Стханский что это значит
Мой Дагестан
+4 dagtiger (Аслан) / Дагестанско-русский словарь
а у— непостижимое для не дагестанца выражение, которым говорящий может передать чувства, заменять слова и даже целые предложения. Собеседники переводят сказанное, основываясь на контексте.
а у, чё там?— вопрос задаваемый через непродолжительное время после встречи или в создавшейся паузе в течении разговора и означающий заинтересованность в продвижении обговоренного дела
ай саул— восхищение
алеурманаводить — совершать обшественно поощряемые поступки
артачиться — не соглашаться что-либо сделать, ломаться
баклан — человек, в совершенстве владеющий искусством уличной драки
балабол — 1) врун; 2)один из видов предъяв (см. «предъява») применяется к человеку сказавшего неправду и эта ложь привела к серьезным последствиям
баркалла — благодарю Вас, спасибо (tagiev kemran)
бахаться в десна — целоваться
бахч — чрезвычайно неприятный запах
беда — какая-либо вешь, названия которой не вспомнить или собеседники имеют в виду
болячка — неуважительно о некрасивой девушке
бочка — телефон фирмы Nokia модели 6600
буксовать — не соглашаться что-либо сделать, ломаться
буваетжи есть — есть же
в деснах — знаком (син «на ноге»)
в дьжазах — нахождение в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения
в ролях — находиться на хорошем счету, быть уважаемым, держать себя высокомерно
в тягах — то же, что и в дьжазах
взгрев — 1)подарок; 2) взятка
взгреть — 1) подарить; 2) дать взятку
включать рога — накалять обстановку, вести себя вызывающе
вонючка — неуважительно о некрасивой девушке (син. «болячка»)
впрягаться — заступиться за кого-либо
встревать — попасть в сложную ситуацию
всю дорогу — все время
выписать/прописать атас — отказать в знакомстве
выстегнуться — 1) быстро заснуть; 2) устать
вытянуть — отвести человека для разговора или драки
гамачъ — черезчур серьезный человек, человек не понимающий шуток
гильза— сигарета «Беломорканал» или «Преферанс»
гнать — вводить собеседника в заблуждение, говорить неправду
голяки— состояние финансового кризиса (tagiev kemran)
голливуды — (син. голяки)
гонцануть — заставить человека выполнить покупательно-приносительные действия в отношенииближайшего магазина
гонять — вести себя неадекватно
грач — такси, таксист
греть уши — подслушивать
дара — слово, использующееся как междометие, значащее: «Ты понял, что я хотел сказать» (распространено в Дербенте)
дать задний/включать заднюю — отказаться от решения проблемы посредством драки
движения — различные действия
делай — призыв к совершению необходимых или ожидаемых от человека, к которому направлено обращение, различных действий
делай вещи; вещи делай — то же, что и «делай» (kemran tagiev)
дикуш— взрывной, холерический человек (син. пробитый)
дичь — что-либо нехорошего качества (син. «чьанда»)
догонять — понимать что-либо
дофан — обзывательство, означающее несуразного, неуважаемого человека (син. фуцин)
дьжазы — сильное алкогольное или наркотическое опьянение
ехали — пошли, пойдем
жи есть — труднопостижимое для недагестанской души добавочное выражение, которым говорящий может выразить какие-либо остаточные чувства, непроизнесенные в предыдущем предложении, также может быть связкой между частями предложения
живем! — теперь мы обладаем необходимым
жук — хитрый человек
загнать — продать, сбыть с рук
зажать— не дать что-либо, не поделиться
закидушка — то же, что и «пустить гниду»
заморозить — брать какое-либо имущество на определенный срок, но не возвращать его владельцу
замять — уладить проблему
заводи— ответ на «ехали»
индеец — необидное обзывательство
как по кайфу — как угодно
камень — слово имеющее некоторый негативный оттенок и означающее безрассудную смелость, глупость, неповоротливость, чрезвычайную силу, мощь, иногда тупость.
