рабочие на обеде небоскреб
Обед на балке небоскреба Рокфеллер-плаза: секрет одного из известнейших фото 20 века
Старую фотографию, на которой 11 рабочих восседают на балке, расположенной на огромной высоте над Нью-Йорком, наверняка знают все. Она всегда вызывает не только интерес, но и немало споров. Чаще всего скептики утверждают, что это фото — обычный монтаж. Но так ли это на самом деле? Как появилась эта уникальная фоторабота и кто эти отважные люди, отдыхающие, рискуя жизнью?
На фотографии, датированной 20 сентября 1932 года, 11 рабочих-монтажников спокойно сидят, устроившись на балке небоскреба Рокфеллер-плаза, 30 — одного из самых высоких на тот момент зданий мира. Кто-то читает газету, кто-то курит, а крайний справа и вовсе держит в руках бутылку, правда, непонятно с чем.
Этот снимок не монтаж, а вполне реальный кадр, один из нескольких, сделанных осенним днем, за несколько месяцев до сдачи здания в эксплуатацию. Рокфеллер-плаза, 30 — это часть огромного бизнес-центра, построенного в начале 30‑х годов 20 века семьей банкиров Рокфеллеров.
Завершенный в 1933 году небоскреб высотой 260 метров нуждался в рекламе и именно с этой целью был сделан знаменитый снимок «Обед на небоскребе». Да, это постановочная фотография, но ее герои настоящие строители и на самом деле сидят на огромной высоте без страховки.
На других, менее известных фото этой серии, рабочие лежат на той же балке и сидят, приветствуя фотографа. Сам автор снимка, к сожалению, неизвестен, но можно уверенно говорить о том, что это очень отважный человек и настоящий профессионал.
Камеры в 30‑х годах были довольно габаритными и работать с фотооборудованием на вершине недостроенного небоскреба было трудно и опасно.
А вот имена большинства рабочих, сидящих на металлической конструкции, спустя многие годы удалось выяснить. Оказывается, в тот день над Нью-Йорком фотографу позировал интернациональный коллектив. Среди героев снимка американцы, ирландцы, шведы и даже словак Густав Попович — именно он и сидит с бутылкой крайний справа.
Известно, что Попович бережно вырезал снимок из газеты и отправил на родину жене Маришке. Он подписал его такими словами:«Видишь, я как всегда с бутылкой».
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
«Обед на небоскребе»: что в действительности делают рабочие на легендарной фотографии
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Поцелуй после победы»
Фотография, которая не просто стала культовой в медийном пространстве. Для американцев она сродни мемориалу Корпуса морской пехоты (памятник, который изображает четырех морских пехотинцев, ставящих знамя Соединенных Штатов). Относительно этой фотографии на протяжении последних 70 лет ходило немало спекуляций. Сделан снимок был журналистом Альфредом Эйзенштадтом для журнала LIFE. Долгое время было принято считать, что в кадр просто попала молодая пара, наконец встретившаяся после долгой разлуки.
На самом деле целуются двое совершенно незнакомых людей. На снимке запечатлён моряк Джордж Мендонса и работница стоматологии Грета Фридмен. 22-летний матрос гулял по Таймс-Сквер в Нью-Йорке во время увольнительного, когда по радио объявили о том, что война закончена. На радостях молодой человек принялся бегать по улице и целовать всех женщин (в том числе пожилых) и девушек. Это подтверждала в последствии и сама Грета, которая рассказала о том, что бежала обратно в стоматологию из магазина. После спонтанного поцелуя она больше никогда не видела Мендонса.
«Обед на небоскребе»
Вокруг этой фотографии ходит больше всего споров. Сделан кадр был в сентябре 1932 года во время «Великой депрессии» неизвестным фотографом. Долгое время авторство приписывалось Чарльзу Клайду Эббетсу, однако экспертиза позволила установить, что снимок был сделан не им. Сняли фотографию во время возведения «RCA Buildings» (сегодня это «GE Building»), входящего в комплекс Рокфеллер-центра. 11 рабочих сидят на металлической балке на уровне 69-го этажа на высоте более 200 метров.
Первое и главное, что следует знать про «Обед на небоскребе» — это то, что снимок является постановочным. Рабочие вовсе не едят на балке. Залезли они туда только для того, чтобы сделать ту самую фотографию, которая в последствии использовалась для рекламных целей. А вот дальше начинается самое интересное. Так как о технической части снимка есть две точки зрения.
Первая сводится к тому, что рабочие из числа ирландцев и индейцев согласились за дополнительную плату поучаствовать в опаснейшей фотосессии без какой-либо страховки. Звучит достаточно убедительно, учитывая тот факт, что на дворе в то время был страшнейший экономический кризис, многие американцы оставались без работы, а остальная масса трудоустроенных жила крайне бедно. Так что какие-нибудь несчастные работяги вполне могли на такое подписаться.
Однако, есть и другая точка зрения, что фотография является «поддельной» и никакие сатрапы Рокфеллера рабочих на высоту в 200 метров не загоняли. Конечно, «Фотошопа» в те годы еще не существовало. Однако, делать ретушь фотографии в 1930-е годы уже умели. Учитывая качество снимка, а также положение ног некоторых рабочих, можно небезосновательно предположить, что сидящие работяги и балка на высоте 69-го этажа фотографировались по отдельности, а затем два изображения были совмещены в одно. Но это не отменяет того факта, что снимок был сделан таки на высоте 200 метров и без страховки.
В подтверждение этой версии можно отнести еще один знаменитый американский снимок от 1937 года – «Охота на гигантского кузнечика». Фотография была опубликована в одной из американских газет под «желтой» новостью о том, как будто американский фермер по имени Эй Эл Баттс подстрелил в своем яблочном саду огромного кузнечика размером с зайца! Автор снимка неизвестен, однако достоверно известно другое – создан снимок был при помощи технологии ретуши. Ей в те годы пользовались крайне активно, в первую очередь в модельном бизнесе и Голливуде. «Инстаграма» еще не было, а несовершенства тел звезд уже подправляли.
В продолжение темы можно почитать про то для чего в настоящем швейцарском ноже сделано сквозное отверстие.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Знаменитый обед на небоскребе
Серия фотографий Construction Workers Lunching on a Crossbeam — 1932 (Рабочие обедают на балке — 1932) была сделана 20 сентября 1932 года и появилась в New York Herald Tribune 2 октября.
Историк из фотоагентства Corbis, обладающего правами на данные снимки, утверждает, фото были сделаны не ради истории и не ради стремления увековечить строителей, которые, рискуя собственными жизнями, возводили знаменитый небоскреб в Нью-Йорке. Это была рекламная кампания RCA Buildings, являющегося частью Rockefeller Center. Подтверждение версии – подписи к фотографиям о самом высоком здании в Нью-Йорке.
Приблизительное место обеда рабочих. Hamilton M. Wright, 1932 г.
В 2001 году, через неделю после 11 сентября, американский скульптор итальянского происхождения Sergio Furnari создал скульптуру “Lunchtime on a Skyscraper—A Tribute to America’s Heroes». Это – воплощение в натуральную величину строителей небоскреба с легендарного фото.
Скульптура выставлялась как вдохновляющий символ для рабочих, разгребавших завалы на месте Всемирного торгового центра. Фото avatars.mds.yandex.net
С 2003 года скульптурная композиция мобильна и ее можно увидеть в разных частях Нью-Йорка на кузове специального грузовика. Фото ic.pics.livejournal.com, urbanlegends.hu, daytoninmanhattan.blogspot.ru
В 2011 году в Лондоне на крыше Heron Tower сделан ремейк знаменитого кадра.
Еще одна современная версия «Обеда на небоскребе».
Австралийские рабочие перекусили на вершине недостроенного здания компании крупнейшей в мире горнодобывающей компании BHP в городе Перт. Фото dezinfo.net
Строители петербургского Лахта Центра на высоте только работают. На обед они спускаются вниз. Ведь в небоскребе уже работают скоростные лифты.
Как делалась фотография «Обед на небоскрёбе»
Чарльз Клайд Эббетс: фотограф, чьё имя умалчивала история
Все мы хорошо знакомы с фотографией «обеденный перерыв на вершине небоскрёба», где запечатлены 11 строителей, сидящих на балке на большой высоте. Но многие ли из нас знают автора этого знаменитого снимка? Его сделал Чарльз Клайд Эббетс (Charles Clyde Ebbets), и самое удивительное, что на протяжении более 70 лет, вплоть до 2003 года, снимок в архивах носил статус «неизвестного фотографа».
Чарльз Клайд Эббетс родился 18 августа 1905 года в городе Гадсден, штат Алабама. Свой первый фотоаппарат он заполучил в возрасте 8 лет, возпользовавшись счётом своей мамы, которая работала в местной аптеке. В 16 лет он покинул дом и переехал в Монтгомери, чтобы начать жить самостоятельно и работать в газете. Именно тогда ему пришла идея зарабатывать на жизнь фотографией. В 27 лет (1932 год) он был назначен директором фотографии по строительству Рокфеллеровского центра: его работа заключалась в создании ярких образов, которые должны были привлечь внимание к центру. Тогда Чарльз Эббетс и сделал знаменитую фотографию, которая позже стала самым узнаваемым снимком двадцатого столетия.
Несмотря на это, ранее авторство ошибочно приписывали Льюису Хайну, который вёл фотолетопись строительства Эмпайр-стейт-билдинг в 1931 году. Для того чтобы в конце концов доказать, что снимок принадлежит Чарльзу Эббетсу, его семья нашла оригиналы счетов-фактур с работы в Рокфеллеровском центре и оригинальные стеклянные негативы с 11 рабочими.
За свою жизнь Чарльз Клайд Эббетс сделал множество ярких снимков, но помимо профессии фотографа он не менее успешно пробовал себя на других поприщах. Среди его друзей были президенты, спортивные знаменитости, индийские вожди и осуждённые убийцы. Если бы он жил в век легкодоступной информации или имел бы коммерческий успех, его имя, возможно, сегодня было бы узнаваемым. Вы сможете увидеть больше фотографий Чарльза на посвящённом ему сайте, который создала его дочь. На нём выложена биография автора и восстановлена обширная коллекция снимков.
КАК СТРОИЛИСЬ НЕБОСКРЕБЫ. История о бригаде клепальщиков
«Повар» поворачивается к «вратарю» и молча, убедившись, что вратарь готов к приему, щипцами бросает раскаленную докрасна 600граммовую болванку в его сторону. Иногда на траектории уже сваренные балки, кинуть нужно один раз, точно и сильно.
«Стрелок» и «упор» ждут. «Вратарь», поймав заклепку, загоняет ее в отверстие. «Упор» с внешней стороны здания, вися над пропастью, стальным стержнем и собственным весом удерживает шляпку заклепки. «Стрелок» 15-килограммовым пневматическим молотом в течение минуты расклепывает ее с другой стороны.
На здании Крайслера погиб один человек.
На Wall-Street-40 погибло четверо.
Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде – никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле. Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например, на одном из последних построенных этажей может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.
Именно поэтому, когда я писал, что работа клепальщиков самая важная и самая сложная, я не упоминал, что она к тому же самая опасная и тяжелая. Работа тяжелее и опасней, чем у них – работа крановой бригады.
Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту, независимо от погоды их необходимо разгрузить немедленно.
На здании Крайслера погиб один человек.
На Wall-Street-40 погибло четверо.
Каркас небоскреба состоит из сотен стальных профилей длиной несколько метров и массой в несколько тонн, так называемых beams. Хранить их при строительстве небоскреба негде – никто не позволит организовать склад в центре города, в условиях плотной застройки, на муниципальной земле. Более того, все элементы конструкции разные, каждый может быть использован в одном единственном месте, поэтому попытка организации даже временного склада, например, на одном из последних построенных этажей может привести к большой путанице и срыве сроков строительства.
Именно поэтому, когда я писал, что работа клепальщиков самая важная и самая сложная, я не упоминал, что она к тому же самая опасная и тяжелая. Работа тяжелее и опасней, чем у них – работа крановой бригады.
Заказ на бимсы был согласован с металлургами еще несколько недель назад, грузовики подвозят их к месту строительства минута в минуту, независимо от погоды их необходимо разгрузить немедленно.
Деррик-кран – стрела на шарнире, находится на последнем построенном этаже, монтажники – этажом выше. Оператор лебедки может находиться на любом этаже уже построенного здания, ведь никто не собирается останавливать подъем и отвлекать другие краны для поднятия тяжелого механизма на несколько этажей повыше для удобства монтажников. Поэтому поднимая многотонный швеллер, оператор не видит ни саму балку, ни машину, которая ее привезла, ни своих товарищей.
Бригадир, управляя дерриком через двух операторов, одного из которых он не видит, добивается совпадения отверстий под клепку на установленных вертикальных балках с отверстиями на поднимаемом швеллере с точностью до 2-3 миллиметров. Только после этого пара монтажников может закрепить раскачивающийся, часто мокрый швеллер огромными болтами и гайками.
В Нью-Йорке на 6-ой авеню есть памятникам этим ребятам, установлен в 2001 г. Моделью стала самая известная фот-ка, она в здесь в превью первая. Так вот, сделали памятник сначала точно так на фото, т.е. 11 чуваков сидят на балке. А потом самого крайнего справа убрали под корень. И только из-за того, что у него в руках бутылка виски. Я понимаю если б это сделали у нас во времена Горбачева, но у них в 2001!! Видимо не хотели разрушать легенду про бравых парней. Теперь это 10 вполне приличных ребят сидящих на стальной балке. Нормально. Но как-то обидно.
Памятники отважным строителям
Баяны
182K поста 12K подписчиков
Правила сообщества
Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.
На фотографии «Обед на вершине небоскреба» запечатлены отнюдь не рабочие. Это группа профессиональных акробатов, которая была нанята рекламной конторой для промоутирования строительства нового небоскреба, RCA Building.
Единственные нормальные руферы.
А длиннопост хороший.
Показал пост инженеру по технике безопасности. И походу у нее инфаркт.
Оказывается есть еще раньше такой же
соски вспотели на титьках! но давайте будем патриотами и вспомним монтажников-высотников!
Такое чудо как небоскреб, не стало бы возможным без изобретения стального каркаса.
Добавил бы, что кроме того, что строительство небоскребов было бы невозможно без каркаса, но при этом оно, по-видимому, было бы еще и сильно затруднено без индейцев.
А так да, интересно такое почитать. Особенно в теплом офисе с утра под чашечку кофе. А не на высоте под пронизывающим ветром.
фото и текст даже совпадает
на всех фотках усиленно искала страховку. Мозг отказывается верить, что кто-то на такой высоте работает без нее))
Это люди со стальными яйцами!!
То была «великая дипрессия».Сейчас бы профсоюз хрен бы дал согласие на такие фентиля.
Очень хороший пост, спасибо!
и все это это в 30-х годах. да. 👍👍
А почему крайнего справа работяги нет на памятнике?
Интересно, а почему именно клёпки, а не гайки с контрогайками и контрошайбами допустим? Было бы ведь удобней тогда и быстрей.
Кто может подсказать?
Эволюция небоскребов
Титановые яйца
Рабочий на строительстве небоскрёба обедает во время перерыва. Нью-Йорк, 1930 год.
На юге Китая взорвали 15 небоскрёбов одновременно
В китайском городе Куньмин запланированным взрывом снесли сразу 15 недостроенных высоток, сообщает Сhinanews.
При этом один из долгостроев остался стоять, застряв под небольшим углом. Из-за этого в сетях его прозвали Пизанской башней.
Строительство второй очереди ЖК Liyang Star City было приостановлено еще в 2014 году и простаивало уже 7 лет. За это время подвалы зданий затопило дождевой водой, а на стенах появились трещины и другие дефекты. Недостроенный жилой комплекс стал непригодным для эксплуатации.
Все 15 зданий обрушились один за другим с небольшой паузой посередине процесса. Перед этим рабочие создали амортизирующую насыпь вокруг зданий, чтобы остановить сейсмические волны. Жителей и персонал окружающих место сноса домов и магазинов предварительно эвакуировали.
Вспоминаю наши долгострои.
Как строится небоскрёб за 7 секунд
Строительство «самого тонкого» небоскреба в мире близится к завершению
В Нью Йорке завершается строительство здания с самыми дорогими апартаментами. Стоимость жилья в небоскребе 111 West 57th (Steinway Tower) превышает сто миллионов долларов.
Кроме экстремального соотношения высоты к ширине, здание может похвастаться и другими особенностями. Проектом предусмотрена комбинация части исторической застройки Steinway Building 1925 года и новой башни, интегрированной в эту застройку с реконструкцией выставочного зала всемирно известного производителя фортепиано Steinway&Sons. Для обеспечения устойчивости здания под воздействием ветровых и сейсмических нагрузок в верхнюю часть конструкции интегрирован инерционный демпфер весом 800 тонн.
Несмотря на то, что многие квартиры уже выкуплены, отставание от срока сдачи объекта уже исчисляется годами. Первоначально небоскреб планировалось достроить в 2018 году. После временной «заморозки» проекта график передвинули на год, а затем еще на один. Не удалось достроить башню и в 2020 году. За это время бюджет проекта значительно вырос (и стоимость квартир тоже).
Почему небоскребы не падают
632-метровая Шанхайская башня совершенно неподвижна. По сути, это самый устойчивый небоскреб в мире – ни ветер, ни другие погодные явления не способны нарушить ее равновесие. Впрочем, это иллюзия: конечно, колебания присутствуют, просто благодаря сверхсовременной демпферной системе ни один человек не почувствует «волнение» здания.
Представьте себе, что вы держите в вертикальном положении трость длиной примерно в метр. Если вы пошевелите рукой, придется приложить усилие, чтобы снова вернуть ее в устойчивое положение. Но если к верхнему концу трости прикрепить небольшой груз на пружине, его инерция компенсирует часть кинетической энергии законцовки, и резкое движение (рывок) последней превратится в плавное колебание. Представили? А теперь увеличьте эту конструкцию в несколько сотен раз — и получите Шанхайскую башню.
Система, задействованная при ее строительстве, называется демпфером и способствует уменьшению амплитуды колебаний от ветра, а также снижению скорости «верхушки» здания, набираемой при этих колебаниях. Аналогичные демпферы — подпружиненные грузы — использовались некогда в болидах «Формулы-1» для снижения вертикальных колебаний носовой части автомобиля.
1. Спиралевидная форма здания позволяет снизить влияние ветра на 24% по отношению к аналогичному зданию в форме параллелепипеда. 2. Как и большинство небоскребов, возведенных после 11 сентября 2001 года, Шанхайская башня имеет массивную бетонную арматуру, пронизывающую здание по всей высоте. 3. Двухслойное остекление позволяет снизить нагрев внутренних помещений и упростить систему вентиляции. 4. Бетонный фундамент имеет толщину 3,3 м. Его заливка заняла 63 часа. Последние пять этажей Шанхайской башни занимает помещение, где установлен демпфер, гасящий колебания здания.
Обычный демпфер, применяемый при строительстве, представляет собой «комплект» маятников — гибко сцепленных стальных пластин. Когда небоскреб отклоняется в одну сторону, инерция пластин работает в качестве противовеса, толкая здание в противоположном направлении. Но такого демпфера для Шанхайской башни оказалось недостаточно.
1. Стальные кабели позволяют маятнику-демпферу свободно раскачиваться таким образом, что его инерция противостоит движению здания. 2. Маятник устроен очень просто – это 1000-тонный «штабель» из стальных пластин. 3. Гидравлическая система предохраняет маятник от слишком резких отклонений и слишком больших амплитуд. 4. Электромагнитная система активируется при движении маятника, усиливая демпфирующий эффект.
На последних этажах 632-метрового небоскреба колебания могут быть столь заметными, что вызовут у сотрудников или обитателей «воздушную болезнь», иначе говоря, людей будет укачивать! Не говоря уже о подсознательном страхе, связанном с обрушением здания. Поэтому инженеры применили оригинальную технологию. На верхних этажах они установили тщательно рассчитанную массу — самый тяжелый груз, какой когда-либо использовался в архитектурных демпферах — и связали ее с мощным электромагнитом, создав первый в истории строительства индукционный демпфер.
«Сердцем» устройства служит медная пластина площадью 100 м2, на нее установлено 125 мощных магнитов, и вся эта конструкция расположена под подвешенным демпфером классического типа. Когда здание сдвигается, 1000-тонный стальной груз движется над магнитами, вызывая появление электрического тока в пластине. Это, в свою очередь, создает сопротивляющееся движению демпфера магнитное поле, увеличивая демпфирующий эффект. При этом никакого активного контроля над системой не требуется, поскольку вся работа демпфера определяется правилом Ленца: «Индукционный ток всегда имеет такое направление, что он ослабляет действие причины, возбуждающей этот ток».
В результате получается как изящное инженерное решение, так и видимый результат. Архитекторы утверждают, что 99,99% посетителей последних этажей не чувствуют никаких колебаний даже летом, когда тайфуны в Шанхае особенно активны.
Источник: Тим Хеффернен.
Принимал участие в строительстве Лахта центр в СПб. Правда, на нулевом цикле, но проекты самого здания читал. И подтверждаю- что для постройки полу километрового здания совсем не нужны фундаменты огромной толщины. Вспомнить хотя бы Александровскую колонну на Дворцовой площади. Равновесие рулит)
Компания-застройщик небоскреба Роскосмоса за 25млрд. подает на банкротство
«Водоканалсеть» подала заявление о банкротстве в отношении застройщика Национального космического центра имени Хруничева (НКЦ) — компании «МИП Строй №1». В 2016 году «МИП Строй №1» и «Водоканалсеть» заключили договор на сумму 909 млн рублей. По нему субподрядчик обязался выполнить строительно-монтажные работы по устройству наружных сетей водопровода и теплосети, а подрядчик принять их и заплатить. Однако «МИП Строй №1» не отдал нужную сумму. 436 млн рублей «Водоканалсеть» решила взыскать через суд. В феврале 2020-го иск удовлетворили полностью.
В результате, как передал «Известиям» юрист со ссылкой на сообщения работников «МИП Строй №1», на площадку 7 станции метро «Текстильщики» 26 ноября прибыли судебные приставы. Они установили местонахождение автотранспортных средств, принадлежащих «МИП Строй №1», и провели опись имущества. Кроме того, по информации сотрудников «МИП Строй №1», счета компании были заблокированы.
— На фоне массовых увольнений, удержания заработной платы рабочим руководство организации без какой-либо необходимости приобретает дорогостоящие автомашины премиум-класса, делает ремонт кабинетов руководителей и приобретает самую дорогую оргтехнику в нарушение конкурентных процедур, — отмечают бывшие сотрудники.
Подобным образом ситуация сложилась с приходом на должность директора «Мосинжпроект» Константина Маслакова. Оказалось, что новый руководитель был осужден в 2017 году за мошенничество в особо крупном размере, как Григорьев, но после сменил фамилию. Команда нового директора также причастна к коррупционным скандалам. Три заместителя Маслакова являлись фигурантами одного из уголовных дел, связанных с «Роскосмосом».
Строительная романтика
В Китае запретили строительство небоскребов выше 500 метров
Правительство КНР продолжает бороться за «правильную» архитектуру. Шесть лет назад председатель страны Си Цзиньпин повелел отказаться от строительства в Китае «странных» зданий, и вот новые ограничения. Теперь под запрет попадают сверхвысокие здания — таким образом руководство КНР пытается «улучшить городской пейзаж».
Министерство жилья, городского и сельского строительства КНР выпустило директиву, по которой в стране запрещено строить здания выше 500 метров. Кроме того, вводят ограничение на строительство небоскребов выше 250 метров.
Документ утверждает, что в будущем сооружение сверхвысоких башен может вестись лишь в «особых обстоятельствах», не уточняя, что под ними подразумевается. Кроме того, запрещено копирование уже существующих построек, что является популярной практикой в стране. Новые крупные здания должны «представлять китайскую специфику» и укреплять «культурную уверенность в себе». Основными принципами при выборе проекта новостроек должны стать «практичность, экономичность, экологичность и красота».
В настоящее время в Китае расположено самое большое количество небоскребов в мире. В стране насчитывается по меньшей мере 2177 башен высотой свыше 150 метров и 85 сверхвысоких зданий, превышающих 300 метров.
Так же, правительство взяло курс на малоэтажную застройку. Новый район в Пекине будет состоять из низко этажных зданий квартальной застройки, и в будущем эту практику перенесут на весь Китай.
Архитектурный фантом (первый небоскреб в СССР)
Восемьдесят с лишним лет назад у Екатеринбурга (тогда — Свердловска) был шанс обзавестись небоскребом. Он мог стать не только первой городской высоткой (настоящей, в 140 метров!), но и единственной на тот момент в СССР. Высотное строительство и сегодня — вещь статусная, в те годы это была статусная редкость. В 20-30-е годы в Свердловске было два высотных дома: Второй дом Советов высотой в 12 этажей и 11-этажная гостиница «Исеть». Выше были только церкви. И вдруг — небоскреб.
Этому есть объяснение. В начале XX века Свердловск, поставив точку на 300-летнем правлении дома Романовых, стал важным для Советской Республики местом. Его сделали центром большой Уральской области, сконцентрировав финансовые и административные ресурсы. Новый статус придал ускорения развитию города: население пошло в рост, число новых организаций и предприятий — тоже.
Прогрессивно-оптимистическое настроение нашло отражение и в архитектуре города — Свердловск решили застраивать со столичным размахом. В город пришла эпоха конструктивизма — были возведены целые ансамбли прекрасных зданий в этом стиле. Большинство проектов пережили горнило всесоюзных конкурсов. Появление проекта высотки — также итог состязания конкурсных идей.
На дворе стоял 1927 год. В Свердловске был объявлен всесоюзный конкурс на проект Дома промышленности, главного здания индустриального Урала. В конкурсе приняли участие известные архитекторы: А. и Л. Веснины, Я. И. Райх, М. О. Барщ, И. А. Фомин. Победителя не назвали, решив провести второй этап. Участвовали проекты И. А. Голосова, Д. Ф. Фридмана, Я. А. Корнфельда и других архитекторов.
Выиграли конкурс архитекторы Яков Корнфельд, Игнатий Милинис и Кирилл Афанасьев, но реализовывать стали занявший второе место проект Даниила Фридмана и Глеба Глущенко как более практичный.
Появившийся в 1927 году проект нашего небоскреба высотой в 140 метров доработали к 1931 году. Заявленная 140-метровая высота здания предполагала наличие «парковки», то есть причальной мачты для дирижаблей. Но в процессе реализации проект неоднократно меняли. В частности, «подрезали» высоту здания. В окончательной версии небоскреб достигал 70 метров. Так, Дом промышленности оказался не только в числе первых проектов небоскребов в СССР, но и первым советским небоскребом, который начали строить.
Дом промышленности — это каркасное сооружение с шагом внутренних кирпичных колонн 5,5 метра, наружных — 3 метра. Архитектурный облик здания предполагал остекление на всю высоту этажа.
Один из корифеев конструктивизма архитектор Яков Корнфельд так описывал в свое время проект Дома промышленности: «Гигантское здание трестов Наркомтяжпрома решено крайне просто, в виде бесконечной решетки обнаженного каркаса, заполненной стеклом. Это здание запроектировано с невероятным размахом, кубатурой на 420 тысяч кубических метров, обнимает по периметру два больших городских квартала. Длина его основного корпуса 700 метров. К главной улице Ленина корпус обращен торцом, оставляя открытым весь квартал и 17-этажную башню, венчающую всю композицию».
Летом 1931 года на углу Малышева — Мамина-Сибиряка, окруженная скромными деревянными домиками, началась грандиозная стройка. Первой появилась малоэтажная часть. Но в середине июля уже копали котлован под высотку, а в начале августа шла заливка плиты в основании башни. Летом 1932 года было готово почти 4 этажа небоскреба, также продолжали строить малоэтажную часть здания — три блока здания, расположенные по улице Мамина-Сибиряка, были возведены.
Котлован на фоне оперного театра
Затем ситуация изменилась в корне, равно как и судьба амбициозного проекта. В 1934 году Уральская область была ликвидирована. Стало понятно, что Дом промышленности в запроектированном виде Свердловску не по плечу. Да и конструктивизм оказался в опале. Где-то через год даже появился проект реконструкции фасадов с применением классицистического декора и символических скульптурных групп, но осуществлен он не был.
В 1935 году недостроенная высотка горела. Огонь слизнул два верхних этажа из пяти возведенных. Обгорелые останки снесли, возобновлять строительство не стали. В незавершенном виде здание дожило до 70-х годов.
Да и сам Дом промышленности строили крайне долго. Хронология дальше такова. 1937 год — завершение работ на первой очереди строительства. Не исключено, что возведенное здание пережило какие-то изменения, 1930—40-е годы прошлись по многим объектам конструктивизма. В частности, уменьшали площадь остекления для сокращения затрат на отопление.
Военные годы — здание реконструируют для размещения производственных предприятий и эвакуационного госпиталя.
1947 год — начинают достраивать малоэтажную часть. Помещения потребовались для нужд радиозавода. 4—8-й блоки зданий постепенно возводили вплоть до 1960-х. Впоследствии из радиозавода выросло НПО автоматики. Размеры окон построенного здания по сравнению с проектом стали меньше. Вероятно, на внешность объекта повлияли современные на тот момент представления об архитектуре.
60-е годы — достроили семиэтажный корпус Дома промышленности.
70-е годы — пришла очередь несостоявшегося небоскреба. Его достроили до 12 этажей. Позже там разместился «Уралсвязьинформ». На здании можно увидеть вертикальные «ребра», оставшиеся от первоначального проекта и типичный для конструктивизма вертикально остекленный эркер.
И сегодня Дом промышленности — одно их самых больших зданий в городе. Или самое большое. Екатеринбургский Пентагон занимает половину квартала, очерченного проспектом Ленина и улицами Луначарского, Малышева, Мамина-Сибиряка. И мало кто знает о его долгой, интересной истории.
А почему «Пентагон»? У американцев в основе здания — пентакль, пятиугольник. У екатеринбургского Пентагона углов четыре. Но его гигантские масштабы, суровый серый цвет, массивность, доминантность здания стали достаточным поводом для такого названия.