разбуди меня утром рано о моя терпеливая мать

Сергей Есенин — Разбуди меня завтра рано: Стих

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Анализ стихотворения «Разбуди меня завтра рано» Есенина

Смена власти, идеологии, даже в какой-то степени страны оставили свой отпечаток на творчестве многих поэтов. Одним из них был Сергей Есенин. Выходец из деревни, привыкший к серости будней, жаждал другой жизни – светлой, оптимистичной, иной. Это и стало центральной темой оптимистического стихотворения «Разбуди меня завтра рано» — вера в счастливое будущее.

Главным приемом, использованным на протяжении всего произведения, является олицетворение событий Февральской революции. Она преподносится как дорогой гость, которого ждет лирический герой, и на встречу с которым боится опоздать. Советская власть представляется кобылицей с красным хвостом – красный цвет надолго засел в головах людей ее олицетворением. Это также и символ преобразований для сельских жителей в их беспросветной жизни.

Автор надеется, что и его собственные амбиции будут удовлетворены с приходом новой власти и новой жизни. Может быть, и он станет знаменитым русским поэтом, воспевающим родной край. Вернее будет сказать, что он уверен в этом, потому что иначе и не должно быть. Перемены должны нести только светлое, даже для самых дальних уголков страны. Каждая строка пышет оптимизмом и надеждой на лучшее, предвкушение окрыляет поэта.

Иллюзиями и надеждами люди спасались от жестокой действительности и бедственного положения. Несмотря на весь оптимизм стихотворения, Есенин прекрасно понимал все те ужасы, что несли за собой революция и гражданская война. Но именно это и хотел подчеркнуть поэт – что даже в самые темные времена можно найти лучик света, главное верить и видеть. Оптимизм в вера в лучшее всегда помогают бороться против гнетущей тьмы бытия.

Иной смысл можно увидеть и в том, что каждый день дарит нам новые возможности и новые надежды. Его можно и нужно встречать как дорогого гостя, быть открытым всему новому и быть готовым к переменам. Важно двигаться вперед, не застаиваясь на одной точке, пользоваться каждым данным человеку шансом. Идти навстречу новому с распахнутыми глазами и открытым сердцем, без вчерашних треволнений, и тогда новый день принесет открытия, эмоции и перемены.

Произведение написано в жанре обращения к родной матери. Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная. Использованы различные средства выразительности: эпитеты («облачной, золотую, терпеливая»), метафоры («воспою я тебя и гостя»), олицетворение («треплет ветер»).

Источник

Стихотворение и анализ «Разбуди меня завтра рано…»

Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

Я пойду за дорожным курганом

Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще

След широких колес на лугу.

Треплет ветер под облачной кущей

На рассвете он завтра промчится,

Шапку-месяц пригнув под кустом,

И игриво взмахнет кобылица

Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,

Нашу печь, петуха и кров…

И на песни мои прольется

Молоко твоих рыжих коров.

Краткое содержание

разбуди меня утром рано о моя терпеливая мать. Смотреть фото разбуди меня утром рано о моя терпеливая мать. Смотреть картинку разбуди меня утром рано о моя терпеливая мать. Картинка про разбуди меня утром рано о моя терпеливая мать. Фото разбуди меня утром рано о моя терпеливая мать

В. Серов. Декрет о земле. 1957

Повествование начинается с просьбы поэта к матери разбудить его завтрашним утром как можно раньше: он желает участвовать в революционных переменах. Автор не планирует вооружаться, проливая кровь за революцию, но он готов способствовать переменам с помощью поэтического слова.

Мы понимаем: поэт не планирует отсидеться в сторонке, он двинется навстречу революционным действиям. После описания своего ожидания автор начинает строить планы о своей поэтической судьбе, полагая, что вскоре сможет стать именитым поэтом.

История создания

В стране, в связи с революционными волнениями 1917 года, жизнь полностью изменилась. Обновлённая держава, обновлённая власть – всё это существенно отразилось на эмоциональном состоянии молодого Есенина.

На протяжении детских лет автор жил крайне бедно в своём родном крае, в Константиново. Повзрослев, он хочет видеть, что жизнь крестьян улучшится. Благодаря этим мечтам, в 1917 году было напечатано данное произведение.

Жанр, направление, размер

Стихотворение представляет собой жанр обращения: Есенин обращается с просьбой о раннем пробуждении к своей матери. Произведение написано посредством четырёхстопного ямба. Рифмовка перекрёстная.

Композиция

Стихотворная композиция включает в себя пять катренов:

В произведении имеется рефрен, подчёркивающий начало новой эпохи. Утро для поэта – временной отрезок, когда зарождается не только новый день, но и новая жизнь для людей и всего села в целом.

Образы и символы

Интересно познакомиться с образами, представленными в стихотворении:

Темы и настроение

В произведении автор поднимает три важных темы:

Основная идея

Основная идея в том, что завтрашний день способен подарить нам нечто новое. Необходимо встретить этот новый день, как встречают долгожданного гостя, подарками которого являются свежие мысли и яркие впечатления. Нужно встать рано с предчувствием счастья, чтобы встретить новую зарю.

Главная мысль заключается в оптимистическом настрое на восприятие будущего. Поэт открыт новизне, хочет меняться сам, чтобы изменить окружающий его мир.

Средства выразительности

Есенин, при создании этого произведения, использовал различные средства выразительности:

Источник

🌅 Разбуди меня завтра рано

В 1917 году произошло знаковое для России событие – февральская революция, которая не могла оставить равнодушным молодого поэта С Есенина, написавшего в честь этого стихотворение «Разбуди меня завтра рано». Тонкая душа автора строк желала лучшей доли для крестьян и в первых порывах революционного ветра она видела надежду.

Основная тема

Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

В этих строках видно, что герой произведения не будет сидеть в ожидании, когда страна изменится к лучшему, а пойдёт навстречу переменам и поможет им свершиться. В 1917 году, глазами молодого и ещё малоизвестного поэта, революция выглядела, как шаг вперёд, как движение к светлым ориентирам. Для села революция значила получение крестьянами земли, а она всегда была кормилицей для селянина.

Не мог знать в то время поэт, что старое будет разрушено до основания, а новое принесёт не свободу, а кровь и рабство социализма, но это не имеет отношения к данному анализу стихотворения.

Поэт революции?

После описания ожидания изменений автор стихотворения начинает строить планы на своё поэтическое будущее, надеясь, что скоро он станет известным поэтом.

Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Эта знаменитость не является самоцелью, но она поможет Есенину внести свой вклад в построение нового общества и изменение жизни сельчан к лучшему. Он сможет для широкой публики воспеть красоты русской глубинки, что возвысит труд селянина, превратив его из дойной коровы для барина в строителя будущего.

Советская власть Есениным представлена в образе кобылицы с красным хвостом не случайно, ведь лошадь для деревни не менее важна, чем автомобиль для жителя города. Конь – это труженик, это завтрашний хлеб и отсутствие голода, только сейчас ему придётся на время оставить пашню и очистить русскую землю от старого заплесневевшего строя. Так казалось Сергею на заре своего поэтического творчества, это он с присущей поэту откровенностью и передаёт в стихе будущим читателям.

Изменения к лучшему в стране должны обязательно стать и трамплином для творчества молодого поэта, ведь кто как не он сможет передать чаяния народа и стать в первых рядах строителей будущего.

Забегая на годы вперёд отметим, что стать рупором власти Есенину не пришлось, с ней у него сложились сложные отношения и только открытость и происхождение поэта уберегли его от «любви» карательной системы.

Краткий анализ

Стихотворение наполнено ожиданиями перемен в селе после февральской революции и написано в жанре обращения-послания. Композиция развивается от ожидания встречи с советской власти до предвкушения скорой известности и возможности словом помогать делу революции.

Написаны строки четырёхстопным ямбом и имеют перекрёстную рифмовку (рано – мать – курганом – встречать). Для украшения используются метафоры (шапка-месяц), олицетворения (треплет ветер) и эпитеты (облачная куща, золотая дуга и т д.). Имеется инверсия – воспою я тебя и гостя.

Стихотворение изучают школьники средних классов, оно не имеет сложных межстрочных смыслов, легко читается и заучивается.

Текст

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуды меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров.
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Читает Безруков

Источник

Сергей Есенин. Коломенская грусть

Сергей Александрович Есенин (1895–1925) — наш рязанский сосед, бывал в Коломне проездом; точные даты посещений неизвестны. Кроме стихотворения из цикла «Преображение», наш город упоминается ещё в ранней поэме «Песнь о Евпатии Коловрате».
Сергей Есенин — классик русской литературы ХХ века, оказавший значительное влияние на развитие отечественной лирики. В пору Серебряного века поначалу развивался в круге «новокрестьянских» поэтов, претендовавших на особое место в литературе, но быстро осознав проблематику современного, уже машинного мира, стал одним из самых глубоких выразителей драмы народнопоэтического сознания (не только крестьянского) в условиях «железного Миргорода», унифицирующий цивилизации.
Обстоятельства смерти Есенина в ленинградской гостинице так и не получили убедительного объяснения и не сводятся к версии о самоубийстве.

* * *
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть.
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

Как птицы, свищут вёрсты
Из-под копыт коня.
И брызжет солнце горстью
Свой дождик на меня.

О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.

И мыслил и читал я
По библии ветров,
И пас со мной Исайя
Моих златых коров.
1918

* * *
Задымился вечер, дремлет кот на брусе,
Кто-то помолился: «Господи Исусе».

Полыхают зори, курятся туманы,
Над резным окошком занавес багряный.

Вьются паутины с золотой повети,
Где-то мышь скребётся в затворённой клети…

У лесной поляны — в свяслах копны хлеба,
Ели, словно копья, уперлися в небо.

Закадили дымом под росою рощи…
В сердце почивают тишина и мощи.
1912

Королева
Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползёт туман.
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.

В чарах звёздного напева
Обомлели тополя.
Знаю, ждёшь ты, королева,
Молодого короля.

Коромыслом серп двурогий
Плавно по небу скользит.
Там, за рощей, по дороге
Раздаётся звон копыт.

Скачет всадник загорелый,
Крепко держит повода.
Увезёт тебя он смело
В чужедальни города.

Пряный вечер. Гаснут зори.
Слышен чёткий храп коня.
Ах, постой на косогоре
Королевой у плетня.

* * *
Шёл Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жмакал дёснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой —
Знать, от голода качается, болезный».

Подошёл Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».
1914

* * *
Гаснут красные крылья заката,
Тихо дремлют в тумане плетни.
Не тоскуй, моя белая хата,
Что опять мы одни и одни.

Чистит месяц в соломенной крыше
Обоймённые синью рога.
Не пошёл я за ней и не вышел
Провожать за глухие стога.

Знаю, годы тревогу заглушат.
Эта боль, как и годы, пройдёт.
И уста, и невинную душу
Для другого она бережёт.

Не силён тот, кто радости просит,
Только гордые в силе живут.
А другой изомнёт и забросит,
Как изъеденный сырью хомут.

Не с тоски я судьбы поджидаю,
Будет злобно крутить пороша;.
И придёт она к нашему краю
Обогреть своего малыша.

Снимет шубу и шали развяжет,
Примостится со мной у огня.
И спокойно и ласково скажет,
Что ребёнок похож на меня.

* * *
Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

С алым соком ягоды на коже,
Нежная, красивая, была
На закат ты розовый похожа
И, как снег, лучиста и светла.

Зёрна глаз твоих осыпались, завяли,
Имя тонкое растаяло, как звук,
Но остался в складках смятой шали
Запах мёда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок, моет лапкой рот,
Говор кроткий о тебе я слышу
Водяных поющих с ветром сот.

Пусть порой мне шепчет синий вечер,
Что была ты песня и мечта,
Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи —
К светлой тайне приложил уста.

Не бродить, не мять в кустах багряных
Лебеды и не искать следа.
Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

* * *
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колёс на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнёт кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров…
И на песни мои прольётся
Молоко твоих рыжих коров.
1917

* * *
Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.
Где ты, где ты, отчий дом?

За рекой поёт петух.
Там стада стерёг пастух,
И светились из воды
Три далёкие звезды.
За рекой поёт петух.

Время — мельница с крылом —
Опускает за селом
Месяц маятником в рожь
Лить часов незримый дождь.
Время — мельница с крылом.

Этот дождик с сонмом стрел
В тучах дом мой завертел,
Синий подкосил цветок,
Золотой примял песок,
Этот дождик с сонмом стрел.
1917

* * *
Вот оно, глупое счастье
С белыми окнами в сад!
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,
С тенью берёзы в воде!
Галочья стая на крыше
Служит вечерню звезде.

Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветёт,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поёт.

Стелется синею рясой
С поля ночной холодок…
Глупое, милое счастье,
Свежая розовость щёк!
1918

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берёз.

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарёю пролитый,
Соберёт его чёрная горсть.

Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!

* * *
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу к тебе выхожу!

Город, город! ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.
Стынет поле в тоске волоокой,
Телеграфными столбами давясь.

Жилист мускул у дьявольской выи,
И легка ей чугунная гать.
Ну, да что же? Ведь нам не впервые
И расшатываться и пропадать.

Пусть для сердца тягуче колко,
Это песня звериных прав.
…Так охотники травят волка,
Зажимая в тиски облав.

Зверь припал… и из пасмурных недр
Кто-то спустит сейчас курки…
Вдруг прыжок… и двуногого недруга
Раздирают на части клыки.

О, привет тебе, зверь мой любимый!
Ты не даром даёшься ножу!
Как и ты — я, отвсюду гонимый,
Средь железных врагов прохожу.

И пускай я на рыхлую выбель
Упаду и зароюсь в снегу…
Всё же песню отмщенья за гибель
Пропоют мне на том берегу.

Источник

разбуди меня утром рано о моя терпеливая мать. Смотреть фото разбуди меня утром рано о моя терпеливая мать. Смотреть картинку разбуди меня утром рано о моя терпеливая мать. Картинка про разбуди меня утром рано о моя терпеливая мать. Фото разбуди меня утром рано о моя терпеливая матьСергей Есенин

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще
След широких колес на лугу.
Треплет ветер под облачной кущей
Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,
Шапку-месяц пригнув под кустом,
И игриво взмахнет кобылица
Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт.

Воспою я тебя и гостя,
Нашу печь, петуха и кров.
И на песни мои прольется
Молоко твоих рыжих коров.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)

Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *