, омыли банею крещения…

Ну что ж, думаю не просто так иконописец изобразил одного именно на «столпе-колонне», а другого на «столпе-дереве».

А вот ещё, почему-то редко упоминаемый, Столпник Пётр.

Столпник это кто такой

Думаю что если бы не Храм во имя св. Петра столпника, стоявший на родине Пётра Павловича Ершова (1815-1869), автора знаменитой сказки «Конёк-горбунок», я вряд ли бы на него наткнулся, на просторах Интернета.

Ершов трепетно относился к своему небесному покровителю, о чём свидетельствуют постоянные упоминания в его письмах к родным и друзьям 22 февраля – дня его рождения, совпадающего с днём его именин и даже 22-го числа других месяцев. К примеру, в письме к жене от 23 ноября 1858 года Ершов, в ту пору директор училищ всей Тобольской губернии, пишет следующее: «Милая Елена. Вот я и в Ялуторовске. Это последний город настоящего моего маршрута, и потом к вам, обнять тебя и милых детей. Из Ишима я выехал в субботу, в 5 часов. Обедал у смотрителя вместе с П.И., который приехал проводить меня. В 6 часов мы были уже со смотрителем в Безруковой, месте моего рождения, и пили чай. Тут явилось несколько крестьян с сельским головой, с просьбами о моём содействии – соорудить в Безруковой церковь. Они хотят составить приговор – в течении трёх лет вносить по 1 рублю серебром с человека (а их душ, примерно, до 800), что в 3 года составит до 2500 р.с. Моё дело будет – испросить разрешение на постройку церкви, доставить план и помочь по возможности. Смотритель сказал, что церковь надобно соорудить во имя преподобного Петра, и крестьяне согласились. Место для церкви они сами выбрали то самое, где был комиссарский дом, т.е. именно там, где я родился. Признаюсь, я целую ночь не спал, раздумывая о том – неужели Господь будет так милостив, что исполнится давнишнее моё желание и освятится место рождения и восхвалится имя моего Святого. Не даром же в нынешнем году в календаре в первый раз упомянуто имя его. Сближение, как ни суди, пророческое. А как приятно мне было слышать от старых крестьян нелицемерные похвалы моему отцу! Всё это составило для меня 22 число (припомни – 22-е, а не другое) одним из приятнейших дней моей жизни».

Мир Господень так чудесен!
Так отраден вольный путь!
Сколько зёрен звучных песен
Западёт тогда мне в грудь!
Я восторгом их обвею,
Слёз струями напою,
Жарким чувством их согрею,
В русской речи разолью.

Но меня здесь заинтересовала икона, а точнее необычное изображение «столпа-башни».

А вот и знаменитый Феофан Грек. На фреске, у каждого из троих святых, столпы изображены по разному. (?)

Столпник это кто такой

С архитектурной точки зрения, их формы, совсем не характерны для Русской архитектуры того времени, скорее всего, отображают древне Римскую или Ближневосточную.

А вот интересная миниатюра из Минология Василия II.

Столпник это кто такой

Здания Ближневосточной архитектуры и люди в чалмах, которые пришли к столпнику Симеону толи за советом, толи за исцелением, а справа седой мужчина с посохом явно европейской внешности, просто внимательно слушает. А вот «столп-колонна», ну точь в точь колонна Марка Аврелия или колонна Трояна в Риме, даже перила нарисованы. Кстати эти колонны внутри имеют винтовые лестницы для подъёма на площадку.

Столпник это кто такой

Где-то я слышал, что лестницы якобы для того, чтоб зажигать огни на верху. Для чего? Освещать площадь, слишком высоко. Использовать в качестве маяка? Зачем он в Риме. А вот о чём-либо вещать с них точно можно было. Ведь именно так и устроены минареты.
Кстати, посмотрим и на минареты.

Столпник это кто такой

Столпник это кто такой

Кажется, всё встало на свои места. Столпы это и есть минареты. Или, минареты это те же столпы. Это уж кому как угодно. Для меня остался не решённым один вопрос. Почему об этом молчит Церковь?

А что было раньше: «Курица или яйцо?»

Позволю себе немного «арифметики», поскольку не нашёл точной даты рождения столпника Симеона, как утверждается, основоположника столпничества (да собственно и не искал). В описании его бытия (www.pravoslavie.uz) есть такая фраза: «Преставился преподобный в царствование Льва Великого, в 4-й год этого царствования». Святитель Лев Великий, (родился в 390 году — умер 10 ноября 461) — папа римский с 29 сентября 440 по 10 ноября 461. Ислам, как мировая религия, зародился в 7 веке н.э. (думаю с этим, ни кто спорить не будет). Значит, строить минареты и вещать со «столпов» они переняли у Христиан. Интересно, а нет ли столпов у самой древней мировой религии, Буддизма (зародилась в 5 веке до н.э.)

Столпник это кто такой

Столпник это кто такой

Да сколько угодно, как древних, так и «современных». Делаю вывод: «Столпы появились задолго до столпника Симеона, и предназначались именно для публичного вещания». Ну что-то не вяжется версия, что мол, чем выше, тем ближе к Богу. Бог и так всех слышит. Больше подходит, чем выше, тем больше народа услышит вещающего.

А почему столько много похожих названий?

Столпник это кто такой

Правда в нашей, Российской, Самаре нет Вавилонской башни, но зато много других храмов, тоже с великолепной архитектурой, например этот.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *