ревность по богу снедает меня
Ревность по богу снедает меня
Самым главным в жизни Соломона было построение храма Господня. Какое это было величественное сооружение! Из 3-й книги Царств (6:38) мы узнаем, что на строительство храма ушло семь лет. Однако подготовка к строительству, несомненно, заняла намного больше времени, и именно этот период станет предметом нашей сегодняшней проповеди.
Приготовление к строительству было делом отца Соломона, Давида, который, как его характеризует Писание, был «мужем по сердцу Господнему». Мы должны вернуться назад ко времени апогея царствования Давида, когда его мысли обратились к построению храма Господня (1 Пар.17:1,2). «Всё, что у тебя на сердце делай», – сказал ему пророк Нафан, однако это не входило в замысел Бога. Слово Его сразу пришло к пророку, чтобы он вернулся и предупредил Давида о том, что он не может построить храм Господу; «Господь (сам) устроит тебе дом» (ст.10). Какое удивительное обетование, указывающее, несомненно, на Христа. Частичное исполнение этого обетования выпало еще на время царствования Соломона, но это было только отражением его полнейшего исполнения во Христе.
Итак, Давид получил запрет от Бога на строительство храма, и, несмотря на обетования Бога устроить ему свой собственный дом, царь, несомненно, был разочарован в отказе Бога на желание построить храм (дом) Господу. Какова была его реакция? Он мог впасть в отчаяние, но не сделал этого. Он не преступил запрета и в своем рвении к служению Господу увидел прекрасную возможность начать приготовление для строительства. В 1 Паралипоменон 22:5 мы читаем: «И заготовил Давид до смерти своей много». А в 19 стихе 29 главы нам сообщается, что «все сие (т.е. план строительства Давид получил) в письмени от Господа», и это подвигло его на энтузиазм в приготовлении к строительству, даже до такой степени, что он употребил на это все силы (ст.2), а стих 3 сообщает нам, что делал он это «по любви». Слово «любовь» здесь имеет в еврейском тот же корень, что и слово «примирение». Поэтому не исключено, что в своей любви к дому Бога Давид увидел возможность примирения с Богом после своего согрешения с Вирсавией.
Давид видел результат своего греха до самого дня своей смерти – этот грех был прощен, но его последствия всегда стояли перед глазами царя. Мы должны особо заострить на этом свое внимание. Давиду пришлось пережить измену собственного сына и многих бывших соратников. В 68 псалме Давид жалуется Богу (ст.9), что он «чужим стал для братьев» своих, но как он повел себя в этой ситуации? Стих 10 говорит: «Ревность по доме Твоем снедает меня». Теперь мы можем видеть все на своем месте: ревность по доме – это энтузиазм, охвативший его в подготовительных работах для строительства храма. Это стало делом всей его жизни.
Рвение относится к сильным эмоциям. В самом слове оригинала мы можем обнаружить идею праведного гнева. Именно в этом мы можем заметить, что 68 псалом относится не столько к Давиду, сколько к Иисусу Христу. В послании Иоанна 2:13-17 мы видим этот праведный гнев в действии. Территория храма была загрязнена в виду продажи на ней жертвенных животных, что вкупе с жадными менялами денег препятствовало использованию прекрасного строения по назначению. Когда Иисус увидел происходящее, зрелище вызвало в Нем бурную реакцию. Он вынужден был принять какие-то меры, чтобы навести порядок, поэтому пошел на действия, не характерные для Него.
Эта реакция являлась праведным гневом в самом истинном значении этого выражения, и обратите внимание, что именно Его ученики напомнили слова псалма (ст.17): «При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня». Иисус проявил ревность к дому Своего Отца, и Его действия явились результатом вопиющего безобразия храма. Но присутствует во всем этом и более глубокое значение.
Павел в послании Евреям 3:4,6 обращается к этому «дому» – что «дом же Его – мы» – духовный храм Христа. Каждый из нас является частичкой этого храма, « если только дерзновение и упование… твердо сохраним до конца». Рвение, которое проявил Христос и которое признали и Его ученики, было полной отдачей Себя на подготовку и возведение дома Божьего – сообщества верующих – подобно как и Давид отдавал все свои силы и энтузиазм к приготовлению строительства величественного и прекрасного здания, которое предстояло возвести Соломону.
