пусть обличает меня праведник это
Псалом 140
Можно относить написание этого псалма Давидом ко времени гонения от Авессалома. На это указывает изображение Давидом себя преследуемым от врагов, причем он нигде не говорит о своей полной невинности пред Богом, а только о том, что неприязненность действий врагов не вызвана поступками с его стороны, которые бы оправдывали силу этой неприязненности. Наоборот, его молитва к Богу о том, чтобы Он сохранил его от всего дурного и слова «пусть накажет мя праведник» (Пс. 140_5) дают возможность предполагать, что Давид не всегда следовал Богу, и что он получил обличение от праведника. Такое понимание данных слов псалма указывает на известное преступление Давида с Вирсавией и обличение его пророком. Следствием же указанного преступления Давида, были, как мы говорили ранее, семейные нестроения и, в частности, восстание Авессалома.
В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду.
Поспеши, Господи, ко мне со Своею помощью; да направится к Тебе молитва моя, как фимиам вечерней жертвы (1-2). Сохрани меня от дурных слов и лукавых мыслей; пусть меня обличает праведник, но я всегда против злодейств (3-5). Враги жестоко преследуют нас, как бы плугом рассекают землю, я же невиновен пред ними и кроток (6-7). Я надеюсь на Тебя и верую, что Ты защитишь, а враги нечестивые падут (8-10).
Пс.140:2. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
Псалом представляет молитву к Богу о спасении от врагов. Да будет моя молитва так же угодна Тебе, Господи, как угодна вечерняя жертва и фимиам, приносимые пред Тобою по закону Моисея. Давид, очевидно, находился вне Иерусалима, когда не мог приносить Богу узаконенной жертвы и место последней занимают теперь его устная молитва и воздеяние рук к Господу.
Пс.140:3. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
Пс.140:4. не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
Пс.140:5. Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст» — не дай мне преступить Твои заповеди словом, дай мне силы к достойному пользованию даром речи, направляя его к служению Тебе. Сохрани меня, сбереги от уклонения в сторону лукавых, соблазнительных и преступных по греховности речей, сохрани мой путь прямым, не допусти «уклониться. к словам лукавым для извинения дел греховных» — измышлять, прибегать к извинениям, изворачиваться в отыскивании искусственных оправданий, как то делают люди нечестивые; да не буду считаться в числе избранных их, их соучастником. Пусть всякий мой поступок будет обличаем праведником; это обличение благодетельно и полезно, как елей на голове. Фактическим подтверждением служит обличение Давида пророком Нафаном, вызвавшее в нем глубокое покаяние и послужившее к его нравственному возрождению и примирению с Богом. — «Мольбы мои — против злодейств их» — я не только не желаю быть соучастником злых, но молю Тебя прекратить, остановить злодеяния их.
Пс.140:6. Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
Пс.140:7. Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
«Вожди их рассыпались по утесам» — вожди нечестивых моих врагов всюду следят да мною, они рассеялись даже по всем холмам и скалам. — «Слышат слова мои, что они кротки» — мои увещевания к ним кротки и слышались ими. Злоба врагов не вызывалась моим отношением к ним: я был кроток, они же стремились так уничтожить нас, как раздробляют землю для посевов.
Пс.140:8. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
Пс.140:9. Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
Пс.140:10. Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Давид здесь указывает, что преследующие его не могут найти в нем ничего злобного, дурного, за что бы его должно гнать так, как они. Такое злобное преследование Давида с их стороны найдет должную кару от Бога. Господь накажет их тяжелым, конечным исходом их жизни, отвержением от Себя. Вера в свою правоту и сознание греховности действий врагов вселяют в Давида уверенность, что они погибнут в тех кознях («силки», «тенета»), которые ставят для него; он же, Давид, останется невредим («я перейду»). Эта вера Давида, как показывает исход Авессаломовых гонений, оправдалась.
комментарии Лопухина на Псалтирь, псалом 140
Псалом 140
Можно относить написание этого псалма Давидом ко времени гонения от Авессалома. На это указывает изображение Давидом себя преследуемым от врагов, причем он нигде не говорит о своей полной невинности пред Богом, а только о том, что неприязненность действий врагов не вызвана поступками с его стороны, которые бы оправдывали силу этой неприязненности. Наоборот, его молитва к Богу о том, чтобы Он сохранил его от всего дурного и слова «пусть накажет мя праведник» ( Пс. 140:5 ) дают возможность предполагать, что Давид не всегда следовал Богу, и что он получил обличение от праведника. Такое понимание данных слов псалма указывает на известное преступление Давида с Вирсавией и обличение его пророком. Следствием же указанного преступления Давида, были, как мы говорили ранее, семейные нестроения и, в частности, восстание Авессалома.
В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду.
Поспеши, Господи, ко мне со Своею помощью; да направится к Тебе молитва моя, как фимиам вечерней жертвы (1–2). Сохрани меня от дурных слов и лукавых мыслей; пусть меня обличает праведник, но я всегда против злодейств (3–5). Враги жестоко преследуют нас, как бы плугом рассекают землю, я же невиновен пред ними и кроток (6–7). Я надеюсь на Тебя и верую, что Ты защитишь, а враги нечестивые падут (8–10).
Псалом представляет молитву к Богу о спасении от врагов. Да будет моя молитва так же угодна Тебе, Господи, как угодна вечерняя жертва и фимиам, приносимые пред Тобою по закону Моисея. Давид, очевидно, находился вне Иерусалима, когда не мог приносить Богу узаконенной жертвы и место последней занимают теперь его устная молитва и воздеяние рук к Господу.
«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст» – не дай мне преступить Твои заповеди словом, дай мне силы к достойному пользованию даром речи, направляя его к служению Тебе. Сохрани меня, сбереги от уклонения в сторону лукавых, соблазнительных и преступных по греховности речей, сохрани мой путь прямым, не допусти «уклониться. к словам лукавым для извинения дел греховных» – измышлять, прибегать к извинениям, изворачиваться в отыскивании искусственных оправданий, как то делают люди нечестивые; да не буду считаться в числе избранных их, их соучастником. Пусть всякий мой поступок будет обличаем праведником; это обличение благодетельно и полезно, как елей на голове. Фактическим подтверждением служит обличение Давида пророком Нафаном, вызвавшее в нем глубокое покаяние и послужившее к его нравственному возрождению и примирению с Богом. – «Мольбы мои – против злодейств их» – я не только не желаю быть соучастником злых, но молю Тебя прекратить, остановить злодеяния их.
«Вожди их рассыпались по утесам» – вожди нечестивых моих врагов всюду следят за мною, они рассеялись даже по всем холмам и скалам. – «Слышат слова мои, что они кротки» – мои увещевания к ним кротки и слышались ими. Злоба врагов не вызывалась моим отношением к ним: я был кроток, они же стремились так уничтожить нас, как раздробляют землю для посевов.
Давид здесь указывает, что преследующие его не могут найти в нем ничего злобного, дурного, за что бы его должно гнать так, как они. Такое злобное преследование Давида с их стороны найдет должную кару от Бога. Господь накажет их тяжелым, конечным исходом их жизни, отвержением от Себя. Вера в свою правоту и сознание греховности действий врагов вселяют в Давида уверенность, что они погибнут в тех кознях ( «силк и», »тенет а»), которые ставят для него; он же, Давид, останется невредим ( «я перейду» ). Эта вера Давида, как показывает исход Авессаломовых гонений, оправдалась.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Толкование на Псалтирь 140:5
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 140:5 / Пс 140:5
Афанасий Великий (
Ст. 5−6 Накажет мя праведник милостью и обличит мя. Всякое вразумление охотно прииму от праведного, но от грешника не прииму благословения и ласкательства, которым, как елеем, умащают главу мою.
Яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени cyдии их. Находясь близ камня, будут они поглощены. Дает же разуметь, что сам Христос погрузит их в бездну. Услышатся глаголы мои, яко усладишася. Следствие предреченного им наказаны то, что глаголы мои будут признаны истинными и приличными.
Источник: Толкование на псалмы.
Иоанн Златоуст (
Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их
Пророк одного просил у Бога, а другое представляет от себя, и тем показывает, что люди не должны полагаться на одну молитву, предаваясь сами беспечности и сну, но приносить должное и с своей стороны. Что же он приносит от себя? Не овец, не волов, не деньги, но кротость нравов и крайнее отвращение к нечестию беззаконников. Я не только, говорит, буду избегать пагубной благосклонности, не только охотно приму обличение праведных, но и восстану против похотей беззаконников; я так далек от желания их милости, что даже молюсь против их похотей.
Источник: Беседы на псалмы. На псалом 140.
Нил Синайский
Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их
Источник: Письма на разные темы. Местоблюстителю Евпсихию.
Феодорит Кирский (386/93−
«Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея». Предпочтительнее для меня, говорит Пророк, когда праведные для вразумления и пользы огорчают, нежели когда предлагают приятное люди грешные, хотя бы это, подобно елею, делающему главу светлою, и доставляло мне радости в жизни. Лучше желаю быть вразумлен праведными, нежели пользоваться услугами грешных.
«Яко еще и молитва моя во благоволении их». Симмах перевел сие так: еще и молитва моя не простирается далее злобы их. Столько далек от желания себе благоденствия их, что и им желаю перемениться, чтобы с переменою благополучия изменились и сами они, отложив злобу свою.
Евфимий Зигабен (
(Да) накажет мя праведник милостью, и обличит мя; елей же грешного да не намастит главы моея.
Пусть, продолжает, Господи, обличит и накажет меня (выговором) праведник; а ласковость и услужливость грешника пусть не подает мне руку и не услуживает мне; потому что лучше и полезнее бич и обличение от праведника, нежели ласковость, угодливость и сладкоречие грешника, что значит елей. И жезл праведника гораздо душеполезнее, нежели честь и благотворительность злого, как сказал и Григорий Богослов: полезнее бич праведника, нежели милость грешника; и жезл праведника лучше чести злого. Прибавлено: милостью, потому что праведник хотя наказывает и обличает, но человеколюбиво и милостиво; ибо он заботится, чтобы согрешающий брат его не погиб, если не получит надлежащего обличения.
Златословесный: Видишь ли, как тверда душа его в добродетели? От праведников она готова переносить с удовольствием и выговоры, а от беззаконных, хотя бы они говорили и приятное что-либо, она отвращается. Почему? Потому что сии и сожалением часто погубляют, a те и строгостью исправляют; и в обличении тех заключается сострадательность, а в сострадательности сих—смерть. И смотри, как здесь выразил апостольский совет: обличи, зaпpeти, умоли. Таково-то обличение у святых; так поступают и врачи: они не только рассекают, но и обвязывают. Если же от злых должно отвращаться и тогда, когда они милуют; то когда же должно сближаться с ними? Явно, что никогда. Посему когда злой и деньги дает, и обещает удовольствия и почести, отвергай и убегай; а праведника, хотя бы он и укорял и насмехался, держись, ибо он из любви делает сие; так как и по словам Григория Богослова самая суровость одного приятна по причине пользы, а другого и милость подозрительна по причине злонравия его. Феодорит: Для меня, говорит, вожделеннее от праведников и оскорбительное что-либо, причиняемое ими в наставление и для пользы, нежели со стороны грешников приятное, хотя бы cиe, на подобие умащающего главу елея, обещало мне радостную жизнь; ибо я лучше желаю получать наказаниe от праведников, нежели от грешников услуги. Безыменный: Молюсь, говорит, чтобы мне не быть в сообщении с нечестивыми, и предпочитаю сожительство с праведником, хотя оно кажется и трудно по причине обращения чрез наказание. Ибо лучше хочу принимать от праведника обличение, нежели от грешника ласковое слово с обманом, хотя бы он стараясь умягчить меня ласкательствами, бесчисленными вежливостями, как елеем умастил главу мою.
Яко еще и молитва моя во благоволениих их.
Не только, продолжает, убегаю беззаконных и грешных людей и отвращаюсь от обращения с ними и услуги их, но еще и молюсь при благоволениях, т. е. против благоволений и злых хотений их, как изъясняет Златословесный, принимая предлог во (εν) за против, по замену одного другим. Я прошу, чтобы злые советы и вредные желания их не пришли в исполнение, не сбылись; ибо cиe-то он называет благоволениями.
Слова Феодорита: Я не только не завидую благоденствию их, но еще молюсь о изменении счастья их, дабы изменившись в благоуспешности они изменились и во зле. Посему под благоволениями Феодорит здесь разумеет благополучие и благоденствие беззаконных и грешных. Согласно с сим и Златословесный не много ниже называет их благоденствием.