канитель — какая-либо вешь, названия которой не вспомнить или собеседники имеют в виду (син. беда)
капля — телефон фирмы Nokia модели 6630
кацевать — чисто махачкалинская реалия: гулять по городу имея всего 10 рублей на маршрутку; гулять без денег
каша — положительное описание чего-либо. (например: диски-каша!(о машине))
кинуть кисляк; кисляки мочить — обижаться (kemran tagiev)
кирпич — телефон фирмы Nokia модели 3310
кишкануться — удовлетворить потребность в пище
коней включить — спешить, сильно торопиться
коцы — обувь, преимущественно туфли
красиво делать — совершать общественно поощряемые поступки (напр. крикнуть в баре: «Сегодня выпивка за мой счет!!»)
кружить — обманывать, обводить вокруг пальца
кружануть — обмануть, обвести вокруг пальца
крыса— жадный человек
къиф — человек, совершающий нехорошие поступки исподтишка
лазить — гулять, совершать моцион и т.п.
лапа гуляет — «есть деньги»
лепесток— телефон фирмы Nokia модели 7610
лех— то же, что и лох
лечить — 1) говорить; 2) уверять, уговаривать, уламывать, пытаться наставить на «путь истинный» (tagiev kemran)
лешка — некультурная и необразованная девушка, лох женского рода
ломиться — бежать, быстро передвигаться
лучший, одаренный — слова имеющие, в отличие от изначального смысла, негативный оттенок, говорится о человеке поступившего нелогично, несуразноСообщение
мавр — необидное обзывательство
мажет — словоупотребляемое для выражения удовольствия от сильного эффекта легких наркотических средств типа марихуаны. (напр. «Вот она мажет (шепчет)!)
марчелла — девушка легкого поведения и тяжелой внешности
махаться — драться (син. бакланить)
махнуться — поменяться (какими-нибудь вещами)
меляк — мелкие деньги, преимущественно монеты (tagiev kemran)
мертвый— медлительный, неактивный, тяжелый на подьем человек
моросить/моросящий — не работать (о технике); странно себя вести
мускулистый — хороший, сильный
на альчиках — на корточках
на голяках — (син. голяки)
на голливудах — (син. голяки)
на движениях — встречаюсь с девушкой
на ноге — знаком (от выражения «быть на короткой ноге»)
на районе — в месте проживания или преобладающего нахождения
на солидняках; на солидолах — быть одетым в костюм, классичскую одежду (о мужчине)
на ха-ха пробило — рассмешило
набирать баллы — завоевывать авторитет или благосклонность девушек
наводить движения — 1) что-либо делать для разрешения проблем, продвижения дел; 2) знакомиться/встречаться с девушкой
нарисовать — находить, доставать что-либо необходимое
настигать— надоедать, доставать, добираться в смысле «я и до него доберусь — я его настигну.натягаться — ввести себя в состояние алкогольного опьянения
не теряйся — выражение желания дальнейших встреч
неждануть— нанестинеожиданный удар
нежданчик — неожиданный удар
ни обессуй — просьба не обижаться (от «не обессудь»)
нИ по кайфу — неудобно, стыдно
обиженки кидать — обижаться (син. кинуть кисляк)
обострять— накалять обстановку, вести себя вызывающе
общий салам — приветсвие отдаваемое большому количеству людей и освобождающее от рукопожатийСообщение
один кон — как то раз
опасный — употребляется для описания всего необычного, «крутого»
опрокинуть — 1) не ответить на рукопожатие; 2) сорвать какое-либо запланированное мероприятие (син. обломать); 3) победить в драке
осколок — (син. «камень»)
от души — 1) отлично 2) благодарю
оттянуть — отвести человека для разговора или драки
ошалеть— 1) восклицание, означающее крайнюю меру удивления 2) сойти с ума
перевернуть— победить (в драке) (tagiev kemran)
перья— проблемы, трудности
пзр— один из видов предъявы (см. «предъява»), применяется, если мужчина меняет запланированное времяпрепровождение с друзьями(другом) на незапланированное с девушкой (п. затмила разум)
пикировать — отказаться от решения проблемы посредством драки (син. давать задний/включать заднюю)
пихнуть — продать, сбыть с рук
под дымок попасть — войти в состояния наркотического опьянения от дыма раскуриваемого рядом наркотика
подтянуться— приехать, придти
попутать — неадекватно оценивать свои силы, положение
постоянка — неуважительно о девушке, с которой налажены отношения интимного характера
потеряйся — уйди, «скройся с глаз»
предъява — общественная или индивдуальная претензия к какому-либо действию человека, противоречащему чести нормального пацана ))
пробитый— безрассудный, сумасшедший, идиот
пряги кидать — заступиться за кого-либо
путать — тяжело переносить происходящее (напр. «Я путаю от этой жары»)
пятачок — место сбора,времяпрепровождения (син. притухан)
ремиксы — байки, ложь, выдаваемая за правду (tagiev kemran)Сообщение
рассекать— гулять, ехать, идти (может употребляться и о передвижении на транспортном средстве)
рихтануть — нанести удар
с мыша — исподтишка
саул — благодарю Вас, спасибо
сахч — чрезвычайно неприятный запах
сбить сушняк — утолить жажду
сесть на измены — испугаться чего-либо
сила — качество характеризующее с положительной стороны какую-либо вещь или явление (напр. 11а — сила)
скачки — суета, лишние передвижения
соска — неуважительно о красивой девушке
стартовать — идти (син. гонзать)
сушняк — 1) жажда; 2) прохладительный напиток
схлестнуться — 1) подраться; 2) встретиться
тариф къиф/обратный — скинуть гудок, тем самым прося перезвонить (син. пустить гниду)
тихушник — человек, совершающий нехорошие поступки исподтишка (tagiev kemran)
толкать — сдать зачет/экзамен с помощью материальных или иных средств, типа авторитета родственника, знакомого и т.д.
торчать — быть в догу
тохч — чрезвычайно неприятный запах
тяга — то же, что и джьазы
тянуть — вести с собой
умняки кидать — умничать
упасть на движения — начать встречаться с девушкой
ураза — большое скопление людей
уронить — победить (в драке)
фантастика— слово, имеющее негативный оттенок и характеризующее какое-либо сообщение или факт как ложь, преувеличение
фаршмак— что-либо неприятное (например плюнуть против ветра — получится фаршмак)
фонарик — телефон фирмы Nokia модели 1100
фофан — несуразный, неуважаемый человек (син. «фуцин»)
фуцин — обзывательство, означающее несуразного, неуважаемого человека
хавать— знать о чем либо («я за эту тему все хаваю» — я про это все знаю)
hайван — 1) животное; 2) необидное обзывательство
хапнуть — купить (tagiev kemran)
хата гуляет — квартира или иное место проживания свободно и может быть использовано в целях временного нахождения какого-либо постороннего лица (лиц)
хаха ловить — смеяться
хумар бьет — то же, что и «в дьжазах»
хумар/кумар — то же, что и «дьжазы»
цинк — слух, новость
цинкануть — сообщить, позвонить
чё по кайфу — все, что угодно
чё ты?; чё там? — как твои дела
чё, есть чё? — вопрос выражающий интерес в наличии чего-либо, что имеют в виду говорящий и слушатель
чепушила — обидное обзывательство
чёрт — 1) один из видов предъяв (см. «предъява»), применяется к человеку, совершившему тот или иной поступок, противоречащий чести дагестанца
2) обидное обзывательство
чьанда — что-либо не хорошего качества
шароёб — гуляка, бездельник
шевелиться — соглашаться на интимную жизнь (о женщинах)
шиц — предупреждение об опасности (син. атас)
шкура — неуважительно о красивой девушке
шепчет — слово употребляемое для выражения удовольствия от сильного эффекта легких наркотических средств типа марихуаны. (напр. «Вот она мажет (шепчет))
А у, чё там? — вопрос задаваемый через непродолжительное время после встречи или в создавшейся паузе в течении разговора и означающий заинтересованность в продвижении обговоренного дела
Вот ты можешь— выражение означает удивление или недовольство говорящего каким-либо поступком собеседника
ДА кАнца — оптимистичное прощание, что вроде «морально я с вами» (произносится именно «дА кАнца»)Сообщение
Дайте ему денег на маршрутку— выражение, используемое для того, чтобы дать понять человеку, что ему тут не рады
Красиво делай-нормально будет / нормально делай-нормально будет — дагестанская истина
На кишку давит — «хочется в туалет»
На кишку пробило — «я проголодался» (tagiev kemran)
Натянуть(взять) на баш — побить, победить в драке
Операция «ящер» — выражение, означающее мероприятия по избавлению от человека «упавшего на хвост» (отбрасывание хвоста)
Очко не железное — выражение, которое можно перевести, как: «это слишком опасно»
По городу — выражение, которым можно ответить на вопрос «где ты пропадаешь?; где бываешь?» означает какие-либо неопределенные места
Упасть на хвост — очень трудно объяснить без примера: так говорят, когда не хотят брать с собой или делать что-нибудь с каким-нибудь человеком, скрываются от него, а он все равно догадывается о планах этих людей и идет или делает это с ними. ))
Я за него (нее) волоку— я обладаю интересующей на данный момент информацией об объекте обсуждения, т.е. «я знаю про нее»
Я тебе (те) кричу — выражение означающее не только «я тебе говорю» но и «я тебя уверяю!», «представь себе»
Я уже за углом — «я уже рядом» обычно говорится находясь на значительном расстоянии от слушателя, ожидающего говорящего, с целью успокоения.
Дагестанский слэнг)
Ответ на пост «Взрослые снежки»
Было лет 5 назад. Привёл сына в садик, а там воспитательница просит меня прочистить их площадку, которую за ночь засыпало снегом мне по пояс точно, а рост у меня 195см. Беру лопату выхожу на площадку и понимаю, что я охренею копать тут, но тут мне пришла гениальная мысль как и себе работу уменьшить и детей порадовать. Стал копать проходы в виде лабиринта. Где-то за час справился и сбежал пока не заставили переделывать. А вечером воспиталка чуть ли не на руках носила)) говорит дети когда вышли гулять сначала замерли, а потом с визгом давай там носиться еле на обед загнала и гулять они стали ходить гораздо охотнее до весны))) а потом как-то меня спросили какие им мультики можно показать в группе вечером, а то у них скудный выбор, ну я и принес все сезоны букашек и барашка Шона. Дети отказывались в слезах домой уходить. В общем авторитет у меня был огромный тогда, правда среди пиздюков, но все же.
Никто да?!
Двойные стандарты
Прошло три года и многое изменилось
Есть идея
Делай добро.
Обман, кругом обман
Учитель литературы, с которым не стали продлевать контракт из-за блога на YouTube
Андрей Федоров, учитель русского языка и литературы из Геленджика, который ведет блог «Борода Достоевского», рассказал «Мелу» о том, как поменять отношение учеников к предмету и чем в этом могут помочь новые форматы.
Вряд ли в наше время стоит разделять педагогов на «учитель-мужчина» и «учитель-женщина». Да, сейчас мужчин в школах мало, преподавателей литературы еще меньше — у нас в городе их трое, включая меня. Но это не мешает преподавать. Важно другое: интересный ли ты человек, нравится ли тебе то, что ты делаешь. А уж мужчина ты или женщина — десятый вопрос.
Я не задумывался о гендерном вопросе, когда шел учиться на педагога русского и литературы. Вся моя семья любила книги, в доме у нас их было множество. Ребенком я читал по ночам, с фонариком. Уже школьником понимал, что вообще-то ребята вокруг меня мало читают, не очень любят обсуждать книги. В 11 классе я решал, куда буду поступать, и понял, что если я стану педагогом — то смогу влиять на жизнь детей, делать для них что-то хорошее.
Чем дольше живу, тем больше у меня вопросов и меньше ответов. Звучит иронично, но я правда каждый год, в зависимости от детей, ставлю новые цели. Вообще, литература помогает включить голову, сделать кругозор немножечко, а желательно и «множечко» шире. Когда ты вникаешь в нее, понимаешь ее, к изучению подходишь с чистым желанием, то открываются такие просторы, что там можно рассказать не только о моральных ценностях, но вообще сформировать человека. Мы ведь состоим из того, что едим, а литература в каком-то смысле и есть «духовная пища».
Классические истины до детей можно донести современным, понятным ребенку языком — это я и пытаюсь делать. Если общаться с детьми через произведения вроде «Евгения Онегина» или «Слова о полку Игореве», не адаптируя их под современного школьника, донести свою мысль будет сложно. Ученик в итоге скажет: «Ага, классно», а потом закроет книгу и все забудет. Поэтому я стараюсь давать и более современные произведения.
Например, я несколько раз давал детям «Маленького принца» Антуана Сент-Экзюпери. По программе его читают только в 6 классе, когда ребятам 11-12 лет. Но это одно из тех произведений, которое по-разному открывается взрослеющему человеку.
Поэтому и в школе я давал это произведение и 6-м, и 7-м, и 8-м классам. Было интересно смотреть, как на один и тот же сюжет смотрят дети разного возраста. Из-за этого в школе у меня бывали проблемы.
Потом мне говорили: «Вы вставляете в программу не всё, что нужно». Но если ребенок не прочитает какую-то книгу или стихотворение из программы, с ним глобально не случится ничего страшного. Однако если я смогу показать ему текст, который повлияет на его мировоззрение — это здорово. Значит, наверное, не зря я на своем месте. Но иногда это не принимают.
То, что книга есть в программе, не гарантирует, что подростки ее поймут и обязательно ей заинтересуются. Говоря о сложных текстах, например, о «Преступлении и наказании», мы с подростками беремся не за весь материал сразу, а готовимся к нему. До того, как начать чтение этого романа, мы смотрели лекции Дмитрия Быкова, читали «Игрока», который гораздо легче. После него школьники лучше воспринимают Достоевского. Это вроде бы мелочь, но детям жизнь упрощает.
Я не люблю сравнивать молодых преподавателей и опытных. Учителя, которые сами не так давно были школьниками, возможно, больше понимают современные сложности, знают, о каких блогерах говорят подростки на переменах. Мы можем общаться на равных, но речь, конечно, не идет о панибратстве.
Иногда дети говорят, что со мной им классно. На вопрос «почему» отвечают: «Вы с нами разговариваете». Ребятам элементарно не хватает того, чтобы с ними поговорили и выслушали. Часто бывает, что они спрашивают, советуются даже насчет отношений с родителями, сверстниками. Видимо, доверяют мне, потому что я помоложе других учителей. Они видят во мне человека, который не побежит рассказывать о личных, сокровенных тревогах детей их родителям.
Хотя сначала все было не совсем гладко. Один парень на первом уроке засунул bluetooth-колонку в шкаф, включил музыку. Я намерение разгадал, поговорил с мальчиком, разобрался. Но я не кричал на детей, не психовал — может, такой реакции они и ждали, — а просто показал глупость происходящего. Ситуация даже пошла на пользу.
Нет палочки-выручалочки, которая в один миг поможет ребенку полюбить чтение. Каждый случай надо рассматривать отдельно. Прежде всего учитель должен показать собственную страсть к тому, о чем он говорит, убедить ребенка в том, что он сам верит в крутость литературы. Ребенку не понравится то, от чего педагог сам не кайфует. Особенно это важно, если в школу приходит новый учитель или педагог все время работает с новыми детьми.
Нужно найти такой путь к тексту, который будет понятен ребенку. Однажды я проводил урок о средствах выразительности, на котором мы с ребятами взяли песни из чарта «ВК» и разбирали их на наличие метафор, эпитетов.На том занятии троечники, которые обычно сидят в абсолютном безразличии, были очень увлечены процессом
К тому же этот урок помог разобраться не только в механизмах текста, но и смыслах: сейчас нельзя просто сказать, что такая-то песня плохая, слушать ее нельзя. На уроке, разбирая текст, дети сами приходили к выводам насчет не самых качественных композиций.
Именно это важно мне в преподавании. Если из всех моих учеников хотя бы одна десятая их часть начнет больше читать, серьезнее относиться к своей жизни, это уже будет не зря. Я не смогу за короткий срок сделать из двоечника отличника, но хотя бы попытаюсь вложить в его голову то, что литература может быть интересной.
Однажды я занимался с мальчиком в индивидуальном порядке для подготовки к ОГЭ. Мы начали занятия в сентябре, он плохо шел на контакт, из него трудно было вытягивать слова: я что-то спрашивал, а он отвечал односложно, едва-едва. Сочинения у него получались очень примитивными. Я пытался придумать, как могу увлечь его, и тогда решил предложить ему писать сочинения не на темы из кодификатора, а о том, что интересно ему самому — «На кого из супергероев я хочу быть похож?», «Какой суперспособностью я мечтаю обладать?», «Куда бы я отправился на машине времени?». Он же заинтересовался сочинением-рассуждением по теме компьютерных игр.
В итоге он расписал мне, почему Minecraft — хорошая игра. К маю он писал сочинения на полторы страницы, а начинали мы с трети. Для меня такой результат был огромной радостью, потому что я не просто видел результат своего труда, но понимал, что он достигнут не силой, не навязыванием чуждых тем вроде абстрактного «Утро в зимнем лесу». Детям плевать на это утро в зимнем лесу. Важнее понять проблему ребенка и работать с ней.
Блог на YouTube я больше двух лет назад создал вместе со своим другом: сначала мы снимали видео о кино. Друг уехал, у меня в жизни наступил сложный период, с роликами я ненадолго завязал. В феврале этого года я вернулся на канал уже как учитель, эксперт, который хочет развивать свою сферу.
Я поговорил с детьми, попытался узнать, что им интересно: «Ребят, у вас репетиторов куча, но вам показывали когда-нибудь, как правильно учить стихи, как легче их запоминать?». Оказалось, что никому не рассказывали каких-то особых и действенных способов. Советовали книги под подушку класть, но это ведь не совет, а примета. И тогда я снял ролик о семи способах легко выучить стихотворение.
Дальше был ролик про сочинение на «пять». Потому что этот вопрос для детей тоже проблемный. Я размышляю так: если у детей есть трудности, надо помочь их решить. У меня может быть ответ, какая-то полезная информация — я ей делюсь. Здорово потом видеть результат, читать комментарии.
У меня есть две цели. Первая — популяризовать литературу, ее изучение. Это для детей. Прямо сейчас я готовлю новый проект для своего канала, и если он окажется успешным — то станет серьезным шагом на пути к моей цели. Хотя я понимаю, что не все ребята, как бы учитель ни старался, смогут полюбить русский язык и литературу. Раньше думал: «Почему вот эти ходят с таким упоением, а некоторые товарищи засыпают?». Но сейчас это повод не для грусти, а для того, чтобы больше стараться. Ради этой цели я кроме YouTube-канала веду тикток.
Другая цель скорее про взрослых. Я хочу показать, что не все учителя готовы поступиться с принципами, заняться, к примеру, вбросами и отказаться от критики. Под некоторыми видео люди писали: «А вас там заставляют голосовать?». Мне грустно, что учителей воспринимают как людей с промытыми мозгами.
Классных, думающих педагогов очень много, и мне важно показать, что они есть, просто в большинстве случаев остаются в тени
Ученики к моему увлечению относились отлично, просили фотографии: «Андрей Григорьевич, давайте сфоткаемся! Потом станете известным, а у нас будет фото». Отвечал им, что их бы слова да Богу в уши: чем больше людей будет смотреть мои видео, тем лучше. Мне ведь кажется, что я стараюсь делать что-то адекватное, хочу быть полезным. И надеюсь, что делаю это не впустую.
Когда я снял первое видео про стихотворения, администрация моей школы сказала: «У вас есть время урока, вот там об этом всем и говорите». Но почему я не могу дать эту информацию детям, если она будет им полезна? Для меня такая претензия удивительна: я ведь не нажиться хочу, не популярность у детей получить, а сделать что-то хорошее. Когда же сами дети на уроке хотели перевести тему на блог, узнать, когда новое видео, я останавливал их: «Стоп! Все темы вне урока мы обсуждаем на перемене».
Негатива было не очень много, но он был ярким и насыщенным. Некоторые коллеги, наоборот, говорили, что я здорово снимаю, а кто-то мне сказал так: «Видел ваш ролик, ничего нового вы там не рассказали. Я такой же могу снять». Я подумал: «Снимайте сами, так ведь только лучше». Мне стоило немалых усилий объяснить, что нажиться на YouTube или TikTok я тоже не могу, потому что денег эти платформы мне не платят.
Началось лето, казалось, все затихло. Я работал в школе при санатории, где учил детей как педагог в течение года, а затем выходил на работу в июле как воспитатель, но по сути тоже вел уроки. Мне должны были переподписать контракт в августе, но этого не произошло. Работы я лишился, но желаю коллегам добра и всего самого хорошего. Может быть, однажды они смогут принять мою позицию.
Я не хочу уделять своему блогу все время, он — не мое главное дело. Куда важнее для меня работать с детьми, и поэтому прямо сейчас я устраиваюсь в новую школу.