Стиль боро в одежде что это такое
Японские заплатки, или «Boro» в дизайне одежды. Часть третья: штопка
Продолжаем тему японских заплаток:
После просмотра готовых образцов в технике боро, возможно, вам захочется исполнить самим подобный шедевр. В этом случае будет полезным ознакомиться с приемами японской стежки. Из сложностей лишь аккуратность и терпение!
Самый распространенный вид — мелкий ручной стежок sashiko. Sashiko означает «маленькие удары», глагол Sasu — «проколоть». Стежок использовали для уплотнения ткани и соединения лоскутов, это придавало прочность и красоту. Цвет нити варьируется от белого до темно-синего.
Стежки прокладываются насквозь, они должны быть одинаковыми по размеру и пропускам. Основное правило — никогда не пересекать стежки, всегда оставлять расстояние на перекрестках орнамента.
Традиционная игла для sashiko достаточно длинная, около 2 дюймов, ширина равномерна по всей длине. Нить крученая без блеска. Японцы используют специальный наперсток из металла или кожи. Носится он на ладони прямо под средним пальцем, чтобы подтолкнуть иглу через плиссированную ткань.
Хотя, конечно, можно и без него.
Начиная работу вам необходимо отрезать нить такой длины, чтобы хватило выполнить ряд вышивки, двигаясь от одного края изделия к другому. Обернув ее дважды вокруг кончика иглы, а затем протянув иглу через эти витки спирали, образуйте квилтузел на конце нити.
Затем возьмите свою ткань и нанизывайте ее на иглу без протягивания нити. Выполнив таким образом произвольное, удобное для вас количество стежков, протолкните наперстком иглу и протяните нить. То есть обыкновенный шов «вперед иголку».
Узоры стежки могут быть различными:
Amimon — рыболовная сеть, обещает хороший улов.
Yabane — стрелки, символ воина.
Musubi Кикко — панцирь черепахи, счастливое число три (треугольник и шестиугольник) для долголетия.
Kogin — следующий вид вышивки, который использовался только на полуострове Tsugaru расположенном на северной части острова Хонсю. Самый бедный и самый мерзлый участок Японии. Видимо поэтому дешевую и перелатанную ткань украшали таким сложным рисунком. Ткань бралась цвета индиго, а переплетение было неравномерным, чтобы получить удлиненный ромб.
Hishizashi — разновидность kogin, но ткань бралась более светлая, и очень часто в одной вышивке использовалось три и более цветов нитей. Зародилась в Nanbu в префектуре Аомори.
А это приемы штопки совсем похожие на те, что раньше изучали в школе на урока домоводства. Только нитки разноцветные, а не в тон ткани:
Для облегчения задачи можно использовать заплатки из небеленой ткани с рисунком «крестиком» — самый распространенный вид штопки после параллельных линий.
Такой штопкой можно усилить колени и локти.
Свитер можно залатать тканью с традиционными рисунками или с фактурой похожей на штопку.
Растрепанный манжет — тоже не повод выкинуть вещь.
По себе скажу, что попробовав один раз, остановиться тяжело. Конечно, штопать носки приходилось часто и раньше, но удовольствие не то, что от «боро».
Возможно, для рукодельных мастериц нашего сообщества латание драных джинс покажется примитивом. Однако в свете кризиса (в равной степени как производства, так и перепроизводства) данное традиционное искусство имеет как практический, так и воспитательный смысл. Я так думаю. И, наверное, не я одна.
Спасибо за внимание! Творческих вам успехов!
Как «уделать» новую рубашку: эксперимент в стиле боро
Интернет-магазины, безусловно, гениальное изобретение, но при покупке в них одежды всегда есть риск, что мастерство фотографа окажется в разы выше мастерства дизайнера или портного. Так случилось и в этот раз. Покрутившись перед зеркалом в обновке, я поняла, что надевать ее вряд ли буду: очень уж она напоминает мне медицинский халат.
У меня вообще сложное отношение к белым вещам. Я их люблю и даже периодически покупаю. Но после этого они, как правило, повисают в шкафу ненадеванным мертвым грузом. Эту рубашку ожидала иная участь. Во-первых, она из натурального льна, а я его обожаю. А во-вторых, захотелось поиграть с красками.
Рубашка приехала ко мне поздно вечером, поэтому за работу я взялась уже ночью.
— Что затеяла? — поинтересовался муж, увидев знакомый нездоровый блеск в моих глазах.
— Буду красить, как именно — еще не знаю. Начну, а там видно будет.
— Наполеон! — ухмыльнулся муж.
— Думаешь, что он был спецом по окраске тряпочек? — усомнилась я.
— Нет, — засмеялся муж, — просто это — его слова.
М-да, вот он, неосознанный плагиат. Я-то всегда полагала этот девиз своим 🙂
Сразу скажу, я не мастер в крашении (так, несколько раз красила тряпочки, пряжу и вязаные кусочки, дабы подогнать их к желаемому оттенку). Но это не мешало мне при каждом удобном случае увеличивать свои запасы краски. Я предпочитаю краски холодного крашения, все эти запаривания-закрепления не для меня — слишком долго и муторно.
Ну что, вперед? Замочила рубашку в тазике с теплой водой.
Стол застелила пленкой. Развела краски в одноразовых контейнерах. 1 — темно-коричневая, 2 — оливково-зеленая, 3 — зелено-бирюзовая и 4 — смесь бирюзово-голубой и голубой.
Рубаху подняла из тазика за воротник так, что при отжиме получился жгут по длине всей рубашки (с прижатыми рукавами). Так и распределила ее по всей длине в контейнеры. Немного подвигала ткань из одного контейнера в другой, чтобы смешались цвета (тут я увлеклась и забыла про фото, но это не важно, потому как позже процесс повторила — ниже покажу). Прополоскала до чистой воды, повесила сушиться и пошла выливать оставшуюся краску. И тут меня придушила жаба, потому как краски осталось много. Что бы еще в ней быстренько покрасить? Вспомнила, что несколько дней назад обсуждали боро.
Для тех, кто, как и я, умудрился каким-то образом пропустить такую красоту: боро — это японское искусство заплаток. Практичные японцы поколениями латали свою одежку, в итоге получались очень интересные текстильные образцы, которые сейчас стоят совсем не дешево. Обсуждая, мы решили, что для хорошего боро нужны лоскуты старых джинсов и, желательно, сатиновые семейные трусы советского образца (для мягкости и красоты 🙂 Но так как сейчас проще найти кимоно эпохи Эдо, чем советские семейники, мое воплощение боро временно притормозилось. И вот: идея снова всплыла.
Я взяла первые попавшиеся под руку тряпочки. Ими оказались три вида хлопчатобумажных лоскутов шириной 70-80 сантиметров и разной длины: кусок старой простыни, шитье и жатая ткань (что-то типа плотной марлевки). Замочила их в воде, отжала и по очереди покрасила.
Та ткань, что на фото, осталась белой, передвигается сначала в более светлую краску, затем в более темную (белые стрелки на фото). Начинать нужно со светлой, чтобы лишний раз не мыть руки и не наставить пальцами темных пятен краски на светлоокрашенной ткани (про резиновые перчатки не забудьте). Так, между кюветами, ткань окрашивается с эффектом градиента. Рубашку красила аналогично.
Окрашенный кусок осторожно (опять же, чтобы на светлых частях не наставить темных пятен) вынула на подставленную пленку и затем тщательно прополоскала.
Краски осталось еще много, а рыскать по дому и, соответственно, будить домашних на предмет «что бы такого еще покрасить» в пять утра у меня не хватило совести. Поэтому провела эксперимент с тем, что оказалось под рукой — с загустителем. А под рукой у меня нашлась гуаровая камедь (застрелите — не вспомню, зачем она у меня), но вообще можно использовать любую сгущающую субстанцию (типа желатина или крахмала).
Насыпала камедь в контейнеры, размешала и получила густой кисель. Повозила кистью по своим лоскуткам. Тут это не сыграло особой роли, но вообще вариант окраски многообещающий, позже обязательно к нему вернусь.
Рубаху и лоскуты высушила и прогладила.
Лоскуты нарвала — нарезала на полосы шириной 3-7 см и произвольной длины. Тут важно как следует удалить обрывки ниток и сделать что-то типа короткой ровной бахромы, иначе после первой же стирки легкая богемность нашей рубахи грозит обернуться тяжелым бомж-стилем.
А дальше все совсем просто: даже умения шить не нужно, достаточно уметь вдеть нитку в иголку. Произвольно разложила и приметала на рубашку полоски ткани.
За две ночи простегала заплатки нитками мулине. Это только звучит серьезно — «боро», а на самом деле обычная штопка. Двигаться взад-вперед по долевым и поперечным направлениям пунктиром и стараться не стягивать ткань. Вот какая красота у меня получилась.
Заказала себе еще одну такую же рубаху — все идеи в эту не влезли.
Заплатка, не всегда признак нищеты. Модные заплатки в японском стиле Боро и Сашико
Похоже Япония не отпускает меня. Культура японцев всегда удивляет и притягивает своей философией, стилем, сложностью простоты и особо глубоким прочтением этого мира. Даже в искусстве этот народ познал дзен.
Боро и Сашико. Заплатка, как искусство.
Экспонаты из Amuse Museum. Chuzaboro Tanaka Collection (фото взято из интернета)
Так что же такое Боро, а что Сашико?
Сашико и Боро здесь сочетаются с окрашиванием Шибари
Продукция именитого японского дизайнера MUTSU (фото из интернета)
Японская версия рукодельной «раскраски» (фото из сети)
Традиционная игла для сашико достаточно длинная, 5 см. Вместе с ней японцы используют специальный наперсток, изготовленный из кожи и металла, чтобы проталкивать иглу сквозь ткань. Длины одной нити должно хватать ровно на один ряд. Заметные узелки не допускаются, даже на изнанке.
От теории к практике
Конечно, чтобы боро/сашико были идеальными нужен опыт. Это только на первый взгляд кажется, что всё просто. В этом я убедилась сама. Свое боро и сашико я сделала на обычных джинсах из денима. Взяла белую хлопковую нить из остатков своей пряжи и обычную длинную иглу.
Нанесла рисунок, который задумала. У меня он арочный. И приступила к вышиванию.
Вязальные нитки, конечно, слегка толстоваты для сашико, но зато фактурно
Рисунок по джинсовке получился кривоват, но он потом все равно выстирается
Процесс настолько затягивает, что на одном орнаменте я не остановилась, добавила еще и акцент в виде рыбки. Получилось довольно интересное сашико.
Боро я тоже импровизировала из остатков ткани, а вернее старых хлопковых рубашек. Я просто вырезала квадраты (всего их 4) и простегала их уже красной хлопковой нитью. Меня результат порадовал!
Традиционное для Японии сочетание синего с красным
Скажу вам честно, что в планах у меня уже есть пару проектов, которые хочу реализовать. Этот японский дуэт меня вдохновил! Посмотрите, какое яркое разнообразие сегодня представляет это направление вышивки и разумной «утилизации» остатков ненужной одежды.
Современный вариант кимоно (Фото из интернета)
Попробовав один раз, вы обязательно пополните свой гардероб либо аксессуаром, либо апгрейдом вещи, которую не знали куда деть и с чем носить, ведь выбросить жалко. Ох уж эти мудрые японцы!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Стиль боро – японские аппликации или нарочитые заплатки в закладки 28
Японская лоскутная техника “боро” существует издревле. Нам она напоминает заплатки и штопку.
Это нарочито грубое использование многочисленных заплаток, нашитых вручную грубыми нитками.
Это традиция японского народа. Бедные крестьяне так восстанавливали износившуюся одежду, пришивая заплатки или из лоскутов шили одежду, накладывая кусочки ткани друг на друга.
Слово “боро” означает ”обрывки”, ”тряпки”. Со временем “боро” стало больше, чем одежда для бедняков.
Эта техника не для ленивых, поскольку создаётся вручную.
Боро — это в первую очередь история практичности.
Крестьяне не могли позволить себе шить новую одежду по каждому удобному случаю, они работали и отдыхали в одном и том же костюме, который постоянно приходилось укреплять и зашивать.
Именно поэтому появилась эстетика многочисленных заплаток и нашивок из разных тканей — использовали то, что было под рукой.
Токийский бренд Kapital главный популяризатор “боро”. Здесь созданы изделия на основе культурного наследия
Стиль боро в одежде что это такое
Что вы знаете об одежде в стиле «боро»?
Наверняка, у некоторых подписчиков группы название этого стиля не вызовет никаких ассоциаций.
А кто-то найдет ошибку в названии статьи, и поправит меня…
И это не удивительно.
Это именно тот случай, если точно не знаешь, что это, то и не догадаешься.
Но я не ошиблась. Именно боро.
В переводе с японского языка это слово означает «тряпки, обрывки».
Не путайте пожалуйста с пэчворком, который уже превратился в настоящее искусство, и любим многими мастерицами.
Они в этом стиле создают не только одежду, а и аксессуары, обувь, предметы дизайна и домашний текстиль.
Вы пэчворг точно знаете, может уже пробовали сами что-то сделать, или любовались этой красотой.
А вот стиль боро к нам пришел не так давно и к нему надо еще внимательно присмотреться и привыкнуть.
В отличие от пэчворка он не такой аккуратный, и кажется даже слегка небрежным…
Другое дело нынешнее воплощение боро. Тут никто не стесняется разнообразием расцветок. В ход идут самые разнообразные сочетания.
Мы имеем право по разному относиться к этому виду рукоделия.
Кто-то категорически отвергнет, а кто-то придет в восторг. Дело вкуса.
Пристроить в интересное изделие остатки тканей, которые без дела заполняют наши шкафы и полочки.
У меня есть любимая джинсовая куртка, которая стала тесновата. Подобрать для расширения подходящий по цвету и качеству джинс не смогла. Так и висела в шкафу…
И только насмотревшись на то, как лихо можно применить стиль боро, я легко справилась с этой задачей.