Сергий Терновский
Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея: яко еще и молитва моя во благоволениих их
Яко еще и молитва моя во благоволениих их — то есть не хочу от них милости, хотя бы они с благоволением принимали мои просьбы. Ст. 6. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, — расточишася кости их при аде. Пожерты — то есть поглощены. Пророк имеет в виду два события: поглощение египтян водою когда они уже достигли самого берега, при камени, и поглощение землею Дафана и Авирона; вместо судей точнее читать: сильных. Указывая на сии события, св. Давид хочет показать, какая участь ожидает нечестивых. Сказав, что он не хочет милости от грешников, хотя бы они и приняли его просьбу с благоволением, он объясняет сему причину: он надеется, что когда их ожидает страшная участь, то его молитва будет услышана и с благоволением принята самим Господом: услышатся глаголи мои, яко возмогоша; на Тя уловах!
Источник: Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви.
Псалтирь 140 псалом
Псалтирь
Новый русский перевод → Толковая Библия Лопухина
Можно относить написание этого псалма Давидом ко времени гонения от Авессалома. На это указывает изображение Давидом себя преследуемым от врагов, причем он нигде не говорит о своей полной невинности пред Богом, а только о том, что неприязненность действий врагов не вызвана поступками с его стороны, которые бы оправдывали силу этой неприязненности. Наоборот, его молитва к Богу о том, чтобы Он сохранил его от всего дурного и слова «пусть накажет мя праведник» (Пс. 140_5) дают возможность предполагать, что Давид не всегда следовал Богу, и что он получил обличение от праведника. Такое понимание данных слов псалма указывает на известное преступление Давида с Вирсавией и обличение его пророком. Следствием же указанного преступления Давида, были, как мы говорили ранее, семейные нестроения и, в частности, восстание Авессалома.
В еврейской, греческой и латинской Библиях псалом приписывается Давиду.
Поспеши, Господи, ко мне со Своею помощью; да направится к Тебе молитва моя, как фимиам вечерней жертвы (1-2). Сохрани меня от дурных слов и лукавых мыслей; пусть меня обличает праведник, но я всегда против злодейств (3-5). Враги жестоко преследуют нас, как бы плугом рассекают землю, я же невиновен пред ними и кроток (6-7). Я надеюсь на Тебя и верую, что Ты защитишь, а враги нечестивые падут (8-10).
Пс.140:2. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
Псалом представляет молитву к Богу о спасении от врагов. Да будет моя молитва так же угодна Тебе, Господи, как угодна вечерняя жертва и фимиам, приносимые пред Тобою по закону Моисея. Давид, очевидно, находился вне Иерусалима, когда не мог приносить Богу узаконенной жертвы и место последней занимают теперь его устная молитва и воздеяние рук к Господу.
Пс.140:3. Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
Пс.140:4. не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
Пс.140:5. Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст» — не дай мне преступить Твои заповеди словом, дай мне силы к достойному пользованию даром речи, направляя его к служению Тебе. Сохрани меня, сбереги от уклонения в сторону лукавых, соблазнительных и преступных по греховности речей, сохрани мой путь прямым, не допусти «уклониться. к словам лукавым для извинения дел греховных» — измышлять, прибегать к извинениям, изворачиваться в отыскивании искусственных оправданий, как то делают люди нечестивые; да не буду считаться в числе избранных их, их соучастником. Пусть всякий мой поступок будет обличаем праведником; это обличение благодетельно и полезно, как елей на голове. Фактическим подтверждением служит обличение Давида пророком Нафаном, вызвавшее в нем глубокое покаяние и послужившее к его нравственному возрождению и примирению с Богом. — «Мольбы мои — против злодейств их» — я не только не желаю быть соучастником злых, но молю Тебя прекратить, остановить злодеяния их.
Пс.140:6. Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
Пс.140:7. Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
«Вожди их рассыпались по утесам» — вожди нечестивых моих врагов всюду следят да мною, они рассеялись даже по всем холмам и скалам. — «Слышат слова мои, что они кротки» — мои увещевания к ним кротки и слышались ими. Злоба врагов не вызывалась моим отношением к ним: я был кроток, они же стремились так уничтожить нас, как раздробляют землю для посевов.
Пс.140:8. Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
Пс.140:9. Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
Пс.140:10. Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Давид здесь указывает, что преследующие его не могут найти в нем ничего злобного, дурного, за что бы его должно гнать так, как они. Такое злобное преследование Давида с их стороны найдет должную кару от Бога. Господь накажет их тяжелым, конечным исходом их жизни, отвержением от Себя. Вера в свою правоту и сознание греховности действий врагов вселяют в Давида уверенность, что они погибнут в тех кознях («силки», «тенета»), которые ставят для него; он же, Давид, останется невредим («я перейду»). Эта вера Давида, как показывает исход Авессаломовых гонений, оправдалась.
Молитва о святости
Псалом 140
Заглавие
«Псалом Давида». Представьте себе, Давид под подозрением, он молчит, боясь в попытке оправдания повредить себе неосторожно сказанным словом. Давид окружен врагами, которые неустанно злословят его. Даже святые осуждают царя, но он слушает их с благодарностью. Давид – вождь праведных – оплакивает положение, в котором они оказались. И тем не менее он с уверенностью ожидает спасения от Господа. Данный псалом входит в группу, состоящую из четырех песен, и имеет заметное сходство с остальными тремя. Его истинный смысл столь глубок, что практически скрыт от наших глаз, но даже на поверхности его можно обнаружить драгоценные крупицы мудрости. Первые строки псалма озарены мягким вечерним светом. Аромат благовоний медленно поднимается к небесам. Затем наступает ночь, чей язык слишком сложен для понимания. На смену ей приходит утро, в свете которого нашему взору предстает сам Господь.
Композиция
Псалмопевец взывает к Богу в надежде, что Он услышит его молитву (ст. 1—2). Затем он молит Всевышнего хранить его уста и сердце, не давая согрешить ни словом, ни делом, а также избавить его от необходимости всякого общения с беззаконниками.
Давид предпочитает упрек праведника лести нечестивца, утешаясь тем, что когда?нибудь святые поймут и оценят его по достоинству (ст. 3—6). В последних стихах (ст. 7—10) оклеветанный герой олицетворяет собой образ преследуемой Церкви. Он возводит очи к Богу, моля о спасении от врагов и о наказании своих угнетателей.
Истолкование
1 Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе. 2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя.
1. «Господи, к Тебе взываю». Ты моя последняя надежда, молитва к Тебе никогда не останется без ответа. Мой призыв дается мне с трудом, он так слаб, что достоин называться лишь воплем. Но он возносится к Яхве, и это придает ему ценность. Я взывал к Тебе, взываю сейчас и буду взывать вечно. К кому еще мне обратиться и что делать? Другие полагаются на себя, но я к Тебе взываю. Верующий должен всегда иметь при себе молитвенное всеоружие, и оно избавит его от всякой нужды. «Поспеши ко мне». Его дело не терпело отлагательств, потому он молил Господа не медлить. Бог лучше нас знает времена и сроки, но в безвыходном положении мы осмеливаемся вновь и вновь напоминать Ему о себе, приближая явление благодати. Часто запоздавшая помощь может оказаться бесполезной, потому нам позволено молиться о том, чтобы нас не постигла подобная участь. «Внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе». Уже во второй раз Давид упоминает свой призыв к Богу. Молитва стала его постоянным занятием, в одном стихе он дважды говорит: «Взываю». Он жаждет быть услышан и немедленно! В каждой молитве великий Отец различает голоса, стоны и слезы Своих детей. Он понимает их, даже если они не в силах себя выразить. Дух праведника смущается, когда ему кажется, будто его печальные возгласы разбиваются о пустоту. Он не успокоится, пока горестное «к Тебе» не сменится радостным «ко мне». Когда молитва становится для человека единственным прибежищем, одна мысль о ее тщетности повергает его в уныние.
Когда бы Ты забыл нас, Боже,
Жизнь стала б непосильной ношей.
Но зову сердца внемлешь
Ты, Опорой служишь на пути.
2. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое». Пусть моя молитва будет подобна благовониям, тщательно приготовленным, зажженным от священного огня и смиренно воскуряемым Господу. Нельзя думать, будто молитва не требует размышлений. Она должна быть «направлена», более того, направлена «пред лицо» Господне. Молящемуся надлежит ощущать Его присутствие и благоговеть перед именем Его. Нельзя также считать всякое прошение достойным божественного одобрения. Подобно благовонным приношениям, молитва требует соблюдения особых правил. В противном случае Бог отвергнет ее. «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя». Какую бы форму ни принимала молитва псалмопевца, его единственным желанием остается быть признанным Богом. Иногда молитва совершается без слов – лишь движениями тела. Склоненные колени и воздетые к небу руки красноречиво свидетельствуют об искренности просителя. Несомненно, руки, занятые трудом, также воздеты в молитве, если труд сей совершается во славу Божью. Молиться можно не только сердцем, но и руками, потому пусть даже самое малое из наших усилий будет столь же угодно Господу, как и вечерняя жертва. Надежда праведника, воздевающего упавшие руки, тоже может стать своеобразным способом поклонения. Да будет оно угодно Всевышнему! Псалмопевец обращается к Богу с дерзновенной просьбой, желая, чтобы смиренный призыв и молитва имели в очах Господних ту же ценность, что и установленные законом жертвоприношения. Но такая молитва не может быть слишком смелой, ибо духовная сторона нашего вероисповедания дороже для Господа, нежели обрядовая, и жертва уст драгоценнее всех тельцов в стойлах. Первые стихи были посвящены непосредственно самой молитве. В последующих двух Давид обращается к Богу с конкретной просьбой.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; 4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их. 5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои – против злодейств их. 6 Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.
3. «Положи, Господи, охрану устам моим». Устами своими Давид возносил молитвы, нельзя допустить их осквернения ложью, гордыней или гневом. Однако все случится именно так, если не уделить этому особое внимание, ведь подобные злоумышленники непрестанно стучатся в наши двери. Давид опасался, что его собственная бдительность не сможет защитить его от внезапных нападок греха. Поэтому он умоляет Господа уберечь его от них. Если Господь охраняет город, он надежно защищен. Если Он положил охрану нашим устам, нам не о чем волноваться. «И огради двери уст моих». Бог сделал наши уста вратами, но мы не можем вечно держать их на замке, и потому просим Его самого позаботиться о них. О, если бы Господь один отворял и затворял их, ведь предоставленные сами себе, мы не справляемся с этой задачей. Во времена гонений мы особенно склонны говорить поспешно и уклончиво, посему в таких случаях нам особенно необходима надежная защита от всякого греха. Сколь снисходителен к нам Господь! Он доверил нам быть хранителями Его врат, однако ради нас Он сам встает на страже.
4. «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым». Эти слова через века отзовутся в молитве: «Не введи нас во искушение». О, если бы ничто на свете не возбуждало в нас греховных желаний! Псалмопевец внимателен к своему сердцу. Тот, кто держит в своих руках сердце человека, господствует над ним. Но если язык и сердце наше находятся под Божьей защитой, то мы в безопасности. Будем же просить Его не оставлять нас наедине с нашими наклонностями, ибо тогда мы непременно собьемся с истинного пути.
«Для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие». Сердечные склонности определяют ход всей жизни человека. Греховные желания порождают дурные поступки. Если чист источник жизни, грех не осквернит и ее полноводные потоки. Увы, те, с кем мы общаемся, оказывают на нас сильнейшее влияние. Даже праведник не устоит перед нажимом со стороны ближних. Отсюда и страх, что делающие беззаконие совратят нас на свой путь. Нам следует избегать их общества, дабы избежать греха. Плохо, когда сердце избирает неверную дорогу, еще хуже, когда весь жизненный путь человека лежит во тьме, но воистину ужасно, когда отступник катится по наклонной плоскости, окруженный толпой грешников. Совершая злодеяния, мы обрекаем себя на вечные муки. Если грех – привычное для нас дело, то это не только не оправдывает его, а еще больше усугубляет. Господь наказывает всякого, кто упорствует в беззаконии. Праведников приводит в ужас одна мысль о грехах, совершаемых другими. Страх побуждает их преклонить колени в молитве. Беззакония, в данном случае попрания справедливости, следует избегать, как избегают заразной болезни. «И да не вкушу я от сластей их». Общаясь с нечестивыми, мы вскоре сядем с ними за один стол. Они поставят перед нами свои лучшие яства в надежде поработить нас, услаждая наш аппетит. Они тщательно выбирают приманку, и мы рискуем попасть в их сети и сделаться пищей их злого умысла. Не желая грешить с беззаконниками, сторонитесь их общества, и чтобы не соучаствовать в нечестии, уклоняйтесь от распутства.
5. «Пусть наказывает меня праведник: это милость». Давид предпочитал горькие слова святых сластям нечестивцев. Лучше сносить удары праведника, нежели разделять пиршество с беззаконниками. Псалмопевец благодарен святым за их наставление: «Пусть наказывает меня праведник». Лесть нечестивца жестока, но укор праведного благ. Порой благочестивые люди не жалеют нас: они не просто напоминают нам о грехе, но обрушивают на него всю тяжесть своего гнева. Но и тогда мы призваны терпеливо и с любовью сносить осуждение, благодарно принимая тяжкие удары. Безумец негодует на укоряющих его, но мудрый человек извлекает пользу даже из упреков. «Пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей». Елей не вредит голове, на которую изливается, и упрек может оказаться благом для человека. Подобно тому как елей освежает и придает аромат, правильно воспринятый укор услаждает и обновляет сердце. Обличение из уст друга свидетельствует о его любви ко мне. На пирах нечестивых людей была разбита не одна голова, но ни одна не пострадала за столом у искреннего порицателя. Елей лести и масло, изливаемое на кутежах, не хороши: «помазания» неправедных нередко разбивают и головы, и сердца. Но даже самое строгое осуждение из уст праведника прекрасно, хотя и не всегда приятно. Оно ранит сердце, но не разбивает его.
7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней. 8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! 9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников. 10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
8. «Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои». Он неотрывно смотрел вверх, почитая долг выше обстоятельств, а обещание – выше видимой реальности. Давид возложил свое упование на Бога, а не на людей. Он не закрыл глаза от безразличия или отчаяния и не доверился никому из творений Божьих, но возвел очи к Господу и не увидел причин для страха. Яхве стал его единственной надеждой. Фома назвал Иисуса Господом и Богом, так и Давид здесь дважды повторяет слово «Господь». Сладостны для святых божественные имена, которым они поклоняются и к которым взывают. «На Тебя уповаю». Не только на совершенство Твое или обещания, но на Тебя самого. Другие могут возлагать надежды на что угодно, но Давид хранил верность Господу, во всем без сомнений полагаясь на Него одного. «Не отринь души моей». Так было бы, если бы Господь забыл о Своем обещании и не исполнил его. Ужасно испытать лишения, но еще страшнее потерять душу свою. Оказаться отвергнутым друзьями – большое несчастье, но быть отринутым Богом равнозначно смерти. Воистину горе человеку, оставленному Господом. Но мы находим утешение в Его словах «не оставлю тебя и не покину тебя».
9. «Сохрани меня от силков, поставленных для меня». Ранее, в Пс. 140:3, Давид просил Бога «положить охрану устам его», теперь же он молит «сохранить его». Его тревожат скорее тайные искушения, нежели открытые нападки. Храбрецы страшатся не битв, но тайных заговоров. Мы боимся попасть в ловушку, подобно ничего не подозревающим животным, и потому взываем к Богу мудрости, моля о защите. «От тенет беззаконников». Они пытались уловить Давида в его словах или делах. Это само по себе уже было беззаконием и вполне соответствовало их прочим наклонностям. Сами будучи злы, они стремились либо привлечь Давида на свою сторону, либо выставить его таким в глазах людей. Если им не удавалось уловить праведника одним способом, они прибегали к другому, умножая «силки и тенета», полные решимости погубить его. Давид мог ожидать спасения лишь от всеведущего и всемогущего Бога, который избавит и нас с вами. Трудно избежать невидимой глазу западни и искусно расставленных тенет. Но не напрасен вопль несчастного псалмопевца – «сохрани меня».
10. «Падут нечестивые в сети свои, а я перейду». Возможно, для христианина это не лучшая молитва, но она справедлива, и лишь благодать Божья удерживает нас от того, чтобы воскликнуть: «Аминь». Но даже она не заставляет нас желать иного врагам праведника. Разве мы не хотим, чтобы невинные избежали страданий, а виновные пожали плоды собственных злых умыслов? Разумеется, если нам дорога справедливость.
Нет ничего дурного в том, чтобы желать себе того же, чего ты желаешь всякому доброму человеку. И все же есть «путь еще превосходнейший».
Советы проповедникам
Стих 1.
1. Постоянство в молитве. «Взываю… взываю».
2. Личное обращение. «К Тебе… к Тебе».
3. Практичность. «Поспеши… внемли».