Станция приписки вагонов что это такое
Приписка вагонов – один из барьеров на пути операторского бизнеса
При оформлении приписки вагонов возникает административный барьер, мешающий развитию операторского бизнеса. Его преодоление требует определенных затрат, от которых железнодорожная отрасль в принципе ничего не выигрывает.
Стоимость приписки одного вагона составляет сегодня от 300 до 3000 руб. (в зависимости от количества приписываемых единиц вагонов). Плюс к этому еобходимо потратить время и силы на поиски путей необщего пользования с достаточной вместимостью, чтобы приписать необходимое число вагонов. Как известно, базы данных владельце путей необщего пользования в открытом доступе у нас нет, что осложняет поиск путей для приписки даже в своем регионе. А найдя подъездной путь, может оказаться, что там уже приписано определенное количество вагонов и места для приписки новых вагонов уже нет.
При этом, когда раннее приписанные к станции вагоны утилизируются или продаются в иную администрацию, количество приписанных к подъездному пути автоматически не уменьшается. Все перечисленное означает неурегулированность вопроса на уровне программных комплексов владельцев инфраструктур общего и необщего пользования. В такой мутной воде, несомненно, можно попробовать ловить рыбку (в том числе, и крупную). А вот законопослушные владельцы грузовых вагонов в такой ситуации не знают к кому обратиться, чтобы по всем правилам приписать свои вагоны.
В партнерстве нам приходилось разбирать случаи, когда правоохранительные органы оспаривали факт приписки вагонов к путям необщего пользования, ставя вопрос о запрете эксплуатации приписанного подвижного состава. Несколько лет назад было несколько судебных разбирательств по факту отправления вагонов на станцию приписки ОАО «РЖД» без согласия владельцев вагонов, которые закончились проигрышем для владельца инфраструктуры. Чтобы таких случаев больше не происходило, институт приписки подвижного состава следует аннулировать как не приносящий пользы участникам перевозочного процесса.
Если 10 лет назад можно было свободно приписывать вагоны к инфраструктуре общего пользования, затем ОАО «РЖД» настолько усложнили процедуру, что фактически запретили это делать. И владельцам вагонов с тех пор вынуждены обращаться исключительно к владельцам путей необщего пользования.
При этом сегодня приняты нормативные акты, позволяющие владельцам инфраструктуры общего пользования взимать плату за занятие путей с собственников вагонов, а также – передислоцировать вагоны без их согласия. В таких условиях у ОАО «РЖД» отпадает основание настаивать на приписке вагона к определенной станции с целью возврата вагонов на данную станцию при отсутствии перевозочных документов на вагон. Ведь такой вагон становится для РЖД источником заработка.
В этом смысле инициатива СОЖТ полезна.
Сейчас идет перераспределение вагонных парков компаний за счет укрупнения одних и ухода с рынка других, смена собственника вагона на основе данных ГВЦ ОАО «РЖД», требует изменения станций приписки, а в сегодняшних условиях бюджетной экономии такие затраты очень чувствительны даже для крупных операторов.
К сожалению, институт приписки закреплен в том числе на международном уровне в документах Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ и Балтии, где пожелания операторов учитываются слабо. В Совет входят
представители и таких администраций, где информационные технологии развиты слабо – например, это Молдавия, Туркменистан.
Поэтому могу предположить, что в Совете, если и будут обсуждать вопрос о приписке в ближайшее время, то, скорее всего, примут решение о том, что внутри страны вагоны могут эксплуатироваться и без привязки к станции приписки. Но при выходе на международный уровень должна быть идентификация вагона именно по станции приписки, отображенная на его кузове. Без этого железнодорожные администрации не позволят адресно оформить документы на подвижной состав.
Денис Семенкин,
заместитель председателя НП ОЖдПС
Приказ Минтранса РФ от 28 марта 2006 г. N 35 «Об утверждении Правил приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» (с изменениями и дополнениями)
Приказ Минтранса РФ от 28 марта 2006 г. N 35
«Об утверждении Правил приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования»
С изменениями и дополнениями от:
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169) приказываю:
Утвердить прилагаемые Правила приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7742
Правила
приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования
(утв. приказом Минтранса РФ от 28 марта 2006 г. N 35)
С изменениями и дополнениями от:
Действие настоящих Правил не распространяется на тяговый железнодорожный подвижной состав.
Целью приписки железнодорожного подвижного состава к станциям является возможность определения владельцем инфраструктуры станции, на которую должен быть возвращен железнодорожный подвижной состав, не задействованный в перевозочном процессе и находящийся на других станциях, в случае, если на основании сведений, содержащихся в перевозочных документах, либо иных данных не представляется возможным определить станцию назначения, принадлежность железнодорожного подвижного состава, а также место нахождения его владельца и при этом отсутствуют указания владельца железнодорожного подвижного состава о станции, на которую должен быть отправлен железнодорожный подвижной состав.
Приписка осуществляется к станциям, открытым в установленном порядке для выполнения грузовых операций.
В случае, если местами отстоя железнодорожного подвижного состава являются железнодорожные пути необщего пользования, приписка осуществляется к станции, к которой примыкают указанные железнодорожные пути необщего пользования.
В случае, если местами отстоя железнодорожного подвижного состава являются железнодорожные пути общего пользования, приписка осуществляется к станциям, перечень которых ежегодно устанавливается Федеральным агентством железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктуры, составленных с учетом технологических возможностей конкретной станции. Указанный перечень доводится до сведения заинтересованных лиц на железнодорожных станциях, в средствах массовой информации либо другим общедоступным способом.
Информация об изменениях:
Перечень структурных подразделений владельца инфраструктуры, в которые подаются заявки, определяется владельцем инфраструктуры и доводится до сведения заинтересованных лиц на железнодорожных станциях, в средствах массовой информации либо другим общедоступным способом.
Информация об изменениях:
3. В заявке должны содержаться следующие данные:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения юридического или физического лица, подавшего заявку;
наименование станции предполагаемой приписки (по каждой станции предполагаемой приписки подается отдельная заявка);
сведения о номере железнодорожного подвижного состава;
сведения о железнодорожном подвижном составе (тип, дата постройки, заводской номер);
информация о предполагаемых местах отстоя железнодорожного подвижного состава на станции приписки (железнодорожные пути необщего пользования, места общего пользования, технологические пути предприятий).
В случае, если местами отстоя железнодорожного подвижного состава являются железнодорожные пути необщего пользования, заявка подлежит согласованию с владельцем железнодорожного пути необщего пользования до представления ее владельцу инфраструктуры. Согласование заявки владельцем железнодорожного пути необщего пользования оформляется путем проставления на заявке соответствующей отметки.
К заявке прилагается заверенная печатью заявителя (при наличии печати) копия технического паспорта железнодорожного подвижного состава.
4. Владелец инфраструктуры рассматривает поданную заявку в течение 20 календарных дней с даты ее получения от заявителя.
По результатам рассмотрения заявки владелец инфраструктуры направляет заявителю второй экземпляр заявки с отметкой о результатах рассмотрения.
Согласованная владельцем инфраструктуры заявка удостоверяет факт приписки железнодорожного подвижного состава.
В случае, если по истечении 30 календарных дней с даты получения заявки владельцем инфраструктуры в адрес заявителя не поступил экземпляр заявки с результатами рассмотрения, такая заявка считается согласованной.
Информация об изменениях:
5. Владелец инфраструктуры вправе отказать в приписке железнодорожного подвижного состава в случаях:
несоответствия сведений или документов, представленных заявителем, фактическим данным по конкретным единицам железнодорожного подвижного состава либо предоставления неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил;
истекшего срока эксплуатации конкретных единиц железнодорожного подвижного состава;
станция предполагаемой приписки не открыта в установленном порядке для выполнения грузовых операций;
станция приписки не включена в перечень станций, утверждаемый Федеральным агентством железнодорожного транспорта в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил (в случае, если согласно заявке местами отстоя железнодорожного подвижного состава будут являться железнодорожные пути общего пользования).
В этих случаях владелец инфраструктуры возвращает заявку с указанием причин отказа заявителю. При этом в строке заявки «Дата согласования заявки» владельцем инфраструктуры указывается «Отказано», а также проставляется дата с подписью уполномоченного лица владельца инфраструктуры с указанием его должности и заверяется печатью владельца инфраструктуры (при наличии печати).
Отказ в приписке по иным основаниям не допускается.
Необоснованный или неправомерный отказ в приписке может быть обжалован в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. На основании согласованной владельцем инфраструктуры заявки владельцем железнодорожного подвижного состава наносятся на железнодорожный подвижной состав трафареты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта.
7. При смене владельца железнодорожного подвижного состава новый владелец обязан в 10-дневный срок сообщить об этом владельцу инфраструктуры и представить информацию, указанную в абзаце втором пункта 3 настоящих Правил. При этом станция приписки железнодорожного подвижного состава сохраняется, за исключением случаев, когда новым владельцем подается заявка о приписке железнодорожного подвижного состава к другой станции.
8. При списании железнодорожного подвижного состава вследствие его ненадлежащего технического состояния либо прекращении дальнейшего использования железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования владелец железнодорожного подвижного состава обязан в 10-дневный срок сообщить об этом владельцу инфраструктуры и представить информацию, указанную в абзацах втором, четвертом, пятом пункта 3 настоящих Правил.
9. Учет приписки железнодорожного подвижного состава осуществляется владельцем инфраструктуры.
Информация об изменениях:
Приложение
к Правилам приписки железнодорожного подвижного состава,
предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям
общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры
железнодорожного транспорта общего пользования
(с изменениями от 18 июля 2017 г.)
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 марта 2006 г. N 35 г. Москва Об утверждении Правил приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования
Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 апреля 2006 г.
Регистрационный N 7742
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 169) приказываю:
Утвердить прилагаемые Правила приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Правила приписки железнодорожного подвижного состава, предназначенного для перевозок грузов по железнодорожным путям общего пользования, к железнодорожным станциям инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования
Действие настоящих Правил не распространяется на тяговый железнодорожный подвижной состав.
Целью приписки железнодорожного подвижного состава к станциям является возможность определения владельцем инфраструктуры станции, на которую должен быть возвращен железнодорожный подвижной состав, не задействованный в перевозочном процессе и находящийся на других станциях, в случае, если на основании сведений, содержащихся в перевозочных документах, либо иных данных не представляется возможным определить станцию назначения, принадлежность железнодорожного подвижного состава, а также место нахождения его владельца и при этом отсутствуют указания владельца железнодорожного подвижного состава о станции, на которую должен быть отправлен железнодорожный подвижной состав.
Приписка осуществляется к станциям, открытым в установленном порядке для выполнения грузовых операций.
В случае если местами отстоя железнодорожного подвижного состава являются железнодорожные пути необщего пользования, приписка осуществляется к станции, к которой примыкают указанные железнодорожные пути необщего пользования.
В случае если местами отстоя железнодорожного подвижного состава являются железнодорожные пути общего пользования, приписка осуществляется к станциям, перечень которых ежегодно устанавливается Федеральным агентством железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктуры, составленных с учетом технологических возможностей конкретной станции. Указанный перечень доводится до сведения заинтересованных лиц на железнодорожных станциях, в средствах массовой информации либо другим общедоступным способом.
Перечень структурных подразделений владельца инфраструктуры, в которые подаются заявки, определяется владельцем инфраструктуры и доводится до сведения заинтересованных лиц на железнодорожных станциях, в средствах массовой информации либо другим общедоступным способом.
3. В заявке должны содержаться следующие данные: наименование, организационно-правовая форма, место нахождения юридического или физического лица, подавшего заявку;
наименование станции предполагаемой приписки (по каждой станции предполагаемой приписки подается отдельная заявка);
сведения о номере железнодорожного подвижного состава;
сведения о железнодорожном подвижном составе (тип, дата постройки, заводской номер);
информация о предполагаемых местах отстоя железнодорожного подвижного состава на станции приписки (железнодорожные пути необщего пользования, места общего пользования, технологические пути предприятий).
В случае если местами отстоя железнодорожного подвижного состава являются железнодорожные пути необщего пользования, заявка подлежит согласованию с владельцем железнодорожного пути необщего пользования до представления ее владельцу инфраструктуры. Согласование заявки владельцем железнодорожного пути необщего пользования оформляется путем проставления на заявке соответствующей отметки.
К заявке прилагается заверенная печатью заявителя копия технического паспорта железнодорожного подвижного состава.
4. Владелец инфраструктуры рассматривает поданную заявку в течение 20 календарных дней с даты ее получения от заявителя.
По результатам рассмотрения заявки владелец инфраструктуры направляет заявителю второй экземпляр заявки с отметкой о результатах рассмотрения.
Согласованная владельцем инфраструктуры заявка удостоверяет факт приписки железнодорожного подвижного состава.
В случае, если по истечении 30 календарных дней с даты получения заявки владельцем инфраструктуры в адрес заявителя не поступил экземпляр заявки с результатами рассмотрения, такая заявка считается согласованной.
5. Владелец инфраструктуры вправе отказать в приписке железнодорожного подвижного состава в случаях:
несоответствия сведений или документов, представленных заявителем фактическим данным по конкретным единицам железнодорожного подвижного состава либо предоставления неполного пакета документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил;
истекшего срока эксплуатации конкретных единиц железнодорожного подвижного состава;
станция предполагаемой приписки не открыта в установленном порядке для выполнения грузовых операций;
станция приписки не включена в перечень станций, утверждаемый Федеральным агентством железнодорожного транспорта в соответствии с пунктом 1 настоящих Правил (в случае, если согласно заявке местами отстоя железнодорожного подвижного состава будут являться железнодорожные пути общего пользования).
В этих случаях владелец инфраструктуры возвращает заявку с указанием причин отказа заявителю. При этом в строке заявки «Дата согласования заявки» владельцем инфраструктуры указывается «Отказано», а также проставляется дата с подписью уполномоченного лица владельца инфраструктуры с указанием его должности и заверяется печатью владельца инфраструктуры.
Отказ в приписке по иным основаниям не допускается.
Необоснованный или неправомерный отказ в приписке может быть обжалован в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. На основании согласованной владельцем инфраструктуры заявки владельцем железнодорожного подвижного состава наносятся на железнодорожный подвижной состав трафареты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в области железнодорожного транспорта.
7. При смене владельца железнодорожного подвижного состава новый владелец обязан в 10-дневный срок сообщить об этом владельцу инфраструктуры и представить информацию, указанную в абзаце втором пункта 3 настоящих Правил. При этом станция приписки железнодорожного подвижного состава сохраняется, за исключением случаев, когда новым владельцем подается заявка о приписке железнодорожного подвижного состава к другой станции.
8. При списании железнодорожного подвижного состава вследствие его ненадлежащего технического состояния либо прекращении дальнейшего использования железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования владелец железнодорожного подвижного состава обязан в 10-дневный срок сообщить об этом владельцу инфраструктуры и представить информацию, указанную в абзацах втором, четвертом, пятом пункта 3 настоящих Правил.
9. Учет приписки железнодорожного подвижного состава осуществляется владельцем инфраструктуры.
Приписка вагонов: дискуссии по спирали
О процедурах приписки вагонов спорят уже давно. Сейчас многие из аргументов, которые приводились на эту тему ранее, уже неактуальны. И это говорит о том, что на российских железных дорогах могут решить проблемы, на которые обращают внимание собственники подвижного состава. Однако сегодня на повестке дня оказались новые вопросы…
Новое – хорошо забытое старое
Напомним, что вопрос о том, является ли приписка рудиментом или необходимостью, не нов. За последние 10 лет появился ряд документов, выпуск которых, казалось бы, должен был снять проблемы, о которых ранее говорили участники рынка, в частности, в конце 2006 года (см. публикацию от 25.12.2006 г.).
В частности, для этого была выпущена инструкция «О порядке размещения и приписке приватного подвижного состава на путях общего пользования ОАО «РЖД», в которой был уточнен порядок взаимодействия Центральной дирекции управления движением и ее структурных подразделений с физическими или юридическими лицами, владеющими грузовыми вагонами.
Появление данной инструкции было продиктовано необходимостью учитывать емкости станционных путей, а также пропускную способность участков инфраструктуры ОАО «РЖД». Соответственно потребовалось уточнить обязанности сотрудников компании. Так, в Центральной дирекции управления движением должны вести мониторинг технологических возможностей инфраструктуры, учет приписки и отстоя грузовых вагонов на путях РЖД и добиваться устранения выявленных в ходе этого мониторинга проблем (с полным текстом распоряжения ОАО «РЖД» № 2276р от 08.11.2010 г. можно ознакомиться в электронном выпуске № 370 и печатной версии № 7 (145) журнала РЖД-Партнер Документы).
Спорить можно, главное – действовать конструктивно
Отметим некоторые важнейшие моменты. Во-первых, в распоряжении ОАО «РЖД» № 2276р указано, что на практике порядок выполнения требований, связанных с процедурами приписки вагонов, должен предусматриваться в договорах с собственниками (правда, при этом нельзя выходить за рамки требований приказа Минтранса России № 35). И этой возможностью смогли воспользоваться владельцы подвижного состава.
Во-вторых, отказ в рассмотрении и согласовании приписки собственных вагонов к станциям железнодорожной инфраструктуры ОАО «РЖД» по причинам, не предусмотренным действующими нормативно-правовыми документами, не допускается (см. п. 3.10. распоряжения ОАО «РЖД» № 2276р). Таким образом, клиенты получили дополнительный аргумент в свою пользу, чтобы в случае разногласий можно было обратиться в арбитраж.
В-третьих, было указано, что проверка достоверности и полноты сведений по учету приписки собственных грузовых вагонов производится при внесении изменений в АБД ПВ. А это, в свою очередь, дало возможность персоналу на станциях принимать более гибкие решения, в случаях когда вагон отставляется от движения.
Клиенты готовы отстаивать свои права
Как отмечают представители собственников вагонов, сейчас некоторые проблемы удалось снять. Напомним, что ранее, когда при отцепке на железной дороге возникало сомнение в достоверности данных о вагоне, его могли отправить на станцию отправления, потому что именно на ней производилась оплата порожнего пробега. Сейчас подобный вариант решений на сети уже не предлагают.
Перед отправкой на станцию приписки, если она расположена слишком далеко от места отставления вагона от движения, вагон могут задержать на ближайшей к нему станции, где есть свободные пути. И дальнейшие решения будут принимать уже после того, как удастся связаться с владельцем подвижного состава.
«К некоторым станциям может быть приписано гораздо больше вагонов, чем их удастся в действительности разместить. Понятно, что вагоны работают в разных регионах и все парки никогда не собираются на станции своей приписки в одно и то же время», – рассказал руководитель отдела железнодорожной логистики ООО «Мется Форест Санкт-Петербург» Андрей Малевский. По словам представителя другой компании, с железной дорогой можно договориться о том, куда в экстренной ситуации следует направлять вагон: это, как разъяснялось в распоряжении ОАО «РЖД» № 2276р, можно указать в договоре с ОАО «РЖД».
Тем не менее, как свидетельствуют обращения владельцев вагонов в Росжелдор, неудобства, которые испытывают они в связи с процедурами приписки вагонов к станциям, остаются. Например, при смене владельца новый собственник обязан уведомить об этом владельца инфраструктуры. При этом у железной дороги имеется 10 дней для ожидания поступления сведений. И даже если поправка поступит сразу же, то формально внести новые данные могут не раньше отведенного для этой процедуры срока.
Другой момент: согласно правилам приписки вагонов к станции, зафиксированным в приказе Минтранса № 35, собственнику вагона надлежит заполнить весьма простую форму, приложить к ней копии паспортов формы ВУ-4м и отправить все это в ОАО «РЖД». «К сожалению, в приказе написано, что владелец инфраструктуры имеет 20 дней для ответа. Если у него есть время, он может поступить в соответствии с требованиями законодательства», – заметили в связи с этим в Росжелдоре. Иными словами, законным порядком собственник никак не может ускорить процедуру приписки, если только ему не пойдут навстречу в ОАО «РЖД». Но до выполнения всех формальностей подвижной состав не выпустят на сеть.
Кстати, клиенту потребуется время и на то, чтобы внесенные в ГВЦ ОАО «РЖД» сведения были отражены еще и в информационных системах Росжелдора.
Эти примеры указывают, что процедуры приписки необходимо совершенствовать.