Стартрек что это такое
Звёздный путь — что это такое и как его смотреть
По многочисленным просьбам пользователей нашего портала я решил, наконец, написать о сериале «Звёздный путь». Но только не обзор. Потому что делать обзор «Звёздного пути» это всё равно, что делать обзор творчества Стругацких, Лема, Кларка и остальных более-менее крупных писателей фантастов. Начиная с коротеньких скетчей и заканчивая эпическими сагами. От залихватских приключений до философских притч. Иными словами, это будет неподъёмная работа.
Да что там, я даже не знаю как толком начать. С чего? Ну, допустим, с Третьей Мировой войны, закончившейся в 2053 году.
Оставшись на руинах прекрасной планеты, человечество сплотилось где-то я читал нечто подобное и через десять лет стараниями гениального учёного Зефрама Кокрейна получило первый варп-двигатель. Более того, при первом испытании корабля, способного передвигаться со сверхсветовой скоростью, его полёт через Солнечную систему засекли вулканцы. Так в один день люди не только обрели возможность отправиться к далёким звёздам, но и заключили союз, которому в будущем суждено было превратиться в Объединённую Федерацию Планет.
Именно об этом будущем, когда 200 лет спустя корабль Звёздного Флота «Энтерпрайз» будет бороздить космос в поисках иных форм жизни, цивилизаций и…
Стоп! Первый сериал действительно посвящён приключениям экипажа «Энтерпрайза» под командованием капитана Джеймса Кирка. И второй (анимационный) тоже. Плюс несколько полнометражек. Однако уже «Следующее поколение» начинается век спустя. А «Энтерпрайз» (последний на данный момент сериал франшизы) — на 100 лет раньше.
Я бы мог сказать, что сериалы рассказывают о капитанах звёздных кораблей и их командах, но и тут возникает неувязка. Если «Вояджер», посвящённый возвращению домой с другой части галактики одноимённого корабля, ещё подпадает под данное определение, то в «Глубоком Космосе 9» речь идёт о космической станции. И помимо её экипажа под началом командора Бенджамина Сиско там живёт ещё множество гражданских, некоторые из которых являются ключевыми персонажами в сюжете.
И это уже не говоря о путешествиях во времени. Таких сюжетов в «Звёздном пути» немало, и часть действия происходит даже в прошлом. А ведь есть ещё серии про альтернативные вселенные, не говоря уже о книгах, комиксах и играх, где описаны самые разные события, включая «Евгенические Войны» в двадцатом веке.
Поэтому я только ограничусь рекомендацией к просмотру сериалов и фильмов. В них вы найдёте всевозможные идеи из научной фантастики и даже некоторые из ненаучной, в чём нет ничего удивительного. Просто среди их сценаристов были видные писатели фантасты, а так же их последователи, не стеснявшиеся не просто заимствовать, но и качественно перерабатывать идеи (чего только стоит серия «Равновесие страха» про охоту за кораблём-невидимкой). Ну а учитывая отсутствие фантазии у современных фантастов, «Стар трек» ещё долго будет неисчерпаемым источником вдохновения для новых книг и фильмов.
Порядок, в котором лучше смотреть «Звёздный путь» такой.
Звёздный путь: Оригинальный сериал (Stаr Trеk: The Original Series)
Да, это старый сериал. Поэтому сюжеты серий там не слишком закручены, а повествование можно счесть неторопливым, если не сказать скучным. Однако именно там впервые появляются классические персонажи — отважный и немного рисковый капитан Кирк, офицер по науке Спок (ставящий логику превыше всего) и корабельный врач МакКой aka голос совести и сострадания для первых двух.
Также многие расы инопланетян, космические явления и технологии, упомянутые в нем, впоследствии не раз будут фигурировать в новых историях. Если не хотите, просматривая более поздние сериалы, задаваться вопросами о ромуланах, зеркальной вселенной и о том, почему при всех технологиях мало кто покидает нашу галактику, я советую не пропускать серии, даже если они будут не столь щедро наполнены экшеном и юмором, как принято сейчас.
Звёздный путь: Анимационный сериал (Stаr Trеk: The Animated Series)
Продолжение «Оригинального сериала», причём не уступающее ему ни в глубине сюжетов, ни в чём другом (по крайней мере, в первом сезоне). Кроме того, серии здесь в два раза короче (20 минут вместо 40), поэтому и смотрится всё более динамично, даром что сама анимация упрощена.
Заметьте, что лейтенант Сулу создаёт себе в качестве компаньона именно девушку. Так что все утверждения о том, что он гей — это злостные инсинуации Дж.Дж. Абрамса и его последователей.
Полнометражные фильмы с первого по шестой
Эти фильмы также продолжают историю и приключения команды оригинального «Энтерпрайза». Правда, не все они одинаково интересны и глубоки, но тройку фильмов: «Гнев Хана» (угадайте, кто там главный злодей), «В поисках Спока» и «Путешествие домой» — нужно смотреть в обязательном порядке всем любителям космической фантастики. Точка.
На самом деле «Звёздный путь VI: Неоткрытая страна» вышел уже после начала «Следующего поколения» и там даже есть одна отсылка к нему — актёр из сериала играет предка своего персонажа. Но это единственная связь. Так что «Неоткрытую страну» можно смело посмотреть перед тем, как приниматься за «Следующее поколение». Тем более что действие последнего происходит спустя почти целый век.
Звёздный путь: Следующее поколение (Stаr Trеk: The Next Generation)
Сто лет спустя другой экипаж под началом капитана Жана-Люка Пикара на новом «Энтерпрайзе» (модель Enterprise-D) бороздит просторы космоса в поисках новых форм жизни, цивилизаций и приключений на свою голову. Команда героев расширилась, и не только потому, что «Энтерпрайз-Д» стал больше и комфортабельнее своего предшественника, позволив экипажу путешествовать по галактике вместе со своими семьями.
Если в «Оригинальном сериале» персонажи второго плана (главный инженер, рулевой, офицер связи) лишь помогали главному трио по необходимости, то «Следующее поколение» сделало их полноправными героями, а в некоторых сериях даже протагонистами. И каждая такая серия часто не только раскрывала их перед зрителями с новой стороны, но и оказывалась вехой на их жизненном пути.
Да, персонажи по ходу сериала росли, развивались их отношения. События одних серий упоминались, а иногда и имели серьёзные последствия в других. И хотя большинство серий по-прежнему были одиночными историями, благодаря этим связям между персонажами, событиями, а также и отношениями целых рас, «Следующее поколение» стало более целостным и интересным.
Звёздный путь: Глубокий космос 9 (Stаr Trеk: Deep Space 9)
Этот сериал надо начинать смотреть вместе с шестым сезоном «Следующего поколения». Точнее, сразу после двух серий «Цепочка командования» (Chain of Command). Именно в них в пространство Федерации вторгается Кардассианский Союз. Разумеется, захватчиков не только останавливают, но и отбрасывают далеко за их исходные границы, попутно освобождая от кардассианской оккупации планету Бажор.
Чтобы закрепить влияние Федерации, на космическую станцию «Глубокий Космос 9» (бывший концлагерь/комплекс по добыче руды Терок’Нор на орбите Бажора) прибывает командор Бенджамин Сиско. Однако командовать ему будет далеко не так просто, как капитанам звёздных кораблей с вышколенным и примерным экипажем. Его первый офицер, бажорка Кира Нарисс, отнюдь не питает любви к освободителям и подозревает, что Федерация может оказаться не лучше Кардассии. Начальник службы безопасности по имени Одо вообще является каким-то чужеродным созданием, способным менять облик, и никто даже не знает, откуда он взялся. Впрочем, Одо хотя бы честно исполняет свои обязанности по поддержанию порядка (что при Федерации, что при кардассианцах), чего не скажешь о Кварке, владельце местного казино.
Кварк принадлежит к расе ференги, этаких космических торгашей. Причём торгашей в самом худшем смысле этого слова. Они готовы продать что угодно и за что угодно, и плох тот ференги, который не попытается вас при этом облапошить. Хотя бы дважды. Кажется где-то была похожая раса.
Добавьте к этой компании ещё и религиозных фанатиков, которые считают Сиско то ли мессией, то ли еретиком (а всё потому, что он первым нашёл червоточину, ведущую в другой квадрант, и встретился в этой червоточине с Пророками, которым поклоняются бажорцы), а также периодические поползновения Кардассианского Союза, и вы получите примерное представление о проблемах, с которыми придётся сталкиваться «героям» на протяжении первых двух сезонов. Затем появится Доминион и будет уже полный абзац на протяжении ещё пяти.
Звёздный путь: Вояджер (Stаr Trеk Voyager)
Этот сериал по сути преемник «Следующего поколения». Только если «Энтерпрайз» бороздил просторы знакомого людям «Альфа-квадранта», «Вояджер» забрасывает в «Дельта-квадрант», на другой конец галактики. И под командованием капитана Кэтрин Джейнвей экипажу «Вояджера» (а также прибившимся к нему членам военной группировки Маки) предстоит добираться домой.
Сказать по-правде, этот сериал франшизы можно и не смотреть. Да, в нём есть некоторое количество хороших серий, но большинство эпизодов просто эксплуатируют сюжеты из предыдущих сериалов, да ещё и не всегда умело. С персонажами тоже не всё гладко — среди них нет столь же ярких личностей, как капитан Пикар или Кварк. Хотя я не согласен с теми, кто говорит, будто характеры вообще не проработаны. Та же Джейнвей любит потыкаться в какую-нибудь аномалию вовсе не из-за суицидальных наклонностей, а в силу своей прошлой должности офицера по науке.
Обиднее всего за те сюжеты, которые вначале получились неплохо и подразумевали продолжение — мятеж маки (зачинщица которого потом объединилась с расой кейзонов), вторжение в нашу вселенную вида 8472, эксперименты расы кринум над пространственно-временным континуумом, восстание голограмм… Все они имели огромный потенциал, но оказались в итоге слиты бездарными сценаристами. И даже Коллектив Боргов — один из самых серьёзных противников Федерации — их стараниями в «Вояджере» сильно поглупел.
Правда, в «Глубоком космосе 9» и паре полнометражек потом ещё будут отсылки к «Вояджеру». Но стоит ли ради их понимания смотреть всю эту посредственность — решайте сами. Если ответите утвердительно — начинайте смотреть «Вояджер» одновременно с третьим сезоном «Глубокого космоса 9».
Полнометражные фильмы «Следующего поколения»
Всего их четыре. Первый, «Звёздный путь: Поколения», я считаю, стоит смотреть всем, кто посмотрел сериал. Ведь именно там закрываются сюжетные линии сестёр Дюрас и эмоционального чипа для андроида Дэйты, а также раскрывается (вроде бы) секрет способностей барменши Гайнан. Соответственно, если все эти имена ничего вам не говорят, то при просмотре могут возникнуть проблемы (впрочем, моё знакомство со вселенной «Звёздного пути» началось именно с этого фильма). Смотреть фильм надо после просмотра всего сериала «Следующего поколения», но перед или вместе с третьим сезоном «Глубокого космоса 9», если будете смотреть ещё и этот сериал.
Вторая полнометражка, «Звёздный путь: Первый контакт», посвящена первому полёту Зефрама Кокрейна, о котором я писал выше. Команда «Энтерпрайза-Д» оказывается в 2064 году, когда гонится за прыгнувшем в прошлое кораблём боргов. Многим этот фильм нравится гораздо больше предыдущего. Имеет смысл смотреть вместе с пятым сезоном «Глубокого космоса 9».
В третьем фильме, который называется «Звёздный путь: Восстание», Пикар и его команда открывают ни много ни мало фонтан вечной молодости. Причём там ещё возникает противостояние между местными жителями и их [спойлер], за обладание этим чудом. Лично мне фильм понравился. Там есть и драма, и умеренное количество экшена, и глубокий смысл. Правда, из-за несколько раз перерабатывавшегося сценария кому-то может быть трудно всё это разглядеть. Смотреть рекомендуется перед/вместе с седьмым сезоном «Глубокого космоса 9».
Как бы не так! Шинзон убивает ромуланский сенат и заманивает Пикара на спутник Ромула Рем. И, собственно, дальше идёт калька с «Гнева Хана», к сожалению до «Гнева» сильно не дотягивающая (проблемы с режессурой, сценарием, действием, короче, со всем). Смотреть не рекомендуется.
Звёздный путь: Энтерпрайз (Stаr Trеk: Enterprise)
Земля, 2151 год. Человечество в меру своих скромных возможностей ведёт космическую экспансию. И далеко не всем нравится появление в секторе новой расы. Но людей это, конечно же, не останавливает, и вот уже новейший космический корабль «Энтерпрайз» (новейший для того времени, но совсем примитивный по-сравнению с его тёзкой из следующего века) покидает верфи Звёздного Флота.
За 100 лет до событий «Оригинального Сериала» мир далеко не так продвинут не только в технологическом плане, но и в моральном. Вулканцы хоть и союзники, далеко не такие добрые и открытые, Империя Клингонов вообще не считает людей за тех, с кем можно считаться, а о ромуланах и многих других привычных расах человечество вообще пока не знает. Поэтому по ходу дела истории о новых явлениях и исследованиях (к которым корабль почти никак не подготовлен) часто перемежаются сериями про дипломатические переговоры, постепенно ведущие человечество к становлению Объединённой Федерации Планет.
И кто бы что ни говорил, сериал «Энтерпрайз» лучше «Вояджера» хотя бы потому, что более динамичен и сюжетные арки между сериями (интриги вулканцев, темпоральная волна, вторжение зинти в третьем сезоне) проработаны на порядок качественнее. Кроме того, именно в «Энтерпрайзе» вы увидите, как люди собирали первый автоматический переводчик (а что вы думали, что все расы галактики говорят на английском?!) и начали экспериментировать с силовыми полями. А ещё будет раскрыт секрет изменения клингонской внешности.
Единственное, в чём злопыхатели, пожалуй, правы — это проходной финал. Серия «Это путешествия. » действительно сделана весьма посредственно во многих отношениях. Хотя задумка была интересной. Впрочем, рейтинги сериала упали ещё задолго до неё — слишком уж стала высока конкуренция среди шоу про «корабли, бороздящие просторы вселенной». А «Энтерпрайз» при всех его достоинствах не смог стать прорывом для франшизы. Но посмотреть его определённо стоит.
Голливуд в мире Полдня
«Стартрек» (он же «Звездный путь») – это старейшая из до сих пор популярных голливудских космических эпопей. В этом году ему исполняется 50 лет. Однако «Стартрек» уникален не только из-за своего возраста
Чтобы выявить уникальность «Стартрека», нужно бросить взгляд на голливудское (да и все западное) мейнстримное фантастическое кино и осознать один любопытный факт. Голливудские творцы не верят в светлое будущее! Они стоят на страже нынешнего статус-кво. Когда они заглядывают в будущее, они видят либо постапокалиптическую пустыню, либо безжалостный и пугающий мир суперкорпораций или фашистского режима, либо в лучшем случае копию нынешнего Запада, только с более продвинутыми гаджетами и президентом Земли вместо президента США.
У этого факта есть множество объяснений, от идеологических до финансовых (снять постапокалипсис проще, чем «сияющий град на холме»). Но мы не будем в них углубляться. Констатируем лишь, что если вы не считаете современное общество и государство идеальными, то вы не найдете более совершенное мироустройство в западных футуристических фильмах и сериалах. «Не сломалось – не чините!» – призывает публику Голливуд. Однако из этого правила есть знаменитое исключение.
Как вы уже догадались, это «Стартрек». Эпопея Джина Родденберри началась в 1966 году с телесериала «Звездный путь», который продержался в эфире всего три сезона, но стал культовым для миллионов поклонников фантастики. Куда более успешным был выходивший с 1987 по 1994 годы сериал «Звездный путь: Новое поколение», который вдохновил не только несколько продолжений, но и целый ряд других космических шоу, включая знаменитый в России «Вавилон-5».
Кадр из сериала «Звездный путь»
В отличие от западных конкурентов, «Звездный путь» изображал светлое коммунистическое будущее. Конечно, страшное слово «коммунизм» там ни разу не произносилось. Но как еще было назвать футуристическую утопию, где не было денег и влиятельных бизнесменов? Когда в одной из серий «Нового поколения» персонажи сталкивались с финансистом из земного прошлого, они едва ли не смеялись ему в лицо, когда он пытался выяснить, что стало с его акциями. Какие акции? Какие биржи? Какие махинации с деньгами? В мире «Нового поколения» обо всем этом можно было узнать лишь из учебников истории.
Если вы скажете, что Родденберри, вряд ли читавший братьев Стругацких, описал в «Стартреке» мир Полдня, вы будете совершенно правы. «Звездный путь» был бы родным как для героев ранних, позитивных книг Стругацких, так и для Алисы Селезневой из книг Кира Булычева. И дело здесь не только в коммунистическом строе. Как и у советских фантастов, в «Стартреке» нет более уважаемой профессии, чем исследователь неизведанного, который странствует по космосу не в поисках планет для завоевания и порабощения, а в поисках удивительных миров и новых друзей.
В «Новом поколении» герои столь миролюбивы, что на их корабле летят семьи с детьми. Конечно, это рискованно. Но когда ты воспитан в такой системе ценностей, ты не можешь отказать своему ребенку в праве быть среди первых людей, которые посетят новые миры. Кроме того, хотя корабль героев вооружен, его экипаж открывает огонь лишь в крайнем случае, предпочитая улаживать конфликты дипломатически и находить взаимовыгодные решения.
Если же речь идет о планете, чье население не достигло космического уровня технологии, то правила поведения в таком мире примерно такие же, как в романе Стругацких «Трудно быть богом». То есть можно наблюдать, но нельзя вмешиваться и пытаться навязать местным жителям свои ценности. Это, кстати, прямое следствие из классической марксистской теории, которая считала, что общество в своем развитии должно пройти определенные фазы перед достижением «коммунистического рая». Мол, из феодализма в коммунизм перепрыгнуть нельзя.
Кадр из сериала «Звездный путь: Новое поколение»
Чем дольше смотришь «Стартрек» и чем глубже вдумываешься в происходящее на экране, тем удивительнее кажется, что такую эпопею позволили снять и выпустить в эфир. Видимо, те в Америке, кто заинтересован в борьбе с пропагандой коммунизма, не настолько «ботаны», чтобы внимательно смотреть космические шоу. Поэтому Родденберри, не особенно скрывавший свои симпатии к социализму, мог десятилетиями работать над циклом, который, откровенно говоря, показывал капиталистической Америке очень длинный средний палец.
Что интересно, Родденберри при этом был не каким-нибудь прирожденным хиппи, а техасским ветераном Второй мировой войны (он был пилотом в бомбардировочной авиации), который между демобилизацией и переходом на телевидение служил в полиции и писал речи для шефа полиции Лос-Анджелеса. Похоже, что именно его прошлое вдохновило Родденберри сделать главными героями «Стартрека» не гражданских, а военных астронавтов. Впрочем, научные исследования для персонажей все же на первом месте, и офицер по науке в эпопее Родденберри часто оказывается вторым человеком на корабле после капитана.
Стоит отметить, что «Стартрек» бросал вызов не только фанатам капитализма, но и защитникам расизма, которых в 1960-х было немало. В 1966 году, когда «Звездный путь» появился в эфире, в Америке еще были штаты, где были запрещены межрасовые браки. А в экипаже экранного звездолета были темнокожая женщина-офицер и пилот-азиат. Позднее, во втором сезоне, в экипаж влился русский навигатор. Что тоже было пощечиной консервативному вкусу. При этом Родденберри утверждал, что ввел в сюжет Павла Чехова, потому что якобы в «Правде» появилась статья о том, что в международном космическом экипаже американского телесериала должен быть хотя бы один человек из страны первого спутника и Юрия Гагарина. Это был вымысел – «Правде» не было дела до «Звездного пути». Но кто и когда в Америке открыто заявлял, что читает главную советскую газету и следует ее рекомендациям? Нужно было быть героем войны, чтобы так дерзко себя вести в мирное время.
Кадр из фильма «Звездный путь»
К сожалению, Родденберри был такой один. Когда он умер в 1991 году, у него не нашлось продолжателей, которые столь же сильно были заинтересованы в продвижении коммунистической идеологии. Да и эпоха для этого уже была неподходящая. Какой смысл в отстаивании идей, от которых отказались почти все бывшие социалистические страны, кроме тех, над которыми в США принято смеяться?
В результате сложилась нелепая ситуация. С одной стороны, эпопею надо было продолжать, поскольку она пользовалась успехом, а с другой стороны, некоторые ключевые идеи Родденберри его младшим коллегам претили. Поэтому в позднейших сериалах и фильмах «Стартрека» можно наблюдать частичную реабилитацию капитализма, появление темных пятен на прежде белоснежном мундире Объединенной федерации планет (мол, не так уж идеальны Земля и ее союзники, как прежде показывалось…) и прочие признаки отката от бескомпромиссного видения автора. Который считал, что «Стартрек» должен быть не только развлекательным, но и назидательным шоу, показывающим, к какому будущему нужно стремиться.
Тогда, однако, сценаристы не могли слишком далеко отходить от концепции Родденберри, поскольку они должны были продолжать придуманные им истории. Сейчас ситуация иная. «Звездный путь» 2009 года, поставленный Дж. Дж. Абрамсом, был создан как «перезагрузка» эпопеи. Он использовал персонажей самого первого сериала, но подчеркивал, что это их совершенно новые приключения в альтернативной временной линии. И хотя это все еще был узнаваемый «Стартрек», уникальность шоу Родденберри потерялась в «штурме и натиске» блокбастерного экшена.
По крайней мере, «Звездный путь» 2009 года предложил зрителям новую и достаточно захватывающую сюжетную линию. Его сиквел «Стартрек: Возмездие» не сделал и этого. Он откровенно разочаровал фанатов, потому что оказался вольным и слабым ремейком фильма 1982 года «Звездный путь 2: Гнев Хана», который считается лучшим в киноответвлениях телевизионной эпопеи. Кроме того, в нем герои противостояли не только «внешнему» врагу (точнее, противнику из земного прошлого), но и своему командиру-адмиралу. Звездный флот в «Возмездии» представал изъеденным коррупцией, что было невозможно в утопическом видении Родденберри.
Кадр из фильма «Стартрек: Возмездие»
Дальше – больше. Создатели новой картины «Стартрек: Бесконечность» раскрыли лишь малую толику сюжетных поворотов фильма, но даже по трейлерам ленты Джастина Лина (постановщик сиквелов «Форсажа» заменил Абрамса, когда тот переключился на «Звездные войны») ясно, как далека она от философии Родденберри.
Так, в начале второго трейлера главный герой, капитан Керк, рассуждает о том, как он стал капитаном Звездного флота, и он упоминает лишь сугубо личные причины. С тем же успехом герой «Социальной сети» мог бы заявить, что стал миллиардером, потому что его направили по этому пути родители. В современной Америке нет круче поворота судьбы, чем создание многомиллиардного бизнеса, а на Земле будущего, по версии Родденберри, нет карьеры лучше, чем карьера звезднофлотца. Все дети мечтают об этом, и только лучшие из лучших удостаиваются такой чести. Конечно, у людей могут быть личные причины для того, чтобы попытаться сделать эту карьеру, но общественная система ценностей всегда на первом месте.
Очевидно, авторы цикла продолжают держать курс на уравнивание Объединенной федерации планет с современной Америкой, а Звездного флота – с американской армией. Служба в которой хоть и почетна, но отнюдь не является чем-то таким, о чем все американцы мечтают с детства. Судя по тому, что мы знаем о сюжете ленты, герои фильма в его начале почувствуют усталость от службы, и они столкнутся с противником (представителем новой для эпопеи расы), у которого с федерацией и Звездным флотом принципиальное, идейное противостояние. Так что для победы команде героев придется не только совершить подвиги, но и разобраться в своих чувствах и понять, чем для них является федерация и хотят ли они дальше ей служить. Создатели фильма прямо говорят, что они хотели «деконструировать» ценности «Звездного пути», которые Родденберри полагал самоочевидными. Ясно, что это отражение нынешней неуверенности Америки в своей правоте на международной арене.
Кадр из фильма «Стартрек: Бесконечность»
C одной стороны, хорошо, что «Бесконечность» не только изобразит погони и перестрелки, но и попытается сказать что-то содержательное и, вероятно, связанное с проблемами современного мира. Но, с другой стороны, жалко, что фильм «деконструирует» не нечто банальное и навязшее в зубах, а уникальную, исключительную концепцию, у которой мало аналогов даже в советском фантастическом кино. И не факт, что после деконструкции Шалтай-Болтая удастся снова собрать.
Впрочем, было бы нелепо ждать, что в 2016 году Голливуд встанет стеной на защиту советского видения будущего. Мы от этого видения отреклись, а голливудцы чем ему обязаны? «Стартрек» в представлении Родденберри – притягательная сказка. Но даже лучшие сказки когда-нибудь подходят к концу.