Но рвение есть или должно быть эмоцией заразной, поэтому вывод из всего этого тот, что мы должны отражать в себе этот энтузиазм. Давид проявил его, даже не взирая на последствия своей вины и мятеж в своем собственном доме.
Наконец, мы переходим к Ефесянам 2:19-21. Здесь Павел описывает дом, который строится сейчас: отдельные камни подгоняются точно друг к другу, постоянно возрастая в святой храм Божий. Давид посвятил все свои силы для подготовки к строительству, следуя плану, данному ему Богом. Мы тоже имеем план, предоставленный нам тем же Богом – писания истины. Иисус явил ревность – истинную ревность – ревность, которую мы должны стараться проявлять в себе.
Мы читаем в 3 Царств 6:7, что во время возведения Соломоном храма каменотесы приготовляли камни для строительства вне строительной площадки, поэтому никакого шума от инструментов на ней не было слышно. Подобным же образом готовят для Царства и нас – вдали, так сказать, от него самого. И строимся мы на основании, которым является Христос. Мы подгоняемся друг к другу не как грубые, неотесанные камни, но как обработанные пророками, апостолами и самим Христом кирпичи. Если из нас строится храм на основании Христа, пророков и апостолов, мы должны знать и понимать их, и это можем делать через чтение и впитывание в себя Божьего слова. Мы обрабатываемся жизненным опытом, если позволяем Богу управлять нашими жизнями.
Преломляя хлеб, давайте напомним себе о той великой привилегии, которую мы имеем во Христе, ибо мы «были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Ефес.2:12,13). Подобно грубым, неотесанным камням, мы были когда-то пришельцами и чужими, но теперь, через кровь Христову, мы собраны вместе и представляем духовный храм Божий.
Потому, ожидая прекрасного дня возвращения Господа, давайте стараться делать все возможное, чтобы являть собой ту ревность, которую явил Давид и исполнил Христос, когда ими было сказано: «ревность по доме Твоем снедает Меня».
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 68:10
Свт. Афанасий Великий
яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя
Яко ревность дому Твоего снеде Мя. Отреклись от Меня, потому что обличал Я их в нечестии к дому Твоему, Иоанн ясно описывает событие, когда Христос изгонял из храма бичом. И поношения поносящих Ти нападоша на Мя. Не только был Я устранен и отчужден, но и подвергся поношению поносящих Ти лукавыми своими делами, потерпел же Я все это не за иное что, как за ревность к дому Твоему.
Толкование на псалмы.
Прав. Иоанн Кронштадтский
яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя
Мы не имеем счастия терпеть поношения ради Господа. Но не знаем, стали бы мы, подобно Давиду, обращаться к Богу с жалобою на людей, оскорбляющих Господа, или бы срамота ложная покрыла лицо наше, и мы не пошевелили и языком своим, упавши духом. А снедает ли тебя ревность о доме Божием и дерзкие хулы на предметы веры принимаешь ли ты так, как бы они прямо на тебя были направлены?
Дневник. Том I. 1856.
Блж. Феодорит Кирский
Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящихь Ти нападоша на мя
Всего же более печалит и ввергаеть меня в скорбь запустение святаго дома Твоего и смех злочестивых; меня уязвляют хулы против Тебя.
Евфимий Зигабен
яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя
Яко ревность дому Твоего снеде мя
Сии слова исполнились, когда Владыка Христос с великою властью изгнал из храма продававших в оном и покупавших. При сем, говорит, ученики Его вспомнили, что в писании Его сказано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2,17). А ревностью называет правильное негодование, возродившееся за честь храма.
И поношения поносящих Ти нападоша на мя.
И сии слова Апостол Павел относит ко Христу в посланиях к римлянам: ибо ж Христос не Себе угождал, но как написано: ругательства ругателей Твоих пали на Меня (Рим. 15,3). Итак, Господь говорит к Отцу, что поношения и ругательства, которые язычники делали против Меня, Я почитал своими; ибо язычники, или идолопоклонники смеялись над Тобою, как слабым, потому что от одного только Иудейского рода Ты получаешь честь и служение, как Богу; почему Я и распространил веру и богопознание между всеми народами.
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя
Понеже злобные люди между прочим говорили о Давиде, что он так нечестив, что даже и в мыслях не имеет почтения к священному имени Божию: сего ради, отражая таковую клевету их, утверждает, что он за Бога умереть готов, чему и причину дает, показывая, что сгарает ревностию по Бозе и по церкви Его, и потому не столько печется о защищении невинности своея, сколько о том, дабы показать, что он как бы забыв себя, ополчается ревностию защищать святую церковь и купно славу Бога. Между тем прикровенно означает, что враги его хотя и хвалятся именем Бога, оставляя при нем славу его, однако, когда дело дойдет до закона и до правил благочестивыя жизни, то они ругаются ему, презирая закон и святость Божия слова.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Еп. Ириней (Орда)
яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящих Ти нападоша на мя
Враги его преследуют и издеваются над ним только потому, что он верный слуга Божий, и даже самые близкие его враждуют против него только потому, что он ревнует по славе Божией, о Его богослужении. Снеде мя означает напряженность, силу этой ревности. Нужно иметь в виду не вообще ревность о славе Божией, но в частности – ревность о славе Присутствующего в доме Божием; ревность против идолопоклонства, принесения жертв без сердечного раскаяния и т.п. есть ревность о доме Божием (ср. Ин. 2:17); таких ревнителей поносят поносящии Богу, они для них спица в глазу.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя
Прот. Григорий Разумовский
яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя
Если вы обнаружили
опечатку, выделите текст
и нажмите Ctrl+Enter
Толкование на Псалтирь 68:10
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 68:10 / Пс 68:10
Афанасий Великий (
Яко ревность дому Твоего снеде Мя. Отреклись от Меня, потому что обличал Я их в нечестии к дому Твоему, Иоанн ясно описывает событие, когда Христос изгонял из храма бичом. И поношения поносящих Ти нападоша на Мя. Не только был Я устранен и отчужден, но и подвергся поношению поносящих Ти лукавыми своими делами, потерпел же Я все это не за иное что, как за ревность к дому Твоему.
Источник: Толкование на псалмы.
Иоанн Кронштадтский (1829−1908)
яко ревность дому твоего снеде мя, и поношения поносящих ти нападоша на мя
Мы не имеем счастия терпеть поношения ради Господа. Но не знаем, стали бы мы, подобно Давиду, обращаться к Богу с жалобою на людей, оскорбляющих Господа, или бы срамота ложная покрыла лицо наше, и мы не пошевелили и языком своим, упавши духом. А снедает ли тебя ревность о доме Божием и дерзкие хулы на предметы веры принимаешь ли ты так, как бы они прямо на тебя были направлены?
Источник: Дневник. Том I. 1856.
Феодорит Кирский (386/93−
«Яко ревность дому Твоего снеде мя, и поношения поносящихь Ти нападоша на мя». Всего же более печалит и ввергаеть меня в скорбь запустение святаго дома Твоего и смех злочестивых; меня уязвляют хулы против Тебя.
Евфимий Зигабен (
Яко ревность дому Твоего снеде мя.
Сии слова исполнились, когда Владыка Христос с великою властью изгнал из храма продававших в оном и покупавших. При сем, говорит, ученики Его вспомнили, что в писании Его сказано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Иоан. 2,17). А ревностью называет правильное негодование, возродившееся за честь храма.
И поношения поносящих Ти нападоша на мя.
И сии слова Апостол Павел относит ко Христу в посланиях к римлянам: ибо ж Христос не Себе угождал, но как написано: ругательства ругателей Твоих пали на Меня (Рим. 15,3). Итак, Господь говорит к Отцу, что поношения и ругательства, которые язычники делали против Меня, Я почитал своими; ибо язычники, или идолопоклонники смеялись над Тобою, как слабым, потому что от одного только Иудейского рода Ты получаешь честь и служение, как Богу; почему Я и распространил веру и богопознание между всеми народами.
Толкование на От Иоанна 2:17
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Иоанна 2:17 / Ин 2:17
Кирилл Александрийский (376−444)
При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня
«Помянуша ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть мя» Ученики мало-помалу усовершенствуются в познании и, сравнивая Писание с совершавшимися событиями, обнаруживают уже высокую степень разумения.
Источник: Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.
Евфимий Зигабен (
Помянуша же ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть Мя
Это написано в Книге Псалмов (68,10). Жалостью называет здесь ревность, справедливое негодование; снедает, т.е. сильно овладевает, воспламеняет. Следует заметить, что, сделавши бич, Иисус Христос не бил людей, но только устрашил их и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал.
Лопухин А.П. (1852−1904)
При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня
Никто из торговцев и менял не изъявил протеста против действий Христа. Одни из них могли увидеть в Нем зилота — из тех зилотов, которые по смерти своего вождя, Иуды Галилеянина, оставались верными его девизу: мечом восстанавливать Царство Божие (Деян.5:37; Иосиф Флавий. «Иудейская война», II 8, 1). Другие же, вероятно, осознали, что до сих пор поступали неправильно, вторгаясь в храм со своими товарами и устраивая здесь нечто вроде базара. Что же касается до учеников Христовых, то они усмотрели в поступке Христа, в Его ревности о доме Божием исполнение пророческих слов Псалмопевца, который, говоря, что его снедает ревность о доме Божием, этим самым предсказал то, с какой ревностью о славе Божией будет проходить Свое служение Мессия. Но так как в цитируемом у евангелиста 68-м псалме речь идет о тех страданиях, какие терпит Псалмопевец за свою преданность Иегове (Пс.68:10), то ученики Христовы, вспоминая приводимое место из псалма, конечно, должны были вместе с тем подумать и о той опасности, на какую шел их Учитель, выступая так смело против тех злоупотреблений, которым, очевидно покровительствовали священники. Эти священники, замечает Эдершейм, были, конечно, не простыми священниками, приходившими в известное время для служения в храм, а постоянными должностными лицами из священников, жившими в Иерусалиме вождями священства и особенно из первосвященнической фамилии, которые должны были постоянно пользоваться выгодами. От этой торговли торговцы должны были платить известный процент со своей прибыли должностным лицам в храме, и из Талмуда видно, что рынок при храме принадлежал сыновьям первосвященника Анны.
Толкование Евангелия на каждый день года. Светлая пятница
Изгнание торгующих из Храма |
После сего пришел Иисус в Капернаум, Сам и Матерь Его, и братья его, и ученики Его; и там пробыли немного дней. Приближалась пасха иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня. На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус.
Мы помним эти события в начале служения Господа и накануне Его крестных страстей. Христос выходит из Себя и вразумляет торговцев храма с помощью бича. Он хочет, чтобы мы научились относиться с таким же глубоким благоговением к нашим каменным церквам, как и к Церкви, составляемой из камней живых, которая есть таинственное тело Христово. Никогда возмущение Господа не проявлялось с такой силой. Есть среди нас «проповедники любви», которые говорят, что никакой гнев недопустим в Церкви. И они даже соблазняются действиями Господа. Но Христос, мы видим, опрокидывает столы, рассыпает монеты и выметает торговцев из храма вместе с их скотом как нечистоту. «Где вы находитесь, меркантильные души? Здесь не рынок, не дом торговли!»
Почему Господь являет такую ревность о храме? Неужели ради того, чтобы защитить его красоту? Этот храм, только что перестроенный Иродом, был огромен и великолепен. 600 священников и 300 левитов участвовали в богослужениях во время великих праздников. В центре площади среди многочисленных дворов, один из которых был доступен для язычников, располагалось самое святилище. Оно состояло из двух помещений: святое, куда могли входить только священники, и где был жертвенник фимиама, золотой подсвечник с семью ответвлениями, стол для хлебов предложения. И далее – отделенное двойной завесой, было святое святых. В первом храме, построенном Соломоном, здесь находились Ковчег завета и скрижали закона, врученные Богом Моисею. С разрушением храма в 587 году до Рождества Христова ковчег исчез, но святое святых осталось священным местом присутствия Божия. Только первосвященник имел право входить туда раз в году – в праздник, пророчествующий об искуплении. Вот почему гневается Господь! Этот звон монет в храме, рядом со святое святых, был оскорблением величия Божия. И Христос говорит нам, чтобы мы не страшились отстаивать право защищать святыни Церкви. «Здесь вы должны уподобляться Мне, – как бы обращается Он к нам. – Храм – дом Отца Моего, и Я не позволю никому превращать его в вертеп разбойников».
