Старуха изергиль почему так называется

Старуха изергиль почему так называется

Старуха изергиль почему так называется. Смотреть фото Старуха изергиль почему так называется. Смотреть картинку Старуха изергиль почему так называется. Картинка про Старуха изергиль почему так называется. Фото Старуха изергиль почему так называется

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма. Без сомнения, автор стал новатором в литературе, ибо большинство писателей работали в реалистическом ключе. Горький пишет: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, что он в жизни – самое лучшее…».

В рассказе «Старуха Изергиль» писатель четко придерживается этого принципа.

Весьма интересна композиция произведения. Ведь в центре рассказа – повествование Изергиль, которое носит реалистический характер. И в сюжет введены две легенды, рассказанные уже самой старухой, они носят романтический характер.

В своем рассказе Горький попытался ответить на вопрос, что есть свобода и какой она должна быть. Причем автор обращается к таким картинам, где свобода становится совершенно неоднозначным понятием.

Оказавшись среди людей, Ларра понимает свою непохожесть на них и невозможность своего существования в человеческом обществе. Но самое главное, что подвергло его вечному одиночеству, – это преступление, убийство девушки. За этот свой поступок Ларра обрекает себя на всеобщее презрение: «Ему нет места среди людей…». Вот как был поражен человек за свою гордость.

Однако, вчитываясь в строки рассказа, задаешься вопросом, какую роль играет сама старуха Изергиль, и почему же произведение названо ее именем?

Для начала следует сказать, что это реальный человек, который прожил долгую жизнь. Многое в ее судьбе было непонятным, противоречивым и не всегда правильным. Для старухи Изергиль плохое и хорошее всегда рядом. Среди тех, кого она любила, были совсем разные люди: и шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом». «А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!»

Таким образом, возвращаясь к вопросу, почему рассказ называется «Старуха Изергиль», в первую очередь важно заметить, что все-таки главной героиней произведения является Изергиль. Ее судьба, ее отношение к жизни раскрываются через легенды о Ларре и Данко.

Следовательно, можно говорить о том, что два сказания, с одной стороны, показывают те идеалы, которые являются главными для героини, а с другой – они поучительны для читателей, для нового, молодого поколения.

На мой взгляд, ключевыми в произведении являются слова Старухи Изергиль: «Всяких людей нынче вижу, вот сильных нет! Где они. И красавцев становится все меньше».

Источник

Почему рассказ называется “Старуха Изергиль”?

Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма.

Без сомнения, автор стал новатором в литературе, ибо большинство писателей работали в реалистическом ключе. Горький пишет: “Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой,

Вот как был поражен человек за свою гордость.
История Данко носит совсем иной характер. Да, конечно, этот герой подчиняется основным канонам романтизма (исключительный герой в исключительной ситуации). И как всякий романтический персонаж, Данко противопоставляется окружающим. Горький для создания этого образа очень часто использует вопросительные и восклицательные предложения: “Что сделаю я для людей?” – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылала так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…”. Таким образом, свобода оплачена высокой ценой – жизнью человека.

Данко, по моему мнению, является антиподом Ларры.
Однако, вчитываясь в строки рассказа, задаешься вопросом, какую роль играет сама старуха Изергиль, и почему же произведение названо ее именем?
Для начала следует сказать, что это реальный человек, который прожил долгую жизнь. Многое в ее судьбе было непонятным, противоречивым и не всегда правильным. Для старухи Изергиль плохое и хорошее всегда рядом.

Среди тех, кого она любила, были совсем разные люди: и шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”. “А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!”
Таким образом, пафос рассказа во многом схож и с Ларрой, и с Данко. Несмотря на то, что герои находятся на противоположных полюсах, в образе Старухи Изергиль есть что-то от Ларры и Данко. Эта женщина была слишком эгоистична, но, с другой стороны, умела жертвовать собой ради возлюбленного.

На мой взгляд, принципом ее жизни является внутренняя сила и стремление к счастью. “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни…всегда есть место подвигам”, – говорит Старуха Изергиль. Она не принимает “стариков от рождения”.

Для нее самым главным является свобода, это то единственное, что она ценила на протяжении всей своей жизни.
Таким образом, возвращаясь к вопросу, почему рассказ называется “Старуха Изергиль”, в первую очередь важно заметить, что все-таки главной героиней произведения является Изергиль. Ее судьба, ее отношение к жизни раскрываются через легенды о Ларре и Данко.
Следовательно, можно говорить о том, что два сказания, с одной стороны, показывают те идеалы, которые являются главными для героини, а с другой – они поучительны для читателей, для нового, молодого поколения.
На мой взгляд, ключевыми в произведении являются слова Старухи Изергиль: “Всяких людей нынче вижу, вот сильных нет! Где они?…И красавцев становится все меньше”.
Таким образом, рассказ “Старуха Изергиль” – это своеобразный призыв к служению людям.

Related posts:

Источник

«Старуха Изергиль» (М. Горький)

Цитата: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя,лентяи или трусы. ».

История создания

В раннем творчестве Максима Горького отчётливо прослеживается романтизм — в частности, в восхищении сильной и свободной человеческой личностью, переступающей через законы и даже через самоё себя. В рассказе «Старуха Изергиль» отражены впечатления, полученные Горьким от путешествий по южной Бессарабии весной 1921 г.

Проблематика:

Смысл названия: рассказ назван по имени опытной и мудрой женщины Изергиль, с которой ведёт беседу рассказчик. Именно она является золотой серединой в троичной концепции сложных личностей.

Литературное направление: романтизм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: это композиционно сложный рассказ, в котором рассказывается целых три истории: 1) об эгоисте и гордеце Ларре; 2) о гедонистке (любительница жизненных наслаждений) Изергиль; 3) об альтруисте Данко.

Время и место действия: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу. Там Изергиль делится с рассказчиками своими историями. Поскольку истории о Ларре и Данко имеют характер легенд, уточнение места и времени не нужно.

Действующие лица

Старуха Изергиль — старая многоопытная женщина, которая и рассказывает три истории — о Ларре, себе и Данко.

Ларра — дитя женщины и орла, этот мужчина относился к людям с презрением. Наказанием ему стало бессмертие и одиночество в этом бессмертии.

Данко — молодой человек, «лучший из всех». Чтобы спасти людей, вырвал сердце из груди и осветил им путь из леса.

Рассказчик — мужчина, работавший в Бессарабии на сборе винограда и беседовавший с Изергиль.

Краткое содержание

Эти истории рассказала автору морщинистая старуха, когда они сидели вдвоём на берегу моря.

История о Ларре, гордом сыне орла

Изергиль спросила, видит ли герой тени. Это бродит Ларра.

История об Изергиль, любящей и страстной женщине

Звучала красивая песня, и старуха Изергиль сказала, что так красиво поют лишь красавицы. И рассказала, как сама была красавицей, днём ткала ковры, а ночью бегала к любимому — черноусому рыбаку. Потом разлюбила его и стала встречаться с рыжим гуцулом. Но гуцула повесили. После Изергиль любила турка — целую неделю жила в гареме. Но надоело, и она сбежала с шестнадцатилетним сыном этого турка в Болгарию. Там Изергиль ранили ножом из ревности. Лечилась она в монастыре, а потом увела из монастыря одного монаха. А юный турок умер от любви или от тоски по дому.

Монах обижал Изергиль, и один раз она швырнула его в реку. После этого Изергиль попала в руки еврея, который торговал её телом. А любила она одного пана со шрамами на лице — он защищал греческий народ. Потом Изергиль любила венгра (мадьяра). После была «последняя игра» — шляхтич. Он очень добивался Изергиль, которой уже исполнилось на тот момент сорок лет. А добившись, бросил. Потом он попал в плен к русским, и Изергиль его спасла, но не простила. Уехала в Молдавию, вышла замуж. Год назад муж умер. А она любит рассказывать молодым сказки.

История о Данко, который любил людей больше себя

Изергиль спросила героя, видит ли он искры. Это частицы горящего сердца Данко.

Был такой народ, который жил в лесу, но был оттеснён завоевателями к болотам. Людям было тяжело. Они уже готовы были стать рабами завоевателей. Но тут явился Данко и пообещал людям волю.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Как Данко спас людей?

Ответ. Данко вырвал своё сердце и осветил людям путь из леса.

Сколько частей в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»? Перечислите их.

Ответ. Три части.

«История о Ларре, гордом сыне орла», «История об Изергиль, любящей и страстной женщине», «История о Данко, который любил людей больше себя».

Источник

“Я и старуха. ”

О рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

Придётся покаяться: «Старуха Изергиль» как следует не перечитывалась с середины тех самых восьмидесятых, когда от молодого словесника ещё настойчиво требовали «Песню о Буревестнике» трактовать как революционную прокламацию, а от пафосности цитат сводило скулы.

Перечитывать книги — это как в поговорке: нельзя в одну и ту же воду войти дважды. А кто перечитывает чаще, чем учитель литературы! Есть авторы, к которым возвращаешься естественно и охотно: их не переосмысливаешь, а “доосмысливаешь”, и процесс этот бесконечен. А есть те, за которыми тянется небезобидный шлейф идеологических и педагогических штампов, трактовок.

В от и старуха Изергиль, может быть, один из самых экстравагантных персонажей русской литературы. В советские времена смысл образа этой героини нередко сводили к усечённому до ярко выраженной декларативности “в жизни всегда есть место подвигам”, в постсоветское время перенесли акцент на моральные качества: эгоизм и равнодушие. Кроме того, традиционно акценты при анализе рассказа смещались с образа центрального персонажа и тесно связанного с ним образа рассказчика в сторону легендарных Ларры и Данко, противопоставление которых принято было понимать достаточно прямолинейно.

Может быть, парадоксально, но будь Ларра более однозначен, Данко лишился бы значительной доли своей привлекательности. И оба они потеряли бы убедительность, не изобрази их Горький на фоне толпы. Интересно, что в обоих случаях те, кто противопоставлен легендарным героям, характеризуются как “могучее племя”, “весёлые, сильные и смелые люди”. Впрочем, люди как люди: проявления неординарности как в “отрицательном”, так и в “положительном” смысле одинаково раздражают их. Вначале они жаждут расправы над Ларрой, перебирая известные им ужасные способы казни, и не находят “ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем”. Есть среди них и “мудрые”, способные придумать для Ларры такое наказание, что поражает своей жестокой справедливостью даже “силы небесные”. А вот уже они, которые “только шли, шли, как стадо овец” за Данко, готовы вершить суд над тем, в ком было “мужество вести”. Нашёлся и “осторожный”, растоптавший “гордое сердце”: как бы чего не вышло.

И стория старухи, помещённая между двумя легендами, провоцирует на сопоставление самой героини и персонажей её “сказок”. Однако связь не настолько прямая, как может показаться. Любопытно, но Изергиль быстрее узнаёт в тени, падавшей от клочка облака, Ларру, чем её юный собеседник: “Ты слеп больше меня, старухи. Смотри — вон, тёмный, бежит степью”. В конце же сказки о Ларре в возвышенном, угрожающе-осуждающем тоне рассказчицы слушатель подмечает “боязливую, рабскую ноту”. Почти суеверный ужас вызывает у старухи судьба того, кто был поражён за гордость. Искры в степи от сердца Данко, напротив, видит не Изергиль, а рассказчик (“Вон те, голубые?” — “Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть”). Именно “молодому и сильному” и всем, кому предстоит жить и “делать подвиги”, важно помнить о сердце, “которое однажды вспыхнуло огнём”.

