Столпничество в православии что такое
Столпники: кто это такие и зачем они жили на «столбах»?
В Православной Церкви есть особый и редкий вид святых подвижников, которые относятся к лику преподобных. Это столпники. Вместе с Анной Борисовной Ваньковой, научным сотрудником Института всеобщей истории, кандидатом исторических наук, мы кратко рассказываем об их подвиге.
Кто такие столпники?
Подвижники, которые постоянно или большую часть времени находятся на рукотворной башне — столпе, непрерывно молясь Богу. Очень редко столпниками называют и тех, кто нес подвиг внутри столпа, как в затворе.
Кто был первым столпником?
Считается, что первым столпником был Симеон Столпник, живший в V веке на территории современной Сирии. Он рано ушел в монастырь и стал изнурять свое тело — крепко обвивал себя веревкой, которая оставляла глубокие раны. Его попросили уйти, чтобы не быть соблазном для более немощных насельников, которые подрывали свое здоровье. Он практиковал разные виды подвигов, затем построил себе столп в уединении. Вокруг него в итоге образовался монастырь, стекалось много паломников.
Как выглядел столп подвижников?
Сведений о внешнем виде и устройстве столпов очень мало. Блаженный Феодорит Кирский, который лично видел первого Столпника Симеона, пишет, что подвижник вначале устроил себе столп высотою в 6 локтей (около 3 метров), а затем постоянно его достраивал, пока тот не достиг высоты 36 локтей (18 метров). Есть сведения, что столпники иногда сооружали небольшую хижину на вершине столпа как защиту от зноя и дождя.
Можно сказать, что самый необычный столп был у преподобного Никиты, столпника Переяславского (XII век). По преданию, он находился ниже уровня земли, то есть святой все время стоял в глубине каменной ямы.
Столпники постоянно находились на столпе? Что они там делали?
Из сообщений того же Феодорита Кирского можно узнать, что всю ночь и половину дня святой Симеон Столпник проводил в молитве, после поучал присутствующих, а около времени заката снова начинал молиться. В дни церковных праздников подвижник являл особый опыт терпения — от заката солнца до восхода он стоял всю ночь с воздетыми к небу руками, забывая о сне и об усталости. Отсюда можно сделать вывод, что в другие дни подвижник все-таки уделял время сну или отдыху, но оставаясь на столпе.
Известно, что некоторые столпники иногда сходили со своего места подвига. Например, преподобный Савва Вишерский спускался со столпа, чтобы участвовать в воскресном богослужении с братией монастыря.
В чем суть подвига столпничества?
Столпничество — это особый вид подвижничества, который включает в себя несколько подвигов. Это юродство (выглядит странно и безумно), отшельничество (столпник на столпе один), мученичество в подражание Христу (находится на некоем возвышении, на жаре, под дождем и так далее) и миссионерство (его все видят). Столпник подвергает себя добровольным мучениям и через умерщвление плоти возвышается духом. Все это приближает подвижника к Богу.
Сколько всего было столпников?
Точно нельзя сказать, столько всего было столпников. Например, в древней Сирийской Церкви это была распространенная практика. До нас же вместе с житиями дошли сведения об этих святых: преподобный Симеон Столпник (V век, память 14 сентября), преподобный Даниил Столпник (V век, память 24 декабря), Симеон Дивногорец, называемый младшим (VI век, память 6 июня), Алипий Столпник (VII век, память 9 декабря), Феодосий Едесский, столпник (VIII век, память 22 июля), преподобный Лука Новый Столпник (X век, память 24 декабря), преподобный Лазарь Галисийский (XI век, память 30 июля), преподобный Никита Переяславский (XII век, память 6 июня), преподобный Савва Вишерский (XV век, память 14 октября).
Можно сказать, что это самые выдающиеся примеры столпничества.
Православная Жизнь
24 декабря Православная Церковь вспоминает преподобных Даниила Столпника и Луку Столпника. В чем заключается истинный смысл подвига столпничества, который еще при жизни святых вызывал у одних удивление, а у других – порицание.
Всякому человеку, чтобы чувствовать себя более или менее защищенным и устроенным в этой жизни, необходим свой кров, или, как принято говорить, крыша над головой. Правда, у каждого свои представления о том, какой должна быть эта самая крыша, но в любом случае стремление иметь свое удобное жилище всегда считалось вполне естественной человеческой потребностью. Потому тот, кто дерзал отказаться от нормальных условий жизни и выбирал для себя весьма суровый и достаточно странный, с точки зрения общества, способ существования, вызывал у окружения в лучшем случае удивление, а в худшем – такого самоотверженного смельчака спешили причислить к безумцам. Нам сегодня трудно представить себе, чтобы кто-то стал вдруг обустраивать место для проживания, скажем, на… столпе, дереве или в колодце (были и такие подвижники), добровольно подвергая себя всяким неудобствам, лишениям и испытаниям, мужественно претерпевая холод, зной, дождь, ветер.
Любое явление, которое кажется нам отклонением от нормы, которое мы не в силах постичь, принято называть аномальным или феноменальным. В христианстве много таких феноменальных проявлений. Одно из них – подвижничество в его различных видах. Некоторые формы подвижничества и в прежние времена, а в нынешние – тем более, воспринимаются порой даже христианами как некие крайности. Что уж говорить о неверующих! Впрочем, все это вполне закономерно. Есть люди, которые всю свою жизнь проводят у подножия гор, но им ни разу не приходит в голову штурмовать вершину. А встречаются такие, которые проникаются желанием добраться до самой высокой горной точки и, подобно альпинистам, день за днем, преодолевая препятствия, упорно идут к достижению цели. Жажда близости неба заставляет их совершать невероятные поступки. Подвижничество и есть непрестанное и упорное движение к небу, к Богу. И с этой точки зрения, каждый христианин должен быть в той или иной степени подвижником. Однако настоящее аскетическое подвижничество не может быть уделом многих, потому что оно требует огромной веры и любви к Богу, самоотречения, невероятных духовных, душевных и физических усилий, определенного внутреннего настроя.
Среди различных видов христианской аскезы самым необычным выглядит столпничество, которое очень часто ставят в один ряд с юродством, потому что оно тоже напоминает «безумство Христа ради», о котором писал апостол Павел в Послании к Коринфянам (1 Кор. 4:10). Столпничество представляет собой достаточно редкое и загадочное явление в истории христианской Церкви, да и отношение к нему у исследователей (особенно представителей западной школы) весьма неоднозначное. Среди прославленных Церковью аскетов, подвизавшихся на столпах, известно всего лишь около двух десятков имен. Хотя некоторые авторы, исследовавшие этот феномен, констатируют, что в VI веке численность столпников в Византийской империи была так велика, что государственное законодательство придало им статус особого сословия. Кто же принадлежал к этому сословию? Первоначально к столпникам причисляли всех отшельников, которые селились на высоких тесных каменных скалах, имевших естественное природное происхождение, и по форме напоминали столпы. Чтобы находиться в состоянии неусыпного бдения и постоянного бодрствования во время совершения подвига непрестанной молитвы, некоторые из аскетов, пренебрегая опасностью сорваться вниз, специально выбирали очень узкие утесы. Когда же пустыннику не удавалось найти подходящий утес, он сооружал себе на его подобие столп.
Столпничество – явление исключительно восточное, на Западе оно совсем не прижилось. Там его не одобряли и относились к нему с подозрительностью. Во всяком случае, из западных столпников известен лишь один такой отшельник, подвизавшийся в Арденнских горах, – это Вульфилаих Трирский. Этот вид подвижничества довольно древний, он возник, как полагают историографы и хронисты, сразу же по прекращении эпохи гонений на христианство и мученичества как его своеобразное продолжение. Зная, каким физическим и душевным страданиям подвергали себя эти отчаянные боголюбцы, проводившие жизнь на столпах, совершая удивительные подвиги, их действительно можно поставить в один ряд с мучениками.
Столп воспринимался отшельником как прообраз креста, на котором он распинал свою плоть, поражая ее телесную греховную природу. В то же время столп служил для каждого аскета некой лестницей, возводящей его к совершенству и приближающей к Богу. Кроме этого, стояние на столпе было одним из способов обратить внимание общества, погрязшего в грехах и уклоняющегося от выполнения заповедей Божьих, на его нравственное падение и духовную деградацию. С этого места возвышения подвижник, подобно ветхозаветным пророкам, занимался таким вот необычным миссионерским служением, прежде всего, через образ своей жизни, а затем уже и через слово – увещеванием окружающих, призывая их к покаянию и вере. Результаты такой проповеднической деятельности бывали порой настолько эффективными, что вокруг столпников собирались целые общины и создавались монастыри. Считается, что этот вид аскезы возник в противовес языческому культу гор и холмов. Из жития святых столпников известно, что одни из них селились намеренно (как, например, Даниил Столпник) в пустом языческом храме, другие (как преподобный Алипий) – на месте, где стояли прежде идольские столпы. В этом тоже был свой особенный смысл – уничтожение идолопоклонства и замена его христианским богопочитанием.
Некоторые из столпников с самого раннего возраста чувствовали тяготение к подвижнической жизни. Каждый из них, прежде чем взять на себя такой трудный подвиг, проходил сначала послушание и определенную аскетическую подготовку, как правило, либо в монастыре под руководством духовного наставника, либо в затворе, постоянно упражняясь в посте, безмолвии, молитве и созерцании, подвергая себя строгим лишениям и приучая противиться желаниям плоти. И лишь после этого, понуждаемый особым действием Промысла Божия и укрепленный благодатью, он становился на путь такого служения. Столпы, на которых подвижники проводили все свое время, были различными по виду и высоте (от 3 до 15 метров и выше). Некоторые из них представляли собой столпообразную узкую башенку с решеткой, напоминавшей балкон с навесом сверху. Но были такие мужественные столпники, которые отказывались от навеса, перенося тяготы холода и зноя, имея своим единственным покровом лишь небо над головой.
Таким добровольным страдальцем в течение 53 лет был преподобный Алипий столпник. Самое удивительное, что при таком суровом и тяжелом образе жизни почти все столпники были долгожителями. Этот факт свидетельствует о действии укрепляющей благодати Божьей в этих праведниках. Подвиги столпничества продолжались на Востоке до XII столетия, а на Руси – до второй половины XV века. Последний из прославившихся русских столпников, Савва Вишерский, почил в 1460 году.
При жизни святой совершил много разных чудес. Молитвы преподобного Даниила обладали такой силой, что Бог исцелял чрез него бесноватых. По молитвам святого у греческого царя Льва Великого родился наследник. Царь, возрадовавшись о рождении сына и в благодарность за молитвы, воздвиг ему третий столп. Святой подвижник обладал даром прозорливости и предвидения. Он предсказал большой пожар в Константинополе. Преподобный очень долго жил на столпе без крыши над головой и позволил ее устроить, уступив просьбам царя, только тогда, когда однажды после продолжительного снегопада и мороза ученики нашли столпника обледеневшим. Бог открыл ему и час его кончины. Собрав своих учеников, он дал им духовное завещание и просил похоронить с мощами трех святых отроков Вавилонских – Анании, Азарии и Мисаила для того, чтобы приходящие на его могилу христиане воздавали честь не ему, а мощам трех отроков. Таким образом, этот праведник сохранил свое смирение и уничижение пред Богом даже по смерти.
Сведений о преподобном Луке, Новом Столпнике, не очень много. Известно лишь то, что он был воином при греческом царе Романе (919–944) и при Константине Порфирородном (912–959). В 917 году на Византийскую империю напали болгары. Во время сражения погибло много воинов, но Лука по Промыслу Божию остался жив. После этого он принял монашество и был поставлен в пресвитера. Ревнуя о высоком духовном совершенстве, он взошел на столп и начал преуспевать в более суровых подвигах. Обложив свое тело железными веригами, преподобный соблюдал очень строгий пост, вкушая лишь один раз в неделю приносимую ему просфору и немного овощей. Через три года святой отшельник отправился на гору Олимп, затем в Константинополь, где, чтобы сохранить свой обет молчания, жил с камнем во рту. Наконец он обосновался в городе Халкидоне и провел там на столпе 45 лет, прославившись праведной жизнью и совершенными чудесами.
Подвижническая жизнь всех столпников представляет собой наглядный пример изречения апостола Павла о том, что: «…если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Святые столпники являли миру удивительнейшие образцы торжества духа над плотью. Их очищенная подвигом телесная и духовная природа возносилась к таким небесным высотам, что еще при жизни на земле они достигали того богоподобия, к которому призывается Творцом каждый человек.
Зачем христиане годами жили на столбах
Первые столпники — люди, жившие в уединении на колоннах, появились ещё в IV веке. Их образ жизни у одних людей вызывал удивление, другие же поклонялись им, как настоящим святым. Но находились и те, кто порицал их.
В VI веке в Византийской империи количество столпников стало настолько велико, что их выделили в отдельное сословие. Но чем же так примечателен этот поистине странный феномен подвижничества?