Сколько ударов бича Господня полагалось бы для всех тех, кто разорял и осквернял наши храмы, превращал их в клубы, кафе и овощехранилища, в общественные туалеты – в дома их торговли?! Воистину полной мерой они получили эти удары от Господа. Как полной мерой получат их и те, кто сегодня публично глумится над нашими святынями.
Господь напоминает, как опасно всякое неблагоговение. Из него постепенно создается атмосфера нечестия – так что, согласно Писанию, «человек беззакония» сможет сесть в храме, выдавая себя за Бога. Господь попустил быть очистительной буре 1917 года, разрушающей наши храмы, чтобы дать нам время на покаяние. Но как мало мы вразумились! О если бы каждый из нас мог сказать вслед за Господом: Ревность о доме Твоем снедает Меня.
Где нет благоговения к храму, там не может быть истинного отношения к Церкви Божией. Но храм, которым иудеи так гордились, – только каменный храм, построенный к тому же язычником, желавшим польстить этому надменному народу. «Разрушьте его, – говорит Господь (и это произойдет при императоре Тите в 70 году), – его значение относительно, ибо подлинный храм – тот, который Я восставлю в третий день». Даже ученики не поняли тогда слов Христа, потому что Он говорил о Своем Теле, Которое должно было воскреснуть в третий день.
Господь говорит, что истинный храм, достойный бесконечного почитания, – человечество Христа, которое стало ковчегом Его Божества. Слово стало плотию, и Его тело – подлинное святое святых храма. Ибо в Нем обитает полнота Божества телесно (Кол. 2: 9). Тело Христово, которое мы принимаем за евхаристией и которое присутствует в дарохранительницах на престолах наших храмов, должно исполнять нас страхом Божиим и бесконечным благоговением. И наоборот, всякое неблагоговение или просто безразличие перед этой великой тайной должны вызывать в сердце христианина святой гнев, несравненно более праведный, чем по отношению к нечестию в Иерусалимском храме.
Новый храм, достойный почитания, – не только человеческая природа Христа, но весь народ Божий, привитый к Нему и питаемый Божественной жизнью, исходящей от Него на всех членов Его мистического тела. Вся Церковь, тело Христово, – этот новый храм, каменные храмы которого – только бледный образ. Она составлена из всех крещеных людей, ищущих жизни по воле Божией. Несмотря на несовершенства, грехи и немощи своих чад, Церковь – пребывание Бога среди людей, знамение присутствия Его в мире. Она не создана святыми людьми, она создана, чтобы делать людей святыми. Потому что Создатель ее – Бог, Который становится одним из нас через Пречистую Деву.
В праздник Пасхи Господней, радуясь тому чудесному, что совершает Церковь в мире, позаботимся о нашем внутреннем очищении, чтобы быть нам на самом деле чадами ее. В течение всей Светлой седмицы мы слышим: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Каждый христианин – храм Божий. Тело каждого крещеного ребенка – вместилище присутствия Христова. В каждом новокрещеном младенце рождается Христос. С каким благоговением должны бы наши дети, и мы вместе с ними, совершать восхождение к Богу, неся в своем теле живое присутствие воскресшего Христа, принятое в крещении. Придет день, когда наши тела, эти храмы Духа Святого, возвратятся в землю. Наступит время, когда земная Церковь, с ее священством и таинствами, перестанет существовать, исполнив свое предназначение. Не будет больше Божественной евхаристии. Наш мир разрушится, и все самые великолепные храмы превратятся в ничто. Но во граде небесном и вечном останется один только храм, который есть Сам Бог. Мы будем введены в него как чада Божии, и наша жизнь будет бесконечным приобщением радости Воскресения Христова.