Степень принятия решения что такое
Принятие решений: этапы, методы, ошибки
Каждый день мы принимаем десятки решений, начиная от самых простых (во сколько встать, что приготовить на завтрак и завтракать ли вообще) и до самых сложных (как развивать проект, кого назначить ответственным и как получить финансирование). Часто от того или иного решения очень многое зависит. Особенно если речь идет о бизнесе — ведь здесь очень много заинтересованных сторон и различных рисков. В таких случаях важно соблюдать определенные правила принятия решения. В этой статье мы расскажем об этапах принятия решения, методах принятия решений и ошибках, которые возникают в процессе принятия решений.
Принятие решения — это выбор лучшего варианта из двух и более возможных с помощью определенных правил.
Эти правила заключаются в соблюдении последовательности этапов принятия решения. Всего их пять, один из которых (контроль реализации) является сквозным — т.е. он появляется и на всех остальных этапах. Рассмотрим их подробнее.
1. Определение и формулировка проблемы.
Принятие решения начинается тогда, когда вы понимаете, что текущая ситуация вас не устраивает и ее невозможно изменить с помощью тех средств, знаний и опыта, которые на сегодняшний день имеются в Вашем распоряжении. Как правило, при этом Вы еще и испытываете негативные эмоции.
Для того чтобы перейти к процессу принятия решения, необходимо сформулировать проблему. При этом обычно проблемы описывают с негативной стороны, указывая, что именно не устраивает или препятствует реализации планов.
Например, «не могу выучить второй язык. Не получается, не успеваю и т.д.».
2. Формулировка желаемого решения.
Чтобы поставить цель и сформулировать задачу, необходимо определить желаемый результат. Для этого нужно описать желаемое решение, которое реализуется при максимально благоприятных обстоятельствах и отсутствии помех и препятствий. Это идеальное решение будет служить источником критериев для принятия решения. Критерий — это ответ на вопрос: «по какому признаку я узнаю, что проблема решена?».
Например, решение выучить второй язык до разговорного уровня. Критерий – смогу общаться с носителем этого языка в отпуске летом 2013 года.
3. Определение условий и ограничений.
После того как сформулировано желание, необходимо определиться, на что ориентироваться: в соответствии с какими ценностями, нормами и правилами Вы будете принимать решение.
Например, для одной организации ценностью и нормой может быть совместное принятие и обсуждение решений руководством и топ-менеджерами, а в другой единоличное принятие решение руководителем и его беспрекословное исполнение сотрудниками. Здесь нужно и можно учитывать ценности, правила и нормы, разделяемые как организацией, так и непосредственно лицами, принимающими решение.
Кроме того, любое решение подразумевает приобретения и потери. Поэтому необходимо оценить возможные приобретения и потери в случае реализации принятого решения.
Например, ценности и нормы: знание второго языка сегодня выгодно подчеркивает мои преимущества перед работодателями, знание второго языка поощряется в нашей организации. Приобретения — конкурентное преимущество, возможность общения с носителями языка и. т. д. Потери — временные затраты и финансовые затраты на обучение.
4. Формулировка задач.
Залог выбора наилучшего решения — наличие четко сформулированной цели и критериев требуемого результата. Поэтому на следующем этапе нужно сформулировать окончательную задачу (желаемое решение) с учетом всех условий и ограничений в конкретных и реализуемых показателях.
Например, цель — выучить второй язык до разговорного уровня, чтобы иметь возможность читать и писать простые фразы, общаться с носителями языка. Задачи: посетить курсы по изучению языка, заниматься самостоятельно 2 раза в неделю по полчаса.
5. Контроль и реализация.
Этот этап является сквозным и заключается в том, чтобы постоянно проверять, совпадают ли текущее состояние дел и образ цели. Особенно важно отслеживать это соответствие при выделении критериев реализации принятого решения и определении времени для контроля за реализацией решения. Также необходимо помнить, что одна из ведущих компетенций руководителя — способность вовремя переходить от выбора к действию.
Например, отслеживание, как продвигается обучение второму языку — посещаете ли вы занятия, есть ли задуманные успехи, успеваете ли вы выучить его к задуманному сроку. При этом важно будет не затягивать с выбором школы обучения и времени начала обучения.
Способы принятия решения
Наиболее распространённой классификацией способов принятия решения является деление их на рациональные решения; решения, основанные на суждениях и интуитивные решения.
Рациональные решения — это то, в котором мы стараемся проанализировать и учесть все факторы, которые могут в итоге оказать влияние на принятие решение. Например, принимая решение о покупке нового компьютера в офис, мы просчитываем бюджет, реакцию руководства, пытаемся обосновать необходимость покупки компьютера, вычисляем степень выгоды и окупаемости покупки, степень радости и удовлетворения от нее.
Решение, основанное на суждениях, это выбор, который мы делаем, руководствуясь знаниями и прошлым опытом. Например, в данном случае, приняв решение о покупке компьютера, нам нужно определиться с выбором его марки. И здесь мы обычно вспоминаем, с какими марками компьютера мы уже работали, какие нам понравились и какие производители хорошо себя зарекомендовали на рынке.
А интуитивные решения мы принимаем только на основе прошлого опыта. Причем, мы можем пропускать некоторые этапы принятия решения или не полностью их соблюдать. Например, «Компания N презентовала себя лучше, но, кажется, лучше заключить договор на поставку компьютеров с компанией M — в них что-то есть».
Существует множество специально разработанных стратегий принятия решений. Наиболее распространенные — это стратегии, основанные на специальных методах поиска и анализа информации (SWOT-анализ, диаграмма Парето, схема Исикава) и стратегии, основанные на приемах упрощения процесса решения (гирлянды ассоциаций, мозговой штурм, синектика).
Наиболее популярные методы принятия решений
SWOT-analysis представляет собой создание матрицы для систематизации информации об объектах и явлениях по категориям:
— Strengths, то есть сильные стороны;
— Weaknesses, то есть слабые стороны;
— Opportunities, то есть возможности;
— Threats, то есть угрозы.
В результате получается наглядная матрица, которая позволяет увидеть основные характеристики проблемной ситуации. Используя полученную информацию, можно провести анализ соответствующих решений и сделать выбор. Важно помнить, что сильные стороны находятся во взаимосвязи с возможностями, а не с угрозами.
Диаграмма Парето — это инструмент, который позволяет определить проблемные зоны и распределить усилия по степени оптимальной очередности для их решения.
Диаграмма Парето бывает двух видов:
1) по результатам деятельности — применяется для выявления главных проблем;
2) по причинам — используется для выявления основных причин возникающих проблем.
Этапы построения диаграммы
1. Формулировка проблемы.
2. Создание перечня причин (факторов), которые создают наибольшие трудности и их ранжирование.
3. Подсчет суммы числа появлений каждой причины за установленный промежуток времени.
4. Формирование таблицы, где данные располагаются в порядке убывания значимости.
5. Перенос данных в систему координат. На оси абсцисс откладывают рассматриваемые факторы, а на оси ординат — величину вклада факторов в решение проблемы.
6. Создание диаграммы с соответствующими каждому отдельному фактору (причине возникновения проблемы) столбиками (уменьшение высоты столбиков происходит слева направо).
7. Анализ диаграммы.
Схема Исикава («причинно-следственная диаграмма» или «рыбий скелет») — это схематичное изображение основных характеристик проблемы.
Изображение начинается со сформулированной и кратко обозначенной проблемы. От нее выстраивается «хребет» диаграммы: горизонтальная линия с ответвлениями — группами факторов, влияющих на возникновение проблемы. В свою очередь для каждой группы факторов обычно указывается 2-3 приводящие к проблеме причины (то есть, факторы 2 уровня). Это повторяется до указания причин базового уровня. Но, как правило, 3-4 уровня достаточно. В итоге каждый параметр оценивается по двум критериям:
A. Локус контроля:
0 — таково устройство мира;
1 — устройство системы;
2 — ответственность решателя (лица принимающего решение).
B. Доля / степень влияния на проблему.
Обычно диаграмма Исикавы составляется группой, часто с использованием метода мозгового штурма.
Мозговой штурм (брейнсторминг) — это метод стимулирования творческой активности с помощью специальных правил обсуждения.
Этот метод предполагает структуру участников, состоящую из ведущего, минимум 6-ти генераторов и 2-х секретарей, задача которых делать тщательные записи по ходу процесса. Цель — найти как можно больше решений. Все идеи и способы решения задач независимо от их реалистичности формируются в список (чем больше количество идей, тем больше вероятность того, что среди них найдется необходимое решение).
Основное правило — отсутствие критики. Время фазы генерации идей около 10-20 минут. Анализ происходит на следующих этапах. Обычно в начале анализа происходит распределение идей по трем группам: невозможные; банальные; возможные и оригинальные.
После сбора идей необходимо внимательно проанализировать каждое решение на поиск рационального «зерна» с учетом существующих ограничений и целей.
Метод ассоциаций и аналогий подразумевает создание альтернатив решений через попытку изменить данные условия.
Для решения задачи формулируется ассоциация с этой задачей. Далее необходимо придумать новую ассоциацию, но уже не на саму задачу, а на первую ассоциацию. Таким образом придумывается ряд последовательных ассоциаций с последующим анализом полученных идей. Может использоваться следующая схема:
1) Формулировка темы.
2) Выделение ключевого слова.
3) 5 ассоциативных слов с ключевым словом (КС);
4) 5 глаголов на каждое ассоциативное слово (всего 25 глаголов);
5) 5 прилагательных на каждое ассоциативное слово (всего 25 прилагательных);
6) 50 словосочетаний = КС + 25 глаголов + 25 прилагательных.
Анализ проводится в контексте проблемы с разделением идей, как в предыдущем случае, на 3 группы: невозможное, банальное, оригинальное. Важно постараться найти в каждой идее что-то рациональное и полезное.
Ошибки при принятии решений
В основе большинства ошибок лежат неверно принятые решения. Как правило, выделяют две группы факторов, влияющих на принятие решения: внутренние и внешние.
Внутренние: это факторы, связанные с личностью лица, принимающего решение. Это особенности восприятия и переработки информации, особенности личности, ценности и мотивация.
Например, сюда можно отнести принятие очевидного решения, принятие решения на основе ожидаемой информации, на основе прошлого опыта, принятие рискованного решения, оттягивание принятия решения, переоценка важности информации, переоценка вложенного времени и ресурсов в принятие решения.
Внешние: это факторы, связанные сусловиями принятия решения(например, ограниченность времени)и влиянием других людей.
Здесь можно отметить такие эффекты, как феномен взаимного обмена (принятие решения, обусловленное чувством долга), присутствие зрителей, ограниченность времени, влияние статуса, воздействие рекламы, зависимость от решения других лиц.
В отдельную группу стоит выделить ошибки, связанные с недостаточностью контроля реализации при принятии решения — это неправильно осуществленное целеполагание, выделение критериев достижения цели и сроков.
Для предотвращения ошибок в процессе принятии решения необходимо использовать следующие меры:
— Корректное и тщательное целеполагание и выделение критериев принятия решения.
— Тщательный сбор и анализ информации, условий принятия решения.
— Соблюдение этапов принятия решения.
— Выбор способов и методов принятия решения, адекватных поставленным срокам.
— Использование специальных методов и стратегий принятия решений.
— Контроль реализации принятого решения на всех этапах принятия решения.
— Адекватное распределение функций, обязанностей и ответственности, при участии нескольких лиц в принятии решения.
5 стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, смирение
Многие из нас скептически относятся к переменам. Мы со страхом принимаем известия об изменении оплаты труда, планируемых сокращениях штата и тем более увольнениях, не можем пережить расставания, измены, тревожно воспринимаем неожиданный диагноз на плановом осмотре. Фаза эмоций у каждого человека разнится. Начальным проявлением защитных функций организма является отрицание: «со мной не могло такого случиться», потом еще ряд промежуточных состояний и уже в конце приходит осознание – «нужно учиться жить по-другому». В статье я подробно расскажу о 5 стадиях или главных этапах принятия неизбежных проблем по Шнурову – отрицание, гнев, торги (осмысление), депрессия и смирение, а также объясню, как это все связано с психологией.
Кризис: первая реакция и возможность преодоления
У каждого может возникнуть период, когда неприятности, как снег, навалились одновременно. Если они решаемы, человеку достаточно взять себя в руки, выработать стратегию действий и, следуя ей, вывести существование на приемлемый уровень. Однако есть варианты, когда от нас ничего не зависит – при любых обстоятельствах мы будем страдать, нервничать и переживать.
В психологии такой период называется кризисом, отнестись к нему следует с особым вниманием. Во-первых, чтобы не задержаться в стадии глубокой депрессии, которая мешает строить счастливое будущее, а во-вторых, чтобы извлечь урок из проблемы.
На одну и ту же ситуацию каждая личность реагирует по-разному. Прежде всего это зависит от типа воспитания, статуса, внутреннего стержня. Несмотря на разность индивидуумов, все же существует формула 5 ступеней принятия неизбежного, которая подходит для всех людей. Она помогает выйти из кризисных трудностей самостоятельно.
Историческая справка
Элизабет Кюблер-Росс – американка со швейцарскими корнями, психолог, литератор и основоположница концепции первой психологической помощи «обреченным» и умирающим. Она углубленно исследовала околосмертные переживания и выпустила книгу, которая так и называется – «О смерти и умирании». Печатное издание в 1969 году разлетелось по всей Америке и стало бестселлером. Именно в этом произведении доктор заговорила о ступенях восприятия беды (пяти этапах принятия непоправимого или неизбежного). Примечательно то, что методика применялась только в случае обнаружения у пациента смертельного недуга. Специалисты подготавливали его к неминуемой гибели.
5 стадий: как принять боль утраты
Уже через пять лет врачи-психиатры на практике доказали эффективность теории, как части комплекса мер по выходу из стрессовой ситуации и кризиса. Уже более 50 лет классификация пользуется большим успехом. Согласно исследованиям, при возникновении проблемы личность погружается в последовательно идущие степени принятия неизбежного:
На каждый период приходится около 2 месяцев. Если один из них затянется или выпадет из списка – лечение не даст желаемых результатов. Человек будет сломлен и не сможет возвратиться к прежнему образу жизни. Из-за этого каждый промежуток времени стоит рассмотреть детальнее.
Существует классификация, где есть семь стадий принятия неизбежного: шок, отрицание, сделка, вина, гнев, депрессия и осмысление, также перечень может состоять и из 4 этапов преодоления проблемы – отвержение, торг, апатия, смирение.
Первая реакция личности – это непонимание происходящего, далее – следует ряд различных по сложности и длине периодов, в которых проявляются разные стороны реагирования на реальность. И только в конце после долгих мучений, угрызений совести, агрессии или замкнутости приходит осознание того, что ничего поменять уже не выйдет.
Первая стадия: признак отторжения и отрицания
Чаще всего неприятное известие сопровождается шоком. Личность не способна адекватно оценить то, что происходит, стараясь отстраниться от проблемы и наотрез отказываясь признать ее наличие.
Когда у пациента обнаруживается тяжелое заболевание, на первом этапе он начинает записываться на прием к разным врачам, не жалея средств и времени и надеясь, что изначально произошла ошибка и диагноз не подтвердится. Те, кто отчаялся, кидаются на поиски гадалок, экстрасенсов, соглашаются на методы нетрадиционной медицины, уходят в монастыри. Вместе с отрицанием приходит и страх. Ведь раньше человек не задумывался о быстрой кончине и ее последствиях. Негатив полностью захватывает сознание личности.
Когда неприятность не связана с недугами, индивид пытается показать окружающим, что ничего плохого не случилось, не делится тревогами с близкими, закрывается внутри себя.
Вторая стадия: гнев
Через время человек осознает то, что проблема есть, она относится к нему и является весьма серьезной. 1 стадия отрицания заканчивается и наступает 2 – гнев. Этот период протекания кризиса является одним из наиболее тяжелых. Больной старается выплескивать негатив и раздражение на здоровых и вполне счастливых знакомых, родных. Его настроение может меняться и сопровождаться истериками, слезами, молчанием или, наоборот, криками. Есть и та часть пациентов, которые все силы прилагают на то, чтобы скрыть свой гнев. Это забирает у них массу энергии и мешает быстро и наименее болезненно завершить второй этап.
Вы замечали, как многие, столкнувшись лицом к лицу с горем, начинают жаловаться на судьбу, которая так строга к ним. Они считают, что все вокруг его не понимают, ведут себя неуважительно, не проявляют сострадания и не оказывают помощи. Эта политика лишь усиливает гневные всплески.
Третья стадия – торги
После гнева и психически нездоровых выпадов в сторону близких, персона приходит к умозаключению, что все трудности скоро закончатся. Она начинает предпринимать программу для возвращения существования в прежнее жизненное русло. Если это касается разрыва отношений, человек активизирует попытки найти общий язык с партнером – постоянные звонки, частый поток сообщений, шантаж детьми, здоровьем и другими немаловажными вещами. Каждая попытка договориться заканчивается криками, слезами, скандалом.
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Часто в подобном состоянии люди приходят в церковь, стараясь вымолить прощение, здоровье или иной положительный исход ситуации. Одновременно или отдельно от таких выпадов пристальное внимание человек обращает на все признаки судьбы, приметы. Он будто ведет торги с высшими силами, пытаясь распознать посланные знаки. Человек ходит к колдунам, читает гороскопы, астрологические прогнозы.
Что касается больных – в это время они начинают терять силы, много находиться в медицинских учреждениях. Они больше не сопротивляются происходящему. Когда три стадии принятия непоправимого и неизбежного проходят: первая – отрицание и отторжение, вторая – гнев, последняя – смирение и осмысление, наступает полная апатия или по-научному – депрессивный синдром.
Четвертый этап – депрессия: самая затяжная фаза
Это один из самых опасных периодов. Чтобы выйти из угнетенного состояния, потребуется сильная поддержка близких, а иногда и помощь специалиста. Статистика показывает, что в это время у 70% пациентов возникают мысли о суициде, а 15% из них пытаются воплотить эту страшную задумку.
Депрессия четко проявляется в полнейших разочарованиях, своей беспомощности и невозможности повлиять на ситуацию и хоть как-то решить проблему. Личность не желает ни с кем общаться, есть, пить и все свободные минуты проводит в одиночестве.
При этом настроение может меняться несколько раз в день от подъемов до полной апатии. Однако без этой стадии путь к осознанию невозможен. Именно депрессивный синдром считается основой к тому, чтобы распрощаться с ситуацией. Не все так просто – на этом этапе многие задерживаются слишком долго, переживая свое горе десятилетиями, не позволяя себе стать абсолютно свободными и счастливыми. В этом случае помощь психотерапевта просто необходима.
Если вы понимаете, что погрязли в депрессивной фазе или подобная ситуация произошла у ваших близких, записывайтесь на мою консультацию. Я помогу вам справиться с нависшими неприятностями. Успешно пройдя четыре стадии принятия неизбежного – вас ждет последняя, завершающая.
Пятая фаза
Чтобы жизнь вновь обрела смысл, заиграла яркими красками, чтобы вы смогли полноценно наслаждаться праздниками, событиями, видеть позитив в происходящем, обращать внимание на прекрасное, на заботу и любовь близких – любой кризис нужно преодолеть. Проблему, на которую вы никак не можете повлиять, следует отпустить. Пятая – завершающая фаза принятия неизбежного, к которой человек идет от полного отрицания до разумного осмысления.
Больные уже настолько истощены, что смерти ждут как избавления от страданий. Они анализируют все хорошее, что успели нажить и то, что осуществить не смогли, они просят у родных прощения. Каждая последующая прожитая минута воспринимается как подарок. Наступает умиротворение, о котором часто говорят родные пациента.
Если стресс имеет связь с утратой или другими трагическими происшествиями, в первую очередь человек должен избавиться от последствий проблемы и только потом «переболеть» ей. Сколько будет длится данный период – не может предугадать никто. Часто, пережив сильный стресс, личность полностью меняется, отказывается от былого окружения, деятельности, смотрит на жизнь под другим углом и покоряет новые горизонты, о которых ранее даже не подозревала.
Пример прохождения этапов
Возьмем за основу стандартную ситуацию в офисе. Если говорить об изменениях в работе предприятия, на котором трудится человек, первое, что ему приходит на ум: «Кому нужны такие перемены?»; «Кому станет легче от таких манипуляций?».
№1 – отрицание
Личность не участвует в рассуждениях на эту тему либо яро пытается доказать бессмысленность действий руководства. Она начинает спустя рукава выполнять новые требования, не ходить на собрания, посвященные данной тематике, показывать свое безразличие, не воспринимать нового начальника.
Что делать, чтобы не допустить разлада в системе? Руководству потребуется максимально подробно, используя различные каналы коммуникаций, довести до сотрудников необходимость перемен, дать людям время на их осознание, стимулировать их участие в новых вопросах.
№2 – гнев
Человека пугают не столько перемены, сколько потери или ущерб, которые придется испытать: «Это несправедливо!»; «Теперь мне нельзя задерживаться, обедать дольше положенного, использовать в личных целях рабочий телефон»; «Мою премию урежут».
Сотрудники начинают жаловаться, причитать, критиковать, вместо того, чтобы сосредоточить энергию на своих рабочих местах. Они раздражаются, цепляются и выискивают недостатки сложившейся ситуации, чтобы наглядно доказать свою правоту.
Что делать? Выслушайте претензии коллектива не перебивая. Предложите альтернативы возмещения потерь: курсы, обучение, свободный график, придумайте поощрения, не поддерживайте саботаж, но и не проявляйте агрессию.
№3 – торг
Это попытка заключить сделку с нынешним руководством. К примеру: если я стану работать сутками, перевыполнять план, я не попаду под предстоящее сокращение? Эта стадия – признак того, что коллеги стали смотреть в будущее. У них все еще есть страхи, но они уже идут на разговор, готовы менять привычный устав.
Что делать? Стимулировать, помочь взглянуть на перспективы и новые возможности, не браковать идеи, показывать ценность каждого работника.
№4 – депрессия
Когда предыдущий этап привел к негативному исходу, у людей формируется неуверенность в себе, состояние подавленности, разочарование в будущем. В компании царит апатия, учащаются больничные, отсутствия на рабочем месте, опоздания. Сотрудники не понимают, зачем им это нужно, с ужасом думают, где искать новое место работы, что предпринять дальше.
Что делать? Признайте существующие сложности, устраняйте страхи и нерешительность, подбадривайте рабочих, спускайтесь в цеха к мастерам, пусть видят ваше участие. Покажите свою вовлеченность в проекты.
№5 – принятие
Это необязательно полное согласие со стороны работников. Они просто осознают, что сопротивление оказывать бессмысленно, начинают оценивать перспективы, варианты. Твердят, что готовы работать. Это может произойти уже после кратковременных успехов, небольшой премии или похвалы. Большая часть коллектива уже готова обучаться, тянуть отстающих, отдавать свои силы на развитие.
Что делать? Награждать за успехи, ставить задачи, подкреплять новые поведенческие манеры, показывать наглядно, какие преимущества новой программы приносят плоды.
Конечно, не все складывается так, как в теории. Не всегда люди последовательно проходят все эти временные промежутки. Кто-то переступает через 6 или 7 стадий принятия непоправимого и неизбежного, кто-то справляется быстрее и останавливается всего на 3 – отрицание, осмысление и смирение. Многие не хотят воспринимать ситуацию под другим углом и увольняются. Любой опытный руководитель знаком с эмоциональной динамикой и реакцией команды на нововведения. Если такие ситуации не редкость для компании, стоит разработать постоянный действующий механизм по нахождению компромиссов и выходу из тупика.
Заключение
Каждая личность обладает уникальной психикой. Предугадать поведение индивида в стрессовой ситуации невозможно. На идентичное событие в разные жизненные периоды он отреагирует неодинаково. Согласно методике талантливого доктора Э.Росс, существует пять психологических стадий принятия неизбежной проблемы: сначала отрицание, гнев, потом торг, понимание и смирение.
Последние десятилетия авторитетные научные деятели вносят многочисленные правки и дополнения. Свое участие в теории принял даже артист Шнуров, который представил все этапы в привычной для фанатов шуточной манере. Однако не стоит забывать, что выход из кризиса – серьезное препятствие на пути к счастливому будущему. Категорически нельзя зацикливаться на утрате или переживаниях, думать о суициде или донимать близких своим горем. Если самостоятельно справиться с проблемой у вас не получается, запишитесь на мою консультацию.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.