Сфера досуга что это такое

Что нужно знать для работы в сфере досуга

Сфера досуга что это такое. Смотреть фото Сфера досуга что это такое. Смотреть картинку Сфера досуга что это такое. Картинка про Сфера досуга что это такое. Фото Сфера досуга что это такое

Добиться успеха в сфере заработка на собственной популярности не так уж и сложно. Необходимо отдавать себе отчёт в том, что наибольшие шансы зарекомендовать себя как интересную собеседницу имеют именно развитые девушки, обладающие широким кругозором, способные поддержать разговор на любые темы.

Так ли важно абсолютное соответствие внешности современным стандартам красоты?

Нет, красота является субъективным понятием. Цвет волос, размер груди и длина ног уже давно перестали быть определяющими факторами успеха девушки среди состоявшихся мужчин, заинтересованных в безупречной организации своего культурного досуга.

Вместе с тем, стоит отметить, что наряду с вышеперечисленными качествами личности потенциальная фаворитка VIP-клиента агентства эскорта должна в полной мере ухаживать за своим телом и иметь гладкую ухоженную кожу, аккуратный маникюр и педикюр, стильную стрижку, а также умело поддерживать свежий и отдохнувший внешний вид.

Данный перечень рекомендаций составлен с целью поддержки девушек, сомневающихся в себе и своих силах. Именно неуверенность — главное препятствие на пути к хорошей жизни и достойному заработку. Полюбить себя не так уж и сложно, достаточно лишь осознать свою исключительность. Чем раньше понять это, тем быстрее мечты станут реальностью! Удачи!

Источник

Организация досуга — Понятие досуга и свободного времени

Свободное время, часть нерабочего времени, которая остается у человека после выполнения непроизводственных обязанностей (движение на работу и с работы, сон, еда и другие виды бытового самообслуживания). Деятельность, относящуюся к сфере досуга, можно разделить на несколько связанных между собой групп. Первый включает в себя обучение и самообразование в самом широком смысле, то есть различные формы индивидуального и коллективного присвоения культуры: посещение общественных и развлекательных мероприятий и музеев, чтение книг и журналов, прослушивание радио и просмотр телевидения. Другой наиболее интенсивно развивающейся группой в структуре досуга являются различные формы любительской и общественной деятельности: Самодеятельность и хобби (увлечения), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д. Важное место в досуге занимает общение с другими людьми: Занятия и игры с детьми, дружеские встречи (дома, в кафе, на развлекательных мероприятиях и т.д.). Часть свободного времени используется для пассивного отдыха. Социалистическое общество изо всех сил старается подавить различные явления «антикультуры» из сферы досуга (алкоголизм, асоциальное поведение и т.д.).

Плодотворное использование человеком свободного времени — важная задача общества, ведь когда он осуществляет процесс своего досуга общением с искусством, техникой, спортом, природой, а также с другими людьми, важно, чтобы он делал это рационально, продуктивно и творчески.

Так что же такое свободное время? Общепринятого определения этого термина пока не существует. Кроме того, в специальной литературе существует множество определений и интерпретаций досуга.

Свободное время часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внеучебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и др.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, потому что у всех есть свободное время и не у всех есть свободное время. Для слова «свободное время» существует множество толкований. Досуг — это деятельность, отношения, состояние души. Многие подходы затрудняют попытки понять, что такое досуг.

Досуг может сочетать в себе как отдых, так и работу. Большую часть свободного времени в современном обществе занимают различные виды отдыха, хотя в понятие «свободное время» также входят такие виды деятельности, как дополнительное образование, общественная работа на добровольной основе.

Определение досуга делится на четыре основные группы:

Макс Каплан считает, что досуг — это гораздо больше, чем свободное время или список видов досуга. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими вопросами работы, семьи, политики.

Досуг — это благодатная почва для того, чтобы молодые люди могли проверить основные человеческие потребности. В процессе досуга студенту гораздо легче сформировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть с помощью досуговой деятельности.

Свободное время помогает избавиться от стресса и мелких забот. Особая ценность свободного времени заключается в том, что оно может помочь студенту реализовать все лучшее, что в нем есть.

Можно провести различие между реальным (общественно полезным) и воображаемым (асоциальным, личностно значимым) досугом.

Сфера досуга что это такое. Смотреть фото Сфера досуга что это такое. Смотреть картинку Сфера досуга что это такое. Картинка про Сфера досуга что это такое. Фото Сфера досуга что это такое

Сфера досуга что это такое. Смотреть фото Сфера досуга что это такое. Смотреть картинку Сфера досуга что это такое. Картинка про Сфера досуга что это такое. Фото Сфера досуга что это такое

Понятие досуга и свободного времени

Настоящий досуг никогда не противоречит личности и обществу. Напротив, это состояние активности, создающее свободу от необходимых повседневных дел, время для отдыха, самореализации, развлечений.

Исходя из этого, можно вывести следующие основные характеристики досуга студентов:

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность студенческого досуга — это творческое поведение (взаимодействие со средой) людей в пространственно-временной среде, свободных в выборе вида деятельности и степени активности, которые определяются внутренне (потребности, мотивы, установки, выбор форм и способов поведения) и внешне (факторы, порождающие поведение).

В настоящее время запросы и интересы молодежи постоянно меняются и растут, усложняется и структура досуга. Досуг неравномерно распределен между различными группами населения. Поэтому необходимо разработать дифференцированные формы организации свободного времени различных групп населения. Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности. Люди неоднородны по возрасту, профессии и социальному статусу. У разных категорий людей разные потребности, разный уровень культурной и профессиональной подготовки, разный бюджет свободного времени и разное отношение к нему. Это должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений, должно обеспечивать людям максимально эффективный досуг, свободу выбора и возможность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Давайте кратко охарактеризуем эти сообщества с точки зрения социальной психологии. Для этого давайте начнем с характеристики самого человека.

Понимание процессов, взаимосвязей и взаимодействий, происходящих в так называемых малых группах, имеет большое значение для улучшения рекреационной деятельности. Они являются центральным звеном в цепи «человек-общество», поскольку от их посредничества в наибольшей степени зависит степень гармонии между общественными и личными интересами, а также интересами окружающей микросреды.

На протяжении всего цикла социальных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором собраны люди, связанные каким-то общим признаком, какой-то общей деятельностью. А для социально-психологического подхода характерна несколько иная точка зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп; он формируется как бы на пересечении этих групп, является точкой пересечения различных групповых влияний. Это имеет два важных последствия для личности: во-первых, определяет объективное место человека в системе социальной деятельности; во-вторых, влияет на формирование индивидуального сознания. Личность оказывается интегрированной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп. Таким образом, группу можно определить как «сообщество взаимодействующих людей во имя осознанной цели, сообщество, которое объективно выступает как субъект действия».

Функции, цели и характеристики досуговой деятельности

Творческая деятельность — это «всеобщая сущность человека», которую он использует «для преобразования мира» (К. Маркс). Досуг — это зона активного общения, которая удовлетворяет потребности студентов в контакте. Такие формы досуга, как любительский клуб по интересам, массовый отдых — благоприятная сфера для самопознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков по сравнению с другими людьми.

В сфере досуга студенты более открыты для влияния и воздействия большинства социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью влиять на их моральный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досуга происходит укрепление чувства товарищества, повышение степени сплочения, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.

Жизнедеятельность студентов чрезвычайно интенсивна и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физической, психической и интеллектуальной энергии. На этом фоне досуг помогает снять напряжение. В рамках свободного времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть реализуется рекреационная функция.

Более того, присущее человеку стремление к удовольствию также реализуется в первую очередь в сфере досуга.

В основе любой деятельности лежат общие законы ее развития. Досуг развивается по своим собственным законам, в соответствии с теоретически обоснованными принципами, проверенными на практике.

Известно, что существуют следующие принципы рекреации:

Человеку относительно легко сформулировать цели и мотивы досуга, но трудно говорить о функции досуга, то есть о его целостном предназначении и месте в жизни.

Досуг создает для людей возможность реализовать потребности и аспекты своего внутреннего развития, что не в полной мере возможно в деловой сфере, в быту, на фоне повседневных забот. Таким образом, реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики свобода действий и выбора ограничена. Здесь человек далек от возможности использовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, испытать развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и так далее.

Следует подчеркнуть образовательную и просветительскую функцию досуга. На первый взгляд может показаться, что они особенно важны для детей и подростков. На самом деле, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает большое воспитательное значение. В то же время эти функции остаются важными даже в более зрелом возрасте человека. В это время он меньше, но все еще нуждается в расширении кругозора, поддержании социальных связей, отвечает на требования времени. У взрослых исследователи называют такие процессы не воспитанием, а вторичной социализацией, которая также существенно связана с развитием личности. Досуг предоставляет широкие возможности для осуществления этой вторичной социализации взрослых и пожилых людей с наибольшим эффектом.

В повседневной жизни отдых выполняет множество различных функций рекреационных, расслабляющих и терапевтических. Без его выполнения у многих людей неизбежно развивается состояние стресса, повышенного невротизма, психического дисбаланса, переходящего в стойкие заболевания.

Кроме того, досуг позволяет человеку осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуг создает возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.д.) и тем самым порождает чувство единства, всеобщей связанности между людьми. С другой стороны, люди часто ищут уединения в свободное время, чтобы почувствовать успокаивающий эффект одиночества, подумать о тех аспектах своей жизни, которые не находятся в центре их внимания в повседневной жизни. В то же время на отдыхе люди легко заводят знакомства, спонтанно и дружелюбно взаимодействуют с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особое значение близких людей, осознать роль семьи и родственных отношений.

В целом досуговая деятельность способна выполнять функции укрепления психического здоровья, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг объединяет многие разрозненные аспекты жизни человека в единое целое и формирует представление о полноте собственного существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только неполноценной, она была бы лишена одного из своих фундаментальных стержней, она стала бы трудновыносимой.

Социальные объекты для проведения досуга

Существуют созданные институты и организации, функционирование которых направлено на «включение» человека в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т.д., функционирующие в сфере досуга, с расширением которых усиливается социализирующее влияние на студентов.

Однако свободное время само по себе не является показателем ценностей. Самое главное заключается в способе использования, степени социальной насыщенности. Досуг может стать мощным стимулом для развития личности. В этом кроются его прогрессивные возможности. Но досуг может превратиться в силу, которая калечит личность, деформирует сознание и поведение, приводит к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности, как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

Важным является институт досуга, который по своей природе многофункционален и мобилен, способен сочетать и активно использовать все социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность. В своих высших формах досуг служит образованию, просвещению и самообразованию молодого поколения.

Одной из особенностей молодежного досуга является специфика среды, в которой он проходит. Родительское окружение, как правило, не является основным центром молодежного досуга. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свой досуг вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, подростки охотно принимают советы и указания родителей, но в сфере конкретных досуговых интересов, то есть в выборе поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность подросткового возраста метко подметил и описал И.В. Бестужев-Лада: «… для молодежи «посиделки в компании» — это острая потребность, один из навыков школы жизни, одна из форм самоутверждения! При всей важности и силе социализации молодежи в учебных и производственных коллективах, при всей потребности в содержательном досуге, при всех масштабах роста «индустрии досуга» — туризма, спорта, библиотек, клубов — при всем этом молодежь упорно «втискивается» в компанию сверстников. Таким образом, общение в молодежной компании — это форма досуга, которая органически необходима молодым людям. Стремление к общению со сверстниками объясняется большой потребностью молодых людей в эмоциональном контакте.

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи является ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, желание приобрести определенные навыки общения с людьми разной социально-психологической природы. Общение молодых людей в контексте досуговой деятельности в первую очередь удовлетворяет следующие потребности:

Потребность в эмпатии в основном удовлетворяется в малых, первичных группах (семья, круг друзей, неформальное молодежное объединение). Потребность в информации формирует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе обычно организуется вокруг «ученых», людей, которые обладают определенной информацией, которой нет у других, и которая представляет ценность для этих других. Общение в смысле совместных согласованных действий молодых людей происходит не только в сфере производства-экономики, но и в сфере досуга. Все многообразие форм общения молодежи в контексте досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к той или иной деятельности, у каждого свой принцип организации свободного времени — творческий или нетворческий. Конечно, у каждого свой стиль отдыха, исходя из собственных возможностей и условий. Однако существует ряд общих требований, которым должен соответствовать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из социальной роли, которую должен играть досуг.

В современной социокультурной ситуации досуг молодежи предстает как социально осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей — в целом в социально-экологическом развитии и духовном обновлении всей нашей жизни. Сегодня свободное время становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом.

Молодежный досуг предполагает свободный выбор досуга самим человеком. Это необходимый и неотъемлемый элемент образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация личных интересов, связанных с отдыхом, саморазвитием, самореализацией, общением, расслаблением и так далее. В этом заключается социальная роль досуга.

Важность потребностей

Важность этих потребностей чрезвычайно высока, поскольку наличие только внешних, хотя и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Необходимо, чтобы человек сам хотел этого развития, понимал его необходимость. Таким образом, активный и содержательный досуг предполагает определенные потребности и способности людей. Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, увлекательным и ненавязчивым. Такого досуга можно достичь, предоставив каждому возможность активно развивать свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.

В современных рекреационных и культурных учреждениях необходимо стремиться преодолеть потребительское отношение к досугу, присущее многим людям, которые считают, что содержательный досуг должен обеспечивать кто-то другой, но не они сами. Следовательно, эффективность молодежного досуга во многом зависит от самого человека, его личной культуры, интересов и т.д. Активность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досуговых учреждений и т.д.

Деятельность культурно-досугового учреждения и ее совершенствование зависит не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере досуга основана на добровольности, инициативности, интересе к общению и творчеству. В этом контексте нас волнуют вопросы общения в группах и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержании деятельности, формах и методах работы можно только при условии учета психологии личности и психологии группы, психологии коллективов и масс. Реализация цели развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, характер деятельности людей, организаторы досуга и создают такие виды деятельности, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это коренное отличие деятельности в культурно-досуговом учреждении, регламентированных условиях (учебного процесса, работы), где развитие и обогащение личности происходит настолько добровольно.

Но в этих условиях нельзя не учитывать общие психологические характеристики человека, которые также проявляются в познавательной и творческой деятельности. Поэтому нельзя отвергать общие методы педагогического воздействия на человека. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является как каждый отдельный человек, так и группа людей, коллектив, неустойчивая аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое учреждение. Не зря говорят, что культурно-досуговые учреждения являются посредником между людьми и обществом.

Все эти условия необходимо учитывать при организации молодежных лагерей и их совершенствовании.

Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своим психологическим и культурным смыслом, эмоциональной значимостью и степенью умственной активности.

Самым простым видом досуга является отдых. Он используется для восстановления энергии, затраченной на работу, и делится на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое устраняет усталость и восстанавливает силы. Неважно, чем вы занимаетесь — главное, уметь отвлечься, избавиться от стресса, эмоционально разрядиться. Привычное, простое занятие дома вызывает настроение спокойствия. Это может быть простая связь или перелет, листание газеты, настольная игра, непринужденный разговор, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит далеко идущих целей, он пассивен, индивидуален, содержит лишь зачатки позитивного досуга.

Тем не менее, этот отдых является неотъемлемым элементом человеческой жизни. Она служит предшественником более сложной и творческой деятельности.

Активный отдых, с другой стороны, воспроизводит силы человека за пределами базового уровня. Она задействует мышцы и психические функции, которые не нужны на работе. Человек получает удовольствие от физических упражнений, быстрой смены эмоциональных воздействий и общения с друзьями. Активный отдых, в отличие от пассивного, требует определенного минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. Сюда входят физкультура, спорт, физические и умственные упражнения, туризм, игры, просмотр фильмов, выставок, посещение театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, общение с друзьями.

Исследователи выделяют три основные функции активного отдыха: восстановительную, развивающую и гармонизирующую. Первый обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, второй — развитие его душевных и физических сил, третий — гармонию души и тела. В целом, многие аспекты личности можно развивать и совершенствовать с помощью активного отдыха, если у инвалида хорошо развита способность к отдыху. Это своего рода искусство, которое заключается в умении знать возможности собственного тела и делать выбор наиболее подходящих занятий в данный момент времени.

Социологи, психологи и экономисты выявили прямую взаимосвязь между работой и отдыхом. Ряд исследований в этой области был проведен также в сфере культуры и рекреации. Наиболее точными и плодотворными являются исследования Ю.А. Стрельцова, который считает, «что любой вид свободной деятельности несет в себе как функцию отдыха, так и функцию развития знаний и умений человека. Однако одна из этих функций является преобладающей, доминирующей: как вид деятельности, обладает свойством развивать человека или преимущественно восстанавливать его силы» Безусловно, отдых и развлечения тесно переплетены, но есть и их различия.

Молодежный отдых, как бы подхватывая эстафету подросткового отдыха, во многом укрепляет и закрепляет в молодом человеке те привычки и навыки, которые впоследствии будут полностью определять его отношение к свободному времени. На этом этапе жизни человек вырабатывает индивидуальный стиль досуга и отдыха, приобретает первый опыт организации свободного времени, формируется привязанность к определенным видам деятельности. В юном возрасте закладывается сам принцип организации и проведения свободного времени — творческого или нетворческого. Одного привлекают странствия, другого — рыбалка, третьего — изобретения, четвертого — легкие развлечения…..

Конечно, каждый отдыхает по-своему, исходя из своих возможностей и условий. Однако существует ряд общих требований для того, чтобы досуг был полноценным. Эти требования вытекают из социальной роли, которую должен играть досуг.

Исходя из этого, сформулируем требования к организации и осуществлению досуговой деятельности молодежи. Прежде всего, их необходимо рассматривать как средство воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне и гармонично развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

Социальная ценность молодежного отдыха наиболее очевидна в связи с проблемой судьбы человека, смысла его существования.

Эти слова, формулирующие цель жизни любого человека, особенно молодого, выражают идеал нашего общества — всесторонне развитую, гармонично развитую личность.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

Сфера досуга что это такое. Смотреть фото Сфера досуга что это такое. Смотреть картинку Сфера досуга что это такое. Картинка про Сфера досуга что это такое. Фото Сфера досуга что это такое

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Понятие, содержание и функции досуга: историко-социологический аспект

Социологический анализ проблемы досуга требует предварительного уточнения ряда важнейших понятий, связанных в первую очередь с его предметом. Поскольку понятие «досуг» является исходным для характеристики досугового пространства жизнедеятельности молодежи, то возникает необходимость его уточнения в связи с разным пониманием содержания свободного времени и интерпретации досуга в научной литературе по данной проблеме. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо рассмотреть, прежде всего, вопрос, связанный с историей употребления этого термина.

Мы не ставим своей задачей дать полный анализ развития понятия «досуг», поэтому в историческом аспекте приведем обзор основных подходов к его определению.

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке, тогда как выражение «свободное время» впервые появилось лишь в начале XX века. Древнее славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить, «досягнуть». «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.

Представление о досуге как высшем благе в дальнейшем развивается Р. Декартом, который писал: «Свобода и досуг. этими двумя вещами я обладаю в такой полноте и ценю их в такой степени, что нет в мире монарха, который был бы настолько богат, чтобы купить их у меня».

Иными словами, К. Маркс выделяет в свободном времени два важнейших структурных элемента:

1) досуг, выполняющий восстановительные функции (отдых, развлечения, семейное и товарищеское общение);

2) более возвышенную деятельность, связанную с развитием человека, с раскрытием его способностей (учеба, участие в потреблении и создании духовных ценностей).

Уже на основании указанных трактовок понятий свободного времени и досуга виднейшими представителями передовой мысли различных эпох истории человечества можно говорить о значимости свободного времени и досуга в жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом.

Несмотря на то, что описание значимости досуга мы встречаем уже в работах мыслителей древности, досуг как современное понятие сформировался в период индустриального и постиндустриального развития общества. Приведем этому обоснование.

Дело в том, что для обеспечения досуга в жизни большинства занятого населения в самом обществе необходим ряд условий. В качестве наиболее существенных из них современные исследователи Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие два:

во-первых, общество должно перестать управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллективного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого индивидуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминироваться социальной необходимостью;

во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, должна стоять в стороне от других ее видов, то есть организоваться таким образом, чтобы ее легко можно было отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия обеспечения досуга характерны для образа жизни людей только индустриального и постиндустриального обществ, в которых досуг и труд, досуг и учеба становятся четко разделенными, регламентированными. Именно общества такого типа через увеличение производительности и интенсивности труда смогли обеспечить сокращение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели, в виде отпуска.

Понятие «досуг», «свободное время» в отечественной социологии рассматривались в работах Б.А. Грушина, А.В. Неценко, Г.П. Орлова, В.Н. Пименовой и др.

Достаточно полное раскрытие терминов «досуг» и «свободное время» мы встречаем в Российской социологической энциклопедии, где «свободное время» характеризуется как часть времени суток, свободная от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывается как часть свободного времени. При этом виды досуговой деятельности служат как отдыху, так и развитию личности, удовлетворению потребности в развлечениях и общении.

С данной точкой зрения можно, на наш взгляд, согласиться с одной оговоркой: занятия, составляющие досуг, так же, как и занятия «более возвышенной деятельности», могут выступать в качестве самоцели.

Некоторые зарубежные ученые, например, 3. Браун, включают в свободное время и время вынужденного освобождения от работы в связи с безработицей, болезнью и т.п. 3. Браун называет такие затраты времени «плохим» свободным временем наряду с «нормальным» (религиозная, культурная, политическая деятельность).

Английский социолог Н. Андерсон в работе «Труд и досуг» выделяет по существу три понятия: внерабочее время, свободное время и досуг. При этом свободное время определяется путем исключения из внерабочего времени на сон, еду и гигиену. По Н. Андерсону, и домашний труд представляет составную часть свободного времени. Но не все элементы внерабочего времени можно в полном смысле назвать отдыхом, например, домашний труд (стирка, уборка помещения) вряд ли возможно назвать отдыхом. Хотя, по толкованию Н. Андерсона, домашний труд включается в свободное время лишь на том основании, что он не входит в «рабочее время».

Таким образом, можно говорить о том, что в литературе встречаются субъективные представления о категории свободного времени. Правильным, на наш взгляд, можно считать рассмотрение свободного времени как части внерабочего. Под свободным временем следует понимать не все внерабочее время, а только ту его часть, которая расходуется на учебу (кроме обязательного обучения), самообразование, на творческие поиски, досуг, общественную работу и т.п., т.е. то время, которое используется человеком по своему усмотрению.

Что же касается понятия «досуг», то его часто отождествляют с термином «свободное время». Эта тенденция появилась недавно, перейдя к нам из западной социологии. В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» употребляют термин «досуг».

Сходное происхождение имеют западные научные термины. От латинского слова «Нсеге», означавшего «быть дозволенным, разрешенным», происходит французское «loisir» (свободное время) и английское «leisure» (свобода в выборе действий).

Французский исследователь, автор ряда работ, посвященных изменениям, происходящим в обществе и мире, раскрывающих, в том числе, и проблемы свободного времени и досуга, директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье рассматривает досуг как «совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образование. будучи свободным от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей».

Важно отметить: несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семейные и другие обязанности», среди функций, выполняемых досугом, наряду с отдыхом и развлечением, он говорит и о функции развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не отождествляется исследователем с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием».

Кроме того, Ж. Дюмазедье отмечает, что «высвобожденное» от профессионального труда время, ранее воспринимавшееся лишь как дополнительное к нему и необходимое для воспроизводства рабочей силы, «постепенно стало приобретать все более самостоятельное значение, становясь решающим фактором для создания новых коллективных ценностей».

Эта точка зрения подтверждается и позицией М. Каплана, который, определяя сущность досуга, говорит и о «приобщении к ценностям культуры» в его пространстве.

Немецкий ученый Г. Клут говорит: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя».

Из высказанного выше следует, что понятия досуга и свободного времени совмещаются, поскольку в структуре свободного времени нет места тем видам деятельности, которые человек выполняет не для «отдыха и смягчения напряжения», а по причине обязанностей: домашний труд, воспитание детей и др. Либо в фонд рабочего времени, в таком случае, не включаются различные необходимые затраты времени, связанные с работой: время на дорогу до работы и обратно, для личной гигиены, по дому и т. д.

Такой подход к оценке фонда свободного времени требует корректировок, поскольку свободное время, в соответствии с разделяемой нами точкой зрения Б.А. Грушина, является только «частью внерабочего времени, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат».

По вопросу содержания сферы досуга мнение Г.И. Минц разнится с точкой зрения А.П. Владимировой, предлагаемое определение досуга которой, на наш взгляд, справедливо. Исследователь отмечает, что «досуг» несомненно, шире «отдыха», хотя зачастую оба термина сводятся друг к другу, в зависимости от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Некоторые понимают досуг как отдых, и в этом случае первое понятие несет в себе два оттенка: оно может обозначать отрезок свободного от работы времени и период отдыха человека.

Итак, существуют разнообразные представления о категориях «досуга» и «свободного времени». Чаще всего эти термины употребляется как синонимы. Но такую точку зрения, на наш взгляд, нельзя считать абсолютно объективной, поэтому мы остаемся на позиции, которая не отождествляет эти понятия.

В нашей работе мы будем исходить из следующего понимания досуга и свободного времени, разграничивая эти понятия.

Как социально-исторические категории «свободное время» и «досуг» характеризуются параметрами, среди которых, прежде всего, выделяют объем, структуру и содержание. Некоторые исследователи в качестве параметров досуга указывают также продолжительность, место и способ его проведения. В любом случае важна адекватность выделяемых или применяемых параметров цели и задачам конкретно-прикладного исследования.

На наш взгляд, уровни досуговой деятельности, выделяемые А.Ф. Воловик и В.А. Воловик можно представить в виде схемы. Это позволит нам не только наглядно продемонстрировать многоуровневость содержания досуговой деятельности, но и применить эту схему в последующем в качестве инструмента оценки современных тенденций в сфере молодежного досуга.

Таким образом, особенности досуговой деятельности создают определенную структуру досуга, соответствующую прогрессивному усложнению, развитию потребностей в виде уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической, культурной значимостью. При этом один уровень отличается от другого не столько конкретным содержанием деятельности, сколько степенью интеллектуальной и эмоциональной включенности в нее, степенью духовной активности.

В зависимости от аспекта рассмотрения и задач анализа в структуре свободного и досугового времени изучают определенные виды времяпрепровождения (их по данным социологов насчитывают несколько сотен), отличающиеся по своему содержанию и функциям.

В исследовательской практике существуют попытки классифицировать самые разнообразные виды деятельности, которой люди занимаются на досуге, в свободное время (выделяется ряд специфических категорий: деятельность, связанная с работой; продолжение образования; домашняя работа; организационная работа; воспитание детей; социальные развлечения; шопинг; активный досуг; личные потребности; пассивный досуг).

Таким образом, при характеристике досуга, исследователи выделяют его типы, которые отличаются друг от друга объемом (продолжительностью); содержанием (типичным набором досуговых занятий); активным, деятельным или пассивным характером; планируемостью или стихийностью, импровизированностью; пространственной локализацией (домашний досуг или внедомашний, связанный с перемещениями по городу); особенностями круга общения; индивидуальным, групповым или массовым характером занятий; соотношением рекреативной, развивающей и деструктивной функций.

Типология времяпрепровождения, или специфических структур использования времени, определяется важнейшими потребностями разных социальных групп населения и конкретными условиями их реализации. При этом типы времяпрепровождения выявляются на основе типологии людей по их социально-демографическим и профессиональным характеристикам, по их реальному поведению, отраженному в показателях времени, на базе одинаковых наборов видов деятельности и их продолжительности.

Главным в разработке типологии является определение ее критерия, основания. Выработка типологии свободного или досугового времени должна быть не самоцелью, а средством изучения этой области жизнедеятельности. Поэтому научная ценность типологии зависит от степени значимости тех признаков, которые положены в основу типологии времяпрепровождения.

В подтверждение этому В.Г. Алексеева отмечает, что, например, «ценностные ориентации сами по себе не могут служить достаточно твердым основанием для типологии личности, поскольку не только возможны, но и реальны факты расхождения между этими ориентациями и поступками человека. Поэтому наиболее надежным и устойчивым критерием, определяющим тип личности, является ее практическое поведение».

Канадский ученый Р.А. Стеббинс разделяет досуг на «обычный» (доставляет пользу немедленно и сам по себе, при этом не требует специального обучения) и «серьезный» (устойчивые занятия любителя или участника, которые могут замещать работу, за счет удовлетворения общих с какой-либо группой интересов обеспечивать причастность к социальному миру). Исследователь отмечает, что если «обычный досуг» не требует специального обучения, то «серьезный досуг» подразумевает обладание совокупностью отличительных качеств, специальных навыков, знаний, посредством которых осуществляется самореализация, самовыражение, духовный рост, обновление личности.

Подобное разделение досуга представляет для нас интерес в связи с возможностью рассмотрения не только степени активности и конкретных видов досуговой деятельности, как для «обычного», так и для «серьезного» досуга, но и тех притязаний, которые человек стремится при этом реализовать.

Одним из примеров обобщения видов деятельности в свободное время является типология, предложенная отечественным исследователем В.Н. Пименовой. Типология отражает характер влияния основных видов деятельности на формирование всесторонне гармонично развитой личности. В связи с этим все занятия в свободное время исследователь дифференцирует на три основных типа:

3) рекреативный тип (объединяет различные виды отдыха и развлечений).

Приведенная типология в основном соответствует дифференциации свободного времени на досуговую и более возвышенную деятельность. Нетрудно заметить, что культурно-творческий и культурно-потребительский типы характеризуют более возвышенную деятельность в свободное время, а рекреативный тип выражает досуговую деятельность.

Один из вариантов типологии досуговой деятельности, характеризующий культурную активность различных социальных групп населения, предлагают Г.В. Осипов и Ю.П. Коваленко. Они выделяют следующие типы:

— характеризующийся участием в современных формах культурного досуга и ориентацией на расширение этого участия;

— характеризующийся неучастием в современных формах досуга и выраженной ориентацией на такое участие;

— характеризующийся участием в современных формах культурного досуга и отсутствием ориентации на его расширение;

— характеризующийся неучастием в современных формах культурного досуга и отсутствием ориентации на участие в них.

Приведенная типология представляет пересечение культурных занятий досуга и отношение к ним.

Безусловно, рассмотренные варианты классификаций заслуживают должного внимания, однако не являются единственно возможными и не отражают всего многообразия подходов к обобщению и анализу социологической информации исследований социокультурной деятельности на досуге.

Но несмотря на все попытки, до сих пор не разработана исчерпывающая и в то же время лаконичная система классификации деятельности на досуге, из-за чего качество исследований в этой области, естественно, только приближается к желаемому.

На примере приведенных выше типологий досуговой деятельности видно, что довольно часто в основании подобного теоретического осмысления оказывается характеристика досуга с точки зрения культуры его организации и проведения. В связи с этим становится необходимым уточнение понятия «культура досуга». Его важность в исследовании сферы досуга связана с тем, что поскольку досуг является одной из важнейших сфер жизни человека, то культура досуга выступает неотъемлемой составной частью культуры общества, общей культуры личности. К тому же, как справедливо отмечают исследователи, от умения направлять свою деятельность в часы досуга во многом зависят социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В научной литературе определение культуры досуга в социологическом аспекте в большей мере нашло свое отражение в работах таких исследователей, как А.И.Вишняк и В.И Тарасенко, Е.И. Добринская и Э.В Соколов, Л.И. Михайлова, Б.Г. Мосалев и др.

На основе анализа и обобщения предлагаемых дефиниций «культуры досуга» в нашей работе мы будем исходить из следующего определения этого понятия: культура досуга, являясь качественной характеристикой человеческой деятельности на досуге во всем многообразии ее видов, форм, способов и результатов, представляет собой набор ценностных ориентации и форм поведения, а также готовность к участию в социально значимых видах досуговой деятельности, способствующих самореализации внутренних творческих потенций личности в досуговое время.

Из вышесказанного следует, что культура досуга характеризуется, прежде всего, теми занятиями, которым человек отдает предпочтение в часы досуга.

Как мы уже отмечали, разнообразные виды и формы досуговой деятельности отличаются по своим функциям. К ним обращаются, определяя место и роль досуга в структуре всего времени. Эти функции довольно многообразны, и в самом общем плане можно выделить:

во-первых, рекреационную (отдых, восстановление физической и психической энергии);

во-вторых, развивающую (физическое, интеллектуальное, художественное, нравственное развитие личности);

Поскольку выделяют виды досуговой деятельности и «антикультурного» свойства (наряду с творческой деятельностью, развлечениями или просто пассивным отдыхом), становится понятно, что не все занятия в свободное время равнозначны. При этом одно и то же занятие в зависимости от отношения к нему личности и того места, которое оно занимает в бюджете времени и образе жизни человека, может быть конструктивным или деструктивным.

Рассматривая функции и роль досуга в структуре свободного времени, нельзя не согласиться с точкой зрения зарубежных исследователей А. Фернхема и П. Хейвена. Ученые на обширном фактическом, экспериментальном и теоретическом материале делают выводы о том, что досуг дает множество возможностей для удовлетворения самых разнообразных психологических потребностей, от наслаждения природой, снижения напряжения, устранения физических стрессов до социального признания, развития умений и поиска возбуждающих стимулов. На досуге у человека может искажаться ощущение времени и снижаться уровень тревоги и напряжения. Полностью погрузившись в любимое занятие, человек забывает обо всем, его внимание концентрируется на более узкой, но более интересной для него области, и это является источником приятных ощущений.

Исследователи, таким образом, раскрывают все многообразие функций досугового пространства: от отдыха и развлечения до развития и самореализации, что, на наш взгляд, представляет достаточно полное описание.

Объем, структура, содержание или способ проведения, а также другие параметры, характеризующие пространство свободного времени и досуга, обусловливаются рядом факторов, которые выявлены учеными в результате многочисленных исследований этой сферы жизнедеятельности человека. Прежде всего, подобные факторы принято подразделять на общие (неспецифические) и специфические.

К общим (неспецифическим) факторам относятся такие, как состав населения по полу и возрасту, размер семьи, уровень доходов на одного члена семьи, размеры жилой площади, объем и качество коммунальных услуг, оказываемых населению, образование и т. д.

Учет общих и специфических факторов очень важен, прежде всего, для построения региональной модели системы материальных, организационных и личностных факторов, способствующих или препятствующих оптимальному использованию свободного времени, выбору видов социальной деятельности человека, нравственному формированию индивида. Эта работа должна строиться по-своему в каждом регионе исходя из структуры бюджета времени.

Помимо общих и специфических факторов структура свободного времени, потребности и ориентации в сфере досуга обусловлены и рядом факторов, которые принято условно подразделять на объективные (внешние, не зависящие от отдельно взятого человека) и субъективные (внутренние, личностные).

В большей или меньшей степени анализа факторов касаются все исследования, направленные на изучение пространства свободного времени или досуга, в связи с чем накопился богатый фактический материал, позволяющий на примерах рассмотреть характер их влияния.

Так, Ю.И. Гревцов и Л.А. Григорьева подчеркивают важность проблемы распределения внерабочего времени городского населения и различия в продолжительности досуга различных социально-демографических групп. На основании полученных в ходе исследования результатов авторы делают вывод о том, что объем досуга, например, несемейной молодежи больше, чем у семейных и более старших горожан.

Наиболее неблагоприятно в сфере свободного времени положение семейных женщин: по данным исследований бюджетов времени, они тратят на бытовой труд в 1,5 раза больше времени, чем мужчины, что сокращает их досуг.

Влияние на структуру досуга оказывает и пол. Такие выводы можно сделать на основании результатов специального исследования Л.А. Гусейновой, а также данных, полученных Л.Ф. Боженко. Ученый в качестве цели исследования выдвинул необходимость выявить условия, влияющие на специфику досуга школьников. На основании полученных данных Л.Ф. Боженко приходит к выводу, что фактором, определяющим изменение структуры свободного времени школьников, наряду с возрастом, является пол. Кроме того, подчеркивает исследователь, содержательность досуга школьников во многом определяется уровнем развития социально-культурной инфраструктуры города, системы внешкольных детских учреждений. Большое влияние на формирование досуговых ориентации учеников среднего школьного возраста оказывает мнение сверстников и родителей, которые передают свой образ жизни, «досуговую квалификацию», отношение к спорту, художественному творчеству и т.д.

На распределение внерабочего времени значительное влияние оказывает и уровень доходов. Правда, зависимость содержания досуга от материального дохода семьи 20-30 лет назад демонстрировали исключительно на примере западного образа жизни.

Современные исследования также свидетельствуют о влиянии экономического фактора на структуру свободного времени, причем регистрируют рост его влияния.

Таким образом, есть все основания говорить о том, что на характер проведения и структуру досуга самым непосредственным образом оказывает влияние уровень доходов семьи.

В качестве следующего фактора, определяющего специфику и особенности досугового времяпрепровождения, мы предлагаем рассмотреть особенности места поселения.

Во-первых, место и тип поселения обусловливают наличие на разных территориях неравных условий проведения свободных часов (так называемая инфраструктура досуга): наличие Домов культуры, клубов, театров, кинотеатров, спортивных сооружений, парковых зон и пр.

Во-вторых, от места жительства зависит материальное положение, и, как следствие, возможность в удовлетворении разнообразных потребностей (в том числе досуговых).

Так, например, Г.С. Широкалова, исследуя изменения в жизнеустройстве горожан и селян в результате реформ 90-х годов, на примере Нижегородской области формулирует выводы о том, что материальные возможности горожан и селян в период с 1985 по 1999 гг. претерпели существенные изменения. Вместе с тем, по ряду показателей, сохраняется диспропорция уровня материального положения между типами поселения с тенденцией его ухудшения в поселениях сельского типа.

В-третьих, уровень образования и культуры населения, во многом обусловленные местом проживания, являются важной составляющей формирования потребностей и притязаний в отношении характера проведения досуга.

В этой связи показательны, например, результаты исследования Л.В. Раковой. На основании полученных данных автор выявляет зависимость культурно-досуговой деятельности молодежи от уровня образования, принадлежности к той или иной социально-профессиональной группе.

В-четвертых, тип поселения (городской или сельский) воспроизводит соответствующий образ жизни, зависящий от характера труда и занятости.

Факторами, оказывающими влияние на выбор деятельности, которой люди посвящают свое свободное время, выступают религиозные верования, расовые различия, национальность и состояние здоровья. Их влияние зафиксировали в своих исследованиях А. Фернхем и П. Хейвен.

Таким образом, характерные черты досуга, свободного времени определяются содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, уровнем образования, индивидуальными особенностями и пр.

Социально-экономическая обусловленность деятельности людей, в том числе и в сфере досуга, в наиболее полном виде представлена в марксистской (материалистической) теоретической традиции, которая, начиная с работ С.Г. Струмилина, господствовала в разработках данной проблематики и доминирует в настоящее время. Её основные положения заключаются в следующем.

— Все виды деятельности различных социальных групп населения, их продолжительность определяются не самопроизвольно индивидами, а прежде всего их социально-экономическими потребностями, складывающимися при определенных условиях труда, быта и отдыха и при данном уровне развития производительных сил и характере производственных отношений.

— Все группы видов деятельности представляют систему, взаимосвязаны и в определенной степени взаимообусловлены. Поэтому при изучении той или иной области жизнедеятельности социальной группы необходимо определить ее место в общей системе повседневной деятельности.

— Как и отдельные группы видов деятельности, взаимосвязаны и обусловлены также виды деятельности территориальной общности (города, области, страны), представляя единую систему. Это предполагает необходимость разработки и анализа балансов совокупного фонда времени всего населения тех или иных территорий.

— Время распределяется и используется в соответствии с достигнутым уровнем развития экономики и характером социальных отношений.

— Все важнейшие социально-экономические изменения, происходящие в обществе отражаются на реальном поведении людей и использовании ими бюджета времени в целом или отдельных его частей.

— Научно-технической прогресс ведет к тому, что разнообразные виды деятельности требуют меньших по продолжительности затрат времени, вследствие чего обогащается комплекс видов деятельности в свободное время, а расширение его рамок, по Марксу, составляет подлинное богатство развитого общества.

Исходя из рассмотренных нами примеров, нельзя согласиться с мнением, что на структуру и характер проведения досугового времени влияет лишь незначительное количество факторов. Такой точки зрения придерживается, например, канадский социолог Д. Меркюра, который на основании своих исследований делает вывод о том, что основополагающим фактором является материальное положение, а «возраст, семейное положение, половые различия играют самую несущественную роль при организации досуга». Подобные выводы о досуге вряд ли могут соответствовать действительному положению дел, поскольку, как мы смогли убедиться, большинство исследований свидетельствует о том, что наряду с материальным фактором, влиянием уровня доходов обнаруживается ряд существенных различий в выборе видов досуговой деятельности уже между социально-демографическими группами (влияние пола, возраста, семейного положения, уровня образования и пр.).

Особенности культурно-досуговой деятельности молодежи, как справедливо замечает исследователь свободного времени молодежи Б. А. Трегубов, во многом обусловлены теми сложными и противоречивыми процессами, которые происходят в условиях нарастающей урбанизации, развития научно-технической революции, кризиса основных институтов социализации, возрастающего разрыва между социальной и физиологической зрелостью учащихся, удлинением сроков их обучения. Психофизиологические и возрастные особенности, связанные с маргинальным социальным статусом учащейся молодежи, усиливающейся автономизацией ее от родителей, а также спецификой становления подросткового и юношеского самосознания, накладывают существенный отпечаток на характер использования свободного времени.

Исследователи отмечают, что особенности молодости (поисковая, творчески-экспериментальная активность, склонность к игровой деятельности, романтизм, повышенная эмоциональность) сложным образом преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается наибольшей мобильностью, активностью, разнообразием.

Таким образом, на досуг молодежи оказывают влияние и психологические особенности возраста. Как часто отмечают психологи, поведение молодежи обусловлено не только ее общественным положением, но и впечатлительностью, психической подвижностью и возбудимостью, интеллектуальной мобильностью, преобладанием эмоций над рассудком и др..

Однако было бы неверным характеризовать досуг молодежи в целом, не отмечая того, что и внутри этой социально-демографической группы существует много особенностей организации досугового пространства. Как отмечают исследователи, даже короткая, в 4-5 лет дистанция между возрастными группами молодежи, обнаруживает заметные различия в иерархии ценностного сознания молодежи при выборе типов поведения.

Вся совокупность различных особенностей дает возможность выделения досуга молодежи в качестве отдельного предмета исследования.

Итак, знание специфики молодежного досуга, обусловленной рядом факторов, позволит определять проблемы и противоречия, которые характерны для жизни молодежи. Это объясняется, прежде всего, тем, что жизненные проблемы молодежи находят отражение в ее досуге. В связи с этим интерес к досугу вполне оправдан, так как он имеет достаточно серьезные основания. Специфика досуговой сферы жизнедеятельности молодежи зависит как от психологических, так и от возрастных ее особенностей и связана со своеобразием образа жизни в целом.

В настоящее время интерес исследователей к проблемам свободного времени и досуга возрастает. Происходит существенная переоценка значения досуга как социально-культурной категории в жизни общества. Досуг, выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы, становится все более широким аспектом социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества.

Проблема исследования содержания и структуры досуга приобретает за последние годы новые качественные очертания. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. В этой ситуации появляется возможность и необходимость говорить об инновационных изменениях в сфере досуга.

В связи с рассмотрением инновационных процессов в сфере молодежного досуга мы видим необходимость уточнения понятия «инновация» или «нововведение».

В рамках изучения досуговой деятельности молодежи под инновацией (нововведением) мы понимаем такие изменения в современном досуговом пространстве молодежи, которые характеризуются как его новыми, нетрадиционными видами практик, так и изменениями сущностного, смыслового характера, наполняющими новым содержанием существующие формы досугового времяпрепровождения.

Однако происходящие изменения мы рассматриваем не только в отношении форм или содержания видов досуговой деятельности молодежи, но и тех условий, которые влияют на их трансформацию. В этой связи мы говорим об инновациях всей социокультурной ситуации в сфере досуга молодежи.

Поскольку актуализирующиеся явления подразумевают и новые механизмы их регулирования, то необходимо рассмотреть и те инновации, которые относятся к принципам и методам работы с молодежью на современном этапе.

Таким образом, представление об инновации равно касаются всех сторон досуговой сферы жизнедеятельности молодежи современной России.

Итак, в нашей работе под инновациями в сфере молодежного досуга мы будем рассматривать совокупность всех изменений способов и результатов деятельности, условий ее формирования и реализации, а также принципов и методов регулирования свободного времени.

Другая сторона нового уровня оценки происходящих в пространстве свободного времени и досуга трансформаций проявляется в выработке таких оснований теоретического обобщения, которые содействуют анализу характера их направленности. В качестве одного из теоретических конструктов мы предлагаем ввести понятие «досуговая стратегия».

Социологическая наука в настоящее время имеет разнообразный опыт изучения стратегического поведения личности. Особо следует отметить отечественные разработки по данной проблематике, связанные с включением молодежи в социальную структуру (М.Н. Руткевич, М.Х. Титма, Э.А. Саар, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин и др.)

Собственно термин «стратегия» в современной науке достаточно разработан и нашел свое применение при рассмотрении разнообразных сторон общественной жизни. Исследователями рассматриваются такие понятия, как «жизненная стратегия», «стратегия выживания», «стратегия самоопределения». Вместе с тем, в их определении до сих пор нет логической четкости и ясности, как нет и однозначной интерпретации отдельных понятий.

Так, Ю.М. Резник и Е.А. Смирнов под «жизненной стратегией» предлагают понимать «способ рационального отношения к жизни», «сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего» и вместе с тем отмечают, что стратегии жизни необходимо рассматривать как феномен личности, сочетающий в себе не только рациональные, но и спонтанные (самопроизвольно возникающие) стороны ее деятельности.

B.C. Магун рассматривает жизненные стратегии как соотнесение людьми своих притязаний со средствами их осуществления.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, «стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности».

Классифицируя стратегии выживания по отношению к новой культуре, Е.Н. Данилова выделяет активно-достижительскую (прослеживается у тех, кто вполне адаптировался к переменам, проявляет активность и стремление к успеху, живет настоящим) и пассивно-конформистскую (характерна для тех, кто испытывает ощущение неспособности самоопределиться в поломанном мире и обращается за поддержкой в прошлое) стратегии.

В нашей работе, вводя понятие «досуговой стратегии» молодежи, мы понимаем под ним механизмы удовлетворения потребностей в сфере досуга или через него, способы реализации через формы досуга целей, в которых молодой человек видит необходимый итог своей деятельности в сфере досуга. Иначе говоря, стратегия может рассматриваться как конструкт средств, инструментов и действий по реализации целей в области досуга.

Таким образом, досуговая стратегия выступает как способ реализации (через участие в разнообразных видах досуговой деятельности) индивидуального потенциала с помощью доступных экономических ресурсов и ресурсов досуговой сферы для достижения выдвигаемых целей, рассматриваемых личностью в качестве необходимых.

Изучение досуговых стратегий молодежи раскрывает возможности использования нового научного подхода для интерпретации и анализа изменений, происходящих в этой сфере жизнедеятельности человека.

Итак, на протяжении всего периода времени, в течение которого исследователи обращали свой интерес к проблемам свободного времени и досуга, их взгляды претерпевали изменения. Это касается представлений о соотношении рабочего, внерабочего, свободного и досугового времени, а также о роли и функциях пространства свободного времени и досуга в жизни всего общества или отдельной личности.

Функции, которые выполняет досуг, во многом зависят от того, каким занятиям в его пространстве отдается предпочтение. В связи с этим досуг нельзя сводить к отдыху, следует говорить о самых разнообразных функциях досуга: от отдыха и развлечения до развития и самореализации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *