Степфордская жена что это значит
Степфордские жёны (роман)
«Степфордские жёны» (англ. The Stepford Wives ) — название фантастического триллера 1972 года, написанного известным писателем Айрой Левином.
Содержание
Сюжет
Джоанна Эберхарт переезжает вместе со своим мужем и двумя детьми в идиллический городок Степфорд. Там каждая домохозяйка — идеальная мать и жена, горничная и любовница в одном лице. Сначала Джоанну сбивает с толку озабоченность местных женщин обустройством семейного быта, их несговорчивость и нежелание идти на контакты, но познакомившись с Бобби Марковиц — неряшливой и естественной женщиной, Джоанна понимает, что с этим городом что-то неладное.
И пока жёны проводят дни и вечера у плиты, доводя условия быта до совершенства, мужья Степфорда каждый вечер проводят в таинственной Мужской Ассоциации. Каково же удивление Джоанны, когда из старых газет она узнаёт, что раньше в Степфорде была Женская Ассоциация, а большая часть местных домохозяек были её активистами с феминистическими взглядами. Когда, наконец, изменения затрагивают и Бобби, ставшую сдержанной и утончённой леди, Джоанна решает, что нужно срочно переезжать из Степфорда, пока она сама не изменилась до неузнаваемости.
Экранизации
Роман дважды экранизировался в Голливуде — первая версия вышла в 1975 году, а в 2004 году была снята комедийная версия романа с Николь Кидман в главной роли.
Кроме того, успех книги и экранизации 1975 года, породил 3 теле- и видеопродолжения, сюжет которых основывался на идее оригинального романа.
Российские издания издания
Существует несколько изданий романа в России:
Фразеологизм
Из-за популярности романа, словосочетание «степфордская жена» стало нарицательным — так говорят о женщине, которая стремится стать идеальной домохозяйкой, ставя интересы семьи превыше своих. Чаще всего, противопоставляется идеям феминизма. Название города Степфорд также стало нарицательным. Чаще всего степфордом называют место (или отсылаются, говоря о конкретной ситуации), в котором творится что-то странное, а люди ведут себя загадочно, неестественно. [1]
«Стэпфордские жёны» / «The Stepford Wives»
У стэпфордских жён есть один большой секрет, большой настолько, что уже несколько десятилетий полмира знает, в чём он заключается. Пусть это не станет ни для кого сюрпризом, но они – роботы. Милейшие существа, заботливые матери, старательные домохозяйки, страстные любовницы, всегда безотказные и во всём безупречные, одним словом, идеальные жёны, но роботы. И не то чтобы на все сто процентов, но в значительной степени, значительной настолько, что к каждой идеальной стэпфордской супруге прилагается пульт дистанционного управления, позволяющий сделать её совсем уж совершенной, например, поставить на паузу или отключить вовсе.
Вот в этот очаровательный карамельно-кукольный городок, населённый барбиобразными дамочками и их ущербными на вид (только ли) мужьями, и приезжают Уолтер и Джоанна Эберхарт. Она – настоящая манхэттенская карьеристка, взбалмошная стерва, лишившаяся работы на телевидении за излишнюю жесткость, он – не вполне полноценный довесок к сильной половине. В Стэпфорд они переехали с тем, чтобы вывести Джоанну из кризиса, а заодно и спасти семью. Вскоре они обнаруживают, что с живыми людьми в этом городе туго, только вот их реакция на сделанные здесь открытия отнюдь не одинакова.
Дальнейшее развитие сюжета пересказывать не имеет смысла. Впрочем, и так понятно (тем, кому это изначально неизвестно), что всё сведётся к вопросу: превратится ли героиня Николь Кидман в блондинку-киборга, отрывающуюся от уборки, чистки, стирки, готовки и прочих домашних дел лишь для того, чтобы ублажить безоглядно любимого супруга. В блондинку она, конечно же, превратится и будет в этом цвете чудо как хороша (собственно, как и в любом другом), а вот что касается всего остального – это ещё надо посмотреть.
Помимо миссис Эберхарт, оживлять атмосферу стэпфордской идиллии призвана ещё парочка забавных персонажей: колоритный гей, в виртуозном исполнении Роджера Барта, и сумасбродная еврейка-писательница, живущая в своё удовольствие и имеющая мужа, давно и прочно поселившегося в районе её каблука. Играет эту сногсшибательную литераторшу неподражаемая Бэтт Мидлер, у которой давно не было столь яркой – пусть и не главной – роли, Бобби Мирковиц в её исполнении – это, бесспорно, лучший комедийный образ фильма. Только представьте себе Мидлер с оленьими рожками на голове или её же с золотистыми локонами – только ради этого стоит посмотреть «Стэпфордских жён».
Впрочем, лишь немногим уступает ей Гленн Клоуз, играющая миссис Веллингтон – супругу лидера мужчин Стэпфорда. А вот актёры-мужчины смотрятся на фоне своих партнёрш весьма блекло (за исключением, естественно, Барта), даже Кристофер Уокен (в роли респектабельного и слегка демонического Майка Веллингтона) на полкорпуса уступает Кидман и Клоуз, не говоря уже о Мидлер. Но такой дисбаланс является, скорее всего, одной из составляющих режиссёрского замысла, ведь даже рядовые стэпфордские жёны производят куда как большее впечатление, нежели их мужья, выглядящие, как нашкодившие пацанята.
Стэпфордские мужчины предстают сплошь дурнями и рохлями, на которых свалилось неслыханное и совершенно незаслуженное счастье в лице их жён – исключительно сексбомб. Складывается ощущение, что режиссёру с волшебной фамилией просто-напросто стыдно, вот только за что? Может, вообще, за то, что он – мужчина, и у него член, и это при нынешней заокеанской политкорректности и равноправности даже не удивляет. А может Фрэнк Оз, представляя стэпфордских мужей слабаками, не способными ни превзойти своих жён, ни смириться с их превосходством, пытается искупить вину (мнимую или действительную) за свою мечту.
Мечту, которая в глубине души или на самой её поверхности живёт в каждом (или почти каждом) мужчине, – получать от жизни удовольствие, состоя в браке именно с такой – стэпфордской женой. Но, как говорится, мечтать не вредно, но при этом и не стыдно, особенно если мечта достойна всяческого понимания и уважения. Хотя, на мой взгляд, рядом с таким чудовищем со скуки можно помереть. Вот пара слов об одной из «моралей», сокрытых в данной поучительной комедии. При желании можно обнаружить ещё пару-тройку, но изложение главной из них потребует раскрыть финал, а это будет не совсем корректно по отношению к тем, кто с историей не знаком.
Тот факт, что «Стэпфордские жёны» – это, прежде всего, комедия, сомнению не подлежит. Такой выбор жанра обусловлен целым рядом причин, начать хотя бы с того, что Фрэнк Оз – неплохой комедиограф. Кроме того, нет особого смысла снимать фантастический или мистический триллер, а роман Левина и экранизация Брайана Форбса 1975 года – это именно фантастические триллеры. Это было бы не слишком разумно как раз потому, что история всем очень и очень хорошо известна, и даже само словосочетание «стэпфордские жёны» в Соединённых Штатах уже обрело нарицательное значение.
Безусловно, в фильме присутствуют и элементы триллера, но ровно столько, чтобы поддерживать зрителя в тонусе. Есть здесь и чуток фантастики (без неё просто никак), и капелька мелодрамы – всего понемножку, но всё-таки речь о комедии. Поучительной, местами романтической, слегка суховатой, даже схематичной – тот редкий случай, когда десяток-полтора лишних минут ничуть не повредили бы картине, как не повредило бы и некоторое количество здорового (или не очень) цинизма.
Что мужчины на самом деле думают о степфордских женах
Книга «Захватывающая женственность» была опубликована Хелен Анделин в 1963 году. Но сама Хелен ничего не придумывала – просто скомпилировала советы о том, как быть хорошей женой, из брошюрок 1920-30-х годов. За 50 лет советы эти не особо поменялись – в любом дамском руководстве сейчас рекомендуют примерно то же самое.
Этот мануал использовался женщинами по-разному – одни учились по нему быть идеальными женами, другие сжигали на костре и предавали Хелен анафеме за то, что она превращает женщин в безвольных кукол. Мужчины же вообще не удостаивали его вниманием, пока журналист и психолог Клинт Эдвардс, вполне счастливый муж и отец, не прочитал творение Хелен и не высказался по поводу основных положений. Нелицеприятно высказался. Потому что эти советы унижают порой не только женщин, но и мужчин, а Клинту обидно!
«Не пытайся его изменить»
Ха-ха три раза. Вы должны пытаться изменить его. Изменения – это важно и необходимо. Не меняются только статуи. Работа мужа и жены – поддерживать друг друга, когда изменения идут в правильную сторону, и приводить в чувство, если перемены какие-то стремные. Ему придется измениться потому, что вы станете жить вместе, делить бюджет, воспитывать детей. Если перемены пугают вас, то брак – это вообще не ваша история.
«Не демонстрируй безразличие к его идеям и не критикуй их»
Стоп. Если идеи мужские, то мужику требуется 100% поддержка – я правильно понял? Или она имеет в виду, что я недостаточно уверен в себе и трезв, чтобы воспринять критику? Мне больно это говорить, но наличие яиц не делает все идеи человека превосходными.
Может, посыл в том, чтобы симулировать живой интерес к моим делам? Нет, опять какая-то чушь. Моя жена интересуется кучей вещей, которые мне по барабану, и наоборот. Мы два разных человека, и нормально, что у нас не все общее – в том числе и идеи, и представления о том, что круто, а что фигня.
Я б переформулировал: «Поддерживайте друг друга во всех положительных устремлениях». Вот это уже имеет смысл.
«Не пытайся превзойти его в чисто мужских делах»
О боже, нет! Нет, черт возьми! Нет! Если тебе охота заняться драг-рейсингом, побороться с медведем или вступить в клан ниндзя – вперед! Если твоему мужу этот факт наступает на самооценку – ну что ж, ему придется как-то с этим разобраться. Потому что не должен бы он ему ни на что наступать. Нет никаких чисто мужских дел, есть только люди, у которых есть способности к чему-либо и люди, у которых их нет.
«Не позволяй посторонним делам слишком уж отвлекать тебя от хозяйства»
Место женщины на кухне? Да вы откройте глаза уже, парни! Послушайте, в 2013 40% всех семей с маленькими детьми живут на деньги, которые зарабатывает женщина. В этих семьях она или единственный, или основной источник дохода (Это данные по США, а как у нас, сама можешь представить. – прим. Pics.ru). Если жена оторвется от сковородок и пойдет учиться и работать, семейный бюджет от этого только выиграет.
“Не будьте слишком требовательными”
К черту. Иди за мечтой, позволяй мечте меняться и работай вместе с партнером над их исполнением.
“Не перечьте ему”
Мужик запростио может нести чепуху. Будешь с улыбкой смотреть, как он принимает тупое решение и марширует в пропасть или все же спасешь его?
“Восхищайся его мужественностью”
Комплименты все любят, что уж. Но почему сразу мужественностью? Это, типа, такая священная штука? Много чем еще можно восхититься друг в друге. Умением печь плюшки, что ли. Лишь бы искренне.
«Признайте, что он превосходит вас и по силе, и по способностям»
Ой, нет, не надо. Давайте лучше дополнять друг друга и по силам, и по способностям, и понимать, что тут нет боссов и подчиненных – член там или не член. Договорились?
«Будьте богиней домашнего очага»
Ну-ну, расскажите потом, сработало ли. Никто ни с кем не говорит, никто никем не интересуется, всем на всех плевать, зато суп всегда на плите и на полу ни пылинки.
«Уважайте право мужа руководить вами и детьми»
Притормозите. Любой, у кого есть дети, знает, что 50% времени именно они управляют всеми. В оставшиеся 50% постарайтесь лучше сотрудничать, толку будет куда больше.
Степфордская жена что это значит
Модератор: beauty admin
Степфордские жены или путеводитель хорошей жены
Путеводитель хорошей жены
Сегодня подобные «добрые советы» для домохозяек вызывают бурю негодования и возмущения у женщин и вздохи сожаления украдкой у мужчин. Они воспринимаются как унижающие достоинство женщин, призывающие их пренебречь своими интересами, эмоциональными потребностями и желаниями в пользу мужа. Но можно откинуть эмоции и посмотреть ещё раз на это руководство не как на инструкцию, а как на ценный опыт, который позволит нам, современным женщинам, понять, насколько изменилось наше положение в семье и обществе за 50 лет и прочувствовать и оценить наши завоевания и победы в мире, где правят мужчины.
Housekeeping Monthly, 1954
Подготовьтесь к встрече мужа с работы заранее.
• Ужин всегда должен быть готов к его возвращению. Даже если это произойдет ночью, его должна ждать вкусная горячая еда. Это способ показать, что вы думаете о нем и заботитесь о его потребностях.
• Подготовься себя. Сделайте 15-минутный отдых перед его приходом. Поправьте макияж, повяжите ленту в волосы. Вы должны выглядеть свежей, а не замученной. Он и так провел целый день в эмоциональном напряжении среди уставших и утомленных работой людей.
• Вы должны быть весёлой и интересной ему всегда. Поднимите ему настроение после, возможно, скучного трудового дня. Он нуждается в этом, и обеспечить это — ваша обязанность.
• Уберите беспорядок. Непосредственно перед приходом мужа сделайте последний обход дома, смахните пыль, уберите школьные тетради, игрушки, бумаги и прочее со стола.
• В холодное время года зажгите свет и огонь. Ваш муж будет чувствовать, что он достиг тихой гавани покоя и порядка, и вы почувствуете подъем тоже. В конце концов, забота о его комфорте и старание угодить ему дадут вам огромное личное удовлетворение.
• Подготовьте детей. Вымойте им руки и лицо. Переоденьте в чистую одежду, причешите волосы, если это необходимо. Минимизируйте шум к моменту его прихода. Выключите все бытовые приборы и попросите детей помолчать.
• Будьте счастливы видеть его.
• Приветствуйте его теплой улыбкой и проявите искренность в своем желании угодить мужу. Выслушайте его. Вы можете иметь десяток важных вещей, которые хотите сказать ему, но момент прихода его с работы — не лучшее время для этого.
• Пусть выскажется первый — помните, его темы для разговора являются более важными, чем ваши.
• Не встречайте его жалобами и проблемами.
• Не жалуйтесь, если он опаздывает на обед и даже если отсутствует всю ночь. Это мелочи по сравнению с тем, что он, возможно, пережил на работе.
• Сделайте вечер для него. Не обижайтесь, если он приходит домой поздно или идет ужинать и развлекаться в другое место без вас. Все же попытайтесь понять его мир, в котором много напряжения и давления. Он очень нуждается в уютном доме и отдыхе.
• Ваша цель — стараться сделать ваш дом местом мира, порядка и спокойствия, где ваш муж может отдохнуть и восстановить свои телесные и душевные силы. Устройте его удобно. Усадите в удобное кресло или уложите в спальне. Подложите подушки и снимите с него обувь. Подайте прохладный или теплый напиток, приготовленный специально для него. Говорите низким, спокойным, приятным голосом. Не критикуйте его действия или суждения. Помните, он хозяин дома. Вы не имеете права его расспрашивать. Хорошая жена всегда знает свое место.
На первый взгляд, это руководство делает из женщины не просто хорошую жену, а рабыню, единственной целью и обязанностью которой есть желание угодить мужу. Но если откинуть оскорбительно-указательную форму, то разве любящая женщина не ведёт себя именно так? Притом, надо учитывать, что рассчитаны эти правила на действительно домохозяйку, а не работающую женщину, прибегающую домой за 15 минут до прихода мужа с работы с продуктовой сумкой в руках и детьми подмышкой. И что большинство женщин и вовсе не нуждаются в руководствах, потому что устанавливают правила для себя сами, с которыми муж соглашается и принимает их или не соглашается и уходит. Или они вместе, без помощи женских журналов, распределяют между собой обязанности, не забывая о правах.
Скорее всего, в таких пособиях нуждаются жены, которые изо дня в день встречают мужа в неприбранном доме, в неопрятной одежде, с хмурым выражением лица, а то и с криком и упреками в загубленной молодости, которую она потратила «обслуживая» его. А после 20 лет такого «мученичества» они плачут в трубку подругам, искренне не понимая, почему муж вдруг ушёл.
Вот что сказала одна из читательниц, домохозяйка Лена: «Поймала себя на мысли, что я сама как раз делаю практически всё то, что здесь было перечислено:
— и ужин к приходу мужа готовлю (или разогреваю, потому что если он возвращается после поздних рейсов, то это уже 22.00, и мы с дочерью уже давно поели);
— и дома в день его возвращения из командировок делаю генеральную уборку. Уж раз или два в месяц дня можно всё надраить до блеска;
— и встречаю его «радостным щебетом»; знаю, как его расслабляет дом, когда он приходит весь измочаленный после 24-х (!) взлётов и посадок в течение четырёх дней. Всё-таки не у каждого мужчины такая тяжелая работа.
Я вижу, как он устало шутит и тяжело опускается на диван перед тарелкой с горячим ужином… И я готова сделать для него всё, что только в состоянии: и ботинки снять (хотя с этим делом он, конечно, и сам справляется), и массаж сделать (и делаю периодически). И мне вся эта забота, которой я его окружаю, доставляет огромное удовольствие! Я знаю, что всё это он очень ценит. Знаю, потому что он об этом сам мне часто говорит. Разве это плохо?»
Конечно, мы можем поднять высоко над своей головой флаг феминизма и обдать холодным презрением женщин, живущих по правилам, устанавливаемым мужчинами, а можем просто порадоваться, что мы живем не в Америке 50-х и можем себе позволить вообще не встречать мужа с работы. Не готовить ужин, а купить сосисок и пельменей и уставшим голосом попросить сварить их. Говорить ему все что вздумается и когда придет в голову, хоть среди ночи, чтобы вдруг не забыть. Носить дома спортивные штаны и старые футболки. Занимать диван первой и томно просить чай с пирожными, даже если их в данный момент в холодильнике нет.
Просить купить тампоны по дороге. Отлучать от тела за любую провинность, таскать с собой по магазинам вместе с тележкой или вместо. Сажать мужа на диету с собой за компанию. Оставаться ночевать у подружки, не давая её телефон, проверять его почтовый ящик, «случайно» перепутав со своим. Забегать к нему на работу среди дня за поцелуем, просить отвезти маму на дачу в разгар футбольного сезона, забрать её с дачи во время полуфинала. Ничего не понимать в компьютерах, но уверенно пользоваться им и рассчитывать на его помощь всегда. И, в конце концов, мы можем вообще не выходить замуж, не отказывая себе при этом в сексе и детях. И нас за это, или несмотря на это, ЛЮБЯТ и замуж берут!
Сегодня женщина может быть как угодно свободной, прогрессивной, образованной и успешной, а мужчина все равно будет хотеть, чтобы его жена была ну хоть чуть-чуть такой вот… «степфордской». Всегда.
«The Stepford Wives» / «Степфордские жены» (2004)
Год: 2004 Мировая премьера: 06.06.2004 Фильм-фантазия «Степфордские жены» — уже не первая экранизация одноименного скандального романа Айры Левина. Первый фильм, снятый Брайаном Форбсом в 1975 году, получил три телевизионных продолжения — «Месть степфордских жен», «Степфордские дети» и завершающие логическую цепочку «Степфордские мужья». Тим Бартон, изначально заинтересовавшийся проектом, предпочел ему собственную «Крупную рыбу». Создание «Степфордских жен» не стали откладывать в долгий ящик и доверили Фрэнку Озу. Режиссер принялся за работу с удалью, дав волю шовинистическому стебу и самоцитированию. На первое нам подают Николь Кидман и Мэтью Бродерика в роли супругов, на второе — Гленн Клоуз и Кристофера Уокена в тех же ипостасях, а на десерт — Бетт Мидлер, перманентно находящуюся в образе Мадам Брошкиной.
Николь Кидман здесь выступает в роли успешной эмансипе-карьеристки. Страсть к смене образов засела крепко — Кидман уже далеко не рыжеволосая бестия. В начале фильма она отдаленно напоминает Алису Фрейндлих в роли эпохальной «Просто Мымры», а в конце становится миловидной блондинкой, словно перекочевавшей в кино из последнего ролика «Шанели № 5», в котором Кидман недавно снялась за символическую сумму в 5 миллионов долларов. Нынешний успех Кидман как актрисы, а не как половинки звездной пары, не может не радовать общественность. Недавние роли в таких хитах, как «Другие» и «Часы», мощный пиар — все это, конечно, замечательно. Кидман снялась у Триера в «Догвиле», доказав Голливуду, что не им единым будет сыт ее поклонник. Но, кажется, Кидман-актриса устала удивлять. Во всяком случае, в «Степфордских женах» она не показала ничего нового. Уволенная с телевидения после провального финала реалити-шоу, героиня Кидман с мужем и детьми переезжает в сахарный Степфорд. Городишко вылизан до блеска, его жители все как один приторно улыбаются и занимаются угодными обществу делами. Особенно странными кажутся местные жены, чей круг интересов ограничен кухней и косметическими процедурами.
Беженцев с Манхэттена с умилением принимают в некое городское сообщество: муж отправляется в клан супругов, а Кидман — в женский орден. Тут-то все и начинается. Героиня вместе с двумя наиболее адекватными из жителей города, а именно — гротескной Мидлер в роли саркастической писательницы, живущей по заветам Рабле, и «классическим» гомосексуалистом в пестрых одеяниях от Версаче — начинает расследование. Героям вскоре откроется страшная тайна. Айра Левин написал свой роман сразу после развода с женой, что, видимо, и послужило толчком к созданию образа степфордской жены. Сегодня это имя нарицательное. Между прочим, Левин знаменит главным образом другим своим романом — «Ребенок Розмари». И в «Степфордских женах» есть место триллеру. Все жены оказываются не просто женщинами, а ужасными киборгами, причем пульты дистанционного управления напоминают не то кость, не то вибратор. Насчет последнего шутит героиня Мидлер в середине фильма, после чего следует еще несколько неплохих шуток на тему новых идолов гомоэротоманов — Орландо Блума и Вигго Мортенсена. Но к финалу шутки испаряются и начинается суровая правда. Исчадием ада, конечно, оказывается героиня Клоуз. Потерпев неудачу со сто вторым далматинцем, Клоуз в «Степфордских женах» принимается за святое — Кристофера Уокена. В самом конце ко всеобщему ужасу выясняется, что и он не кто иной как робот. В запале супружеской любви Кидман, защищая мужа-тюфяка, нечаянно срубает Уокену голову. После чего следует полный хэппи-энд по всем канонам жанра черной комедии: Кидман восстанавливают на работе, Мидлер пишет бестселлер под названием «Дождись, когда уснет, и кастрируй», а в Степфорде все встает на свои места, и мужья безропотно закупают продукты в супермаркетах.
«Степфордские жены» сделаны легко и непринужденно, но изюминки этому фильму не хватает. При всем обаянии хороших актеров, композиторском мастерстве Дэвида Арнольда, написавшего великолепный саундтрек в стиле фильмов-ретро, и относительно незатянутом действе (фильм длится всего 83 минуты), остается осадок скуки. Секрет раскрыт уже на первых кадрах, а тем, кто смотрел оригинальную версию фильма, вариант 2004 года покажется куда менее органичным. Ретро-стилизациями зритель нынче избалован. А комедии, по большому счету, не получилось: несмотря на старания Кидман, ее экранный тандем с Бродериком получился скорее жалостливым, чем забавным. Гротескный образ мужа-подкаблучника — удачная находка для Голливуда, но не для нас с вами, ностальгирующих по «Муля, не нервируй меня!».
Но не только недосягаемые образцы советского кинематографа вспоминаются при просмотре «Степфордских жен». Николь Кидман играла «проблемную» жену и в последнем фильме Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами». Есть и сюжетные сближения: зажиточные американские семьи, дорогие апартаменты, тайна, фрейдистская подоплека. Только в «Степфордских женах» получился бурлеск, а Кубрик пытался философствовать. Но все же «Степфордских жен» можно и нужно смотреть, чтобы радоваться за Тима Бартона, которого в очередной раз не подвела интуиция, и с теплом вспоминать отечественную рекламу стирального порошка — пусть героини этих роликов и не обладают параметрами дамочек Степфорда.
|