Кем был первый столпник в истории?
Последователи христианской религии на протяжении долгого времени подвергались непониманию среди приверженцев других религий, в том числе язычников. И чтобы доказать свою преданность Богу, многие христиане следовали аскезе. Они отказывались от еды, раздавали все свои деньги и посвящали дни и ночи молитвам. Одной из форм крайнего аскетизма являлось и столпничество.
Само понятие «столпник» произошло от греческого слова «stylos», что переводится как «колонна» или «столп». Столпами также называли каменные скалы, стоящие отдельно от горной гряды — останцы. На их вершинах селились аскеты, пожелавшие всю свою жизнь посвятить Богу, чтобы достичь некоего просветления.
Одним из самых первых столпников был сирийский монах Симеон. Он родился в конце IV века и с малых лет принял христианство. Будучи подростком, Симеон отправился в монастырь, чтобы принять постриг. Сначала юношу не хотели принимать, и Симеон был вынужден пролежать целую неделю под воротами монастыря. Став монахом, мужчина быстро заработал славу выдающегося аскета. Всё своё время он посвящал молитвам и чтению богословских книг. Но по прошествии некоторого времени Симеон понял, что так он просветления не достигнет, и ушёл из монастыря, чтобы жить в уединении.
Симеон полтора года провёл в отдалённой от людей хижине, строго соблюдая пост и непрестанно молясь. Но и этого для просветления было недостаточно. Другим подвигом аскезы монаха стало стояние. Много дней подряд Симеон стоял, до той поры, пока, обессилев, он не падал на землю. В дальнейшем Симеон стал вести ещё более аскетичный образ жизни. Некоторое время он жил внутри колодца, после ушёл в горы и молился, живя на небольшой площадке. Впоследствии эта гора стала называться горой Симеона. Но полностью отречься от всего мирского отшельнику не удалось. Его постоянно осаждали верующие, желающие узнать, открылась ли Симеону истина. А открываться она ему частых визитов паломников никак не хотела. Тогда Симеон нашёл выход: он стал жить на верхушке самолично построенной колонны около Алеппо.
Жизнь Симеона Столпника на столбе
Святой Симеон всю оставшуюся жизнь провёл на столбе. Колонна эта была высотой около трёх метров, а на её вершине находилась небольшая платформа, огороженная перилами. Хоть Симеон Столпник и привык подолгу держать пост, но совсем не есть и не пить он не мог. Воду и еду ему передавали в корзинах, которые он поднимал при помощи верёвок. По одной версии, когда у Симеона изнашивалось одеяние, ему просто присылали в корзине новое. По второй версии, он так и стоял под палящим солнцем в лохмотьях. В любом случае поведение Симеона немало удивляло и настораживало жителей Алеппо.
Однажды монахи из местного монастыря послали Симеону записку, где просили спуститься с платформы на столбе. Они думали, что его жизнь на колонне — всего лишь проявление гордыни и желание возвеличиться над другими. Но к их огромному удивлению Симеон безропотно стал спускаться по лестнице, приставленной к колонне. Тогда монахи поняли, что никакой гордыни у Симеона Столпника не было и в помине.
Симеон прожил на колоне около 37 лет и иногда проповедовал прямо с неё собравшимся христианам. К нему обращались за советом императоры, и ещё при жизни его признали святым. На той же колонне Симеон и скончался. В наши дни преподобного Симеона Столпника почитают православные и католики. А на месте его столпничества сейчас находятся руины храма Симеона Столпника. Следом за Симеоном появились и другие святые столпники.
Столпничество в христианстве и православии
Множество истовых христиан, особенно турков, палестинцев и сирийцев, последовали примеру преподобного Симеона Столпника. Известно, что один турецкий христианин в VI веке даже взял имя Симеон и стал жить на столпе. Его назвали или Симеоном Дивногорцем. Подвиг Симеона Столпника и Симеона Дивногорца нашёл своё отражение на иконе, где оба этих святых изображены на рядом стоящих столпах. Примечательно, что Симеон Столпник на изображении свешивает свою ногу с колонны. Таким образом иконописец показал, что под конец жизни преподобного одолел недуг, и его нога покрылась язвами. Скорее всего, от инфекции и вызванных ею язв Симеон и умер.
Известен также и святой Даниил Столпник, проведший на столпе около 30 лет. Ещё одним известным турецким столпником являлся Алипий Столпник, живший в VII веке. Он прожил на столбе целых 66 лет. В житие столпников встречались описания чудес, которые они творили. Согласно им, Даниил Столпник мог исцелять людей, а Алипий Столпник был пророком. Чудеса творили и многие другие По некоторым данным, в Византии было столько столпников, что их пришлось вынести в отдельное сословие.
Первым известным на Руси столпником считают Серафима Саровского. Он, стоя на коленях на большом камне, непрерывно молился тысячу дней. А в XII веке в Никитинском монастыре жил Никита Столпник, которого ещё называют Столпник Переславский. Он денно и нощно молился Богу, сидя в каменной и возложив на себя вериги. В житие Никиты Столпника описывались творимые им чудеса и исцеления немощных.
Ещё одним православным великим столпником был Савва Вишерский. В 1418 году он сам возвёл деревянный храм и монастырь. А после начал жить на столпе, спускаясь с него только по субботам, чтобы посетить службу. В Западной Церкви столпничество не было столь распространено. Единственным известным столпником был Вульфилаих, проживший много лет в уединении на вершине Арденнских гор. Постепенно столпничество, как один из видов подвижничества, сошло на нет. Но и сегодня находятся христиане, желающие повторить подвиги Симеона и других великих столпников.
Столпники Симеон старший, Симеон младший Дивногорец, Алипий. Фреска
Столпничество в современном мире
В настоящее время столпников можно пересчитать по пальцам. Самым известным из них, пожалуй, является грузинский монах Максим Кавтарадзе, живущий в церкви на столпе в Имеретии. Помимо церкви на Столпе Кацхи находится и монастырь, построенный примерно в веке. Максим Кавтарадзе живёт в одной из келий на столпе совсем один вот уже 25 лет и посвящает много времени молитвам и чтению книг.
Монах Максим Кавтарадзе возле своей скромной кельи. Фото: Amos Chapple / REX Features
Жизнь грузинского полна трудностей. Иногда ему приходится спускаться со своего столпа, чтобы побеседовать с трудными подростками и дать совет монахам, живущим в монастыре у подножия столпа. Для спуска по узкой сорокаметровой железной лестнице Максим Кавтарадзе тратит очень много времени и сил, а ведь он уже далеко не молод. Продукты и книги ему доставляют при помощи лебёдки.
Сам Максим Кавтарадзе объясняет своё столпничество и аскезу желанием замолить грехи прошлого. До ухода в монастырь Кавтарадзе был вовсе не святым и даже сидел по 228 статье. Однако, обретя веру, он сумел отказаться от всех своих вредных привычек и посвятил свою жизнь служению Богу.
Знаменитые столпники: Легко ли жить на столбах десятки лет и для чего это нужно христианам?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Индийские йоги и буддийские монахи всегда славились своими уникальными физическими способностями, обретенными в результате сочетания дисциплины, медитации и молитвы. Однако 1700 лет назад ряд христиан показали такой невероятный и, говоря современным языком, экстремальный пример дисциплины и любви к Богу, перед которым практики йогов и монахов просто меркнут. Эти люди – столпники. Жить на столбе десятки лет – это поистине непостижимо.
Первый столпник
В IV веке христианство было еще относительно молодой религией, его приверженцы испытывали немало трудностей, существуя среди множества иноверцев. Эти условия способствовали крайнему аскетизму, который показывали особенно преданные Богу верующие. Для кого-то это означало строгий пост или же вовсе голодание. Для других формой близкого общения со Всевышним и отрешения от земных искушений стало отшельничество. Столпничество – одна из наиболее удивительных форм такого аскетизма.
Понятие stylites (столпники) произошло от греческого слова stylos, что означает «столп» или «колонна». Иными словами, столпник – это житель колонны.
Если не считать древние сказания о неких отшельниках, передававшиеся из уст в уста, первым и самым известным столпником был Симеон, впоследствии причисленный к лику святых. Он родился примерно в 390 году, а умер 2 сентября 459 года. Этот уникальный человек жил недалеко от города Алеппо. Уже в 13 лет он ясно ощущал себя христианином, а в 16 ушел в монастырь – причем поначалу в течение семи дней лежал перед его воротами, пока его, наконец, не приняли в обитель.
Симеон прослыл самым аскетичным и, как казалось со стороны, самым странным из всех монахов. И он явно чувствовал, что все-таки его место – не здесь. В конце концов, он покинул монастырь и стал жить в уединенной хижине, которую сам для себя построил. Полтора года он жил в строгом посте и молитве, а в период Великого поста, как гласит предание, вообще ничего не пил и не ел. Окружающие говорили, что в этот момент он пережил чудо, и относились к нему с большим почтением.
Следующим этапом аскетизма для Симеона стало «стояние». Он стоял до тех пор, пока не падал без сил. Но и этого ему показалось мало. Симеон пробовал все новые и новые пути к святости: жил в узком колодце, жил в двадцатиметровом пространстве на склоне горы (ныне известной как Гора Симеона), также он обвивал свое тело грубыми веревками, изнуряя себя ранами. Однако достичь полного отрешения от мира не удавалось: Симеона осаждали толпы паломников. Они требовали от него, чтобы он открыл им «истину», однако как раз в поисках этой самой истины и ответов на главные вопросы он и пытался уединиться в раздумьях и молитве. Наконец, Симеон нашел кардинальный способ – жить на колонне.
Первый его столб был высотой в девять футов и венчался небольшой платформой площадью примерно один квадратный метр, по краям которой были сделаны перила (чтобы столпник случайно не упал). На этой колонне Симеон твердо решил провести остаток своей жизни.
Еду, молоко и воду ему приносили мальчики из местного монастыря: они привязывали ее к спущенным вниз веревках, и Симеон подтягивал их вверх. Подробности быта столпника (смена одежды, отправление естественных потребностей, сон и т.д.) до наших дней почти не дошли. По одной из версий, когда его одежда изнашивалась, ему передавали наверх новую. По другой – он так и оставался в лохмотьях, пока они не падали с него, и тогда он продолжал стоять без одежды.
Поначалу местные монахи решили, что подобная жизнь на столбе – ни что иное как гордыня, желание возвеличить себя над другими. И они решили его проверить. Монахи настоятельно попросили Симеона спуститься со столба. Он не стал противиться и покорно начал спускаться. В этот момент они поняли, что это вовсе не гордыня, а действительно показатель истинной веры и отрешения от всего земного.
До наших дней дошли свидетельства о том, что Симеон был способен исцелять людей от физических и душевных недугов, а также мог предсказывать будущее. Кроме того, он регулярно произносил со своего столба проповеди для верующих.
Известно, что Симеон прожил на колонне 37 лет (до самой старости) и умер на ней же – предположительно, от инфекций. Сегодня его как преподобного святого почитают и католическая, и православная церковь.
После кончины Симеона другие христиане (особенно в Сирии и Палестине) стали следовать его примеру. Один из них, живший на территории современной Турции, даже взял себе такое же имя, и его стали называть Симеоном-младшим.
В России одной из форм столпничества можно считать и христианский подвиг святого Серафима Саровского, который молился Богу, стоя на камне, каждую ночь в течение тысячи дней.
Столпничество XXI века
Уже к концу VI столетия такая форма, как столпничество, в христианском мире почти сошла на нет, и лишь единицы выбирали этот путь. И тем более удивительно, что в наше время у святого Симеона появился последователь. Современным столпником можно считать грузинского монаха Максима Кавтарадзе, который живет на столбе вот уже четверть века. Правда, он практикует более цивилизованный в бытовом плане вид столпничества.
Грузинский христианин обустроил себе жилище на вершине природного столба – узкой и высокой скалы. Этот столп расположен в глухом ущелье на западе Грузии. До ближайшего села – 10 километров.
Когда-то на вершине скалы располагалась часовня Кацхинского Спасо-Вознесенского монастыря – здесь жили древние монахи-отшельники. Отец Максим приехал в эти края в начале 1990-х. До пострига в монахи он вел совсем не праведную жизнь, даже сидел в тюрьме за продажу наркотиков, но, обретя веру, отказался от вредных привычек и решил посвятить себя Богу. С помощью братьев-монахов он постепенно восстановил эту церковь. С тех пор живет здесь один и лишь изредка спускается со своего 40-метровго столба по металлической лестнице.
В часовне, расположенной на столбе, оборудованы несколько келий. А у подножия скалы выстроен маленький монастырь, в котором служат несколько монахов и послушники.
Как и Симеон Столпник, Максим Кавтарадзе, старается не общаться с внешним миром и получает продукты, поднимая их на веревках (припасы ему приносят местные послушники). Однако он иногда находит время на общение с трудными подростками и более молодыми священниками, которые приходят к нему за советом. Кроме того, у него есть достаточно икон, книг и даже кровать.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: