Старуха изергиль почему так называется
Старуха изергиль почему так называется
Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма. Без сомнения, автор стал новатором в литературе, ибо большинство писателей работали в реалистическом ключе. Горький пишет: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, что он в жизни – самое лучшее…».
В рассказе «Старуха Изергиль» писатель четко придерживается этого принципа.
Весьма интересна композиция произведения. Ведь в центре рассказа – повествование Изергиль, которое носит реалистический характер. И в сюжет введены две легенды, рассказанные уже самой старухой, они носят романтический характер.
В своем рассказе Горький попытался ответить на вопрос, что есть свобода и какой она должна быть. Причем автор обращается к таким картинам, где свобода становится совершенно неоднозначным понятием.
Оказавшись среди людей, Ларра понимает свою непохожесть на них и невозможность своего существования в человеческом обществе. Но самое главное, что подвергло его вечному одиночеству, – это преступление, убийство девушки. За этот свой поступок Ларра обрекает себя на всеобщее презрение: «Ему нет места среди людей…». Вот как был поражен человек за свою гордость.
Однако, вчитываясь в строки рассказа, задаешься вопросом, какую роль играет сама старуха Изергиль, и почему же произведение названо ее именем?
Для начала следует сказать, что это реальный человек, который прожил долгую жизнь. Многое в ее судьбе было непонятным, противоречивым и не всегда правильным. Для старухи Изергиль плохое и хорошее всегда рядом. Среди тех, кого она любила, были совсем разные люди: и шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом». «А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!»
Таким образом, возвращаясь к вопросу, почему рассказ называется «Старуха Изергиль», в первую очередь важно заметить, что все-таки главной героиней произведения является Изергиль. Ее судьба, ее отношение к жизни раскрываются через легенды о Ларре и Данко.
Следовательно, можно говорить о том, что два сказания, с одной стороны, показывают те идеалы, которые являются главными для героини, а с другой – они поучительны для читателей, для нового, молодого поколения.
На мой взгляд, ключевыми в произведении являются слова Старухи Изергиль: «Всяких людей нынче вижу, вот сильных нет! Где они. И красавцев становится все меньше».
Почему рассказ называется “Старуха Изергиль”?
Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма.
Без сомнения, автор стал новатором в литературе, ибо большинство писателей работали в реалистическом ключе. Горький пишет: “Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой,
Вот как был поражен человек за свою гордость.
История Данко носит совсем иной характер. Да, конечно, этот герой подчиняется основным канонам романтизма (исключительный герой в исключительной ситуации). И как всякий романтический персонаж, Данко противопоставляется окружающим. Горький для создания этого образа очень часто использует вопросительные и восклицательные предложения: “Что сделаю я для людей?” – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылала так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…”. Таким образом, свобода оплачена высокой ценой – жизнью человека.
Данко, по моему мнению, является антиподом Ларры.
Однако, вчитываясь в строки рассказа, задаешься вопросом, какую роль играет сама старуха Изергиль, и почему же произведение названо ее именем?
Для начала следует сказать, что это реальный человек, который прожил долгую жизнь. Многое в ее судьбе было непонятным, противоречивым и не всегда правильным. Для старухи Изергиль плохое и хорошее всегда рядом.
Среди тех, кого она любила, были совсем разные люди: и шляхтич, и “достойный пан с изрубленным лицом”. “А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!”
Таким образом, пафос рассказа во многом схож и с Ларрой, и с Данко. Несмотря на то, что герои находятся на противоположных полюсах, в образе Старухи Изергиль есть что-то от Ларры и Данко. Эта женщина была слишком эгоистична, но, с другой стороны, умела жертвовать собой ради возлюбленного.
На мой взгляд, принципом ее жизни является внутренняя сила и стремление к счастью. “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни…всегда есть место подвигам”, – говорит Старуха Изергиль. Она не принимает “стариков от рождения”.
Для нее самым главным является свобода, это то единственное, что она ценила на протяжении всей своей жизни.
Таким образом, возвращаясь к вопросу, почему рассказ называется “Старуха Изергиль”, в первую очередь важно заметить, что все-таки главной героиней произведения является Изергиль. Ее судьба, ее отношение к жизни раскрываются через легенды о Ларре и Данко.
Следовательно, можно говорить о том, что два сказания, с одной стороны, показывают те идеалы, которые являются главными для героини, а с другой – они поучительны для читателей, для нового, молодого поколения.
На мой взгляд, ключевыми в произведении являются слова Старухи Изергиль: “Всяких людей нынче вижу, вот сильных нет! Где они?…И красавцев становится все меньше”.
Таким образом, рассказ “Старуха Изергиль” – это своеобразный призыв к служению людям.
Related posts:
«Старуха Изергиль» (М. Горький)
Цитата: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, — лентяи или трусы. ».
История создания
В раннем творчестве Максима Горького отчётливо прослеживается романтизм — в частности, в восхищении сильной и свободной человеческой личностью, переступающей через законы и даже через самоё себя. В рассказе «Старуха Изергиль» отражены впечатления, полученные Горьким от путешествий по южной Бессарабии весной 1921 г.
Проблематика:
Смысл названия: рассказ назван по имени опытной и мудрой женщины Изергиль, с которой ведёт беседу рассказчик. Именно она является золотой серединой в троичной концепции сложных личностей.
Литературное направление: романтизм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: это композиционно сложный рассказ, в котором рассказывается целых три истории: 1) об эгоисте и гордеце Ларре; 2) о гедонистке (любительница жизненных наслаждений) Изергиль; 3) об альтруисте Данко.
Время и место действия: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу. Там Изергиль делится с рассказчиками своими историями. Поскольку истории о Ларре и Данко имеют характер легенд, уточнение места и времени не нужно.
Действующие лица
Старуха Изергиль — старая многоопытная женщина, которая и рассказывает три истории — о Ларре, себе и Данко.
Ларра — дитя женщины и орла, этот мужчина относился к людям с презрением. Наказанием ему стало бессмертие и одиночество в этом бессмертии.
Данко — молодой человек, «лучший из всех». Чтобы спасти людей, вырвал сердце из груди и осветил им путь из леса.
Рассказчик — мужчина, работавший в Бессарабии на сборе винограда и беседовавший с Изергиль.
Краткое содержание
Эти истории рассказала автору морщинистая старуха, когда они сидели вдвоём на берегу моря.
История о Ларре, гордом сыне орла
Изергиль спросила, видит ли герой тени. Это бродит Ларра.
История об Изергиль, любящей и страстной женщине
Звучала красивая песня, и старуха Изергиль сказала, что так красиво поют лишь красавицы. И рассказала, как сама была красавицей, днём ткала ковры, а ночью бегала к любимому — черноусому рыбаку. Потом разлюбила его и стала встречаться с рыжим гуцулом. Но гуцула повесили. После Изергиль любила турка — целую неделю жила в гареме. Но надоело, и она сбежала с шестнадцатилетним сыном этого турка в Болгарию. Там Изергиль ранили ножом из ревности. Лечилась она в монастыре, а потом увела из монастыря одного монаха. А юный турок умер от любви или от тоски по дому.
Монах обижал Изергиль, и один раз она швырнула его в реку. После этого Изергиль попала в руки еврея, который торговал её телом. А любила она одного пана со шрамами на лице — он защищал греческий народ. Потом Изергиль любила венгра (мадьяра). После была «последняя игра» — шляхтич. Он очень добивался Изергиль, которой уже исполнилось на тот момент сорок лет. А добившись, бросил. Потом он попал в плен к русским, и Изергиль его спасла, но не простила. Уехала в Молдавию, вышла замуж. Год назад муж умер. А она любит рассказывать молодым сказки.
История о Данко, который любил людей больше себя
Изергиль спросила героя, видит ли он искры. Это частицы горящего сердца Данко.
Был такой народ, который жил в лесу, но был оттеснён завоевателями к болотам. Людям было тяжело. Они уже готовы были стать рабами завоевателей. Но тут явился Данко и пообещал людям волю.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как Данко спас людей?
Ответ. Данко вырвал своё сердце и осветил людям путь из леса.
Сколько частей в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль»? Перечислите их.
Ответ. Три части.
«История о Ларре, гордом сыне орла», «История об Изергиль, любящей и страстной женщине», «История о Данко, который любил людей больше себя».
“Я и старуха. ”
О рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»
Придётся покаяться: «Старуха Изергиль» как следует не перечитывалась с середины тех самых восьмидесятых, когда от молодого словесника ещё настойчиво требовали «Песню о Буревестнике» трактовать как революционную прокламацию, а от пафосности цитат сводило скулы.
Перечитывать книги — это как в поговорке: нельзя в одну и ту же воду войти дважды. А кто перечитывает чаще, чем учитель литературы! Есть авторы, к которым возвращаешься естественно и охотно: их не переосмысливаешь, а “доосмысливаешь”, и процесс этот бесконечен. А есть те, за которыми тянется небезобидный шлейф идеологических и педагогических штампов, трактовок.
В от и старуха Изергиль, может быть, один из самых экстравагантных персонажей русской литературы. В советские времена смысл образа этой героини нередко сводили к усечённому до ярко выраженной декларативности “в жизни всегда есть место подвигам”, в постсоветское время перенесли акцент на моральные качества: эгоизм и равнодушие. Кроме того, традиционно акценты при анализе рассказа смещались с образа центрального персонажа и тесно связанного с ним образа рассказчика в сторону легендарных Ларры и Данко, противопоставление которых принято было понимать достаточно прямолинейно.
Может быть, парадоксально, но будь Ларра более однозначен, Данко лишился бы значительной доли своей привлекательности. И оба они потеряли бы убедительность, не изобрази их Горький на фоне толпы. Интересно, что в обоих случаях те, кто противопоставлен легендарным героям, характеризуются как “могучее племя”, “весёлые, сильные и смелые люди”. Впрочем, люди как люди: проявления неординарности как в “отрицательном”, так и в “положительном” смысле одинаково раздражают их. Вначале они жаждут расправы над Ларрой, перебирая известные им ужасные способы казни, и не находят “ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем”. Есть среди них и “мудрые”, способные придумать для Ларры такое наказание, что поражает своей жестокой справедливостью даже “силы небесные”. А вот уже они, которые “только шли, шли, как стадо овец” за Данко, готовы вершить суд над тем, в ком было “мужество вести”. Нашёлся и “осторожный”, растоптавший “гордое сердце”: как бы чего не вышло.
И стория старухи, помещённая между двумя легендами, провоцирует на сопоставление самой героини и персонажей её “сказок”. Однако связь не настолько прямая, как может показаться. Любопытно, но Изергиль быстрее узнаёт в тени, падавшей от клочка облака, Ларру, чем её юный собеседник: “Ты слеп больше меня, старухи. Смотри — вон, тёмный, бежит степью”. В конце же сказки о Ларре в возвышенном, угрожающе-осуждающем тоне рассказчицы слушатель подмечает “боязливую, рабскую ноту”. Почти суеверный ужас вызывает у старухи судьба того, кто был поражён за гордость. Искры в степи от сердца Данко, напротив, видит не Изергиль, а рассказчик (“Вон те, голубые?” — “Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть”). Именно “молодому и сильному” и всем, кому предстоит жить и “делать подвиги”, важно помнить о сердце, “которое однажды вспыхнуло огнём”.
Вопрос о том, куда подевались сильные и красивые люди, — вот идеологический центр рассказа, если угодно, его “контрапункт”. Граница между легендарными и реальными людьми в сюжете о самой героине размывается; возлюбленные Изергиль и та, “которую они целовали”, воспринимаются как принадлежность минувшего, в которое надо “смотреть зорко”, ибо “теперь вот нет ничего такого: ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в старину”. Иными словами, богатыри не вы. Здесь вступает в свои права романтическая поэтика. Временные ориентиры намеренно или непроизвольно деконкретизируются автором. Из исторического вычленяется героическое, укрупняется, лишается причинно-следственных связей. Гуцулы (в действительности, по свидетельству исследователей, гайдуки-разбойники), которые нападают на румын, война “с турками за греков”, бунт поляков с русскими приобретают статус не исторических лиц и событий, а фактов биографии, ярких поступков возлюбленных Изергиль, превратившихся или превращающихся, как она, в “тени”. Любить подвиги, и уметь их сделать, и находить, где это можно, — значит оставить в жизни после себя свою “тень”, в отличие от тех людей, кого жизнь пожирает “бесследно”. В этом смысле и “тень” Ларры приобретает позитивный смысловой оттенок: она служит напоминанием о том, “что может сделать Бог с человеком за гордость”.
Ш ироко известна трактовка: Ларра — жизнь для себя и без людей, Данко — с людьми и для людей, Изергиль — с людьми и для себя. Эта формула привлекает своей симметрией и простотой. Однако стоит ли соглашаться с ней, особенно если уйти от прямолинейности в толковании “эгоистичности” героини (жизнь для себя)?
Творя образ на грани жизненной достоверности, Горький не придаёт характеру Изергиль индивидуальных человеческих черт, лишает оттенков, полутонов. Её “женственная” ипостась, равно как и все остальные, подчиняется ауре сильной личности. Традиционно женское, домашнее презрительно или равнодушно отвергается ею: “Но скучно стало. — всё женщины, женщины. Целый день едят, спят и болтают глупые речи. Или ругаются, квохчут, как курицы”. И к концу рассказа: “Был у меня муж, молдаванин; умер с год тому времени”.
Сюжет строится так, что кульминацией рассказа старухи становится история о том, как Изергиль спасает жизнь тому, кого любила и кто её разлюбил и бросил. Эта рискованная “последняя игра” стоит азартной и самолюбивой женщине дорого. Мужественно и дерзко поступает она, когда, притворившись хромой нищей, завязав лицо, уговаривает часового, охраняющего пленников, разрешить ей повидаться с “сыном”: “Ты ведь тоже чей-нибудь сын, да? Так вот посмотри на меня — у меня есть такой же, как ты, и вон он где! Дай мне посмотреть на него, может, он умрёт скоро. и, может, тебя завтра убьют. будет плакать твоя мать о тебе? И ведь тяжко будет тебе умереть, не взглянув на неё. ” Интересно, что интонация в голосе Изергиль не фальшивая, не наигранная. Символика “материнства”, готовность к полной самоотдаче гармонизирует образ, уравновешивает его “эгоистическое” начало.
Почти на правах лейтмотива звучит в рассказе старухи Изергиль слово “скучно”. В том, как она понимает жизнь и любовь, не может быть места привычке, рутине, однообразию, притворству. И это отнюдь не абсолютизация чувственного начала, скорее, некий идейный максимализм.
Основная функция героини — роль рассказчика-посредника — универсальна. Она не исчерпывается нравоучительным противопоставлением “неправильного” и “правильного” понимания того, что такое истинная гордость. Тем более не ограничивается близостью Изергиль стихии жизни, страсти, природы, музыки и её упрёками тем, которые “родятся стариками”. Её образ символически соединяет не только легендарное и реальное, прошлое и настоящее, но и молодость и старость: “Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо. Ещё молодые все. И мне хорошо с ними”. Горьковский герой-повествователь — из “русских”, человек “молодой и сильный”, своим неожиданно бережным отношением к старухе в финале рассказа вносит отчётливую ноту благодарности и какой-то особенной близости: “Я прикрыл её старое тело и сам лёг на землю около неё”.
В предисловии к одному из изданий рассказа (1970-е годы) можно прочитать, что в «Старухе Изергиль» “Горький прославляет коллективизм”. Не стоит впадать и в какую-либо другую крайность. Авторский идеал молодого Горького вряд ли может быть по прочтении «Старухи Изергиль» выявлен строго аналитически, при помощи соотнесения персонажей. Его возможно свести к некой формуле, но обязательно какая-то грань ускользнёт.
«Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?»
Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году. Он занимает особое место в творчестве Максима Горького. В этом произведении уже чувствуются некоторые особенности революционного романтизма. Без сомнения, автор стал новатором в литературе, ибо большинство писателей работали в реалистическом ключе. Горький пишет: «Задача литературы — запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача — пробуждать в человеке гордость самим собой, что он в жизни — самое лучшее…».
В рассказе «Старуха Изергиль» писатель четко придерживается этого принципа.
Весьма интересна композиция произведения. Ведь в центре рассказа — повествование Изергиль, которое носит реалистический характер. И в сюжет введены две легенды, рассказанные уже самой старухой, они носят романтический характер.
В своем рассказе Горький попытался ответить на вопрос, что есть свобода и какой она должна быть. Причем автор обращается к таким картинам, где свобода становится совершенно неоднозначным понятием.
Так, например, образ Ларры является символом свободы, однако она не приносит ему счастья, поскольку граничит с резкой формой индивидуализма. Этот юноша — сын орла. Особенностью его характеристики является сравнение с птицей, как символом свободы: «…Глаза его были холодны и горды, как у царя птиц».
Оказавшись среди людей, Ларра понимает свою непохожесть на них и невозможность своего существования в человеческом обществе. Но самое главное, что подвергло его вечному одиночеству, — это преступление, убийство девушки. За этот свой поступок Ларра обрекает себя на всеобщее презрение: «Ему нет места среди людей…». Вот как был поражен человек за свою гордость.
История Данко носит совсем иной характер. Да, конечно, этот герой подчиняется основным канонам романтизма (исключительный герой в исключительной ситуации). И как всякий романтический персонаж, Данко противопоставляется окружающим. Горький для создания этого образа очень часто использует вопросительные и восклицательные предложения: «Что сделаю я для людей?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь, вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылала так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…». Таким образом, свобода оплачена высокой ценой — жизнью человека. Данко, по моему мнению, является антиподом Ларры.
Однако, вчитываясь в строки рассказа, задаешься вопросом, какую роль играет сама старуха Изергиль, и почему же произведение названо ее именем?
Для начала следует сказать, что это реальный человек, который прожил долгую жизнь. Многое в ее судьбе было непонятным, противоречивым и не всегда правильным. Для старухи Изергиль плохое и хорошее всегда рядом. Среди тех, кого она любила, были совсем разные люди: и шляхтич, и «достойный пан с изрубленным лицом». «А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!»
Таким образом, пафос рассказа во многом схож и с Ларрой, и с Данко. Несмотря на то, что герои находятся на противоположных полюсах, в образе Старухи Изергиль есть что-то от Ларры и Данко. Эта женщина была слишком эгоистична, но, с другой стороны, умела жертвовать собой ради возлюбленного. На мой взгляд, принципом ее жизни является внутренняя сила и стремление к счастью. «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам», — говорит Старуха Изергиль. Она не принимает «стариков от рождения». Для нее самым главным является свобода, это то единственное, что она ценила на протяжении всей своей жизни.
Таким образом, возвращаясь к вопросу, почему рассказ называется «Старуха Изергиль», в первую очередь важно заметить, что все-таки главной героиней произведения является Изергиль. Ее судьба, ее отношение к жизни раскрываются через легенды о Ларре и Данко.
Следовательно, можно говорить о том, что два сказания, с одной стороны, показывают те идеалы, которые являются главными для героини, а с другой — они поучительны для читателей, для нового, молодого поколения.
На мой взгляд, ключевыми в произведении являются слова Старухи Изергиль: «Всяких людей нынче вижу, вот сильных нет! Где они… И красавцев становится все меньше».
Таким образом, рассказ «Старуха Изергиль» — это своеобразный призыв к служению людям.