Вопрос о том, куда подевались сильные и красивые люди, — вот идеологический центр рассказа, если угодно, его “контрапункт”. Граница между легендарными и реальными людьми в сюжете о самой героине размывается; возлюбленные Изергиль и та, “которую они целовали”, воспринимаются как принадлежность минувшего, в которое надо “смотреть зорко”, ибо “теперь вот нет ничего такого: ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в старину”. Иными словами, богатыри не вы. Здесь вступает в свои права романтическая поэтика. Временные ориентиры намеренно или непроизвольно деконкретизируются автором. Из исторического вычленяется героическое, укрупняется, лишается причинно-следственных связей. Гуцулы (в действительности, по свидетельству исследователей, гайдуки-разбойники), которые нападают на румын, война “с турками за греков”, бунт поляков с русскими приобретают статус не исторических лиц и событий, а фактов биографии, ярких поступков возлюбленных Изергиль, превратившихся или превращающихся, как она, в “тени”. Любить подвиги, и уметь их сделать, и находить, где это можно, — значит оставить в жизни после себя свою “тень”, в отличие от тех людей, кого жизнь пожирает “бесследно”. В этом смысле и “тень” Ларры приобретает позитивный смысловой оттенок: она служит напоминанием о том, “что может сделать Бог с человеком за гордость”.

Ш ироко известна трактовка: Ларра — жизнь для себя и без людей, Данко — с людьми и для людей, Изергиль — с людьми и для себя. Эта формула привлекает своей симметрией и простотой. Однако стоит ли соглашаться с ней, особенно если уйти от прямолинейности в толковании “эгоистичности” героини (жизнь для себя)?

Творя образ на грани жизненной достоверности, Горький не придаёт характеру Изергиль индивидуальных человеческих черт, лишает оттенков, полутонов. Её “женственная” ипостась, равно как и все остальные, подчиняется ауре сильной личности. Традиционно женское, домашнее презрительно или равнодушно отвергается ею: “Но скучно стало. — всё женщины, женщины. Целый день едят, спят и болтают глупые речи. Или ругаются, квохчут, как курицы”. И к концу рассказа: “Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени”.

Сюжет строится так, что кульминацией рассказа старухи становится история о том, как Изергиль спасает жизнь тому, кого любила и кто её разлюбил и бросил. Эта рискованная “последняя игра” стоит азартной и самолюбивой женщине дорого. Мужественно и дерзко поступает она, когда, притворившись хромой нищей, завязав лицо, уговаривает часового, охраняющего пленников, разрешить ей повидаться с “сыном”: “Ты ведь тоже чей-нибудь сын, да? Так вот посмотри на меня — у меня есть такой же, как ты, и вон он где! Дай мне посмотреть на него, может, он умрёт скоро. и, может, тебя завтра убьют. будет плакать твоя мать о тебе? И ведь тяжко будет тебе умереть, не взглянув на неё. ” Интересно, что интонация в голосе Изергиль не фальшивая, не наигранная. Символика “материнства”, готовность к полной самоотдаче гармонизирует образ, уравновешивает его “эгоистическое” начало.

Почти на правах лейтмотива звучит в рассказе старухи Изергиль слово “скучно”. В том, как она понимает жизнь и любовь, не может быть места привычке, рутине, однообразию, притворству. И это отнюдь не абсолютизация чувственного начала, скорее, некий идейный максимализм.

Основная функция героини — роль рассказчика-посредника — универсальна. Она не исчерпывается нравоучительным противопоставлением “неправильного” и “правильного” понимания того, что такое истинная гордость. Тем более не ограничивается близостью Изергиль стихии жизни, страсти, природы, музыки и её упрёками тем, которые “родятся стариками”. Её образ символически соединяет не только легендарное и реальное, прошлое и настоящее, но и молодость и старость: “Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Ещё молодые все. И мне хорошо с ними”. Горьковский герой-повествователь — из “русских”, человек “молодой и сильный”, своим неожиданно бережным отношением к старухе в финале рассказа вносит отчётливую ноту благодарности и какой-то особенной близости: “Я прикрыл её старое тело и сам лёг на землю около неё”.

В предисловии к одному из изданий рассказа (1970-е годы) можно прочитать, что в «Старухе Изергиль» “Горький прославляет коллективизм”. Не стоит впадать и в какую-либо другую крайность. Авторский идеал молодого Горького вряд ли может быть по прочтении «Старухи Изергиль» выявлен строго аналитически, при помощи соотнесения персонажей. Его возможно свести к некой формуле, но обязательно какая-то грань ускользнёт.

Источник

«Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?»

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма. Без сомнения, автор стал новатором в литературе, ибо большинство писателей работали в реалистическом ключе. Горький пишет: «Задача литературы — запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, что он в жизни — самое лучшее…».

В рассказе «Старуха Изергиль» писатель четко придерживается этого принципа.

Весьма интересна композиция произведения. Ведь в центре рассказа — повествование Изергиль, которое носит реалистический характер. И в сюжет введены две легенды, рассказанные уже самой старухой, они носят романтический характер.

В своем рассказе Горький попытался ответить на вопрос, что есть свобода и какой она должна быть. Причем автор обращается к таким картинам, где свобода становится совершенно неоднозначным понятием.

Так, например, образ Ларры является символом свободы, однако она не приносит ему счастья, поскольку граничит с резкой формой индивидуализма. Этот юноша — сын орла. Особенностью его характеристики является сравнение с птицей, как символом свободы: «…Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».

Оказавшись среди людей, Ларра понимает свою непохожесть на них и невозможность своего существования в человеческом обществе. Но самое главное, что подвергло его вечному одиночеству, — это преступление, убийство девушки. За этот свой поступок Ларра обрекает себя на всеобщее презрение: «Ему нет места среди людей…». Вот как был поражен человек за свою гордость.

История Данко носит совсем иной характер. Да, конечно, этот герой подчиняется основным канонам романтизма (исключительный герой в исключительной ситуации). И как всякий романтический персонаж, Данко противопоставляется окружающим. Горький для создания этого образа очень часто использует вопросительные и восклицательные предложения: «Что сделаю я для людей?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылала так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…». Таким образом, свобода оплачена высокой ценой — жизнью человека. Данко, по моему мнению, является антиподом Ларры.

Однако, вчитываясь в строки рассказа, задаешься вопросом, какую роль играет сама старуха Изергиль, и почему же произведение названо ее именем?

Для начала следует сказать, что это реальный человек, который прожил долгую жизнь. Многое в ее судьбе было непонятным, противоречивым и не всегда правильным. Для старухи Изергиль плохое и хорошее всегда рядом. Среди тех, кого она любила, были совсем разные люди: и шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом». «А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!»

Таким образом, пафос рассказа во многом схож и с Ларрой, и с Данко. Несмотря на то, что герои находятся на противоположных полюсах, в образе Старухи Изергиль есть что-то от Ларры и Данко. Эта женщина была слишком эгоистична, но, с другой стороны, умела жертвовать собой ради возлюбленного. На мой взгляд, принципом ее жизни является внутренняя сила и стремление к счастью. «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам», — говорит Старуха Изергиль. Она не принимает «стариков от рождения». Для нее самым главным является свобода, это то единственное, что она ценила на протяжении всей своей жизни.

Таким образом, возвращаясь к вопросу, почему рассказ называется «Старуха Изергиль», в первую очередь важно заметить, что все-таки главной героиней произведения является Изергиль. Ее судьба, ее отношение к жизни раскрываются через легенды о Ларре и Данко.

Следовательно, можно говорить о том, что два сказания, с одной стороны, показывают те идеалы, которые являются главными для героини, а с другой — они поучительны для читателей, для нового, молодого поколения.

На мой взгляд, ключевыми в произведении являются слова Старухи Изергиль: «Всяких людей нынче вижу, вот сильных нет! Где они… И красавцев становится все меньше».

Таким образом, рассказ «Старуха Изергиль» — это своеобразный призыв к служению людям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *