Стептроник бмв что такое
💥Ручной режим АКПП Steptronic🏎 Или когда за рулём весело🌪🙈
В профилактических целях разбирал IVM (Модуль распределителя тока), чтобы полюбопытствовать насчёт его внутренней начинки.
На некоторых кузовах (e65 e66), слышал и читал, была проблема с этим модулем — из-за дефектов, связанных с некачественной пайкой, машины теряли свой характер и превращались в овощей. Вариант с заменой модуля на новый более-менее успешно мог быть заменен перепайкой контактов на старом модуле.
Про такую проблему на е83 я не слышал и в интернетах не читал, но свой модуль решил воочию пощупать.
Вообще, блок Ооочень важный, значение его переоценить невозможно. Этакий подкапотный ганглий — нервный узел, к которому сходятся множество узлов автомобиля.
Здесь и реле электронного блока двигателя, и вальветроника, и форсунок, и реле фонарей заднего хода, АКПП, шины и т.д. и т.п.
Да и на схемах WDS выглядит очень конкретно
Хотя, это, даже, и не электронный блок управления, а просто плата с реле, но его исправность, в целом, и состояние элементов, в частности — это важные составляющие того, чтобы автомобиль функционировал так, как рассчитывал производитель.
В общем, в целях профилактики и простого любопытства я его достал, поразглядывал и отдал на перепайку, обнаружив парочку каких-то несимпатичных контактов.
*Люблю при оказии прикупить какой-нибудь блок за дёшево и в отличном состоянии. В прошлом году так купил дроссельную заслонку за 1500 руб. с Z4 с пробегом 70000. Тут вот за 1500 купил IVM с какого-то японского распила. В общем, для запаса прочности второй IVM у меня имеется. Состояние его потрохов (по-крайней мере, визуально) лучше родного.
Но, т.к. ошибок никаких в системе нет, то я просто перепаял родной и вернул его на место.
IVM превентивно обслужен. Галочка. ✅😎
Ну раз уж IVM снят, то я, вспомнив одну из своих прошлогодних нереализованных задумок🕵️♂️, вооружился распечатками схем и протянул парочку проводов в салон.
*Хорошо, когда под рукой несколько коробок проводки — можно подобрать, как носки, под настроение😁
Небо голубое, солнышко светит — вот и проводка в цвет🎨
Сразу небольшой лайфхак для тех, кому захочется протянуть провод в салон — ну там для камеры переднего вида или ещё для чего.
Взять что-нибудь длинное и тонкое — в моем случае это шпилька и аккуратно вставить её в отсек управляющей электроники. Выйдет она аккурат через отверстие рядом с вентилятором отсека этой самой управляющей электроники. Прицепить на конце проводку и вытянуть под капотом обратно.
Как ниточка за иголочкой.
Разобрать машину, конечно, и дурак сможет, чё уж тут скрывать, а элегантность в непростом деле самостоятельного ремонта, обслуживания и дооснащения, никогда не повредит😆
Два хитрых проводочка в салон протянуты, под капотом все делы завершены.
Самое сложное позади. Впереди — только веселье!😄
Но перед этим немного занудной фигни со схемами.
Год назад, дооснастившись системой обогрева рулевого колеса — тут, я подумывал о том, какие же ещё рули можно поставить в кузов е83 без извратов.
Ключевым моментом здесь был Комутационный центр в рулевой колонке с номером 61 31 8 379 091 (61318379091).
То самое контактное кольцо, замена которого требуется для дооснащения обогревом руля.
Логика такая: должны подойти все рули от всех кузовов, которые комплектовались таким же контактным кольцом.
А именно следующие кузова: 3 e46, 5 e39, 7 e38, X3 e83, X5 e53, Z4 e85, Z4 e86.
Самые красивые рули из этого ассортимента — это М-руль от e83 и жирные рули от Z4.
М-руль E83 выглядит вот так — тут.
Но самый крутой руль — это индивидуальный руль от Z4. Пример можно посмотреть вот — тут.
Самое главное, что на нем есть подрулевые переключатели скоростей.
Их-то я и хотел.
Но тут есть дилемма. Подрулевые переключатели подключаются в тот же самый дополнительный разъём, что и обогрев руля.
На фото ниже М-руль от Z4 с лепестками, который я хотел купить. На нём виден бордовый разъём, знакомый всем, кто сам делал обогрев руля с таким контактным кольцом.
Либо лепестки, либо обогрев. Tertium non datur.🤷♂️
Обогрева я лишаться не планировал, поэтому как-то тема с этими рулями с лепестками заглохла в прошлом году.
*Ещё есть SMG-рули от M3 e46, но мне они визуально не очень — их даже не рассматривал.
Тема-то хоть и заглохла, но электрические схемы и описание функционала я изучил.
В описании функции для Z4 почему-то картинка переключателя АКПП от X3😎
Схемы подключения и функционирования Steptronic’а для Z4 и X3 отличаются только проводкой под лепестки, которая подключается через разъём обогрева руля.
Эти два провода, которые я выше протянул из-под капота в салон — это проводка для сигналов повышения и понижения скорости в ручном режиме.
ESG_DOWN и EGS_UP.
Дальше — все примитивно до невозможности.
Замыкаем контакт ESG_DOWN на массу — имеем понижение скорости.
Замыкаем контакт EGS_UP на массу — имеем повышение скорости.
*и никаких дополнительных сопротивлений — резисторов и т.п. В этом-то и была для меня вся прелесть. Никаких паяльников и походов в радиомагазины😎
Дополнительно, конечно, убедился, что контакты на переключателе АКПП прозваниваются с моей новой проводкой, чтобы исключить даже минимальную вероятность неправильного подключения.
Оставалось решить 1 вопрос: а где же взять кнопки для переключения скоростей? Лепестков-то нет.
Первым в голову пришла мысль зайти в яндекс: сюда
Взять 2 маленькие кнопочки и куда-нибудь за руль их расположить. Например, в отверстия под винты крепления. Но это потребует отказаться от обогрева. Хм. Так себе затея.🤔👎
*Хотя сама мысль с чем-то маленьким и невидимым обычным глазом, с чем-то что даёт какой-то новый необычный эффект машине, мне нравится. Это у меня, в принципе, дальше и получится.
Второй вариант — более радикальный. Купить штатные съемные лепестки от F или G серии и вкорячить их в руль, нештатно изуродовав его перед этим. Но у меня рука не поднимется резать свой крутейший М-руль. Он — монолит. В рулях следующих серий задние накладки съемные — можно без проблем пожертвовать парой экземпляров этого пластика и прорезать в них дыры под лепестки. Но в моём М-руле такое сделать не получится. Затея отпадает.👎 *Даже, если бы было и не жалко руль, то жертвовать контактами под обогрев ради лепестков — тоже такой себе вариант.
Остаётся только импровизация.🕺😎
🔝Мой крутейший мегаизврат!😎😆😁🤪
На подрулевых переключателях — слева и справа есть 2 кнопки Борткомпьютер слева и Интенсивный режим омывателя фар справа (от е53).
На них-то я и повесил переключение скоростей!🤩
Слева — понижение скорости ➖.
Справа — повышение скорости ➕.
Единственный минус — ручное переключение начинает работать только при переключении селектора в спорт-режим.
В режиме D ручное переключение, как на других машинах, не работает. В Е83 это не было предусмотрено, поэтому коробка и не понимает эту ситуацию — вроде, режим D, а сигнал ручного переключения почему-то поступает🤔. Хм, никак руки колхозников до BMW добрались?😁 Коробка в стоке это игнорирует.
Но зато когда селектор переходит в режим SD, то ручное переключение «с руля» (ну почти с руля) работает на отлично!😎🤩👍💪
Дергать селектор правой рукой на скорости не удобно и раньше просто включал SD, если хотелось ехать повеселее. Поэтому общее впечатление от ручного режима Steptronic всегда укладывалось в 2 слова: «фигня — побаловаться«.
Но с удобным переключением Steptronic — одно удовольствие. По-крайней мере, для меня лично, потому что всегда любил покататься на мотоцикле, где от переключения скоростей и сопутствующих этому эффектов подхвата, торможения двигателем я кайфую как ребенок.
Веселье что надо, особенно, если есть где разогнаться и порулить.👍
Вот тут на фотке обозначил, где именно расположены эти переключатели.
Раскрыт дополнительный, неиспользуемый ранее, потенциал и запас бодрости моего любимого ведра!
Удовольствие за рулём: +2️⃣✅
👍👍👍👍
Запчасти
BMW X3 2008, двигатель бензиновый 2.5 л., 218 л. с., полный привод, автоматическая коробка передач — электроника
Машины в продаже
Комментарии 15
В конце статьи ссылка на продолжение — я там схемы рисовал, куда какой провод и какие пины.🙂 Я там как раз от переключателя режимов АКПП проводку тянул.
В режиме SD текущую скорость не показывает на е83 (в стоке). В ручном режиме показывает М1, М2 и т.д.
так а если приборка показывает м1, м2, м3, … значит на нее приходит сигнал о повышении или понижении передачи… я это к чему может можно подключиться к жгуту приборке?
А какой именно дроссель с z4 подходит на е83? У меня 2008 3.0 is
Корпус дроссельной заслонки 13 54 7 556 118 (13547556118)
Применяемость: 1′ E81 1′ E82 1′ E87 LCI 1′ E88 3′ E90 3′ E90 LCI 3′ E91 3′ E91 LCI 3′ E92 3′ E92 LCI 3′ E93 3′ E93 LCI 5′ E60 LCI 5′ E61 LCI 5′ F10 5′ F11 5′ F18 5′ F18 LCI 6′ E63 LCI 6′ E64 LCI 7′ F01 7′ F01 LCI 7′ F02 7′ F02 LCI X1 E84 X3 E83 LCI X3 F25 X5 E70 Z4 E89
Юрий, ваш БЖ как интересная фантастика))) С удовольствием читаю! Многое хочется повторить, многое просто вызывает восхищение! Но вот в данном случае — идея 10 баллов, а конечная реализация сомнительное удовольствие… И потом по замыслу автоинженерофф лепестки вращаются с рулем, а в эти кнопки попасть надо еще. Почему бы не сделать накладку-кольцо снизу, чтобы не резать руль, а лепестки напечатать.
И как будто я пропустил момент — куда ушел функционал кнопки БК?
Спасибо за оценку!🙏😀🤝 Очень приятно!
Про «сомнительно удовольствие» — это вы зря🙂 Я получил несомненное удовольствие как на этапе подготовки и доработки, так и на трассе👍
Про то, что кнопки не вращаются вместе с рулём — это, конечно, первое, что меня смущало. Как оказалось, на 80% зря.
Недавно видел такое на какой-то новой японской машине и подумал — что за бред — лепестки не на руле, а торчат из подрулевой колонки.
Но по факту, когда угол поворота более менее вменяемый и руки не вывернуты на 180 градусов, с этим кнопками проблем не возникло ни разу. Даже, несмотря на их размер.
Всё-таки, при перестроениях, обгонах и во многих поворотах, угол руля небольшой.
И небольшая тень «неканоничного» способа реализации никак не перекрывает тот перфоманс, который появился с этими кнопками.
Тем более, на треке гонять не собирался😁
Функционал кнопки БК никуда не ушел. Он остался, я просто эту кнопку отключил. Я ей пользуюсь только для просмотра расхода. Но всё это есть на мониторе.
При небольших манипуляциях (минут 10-15-20 по времени) функционал БК можно оставить — в режиме D кнопка будет работать по старому, а в режиме SD — будет понижать скорость. Даже, паять ничего не надо.
Но я так хотел погоняться с ручным переключением, что такими мелочами как кнопка БК и проблематичность ручного переключения при вывороте руля на этапе первой реализации даже не задумывался.
Это, можно сказать, бета-версия😄😎, которая на 90% решает поставленную задачу ручного переключения на машине, где это не было предусмотрено. А детали, конечно, можно шлифануть👍
16. Steptronic — давайте обсудим?
По утрам выезжая со стоянки, дабы не ощущать этого «тупления» автомата в режиме D (поднимает обороты высоко и потом резко переключает), перехожу на режим M и втыкаю передачи собственноручно на низких оборотах.
Собственно назревает вопрос: не вредно ли это для коробки, переходить в режим M на не прогретой АКПП? Если нормально, то как быть зимой? Можно ли так-же ее эксплуатировать?
Далее, после возни с тросом переключения передач (кстати буду благодарен, если кто-нибудь подкинет его номер детали) между N и D расстояние минимально, драйв конечно не включается, но все-таки поначалу опасавшись этого, был успокоен ребятами из сервиса, которые сказали, что на этим коробках можно включать N на скорости, собственно и между D-N-D рычаг ходит свободно и без кнопки (однажды нечаянно рукой дернул и реально включилась N на скорости, без каких либо усилий и без посторонних звуков), собственно ничего страшного не произошло-бы все-равно.
Опять-же вопрос: правы ли ребята из сервиса? Действительно на этих коробках на спуске можно втыкать нейтральную и катится в целях экономии топлива? Если так, то для этого и сделан процес D-N-D?
Раз уж заговорили об экономии топлива, то интересен вопрос опять-же ручного (M) режима стептроника. Можно ли на нем передвигаться постоянно? То есть по городу ползу в пробке, тыркаю сам передачи, разгоняюсь, тыркаю сам передачи. Или этот режим не расчитан на длительную езду?
Зачем нужно тыркать передачи на «автомате»? Вспоминая свою Тойотку с МКПП скажу, что прочитав однажды в интернете пост про экономную езду был приятно удивлен, что при переключениях на 2х тыс. оборотов не происходит экономии, а наоборот, а вот при переключении на 4х тыс. оборотах экономия на лицо. Собственно начал так ездить и реально понял, что машинка стала кушать меньше, а приятным дополнением всегда была хорошая тяга в любой момент. Единственное НО в этом всем было, что машинка начинала кушать масло при такой езде, но опять-же, там была проблема с кольцами.
Вот я и задумался о езде и переключениях по такому-же типу, может оно поможет сэкономить?
Интересны любые мнения по этому поводу.
И наконец последний вопрос: зачем на стептронике ручник? Пытался ради интереса пустить машину боком с его помощью, ничего конечно не вышло, но интерес был.
Знакомство с SPTronic
Не так давно на рынке появилась система управления бензиновым двигателем SPTronic. Давай те попробуем разобраться:
— Что представляет из себя система управления двигателем SPTronic?
— Что нужно что бы начать работать с блоками управления SPTronic?
И так, SPTuner — это аппаратно программный комплекс созданный для онлайн настройки современных автомобилей оборудованных электронной дроссельной заслонкой, CAN и LIN шинами связи. Аппаратно блоки имеют несколько модификаций, что позволяет использовать их без вмешательство в проводку большинства автомобилей семейства ВАЗ, а так же многих других автомобилей Российского и зарубежного производства. Более подробная информация указана на сайте производителя sptronic
Для начала работы, прежде всего, нужно понять из чего же состоит комплекс, что потребуется приобретать для возможности самостоятельной настройки и что вам понадобится если вы конечный пользователь.
Начнем с последнего вопроса.
Если у вас есть автомобиль и вы нуждаетесь в настройке, то ничего приобретать вам не нужно. Первое и единственное что нужно сделать, желательно еще до того момента как вы начнете модернизировать свой автомобиль) это найти «настройщика». Человека, который сможет заставить работать то, что вы воплотите в металле. Он же может дать вам рекомендации о том какие ограничения (чаще всего касается ваших желаний) существуют. И что не удастся запустить как бы вы не старались. Запомните, нет плохих или хороших блоков управления, есть люди, которые могут или не могут их настроить. Так же есть технические возможности систем управления двигателем которыми и обусловлено применение того или иного ЭБУ в конкретном проекте. Говоря простым языком. Найдите специалиста, в своем регионе (это очень важно) и опишите задачи (лучше всего на этапе планирования). Если ваш настройщик работает с другой системой управления и не видит для себя дальнейших перспектив работы с SPTroic, вам вряд ли удастся заставить его выполнить эту работу хорошо. Это сложный аппаратно программный комплекс требующий серьезного подхода к его изучению. Купить и по быстрому настроить — не получится.
Если все же вы решились на этот шаг, то нужно понимать что же конкретно вам понадобится для работы.
Мы живем не в Америке по этому я не буду начинать с того, что вам потребуется Ноутбук, электричество что бы зарядить его аккумулятор и т.д… Это само собой разумеющиеся вещи. Скажу больше, я подразумеваю, что вы уже занимаетесь настройкой и у вас есть как необходимые базовые знания, так и часть универсального оборудования которое необходимо для настройки (например контроллер широкополосного датчика кислорода). Если это так, то продолжим.
Для работы вам потребуется:
1 Программное обеспечение SPTuner (которое вы установите на Ноутбук, который у вас уже есть). Стоимость, на момент публикования данного материала 10 500 руб. Это, собственно говоря, сам редактор и загрузчик в одном флаконе. Это не свободно распространяемый продукт, а следовательно вам потребуется прочитать пункт номер два.
2 Ключ к ПО SPTuner (устройство защиты). Тут есть два варианта. Если вы пользуетесь продукцией SMSsoft, то наверняка имеете в своем распоряжении ключ к ПО STPro. В этом случае вы можете запросить активацию лицензии к ПО SPTuner на этот ключ. Второй вариант (как мне кажется наиболее оптимальный) купить еще один ключ для SPTuner. Тут есть два плюса. Во первых вы сможете одновременно пользоваться сразу двумя программами и у вас будет возможность просматриваю калибровки в STPro делать нечто подобное в SPTuner не перезапуская программы — это очень удобно. И второе. Ключ для SPTuner «короткий» едва торчит из USB разъема и отломить его значительно сложнее, чем длинный ключ от STPro. А учитывая то в каких условия иногда приходится работать 1500 руб. (стоимость отдельного ключа) не такие большие деньги.
И так, у нас есть ПО SPTuner и ключ. Этого достаточно для того что бы запустить SPTuner что называется «на столе» и ознакомится с ПО. Для этого мы переходим на сайт производителя в раздел загрузки и скачиваем «Скачать SPTuner v2.22» (актуально на момент публикации). Перед установкой вам необходимо ознакомится с инструкцией к ПО (я лично никогда этого не делаю/, но в данном случае придется прочитать хотя бы пункт про активацию лицензии) не забудьте скачать ее по ссылке www.sptronic.ru/files/SPTronic_M8_Manual.pdf. И далее (в зависимости от задач) скачиваете описание и примеры микропрограммы для того ЭБУ корый вам необходим. Тут мы подошли к пункту три нашего списка. (примечание ПО SPTuner не продается без блока управления, то-есть чтобы купить софт, вам потребуется сразу купить и хотя бы один блок).
3 Электронный блок управления двигателем — ЭБУ. На момент публикации выпускаются четыре варианта блока которые, главным образом, отличаются разъемами через которые блок подключается к проводке вашего автомобиля.
а) SPTronic M4 (имеет разъем аналогичный блокам М74) устанавливается на автомобили ВАЗ Калина, Гранта.
б) SPTronic М5 (разъем аналогичен блокам Bosch 17.9.7) И может использоваться в автомобилях не только ВАЗ, ГАЗ и т.п. но и в в иномарках (некоторых, нужно смотреть спецификацию) с четырех цилиндровыми моторами. Я на таком блоке делал Хундай Гетс. В него был установлен мотор с двухлитровой Элантры, вместо штатного 1.4 Блок был установлен и настроен без какого бы то ни было вмешательства в штатную проводку. Все датчики и исполнительные механизмы тоже остались «родные».
в) SPTronic М6 — семейство LADA Vesta, LADA XRAY. Тут думаю комментарии излишни.
г) SPTronic М8. По сути это верх иерархической цепочки блоков SPTronic. И да, он имеет две модификации. SPTronic М8F — расширенная по своей функциональности модель. Имеет как дополнительные входы (аналоговые так и цифровые) так и выходы. В модификации M8F блок способен управлять двигателем до 8-ми цилиндров с индивидуальными каналами зажигания и форсунок. В отличии от блока М8 в М8F задействован второй (маленький) разъем.
В настоящее время на базе SPTronic (сторонними «лицами») изготавливаются P&P версии ЭБУ для установки в автомобили с разъемами отличающимися от выше упомянутых. SPTronic INSIDE так сказать.
Благо лицензионное соглашение не запрещает мне этого делать. В настоящее время реализована версия блока для «Маркообразных» с двигателем 1JZ-GTE VVT-I. Это лайт версия предназначенная в основном для «СВАПа». Она не поддерживает управление штатной ДЗ, в ней нет шины связи климатом автомобиля и т.д. Так же блок предназначен только для автомобилей с МКПП. В планах было к сезону сделать управление и АКПП, но судя по тому как развиваются события мы явно не успеваем. Но все что вам нужно для того что бы полноценно настроить ваш JZ с МКПП на SPTronic это:
Заменить или доработать штатный дроссель под «тросик». (возможно установить любой современный элетронный дроссель, на мой взгляд более предпочтительный вариант).
Заменить MAF на МАP и добавить lатчик температуры воздуха. Переделка проводки для этих манипуляций только в подкапотном пространстве и под силу любому.
Блок поддерживает управление зажиганием через штатный коммутатор (возможно сделать прямое управление катушками и сделать не DIS а COP (обсуждается при заказе блока). Так же реализован аппаратный обработчик датчика положения распределительного вала VR to Hall. Вам не придется мудрить с заменой штатного. Обрезать два лишних зуба на РВ тоже не нужно, блок программно обрабатывает такой вариант синхронизации. Да, забыл. Вам не придется перекоммутировать ГР. Как известно в этих автомобилях оно управляется плюсом, в блоке это предусмотрено. Что же в итоге. Вы получаете блок который с минимальными доработками управляет 1JZ-GTE VVT-I. Причем система VVT-I работает как положено, а не ВКЛ.-ВЫКЛ.
Ладно, мы отвлеклись. Для того что бы установить все это в автомобиль и заставить работать вам потребуется четвертый пункт.
4 Кабель связи ПК и автомобиля — DiaLink. Все работает по CAN шине, но не спешите. Заменить DiaLink на другой адаптер у вас не получится. Это часть системы защиты и все будет работать только с ним. Так что придется приобрести и его. Хотя у многих пользователей продукции SMSsof он уже конечно же есть. Стоимость DiaLink 8000 рублей.
Вот такой набор необходим для работы с автомобилем. Многие пишут, что у других производителей софт бесплатный. Да, я согласен, но почему то никто не обращает внимания на стоимость тех блоков управления. Нет ничего бесплатного в этом мире. Даже доставка с АлиЭкспресс уже включена в стоимость товара. По этому, приобретая один раз ПО вы избавляете своих клиентов от необходимости оплачивать то, что им совсем не нужно.
Подведем итог:
Начало работы с SPTronic самая затратная часть. После завершения работ с автомобилем клиент уезжает с блоком SPTronic (перезаписать софт в штатный ЭБУ невозможно). У вас остается ПО, ключ защиты, DiaLink. Для дальнейших работ вам потребуется приобрести блок управления (необходима выбрать из списка в зависимости от задачи), который опять же останется на автомобиле клиента.
Дорого это или приемлемо — решать вам. Но не стоит надеяться, что появится альтернативный вариант с бесплатным ПО и возможностью писать в блоки клиента то что вы откатали.
Все что написано выше — мое личное мнение основанное на моем понимании работы комплекса SPTronic и может отличаться от мнения производителя. Как не исключено и то, что я в принципе заблуждаюсь в каких то вопросах. Так что не долбите тех поддержку ссылаясь на написанное выше. Это всего лишь информация для размышления и принятия взвешенного решения.
Да прибудет с вами «жирная» искра.